в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"
не действует Редакция от 30.04.2007 Подробная информация
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"

III. Штурманская подготовка авиационных объединений, соединений и частей

37. Штурманская подготовка представляет комплекс мероприятий, направленных на приобретение и совершенствование теоретических знаний и практических навыков личным составом авиационных объединений, соединений и частей в целях навигации, боевого применения и штурманского обеспечения полетов (боевых действий).

38. Штурманская подготовка авиационных объединений, соединений и частей включает:

штурманскую подготовку летного состава;

штурманскую подготовку начальников штабов, их заместителей и помощников, офицеров оперативных отделений (отделов) штабов авиационных формирований, офицеров служб: поисково-спасательной, разведки, радиоэлектронной борьбы, связи и радиотехнического обеспечения полетов (далее - офицеров авиационных штабов);

штурманскую подготовку расчетов ПУ и ГРП;

штурманскую подготовку руководителей полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и авиационных наводчиков.

За штурманскую подготовку летного состава отвечают главные штурманы авиационных объединений, главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей, штурманы подразделений авиационных частей.

За штурманскую подготовку офицеров авиационных штабов, расчетов ПУ, ГРП, руководителей полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и авиационных наводчиков отвечают их непосредственные командиры (начальники).

Штурманская подготовка летного состава

39. Штурманская подготовка летного состава является основой штурманской подготовки авиационных объединений, соединений и частей. Она состоит из общей штурманской подготовки, штурманской подготовки к полету и летной штурманской подготовки.

Общая штурманская подготовка

40. Общая штурманская подготовка летного состава проводится в форме теоретических и практических занятий. Количество часов учебного времени на общую штурманскую подготовку, тематика и виды занятий определяются служебными документами федеральных органов власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации. При планировании боевой подготовки авиационной части на учебный год тематика и количество часов на общую штурманскую подготовку решением командира авиационной части могут уточняться исходя из конкретных задач и уровня штурманской подготовки летного состава.

41. В результате проведения общей штурманской подготовки летный состав должен иметь необходимые теоретические знания и твердые навыки в подготовке полетной документации, работы с оборудованием ВС (АК), использования средств РТО полетов и выполнения штурманских расчетов, уметь самостоятельно подготовиться к полету в штурманском отношении. Уровень общей штурманской подготовки летного состава проверяется должностными лицами штурманской службы.

42. Общая штурманская подготовка летного состава включает изучение:

теоретических вопросов навигации и боевого применения конкретных типов ВС (АК), их оборудования и систем авиационного вооружения с учетом боевого предназначения авиационного соединения, части;

систем и средств навигации и боевого применения, авиационных средств поражения и средств объективного контроля, а также методики их использования в различных условиях навигационной и тактической обстановки;

основополагающих документов по организации, подготовке и выполнению полетов и обеспечению их безопасности;

района полетов (боевых действий);

данных работы и зон действия (рабочих областей) средств связи и РТО полетов;

инструкций по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения (на весь район полетов), по производству полетов в районах аэроузлов, аэродромов, по проведению полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления);

авиационных карт и документов аэронавигационной информации;

объектов АСУ, штатной и придаваемой вычислительной техники и решаемых с ее помощью задач штурманской подготовки к полету и штурманского обеспечения полетов (боевых действий).

43. В результате проведения общей штурманской подготовки летный состав должен знать:

теорию навигации и боевого применения, порядок выбора и прокладки маршрута полета, выполнения навигационного и инженерно-штурманского расчетов полета;

способы построения и выдерживания заданных боевых порядков, выхода на исходный пункт маршрута;

порядок выполнения полета по маршруту, контроля и исправления пути, выхода на цель, маневрирования, выхода на аэродром посадки, роспуска боевых порядков и захода на посадку;

виды боевого применения ВС (АК), способы и порядок их выполнения; методику и способы решения задач навигации и боевого применения;

методику выполнения объективного контроля, дешифрирования данных СОК и оценки точности решения задач навигации и боевого применения;

меры по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;

методику определения рациональных и безопасных условий решения задач навигации и боевого применения;

тактико-технические данные, принцип действия и устройство бортовых и наземных средств (систем) навигации, боевого применения и объективного контроля полета в объеме, необходимом для их подготовки и грамотного использования в полете;

положения инструкций (руководств) по подготовке и использованию ПНК (ПНО) и вооружения ВС (АК) в полете;

варианты боевой зарядки ВС (АК) и порядок ее разгрузки;

объем, порядок и сроки проверки и юстировки ПНК (ПНО), порядок составления графиков (таблиц) поправок к показаниям приборов;

причины и признаки отказов авиационной техники на земле и в полете, возможности восстановления ее работоспособности в полете или выполнения задания с использованием дублирующих средств;

возможности имеющихся в авиационной части объектов АСУ, вычислительной техники по решению задач штурманской службы, алгоритмы и методику их решения, порядок подготовки и ввода данных в АСУ (ЭВМ);

порядок организации, руководства, выполнения полетов и обеспечения их безопасности;

структуру воздушного пространства Российской Федерации, правила и порядок его использования;

содержание мероприятий обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении;

методику подготовки и проведения разбора полетов;

порядок проверки и допуска к полетам летного состава;

обязанности должностных лиц по организации, проведению и обеспечению полетов;

общий физико-географический характер района полетов (боевых действий);

климатические, метеорологические и орнитологические особенности района базирования и местные признаки изменения погоды;

основные линейные и площадные ориентиры, их характерные особенности, возможность использования для ведения визуальной и радиолокационной ориентировки, коррекции ПНК в различных условиях;

рельеф местности и его основные высоты, местоположение основных искусственных препятствий и их высоты;

магнитное склонение и магнитные аномалии;

расположение государственной границы (линии фронта), приграничной полосы, воздушных трасс (местных воздушных линий), опасных, запретных зон и зон ограничений полетов;

основные и запасные аэродромы, их местоположение, размеры и направления взлетно-посадочной полосы, средства связи и РТО полетов;

местоположение авиационных полигонов, площадок десантирования (приземления), зон воздушных стрельб, их оборудование, особенности выполнения полетов;

местоположение, тип и данные работы, позывные, рабочие области радионавигационных систем по высотам полета, порядок заказа работы средств РТО полетов на земле и с борта ВС (АК);

методику применения средств РТО полетов для решения задач навигации и боевого применения;

порядок организации и выполнения полетов, в том числе подачи заявок на полеты и извещения о полетах центров ЕС ОрВД;

порядок выхода и входа в районы аэроузлов и аэродромов, захода на посадку;

порядок работы на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и их заказа, организацию руководства полетами на полигонах (площадках десантирования);

порядок управления воздушным движением;

меры по предупреждению потери ориентировки, нарушения государственной границы, входа в запретные зоны, применения АСП вне полигона (десантирования вне заданных площадок);

действия экипажа при восстановлении ориентировки и в других особых случаях полета;

действия экипажа при получении сигналов "Стрела", "Режим" и "Ковер";

классификацию, назначение, масштабы, виды проекций и характер искажений авиационных карт, содержание и порядок их общей подготовки;

особенности использования авиационных карт при решении задач навигации и боевого применения, штурманского обеспечения полетов (боевых действий);

классификацию и содержание документов аэронавигационной информации, их использование при подготовке к полету и в полете, порядок их ведения.

44. При решении задач навигации и боевого применения используются авиационные карты. По своему предназначению они подразделяются на:

полетные карты (маршрутные (навигационные), бортовые, района цели);

специальные карты (радионавигационные, магнитные, с сеткой ПВО, искусственных препятствий, ориентиров коррекции, гравиметрические);

справочные карты (консультативные, часовых поясов, звездного неба, метеорологические, магнитных склонений).

По форме представления картографической информации авиационные карты могут быть аналоговыми (бумажными) или электронными.

45. Полетные карты являются основными для решения задач навигации, боевого применения и входят в обязательный комплект полетной документации экипажей ВС.

Полетные карты в экипаже должны иметь командир, помощник командира (второй пилот), штурман, помощник штурмана (второй штурман, штурман-оператор), летчик-штурман.

В ходе штурманской подготовки летчики и штурманы изучают особенности используемых полетных карт, осуществляют их подбор и склейку на район полетов (боевых действий), а также их общую подготовку.

Подготовка полетных карт проводится в соответствии с положениями настоящих Правил, руководства по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (здесь и далее в тексте - документом, ему соответствующим, федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится подразделение государственной авиации), указаниями главных (старших) штурманов авиационных объединений, соединений и частей. Условные знаки, используемые при подготовке полетных карт и работе с ними, приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.

46. Общая подготовка маршрутных карт включает:

нанесение линии фронта (поднятие государственной границы, приграничной полосы и запретных зон), средств ПВО противника, рубежей обнаружения, ввода в бой, сопровождения, дозаправки и внеаэродромных средств РТО полетов;

нанесение участков ВТ и МВЛ с режимами их пересечения, границ запретных зон и зон с особым режимом полетов, отсечных пеленгов (азимутов) и дальности до них, магнитных склонений, внеаэродромных средств РТО полетов, границ зон и районов ЕС ОрВД;

нанесение границ рабочих областей и кривых равной точности радионавигационных систем полетов, рубежи начала и окончания непрерывной коррекции ПНК;

поднятие характерных визуальных и радиолокационных ориентиров, обеспечивающих ведение ориентировки и коррекцию ПНК, снятие (определение) и нанесение их координат, поднятие основных высот местности и нанесение искусственных препятствий.

47. Бортовая карта хранится на борту ВС (АК) и должна охватывать район радиусом не менее максимальной практической дальности полета ВС (АК). Общая подготовка бортовой карты включает:

нанесение линии фронта (выделение государственной границы);

выделение сетки геодезических координат и нанесение данных для применения ПНК;

нанесение аэродромной сети и внеаэродромных средств РТО полетов.

48. Общая подготовка карт района целей включает:

обозначение границ района цели (полигона);

нанесение разрешенных секторов атак (разведки) целей;

обозначение и выделение цели, точки прицеливания и вспомогательных (вынесенных) точек прицеливания;

выбор, отметку и поднятие начала боевого пути, прокладку и разметку линии боевого пути;

измерение и нанесение путевого угла, расстояния и времени полета до цели;

определение и нанесение высоты (превышения) цели над уровнем моря (над аэродромом базирования);

поднятие радиолокационных и визуальных (контрольных) ориентиров, средств РТО полетов, обеспечивающих коррекцию ПНК, выход на НБП и цель, ее поиск и опознавание;

расчет и нанесение геодезических (прямоугольных, ортодромических) координат цели, точки прицеливания, НБП и опорных ориентиров (ориентиров коррекции ПНК);

нанесение безопасных рубежей применения оружия от своих войск;

нанесение зон обнаружения и поражения средств ПВО противника.

Карты, фотосхемы, снимки радиолокационного изображения района цели подбираются штабом и старшим штурманом авиационной части в зависимости от задачи, характера цели, условий предстоящих полетов и типа ВС.

49. Специальные карты в зависимости от оборудования ВС, средств РТО полетов предназначены для использования в интересах навигации и боевого применения.

50. Рабочие карты предназначены для сокращения времени на подготовку штурманом-руководителем предложений командиру для принятия им решения на боевые действия (полеты) и личной подготовки к постановке задачи, а также для разработки полетных заданий и программ полета.

Общая подготовка рабочей карты включает:

нанесение линии фронта (государственной границы и приграничной полосы);

нанесение средств РТО полетов, данных их работы и зон действия (рабочих областей), целей (полигонов), опорных ориентиров, аэродромов базирования и запасных аэродромов;

нанесение элементов навигационной обстановки в районе полетов (структуры воздушного пространства);

выбор и нанесение сетки ортодромической системы координат.

К рабочей карте прилагаются бланки оперативной и неоперативной информации ПНК, другие необходимые документы.

51. В зависимости от вида (рода) авиации и боевого предназначения авиационной части решением старшего штурмана авиационной части на авиационные карты могут наноситься и другие данные.

В военное время на карты, используемые на борту ВС (АК) в боевых полетах, наносить расположение своих войск, кораблей, базирование авиации и другие секретные данные запрещается.

52. Электронные карты применяются в наземных автоматизированных комплексах подготовки полетных заданий, на АРМ главного (старшего) штурмана и в бортовых автоматизированных системах информационной поддержки экипажей. Порядок работы с электронной картой устанавливается руководством оператору данных систем.

53. Летчики, штурманы и лица, связанные с руководством и управлением полетов, обязаны иметь необходимое штурманское снаряжение.

В комплект штурманского снаряжения входят:

портфель или картодержатель;

планшет наколенный летчика (штурмана);

масштабная линейка;

навигационный транспортир;

счетный инструмент (навигационная линейка или навигационный расчетчик);

часы штурманские (наручные).

Комплект штурманского снаряжения может дополняться другими измерительными и счетными инструментами, в том числе программируемым микрокалькулятором (микроЭВМ), а также портативным приемоиндикатором СНС.

Штурманская подготовка к полету

54. Штурманская подготовка к полету организуется в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный номер 6110) (далее именуется - ФАППП), настоящих Правил и проводится в целях полной реализации боевых возможностей ВС (АК) и максимального облегчения работы экипажа ВС (АК) в полете.

Качество штурманской подготовки к полету является одним из основных критериев успешного выполнения полетного задания и обеспечения безопасности полета в штурманском отношении.

55. Штурманскую подготовку к полету организует старший штурман авиационной части (главный (старший) штурман авиационного соединения) на основании решения командира авиационной части (соединения) на выполнение полетов (ведение боевых действий) и указаний главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения).

Объем и содержание подготовки к полету определяются уровнем штурманской подготовки авиационного соединения (части), характером поставленной задачи, условиями ее выполнения и располагаемым на подготовку временем.

Независимо от срочности выполнения полетного задания летному составу должно всегда предоставляться время, необходимое на штурманскую подготовку к полету.

56. Штурманская подготовка к полету проводится по подразделениям или группам тактического назначения под руководством штурманов подразделений. Она подразделяется на предварительную штурманскую подготовку к полету и предполетную штурманскую подготовку.

57. Предварительная штурманская подготовка к полету включает:

получение и уяснение задания на полет;

самостоятельную штурманскую подготовку к полету;

тренировку на тренажерах и в кабинах ВС;

контроль готовности к полету в штурманском отношении.

58. Задачу на полеты летному составу ставит организующий их командир. Им же определяются сроки и объем штурманской подготовки к боевому вылету (полетам).

59. При постановке задачи командир или по его указанию старший штурман авиационной части доводит до летного состава навигационную обстановку в районе полетов (боевых действий), маршруты и профили полетов, порядок и условия (режимы) выполнения полетных заданий по навигации и боевому применению, порядок использования средств навигации, боевого применения и объективного контроля полетов, боевой порядок авиационной части (подразделений, тактических групп), способы их построения, выдерживания и роспуска, а также захода на посадку на основном и запасном аэродромах, порядок выполнения задач в районе целей (на полигонах, площадках десантирования и в зонах стрельб), меры по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении, данные инженерно-штурманских расчетов, порядок проведения штурманской подготовки к полетам и контроля готовности к полетам в штурманском отношении.

При постановке задачи на полеты старший штурман авиационной части может использовать рабочую карту, штурманский план полета, схемы, графики и таблицы, подготовленные для выполнения полетов.

60. Самостоятельную штурманскую подготовку экипажей к полету организует штурман (командир) подразделения.

61. Каждый летчик и штурман в процессе самостоятельной штурманской подготовки к полету обязан:

изучить полетное задание, твердо усвоить его содержание и порядок выполнения;

подготовить полетные карты;

проложить маршрут, выполнить расчет полета;

подготовить карту цели (площадки десантирования, района разведки, поиска);

изучить маршрут, профиль и режим полета, средства РТО, основную и запасные цели (мишенную обстановку на полигоне), площадку десантирования (приземления), район разведки (поиска);

изучить и оценить обстановку по маршруту и в районе боевого применения;

уяснить боевой порядок авиационной части, подразделения (тактической группы), место экипажа в боевом порядке, способ построения боевого порядка, действия по его выдерживанию, способы роспуска и захода на посадку;

произвести инженерно-штурманский расчет полета (получить данные расчета);

разработать (детализировать) штурманский план полета;

подготовить данные для программирования полета и подготовки ПНК (ПНО) к полету;

проверить наличие (подготовить) необходимых справочных данных по навигации и боевому применению, посадке на основной и запасный аэродромы;

заполнить бортовой журнал (НПЛ, НПШ);

отработать на тренажере или в кабине ВС последовательность действий в полете и при возникновении особых случаев.

62. Подготовка полетных карт заключается в нанесении данных, в прокладке и разметке маршрута полета, осуществляемых согласно положениям руководства по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (документа, ему соответствующего, федерального органа исполнительной власти), вместе с подготовкой полетных карт проводится подготовка специальных карт.

63. Расчет полета производится после прокладки, разметки маршрута и уяснения режима полета.

В результате проведения расчета полета летчики и штурманы должны знать и уметь определять:

длину участков маршрута, расстояния до контрольных рубежей (набора высоты и снижения, уравнительных, дозаправки, обнаружения и др.), расстояние до цели, общую длину маршрута;

рубежи встречи с взаимодействующими подразделениями, тактическими группами, танкерами;

расчетное время выхода на цель при заданном времени взлета или расчетное время взлета, если задано время выхода на цель;

рубежи встречи с темнотой и рассветом, курсовые углы небесных светил (Солнца, Луны и Полярной звезды) для ориентировочного контроля направления полета;

данные для выполнения инженерно-штурманского расчета полета.

64. В целях обеспечения высокой точности и надежности выхода на заданную цель каждый экипаж готовит крупномасштабную карту цели (района разведки, площадки десантирования) в соответствии с положениями руководства по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (с документом, ему соответствующим, федерального органа исполнительной власти).

65. Изучение маршрута полета осуществляется одновременно с его прокладкой.

В результате изучения маршрута полета летчики и штурманы должны знать:

систему характерных визуальных и радиолокационных ориентиров в полосе, ширина которой определяется старшим штурманом авиационной части с учетом типа ВС (АК), но не менее +/- 50 км от линии заданного пути, возможности их использования для ориентировки, выхода на цель и коррекции ПНК;

средства РТО полетов, спланированные к использованию в целях навигации и боевого применения, их координаты, данные работы, рабочие области по высотам;

местоположение запасных аэродромов и посадочных площадок, их координаты и данные;

рельеф местности и искусственные препятствия в полосе +/25 км от линии заданного пути, безопасные высоты полета по участкам маршрута;

начертание государственной границы (линии фронта), приграничной полосы, запретные зоны;

меры по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении и порядок восстановления ориентировки (по участкам маршрута);

участки и порядок пересечения воздушных трасс и местных воздушных линий.

66. Изучение района цели производится по подготовленным картам целей, макетам, фотосхемам и другим материалам, а также по докладам экипажей, ранее выполнявшим полеты на эти цели.

В результате изучения целей летчики и штурманы должны знать:

точное местоположение целей и их координаты, способы поиска цели, если местоположение ее известно ориентировочно;

систему огня средств ПВО, характер и размеры цели, точки прицеливания и их координаты;

систему ориентиров, обеспечивающих надежное отыскание и опознавание цели (точки прицеливания), а также коррекцию ПНК и выход на начало боевого пути;

основные элементы цели, их взаимное расположение и уязвимость;

рациональные авиационные средства поражения, боевую зарядку ВС (АК);

абсолютную высоту цели (точки прицеливания), ее превышение над аэродромом взлета (над точкой последней коррекции высоты);

способы выделения точек прицеливания (ориентиров коррекции) на экране радиолокационного визира в условиях РЭБ;

заданное (расчетное) время выхода на цель, условия естественного освещения;

наличие ложных объектов, имитирующих цель;

способы и порядок нанесения удара (применения оружия) и контроля его результатов;

меры по обеспечению безопасности при применении авиационных средств поражения (при выполнении других видов боевого применения);

порядок ухода от цели.

При выполнении других видов боевого применения (десантирование, разведка и т.д.) карта района выполнения боевой задачи готовится с учетом особенностей задания и условий его выполнения.

67. В ходе самостоятельной подготовки к полетам изучается и оценивается метеорологическая и орнитологическая обстановка по маршруту и в районе боевого применения и прогноз ее на время полета (характер облачности, ветер, струйные течения, области турбулентности, высоты тропопаузы и образования инверсионного следа, отклонения температуры воздуха по высотам от стандартной, ожидаемая температура, места скопления и высоты полета птиц, опасные для авиации явления погоды и давление на уровне ВПП).

68. При уяснении боевого порядка авиационной части (подразделения, тактической группы) летчики и штурманы должны усвоить:

параметры боевого порядка и свое место в нем;

порядок взлета и способ построения, действия по занятию своего места в боевом порядке;

порядок отхода от аэродрома и время, затрачиваемое на построение;

действия экипажа по выдерживанию заданного места в боевом порядке и выходу из него в особых случаях;

способы, порядок встречи и расхождения с взаимодействующими группами;

параметры общего боевого порядка;

способы роспуска боевого порядка и захода на посадку.

69. Инженерно-штурманский расчет полета выполняется в следующих случаях:

протяженность маршрута превышает 75% практической дальности полета;

при полете на сверхзвуковой скорости (независимо от продолжительности);

при полетах на предельно малых и малых высотах (независимо от продолжительности);

при полетах по ВТ, МВЛ и перелетах (независимо от продолжительности).

Решением командира (старшего штурмана) авиационной части инженерно-штурманский расчет может выполняться и в других необходимых случаях.

70. Инженерно-штурманский расчет полета выполняется согласно руководству (инструкции) по расчету дальности и продолжительности полета конкретных типов ВС (АК), а при их отсутствии - руководству (инструкции) по летной эксплуатации ВС (АК).

71. При выполнении инженерно-штурманского расчета полета кроме предусмотренного руководством (инструкцией) гарантийного запаса топлива на разброс технических характеристик ВС (АК) и двигателей дополнительно берется запас топлива на возможное изменение навигационной и тактической обстановки, который должен составлять не менее 5% расчетного запаса топлива на полет, а также запас на полет строем.

В условиях мирного времени запас топлива должен исключать срабатывание сигнализации об аварийном остатке топлива до посадки ВС (АК) на аэродром. Остаток топлива после посадки может быть определен решением командира, организующего полеты, но не менее минимального.

72. В результате выполнения инженерно-штурманского расчета полета летчики и штурманы должны твердо уяснить и знать:

необходимую заправку топливом для достижения цели при заданной боевой зарядке ВС (АК), выполнения задачи и возвращения на аэродром посадки;

боевую зарядку и заправку ВС (АК) топливом для достижения цели на предельном радиусе действия, выполнения задачи и возвращения на аэродром посадки;

расход топлива по участкам маршрута и его остаток у контрольных ориентиров (рубежей), режим работы двигателей и режим полета;

практический потолок ВС (АК) по участкам маршрута (на форсажном и бесфорсажном режимах), а на многодвигательных ВС (АК) - при отказе одного и более двигателей;

остаток топлива и резерв летного времени при выходе в точку начала снижения для маневра захода на посадку и после посадки;

необходимое для выполнения задания количество топлива (при неполной заправке);

рубежи возврата на аэродром взлета и ухода на запасные аэродромы;

рубежи начала и окончания дозаправки, ее продолжительность и количество принимаемого (отдаваемого) топлива.

Запись расчетных данных о расходе и остатке топлива, практическом потолке по участкам маршрута, режиме работы двигателей и режиме полета производится в бланке инженерно-штурманского расчета полета. Данные об остатке топлива для основных точек маршрута наносятся на полетных картах и на штурманском плане полета.

73. В ходе предварительной подготовки к полету каждый экипаж разрабатывает штурманский план полета исходя из задачи на полет и указаний старшего штурмана авиационной части (штурмана авиационной эскадрильи).

74. Штурманский план полета разрабатывается в произвольной форме на отдельном листе в виде схемы маршрута или на полетной карте. Условными знаками или текстуально в плане отображаются содержание, последовательность работы экипажа в полете и меры (действия) по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении.

При полете в составе группы штурманский план полета ведомых экипажей должен соответствовать плану полета ведущего.

Объем и содержание штурманского плана определяется п. 167 настоящих Правил и, в зависимости от задания на полет, - дополнениями старшего штурмана авиационной части (штурмана отдельной авиационной эскадрильи).

75. Данные для программирования полета, вводимые в ПНК (ПНО), а также данные для использования дублирующих приборов (при отказе ПНК) готовятся в ходе штурманской подготовки к полету штурманом-программистом или каждым штурманом (летчиком) и проверяются старшим штурманом авиационной части или штурманом подразделения авиационной части.

При подготовке к боевым действиям, а также при ограниченных сроках подготовки к полетам в мирное время данные для программирования полета готовятся штурманами-программистами или лицами, определяемыми старшим штурманом авиационной части (штурманом отдельной авиационной эскадрильи) - с обязательным дублированием этих работ.

Объем и содержание данных для программирования полета с конкретным ПНК (ПНО), а также методика их определения излагаются в руководствах (инструкциях) по летной эксплуатации данного типа ВС (АК) и руководстве по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (в документе, ему соответствующем, федерального органа исполнительной власти).

76. Подготовка ПНК (ПНО) к полету заключается в проверке ее общей работоспособности, вводе программы полета и проверке правильности решения задач навигации и боевого применения.

Проверка производится специалистами инженерно-авиационной службы совместно с летным составом согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПНК (ПНО), руководства (инструкции) по летной эксплуатации данного типа ВС.

При ограниченных сроках подготовки к полету подготовка ПНК (ПНО) может проводиться только специалистами инженерно-авиационной службы, а при перелетах, на промежуточных аэродромах - летным экипажем.

77. Летчики и штурманы отвечают за правильную эксплуатацию в полете ПНК (ПНО), специального оборудования и вооружения ВС (АК), обязаны следить за своевременностью и качеством их проверок.

Вылет с неподготовленным, неисправным или истекшими сроками проверки ПНК (ПНО), специальным оборудованием и вооружением ВС (АК) запрещается.

78. Контроль за сроками проверок и юстировок ПНК, проверок ПНО, специального оборудования и вооружения ВС (АК) осуществляют штурманы (командиры) подразделений авиационных частей, а качество их выполнения - инженеры-специалисты и штурманы (командиры) экипажей.

В случае возникновения у экипажей сомнения в правильности работы ПНК (ПНО), специального оборудования и вооружения ВС (АК), по его требованию проводится их внеочередная проверка, а при необходимости и юстировка.

79. Летчики и штурманы в целях повышения качества подготовки к полету в установленные командиром (начальником) сроки и облегчения работы в полете должны иметь (готовить) справочные данные, необходимые для решения задач навигации и боевого применения. Справочные данные готовятся согласно указаниям главных (старших) штурманов авиационных соединений, старших штурманов авиационных частей с учетом положений настоящих Правил.

80. В ходе предварительной подготовки к полету под руководством командиров (штурманов) авиационных звеньев (отрядов) проводится тренировка экипажей на тренажере или в кабинах ВС (АК). Тренировка проводится в виде розыгрыша конкретного полетного задания по навигации и боевому применению и действий экипажа в особых случаях в полете.

Объем и продолжительность тренировок определяются командиром авиационной эскадрильи в зависимости от задачи и уровня штурманской подготовки экипажей.

При ограниченном времени на предварительную подготовку штурманские тренировки могут проводиться в период предполетной подготовки.

81. С летным составом в целях отработки штурманского глазомера, приобретения навыков в чтении карт, расчетов в уме и решения других задач навигации и боевого применения во время предварительной подготовки к полетам проводятся тренажи. Их тематику определяет старший штурман авиационной части (штурман отдельной авиационной эскадрильи) в зависимости от характера предстоящих полетов.

82. Предварительная штурманская подготовка экипажей к полетам завершается проведением контроля готовности к полету в штурманском отношении.

Выпуск в полет экипажей без контроля готовности к полету в штурманском отношении запрещается.

83. Контроль готовности к полету в штурманском отношении проводится в целях исключения выпуска в полет неподготовленных экипажей, а также ВС (АК) с неисправными или неподготовленными ПНК (ПНО) и недостаточным запасом топлива.

84. Контроль штурманской подготовки к полету должен быть индивидуальным, охватывать всех членов экипажа, выполняющих навигацию и боевое применение, и осуществляться должностными лицами, проводившими подготовку экипажей к полету. Контроль готовности включает проверку подготовки экипажей к полету в штурманском отношении, готовность ПНК (ПНО), специального оборудования и вооружения ВС (АК), а также наличия в кабинах ВС (АК) графиков (таблиц) поправок к показаниям навигационных приборов.

85. Готовность экипажей к полету в штурманском отношении определяется:

знанием полетного задания и последовательности его выполнения в соответствии со штурманским планом полета;

наличием подготовленных полетных и других положенных экипажу карт, штурманского плана полета и инженерно-штурманского расчета полета;

знанием программы полета, введенной или вводимой в полете в ПНК;

наличием бортового журнала (во фронтовой, корабельной и армейской авиации - записей в наколенном планшете), данных, необходимых для решения задач навигации, боевого применения, захода на посадку на основной и запасный аэродромы;

наличием установленного штурманского снаряжения;

знанием обстановки по маршруту полета и в районе цели, положения государственной границы, запретных зон и зон с особым режимом полета и порядка выполнения полета вблизи них;

знанием особенностей местности, основных ориентиров и средств РТО полетов в полосе маршрута, особенностей поиска цели (площадки десантирования) и выхода на нее;

знанием мер по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении.

86. Штурманскую подготовку к полету контролируют:

старший штурман авиационной части - экипажей управления авиационной части и командиров авиационных эскадрилий, его решением может проводиться контроль готовности и других экипажей авиационной части;

штурман (командир) авиационной эскадрильи - экипажей заместителей командира эскадрилий и командиров авиационных звеньев (отрядов), его решением может проводиться контроль готовности и других экипажей авиационной эскадрильи;

штурман (командир) авиационного звена (отряда) - экипажей авиационного звена (отряда).

Контроль готовности к полету в штурманском отношении перелетающих экипажей (кроме экипажей транспортных воздушных судов) при изменении задания в ходе перелета осуществляет старший штурман авиационной части, обеспечивающей перелет (перегонку). Контроль готовности к полету в штурманском отношении экипажей транспортных воздушных судов при изменении полетного задания на аэродроме промежуточной посадки осуществляет командир транспортного ВС (АК).

87. При выполнении авиационным соединением (частью) ответственных (сложных) заданий контроль их готовности к полету в штурманском отношении организуют главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения).

88. Допуском к полету является подпись контролирующего лица в бортовом журнале (во фронтовой, корабельной и армейской авиации - в рабочей тетради штурмана, летчика), а при перелетах - в контрольном листе.

89. Предполетная штурманская подготовка проводится в целях оценки последних данных обстановки и метеорологических условий, уточнения порядка выполнения заданий и доведения этих данных до экипажей, проверки исправности ПНК (ПНО) и специального оборудования ВС (АК), правильности снаряжения АСП и работы средств РТО полетов.

90. Старший штурман авиационной части до начала и в ходе предполетной подготовки обязан:

принять участие в оценке фактического состояния и прогноза метеорологических условий, в уточнении маршрута полета и задания на разведку погоды;

оценить обстановку в районе полетов, по маршруту и в районе цели, при необходимости уточнить маршруты полета, эшелоны и порядок выполнения задания экипажами, изменения маршрутов или эшелонов согласовать с центром ЕС ОрВД через авиационного диспетчера аэродрома государственной авиации (далее - авиационный диспетчер);

убедиться в утверждении заявок на полеты и работу средств РТО полетов в соответствии с заданием доставленных к ВС (АК) авиационных средств поражения, а также в знании специалистами ИАС вариантов боевой зарядки ВС (АК), типов взрывателей и установки замедления на них;

уточнить готовность запасных аэродромов, их средств управления и контроля за полетами;

организовать контроль проведения тренировок в кабинах ВС (АК), проверки ПНК (ПНО) и вооружения;

проверить часы по сигналам точного времени;

подготовить предполетные указания по службе, доложить командиру авиационной части.

91. Старший штурман (командир) авиационной части на предполетных указаниях обязан довести до сведения летного состава:

данные о навигационной и воздушной обстановке в районе полетов, изменения маршрутов и эшелонов полета;

данные о цели, времени, порядке выхода на цель и режиме (условиях) боевого применения;

порядок наведения и целераспределения при действиях по вновь выявленным целям;

высоты (эшелоны) полетов по маршрутам, в зонах, на полигонах;

данные о выполнении полетов в районе аэродрома;

время и порядок взлета экипажей, схему построения боевого порядка и отхода от аэродрома на маршруты, действия экипажей при выдерживании заданного места в боевом порядке, выхода на аэродромы, роспуска и захода на посадку;

запасные аэродромы и остаток топлива, обеспечивающий уход на них и посадку;

изменения данных о местонахождении, характере работы и порядке применения средств РТО полетов;

безопасные условия полета по маршруту и применения авиационных средств поражения, выброски груза (десанта);

точное время.

92. Каждый экипаж в ходе предполетной штурманской подготовки обязан:

уяснить условия полета и уточненный порядок выполнения задания;

проверить работоспособность ПНК (ПНО);

проверить правильность ввода программы в ПНК и решения контрольных задач;

установить исходные данные для полета, которые не были введены в процессе предварительной подготовки;

проверить правильность подвески АСП (размещения груза), установки замедления взрывателей и готовность специального оборудования;

уточнить расчет полета, ИШР, безопасные высоты полета по маршруту ниже нижнего (безопасного) эшелона по ППП и ПВП и применения АСП по фактическим данным о ветре, об атмосферном давлении и о температуре наружного воздуха;

установить точное время на наручных и бортовых часах.

93. Точное время определяется по радиосигналам, передаваемым широковещательными радиостанциями, а также по сличительным часам (хронометрам), находящимся в метеорологических подразделениях или на ПУ полетами авиационной части. На сличительные часы (хронометр) ведется журнал их хода и поправок.

Главные (старшие) штурманы авиационных соединений (старшие штурманы авиационных частей) обязаны:

контролировать порядок и правильность ведения журнала учета суточного хода и проверки сличительных часов, периодически проверять по сигналам точного времени точность определения поправок;

совместно с начальником связи авиационного соединения (части) организовать и контролировать передачу сигналов точного времени не менее четырех раз в сутки, а во время полетов - через каждые 2 часа с таким расчетом, чтобы сигналы прослушивались во всех служебных помещениях авиационного соединения (части) и на стоянках ВС (АК).

94. Перед взлетом каждый член экипажа обязан проверить бортовые часы и установить на них точное время. В длительных полетах часы проверяются через каждые 2 часа по сигналам точного времени.

Точность установки (определения времени) бортовых и наручных часов должна быть не хуже +/- 2 секунды.

Летная штурманская подготовка

95. Летная штурманская подготовка имеет целью приобретение (восстановление), поддержание и совершенствование практических навыков летчиков и штурманов в выполнении навигации и боевого применения.

96. Летная штурманская подготовка организуется и проводится в соответствии с ФАППП, настоящих Правил и служебных документов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации.

97. В результате проведения летной штурманской подготовки летный состав должен иметь твердые навыки в решении задач:

точного вождения ВС (АК) по заданным траекториям с комплексным применением ПНК (ПНО), визуальной и радиолокационной ориентировки;

построения, выдерживания, роспуска боевых порядков и захода на посадку;

выполнения тактических приемов преодоления ПВО и нанесения ударов;

точного по месту и времени выхода на наземные, морские и воздушные цели (в точки пуска ракет и сброса бомб, на площадки десантирования и объекты разведки);

эффективного применения АСП по заданным целям, точного десантирования войск и боевой техники (грузов);

ведения воздушной разведки, поиска заданных объектов, определения их координат и воздушного фотографирования, обозначения и освещения целей, применения средств РЭБ;

надежного возвращения на аэродром посадки и выполнения захода на посадку с ограниченным применением средств РТО полетов.

98. Главные штурманы авиационных объединений (главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей) должны знать уровень летной штурманской подготовки авиационных соединений и частей (подразделений) и их руководящего состава.

Уровень их летной штурманской подготовки, а также всего летного состава определяется по результатам, достигнутым в ходе боевой подготовки, практической проверки по навигации и боевому применению, проводимой в соответствии с ФАППП, настоящих Правил и служебных документов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации. Сроки проверки летной штурманской подготовки - согласно требованиям ФАППП.

99. В случаях потери ориентировки, применения авиационных средств поражения вне полигона (не по заданной цели), десантирования вне заданной площадки по вине летчика или штурмана, а также при совершении ими грубых ошибок в навигации и боевом применении, угрожающих безопасности полета, вышестоящий штурман должен принять у летчика (штурмана) зачет по соответствующей дисциплине и проверить его умения и навыки в работе при выполнении навигации и боевого применения на тренажере, а также в кабине ВС (АК) на земле и в полете.

К дальнейшим самостоятельным полетам летчик или штурман допускается при положительных результатах проверки.

100. Проверка летной штурманской подготовки летчиков и штурманов проводится должностными лицами штурманской службы. Летчики одноместных ВС (АК) решением командира авиационной части могут проверяться на учебном ВС (АК) подготовленным летчиком-инструктором.

Перед проверкой летчиков (штурманов) проверяющий должен ознакомиться с уровнем их штурманской подготовки и проверить подготовку к полету. После полета провести разбор полета, допущенных ошибок проверяемым и указать меры по их устранению. Дать заключение о допуске к дальнейшим полетам.

101. На ВС (АК), позволяющих размещение проверяющих, летчики и штурманы проверяются штурманами-инструкторами (летчиками-инструкторами). При размещении штурмана-инструктора (летчика-инструктора) на рабочем месте штурмана (летчика) ВС (АК) проверяющие выполняют обязанности штурмана (летчика). При невозможности размещения проверяющих на ВС (АК) летная штурманская подготовка летчиков и штурманов проверяется на учебных ВС (АК) по материалам объективного контроля или при полете проверяющего на другом ВС (АК) (в паре).

102. Штурман-инструктор, включенный в состав экипажа для проверки или обучения, независимо от занимаемого рабочего места является старшим штурманом на борту и отвечает за выполнение полетного задания по навигации и боевому применению, а также за безопасность полета в штурманском отношении.

103. Результаты проверки летной штурманской подготовки заносятся в летную книжку летчика (штурмана) с выставлением оценок, а также решения о допуске к дальнейшему выполнению полетов.

104. Полеты многоместных ВС (АК) без штурмана, если он в составе экипажа предусмотрен штатом, запрещаются.

105. В полете штурман экипажа (или выполняющий его обязанности летчик) обязан:

выполнять полетное задание в строгом соответствии со штурманским планом полета или по командам ПУ полетами;

точно выдерживать заданный маршрут и режим полета;

определять вид и параметры маневра для занятия заданного места в боевом порядке или для выхода на цель (рубеж, поворотный пункт) в заданное время и своевременно выполнять его;

отыскивать заданные цели (площадки десантирования), точно выходить на них и эффективно выполнять боевое применение;

сохранять ориентировку, постоянно знать с необходимой точностью место ВС;

своевременно и точно выполнять необходимые штурманские расчеты при перенацеливании и вынужденных изменениях маршрута (режима) полета;

непрерывно контролировать выдерживание заданного режима полета (курса, скорости, высоты);

рассчитывать (уточнять) и докладывать командиру экипажа время прибытия на очередные пункты маршрута;

точно выводить ВС (АК) на аэродром посадки, производить расчеты для построения маневра захода на посадку и оказывать помощь командиру экипажа в его выполнении;

постоянно следить за воздушной обстановкой, метеорологическими и орнитологическими условиями полета, своевременно докладывать командиру об обнаружении опасных для авиации явлений погоды;

постоянно контролировать остаток топлива;

пунктуально выполнять требования по обеспечению безопасности полета;

вести установленную полетную штурманскую документацию.

106. Второй штурман (штурман-оператор) в своих действиях руководствуется штурманским планом полета и указаниями штурмана экипажа, при этом он должен быть постоянно готовым к выполнению обязанностей штурмана. В зависимости от размещения бортового оборудования ВС на второго штурмана (штурмана-оператора) могут возлагаться в полете дополнительные обязанности (работа с электрооборудованием, средствами радиоэлектронной борьбы, связи и др.).

107. Штурман экипажа (второй штурман, штурман-оператор) осуществляет навигацию в полете комплексным использованием бортовых и наземных средств. Выдерживание заданного режима полета (курса, скорости, высоты, крена и вертикальной скорости) в целях навигации и боевого применения осуществляет командир экипажа.

108. Решение задач навигации и боевого применения осуществляется штурманом (командиром) экипажа в соответствии со штурманским планом полета с учетом изменения условий полета и команд ПУ полетами.

109. Командир экипажа в целях повышения надежности, точности и безопасности навигации и боевого применения в полете обязан постоянно знать местонахождение своего ВС, выдерживать заданное место в боевом порядке и режим полета, контролировать действия штурмана, используя для этого доклады членов экипажа, данные ПНК (ПНО), радиотехнические средства, а также визуальное наблюдение земных ориентиров и положение других ВС боевого порядка.

Члены экипажа, на рабочих местах которых имеются технические средства, обеспечивающие получение навигационной информации, обязаны выдавать ее по требованию командира или штурмана.

110. На боевом пути экипаж обязан действовать только в интересах обеспечения работы членов экипажа, непосредственно осуществляющих боевое применение.

111. При наведении ВС (АК) на воздушные или наземные цели расчетом ПУ с помощью АСУ или по командам офицера боевого управления экипаж обязан точно выполнять эти команды, соблюдая меры безопасности полета, и, сохраняя ориентировку, постоянно быть готовым продолжать навигацию самостоятельно.

Офицер боевого управления отвечает за правильность и точность наведения и наравне с летным экипажем отвечает за выход его на цель и обеспечение безопасности полета в штурманском отношении.

112. Летчик одноместного ВС (АК) (штурман дальнего перехватчика) после выполнения перехвата воздушной цели обязан быть готовым к самостоятельной навигации и выводу ВС (АК) на заданный аэродром посадки (или в заданную зону).

113. При выполнении групповых полетов старшим штурманом группы назначается, как правило, старший по занимаемой должности штурман из состава группы. Он выполняет полет в экипаже командира группы, отвечает за штурманскую подготовку группы к полету и выполнение ею задач навигации и боевого применения. В группе одноместных ВС (АК) командир группы исполняет и обязанности штурмана группы.

114. Командир группы может занимать в боевом порядке место как ведущего, так и ведомого. В последнем случае штурманом ведущего должен быть один из наиболее подготовленных и опытных штурманов из состава группы. В любом случае командир и старший штурман группы отвечают за выполнение задачи и безопасность полета.

115. Старший штурман группы в полете кроме выполнения функций штурмана экипажа обязан:

по данным, получаемым по радиообмену, визуальным наблюдением и с помощью технических средств контроля, постоянно следить за построением (роспуском) и выдерживанием заданного боевого порядка группы, выполнением штурманского плана полета ее экипажами (подразделениями);

совместно с командиром группы определять дальнейшие действия экипажей (подразделений), по каким-либо причинам не выдерживающие установленный порядок выполнения задания;

постоянно следить за обстановкой, совместно с командиром оценивать ее и при необходимости изменять (уточнять) порядок выполнения задания;

в случае необходимости запрашивать навигационную информацию от экипажей группы и готовить обобщенные данные для решения поставленных или возникающих задач;

при нанесении ударов с предварительным перестроением боевого порядка группы определять необходимые для этого исходные данные и в зависимости от обстановки уточнять порядок выполнения задания;

при нанесении ударов по групповым рассредоточенным целям осуществлять целераспределение и целеуказание экипажам (подразделениям) группы;

с учетом конкретной обстановки уточнять действия экипажей по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении и докладывать об этом командиру;

при возникновении аварийной обстановки на борту ВС (АК) в боевом порядке группы (поражение средствами ПВО противника, отказ авиационной техники, потеря ориентировки и др.) докладывать командиру группы предложения о порядке дальнейших действий экипажей указанных ВС (АК).

116. Штурман ведущего экипажа группы обязан:

выполнять навигацию согласно заданию и штурманскому плану полета, добиваясь наибольшей точности выдерживания заданного маршрута и режима полета;

своевременно докладывать командиру экипажа в соответствии со штурманским планом полета (на заданных рубежах) данные на изменение режима полета и выполнение маневра группой;

постоянно следить за обстановкой, при необходимости выполнения внепланового маневра группой немедленно докладывать об этом командиру экипажа или по его указанию - командиру группы;

в случаях, угрожающих безопасности полета и не терпящих отлагательства, совместно с командиром экипажа определять и выполнять необходимый маневр, подавая соответствующие сигналы ведомым;

при полете в рассредоточенном боевом порядке информировать экипажи группы (подразделения) о точном времени пролета ведущим экипажем контрольных ориентиров (рубежей) и о непредвиденных изменениях навигационной обстановки по маршруту полета, обращая особое внимание на наличие опасных для авиации явлений погоды и других условий, не обеспечивающих безопасность полета в штурманском отношении;

при решении задач боевого применения "по команде ведущего" выполнять прицеливание и своевременно давать необходимые предварительные и исполнительные команды ведомым.

117. Летчик одноместного ВС (АК) (ведомый) при выполнении групповых полетов обязан:

выдерживать заданные способы построения и размыкания (роспуска) боевого порядка группы;

выполнять команды ведущего группы и докладывать об их исполнении;

непрерывно знать свое местонахождение и быть готовым к самостоятельной навигации и решению задач боевого применения, а также к замене ведущего.

118. При выполнении групповых полетов в рассредоточенном боевом порядке навигацию и боевое применение экипаж осуществляет самостоятельно. Выдерживание заданного места (при отсутствии у летчика индикации места в боевом порядке) производится подбором режима полета по командам штурмана (без штурмана - летчиком).

Штурманская подготовка офицеров авиационных штабов

119. Штурманская подготовка офицеров авиационных штабов включает изучение:

положений настоящих Правил;

района полетов (боевых действий);

инструкций по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по производству полетов в районах аэроузла, аэродрома, по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления), по производству стрельб на полигоне;

основ теории и практики воздушной навигации и боевого применения, принципов работы бортовых и наземных средств навигации, боевого применения и способов их использования в различных условиях полета;

теории и методики наведения ВС (АК) на воздушные и наземные цели с использованием АСУ и глазомерно, порядка перенацеливания ВС (АК) на другие (запасные) цели;

тактико-технических данных и боевых возможностей основных типов ВС (АК) авиационного объединения (соединения);

основ авиационной картографии;

основных мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий).

120. В результате проведения штурманской подготовки офицер авиационного штаба обязан знать:

структуру воздушного пространства;

положения инструкций по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по производству полетов в районах аэроузлов, аэродромов, по проведению полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления), по производству стрельб на полигоне;

основные и запасные аэродромы (своего авиационного объединения, соединения, части), их местоположение, оборудование средствами навигации и посадки; порядок перенацеливания на запасные аэродромы;

принцип действия, тактико-технические данные ПНК (ПНО), систем авиационного вооружения ВС (АК) и авиационных средств поражения, средств управления полетами и наведения;

методику решения задач навигации, наведения, боевого применения, целеуказания и перенацеливания одиночных и группы ВС (АК) на воздушные, наземные и морские цели в различных условиях обстановки;

возможности ВС (АК) по дальности и продолжительности полета, километровые и часовые расходы топлива;

боевые возможности ВС (АК) объединения, соединения;

порядок проведения основных мероприятий в интересах штурманского обеспечения полетов (боевых действий);

правила восстановления экипажами ориентировки и оказания помощи экипажам, терпящим бедствие.

Штурманская подготовка расчетов ПУ, ГРП и авиационных диспетчеров

121. Штурманская подготовка расчетов ПУ и ГРП состоит из теоретической подготовки, частных и комплексных тренировок.

122. Теоретическая подготовка расчетов ПУ и ГРП включает изучение:

положений настоящих Правил, основ навигации и боевого применения;

района полетов (боевых действий);

инструкций по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по производству полетов в районах аэроузла, аэродрома, по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления), по производству стрельб на полигоне;

тактико-технических данных, боевых возможностей основных типов ВС (АК) авиационного объединения (соединения);

принципа действия ПНК (ПНО) ВС (АК);

средств навигации и боевого применения, их возможностей;

средств РТО полетов;

средств, теории и практики наведения на воздушные и наземные (морские) цели, порядка их перенацеливания и передачи управления другим ПУ полетами;

методики выполнения необходимых штурманских расчетов и подготовки справочных данных;

способов построения и роспуска боевых порядков, захода на посадку, порядка перенацеливания на запасные аэродромы;

основ авиационной картографии.

123. В результате теоретической штурманской подготовки должностные лица расчетов ПУ и ГРП обязаны знать:

положения настоящих Правил, основ навигации и боевого применения;

район полетов (боевых действий): общую характеристику, положение государственной границы и приграничной полосы (линии фронта), коридоры ее пролета, запретные зоны, расположение и характеристику запасных аэродромов, средств РТО полетов, воздушных трасс и местных воздушных линий и авиационных полигонов; расположение наиболее характерных ориентиров, характер местности (особенности рельефа, его высоты), местонахождение и высоты искусственных препятствий;

принцип действия, тактико-технические данные ПНК (ПНО) и систем авиационного вооружения своих ВС (АК), наземных систем навигации, их боевые возможности;

методику решения задач навигации, наведения, боевого применения целеуказания и перенацеливания ВС (АК) (групп ВС (АК)) на другие воздушные, наземные, морские цели и аэродромы посадки в различных условиях обстановки;

способы контроля построения и роспуска боевых порядков, полета по маршруту, выхода ВС (АК) на заданные цели и аэродромы посадки, снижения и захода на посадку;

возможности ВС (АК) по дальности и продолжительности полета, километровые и часовые расходы топлива, остаток топлива на конечном пункте маршрута, обеспечивающий посадку на свой и запасный аэродромы;

методику выполнения штурманских расчетов, нанесения маршрутов полета на карты, планшеты, индикаторы РЛС и расчета безопасной высоты полета;

меры по обеспечению безопасности при выполнении полетов в районе аэродрома, полигона, площадки десантирования (приземления), в зонах стрельб (пусков), на маршрутах и при выполнении боевого применения;

правила восстановления ориентировки и оказания помощи экипажам, попавшим в условия, не предусмотренные заданием на полет;

особенности использования барометрических высотомеров при взлете и посадке ВС на высокогорные аэродромы.

124. Частные и комплексные тренировки с расчетами ПУ полетами проводятся по тематике и в сроки, определяемые служебными документами.

125. На частных тренировках должностные лица ПУ в соответствии со своими функциональными обязанностями отрабатывают комплекс штурманских расчетов, необходимых им при наведении ВС (АК) на воздушные, наземные и морские цели, контроле построения боевых (полетных) порядков и местонахождения ВС (АК) в полете, выводе их на аэродромы, роспуске, снижении и заходе на посадку.

126. На комплексных тренировках совершенствуются навыки должностных лиц ПУ в выполнении штурманских расчетов и их использовании при управлении ВС (АК) (группами ВС (АК)) в полете, в контроле местонахождения, в точном и своевременном выводе на наземные и морские цели с передачей управления на взаимодействующие ПУ, обеспечении посадки на заданном (запасном) аэродроме.

127. После окончания комплексных тренировок обрабатываются результаты объективного контроля, позволяющие оценить выучку расчетов ПУ:

проводки ВС (АК) (групп ВС (АК)) по маршрутам;

наведения на заданные воздушные, наземные и морские цели;

фотографирования экранов РЛС;

записей радиообмена ПУ с экипажами ВС (АК) и переговоров между лицами расчетов ПУ;

навигации и боевого применения.

128. Каждая комплексная тренировка должна заканчиваться разбором, на котором оценивается выполнение задач экипажами ВС (АК) и действия расчетов ПУ, уровень их штурманской подготовки.

129. В результате проведения штурманской подготовки должностные лица ПУ должны уметь:

выполнять штурманские расчеты полета и решать задачи обеспечения безопасности полета в штурманском отношении;

наносить на планшеты ПУ, индикаторы РЛС положение государственной границы (линии фронта) и приграничной полосы, коридоры ее пролета, запретные зоны, зоны ограничения и опасные зоны, ограничительные пеленги, маршруты полетов ВС, воздушные трассы и местные воздушные линии;

контролировать работу средств РТО полетов;

осуществлять контроль за полетами ВС по данным технических средств, наводить ВС (АК) и группы ВС (АК) на воздушные, наземные и морские цели, выполнять их перенацеливание и целеуказание;

обеспечивать безопасность полетов в штурманском отношении, оказывать помощь экипажам в восстановлении ориентировки.

130. Штурманская подготовка авиационных диспетчеров проводится по специальной программе, в результате изучения которой они обязаны знать:

инструкции по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по производству полетов в районах аэроузла и аэродрома, по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления);

район полетов (боевых действий), положение государственной границы (линии фронта) и коридоров ее пролета, запретных зон и зон с особым режимом полетов, воздушные трассы и местные воздушные линии, порядок обеспечения безопасности полета в районах пересечения маршрутов, воздушных трасс и местных воздушных линий;

высотные и скоростные характеристики различных типов ВС (АК), их возможности по дальности и продолжительности полета.

131. Авиационные диспетчеры должны уметь:

определять по картам геодезические и прямоугольные координаты объектов, пользоваться сеткой ПВО, измерять на картах расстояния и направления;

пользоваться документами аэронавигационной информации;

контролировать соответствие заявленных экипажами маршрутов разрешенным.

Штурманская подготовка руководителей полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и авиационных наводчиков

132. Штурманская подготовка руководителей полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и авиационных наводчиков осуществляется на специальных сборах.

133. В результате проведения штурманской подготовки руководителей полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и авиационных наводчиков они обязаны знать:

инструкции по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления), по производству стрельб на полигоне;

положения руководящих документов о структуре воздушного пространства, по организации и проведению полетов;

средства управления и контроля полетов, порядок их использования;

способы применения авиационных средств поражения (десантирования);

способы атаки целей и порядок выполнения повторных заходов;

радиусы зон поражения АСП, минимальные высоты их применения одиночными экипажами ВС (АК) и группами ВС (АК);

порядок выхода ВС (АК) на наземные (морские) цели;

способы самостоятельного поиска целей экипажами в заданном районе;

способы наведения и целеуказания;

необходимый остаток топлива для полета на аэродром посадки;

маневры по обеспечению безопасности полетов в районе полигона (площадки десантирования) и при наведении на наземные цели.

134. Подготовку руководителей полетов на авиационных полигонах и площадках десантирования (приземления), авианаводчиков и ее контроль организуют главные (старшие) штурманы авиационных объединений (соединений, частей), а штатных руководителей полетов на полигонах - начальники авиационных полигонов.

135. Подготовка к непосредственному руководству полетами на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления) и к наведению ВС (АК) на наземные цели на предстоящий летный день (ночь) включает изучение:

плановой таблицы (плана-графика) работы авиационной части (авиационных частей) на авиационном полигоне;

высот, скоростей, направлений и способов выхода ВС (АК) на цели, площадки десантирования (приземления) и порядок ухода от них;

способов контроля за полетами ВС (АК) в районе полигона;

характеристик применяемых АСП, безопасных условий их применения;

способов применения АСП, десантирования;

требований по обеспечению безопасности полетов в районе полигона (площадки десантирования), возможных ошибок экипажей при выполнении боевого применения и действий руководителя полетов по их предотвращению;

порядок проведения объективного контроля работы экипажей на полигоне (площадке десантирования) и передачи результатов боевого применения на борт ВС (АК).

Подготовку и контроль готовности к руководству полетами проводят старший штурман и заместитель командира (командир) авиационной части, а на учениях и проверках - должностные лица по указанию руководителя учения, проверки.

136. Подготовка к руководству полетами на подвижном полигоне дополнительно включает изучение:

структуры воздушного пространства, аэродромов в районе развертывания подвижного полигона;

мер, исключающих нарушение экипажами установленного порядка использования воздушного пространства и режима полетов при работе в районе подвижного полигона;

зоны ответственности руководителя полетов на подвижном полигоне, средств и способов контроля за полетами ВС (АК) в районе подвижного полигона;

способов поиска и атаки обнаруженных целей;

необходимых минимальных остатков топлива для возвращения ВС (АК) на основной и запасный аэродромы.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"