в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"
не действует Редакция от 30.04.2007 Подробная информация
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"

IV. Штурманское обеспечение полетов

137. Штурманское обеспечение полетов представляет комплекс мероприятий, проводимых штурманской службой в целях достижения высокой точности, надежности, безопасности навигации и эффективности боевого применения, успешного решения задач боевой подготовки и безопасности полетов в штурманском отношении.

Штурманское обеспечение полетов организуется старшим штурманом авиационной части на основе указаний командира, организующего полеты, указаний вышестоящих штабов и должностных лиц штурманской службы.

Штурманское обеспечение боевых действий и учений организуется и проводится в соответствии с требованиями служебных документов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации.

138. Основными мероприятиями штурманского обеспечения полетов являются:

навигационное оборудование района полетов - осуществляется совместно с начальником связи, РТО и АСУ (начальником связи);

участие в разработке документов по общей организации полетов и на конкретные полеты;

разработка указаний по штурманскому обеспечению полетов;

разработка предложений командиру для принятия решения на выполнение полетов;

организация и контроль выполнения указаний по штурманскому обеспечению полетов;

учет, обобщение и распространение опыта работы по штурманскому обеспечению полетов.

139. Объем и содержание мероприятий штурманского обеспечения определяются характером выполняемых задач, навигационной обстановкой района полетов, тактико-техническими данными ВС (АК), уровнем штурманской подготовки руководящего и летного составов, расчетов ПУ, а также располагаемым временем.

140. Главные штурманы авиационных объединений, главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей организуют и проводят работу по подготовке справочных данных и выполнению необходимых штурманских расчетов, основным назначением которых является сокращение времени на отработку и реализацию мероприятий штурманского обеспечения полетов, и подготовку к ним. К справочным данным относятся:

таблицы тактико-технических данных ВС (АК), АСП, систем управления и наведения;

таблицы боевых возможностей авиационных частей и подразделений, ВС (АК), графики расчетов на поражение типовых объектов (целей);

тактико-технические данные средств РТО полетов и их зоны действия (рабочие области);

каталоги геодезических и ортодромических координат объектов;

таблицы естественного освещения;

номограммы и графики для выполнения штурманских расчетов (различных маневров, построения и роспуска боевых порядков);

таблицы нормативов оценок по навигации и боевому применению.

Решением главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения) перечень справочных данных может быть расширен исходя из боевого предназначения авиационных соединений (частей).

141. Справочные данные должны обеспечивать определение:

тактического радиуса действий авиационных частей и подразделений, ВС (АК) при различных вариантах боевой зарядки и типовых режимах и профилях полета;

максимальных практических дальностей перелета ВС (АК) (групп ВС (АК));

продолжительности дежурства и рубежей досягаемости при действиях из зон дежурства в воздухе;

рациональной боевой зарядки ВС (АК) для действий по типовым объектам (целям);

потребных нарядов сил для заданной степени поражения типовых объектов (целей) или ожидаемого результата действий при заданном наряде сил;

средств РТО полетов, обеспечивающих выполнение полетных заданий;

рубежей ввода в бой истребителей для поражения воздушных целей из различных положений и степеней готовности;

возможностей по наведению истребителей на воздушные цели;

возможностей по десантированию (перевозке) войск и техники;

оценки авиационных частей (подразделений и экипажей) по навигации и боевому применению;

безопасных условий навигации и боевого применения.

Конкретное содержание, количество и форма составления справочных данных определяются решением главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения, старшего штурмана авиационной части).

Навигационное оборудование района полетов

142. Оборудование района полетов в навигационном отношении осуществляется в целях обеспечения потребной точности, надежности и безопасности навигации и боевого применения.

Оборудование района полетов производится заблаговременно на основе плана, разрабатываемого главным штурманом и начальником войск связи, РТО и АСУ авиационного объединения, с учетом имеющихся средств и указаний вышестоящего штаба. План утверждается командующим авиационным объединением.

143. Совершенствование оборудования района осуществляется в ходе летной подготовки авиационных соединений и частей с учетом приобретенного опыта, изменений в задачах боевой подготовки, а также при поступлении новых ВС и средств РТО полетов.

144. Оборудование района полетов в навигационном отношении включает:

расстановку средств РТО полетов с учетом создания сплошной рабочей области района полетов;

геодезическую привязку позиций средств РТО полетов и разработку данных их работы;

определение (расчет) зон действия (рабочих областей) средств РТО для различных высот полета;

расчет поправок на условия распространения радиоволн в различных радионавигационных системах;

облет зон действия (рабочих областей) средств РТО полетов.

145. Расстановка средств РТО полетов производится по возможности с учетом дублирования рабочей области одной системы рабочей областью системы другого типа. Районы аэродромов и полигонов должны находиться в рабочей области системы, обеспечивающей потребную точность определения места ВС (АК).

146. Геодезическая привязка позиций средств РТО полетов осуществляется топогеодезической (топографической) службой объединения. Расчет рабочих зон производится офицерами войск связи после привязки позиций. Поправки на распространение радиоволн в фазовых системах радиотехнических систем дальней навигации рассчитываются специалистами войск связи и указываются на специальных картах и рабочей карте главного штурмана авиационного объединения.

147. Позиции мобильных средств РТО полетов выбираются после определения рабочих областей стационарных средств таким образом, чтобы создать сплошное навигационное поле и необходимое перекрытие рабочих областей в целях более надежного решения задач навигации и боевого применения.

148. Облет зон действия (рабочих областей) средств РТО полетов выполняется в соответствии с требованиями служебных документов специальными самолетами-лабораториями или при их отсутствии - подготовленными экипажами ВС (АК). Облет производится в целях уточнения расчетных границ рабочих областей и определения точностных возможностей средств РТО в комплексе с бортовыми средствами.

149. Изучение с летным составом данных работы и рабочих областей средств РТО полетов, их точностных характеристик осуществляется после выполнения облета.

Разработка документов по общей организации полетов

150. Главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) принимает участие в разработке следующих документов по общей организации полетов:

инструкция по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД;

инструкции по производству полетов в районах аэроузла и аэродрома;

инструкции по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления);

планы-графики распределения полигонов, зон воздушных стрельб (пусков ракет класса "воздух-воздух") и площадок десантирования.

151. При разработке документов, указанных в п. 150 настоящих Правил, главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) руководствуется требованиями: Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст. 4861; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5587), Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июля 2002 г., регистрационный номер 3615) (далее именуется - ФАППВП), ФАППП, Федеральных авиационных правил по организации полигонной службы государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 431 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2002 г., регистрационный номер 3318).

: В связи с утратой силы Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.99 N 1084, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.

152. При разработке инструкции по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) отрабатывает следующие вопросы:

организация и порядок использования воздушного пространства воздушными судами государственной авиации;

карта структуры воздушного пространства зоны ЕС ОрВД;

перечень площадок десантирования (приземления) с указанием границ их районов, направлений заходов на десантирование, максимальных высот десантирования;

перечень специальных зон (испытательных полетов, воздушных стрельб, дозаправки в воздухе и т.п.) с указанием границ;

перечень аэродромов (посадочных площадок) и маршрутов полетов в приграничной полосе.

153. При разработке инструкции по производству полетов в районе аэроузла главный (старший) штурман авиационного соединения отрабатывает следующие вопросы:

характеристика местности района аэроузла;

границы районов аэродромов, входящих в аэроузел;

границы общих зон, полигонов, площадок десантирования (приземления);

маршруты полетов на разных высотах и режимах;

воздушные коридоры (маршруты) и эшелоны входа в район аэроузла и выхода из него;

маршруты и эшелоны полетов с различных аэродромов в общие зоны аэроузла, на полигоны (площадки десантирования, приземления) и возвращения с них;

высоты полетов по кругу (высоты перехода) на аэродромах, рубежи набора высоты, порядок определения единого для аэроузла эшелона перехода, безопасную высоту в районе аэроузла;

порядок использования средств связи и РТО полетов аэроузла в целях своевременного определения местоположения ВС, терпящего бедствие;

меры по предупреждению потери ориентировки и нарушений государственной границы (приграничной полосы);

порядок восстановления ориентировки в районе аэроузла;

карта структуры воздушного пространства района аэроузла.

154. При разработке инструкции по производству полетов в районе аэродрома старший штурман авиационной части отрабатывает следующие вопросы:

расположение аэродрома относительно ближайшего крупного населенного пункта, геодезические координаты контрольной точки аэродрома и порогов ВПП, номер часового пояса, магнитное склонение, форма и размер летного поля, уклона ВПП, направления (истинный и магнитный путевые углы) основной и запасной ВПП, их размеры и соответствующие направлениям посадки номера порогов ВПП, превышение аэродрома и порогов ВПП относительно уровня моря;

краткая характеристика рельефа местности, естественные и искусственные препятствия на подходе к аэродрому и в районе аэродрома, их маркировка, высота относительно аэродрома и расположение относительно контрольной точки аэродрома (азимут, удаление) на схеме-кроки, а также их высоты относительно соответствующих порогов ВПП на схемах снижения и захода на посадку;

расположение аэродромных зон, высоты и маршруты полета в зоны, а также выхода на аэродром, безопасные высоты, ограничительные пеленги;

зоны ожидания (установленный маневр, эшелоны), зоны вынужденного покидания ВС (АК), аварийного слива топлива, места подцепки и отцепки грузов, сброса подвесных баков;

воздушные коридоры (маршруты) и безопасный эшелон для входа в район аэродрома и выхода из него;

маршруты полетов ниже нижнего эшелона (на малых и предельно малых высотах);

ближайшие запасные аэродромы и посадочные площадки, пригодные для вынужденных посадок, с указанием их местонахождения, превышения, магнитных путевых углов полета и расстояний до них, а также размеров и направления ВПП;

минимально допустимые интервалы взлета и посадки между ВС (АК) различных типов и порядок радиолокационного контроля за находящимися в районе аэродрома ВС (АК) (совместно с заместителем командира авиационной части);

порядок направления ВС (АК) на запасные аэродромы;

маршруты полета для захода на посадку способами, установленными для данного аэродрома;

высоту полета по кругу, эшелон (высота) перехода, безопасную высоту круга полетов над аэродромом, безопасную высоту полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;

порядок ухода и маршруты полета на авиационные полигоны, площадки десантирования (приземления) и порядок выхода с них на аэродром в простых и сложных метеоусловиях для каждого направления ВПП;

порядок роспуска групп;

описание схем снижения и захода на посадку в условиях полета по правилам приборных полетов и правилам визуальных полетов (для ВС (АК), имеющих скорость полета по кругу более 300 км/час, а также 300 км/час и менее);

порядок выполнения внеочередного захода на посадку и ухода на запасные аэродромы;

порядок полета по коридорам входа (выхода) в район (из района) аэродрома, подхода к аэродрому, а также порядок выхода на аэродром для выполнения заданного способа захода на посадку;

порядок обхода в районе аэродрома зон с опасными метеоусловиями, порядок захода на посадку при выходе из строя аэродромных средств посадки или оборудования ВС (АК), обеспечивающих полет по приборам;

порядок выполнения полетов на малых и предельно малых высотах;

действия экипажа при потере ориентировки и порядок ее восстановления;

порядок выхода на свой или запасный аэродромы в условиях полета по ППП и ПВП с учетом имеющихся средств связи и РТО полетов и характерных ориентиров;

действия расчетов ПУ при оказании помощи экипажу в восстановлении потерянной ориентировки;

порядок использования средств связи и РТО полетов для определения места ВС, терпящего бедствие;

схемы набора высоты и ухода на маршруты и в зоны для всех направлений взлета;

схемы маневра для захода на внеочередную посадку, схемы снижения и захода на посадку всеми способами, установленными для различных типов ВС и направлений ВПП;

маршруты воздушной и радиолокационной разведки погоды (совместно с начальником метеорологической службы авиационной части);

карту структуры воздушного пространства района аэродрома.

При необходимости разрабатываются схемы построения и роспуска боевых (полетных) порядков различных типов ВС. При расположении аэродрома вблизи государственной границы разрабатывается схема контроля за полетом ВС в целях предупреждения нарушения государственной границы.

Разработка указаний по штурманскому обеспечению полетов

155. Главные штурманы авиационных объединений (главные (старшие) штурманы авиационных соединений) после утверждения планов подготовки авиационных соединений (частей) объединения на год отрабатывают указания по штурманскому обеспечению полетов и выполнению задач по навигации и боевому применению.

156. Главный штурман авиационного объединения в указаниях по штурманскому обеспечению отражает:

содержание и особенности выполнения задач боевой подготовки на год в штурманском отношении;

особенности подготовки к полетам и проведения контроля готовности к ним в штурманском отношении;

распределение и особенности использования авиационных полигонов;

использование средств объективного контроля полетов и результатов навигации и боевого применения;

содержание штурманской подготовки расчетов ПУ, особенности работы при наведении ВС (АК) и контроле за выполнением полетов;

требования и мероприятия по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;

подготовку руководителей полетов на авиационных полигонах;

топогеодезическое обеспечение решения задач боевой подготовки авиационных соединений и частей;

тематику занятий, проводимых с летным составом главным штурманом авиационного объединения и главными (старшими) штурманами авиационных соединений (отдельных авиационных частей).

В указаниях главного штурмана авиационного объединения могут дополнительно отражаться вопросы и другие мероприятия штурманского обеспечения полетов и особенности выполнения задач боевой подготовки по навигации и боевому применению.

157. Главный (старший) штурман авиационного соединения в указаниях по штурманскому обеспечению отражает:

содержание и особенности выполнения задач боевой подготовки на год по навигации и боевому применению авиационными частями соединения;

особенности подготовки к полетам и проведения контроля готовности к ним в штурманском отношении;

особенности и порядок освоения (выполнения) сложных видов боевого применения;

требования к уровню боевой готовности авиационных частей в штурманском отношении и мероприятия по его достижению и поддержанию;

распределение и особенности использования огневых и подвижных полигонов (площадок десантирования) для выполнения задач боевого применения;

требования к безопасности полетов в штурманском отношении и мероприятия по ее обеспечению;

особенности штурманской подготовки расчетов ПУ;

порядок использования средств объективного контроля полетов для определения результатов навигации и боевого применения;

порядок подготовки руководителей полетов на авиационных полигонах (площадках десантирования) и контроль их готовности к руководству полетами;

тематику занятий, проводимых с летным составом главным штурманом авиационного объединения, главными (старшими) штурманами авиационных соединений и частей;

порядок использования учебной базы и тренажеров в интересах качественного выполнения задач штурманской подготовки.

158. Указания по штурманскому обеспечению полетов при выполнении задач боевой подготовки подписывает главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) и рассылает в авиационные соединения (части).

159. При изменении задач боевой подготовки, мест и условий базирования авиационных частей главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) дополнительно отрабатывает указания по штурманскому обеспечению полетов.

Разработка предложений командиру для принятия решения на выполнение полетов

160. Предложения командиру для принятия решения на выполнение полетов разрабатываются старшим штурманом авиационной части на основе плана на год и задач на конкретную летную смену с учетом указаний главного штурмана авиационного объединения и главного (старшего) штурмана авиационного соединения, а также изучения и оценки навигационной обстановки.

161. Изучение и оценка навигационной обстановки производится по следующим основным элементам:

базирование авиационного объединения (соединения, части):

основные и запасные аэродромы, их координаты, превышения, условия захода на посадку, размеры и направления ВПП, оборудование средствами привода и посадки, топогеодезическая подготовка и другие необходимые данные;

взаимное расположение аэродромов и возможность (порядок) выполнения на них одновременных полетов;

авиационные полигоны (площадки десантирования, тактические цели), их удаление от аэродромов базирования; мишенная обстановка;

схемы (маневры) выхода на цель и режимы повторных заходов;

видимость целей (ориентиров коррекции, точек прицеливания);

режимы и способы применения АСП (режимы десантирования), разрешенные на полигонах (площадках десантирования);

особенности подготовки экипажей, ВС (АК) и АСП к выполнению задания на полигоне;

особенности контроля и оценки результатов боевого применения на полигоне (площадке десантирования);

обеспечение безопасности при выполнении боевого применения;

характер местности в районе полетов:

общая характеристика местности по участкам (равнинная, холмистая, горная, лесная, степная, болотистая, пустынная и др.) и ее превышение над уровнем моря, координаты и высоты искусственных препятствий;

влияние рельефа местности и искусственных препятствий на организацию и выполнение полетов на малых и предельно малых высотах, а также на работу средств РТО полетов;

наличие снежного и ледяного покровов, сезонных и паводковых вод и их влияние на изменение конфигурации береговой черты моря, очертания рек и водоемов, на ведение визуальной и радиолокационной ориентировки, выход на полигоны (тактические цели) и площадки десантирования (приземления);

возможность ведения визуальной и радиолокационной ориентировки, использования ориентиров для коррекции ПНК, а также в качестве точек прицеливания при выполнении бомбометания (пуске ракет) по невидимым целям и десантирования;

магнитное склонение и районы магнитных аномалий, их влияние на курсовые системы, особенно при полетах на малых высотах;

метеорологические условия: фактическое состояние погоды и возможные ее изменения на период полетов;

влияние основных метеорологических элементов и орнитологической обстановки на боевые (полетные) порядки, способы их построения и роспуска, захода на посадку, на выбор маршрутов и профилей полета, возможность ведения визуальной и радиолокационной ориентировки, выход на цели и использование прицельных устройств, на применение АСП;

опасные для авиации явления погоды;

естественное освещение: время наступления рассвета, восхода и захода Солнца, наступления темноты, продолжительность светлого и темного времени суток, время восхода и захода Луны, ее фаза для аэродромов базирования и запасных аэродромов, полигонов (площадок десантирования) и тактических целей, рубежей встречи с истребителями сопровождения, взаимодействующими группами и заправщиками;

влияние метеоусловий, рельефа местности и высот полета на изменение условий естественного освещения;

возможность применения оптических, оптико-электронных (электронно-оптических), телевизионных, тепловизионных, лазерных визиров (прицелов) и астрономических средств навигации;

оборудование района полетов средствами РТО полетов: дислокация, характер работы средств РТО полетов и систем наведения;

зоны действия (рабочие области) средств РТО полетов и систем наведения;

возможности использования средств РТО полетов для коррекции ПНК, определения местоположения ВС и навигационных элементов полета.

162. Старший штурман авиационной части разрабатывает и докладывает командиру предложения для принятия решения на полеты по следующим вопросам:

естественное освещение в районе аэродрома базирования, запасных аэродромов, полигонов (площадок десантирования) и различных рубежей, его влияние на выполнение заданий на полеты;

маршруты и профили полета;

расчет полета;

порядок выполнения полетных заданий;

боевая зарядка, полигоны (площадки десантирования), условия боевого применения;

запасные аэродромы и порядок выхода на них;

требования и действия экипажей, расчетов ПУ по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;

порядок штурманской подготовки и контроля готовности к полету в штурманском отношении;

использование наземных и бортовых средств в интересах контроля за выполнением полета, определения и оценки результатов навигации и боевого применения;

обеспечение наведения ВС (АК) на заданные воздушные и наземные (морские) цели, особенности руководства полетами на огневых и тактических полигонах;

основные вопросы постановки задачи на полеты по навигации и боевому применению.

163. Объем и содержание предложений могут изменяться в зависимости от сложности задач, условий их выполнения, указаний командира и времени, отведенного на доклад старшего штурмана авиационной части.

164. После принятия решения командиром на выполнение полетов старший штурман авиационной части дает указание штурману-программисту о подготовке программ полетов, выдает данные на выполнение инженерно-штурманского расчета полета и приступает к отработке штурманского плана полета.

165. Инженерно-штурманский расчет полета выполняется:

при полетах и перелетах одиночных ВС (АК) - экипажами с последующим контролем старшим штурманом авиационной части и заместителем командира авиационной части по ИАС;

при полетах авиационных соединений (частей, групп) - главными (старшими) штурманами авиационных соединений (частей, групп) и заместителями командиров авиационных соединений (частей) по ИАС.

166. Старшие штурманы авиационных частей (штурманы подразделений, групп) рассчитывают (контролируют) время на взлет и построение боевого порядка авиационной части (подразделения, группы), определяют расстояния, режимы (скорость, высота) и время полета по участкам маршрута, общие расстояния и время полета до цели и от цели до аэродрома посадки, время на роспуск и посадку группы, подразделения, части; указывают боевую зарядку ВС (АК), время и место ее применения (сбрасывания).

Заместители командиров (начальников) по ИАС рассчитывают (контролируют) расход топлива по участкам маршрута и его остаток, практический потолок, остаток топлива при выходе на аэродром посадки, после посадки и общую заправку топливом ВС (АК).

167. Штурманский план полета отрабатывается в произвольной форме (на схеме или карте) и доводится до летного состава командиром или старшим штурманом авиационной части при постановке задачи на полеты.

В зависимости от рода авиации, навигационной обстановки и полетного задания в штурманском плане полетов отображаются следующие вопросы:

время и порядок взлета, боевой (полетный) порядок авиационной части (подразделения), способы его построения, выдерживания, роспуска и захода на посадку на основном и запасном аэродромах;

порядок выхода на исходный пункт маршрута и от конечного пункта маршрута на аэродром посадки (в точку начала роспуска боевого порядка);

маршруты и режим полета авиационной части (подразделений, групп, экипажей);

безопасные высоты полета по этапам маршрута, расчет полета;

уравнительные рубежи, рубежи встреч (с истребителями, заправщиками и др.), начала и окончания дозаправки, окончания сопровождения и время их прохода;

порядок встречи (с истребителями, заправщиками и др.);

порядок выхода на цель (площадку десантирования), маневр для выхода в заданное время;

распределение целей, боевая загрузка ВС (АК), способы и условия боевого применения АСП (десантирования);

порядок ухода от цели (площадки десантирования);

порядок использования ПНК (ПНО) и средств РТО полетов на каждом участке маршрута и при выходе на цель (площадку десантирования), а также аэродром посадки;

рубежи ввода в бой истребителей;

зоны дежурства в воздухе и районы самостоятельного поиска, их обозначение, эшелонирование и маневр ВС (АК) в них при поиске и обнаружении цели;

порядок выхода в зоны и районы поиска;

организация наведения;

порядок действий экипажей при наведении, целеуказании и перенацеливании;

меры по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;

порядок восстановления потерянной ориентировки;

использование средств объективного контроля навигации и боевого применения;

порядок контроля за расходом топлива, элементы ИШР (остаток топлива на ППМ).

В зависимости от задания, условий его выполнения, типа ВС (АК) и уровня штурманской подготовки летного состава в штурманский план полета решением старшего штурмана авиационной части могут дополнительно включаться мероприятия (действия), направленные на успешное выполнение поставленных задач.

Организация и контроль выполнения указаний по штурманскому обеспечению полетов

168. Главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения, старший штурман авиационной части) организует и контролирует выполнение указаний по штурманскому обеспечению полетов в авиационных соединениях (частях, подразделениях).

169. Контроль выполнения указаний в авиационных соединениях, частях (подразделениях) проводится в целях определения:

соответствия мероприятий по штурманскому обеспечению полетов авиационного соединения (части, подразделения) документам, регламентирующим летную работу, задачам боевой подготовки, указаниям главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения), навигационной обстановке и уровню штурманской подготовки летного состава, расчетов ПУ и ГРП;

соответствия штурманской подготовки и контроля готовности к полетам в штурманском отношении требованиям настоящих Правил и указаниям главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения);

правильности выбора средств и способов навигации и боевого применения для успешного выполнения заданий;

полноты использования средств объективного контроля навигации и боевого применения;

степени выполнения требований и мероприятий по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;

полноты выполнения штурманского плана полета подразделениями (экипажами).

170. Организация и контроль исполнения указаний по штурманскому обеспечению полетов осуществляются:

заслушиванием должностных лиц штурманской службы и ПУ авиационных соединений (частей);

проверкой отработанных документов, справочных данных, расчетов, программ полета, заявок на работу средств РТО полетов;

заслушиванием постановки задачи летному составу на полеты;

проверкой хода штурманской подготовки летного состава и расчетов ПУ к полету;

проверкой готовности аэродромов в топогеодезическом отношении и обеспеченности авиационных соединений и частей картами;

проведением контроля готовности к полетам экипажей (авиационных частей и подразделений) в штурманском отношении;

проверкой управления и руководства полетами при их выполнении;

проверкой данных наземных и бортовых средств объективного контроля за выполнением полетов, навигации и боевого применения;

проверкой выполнения заданий экипажами.

171. Контроль исполнения указаний может совмещаться с контролем состояния штурманской подготовки авиационных соединений, частей и подразделений.

Главный штурман авиационного объединения проверяет состояние штурманской подготовки авиационных соединений не реже одного раза в год, отдельных авиационных частей - двух раз в год;

главный (старший) штурман авиационного соединения - каждой авиационной части - не реже одного раза в квартал;

старший штурман авиационной части - каждого подразделения авиационной части - не реже одного раза в два месяца.

При необходимости (по результатам проверки) главный штурман авиационного объединения и главный (старший) штурман авиационного соединения отрабатывают мероприятия по устранению (предупреждению) выявленных недостатков.

Учет, обобщение и распространение опыта работы по организации и проведению штурманской подготовки

172. Все штурманы-руководители обязаны заниматься учетом, обобщением и распространением опыта работы по организации и проведению штурманской подготовки авиационных соединений и частей, штурманского обеспечения полетов, их безопасности в штурманском отношении, а также совершенствованием этой работы.

Основное внимание при этом должно уделяться:

выявлению преимуществ и недостатков различных средств навигации и боевого применения, особенно методике их применения;

изучению предложений летного состава, расчетов ПУ и ГРП по совершенствованию штурманской подготовки и штурманского обеспечения полетов авиационных соединений (частей) и их безопасности в штурманском отношении;

изучению опыта работы главных (старших) штурманов авиационных соединений и частей, штурманов подразделений авиационных частей, расчетов ПУ и ГРП, результаты которой - высокое качество выполнения полетных заданий, отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по вине штурманской службы;

совершенствованию методики применения ПНК (ПНО), средств РТО полетов;

обучению главных (старших) штурманов авиационных соединений и частей, штурманов подразделений авиационных частей, методике проведения штурманской подготовки авиационных соединений, частей и подразделений, штурманского обеспечения полетов и их безопасности в штурманском отношении;

проведению анализа летных происшествий и применения оружия вне полигона (десантирования вне площадок) по вине штурманской службы;

проведению анализа ошибок в навигационном и боевом применении, разработке и проведению в жизнь мероприятий по их предупреждению;

проведению мероприятий по сбору, учету и анализу точностных характеристик ПНК (ПНО) (совместно с инженерно-авиационной службой);

изысканию путей и разработке предложений по совершенствованию точностных характеристик ПНК (ПНО), авиационных средств поражения, средств поиска и десантирования;

участию в разработке методических пособий и рекомендаций по освоению и применению новых ПНК (ПНО), авиационных средств поражения и средств РТО полетов;

сбору и обобщению опыта работы штурманской службы, достигшей высоких результатов своей деятельности, распространению его в авиационных соединениях, частях и подразделениях, а также представлению докладов с анализом состояния штурманской подготовки авиационного соединения (части, подразделения), штурманского обеспечения полетов и их безопасности в штурманском отношении.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"