в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"
не действует Редакция от 30.04.2007 Подробная информация
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"

V. Обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении

173. Главные штурманы авиационных объединений (главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей) планируют и проводят мероприятия по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении, направленные на исключение:

потерь ориентировки в полете;

столкновений ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней;

опасных сближений и столкновений ВС (АК) в воздухе;

вынужденных посадок ВС (АК) из-за недостатка топлива для продолжения полета;

попадания ВС (АК) в опасные и запретные зоны, несанкционированного выхода в приграничную полосу и пересечения государственной границы;

попаданий ВС (АК) в зоны с опасными для авиации явлениями погоды и сложной орнитологической обстановкой;

попадания ВС (АК) в зону поражения АСП;

применения АСП не по заданным целям (вне полигона) и десантирования вне заданных площадок.

174. Летным составом, расчетами ПУ и ГРП безопасность полетов в штурманском отношении обеспечивается:

выполнением требований документов, регламентирующих летную работу, соблюдением установленного порядка и объема штурманской подготовки и контроля готовности к полетам;

твердыми знаниями навигации и боевого применения, мер по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении и умелым использованием этих знаний при выполнении полетов;

твердым усвоением действий экипажа, расчетов ПУ и ГРП в особых случаях в полете;

систематическим изучением и анализом руководящим штурманским составом ошибок, допускаемых экипажами, расчетами ПУ и ГРП при организации и выполнении полетов, и проведением мероприятий по их предупреждению.

175. Основой профилактической работы по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении являются своевременное и объективное расследование авиационных происшествий, допущенных по вине штурманской службы, расчетов ПУ, ГРП и руководителей полетов на авиационных полигонах, а также разработка мероприятий по их предупреждению.

Исключение потери ориентировки в полете

176. Ориентировка считается полностью потерянной, если экипаж ВС (АК) не знает своего местонахождения и не может его определить с точностью, необходимой для выполнения поставленной задачи.

Ориентировка считается временно потерянной, если экипаж, потеряв ориентировку, принятыми мерами определил свое местонахождение и выполнил поставленную задачу.

177. Основными причинами потери ориентировки являются:

неудовлетворительная штурманская подготовка экипажа, а также некачественная подготовка ПНК (ПНО) к полету;

неудовлетворительная организация и управление полетами;

нарушение экипажем правил навигации и штурманского плана полета;

слабые практические навыки в комплексном использовании бортовых и наземных средств навигации;

слабые навыки ведения визуальной и радиолокационной ориентировки;

неподготовленность экипажа к действиям при усложнении условий полета.

178. Основными мероприятиями по предотвращению случаев потери ориентировки являются:

постоянное обучение летного состава руководящим составом штурманской службы основам навигации и методике ведения экипажем ориентировки с комплексным использованием бортовых и наземных средств навигации;

постоянное изучение и ежегодная сдача зачетов, определяющих знание района полетов и средств РТО полетов, действий экипажа при потере ориентировки;

регулярное проведение занятий с изучением порядка восстановления ориентировки различными способами, действий при отказах навигационного оборудования и курсовых приборов, комплексного применения средств навигации в полете;

проверка состояния навигационного оборудования и ежегодное проведение девиационных и радиодевиационных работ на ВС (АК);

контроль за систематичностью и качеством выполнения экипажами полетов по маршрутам;

изучение с летным составом и лицами ГРП случаев потерь ориентировки, уклонения экипажей от маршрутов;

обучение экипажей методике проведения самостоятельной подготовки к полетам и осуществление взаимоконтроля.

179. Общий порядок действий командира экипажа (командира (ведущего) группы) при потере ориентировки, а также расчетов ПУ и ГРП, получивших доклад от командира экипажа о потере ориентировки или установивших факт потери ориентировки по другим данным, определяется ФАППП.

180. Основные способы и порядок восстановления ориентировки определяются инструкциями по использованию воздушного пространства зон ЕС ОрВД, инструкциями по производству полетов в районе аэродромов, настоящими Правилами и руководством по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (документом, ему соответствующим, федерального органа исполнительной власти).

Исключение столкновения ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней

181. В целях исключения случаев столкновения ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней экипаж, расчеты ПУ и ГРП обязаны твердо знать рельеф местности и его высоты, местонахождение и высоту искусственных препятствий, безопасные высоты полета в районе аэродрома и по маршруту.

182. Безопасной высотой называется минимальная допустимая высота полета, гарантирующая от столкновения ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней.

Безопасная высота задается и рассчитывается для определенных условий полета. Полеты ниже безопасной высоты запрещаются.

183. Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются на эшелонах (высотах) не менее безопасных. Для обеспечения безопасности полетов ВС (АК) в соответствии с ФАППВП устанавливаются:

безопасная высота круга полетов над аэродромом;

безопасная высота в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;

безопасная высота в районе аэроузла;

безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона;

нижний (безопасный) эшелон в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;

нижний (безопасный) эшелон в районе аэроузла;

нижний (безопасный) эшелон в районе ЕС ОрВД;

нижний (безопасный) эшелон полета по ППП (ПВП).

184. Для полета по траектории, огибающей рельеф местности, задается и выдерживается истинная высота полета.

Контроль высоты в таких полетах осуществляется по радиовысотомеру.

Истинная высота полета с маловысотным контуром указывается в инструкциях по использованию МВК или в РЛЭ ВС и зависит от технических возможностей этой аппаратуры, маневренных возможностей ВС (АК), характера рельефа местности на участке полета и уровня подготовки летчика.

Истинная высота визуального полета устанавливается командиром для каждого летчика индивидуально исходя из уровня его подготовки и конкретных условий полета, но не ниже минимальной допустимой высоты данного типа ВС (АК).

185. Исключение случаев столкновения ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней достигается:

тщательной штурманской подготовкой экипажа и ПНК (ПНО) к полету;

знанием особенностей навигации, боевого применения, управления и контроля за полетами на малых и предельно малых высотах со стороны ПУ (центров ЕС ОрВД);

четким исполнением всеми членами экипажа своих функциональных обязанностей;

соблюдением правил пробивания облачности после взлета, изменения высоты полета и при заходе на посадку;

строгим соблюдением правил полетов над горной местностью и особенностей использования барометрических высотомеров при взлете и посадке на высокогорный аэродром.

186. Штурманская подготовка к полетам на малых и предельно малых высотах имеет следующие особенности:

основной полетной картой является карта масштаба 1:500 000 (для малоскоростных ВС (АК) - 1:200 000);

в качестве основных точек маршрута назначаются ориентиры, имеющие вертикальные размеры, обладающие хорошей визуальной и радиолокационной контрастностью и не экранируемые препятствиями;

длина участков маршрута выбирается в пределах 50 - 100 км, а контрольные ориентиры - через 15 - 30 км;

при прокладке маршрута на карту наносятся контрольные точки маршрута для сличения показаний барометрического высотомера и радиовысотомера, безопасные высоты для каждого этапа маршрута полета;

подготовка ПНК (ПНО) к полету должна обязательно включать проверку наличия на борту ВС (АК) суммарных поправок к барометрическому высотомеру, выполнение полетов на малых и предельно малых высотах на ВС (АК), не имеющих таблиц суммарных поправок на борту, запрещается;

учебно-тренировочные полеты на малых и предельно малых высотах выполняются в коридорах установленных маршрутов, для которых составляются лоции коридоров, где должны указываться:

границы коридора;

рельеф местности с естественными и искусственными препятствиями в полосе +/- 25 км от оси коридора;

характерные визуальные (радиолокационные) ориентиры и дальности их обнаружения;

радиотехнические средства навигации, рубежи их уверенного пеленгования;

расположение ПУ, границ центров ЕС ОрВД, рубежи передачи управления, порядок ведения радиосвязи;

воздушные трассы и МВЛ, обеспечение безопасности при их пересечении;

вертикальные разрезы рельефа местности по оси маршрута и по линиям, параллельным оси маршрута, проложенным через 5 км в полосе +/- 25 км;

профили полета по заданным траекториям;

значения безопасной высоты (эшелона) полета в пределах выделенного коридора;

магнитные склонения и аномалии;

районы массового гнездовья птиц и маршруты их перелетов;

порядок восстановления ориентировки;

зоны и маршруты полетов самолетов-ретрансляторов.

Данные наносятся на карты крупного масштаба с приложениями (схемами, графиками, фотоснимками и др.). Коридоры маршрутов полетов на малых и предельно малых высотах должны облетываться не реже одного раза в год руководящим составом (наиболее подготовленными экипажами) днем на безопасных высотах.

187. Методика подготовки и выполнения полетов с МВК изложена в соответствующих РЛЭ и методических пособиях по технике пилотирования и навигации конкретного типа ВС (АК).

188. В целях предотвращения столкновений с земной (водной) поверхностью на авиационных полигонах экипаж ВС (АК) обязан:

владеть навыками распределения внимания для своевременного определения момента начала вывода ВС (АК) из пикирования;

в зависимости от скорости и угла пикирования уметь определять и строго соблюдать безопасную высоту начала вывода из пикирования и темп создания перегрузки;

своевременно выполнять команды руководителя полетов на авиационном полигоне.

Предотвращение вынужденных посадок ВС (АК) из-за недостатка топлива для продолжения полета

189. В целях предотвращения случаев вынужденных посадок ВС (АК) из-за недостатка топлива для продолжения полета командир и штурман экипажа обязаны:

знать километровые и часовые расходы топлива своего ВС в зависимости от полетной массы, режима полета, изменяемой конфигурации крыла, количества и типа внешних подвесок, а также потребный его запас для выполнения полетного задания и остаток топлива, обеспечивающий возвращение на аэродром посадки;

уточнить в период предполетной подготовки инженерно-штурманский расчет полета, расход топлива (остаток) по этапам с учетом последних данных о ветре, о температуре воздуха и об изменениях условий полета (высоты и скорости);

контролировать расход топлива в полете и при остатке топлива менее расчетного, не позволяющем полностью выполнить полетное задание с посадкой на заданный аэродром, доложить об этом ПУ (центру ЕС ОрВД) и произвести посадку на ближайший аэродром.

Предотвращение случаев опасного сближения и столкновения ВС (АК) в воздухе

190. Предотвращение случаев опасного сближения и столкновения ВС (АК) в воздухе достигается соблюдением правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования, установленных Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

191. За правильность вертикального, продольного и бокового эшелонирования при планировании полетов отвечают главные штурманы авиационных объединений (главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей), разрабатывающие порядок выполнения полетного задания.

За эшелонирование в случаях изменения заявленных маршрутов и высот при выдаче условий на полеты отвечают расчеты ПУ (центров ЕС ОрВД).

За выдерживание заданного режима отвечает командир экипажа.

Исключение попадания ВС (АК) в опасные и запретные зоны, несанкционированного выхода в приграничную полосу и пересечения государственной границы

192. Исключение случаев попадания ВС (АК) в опасные и запретные зоны достигается:

строгим соблюдением установленных правил полетов вблизи расположения опасных и запретных зон;

надежным управлением воздушным движением с земли;

грамотным применением технических средств навигации.

193. При подготовке к полетам и их выполнении вблизи приграничной полосы летный состав и расчеты ПУ отрабатывают меры по предупреждению нарушения государственной границы:

обозначить на карте и детально изучить государственную границу и приграничную полосу;

проложить и оцифровать ограничительные пеленги;

измерить и нанести дальности до характерных радиолокационных ориентиров и наземных маяков радиотехнических систем ближней навигации;

проложить и тщательно изучить маршрут полета;

определить наиболее надежные средства и способы навигации;

изучить расположение и уточнить данные работы средств РТО полетов;

уточнить рубежи передачи управления;

проконтролировать правильность ввода программ полета и работоспособность ПНК (ПНО);

неукоснительно выполнять правила полетов вблизи государственной границы;

строго выдерживать программу и штурманский план полета;

осуществлять постоянный и надежный контроль работоспособности ПНК (ПНО), непрерывно вести прокладку местоположения ВС (АК);

своевременно и точно корректировать координаты местоположения ВС (АК);

быть в готовности перейти на неавтоматизированное выдерживание ЛЗП;

постоянно оценивать условия выполнения полета и своевременно вносить изменения в программу ПНК;

умело сочетать автоматизированный и автономный полет при вынужденном отклонении от заданной траектории полета (обходе опасных для авиации явлений погоды);

постоянно быть в готовности к изменению маршрута, режима и профиля полета, к возникновению усложнившейся обстановки, связанной с отказами авиационной техники.

194. Расчеты ПУ обязаны иметь на индикаторах РЛС и планшетах начертание государственной границы, приграничной полосы, запретных зон и рубежей минимально допустимого приближения ВС (АК) к ним с учетом маневра при отвороте от государственной границы.

Исключение попадания ВС (АК) в зоны с опасными для авиации явлениями погоды

195. Командир и штурман экипажа в целях исключения попадания ВС в зоны с опасными для авиации явлениями погоды или в зоны со сложной орнитологической обстановкой обязаны:

при подготовке к полету и перед вылетом тщательно изучить фактическое состояние, прогноз погоды и орнитологическую обстановку на время полета;

изучить характер, расположение и перемещение зон грозовой деятельности, болтанки и обледенения, наметить маршруты их обхода (выхода из зон) с учетом расположения государственной границы, запретных зон, рельефа местности и запаса топлива;

наметить дублирующие средства и способы навигации на случай ухудшения работы средств РТО полетов из-за грозовой деятельности;

исходя из орнитологической обстановки определить меры, исключающие столкновение с птицами.

При отработке маршрута обхода зон с опасными для авиации явлениями погоды, маневров выхода в случае попадания в них - руководствоваться положениями ФАППП.

Исключение попадания ВС (АК) в зону поражения своих АСП

196. Для исключения случаев попадания ВС (АК) в зону поражения своих АСП в процессе подготовки к полету экипаж должен твердо усвоить:

условия и порядок выполнения задания;

требования инструкции по проведению полетов на авиационном полигоне: мишенную обстановку, схему построения маневров атак целей (мишеней), порядок ведения радиосвязи, особенности отыскания целей и выхода на них;

последовательность и места снятия блокировок в цепях вооружения;

эксплуатационные ограничения ВС (АК) и АСП;

параметры безопасного режима применения АСП (безопасная высота, скорость, дальность применения, глубина группы, дистанция между группами и т.д.);

маневр безопасности и его параметры;

меры безопасности при стрельбе и бомбометании, предусмотренные РЛЭ и методическим пособием по боевому применению конкретного типа ВС;

действия в особых случаях в полете.

Исключение применения АСП не по заданным целям (вне полигона)

197. Для исключения случаев применения авиационных средств поражения не по заданным целям (вне полигона), десантирования войск и техники вне заданных площадок и ударов по своим войскам экипаж обязан:

детально изучить район цели (площадки десантирования);

знать отличительные и демаскирующие признаки цели (площадки десантирования) и ее точные координаты;

тщательно выполнять расчеты для применения АСП с использованием ПНК (ПНО) по основной и запасной целям (площадкам десантирования);

выбирать наиболее рациональный способ коррекции ПНК, правильно рассчитывать установочные данные, вводить или контролировать их ввод в ПНК (ПНО) перед выходом на боевой курс;

проверять правильность коррекции (показаний) ПНК по данным дублирующих средств;

производить опознавание цели (площадки десантирования) по нескольким признакам, особенно в случаях перенацеливания;

выбирать надежную точку прицеливания и правильно производить прицеливание по ней;

грамотно использовать возможности ПНК (ПНО), систем управления вооружением (десантирования);

знать способы целеуказания, обозначения целей и сигналы перенацеливания;

знать средства обозначения (опознавания) своих войск и порядок их использования.

198. Экипаж ВС (АК) обязан строго выполнять требования инструкции по проведению полетов на авиационном полигоне и команды руководителя полетов на полигоне.

199. Руководитель полетов на авиационном полигоне (площадке десантирования) обязан контролировать правильность выхода ВС (групп ВС) на боевой путь, точность полета его до момента применения авиационных средств поражения (десантирования), а также при полете в группе - точность выдерживания им заданного места.

200. Параметры боевого порядка ВС и условия применения авиационных средств поражения должны полностью обеспечивать безопасность всех ВС, что достигается назначением интервалов и дистанций между ВС (группами ВС) в боевом порядке, а также высоты боевого применения (вывода из пикирования) с учетом параметров зоны поражения применяемых средств.

Экипажи боевого порядка обязаны выдерживать установленные интервалы и дистанции между ВС (группами ВС), а также заданные высоты боевого применения и вывода из пикирования.

201. При применении авиационных средств поражения в непосредственной близости от объектов авиационного полигона (своих войск) отрабатывать меры безопасности, полностью исключающие их поражение.

Применение авиационных средств поражения или десантирование при неуверенности экипажа в выходе на заданную цель или заданную площадку десантирования запрещается.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"