Последнее обновление: 11.04.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ"

III. Оценка социально-экономического эффекта хода реализации Программы
Построение иерархической структуры (модели) процесса развития системы образования сводится к формулировке цели, задач, направлений и мероприятий по развитию образования и выявлению между ними логических взаимосвязей.
Основной принцип формирования элементов каждого уровня иерархической структуры - их достаточность и объективность для характеристики процесса развития системы образования.
Как отмечалось в разделе I настоящей методики, при оценке хода модернизации образования в общем случае могут использоваться 2 модели. Первая - так называемая общая модель федерального уровня используется для оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы на федеральном уровне, а также для сравнительного анализа хода модернизации образования в регионах Российской Федерации. Вторая (региональная) модель строится по усмотрению регионов и предназначена для анализа хода реализации региональных программ и их влияния на Программу с учетом собственных приоритетов модернизации.
Модели строятся на базе Программы или региональных программ развития образования, где изложены цель, задачи, направления и мероприятия развития образования, основные индикативные показатели, другие сведения.
При построении региональных моделей задачи, направления и мероприятия формулируются исходя из состояния системы образования и вытекающих из этого конкретных проблем рассматриваемых регионов.
Расчет интегрального показателя социально-экономического эффекта реализации ПрограммыАлгоритмы расчета интегральных показателей социально-экономического эффекта от реализации Программы развития образования, в том числе начального интегрального показателя (W(нач)), совокупности интегральных плановых показателей (W(пл)_t) и множества интегральных фактических показателей (W(факт)_t) основаны на результатах декомпозиции процесса развития системы образования. Расчет указанных показателей проводится для анализа хода реализации Программы как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе, а также для анализа хода модернизации образования в субъектах Российской Федерации с учетом региональных особенностей и собственных приоритетов.
Интегральные плановые показатели социально-экономического эффектаИнтегральные плановые показатели социально-экономического эффекта от реализации мероприятий Программы для каждого года модернизации образования определяются по формуле:
W(пл)_t - плановый интегральный показатель социально-экономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий Программы;
V_З_j - весовой коэффициент важности решения З_j -й основной задачи развития образования в достижение стратегической цели развития государства (j = , в данной задаче J = 7);
V_H_i(З_j) - весовой коэффициент важности H_i -го направления развития системы образования в решении З_j -й основной задачи (i = ). В разрезе предложенной иерархической структуры Программы I = 16;
(t(пл))_k(H_i) - плановое нормированное значение k-характеристики H_i -го направления развития системы образования в t-м году;
V(об)_H_i - обобщенный весовой коэффициент H_i -го направления развития системы образования определяется по формуле:
Коэффициенты важности направлений и основных задач развития образования (V_H(З_j) и V_З_j) рассчитываются по результатам экспертного опроса специалистов в области образования и представителей общественности.
При расчете интегральных показателей социально-экономического эффекта хода реализации Программы могут учитываться как показатели Программы, так и другие показатели, достоверно характеризующие, по мнению экспертов, влияние результатов изменений в сфере образования на социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также показатели, специально сформированные для оценки хода реализации Программы в части оценки социально-экономического эффекта отдельных направлений и мероприятий Программы.
Результаты процессов развития образования по конкретному направлению могут оцениваться по одному либо по нескольким параметрам. При оценке результатов развития системы образования по нескольким показателям плановая нормированная обобщенная характеристика рассчитывается как средняя арифметическая величина.
Плановое нормированное значение k-характеристики -го направления развития системы образования в t-м году определяется по следующей формуле:
min p_k(H_i), max p_k(H_i) - минимально и максимально возможные значения k-характеристики Н_i -го направления развития системы образования;
p(t(пл))_k(H_i) - плановое значение k-характеристики Н_i -го направления развития системы образования в t-м году.
Предельные (максимальное и минимальное) значения характеристик определяются на основе очевидных фактов на основе логических рассуждений и не вызывают каких-либо трудностей.
Интегральный начальный показатель социально-экономического эффектаИнтегральный начальный социально-экономический показатель состояния системы образования определяется аналогично по формулам:
где в дополнение к приведенным выше обозначениям принято:
(нач)_k(H_i) - нормированное начальное значение обобщенной k-й характеристики H_i -го направления развития системы образования.
p(нач)_k(H_i) - начальное (базовое) значение k-й характеристики Н_i -го направления развития системы образования.
Интегральные фактические показатели социально-экономического эффектаПо мере завершения очередного календарного года и получения фактических данных за истекший год определяется фактически достигнутый на конец года интегральный социально-экономический эффект от реализации мероприятий по развитию системы образования.
Указанный показатель рассчитывается по формуле:
где в дополнение к приведенным выше обозначениям принято:
W(факт)_t - фактически достигнутый на конец t-го года интегральный показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования;
(t(факт))_k(H_i) - нормированная фактически достигнутая на конец t-го года k-я характеристика Н_i -го направления развития системы образования;
p(t(факт))_k(H_i) - фактическое значение k-й характеристики Н_i -го направления развития системы образования в t-м году.
Особенности расчета интегральных показателей в интересах анализа хода модернизации регионального образованияПри анализе хода развития регионального образования с учетом его особенностей и собственных приоритетов расчет интегральных показателей проводится аналогично. Отличие состоит в необходимости построения собственной иерархической модели развития системы образования, а также в номенклатуре учитываемых характеристик, где наряду с количественными показателями могут рассматриваться и качественные характеристики.
В связи с этим в обеспечение расчета интегрального показателя социально-экономического эффекта необходимо дополнительно определить коэффициенты важности задач и направлений развития образования, а качественным характеристикам дать количественную оценку.
Коэффициенты важности направлений и основных задач развития образования (V_H_i (З_j) и V_З_j) рассчитываются в соответствии с разделом IV настоящей методики.
Для количественной оценки характеристик качественной природы проводится экспертный опрос.
Полученные экспертами с помощью вербально-числовой шкалы оценки результатов модернизации образования по заданной совокупности качественных характеристик обобщаются и определяются их количественные значения по формуле:
где:
P_k -количественное итоговое значение k-й качественной характеристики;
P(1)_k --количественная оценка k-й качественной характеристики, присвоенная l-м экспертом;
n - количество привлеченных экспертов.
Нормирование количественных оценок характеристик качественной природы проводится по изложенной выше схеме. При этом в соответствии с вербально-числовой шкалой принимается:
![]() | , если характеристику необходимо максимизировать; | ||||
9 | |||||
![]() | |||||
9 - P_k | , если характеристику необходимо минимизировать, | ||||
9 |
Общий алгоритм расчета интегральных показателей социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования сводится к следующему:
определение перечня интегральных показателей социально-экономического эффекта, подлежащих расчету (начальный, плановый, фактический);
определение номенклатуры параметров, характеризующих состояние системы образования. В зависимости от цели оценки принимаются в соответствии с принятой иерархической схемой процесса развития образования;
сбор, анализ и систематизация исходных данных в объеме номенклатуры характеристик. Для качественных характеристик проведение экспертного опроса и расчет итоговых значений;
определение весовых коэффициентов задач и направлений развития образования. Проводится в соответствии с разделом IV настоящей методики;
расчет интегральных показателей социально-экономического эффекта.
Интегральными показателями результативности Программы являются:
уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
уровень соответствия образования современным стандартам.
Расчет эффективности Программы проводится на основании расчета соотношения прироста соответствующего интегрального показателя к размеру финансирования Программы. При этом расчет производился при 100-процентном финансировании Программы и при 20-процентном недофинансировании Программы.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ"