в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 390 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 30.09.2002 Подробная информация
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 390 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Организация работы должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий

24. Советы (совещания), конференции по БзП в федеральных органах исполнительной власти (организациях), объединениях, соединениях организуются и проводятся с периодичностью, определенной организационно-методическими указаниями (указаниями) руководителей федеральных органов исполнительной власти (организаций), но, как правило, не реже одного раза в год. Целью советов (совещаний) является анализ организаторской деятельности должностных лиц органов управлений по предотвращению АП и выработка указаний по улучшению этой деятельности.

По результатам совета (совещания) отрабатывается приказ (директива) руководителя органа управления.

Целью конференции по БзП является выработка рекомендаций для достижения высокой надежности функционирования авиационной системы при решении задач летной подготовки, темами ее могут быть:

обеспечение БзП при перевооружении авиационных частей на новую авиационную технику в условиях ограниченных возможностей финансового и материально-технического обеспечения;

обеспечение БзП при проверках боевой выучки полков на полигонах с выполнением боевых стрельб по воздушным (наземным) целям;

обеспечение БзП при организации, выполнении и руководстве полетами с авианесущих кораблей (аэрофинишера);

обеспечение БзП при организации и выполнении воздушных перевозок;

обеспечение БзП при организации и выполнении задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечение БзП при авиационном обеспечении частей и подразделений Сухопутных войск (Ракетных войск стратегического назначения) и др.

При необходимости и в зависимости от сложности стоящих задач, особых условий их выполнения решением руководителя федерального органа исполнительной власти (организации), командира (начальника) конференция может проводиться и в авиационной части (отдельных подразделениях и учреждениях).

В частях, где конференции не спланированы, вопросы обеспечения БзП при решении наиболее сложных (новых) задач обучения целесообразно рассматривать при проведении летно-технических конференций по особенностям сезонной эксплуатации.

25. Для проведения конференции разрабатываются следующие документы:

директива руководителя органа управления о проведении конференции;

календарный план подготовки;

план проведения конференции;

материалы докладов и выступлений;

рекомендации конференции;

директива руководителя органа управления с доведением рекомендаций до подчиненных.

Организационная директива издается за месяц до даты проведения конференции. Календарный план отрабатывается за 15 дней, план проведения за 10 дней. Эти документы разрабатываются службой безопасности полетов органа управления, который проводит конференцию.

Рекомендации предоставляются всеми отделами и службами в службу безопасности полетов для обобщения за 5 дней. После проведения конференции они дополняются предложениями, высказанными на ней, и оформляются в виде директивы.

Участники готовят материалы выступлений и за 5 дней до конференции представляют непосредственным начальникам на проверку и утверждение.

С докладом целесообразно выступить руководителю авиационного органа управления (отдела) федерального органа исполнительной власти (организации), командующему (командиру, начальнику), в котором изложить:

анализ АП и серьезных АИ, имевших место в авиации федерального органа исполнительной власти (организации), объединении (соединении) за последние 5 лет при выполнении полетов по рассматриваемой на конференции теме;

повторяющиеся и вновь выявленные опасные факторы при выполнении полетов по рассматриваемой на конференции теме;

положительные и отрицательные примеры работы командиров (начальников), штабов, отделов и служб по обеспечению БзП за прошедший период;

основные направления деятельности личного состава по предотвращению АП при подготовке, выполнении и обеспечении полетов по рассматриваемой на конференции теме.

Все необходимые справочные и аналитические данные для доклада готовит служба безопасности полетов и штаб.

С содокладами выступают, как правило, 2 - 3 представителя органа управления (по направлениям деятельности, связанной с организацией, выполнением, управлением или обеспечением полетов).

Для выступлений назначаются, как правило, 3 - 5 представителей нижестоящих органов управления и авиационных частей (учреждений). Основная цель содокладов - детализация доклада по вопросам обеспечения БзП в различных сферах деятельности личного состава, изложение новых методов работы по уклонению от известных опасных факторов и выявлению новых, доведение рекомендаций по их устранению или снижению степени влияния. Выступления с обменом опытом целесообразно сопровождать конкретными примерами своей деятельности и деятельности подчиненных, приведшей к соответствующим результатам по обеспечению БзП.

Заседания секций по направлениям работы и специальностям проводятся под руководством заместителей руководителя (командующего, командира, начальника) после пленарного заседания, при этом их работа строится на принципе свободного обмена мнениями, опытом, новыми идеями по обеспечению безопасности предстоящих полетов. В конце заседания окончательно формулируются, систематизируются и принимаются открытым голосованием рекомендации секции.

На заключительном заседании обсуждаются и принимаются рекомендации конференции.

При этом необходимо учитывать следующее:

они не должны противоречить требованиям нормативных документов, регламентирующих организацию, выполнение и обеспечение полетов, или повторять их положения;

они не должны повторять меры безопасности, изложенные в методических пособиях;

следует стремиться к их максимальной конкретности без лозунгов и призывов;

они должны в первую очередь воздействовать на устранение (ограничение влияния) опасных факторов в первичном звене авиационной системы: воздушное судно - экипаж - среда - полетное задание;

они должны иметь направленность на активизацию человеческого фактора как решающего фактора при обеспечении БзП;

их выполнение не должно повлечь за собой возникновение новых проблем;

совокупность рекомендаций не должна приводить к невозможности их выполнения, так как это может привести к обратным результатам.

Рекомендации конференции по БзП доводятся до подчиненных, как правило, в форме директивы.

Материалы конференции обобщаются, регистрируются и хранятся в службе БзП, если они не имеют соответствующего грифа секретности.

Контроль выполнения рекомендаций конференции по БзП возлагается на соответствующих руководителей и начальников служб БзП.

При организации и проведении конференции по БзП следует учитывать следующие недостатки:

тема конференции не отвечает новизне и сложности задач, стоящих перед авиационными частями (учреждениями);

продолжительность работы конференции не соответствует количеству выносимых на обсуждение вопросов (до 6 вопросов на 4 часа работы);

не выдерживается регламент проведения конференции, необоснованно сокращается время работы секций;

принимается слишком большое количество рекомендаций, требующих значительных временных и материальных затрат;

отсутствует приоритет направленности рекомендаций на активизацию человеческого фактора;

не принимаются рекомендации, касающиеся видов обеспечения и улучшения работы частей обеспечения;

контроль со стороны соответствующего органа управления за выполнением рекомендаций не налажен.

26. Указания по БзП на учениях, сбор-походах кораблей и показах авиационной техники разрабатываются органом управления, организующим данные мероприятия. Они должны учитывать общие требования (ограничения), предъявляемые к планированию таких мероприятий, определению условий и режима выполнения полетных заданий, подбору летных экипажей, лиц группы руководства полетами, организации подготовки авиационной техники, средств обеспечения полетов и т.д. Основная цель указаний - исключить выпуск в полет неподготовленных летчиков (экипажей), авиационной техники, обеспечение этих вылетов неподготовленными средствами. Исходя из этого, их содержание должно нацеливать руководящий состав авиационных частей на тщательный анализ уровня подготовки каждого экипажа и лиц группы руководства полетами, готовности авиационной техники и средств обеспечения полетов.

Для разработки указаний по БзП необходимо определить:

для летного состава - необходимый уровень подготовки экипажей, привлекаемых к учениям (показу), уровень натренированности по задачам предстоящих полетов, в том числе по общему налету и количеству полетов по видам летной подготовки за год, полгода и последние 3 месяца;

для лиц группы руководства полетами - необходимый уровень подготовки к руководству на аэродроме (полигоне), уровень натренированности в руководстве полетами по задачам предстоящих учений (показа);

для авиационной техники - минимальный остаток ресурса на самолетах, привлекаемых к учению (показу), особенности подготовки исходя из задач предстоящих полетов;

для средств обеспечения полетов - требуемый объем работ (мероприятий) по подготовке и проверке работоспособности и законности допуска техники частей обеспечения.

27. Меры безопасности подразделяются на общие, постоянно действующие и специальные.

Общие меры безопасности определяются нормативными документами (Руководством по летной эксплуатации (инструкцией экипажу) каждого типа самолета (вертолета), курсами боевой (летной) подготовки, методическими пособиями по технике пилотирования, воздушной навигации и боевому применению и т.д.).

Выполнение требований указанных документов, содержащих общие меры безопасности по предотвращению АП, обязательно для всего авиационного персонала.

Специальные меры безопасности разрабатывает командир (начальник), организующий полеты. Меры должны разрабатываться с учетом уровня подготовки летного состава, сложности задач на полеты, прогноза погоды, а также на основании проведенных расчетов, моделирования ситуаций, имеющихся рекомендаций и опыта работы.

К таким мерам безопасности относятся:

меры безопасности при выполнении отдельных элементов полета, которые отражаются в методических разработках по упражнениям курсов боевой подготовки;

меры безопасности, разработанные на этапе организации полетов и излагаемые командиром авиационной части при постановке задачи;

меры безопасности, определяемые командиром авиационной части на предполетных указаниях.

Меры безопасности на этапах выполнения полетов по задачам предстоящего учения (показа). К ним могут быть отнесены:

минимально безопасные высоты визуального и приборного полета для района полетов и каждого участка маршрута;

действия ведомых при опасном сближении с ведущим, при потере впереди летящего самолета и порядок выхода из боевого (полетного) порядка с указанием безопасных высот (эшелонов) полета;

минимальная (максимальная) безопасная глубина боевого порядка;

порядок восстановления ориентировки и меры по предотвращению нарушения запретных зон и государственной границы Российской Федерации в районе учений;

минимальные дистанции для выхода из атаки воздушной цели и способы их определения;

максимально (минимально) допустимые параметры полета при маневрировании;

минимальные дальности пуска ракет, стрельбы из пушек;

минимально безопасные высоты сбрасывания средств поражения и другие.

В случаях, когда планом учений (показа) предусматривается выполнение полетов с посадками на других аэродромах или вертолетных площадках, дополнительно разрабатываются меры безопасного роспуска группы и захода на посадку, взлета и построения боевых порядков.

Цель всех разрабатываемых мер - предупредить попадание экипажа в сложную (особую) ситуацию.

Меры безопасности по предотвращению ранее проявившихся в полетах опасных факторах. Здесь необходимо изложить действия при:

отказах авиационной техники, в том числе при нештатной работе вооружения;

потере радиосвязи;

попадании в условия полетов, к которым экипаж не подготовлен;

встрече с опасными явлениями погоды;

ухудшении самочувствия членов экипажа;

потере управления экипажами (группами);

выполнении вынужденной посадки (катапультировании) и др.

Цель - дать рекомендации экипажу по благополучному завершению полета.

28. Указания (меры безопасности) подписываются начальником штаба органа управления руководителя учения (показа), начальником службы безопасности полетов и доводятся в виде распоряжения по БзП на учение (показ).

29. По каждому упражнению курса боевой (летной) подготовки отрабатываются методические разработки применительно к условиям расположения аэродрома (авианесущего корабля), району полетов и типам самолетов (вертолетов).

Обязательно отдельным разделом в методических разработках должны быть указаны меры безопасности. Они разрабатываются с учетом требований по ограничениям воздушного судна, уровня подготовки экипажей (летчиков), известных опасных факторов, проявившихся при выполнении этого упражнения в других авиационных частях, рекомендаций по результатам расследования АП и АИ, особенностей района базирования и т.д.

При отработке полета на сложный пилотаж мерами безопасности могут быть указания для исключения:

превышения ограничений самолета;

сваливания и попадания самолета в штопор;

столкновения с землей;

потери работоспособности летчиком;

попадания в облака при выполнении вертикальных маневров;

потери пространственного положения;

потери визуальной ориентировки.

Кроме того, должны быть определены действия летчика (экипажа) при непреднамеренном выходе на режимы, превышающие ограничения.

В зависимости от уровня подготовки летного состава (экипажа) решением непосредственного командира могут быть разработаны дополнительные меры безопасности.

В методических разработках по последующим, более сложным упражнениям курса боевой подготовки, меры безопасности могут не повторять указания для уже освоенных элементов, но обязательно должны отражать требования по безопасности для впервые осваиваемых элементов полета.

При выявлении новых опасных факторов меры безопасности в методических разработках корректируются и дополняются.

30. При организации полетов разрабатываются меры по обеспечению их безопасности, которые доводит до летного состава командир авиационной части на постановке задачи в виде устного приказа с записью на магнитофон.

Эти меры безопасности разрабатываются исходя из задач предстоящих полетов, типов самолетов (вертолетов), участвующих в полетах, содержания конкретных запланированных упражнений и должны учитывать особые ситуации, которые могут возникнуть при их выполнении. Кроме того, в зависимости от характера и условий предстоящих полетов, занятости воздушного пространства, состояния аэродрома и средств связи и радиотехнического обеспечения командир (начальник) определяет: порядок выруливания (заруливания) самолетов, минимальные интервалы для взлета самолетов, схему ухода на маршрут одиночных экипажей и групп самолетов (вертолетов), порядок построения боевых порядков, эшелонирования в зонах и на маршрутах полета, минимально допустимые высоты при полете на предельно малой высоте, порядок захода на внеочередную посадку с маршрутов полета и из зон пилотирования, дистанции между самолетами, заходящими на посадку по различным схемам, с учетом типов самолетов (вертолетов), порядок управления перелетающими экипажами и т.д.

31. На предполетных указаниях командир (начальник) части определяет меры безопасности по конкретному варианту плановой таблицы с записью на магнитофон.

Меры безопасности полетов должны учитывать:

изменения в воздушной обстановке исходя из ограничений в воздушном пространстве, определенных вышестоящим командным пунктом и органом ОрВД в районе полетов;

фактическое состояние аэродрома к началу полетов с учетом коэффициента сцепления, определяемое подготовленностью взлетно-посадочной полосы, наличием мест стоянок самолетов (вертолетов);

состояние авиационной техники, запланированной на полеты;

изменения в плановой таблице;

фактические и прогнозируемые метеорологические условия и исходя из этого изменения в порядке выполнения полетных заданий;

изменения в работе средств связи и радиотехнического обеспечения, влияющие на выполнение полетных заданий;

изменения в порядке проведения доразведки погоды с указанием маршрутов в сторону ожидаемого ее ухудшения.

Кроме того, командир (начальник) определяет:

порядок ухода на запасные аэродромы, выделенные на полеты, и минимальный остаток топлива при этом;

особенности эксплуатации авиационной техники на предстоящих полетах;

минимальные значения высоты облачности и видимости, при которых разрешается выполнение полета по правилам визуальных полетов, порядок перехода на правила приборного полета или другой вариант плановой таблицы;

условия, при которых необходимо ограничить или прекратить полеты и т.д.

32. Подготовка летного состава к действиям в особых случаях проводится поэтапно:

1-й этап. Теоретические занятия по изучению особых случаев с объяснением возможных последствий и выдачей рекомендаций по их предотвращению. Теоретическая подготовка проводится при первоначальном обучении, переучивании, вводе в строй, перерывах в летной работе, на сборах, а также по тематике профессиональной подготовки.

2-й этап. Практические занятия на статических тренажерах или в кабинах самолетов.

Цель этого этапа - выработка твердых навыков у летного состава (экипажа) по действиям при конкретном отказе.

3-й этап. Обучение на комплексном тренажере, в процессе которого последовательно имитируются все отказы. Обнаружив их, летчик (экипаж) приступает к действиям, рекомендованным руководством по летной эксплуатации (инструкцией экипажу).

33. Комплексная тренировка - это практическое занятие, проводимое для отработки навыков по оказанию помощи терпящему бедствие экипажу. В качестве обучаемых могут привлекаться в зависимости от темы комплексной тренировки: руководящий летный состав авиационной части, частей обеспечения, группа руководства полетами, группа обеспечения полетов, наземная поисково-спасательная команда, парашютно-десантная группа (группа спасателей), команда технической помощи, авиационно-диспетчерская служба и др.

В процессе подготовки к комплексной тренировке разрабатывается план проведения тренировки.

Темами комплексной тренировки могут быть:

оказание помощи экипажу после катапультирования (покидания самолета);

оказание помощи экипажу при вынужденной посадке вне аэродрома;

оказание помощи экипажу при возникновении аварийной ситуации на взлете или посадке, на маршруте и другие.

Учебные цели комплексной тренировки могут формулироваться следующим образом:

тренировать личный состав, участвующий в проведении и обеспечении полетов, в оказании помощи экипажу, терпящему бедствие;

совершенствовать умения и профилактические навыки личного состава в оказании помощи экипажу, терпящему бедствие и т.д.

В плане проведения комплексной тренировки указываются: тема, учебные цели, состав обучаемых, продолжительность и дата проведения тренировки, оперативное и астрономическое время, учебные вопросы, вводные и действия руководителя по ним, действия обучаемых.

Для проведения комплексной тренировки может отрабатываться карта руководителя. На карте руководителя указываются тема, учебная цель, график доведения вводных, порядок действия групп подыгрыша, поисково-спасательных сил и средств, а также необходимый справочный материал. Справочный материал может состоять из основных характеристик поисково-спасательных самолетов (вертолетов), базирующихся или придаваемых для поисково-спасательного обеспечения в районе аэродрома, предельные сроки радиотехнического поиска потерпевших бедствие, сроки готовности поисково-спасательных сил и средств, таблица естественного освещения и т.д.

Комплексная тренировка начинается в установленное командиром время. К этому времени обучаемые занимают рабочие места и докладывают руководителю о готовности. Для приближения к реальности, создания необходимого темпа работы обучаемых и наращивания обстановки руководителю тренировки целесообразно ввести обучаемых в обстановку. Для отработки учебных вопросов необходимо иметь: группы подыгрыша, плановые таблицы, рисунки (фотографии) индикаторов и др.

В процессе проведения тренировки руководитель основное внимание уделяет правильности и своевременности действий обучаемых, а также соблюдению ими мер безопасности.

Если в ходе тренировки обучаемые ошибаются в принимаемых решениях и действуют неправильно, руководитель должен объявить оперативную паузу, провести частный разбор, а затем повторить отработку вводной.

После отработки всех спланированных вопросов руководитель объявляет окончание тренировки, собирает обучаемых и проводит разбор.

34. Специальные занятия по БзП - обобщенная и целенаправленная форма информационного обеспечения. Основными целями специальных занятий являются:

проведение детального анализа причинно-следственных связей возникновения опасных ситуаций и их перерастания в серьезные АИ или АП, имевших место при выполнении задач летной подготовки, аналогичных задачам части в предстоящем месяце;

раскрытие и изучение взаимосвязи всех опасных факторов, причин ошибочных действий и нарушений, которые могут привести к угрозе БзП при решении этих задач;

доведение до личного состава указаний по устранению недостатков, которые могут стать причинами АП;

подготовка экипажей и лиц группы руководства полетами к действиям в особых случаях.

Тематика специальных занятий планируется на год и отражается в программе предотвращения АП.

Занятия проводятся, как правило, в дни общей (наземной) подготовки к полетам продолжительностью не менее 2 ч.

Организация и проведение специальных занятий возлагается:

на командира (начальника) авиационной части (при его отсутствии - на заместителя) - с летным составом и лицами, участвующими в управлении полетами;

на заместителя командира (начальника) по инженерно-авиационной службе - с инженерно-техническим составом;

на командира части обеспечения полетов (при его отсутствии - на заместителя) - с личным составом, участвующим в обеспечении полетов.

К проведению специальных занятий, контролю и оказанию помощи в их проведении привлекаются руководящий состав, офицеры службы безопасности полетов, прямые начальники по соответствующим службам соединений и объединений.

С лицами, отсутствовавшими на специальных занятиях, командиры подразделений организуют дополнительные занятия.

Для предметного изучения причин АП и АИ в авиационной части разрабатывается и накапливается методический материал в виде схем, диапозитивов, видеоматериала, макетов и т.д. Данный материал также используется при самостоятельной подготовке личного состава, участвующего в полетах. Ответственность за его разработку и накопление возлагается на заместителя командира по летной подготовке (начальника службы БзП).

Специальные занятия по БзП включаются в месячные планы и расписания занятий. Все занятия учитываются в классных журналах отдельным разделом.

35. Информационное обеспечение в целях предотвращения АП включает разработку и анализ информации, собственно информационные материалы, средства доведения и сбора информации, корреспондентов и адресатов информации, а также банк данных на базе автоматизированных систем. Основные задачи информационного обеспечения:

сбор и анализ донесений о результатах расследования АП и АИ, о выявленных опасных факторах и принимаемых мерах по их устранению (локализации) или уклонения от них;

оперативное и периодическое информирование об этом соответствующих звеньев авиационной системы;

пропаганда безопасности полетов в периодических изданиях и в средствах массовой информации.

36. Организация и методическое сопровождение информационного обеспечения предотвращения АП осуществляется Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации с привлечением соответствующих подразделений научно-исследовательских организаций и центров.

Используются следующие виды информации: первичная (оперативная), обобщающая (периодическая), специальная целевая и информация по запросу.

37. Порядок представления донесений до заинтересованных инстанций регламентируется соответствующими документами (Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации, далее именуются - ПРАПИ-2000) <*>, Порядок взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации <**>, далее именуется - Порядок взаимодействия), что обеспечивает авиационное командование необходимыми данными для принятия мер по устранению как общих для авиационной системы, так и частных опасных факторов для своевременной корректировки нормативных документов и отработки целевого информационного материала.


<*> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. N 1329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 50, ст. 6218).

<**> Утвержден совместным Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министра Российской Федерации по связи и информатизации, Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Председателя Центрального совета Российской оборонной спортивно-технической организации от 26 февраля 2002 г. N 96/144/77/18/185/97/51/108/24 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 апреля 2002 г., регистрационный N 3388).

38. Оперативная информация доводится до авиационных частей командирами авиационных соединений, командующими авиационными объединениями и руководителями федеральных органов исполнительной власти или организаций.

Оперативная информация передается телеграммой или по телефону и содержит изложение обстоятельств и причин АП и АИ, оценку действий экипажа и расчетов пунктов управления полетами при возникновении и развитии особой ситуации, а также перечень профилактических мероприятий по данному событию.

39. Периодическая информация включает:

а) ежемесячные экспресс-бюллетени по БзП;

б) информационные выпуски об АП и АИ;

в) выпуски с рекомендациями по предупреждению ошибочных действий летных экипажей, лиц группы руководства полетами и органов единой системы ОрВД;

г) выпуски с рекомендациями по предупреждению отказов авиационной техники;

д) анализы АП и АИ;

е) рекомендации по предотвращению АП.

Периодическая информация должна быть изучена с соответствующими специалистами не позднее чем в недельный срок после ее поступления.

Занятия по изучению информационных документов проводятся, как правило, лично командиром части.

Порядок отработки информации:

краткое изложение обстоятельств АП или АИ (данные об экипаже, характер задания, метеоусловия, воздушная обстановка, обстоятельства события);

причины АП (АИ), динамика развития ситуации;

признаки обнаружения отказов и необходимые правильные действия в этих условиях;

анализ и разбор правильных (неправильных) действий экипажей, инженерно-технического состава, степень выполнения требований служебных документов;

необходимые меры и сроки, дополнительная подготовка для исключения повторяемости подобных событий;

доведение до личного состава требований руководителя (командира, начальника);

указания по организации их исполнения.

40. Приказы и директивы по АП и АИ изучаются с личным составом в срок не позднее двух суток после их получения.

С поступлением в часть приказа или директивы командир обязан:

лично изучить документ;

оценить и сравнить с требованиями документа состояние дел в подчиненной части;

совместно с руководящим составом части определить направления, содержание, объем и сроки работ по выполнению требований приказа (директивы);

поставить задачу по исполнению требований документа (указать исполнителей, сроки исполнения, форму контроля);

установить время и место изучения приказа (директивы) личным составом или категориями личного состава.

Приказ (директива) доводится до личного состава в части, его касающейся.

Сведения об изучении приказов (директив) по БзП (дата изучения и принятые меры) учитываются в журнале контроля исполнения.

Персональный учет лиц, с которыми был изучен приказ (директива), возлагается на начальника штаба части (органа управления). С отсутствующими (по их прибытии) изучение поступивших документов проводят заместители командира части (подразделения) дополнительно, о чем докладывают начальнику штаба.

41. Каждое АП и ЧП с государственными воздушными судами в Российской Федерации подлежит обязательному расследованию комиссией, которая имеет статус государственной и образуется в порядке, установленном ПРАПИ-2000.

На основании анализа информации, полученной в ходе расследования АП, комиссия по расследованию разрабатывает предложения и рекомендации по обеспечению БзП. В целях повышения эффективности работ по предотвращению АП Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации в установленные сроки проводит анализ состояния БзП и представляет соответствующие материалы руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций.

42. Выявление АИ - обязательная деятельность для всех должностных лиц, участвующих в организации, проведении и обеспечении полетов, а также контролирующих их проведение.

Для выявления АИ используются:

личные наблюдения и доклады лиц, организующих, выполняющих, обеспечивающих и обслуживающих полеты;

материалы объективного контроля;

сообщения лиц, контролирующих полеты;

записи в журналах руководителя полетов и старшего инженера полетов;

бортовая и техническая документация;

свидетельства очевидцев.

Каждый АИ подлежит расследованию, основанному на тех же принципах и проводимому с той же целью, что и расследование АП.

Решение об отнесении того или иного авиационного события к АИ и о его классификации принимается командиром авиационной части или старшим начальником.

Контроль за выявлением АИ, полнотой, объективностью их расследования и учета осуществляют старшие авиационные начальники.

Обо всех АИ по окончании полетов докладывается оперативными дежурными устно на центральный КП федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - на КП авиационного объединения (авиационного соединения), где они учитываются в журналах. Кроме того, о серьезных АИ устно немедленно докладывается в Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

В донесении по результатам расследования АИ указываются оценка действий летчика (экипажа) и группы руководства полетами (органа ОрВД), рекомендации по профилактике подобных АИ.

На все АИ в авиационных частях составляются карточки учета установленной формы. Контроль за правильностью оформления карточек учета АИ и своевременностью их представления в соответствующие органы БзП организуется вышестоящими органами БзП федеральных органов исполнительной власти или организацией (по принадлежности ВС).

В авиационных подразделениях АИ, нарушения и ошибочные действия летного состава (экипажей) учитываются в специальных журналах.

В федеральных органах исполнительной власти и организациях, а также в авиационных объединении, соединении, части ведутся журналы учета АИ. Кроме того, в авиационном соединении (авиационном объединении) начальники соответствующих служб (отделов), каждый по своему направлению, ведут учет АИ, нарушений и недостатков, имевших место при организации, проведении, управлении и обеспечении полетов.

В частях обеспечения учитываются АИ, а также нарушения и недостатки в обеспечении полетов, имевшие место в этих частях.

В Центре БзП авиации Вооруженных Сил Российской Федерации учитываются все серьезные АИ.

В Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации учитываются все серьезные АИ с повреждениями ВС.

Проверка полноты учета, объективности расследования и правильности классификации АИ осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и организаций:

в авиационном подразделении, авиационной части и частях обеспечения полетов - ежемесячно;

в соединении, объединении, на авиаремонтном заводе и в военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации - ежеквартально.

Результаты проверки, а также указания по устранению вскрытых недостатков записываются проверяющими в соответствующий раздел журнала учета АИ.

В авиационной части и частях обеспечения ежемесячно (в соединениях и объединениях ежеквартально) проводится разбор АИ, нарушений и ошибочных действий личного состава, результаты которого в виде отдельного раздела включаются в доклад командира (командующего, начальника) при подведении итогов работы.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 390 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"