Опасные факторы | Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов |
1 | 2 |
1. Ошибки операторов радиолокационных станций (далее именуются - РЛС), радиолокационных систем посадки (далее именуются - РСП), автоматических радиопеленгаторов (далее именуются - АРП) в выдаче данных летным экипажам и группе руководства полетами | Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны: |
проанализировать уровень профессиональной подготовки личного состава, способность его выполнять свои обязанности в целях выявления лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям; |
организовать эффективное с применением тренажей обучения расчетов РЛС и пеленгаторов действиям по правильной выдаче информации летным экипажам и лицам группы руководства полетами, обращая внимание на действия в нестандартной обстановке; |
| обеспечить регулярные (не реже двух раз в год) проверки знаний и навыков операторов в определении координат самолетов (вертолетов), считывания значений высоты, пеленга и т.д.; |
| осуществлять подбор на должности операторов подготовленных в профессиональном отношении и психологически устойчивых военнослужащих, обладающих хорошей дикцией и реакцией. |
2. Прекращение выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов антенны подряд. Прекращение выдачи радиолокационной информации на конечном этапе наведения | Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны: |
организовать техническое обслуживание РЛС, анализ и предупреждение наиболее часто повторяющихся отказов многофункциональных систем РЛС; |
предусматривать комплексное применение имеющихся средств радиолокации, создать резерв РЛС для обеспечения непрерывной выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией; |
| проводить тренировки расчетов РЛС по оперативному использованию имеющихся резервов в выдаче радиолокационной информации. |
3. Пропуск операторами РЛС, РСП, АРП сигнала "Тревога" или задержка с выдачей информации о сигнале "Бедствие" более двух минут | Организовать: |
проведение тренировок операторов в действиях по получению сигналов "Бедствие", "Тревога" и их своевременной выдаче группе руководства полетами; |
периодический контроль работоспособности аппаратуры получения сигналов, в том числе в ходе предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения и в процессе обеспечения полетов. |
4. Использование для обеспечения полетов не проверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения | Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны исключить выделение для обеспечения полетов днем по правилам приборных полетов и ночью не проверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения, в том числе при отсутствии предполетного облета, а эксплуатацию радиомаячных систем, не проверенную летным контролем, запрещать в любых метеоусловиях. |
5. Неграмотные действия личного состава по включению средств связи и радиотехнического обеспечения, приводящие к прекращению передачи информации (или к ее искажению) летным экипажам и лицам группы руководства полетами | Руководящий состав частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) должен обеспечить: |
организацию обучения личного состава в целях формирования твердых знаний принципов работы средств связи и радиотехнического обеспечения, их устройства и технических возможностей, постоянный контроль этих знаний; |
высокий уровень натренированности личного состава в действиях по переключению средств связи и радиотехнического обеспечения на резервные и автономные агрегаты электропитания; |
| воспитание у личного состава дежурных смен высокой ответственности, исполнительности и дисциплинированности, понимания своего служебного долга и важности четкого выполнения функциональных обязанностей. |
6. Отказы в системе электропитания средств связи и радиотехнического обеспечения, несвоевременное включение автономных источников | Для выявления отказов и их предотвращения (локализации) необходимо: |
регулярно проводить проверки работоспособности основных и резервных источников электропитания; |
совершенствовать систему электроснабжения объектов средств связи и радиотехнического обеспечения, повышать устойчивость ее элементов к отказам; |
| использовать автономные автоматизированные источники электропитания; |
| проводить тренажи с личным составом дежурных смен по переключению потребителей с внешнего источника электропитания на автономный, постоянно контролировать уровень натренированности личного состава. |
7. Нарушения в оборудовании рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских и командных пунктах и их эксплуатации | Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны организовать: |
первичное оборудование рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских и командных пунктах выносными индикаторными устройствами в строгом соответствии с требованиями нормативных и эксплуатационных документов; |
| правильную подготовку рабочих мест на командно-диспетчерских и командных пунктах и их передачу на обеспечение полетов должностным лицам группы руководства полетами; |
| в процессе эксплуатации не допускать изменения состава оборудования рабочих мест и произвольного ориентирования индикаторов кругового обзора на них (по отношению к ВПП); |
| осуществлять контроль работоспособности и полноты оборудования рабочих мест лиц группы руководства полетами, их соответствие типовому перечню. |
8. Развертывание средств связи и радиотехнического обеспечения на аэродроме с отклонениями от типовой схемы | Высота антенных мачт ближних приводных радиомаяков выбирается с учетом к ограничению высоты препятствий. На равнинной местности она может составлять от 6,5 до 10 м при размещении антенны на удалениях от начала ВПП 850 и 1200 м соответственно. |
| Все огни и аэродромные светофоры, устанавливаемые вдоль ВПП и рулежных дорожек, в зоне концевых полос безопасности и у мест стоянок самолетов, должны иметь в основании ослабленное сечение (ломкие опоры). |
| Высота огней ВПП и рулежных дорожек, входных и ограничительных, не должна превышать 0,45 м от поверхности, на которой они установлены. |
9. Отказ средств связи и радиотехнического обеспечения во время полетов | Для предотвращения проявления последствий отказов средств связи и радиотехнического обеспечения необходимо осуществлять: |
| контроль своевременности и качества ежедневного, ежемесячного, сезонного технического обслуживания (2 раза в год), годового технического обслуживания; |
| регулярную проверку основных и резервных средств связи и радиотехнического обеспечения; |
| проведение комплексных проверок готовности личного состава и техники к обеспечению полетов; |
| проверку соответствия настройки средств связи и радиотехнического обеспечения и режимов их работы требованиям технологических карт; |
| проведение контрольных осмотров выносного оборудования командно-диспетчерских и командных пунктов, средств объективного контроля, управления и сигнализации; |
| строгое выполнение методики предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения полетов на командно-диспетчерских и командных пунктах. |