| Опасные факторы | Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов |
| 1 | 2 |
| 1. Ошибки операторов радиолокационных станций (далее именуются - РЛС), радиолокационных систем посадки (далее именуются - РСП), автоматических радиопеленгаторов (далее именуются - АРП) в выдаче данных летным экипажам и группе руководства полетами | Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны: |
| проанализировать уровень профессиональной подготовки личного состава, способность его выполнять свои обязанности в целях выявления лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям; |
| организовать эффективное с применением тренажей обучения расчетов РЛС и пеленгаторов действиям по правильной выдаче информации летным экипажам и лицам группы руководства полетами, обращая внимание на действия в нестандартной обстановке; |
| | обеспечить регулярные (не реже двух раз в год) проверки знаний и навыков операторов в определении координат самолетов (вертолетов), считывания значений высоты, пеленга и т.д.; |
| | осуществлять подбор на должности операторов подготовленных в профессиональном отношении и психологически устойчивых военнослужащих, обладающих хорошей дикцией и реакцией. |
| 2. Прекращение выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов антенны подряд. Прекращение выдачи радиолокационной информации на конечном этапе наведения | Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны: |
| организовать техническое обслуживание РЛС, анализ и предупреждение наиболее часто повторяющихся отказов многофункциональных систем РЛС; |
| предусматривать комплексное применение имеющихся средств радиолокации, создать резерв РЛС для обеспечения непрерывной выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией; |
| | проводить тренировки расчетов РЛС по оперативному использованию имеющихся резервов в выдаче радиолокационной информации. |
| 3. Пропуск операторами РЛС, РСП, АРП сигнала "Тревога" или задержка с выдачей информации о сигнале "Бедствие" более двух минут | Организовать: |
| проведение тренировок операторов в действиях по получению сигналов "Бедствие", "Тревога" и их своевременной выдаче группе руководства полетами; |
| периодический контроль работоспособности аппаратуры получения сигналов, в том числе в ходе предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения и в процессе обеспечения полетов. |
| 4. Использование для обеспечения полетов не проверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения | Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны исключить выделение для обеспечения полетов днем по правилам приборных полетов и ночью не проверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения, в том числе при отсутствии предполетного облета, а эксплуатацию радиомаячных систем, не проверенную летным контролем, запрещать в любых метеоусловиях. |
| 5. Неграмотные действия личного состава по включению средств связи и радиотехнического обеспечения, приводящие к прекращению передачи информации (или к ее искажению) летным экипажам и лицам группы руководства полетами | Руководящий состав частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) должен обеспечить: |
| организацию обучения личного состава в целях формирования твердых знаний принципов работы средств связи и радиотехнического обеспечения, их устройства и технических возможностей, постоянный контроль этих знаний; |
| высокий уровень натренированности личного состава в действиях по переключению средств связи и радиотехнического обеспечения на резервные и автономные агрегаты электропитания; |
| | воспитание у личного состава дежурных смен высокой ответственности, исполнительности и дисциплинированности, понимания своего служебного долга и важности четкого выполнения функциональных обязанностей. |
| 6. Отказы в системе электропитания средств связи и радиотехнического обеспечения, несвоевременное включение автономных источников | Для выявления отказов и их предотвращения (локализации) необходимо: |
| регулярно проводить проверки работоспособности основных и резервных источников электропитания; |
| совершенствовать систему электроснабжения объектов средств связи и радиотехнического обеспечения, повышать устойчивость ее элементов к отказам; |
| | использовать автономные автоматизированные источники электропитания; |
| | проводить тренажи с личным составом дежурных смен по переключению потребителей с внешнего источника электропитания на автономный, постоянно контролировать уровень натренированности личного состава. |
| 7. Нарушения в оборудовании рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских и командных пунктах и их эксплуатации | Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны организовать: |
| первичное оборудование рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских и командных пунктах выносными индикаторными устройствами в строгом соответствии с требованиями нормативных и эксплуатационных документов; |
| | правильную подготовку рабочих мест на командно-диспетчерских и командных пунктах и их передачу на обеспечение полетов должностным лицам группы руководства полетами; |
| | в процессе эксплуатации не допускать изменения состава оборудования рабочих мест и произвольного ориентирования индикаторов кругового обзора на них (по отношению к ВПП); |
| | осуществлять контроль работоспособности и полноты оборудования рабочих мест лиц группы руководства полетами, их соответствие типовому перечню. |
| 8. Развертывание средств связи и радиотехнического обеспечения на аэродроме с отклонениями от типовой схемы | Высота антенных мачт ближних приводных радиомаяков выбирается с учетом к ограничению высоты препятствий. На равнинной местности она может составлять от 6,5 до 10 м при размещении антенны на удалениях от начала ВПП 850 и 1200 м соответственно. |
| | Все огни и аэродромные светофоры, устанавливаемые вдоль ВПП и рулежных дорожек, в зоне концевых полос безопасности и у мест стоянок самолетов, должны иметь в основании ослабленное сечение (ломкие опоры). |
| | Высота огней ВПП и рулежных дорожек, входных и ограничительных, не должна превышать 0,45 м от поверхности, на которой они установлены. |
| 9. Отказ средств связи и радиотехнического обеспечения во время полетов | Для предотвращения проявления последствий отказов средств связи и радиотехнического обеспечения необходимо осуществлять: |
| | контроль своевременности и качества ежедневного, ежемесячного, сезонного технического обслуживания (2 раза в год), годового технического обслуживания; |
| | регулярную проверку основных и резервных средств связи и радиотехнического обеспечения; |
| | проведение комплексных проверок готовности личного состава и техники к обеспечению полетов; |
| | проверку соответствия настройки средств связи и радиотехнического обеспечения и режимов их работы требованиям технологических карт; |
| | проведение контрольных осмотров выносного оборудования командно-диспетчерских и командных пунктов, средств объективного контроля, управления и сигнализации; |
| | строгое выполнение методики предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения полетов на командно-диспетчерских и командных пунктах. |