в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 390 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 30.09.2002 Подробная информация
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 390 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Приложения

Приложение N 1

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

В объединении.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;

уточнение правильности расчетов минимальных безопасных высот в районах аэродромов - ежегодно.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;

анализ качества техники пилотирования руководящего состава объединения, соединений и отдельных частей по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.

Из-за ошибок на взлете и посадке:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;

анализ состояния метеообеспечения и меры по повышению его качества - 1 раз в месяц.

Из-за превышения эксплуатационных ограничений:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий.

Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических учений:

разработка анализа АП и серьезных АИ за последние 5 лет и подготовка руководителя занятий;

организация проведения летных смен с использованием воздушных судов - постановщиков помех и в условиях ограниченного радиообмена в период подготовки к летно-тактическому учению.

В соединении.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

обеспечение командных пунктов частей прямыми связями с районным центром единой системы ОрВД.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

проверка знания района полетов у летного состава, лиц группы руководства полетами, расчетов командных пунктов, а также порядка расчета минимальных безопасных высот - не реже 1 раза в год.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

проверка инструкторов в практических полетах для определения уровня летно-методических навыков - 1 раз в год;

анализ качества техники пилотирования руководящего состава соединения по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.

Из-за попадания в опасные явления погоды:

проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ, связанных с неправильной оценкой погоды руководящим составом, - 2 раза в год.

Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических учений:

занятия по анализу АП и серьезных АИ, происшедших при выполнении боевых стрельб и летно-тактических учений, с летным составом и лицами группы руководства полетами, расчетами командных пунктов в период подготовки к летно-тактическому учению.

В авиационной части.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ перед групповыми полетами - не реже 2 раз в год;

проведение показного тренажа "пеший по-летному" с руководящим составом - не реже 1 раза в год;

проведение тренажа "пеший по-летному" по упражнениям плановой таблицы в период предварительной подготовки.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

проведение семинара по изучению причин АП и серьезных АИ с личным составом, группой руководства полетами, руководителями полетов на полигоне - 1 раз в период обучения;

уточнение порядка использования радиолокационных средств, установленных на командно-диспетчерских, командных пунктах, - ежегодно.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

анализ качества техники пилотирования руководящего летного состава части по материалам объективного контроля - 1 раз в месяц.

Из-за попадания в опасные явления погоды:

проведение практических занятий с летным составом и группой руководства полетами по методике оценки погодных условий, проведения разведки и доразведки погоды - 1 раз в период обучения.

Из-за превышения эксплуатационных ограничений:

проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ, происшедших из-за превышения ограничений, - 1 раз в период обучения.

Из-за ошибок в ходе учений:

проведение летучек и групповых упражнений в соответствии с темой летно-тактического учения и отработкой вопросов БзП непосредственно перед полетами;

определение порядка эшелонирования и захода на посадку воздушных судов, участвующих в летно-тактических учениях.

Из-за попадания вертолетов в левое самопроизвольное вращение:

специальные занятия по безопасности полетов - 1 раз в период обучения;

тренажи с летным составом - ежемесячно.

Заместителям командира авиационной части.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

определение мер безопасности в методических разработках на всех этапах полета по предотвращению опасных сближений и столкновений - ежегодно.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

проведение тренажей с группой руководства полетами по использованию высотомеров и выносных индикаторов системы посадки - в дни предварительной подготовки.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

проведение занятий по изучению физического смысла маневренных возможностей воздушных судов с практическими расчетами - 2 раза в год;

проведение семинара по анализу АП и серьезных АИ за последние 5 лет - 2 раза в год.

Из-за попадания в опасные явления погоды:

уточнение в методических схемах порядка проведения разведки погоды, определение граничных значений метеоэлементов для каждого задания - 1 раз в год;

проверка состояния метеоприборов - 1 раз в квартал;

проведение комплексных тренажей с лицами ГРП по действиям при ухудшении погоды - в день предварительной подготовки 1 раз в месяц.

Из-за ошибок на взлете и посадке:

проведение занятий по анализу АП и серьезных АИ за последние 5 лет из-за ошибок на взлете и посадке - 1 раз в год.

Из-за превышения эксплуатационных ограничений:

проведение занятий и прием зачетов по знанию физической сущности эксплуатационных ограничений - 1 раз в период;

анализ и оценка правильности эксплуатации авиационной техники на земле и в воздухе по материалам объективного контроля - после летного дня (ночи);

проведение тренажей на авиационной технике по закрытию фонарей - в парковые дни.

Начальникам служб авиационной части.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

прием зачетов у лиц группы руководства полетами и расчетов командных пунктов по правилам эшелонирования - 2 раза в год;

проведение тренажей с лицами группы руководства полетами, расчетами командных пунктов по эшелонированию - ежемесячно;

контроль учета поправок на высотомерах;

нанесение эшелонов воздушных трасс, обозначенных на индикаторах кругового обзора радиолокационных станций;

проведение тренажей с лицами группы руководства полетами по формированию потока воздушных судов для завода на посадку перед каждыми полетами.

Из-за столкновений с рельефом местности:

проведение семинара с летным составом и лицами группы руководства полетами по мерам безопасности при полетах в горно-холмистой местности - 2 раза в год;

нанесение секторов минимально безопасных высот на планшеты и индикаторы кругового обзора, проверка наличия схем секторов закрытия радиолокационных станций.

Из-за ошибок в ходе выполнения боевых стрельб и летно-тактических упражнений:

изучение с летным составом, расчетами командных пунктов и группой руководства полетами указаний по обеспечению БзП на учениях и проверках боевой готовности.

Командирам авиационных эскадрилий.

Из-за столкновений воздушных судов в воздухе:

выявление летчиков, допускающих ошибки, определение натренированности, установление максимальных перерывов в групповых полетах с последующим докладом на методическом совете - не реже 1 раза в год;

прием зачетов по правилам групповых полетов - 2 раза в год;

проведение тренажей по порядку ведения осмотрительности и правильным действиям при потере ведущего на предварительной подготовке и перед полетами.

Из-за столкновений воздушных судов с рельефом местности:

прием зачетов у летного состава по правилам визуального полета и порядку перехода к приборному - 2 раза в год.

Из-за сваливания и срыва в штопор:

проведение тренажей по определению признаков сваливания и глубокой спирали и действиям при этом - в дни предварительной подготовки;

проведение семинара по особенностям устойчивости и управляемости воздушного судна - 2 раза в год;

оценка натренированности летного состава в выполнении сложного (высшего) пилотажа по материалам объективного контроля с последующим докладом на методическом совете - 1 раз в год.

Приложение N 2

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ И ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
N п/п Наименование документа, мероприятия Частота разработки (проведения) Основание для разработки
год период квартал месяц
1 2 3 4 5 6 7
В федеральных органах исполнительной власти, видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации
1 Программа предотвращения авиационных происшествий + РПАП
2 Конференция по безопасности полетов + РПАП
3 Приказ с оценкой организаторской роли должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий + Указания федерального органа исполнительной власти
4 Раздел подведения итогов по оценке состояния безопасности полетов + Указания федерального органа исполнительной власти
5 Разбор авиационных инцидентов + ПРАПИ
6 Периодический анализ надежности авиационной техники + РПАП
7 Материалы показательных специальных занятий по безопасности полетов + РПАП
8 План мероприятий по обеспечению безопасности полетов + РПАП
В авиационных объединениях
1 Программа предотвращения авиационных происшествий + РПАП
2 Военный совет по безопасности полетов + Указания федерального органа исполнительной власти
3 Приказ с оценкой организаторской роли должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий + Указания федерального органа исполнительной власти
4 Конференция по безопасности полетов + Указания федерального органа исполнительной власти
5 Разбор авиационных инцидентов + ПРАПИ
6 Периодический анализ надежности авиационной техники + РПАП
7 Материалы методических советов по вопросам безопасности полетов + Указания федерального органа исполнительной власти
8 Материалы показательных специальных занятий по безопасности полетов + РПАП
9 План мероприятий по обеспечению безопасности полетов + РПАП
В авиационных соединениях
1 Программа предотвращения авиационных происшествий + РПАП
2 Конференция по безопасности полетов + Указания федерального органа исполнительной власти
3 Совещание по безопасности полетов + Указания федерального органа исполнительной власти
4 Разбор авиационных инцидентов + ПРАПИ
5 Периодический анализ надежности авиационной техники + РПАП
6 Материалы методического совета по вопросам безопасности полетов + Указания федерального органа исполнительной власти
7 Материалы показательных специальных занятий по безопасности полетов + РПАП
8 План мероприятий по обеспечению безопасности полетов + РПАП
В авиационных частях (отдельных подразделениях и учреждениях)
1 Программа предотвращения авиационных происшествий + РПАП
2 Материалы методических советов по вопросам безопасности полетов + Указания федерального органа исполнительной власти
3 Специальные занятия по безопасности полетов + РПАП
4 Разбор авиационных инцидентов + ПРАПИ
5 Периодический анализ надежности авиационной техники + РПАП
6 План мероприятий по обеспечению безопасности полетов + РПАП
7 Анализ качества выполнения полетных заданий по материалам объективного контроля + + + Указания федерального органа исполнительной власти
8 Приказы командира части по результатам расследования авиационных инцидентов ПРАПИ
В частях (отдельных подразделениях, учреждениях) обеспечения
1 Программа предотвращения авиационных происшествий + РПАП
2 Специальные занятия по безопасности полетов + РПАП
3 Разбор авиационных инцидентов + ПРАПИ
4 План мероприятий по обеспечению безопасности полетов + РПАП
5 Приказы командира части по результатам расследования авиационных инцидентов ПРАПИ

Приложение N 3

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ (ЛОКАЛИЗАЦИИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В РУКОВОДСТВЕ ПОЛЕТАМИ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Опасные факторы Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов
1 2
1. Нарушения (упущения) в соблюдении установленных порядка и правил руководства полетами (обслуживании воздушного движения) 1. Осуществление государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации специально уполномоченным органом в области обороны.
2. Постоянный контроль со стороны старших авиационных начальников (проверяющих) за соблюдением установленных порядка и правил руководства полетами (обслуживанием воздушного движения) с учетом особенностей организации руководства полетами на аэродромах авиаремонтных заводов и предприятиях промышленности, вертолетов, с авианесущих кораблей и полетами гидросамолетов, внеаэродромными полетами и перелетами.
3. В случае выявления в процессе полетов командирами (начальниками, проверяющими) нарушений (упущений) в соблюдении установленных порядка и правил руководства полетами (обслуживании воздушного движения) они обязаны принять решение на ограничение или прекращение полетов.
2. Недобросовестность должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) при личной подготовке к руководству полетами 1. Организация всестороннего контроля готовности должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) в целях исключения допуска к руководству полетами неподготовленных специалистов, проведение инструктажа дежурных смен и разбора их работы.
2. Предоставление дополнительного времени на подготовку к руководству полетами или отстранение от руководства полетами (управления воздушным движением) должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) при выявлении недостатков в их личной подготовке при проведении контроля готовности.
3. Недостаточная профессиональная подготовка должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) 1. Должностные лица группы руководства полетами и дежурных смен центров единой системы ОрВД должны иметь специальную подготовку, при необходимости, сертификат (свидетельство) и соответствующий допуск к руководству полетами (управлению воздушным движением).
2. Должностные лица группы руководства полетами (органов ОрВД) должны периодически или по необходимости проходить обучение на специальных курсах в центрах подготовки (учебных заведениях) с целью освоения новых комплексов по управлению воздушным движением и повышения профессиональной подготовки.
3. В объединениях, соединениях, военных авиационных институтах и авиационных частях ежегодно проводятся сборы (специальные занятия) со всеми должностными лицами группы руководства полетами (с привлечением специалистов центров ОрВД) с целью повышения их профессиональной подготовки и проверки знаний. По результатам проведения сборов издаются приказы соответствующих командиров (начальников) с указанием недостатков в профессиональной подготовке должностных лиц группы руководства полетами и допуске их к руководству полетами по результатам сдачи зачетов.
4. Использование для проведения тренировок (тренажей) цифровых учебных тренажеров типа "Репитер", "Манеж", "Марка" и оборудование рабочих мест пунктов управления, а также автоматизированных средств управления в режиме "Тренаж" ("Рубеж", "Фазенда", "Эталон" и другие).
5. Организация постоянного контроля за уровнем натренированности должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД), отсутствие перерывов в руководстве полетами (управлением воздушным движением), строгое соблюдение методик допуска должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) к руководству полетами (управлением воздушным движением) при перерывах, превышающих установленные сроки, с учетом фактического уровня подготовки.
4. Нарушения (упущения) взаимодействия должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) 1. Порядок взаимодействия военных и гражданских секторов центров определяется инструкциями по взаимодействию должностных лиц дежурных смен военных и гражданских секторов центров единой системы ОрВД между собой и с другими органами, деятельность которых связана с использованием воздушного пространства.
2. Дежурные смены военного и гражданского секторов центра должны размещаться в общем зале.
3. Организация и проведение периодических тренажей (тренировок) по организации взаимодействия должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) при управлении экипажами на различных этапах полета, оказании помощи при возникновении в полете особых (аварийных) ситуаций, полных или частичных отказах средств управления полетами.
5. Нарушения (упущения или ошибки) должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) вследствие снижения работоспособности 1. Обязательное ежегодное медицинское освидетельствование должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД), прохождение медицинского осмотра в период предполетной подготовки.
2. Анализ плановых таблиц полетов на соответствие нагрузки на должностных лиц группы руководства полетами (органов ОрВД) уровню их профессиональной подготовки (интенсивность полетов по часам, количество экипажей, находящихся под управлением одновременно, характер полетных заданий и т.д.).

Приложение N 4

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ (ЛОКАЛИЗАЦИИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В АЭРОДРОМНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ
Опасные факторы Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов
1 2
1 Нарушения в содержании и подготовке аэродрома к полетам 1. Старший авиационный начальник аэродрома обязан не менее 2 раз в год назначать комиссии для проведения технических осмотров аэродрома. Результат работы комиссии - акт и план устранения выявленных недостатков.
2. Полеты планировать с учетом выделения времени, необходимого авиационно-технической части на ремонт и подготовку покрытия аэродрома:
не менее 3 суток подряд каждый месяц;
не менее 3 часов на подготовку аэродрома к плановым полетам;
не менее 1 часа на подготовку аэродрома к полетам между сменами.
3. При приеме аэродрома к полетам руководитель полетов совместно с комендантом аэродрома обязан проверить и оценить работоспособность аварийных тормозных установок с контрольным подъемом улавливающей сети с выносного пульта руководителя полетов, а также надежность закрытия колодцев дренажно-водосточной системы в пределах ВПП, концевых и боковых полос безопасности.
4. По окончании проверки аэродром сдается руководителю полетов по журналу учета состояния в готовности аэродрома к полетам с обязательным указанием прочности и ровности грунта (снегового покрытия), технического состояния аварийных тормозных установок.
5. В ходе полетов осмотр искусственного покрытия летной полосы должен производиться не менее 1 раза в смену.
6. Аэродром по периметру ограждается колючей проволокой в два ряда.
7. Геометрические размеры элементов летной полосы должны соответствовать формуляру и генплану аэродрома.
8. Немедленному устранению подлежат недопустимые дефекты, к которым относятся:
наличие на поверхности искусственных покрытий посторонних предметов, снега и гололеда;
острые концы оголенной арматуры, сколы плит с острыми краями и сколы глубиной более 30 мм;
взаимные уступы плит на ВПП и магистральной рулежной дорожке, превышающие соответственно 25 и 30 мм;
валики из резинобитума вяжущего над швами высотой более 30 мм;
колеи, волны и сдвиги у асфальтобетонных покрытий на ВПП более 30 мм и на рулежных дорожках более 50 мм.
9. Весной и после ремонта грунтовой части летного поля (грунтовой ВПП, полос безопасности) производится контроль ровности поверхности с помощью нивелирной съемки.
10. Неровности на грунтовой части летной полосы при укладке 3-метровой рейки для транспортных самолетов не должна превышать 15 см, для воздушных судов других типов - 10 см (требования к ровности снеговых покрытий аналогичны).
11. Длина площадки аварийного торможения, расположенной за аварийной тормозной установкой, должна быть не менее 200 м (270 м - в зависимости от типа), ширина - не менее 100 м.
12. Высоты препятствий в полосах воздушных подходов не должны выходить за пределы допустимых уклонов на участках от торца ВПП: 400 м - 0,005; 1450 м - 0,013; 9000 м - 0,02.
13. На торцах ВПП - 20-метровые переходные участки с менее жестким покрытием по бокам искусственных покрытий - отмостки не менее 0,5 м.
14. Брустверы снега в границах летной полосы не допускаются. Выкладка снега должна выполняться с уклоном не более 1:15.
15. Для предупреждения преждевременного съема авиационных двигателей в объединении, соединении, авиационной и авиационно-технической части ежегодно отрабатывается план мероприятий.
2. Недостатки в организации приема, хранения и контроля качества авиационного топлива 1. На аэродромном складе горючего и смазочных материалов должна соблюдаться технология закрытой перекачки авиационного топлива начиная от слива его из железнодорожных цистерн и до заправки в баки воздушных судов.
2. Расходные резервуары должны иметь приемный, сливной и зачистной трубопроводы, сливные краны и воздушные фильтры.
3. Схема фильтрации топлива должна отвечать соответствующим требованиям и обеспечивать двойное фильтрование горючего с номинальной тонкостью не более 5 мкм.
4. Укомплектованность лаборатории и контрольного пункта склада горючего и смазочных материалов оборудованием и материалами контроля должна соответствовать требованиям служебных документов.
5. Строго соблюдать положения технологической карты выполнения основных работ, обеспечивающих заправку воздушных судов качественным горючим.
6. Авиационное масло (жидкость) применять только после отстаивания, фильтрования и проверки чистоты. Контрольный анализ масла (жидкости) проводить при каждом заполнении расходной емкости.
7. Топливные трубопроводы с установленным на них оборудованием подвергать испытанию на прочность и герметичность (заглубленные - 1 раз в год, незаглубленные - 1 раз в два года) с составлением акта.
3. Недостатки (упущения) в работе зарядных аккумуляторных станций (далее именуется - ЗАС) 1. Помещение ЗАС должно иметь соответствующее количество комнат с принудительной вентиляцией (раздельно для кислотного и щелочного цехов), центральным отоплением и водопроводом.
2. Укомплектованность ЗАС контрольно-измерительной аппаратурой, инструментом, установками, посудой и другим имуществом должна соответствовать требованиям Руководства.
3. Регламентные работы на аккумуляторных батареях выполнять в сроки, предусмотренные планом-графиком, который разрабатывается в авиационном полку и согласовывается с авиационно-технической частью.
4. Недостатки в организации эксплуатации средств аэродромнотехнического обслуживания воздушных судов 1. При эксплуатации средств аэродромно-технического обслуживания воздушных судов планировать и выполнять регламентные работы через каждые 50 +/- 10 и 200 + 40 - 30 часов наработки основной силовой установки (системы, агрегаты) и совмещать их с проведением номерных технических обслуживаний базового шасси.
2. Использование автомобильной и специальной автомобильной техники, не прошедшей положенное техническое обслуживание и регламентные работы, а также имеющей другие недостатки, перечень которых объявлен в Руководстве, не допускается.
5. Нарушения в организации движения автотранспорта, средств наземного обеспечения полетов и пешеходов на аэродроме 1. Движение машин на аэродроме должно осуществляться только по установленным маршрутам и направлениям, имеющим маркировку (разметку), в соответствии со схемой маршрутов движения личного состава и автомобильной техники по летному полю аэродрома.
2. Водитель машины, получив разрешение для выезда на ВПП, рулежную дорожку, обязан, не доезжая 50 м до ВПП, рулежной дорожки, остановиться, убедиться, нет ли на них воздушных судов, и только после этого продолжать движение. При движении по рулежной дорожке водитель обязан не менее чем за 100 м до встречного рулящего воздушного судна освободить рулежную дорожку для обеспечения безопасности его движения, съехать в сторону и остановиться.
3. Водитель машины, прибывшей к воздушному судну для его обслуживания, выполняет все команды и распоряжения техника воздушного судна. Подъезд машины к воздушному судну ближе 10 м без разрешения техника воздушного судна ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4. При буксировке воздушного судна водитель подчиняется лицу, руководящему буксировкой. Она производится плавно (без рывков, крутых поворотов) со скоростью не более 20 км/ч с тем, чтобы исключить возможность поломки воздушного судна. При буксировке в ночное время и при плохой видимости на воздушном судне обязательно включаются аэронавигационные огни, а на тягаче - ближний свет фар.
6. Нарушения (упущения) в электроснабжении аэродрома и объектов управления воздушным движением 1. Электроснабжение аэродромов должно осуществляться не менее чем от двух независимых взаимно резервирующихся источников питания электроэнергией.
2. Электроснабжение объектов ОрВД, радионавигации, посадки и связи должно осуществляться от щитов гарантированного питания электроэнергией.
3. На щитке гарантированного питания объектов ОрВД, радионавигации, посадки и связи запрещается подключать отопительные приборы, а также любые другие нагрузки аэродрома.

Приложение N 5

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ (ЛОКАЛИЗАЦИИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В СВЯЗИ И РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ
Опасные факторы Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов
1 2
1. Ошибки операторов радиолокационных станций (далее именуются - РЛС), радиолокационных систем посадки (далее именуются - РСП), автоматических радиопеленгаторов (далее именуются - АРП) в выдаче данных летным экипажам и группе руководства полетами Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны:
проанализировать уровень профессиональной подготовки личного состава, способность его выполнять свои обязанности в целях выявления лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям;
организовать эффективное с применением тренажей обучения расчетов РЛС и пеленгаторов действиям по правильной выдаче информации летным экипажам и лицам группы руководства полетами, обращая внимание на действия в нестандартной обстановке;
обеспечить регулярные (не реже двух раз в год) проверки знаний и навыков операторов в определении координат самолетов (вертолетов), считывания значений высоты, пеленга и т.д.;
осуществлять подбор на должности операторов подготовленных в профессиональном отношении и психологически устойчивых военнослужащих, обладающих хорошей дикцией и реакцией.
2. Прекращение выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией в течение трех и более оборотов антенны подряд. Прекращение выдачи радиолокационной информации на конечном этапе наведения Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны:
организовать техническое обслуживание РЛС, анализ и предупреждение наиболее часто повторяющихся отказов многофункциональных систем РЛС;
предусматривать комплексное применение имеющихся средств радиолокации, создать резерв РЛС для обеспечения непрерывной выдачи радиолокационной информации на рабочие места пунктов управления авиацией;
проводить тренировки расчетов РЛС по оперативному использованию имеющихся резервов в выдаче радиолокационной информации.
3. Пропуск операторами РЛС, РСП, АРП сигнала "Тревога" или задержка с выдачей информации о сигнале "Бедствие" более двух минут Организовать:
проведение тренировок операторов в действиях по получению сигналов "Бедствие", "Тревога" и их своевременной выдаче группе руководства полетами;
периодический контроль работоспособности аппаратуры получения сигналов, в том числе в ходе предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения и в процессе обеспечения полетов.
4. Использование для обеспечения полетов не проверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны исключить выделение для обеспечения полетов днем по правилам приборных полетов и ночью не проверенных летным контролем средств связи и радиотехнического обеспечения, в том числе при отсутствии предполетного облета, а эксплуатацию радиомаячных систем, не проверенную летным контролем, запрещать в любых метеоусловиях.
5. Неграмотные действия личного состава по включению средств связи и радиотехнического обеспечения, приводящие к прекращению передачи информации (или к ее искажению) летным экипажам и лицам группы руководства полетами Руководящий состав частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) должен обеспечить:
организацию обучения личного состава в целях формирования твердых знаний принципов работы средств связи и радиотехнического обеспечения, их устройства и технических возможностей, постоянный контроль этих знаний;
высокий уровень натренированности личного состава в действиях по переключению средств связи и радиотехнического обеспечения на резервные и автономные агрегаты электропитания;
воспитание у личного состава дежурных смен высокой ответственности, исполнительности и дисциплинированности, понимания своего служебного долга и важности четкого выполнения функциональных обязанностей.
6. Отказы в системе электропитания средств связи и радиотехнического обеспечения, несвоевременное включение автономных источников Для выявления отказов и их предотвращения (локализации) необходимо:
регулярно проводить проверки работоспособности основных и резервных источников электропитания;
совершенствовать систему электроснабжения объектов средств связи и радиотехнического обеспечения, повышать устойчивость ее элементов к отказам;
использовать автономные автоматизированные источники электропитания;
проводить тренажи с личным составом дежурных смен по переключению потребителей с внешнего источника электропитания на автономный, постоянно контролировать уровень натренированности личного состава.
7. Нарушения в оборудовании рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских и командных пунктах и их эксплуатации Командиры частей (подразделений) связи и радиотехнического обеспечения (радиотехнических войск) обязаны организовать:
первичное оборудование рабочих мест лиц группы руководства полетами на командно-диспетчерских и командных пунктах выносными индикаторными устройствами в строгом соответствии с требованиями нормативных и эксплуатационных документов;
правильную подготовку рабочих мест на командно-диспетчерских и командных пунктах и их передачу на обеспечение полетов должностным лицам группы руководства полетами;
в процессе эксплуатации не допускать изменения состава оборудования рабочих мест и произвольного ориентирования индикаторов кругового обзора на них (по отношению к ВПП);
осуществлять контроль работоспособности и полноты оборудования рабочих мест лиц группы руководства полетами, их соответствие типовому перечню.
8. Развертывание средств связи и радиотехнического обеспечения на аэродроме с отклонениями от типовой схемы Высота антенных мачт ближних приводных радиомаяков выбирается с учетом к ограничению высоты препятствий. На равнинной местности она может составлять от 6,5 до 10 м при размещении антенны на удалениях от начала ВПП 850 и 1200 м соответственно.
Все огни и аэродромные светофоры, устанавливаемые вдоль ВПП и рулежных дорожек, в зоне концевых полос безопасности и у мест стоянок самолетов, должны иметь в основании ослабленное сечение (ломкие опоры).
Высота огней ВПП и рулежных дорожек, входных и ограничительных, не должна превышать 0,45 м от поверхности, на которой они установлены.
9. Отказ средств связи и радиотехнического обеспечения во время полетов Для предотвращения проявления последствий отказов средств связи и радиотехнического обеспечения необходимо осуществлять:
контроль своевременности и качества ежедневного, ежемесячного, сезонного технического обслуживания (2 раза в год), годового технического обслуживания;
регулярную проверку основных и резервных средств связи и радиотехнического обеспечения;
проведение комплексных проверок готовности личного состава и техники к обеспечению полетов;
проверку соответствия настройки средств связи и радиотехнического обеспечения и режимов их работы требованиям технологических карт;
проведение контрольных осмотров выносного оборудования командно-диспетчерских и командных пунктов, средств объективного контроля, управления и сигнализации;
строгое выполнение методики предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения полетов на командно-диспетчерских и командных пунктах.

Приложение N 6

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ (ЛОКАЛИЗАЦИИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМ И ОРНИТОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ
Опасные факторы Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов
1 2
1. Перечень основных мероприятий, проводимых для исключения влияния (локализации) опасных факторов в метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов Начальники метеослужб частей, соединений и объединений обязаны постоянно добиваться повышения уровня специальной подготовки личного состава метеорологической службы, заботиться о разработке и внедрении в практику работы метеорологических подразделений наиболее надежных и совершенных методов прогнозирования метеорологической обстановки, форм и способов метеорологического и орнитологического обеспечения, организовывать проведение занятий по авиационной метеорологии с руководящим и летным составом объединений, соединений и частей, а также с расчетами командных пунктов и центров единой системы ОрВД.
Дежурный синоптик в период полетов ежечасно, а при полетах по правилам приборных полетов, при минимуме погоды, и при неустойчивой, резко меняющейся метеорологической обстановке - через 30 минут, докладывает руководителю полетов данные о фактической погоде и орнитологической обстановке на своем, запасных аэродромах и по району полетов, а по указанию руководителя полетов - чаще.
Знать и руководствоваться критическими значениями метеорологических элементов и предельными расстояниями до опасных явлений погоды, при которых ограничиваются или прекращаются полеты (возвращаются экипажи с маршрута).
После окончания полетов руководитель полетов обязан оценивать прогноз погоды на полеты и качество метеорологического и орнитологического обеспечения полетов. Качество обеспечения оценивается "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Штормовые предупреждения должны вручаться под расписку не позднее чем за 30 минут до начала возникновения опасного явления погоды: в период полетов - руководителю полетов; при отсутствии полетов - дежурному по командному пункту, дежурному по приему и выпуску самолетов (дежурному авиадиспетчеру). Кроме того, штормовые предупреждения докладываются командиру и должностным лицам.
2. Пренебрежение метеоусловиями со стороны руководящего летного состава и лиц группы руководства полетами, выпуск в полет экипажей в метеоусловиях, не соответствующих уровню их подготовки и характеру выполнения полетных заданий Начальники смен метеорологического бюро объединения (соединения) обязаны контролировать соответствие фактической и ожидаемой метеорологической обстановки на аэродромах (маршрутах) характеру выполняемых в частях полетов.
При несоответствии метеоусловий немедленно докладывать ответственным дежурным командного пункта и давать рекомендации о прекращении полетов.
Командир части (руководитель полетов) при сложных, резко меняющихся (неустойчивых) метеоусловиях обязан прекратить полеты, заслушать дежурного синоптика, если позволяют метеоусловия, провести доразведку погоды и после новой оценки метеорологической обстановки принять решение о возможности дальнейшего проведения полетов.
При получении штормового предупреждения заслушать доклад дежурного синоптика об ожидаемом изменении метеорологической обстановки, оценить его и прекратить полеты за 30 мин. до начала ожидаемого опасного явления погоды.
При внезапном ухудшении погоды в районе аэродрома организовать посадку самолетов на своем аэродроме. Если метеоусловия не соответствуют уровню подготовки летающих экипажей, направить их на запасной аэродром.
3. Неудовлетворительная организация проведения радиолокационной и воздушной разведок погоды, необъективная информация о погоде от летных экипажей За 1 ч и за 20 - 25 мин. до начала воздушной разведки погоды, за 30 мин. до начала полетов, во время полетов - по указанию руководителя полетов проводить радиолокационную разведку погоды;
воздушную разведку погоды проводить непосредственно перед летной сменой до начала предполетных указаний.
В ходе полетов проводить доразведку погоды (при полетах по правилам визуальных полетов - не реже чем через 2 ч, по правилам приборных полетов - ежечасно, а при минимуме погоды - через 30 минут).
4. Несоответствие технического оснащения аэродрома установленному метеоминимуму Состав метеооборудования аэродромов, обеспечивающих взлет и посадку при различных значениях метеоминимума, определен служебными документами.

Приложение N 7

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ (ЛОКАЛИЗАЦИИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ В ШТУРМАНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ
Опасные факторы Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов
1 2
1. Столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней:
нарушение порядка и правил использования воздушного пространства; систематический анализ АП и инцидентов из-за столкновения воздушных судов с рельефом местности;
регулярные проверки знания летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот полета, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности;
плохое знание летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности;
проведение с летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов семинаров по порядку назначения и выдерживания заданных высот полета;
нарушение членами экипажа методики использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров;
проведение комплексных тренажей по порядку использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров;
проведение классно-групповых занятий по изучению метеорологических условий полета, способствующих возникновению опасности столкновения воздушных судов с препятствиями на земной (водной) поверхности;
ошибки в расчетах при определении безопасных высот полета;
нарушение единой методики учета суммарных поправок барометрических высотомеров;
формирование (совершенствование) навыков выполнения штурманских расчетов при проведении учений, частных и комплексных тренировок с лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и расчетами командных пунктов;
пренебрежение метеорологическим прогнозом на полеты;
нарушение методики определения минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов;
контроль соответствия установленных значений высот полета и схем снижения для захода на посадку, опубликованных в документах аэронавигационной информации, требованиям служебных документов;
нарушение установленных схем снижения в районе аэродрома при выполнении захода на посадку;
организация и контроль учета суммарных поправок для барометрических высотомеров;
контроль соблюдения методики выполнения расчетов безопасных высот полета по маршрутам, в районе аэродрома и аэродромных зонах;
плохое знание методики использования барометрических приборов при выполнении посадки на высокогорный аэродром;
контроль знания личным составом мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности.
нарушение требований нормативных документов при организации подготовки к полетам на малых и предельно малых высотах;
нарушение мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности.
2. Опасное сближение и столкновение воздушных судов в воздухе:
нарушение требований нормативных документов, определяющих порядок эшелонирования самолетов в воздухе; периодический анализ АП и инцидентов из-за опасных сближений и столкновений воздушных судов;
контроль уровня натренированности летного состава и своевременное восстановление навыков выполнения групповых полетов;
нарушение установленных нормативными документами параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома;
контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов правил эшелонирования;
ошибочные действия дежурных смен ОрВД; контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов правил выполнения групповых полетов;
преднамеренное отклонение экипажа от заданных маршрута, режима и профиля полета из-за отказов авиационной техники, изменения условий полета и грубых ошибок в навигации;
разработка и внедрение схемы ведения осмотрительности на различных этапах группового полета;
контроль параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома.
нарушение установленных параметров полета в боевом порядке; Своевременное внесение изменений в документы аэронавигационной информации;
доведение летному составу, лицам группы руководства полетами, руководителям полетов на полигонах и дежурным сменам командных пунктов мер безопасности при выполнении групповых полетов.
недостаточная натренированность в выполнении групповых полетов;
нарушение экипажем мер безопасности при выполнении групповых полетов.
3. Полная выработка топлива в полете:
ошибки в выполнении штурманских расчетов при определении возможностей воздушного судна по досягаемости; регулярный анализ АП и инцидентов из-за полной выработки топлива или посадки воздушного судна с аварийным остатком топлива;
проведение комплексных тренажей с
вылет без уточнения инженерно-штурманского расчета по фактическим данным метеорологической обстановки на маршруте полета; летным составом лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов по расчету (контролю) расходования топлива в полете;
контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов исходных данных и методики определения
нарушение экипажем методики контроля расходования топлива в полете;
ошибки экипажа в определении минимального остатка топлива, необходимого для ухода на запасной аэродром; возможностей воздушного судна по досягаемости и времени дежурства в воздухе;
уточнение инженерно-штурманского расчета перед вылетом с учетом
формальный контроль штурманской подготовкой экипажа к полету (перелету); фактических данных метеообстановки и изменений режима полета;
выполнение расчета минимальных остатков топлива, потребных для выполнения полета и посадки на запасной аэродром. Наличие значений минимальных остатков топлива в классах предварительной подготовки к полетам, классах подготовки перелетающих экипажей;
ошибочные действия летного состава, лиц группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурных смен командных пунктов при перенацеливании экипажа на запасные аэродромы
организация контроля качества штурманской подготовки экипажей к полету (перелету).
4. Потеря ориентировки в полете:
неудовлетворительная организация и управление полетами; анализ случаев потери ориентировки и доведение экипажам рекомендации по их недопущению;
нарушение экипажами основных правил навигации; организация изучения и принятие зачетов по знанию района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования воздушного судна;
нарушение требований служебных документов к организации и выполнению девиационных работ;
организация тренажей с летным составом по методике использования бортовых и наземных средств навигации;
нарушение правил ведения ориентировки; контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов порядка действий при потере экипажем ориентировки в полете;
недостаточное навигационное оборудование района полетов;
нарушение методики комплексного использования бортовых и наземных средств навигации;
своевременное выполнение девиационных и радиодевиационных работ в строгом соответствии с требованиями инструкции по выполнению девиационных и
плохое знание района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования в полете; радиодевиационных работ;
контроль правильности составления графиков остаточной девиации и их наличие на борту воздушного судна;
организация навигационного оборудования района полетов;
недостаточная подготовка экипажей к полетам в условиях усложнения навигационной обстановки разработка мер безопасности, направленных на исключение случаев потери ориентировки, и доведение их летному составу, лицам группы руководства полетами руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов.
5. Попадание воздушного судна в зоны с опасными для полета метеорологическими условиями:
неудовлетворительный анализ и ошибки прогнозирования погодных условий метеоспециалистами на этапе принятия командиром решения на проведение полетов; анализ АП и АИ из-за попадания воздушного судна в опасные явления погоды;
изучение причин попадания воздушных судов в опасные явления погоды и действий экипажа в этих случаях;
обучение летного состава применению бортовых РЛС для обнаружения мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности и построения маневра для их обхода;
несвоевременное информирование экипажей, находящихся в полете, об ухудшении погодных условий и развитии опасных явлений погоды на маршруте полета, полигоне (площадке десантирования) и в районе аэродрома;
проведение тренажей по отработке летным составом действий при попадании в метеоусловия, к полету в которых он не подготовлен.
выдача руководителем полетов заведомо неправильных данных о фактическом состоянии погоды на аэродроме посадки (полигоне, площадке десантирования);
ошибочные действия экипажа при попадании в метеорологические условия, к полетам в которых он не подготовлен;
пренебрежение требованиями служебных документов и мерами безопасности при обходе опасных явлений погоды
6. АП и АИ при выполнении боевого применения:
нарушение требований служебных документов при организации и осуществлении руководства полетами на полигоне (площадке десантирования); анализ АП и АИ, имевших место при выполнении боевого применения;
контроль знания летным составом характерных ошибок и случаев нарушения мер безопасности при выполнении боевого применения;
проведение с руководителем полетов на полигоне (площадке десантирования) занятий по методике и особенностям руководства, контроля, оказания помощи экипажам при выполнении боевого применения;
недостатки в оборудовании полигона (площадки десантирования) средствами наблюдения за воздушной обстановкой;
организация тренажей по порядку работы с органами управления вооружением, прицельно-навигационного оборудования и распределению внимания при работе на боевом пути;
выдерживание заданного режима полета и места в боевом порядке с грубыми ошибками;
нарушение безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения (десантирования); доведение личному составу мер безопасности при выполнении боевого применения в период предварительной и предполетной подготовки;
контроль знания летным составом
плохое знание летным составом ориентиров в районе полигона (площадки десантирования) и мишенной обстановки; безопасных условий применения авиационных средств поражения;
контроль знания летным составом мишенной обстановки, способов отыскания и выхода на заданные мишени, порядка маневрирования в районе полигона и ведения радиосвязи;
плохие навыки работы с органами управления
прицельно-навигационного оборудования и вооружения воздушного судна; контроль выполнения требований служебных документов по размещению оборудования на полигоне элементов мишенного поля.
нарушение мер безопасности при выполнении боевого применения;
плохое знание летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения
  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.09.2002 N 390 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"