Опасные факторы | Основные мероприятия, проводимые для исключения влияния (локализации) опасных факторов |
1 | 2 |
1. Столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней: |
нарушение порядка и правил использования воздушного пространства; | систематический анализ АП и инцидентов из-за столкновения воздушных судов с рельефом местности; |
регулярные проверки знания летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот полета, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности; |
плохое знание летным составом района полетов, рельефа местности в районе полетов, методики расчета безопасных высот, мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности; |
проведение с летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов семинаров по порядку назначения и выдерживания заданных высот полета; |
нарушение членами экипажа методики использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров; |
проведение комплексных тренажей по порядку использования бортовых систем обеспечения БзП, радиовысотомеров; |
проведение классно-групповых занятий по изучению метеорологических условий полета, способствующих возникновению опасности столкновения воздушных судов с препятствиями на земной (водной) поверхности; |
ошибки в расчетах при определении безопасных высот полета; |
нарушение единой методики учета суммарных поправок барометрических высотомеров; |
формирование (совершенствование) навыков выполнения штурманских расчетов при проведении учений, частных и комплексных тренировок с лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и расчетами командных пунктов; |
пренебрежение метеорологическим прогнозом на полеты; |
нарушение методики определения минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов; |
контроль соответствия установленных значений высот полета и схем снижения для захода на посадку, опубликованных в документах аэронавигационной информации, требованиям служебных документов; |
нарушение установленных схем снижения в районе аэродрома при выполнении захода на посадку; |
организация и контроль учета суммарных поправок для барометрических высотомеров; |
контроль соблюдения методики выполнения расчетов безопасных высот полета по маршрутам, в районе аэродрома и аэродромных зонах; |
плохое знание методики использования барометрических приборов при выполнении посадки на высокогорный аэродром; |
контроль знания личным составом мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности. |
нарушение требований нормативных документов при организации подготовки к полетам на малых и предельно малых высотах; |
нарушение мер безопасности при выполнении полетов на малых и предельно малых высотах, в горной местности. | |
2. Опасное сближение и столкновение воздушных судов в воздухе: |
нарушение требований нормативных документов, определяющих порядок эшелонирования самолетов в воздухе; | периодический анализ АП и инцидентов из-за опасных сближений и столкновений воздушных судов; |
контроль уровня натренированности летного состава и своевременное восстановление навыков выполнения групповых полетов; |
нарушение установленных нормативными документами параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома; |
контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов правил эшелонирования; |
ошибочные действия дежурных смен ОрВД; | контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов правил выполнения групповых полетов; |
преднамеренное отклонение экипажа от заданных маршрута, режима и профиля полета из-за отказов авиационной техники, изменения условий полета и грубых ошибок в навигации; |
разработка и внедрение схемы ведения осмотрительности на различных этапах группового полета; |
контроль параметров взаимного расположения элементов структуры воздушного пространства района аэродрома. |
нарушение установленных параметров полета в боевом порядке; | Своевременное внесение изменений в документы аэронавигационной информации; |
доведение летному составу, лицам группы руководства полетами, руководителям полетов на полигонах и дежурным сменам командных пунктов мер безопасности при выполнении групповых полетов. |
недостаточная натренированность в выполнении групповых полетов; |
нарушение экипажем мер безопасности при выполнении групповых полетов. |
3. Полная выработка топлива в полете: |
ошибки в выполнении штурманских расчетов при определении возможностей воздушного судна по досягаемости; | регулярный анализ АП и инцидентов из-за полной выработки топлива или посадки воздушного судна с аварийным остатком топлива; |
проведение комплексных тренажей с |
вылет без уточнения инженерно-штурманского расчета по фактическим данным метеорологической обстановки на маршруте полета; | летным составом лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов по расчету (контролю) расходования топлива в полете; |
контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов исходных данных и методики определения |
нарушение экипажем методики контроля расходования топлива в полете; |
ошибки экипажа в определении минимального остатка топлива, необходимого для ухода на запасной аэродром; | возможностей воздушного судна по досягаемости и времени дежурства в воздухе; |
уточнение инженерно-штурманского расчета перед вылетом с учетом |
формальный контроль штурманской подготовкой экипажа к полету (перелету); | фактических данных метеообстановки и изменений режима полета; |
выполнение расчета минимальных остатков топлива, потребных для выполнения полета и посадки на запасной аэродром. Наличие значений минимальных остатков топлива в классах предварительной подготовки к полетам, классах подготовки перелетающих экипажей; |
ошибочные действия летного состава, лиц группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурных смен командных пунктов при перенацеливании экипажа на запасные аэродромы |
организация контроля качества штурманской подготовки экипажей к полету (перелету). |
4. Потеря ориентировки в полете: |
неудовлетворительная организация и управление полетами; | анализ случаев потери ориентировки и доведение экипажам рекомендации по их недопущению; |
нарушение экипажами основных правил навигации; | организация изучения и принятие зачетов по знанию района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования воздушного судна; |
нарушение требований служебных документов к организации и выполнению девиационных работ; |
организация тренажей с летным составом по методике использования бортовых и наземных средств навигации; |
нарушение правил ведения ориентировки; | контроль знания летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов порядка действий при потере экипажем ориентировки в полете; |
недостаточное навигационное оборудование района полетов; |
нарушение методики комплексного использования бортовых и наземных средств навигации; |
своевременное выполнение девиационных и радиодевиационных работ в строгом соответствии с требованиями инструкции по выполнению девиационных и |
плохое знание района полетов, аэронавигационной обстановки, порядка эксплуатации навигационного оборудования в полете; | радиодевиационных работ; |
контроль правильности составления графиков остаточной девиации и их наличие на борту воздушного судна; |
организация навигационного оборудования района полетов; |
недостаточная подготовка экипажей к полетам в условиях усложнения навигационной обстановки | разработка мер безопасности, направленных на исключение случаев потери ориентировки, и доведение их летному составу, лицам группы руководства полетами руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов. |
5. Попадание воздушного судна в зоны с опасными для полета метеорологическими условиями: |
неудовлетворительный анализ и ошибки прогнозирования погодных условий метеоспециалистами на этапе принятия командиром решения на проведение полетов; | анализ АП и АИ из-за попадания воздушного судна в опасные явления погоды; |
изучение причин попадания воздушных судов в опасные явления погоды и действий экипажа в этих случаях; |
обучение летного состава применению бортовых РЛС для обнаружения мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности и построения маневра для их обхода; |
несвоевременное информирование экипажей, находящихся в полете, об ухудшении погодных условий и развитии опасных явлений погоды на маршруте полета, полигоне (площадке десантирования) и в районе аэродрома; |
проведение тренажей по отработке летным составом действий при попадании в метеоусловия, к полету в которых он не подготовлен. |
выдача руководителем полетов заведомо неправильных данных о фактическом состоянии погоды на аэродроме посадки (полигоне, площадке десантирования); | |
ошибочные действия экипажа при попадании в метеорологические условия, к полетам в которых он не подготовлен; | |
пренебрежение требованиями служебных документов и мерами безопасности при обходе опасных явлений погоды | |
6. АП и АИ при выполнении боевого применения: |
нарушение требований служебных документов при организации и осуществлении руководства полетами на полигоне (площадке десантирования); | анализ АП и АИ, имевших место при выполнении боевого применения; |
контроль знания летным составом характерных ошибок и случаев нарушения мер безопасности при выполнении боевого применения; |
проведение с руководителем полетов на полигоне (площадке десантирования) занятий по методике и особенностям руководства, контроля, оказания помощи экипажам при выполнении боевого применения; |
недостатки в оборудовании полигона (площадки десантирования) средствами наблюдения за воздушной обстановкой; |
организация тренажей по порядку работы с органами управления вооружением, прицельно-навигационного оборудования и распределению внимания при работе на боевом пути; |
выдерживание заданного режима полета и места в боевом порядке с грубыми ошибками; |
нарушение безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения (десантирования); | доведение личному составу мер безопасности при выполнении боевого применения в период предварительной и предполетной подготовки; |
контроль знания летным составом |
плохое знание летным составом ориентиров в районе полигона (площадки десантирования) и мишенной обстановки; | безопасных условий применения авиационных средств поражения; |
контроль знания летным составом мишенной обстановки, способов отыскания и выхода на заданные мишени, порядка маневрирования в районе полигона и ведения радиосвязи; |
плохие навыки работы с органами управления |
прицельно-навигационного оборудования и вооружения воздушного судна; | контроль выполнения требований служебных документов по размещению оборудования на полигоне элементов мишенного поля. |
нарушение мер безопасности при выполнении боевого применения; | |
плохое знание летным составом, лицами группы руководства полетами, руководителями полетов на полигонах и дежурными сменами командных пунктов безопасных условий боевого применения авиационных средств поражения | |