в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 23.07.2001 N 94-Т "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 04.10.2000 N 91-И И N 01-11/28644 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ")
отменен/утратил силу Редакция от 23.07.2001 Подробная информация

ПИСЬМО ЦБ РФ от 23.07.2001 N 94-Т "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 04.10.2000 N 91-И И N 01-11/28644 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ")

ПИСЬМО

Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению проверок уполномоченных банков по вопросам соблюдения требований Инструкции Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".

В.Н.МЕЛЬНИКОВ

Приложения

Приложение
к письму Банка России
от 23 июля 2001 г. N 94-Т

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 04.10.2000 N 91-И И N 01-11/28644 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ"Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проверочных мероприятий по вопросу соблюдения уполномоченными банками установленного порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров.

1.1. Основные понятия

Для целей настоящих Методических рекомендаций используются понятия, определенные Разделом I Инструкции Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее - Инструкция N 91-И), а также следующие понятия:

Электронная база данных - база данных, формируемая уполномоченным банком в электронном виде с использованием программного комплекса, разработанного ГТК России в целях оформления документов валютного контроля, предусмотренных Инструкцией N 91-И.

Ответственное лицо Банка Импортера - сотрудник уполномоченного банка, наделенный полномочиями подписывать ПСи по контрактам на импорт товаров, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени уполномоченного банка как агента валютного контроля в порядке, установленном Инструкцией N 91-И.

Печать Банка Импортера - печать уполномоченного банка, используемая для целей валютного контроля и зарегистрированная в Банке России в порядке, установленном Инструкцией N 91-И.

Регистры учета - журналы учета и иные документы, используемые уполномоченным банком для регистрации и учета входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства.

1.2. Общие положения

Проверка кредитной организации и ее филиалов в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями может осуществляться как комплексно, так и в части соблюдения ими отдельных требований Инструкции N 91-И, исходя из указаний (рекомендаций, задания на проверку) руководителя проверки, а также руководителя структурного подразделения Банка России, назначившего эту проверку.

Целями проверки являются:

1. Анализ организации работы уполномоченного банка по контролю за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров.

2. Проверка выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, в том числе:

- обоснованности и правильности оформления ПСи по контрактам на импорт товаров, а также правильности ведения Досье (Импорт);

- полноты и своевременности учета информации о получении товаров и осуществленных расчетах по ПСи в УКи и Карточках платежа;

- соблюдения сроков представления уполномоченным банком информации в ГТК России и территориальное учреждение Банка России.

3. Выявление нарушений и недостатков в организации и проведении контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров.

До начала проверочных мероприятий рабочей группе следует:

- изучить материалы предыдущей проверки (если таковые имеются) с целью последующего контроля тех направлений работы уполномоченного банка по валютному контролю за проведением операций, связанных с импортом товаров, по которым ранее были выявлены нарушения;

- провести анализ информации, содержащейся в отчетности и иных документах, полученных Банком России (его структурными подразделениями) в связи с деятельностью уполномоченного банка, за проверяемый период;

- на основании результатов анализа вышеуказанной информации, а также задания (рекомендаций, указаний) на проверку определить перечень вопросов, подлежащих проверке.

При проведении проверки уполномоченных банков по вопросу соблюдения ими требований Инструкции N 91-И проверяющими используются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, перечень основных из которых приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Объем выборки документов (Досье (Импорт), документы дня, выписки из лицевых счетов клиентов и т.п.) определяется руководителем рабочей группы на месте проверки с учетом количества находящихся на обслуживании в уполномоченном банке контрактов на импорт товаров, объема проводимых по ним операций, а также проверяемого периода (если иное не следует из указания руководителя проверки либо руководителя структурного подразделения, назначившего эту проверку).

Раздел II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ БАНКА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ

Проверку целесообразно начинать с изучения и анализа общего состояния работы в уполномоченном банке по организации валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров.

В целях проведения такого анализа проверяющими у уполномоченного банка запрашивается следующее.

1. Приказ о создании подразделения, на которое возложены функции по реализации валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров (положение об отделе, управлении и т.п.).

2. Внутрибанковская инструкция по осуществлению валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров и документы, определяющие порядок взаимодействия (организацию документооборота) между структурными подразделениями уполномоченного банка, а также между структурными подразделениями уполномоченного банка и его клиентами при выполнении функций агента валютного контроля.

3. Внутрибанковский документ, определяющий порядок регистрации и учета входящих и исходящих документов, разработанный и утвержденный уполномоченным банком в соответствии с требованиями пункта 5.25 Инструкции N 91-И.

4. Списки Ответственных лиц Банка Импортера, уполномоченных подписывать документы валютного контроля, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени Банка Импортера как агента валютного контроля, и изменения к ним. Карточки с образцами оттисков печатей, используемых для целей валютного контроля, зарегистрированные в Банке России.

5. Документы (акт, договор), подтверждающие подключение уполномоченного банка к телекоммуникационной сети в соответствии с требованиями пункта 6.1 Инструкции N 91-И.

6. Документы, определяющие размер и порядок взимания платы за выполнение уполномоченным банком функций агента валютного контроля.

7. Сведения о количестве ПСи, оформленных уполномоченным банком за весь период осуществления функций агента валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров (включая ПСи, закрытые и сданные в архив) <*>.


<*> Предварительные сведения о количестве ПСи, оформленных уполномоченным банком, могут быть получены из отчетности, представляемой в территориальное учреждение Банка России в соответствии с требованиями Инструкции N 91-И. Сведения о количестве ПСи, оформленных на момент начала проверки, могут быть истребованы проверяющими у уполномоченного банка либо получены самостоятельно из Электронной базы данных.

8. Заключение по результатам аудиторской проверки уполномоченного банка.

9. Сведения о ПСи, переведенных из других банков на основании разрешений территориальных учреждений Банка России (наименование банков, из которых переведены ПСи; номера и даты подписания проверяемым банком новых ПСи по соответствующим контрактам).

10. Регистры учета, в том числе протоколы приема - передачи документов валютного контроля по телекоммуникационной сети между уполномоченным банком и ГТК России.

11. Иные документы уполномоченного банка, необходимые для проведения проверки.

Одновременно с запросом вышеуказанной информации проверяющими Банка России производится копирование в полном объеме на магнитные носители (дискеты и т.д.) Электронной базы данных по состоянию на начало проверки. Рекомендации по копированию Электронной базы данных приведены в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

После получения вышеуказанных документов проверяющими анализируются находящиеся в них сведения:

- о подразделении уполномоченного банка, на которое возложены обязанности по оформлению ПСи и совершению от имени уполномоченного банка иных действий по валютному контролю (включая информацию о его организации (создании), структуре, полномочиях и принципах работы);

- об организации документооборота уполномоченного банка в части, касающейся обеспечения выполнения его подразделениями функций агента валютного контроля в соответствии с требованиями валютного законодательства (в том числе о порядке регистрации и учета входящих и исходящих документов, а также оформления и заверения документов Ответственными лицами Банка Импортера);

- о количестве оформленных уполномоченным банком ПСи;

- об организации работы уполномоченного банка с клиентами - импортерами (в том числе об организации информационного взаимодействия, а также порядке взимания платы за выполнение функций агента валютного контроля).

Раздел III. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКОМ ФУНКЦИЙ АГЕНТА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ИНСТРУКЦИИ N 91-И3.1. Проверка правильности ведения Досье (Импорт)

С целью проверки полноты учета документов валютного контроля в Досье (Импорт) проверяющие запрашивают Досье и Ведомости по контрактам на импорт товаров.

При этом проверяется наличие в Досье (Импорт) следующих документов:

- оригинал ПСи (оригиналы переоформленных ПСи);

- копии контракта (выписки из контракта), изменений и дополнений к нему, заверенные в установленном порядке;

- заверенные в установленном порядке копии полученных импортером разрешений на осуществление валютных операций, в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление валютных операций, предусмотренных условиями контракта, требует получения разрешения;

- ксерокопии грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), оформленные в соответствии с пунктом 4.8 Инструкции N 91-И;

- сведения из ГТД, распечатанные на бумажном носителе (в случаях, предусмотренных пунктом 5.4 Инструкции N 91-И);

- ксерокопии векселей (в случаях, предусмотренных пунктом 5.11 Инструкции N 91-И);

- поручения (заявления) клиентов на оплату обязательств по контракту;

- документы, содержащие сведения о поступивших по контракту денежных средствах (в соответствии с пунктами 5.13 - 5.14 Инструкции N 91-И);

- копии межбанковских сообщений, подтверждающих перевод импортером иностранному контрагенту (поступление в пользу импортера) денежных средств по контракту (ПСи);

- Ведомость, распечатанная на бумажном носителе (в случаях, предусмотренных пунктом 5.22.7 Инструкции N 91-И);

- УКи;

- Карточки платежа;

- иные документы и сведения, оформляемые (формируемые) банком или поступающие в банк в связи с данным ПСи.

Часть из вышеуказанных документов может отсутствовать в Досье (Импорт) по объективным для уполномоченного банка причинам, например:

- копии ГТД (сведения из ГТД) и УКи - при отсутствии поставок товара;

- копии межбанковских сообщений - при отсутствии платежей по контракту.

Для проверки соблюдения уполномоченным банком требований Инструкции N 91-И по помещению документов в Досье (Импорт) следует сопоставить хранящиеся в нем документы с информацией о поставках товаров, платежах и передаче векселей в соответствующей Ведомости.

3.2. Проверка оформления ПСи

Проверка оформления ПСи производится на основании документов Досье (Импорт), затребованных у уполномоченного банка, с учетом следующего.

3.2.1. Необходимо проверить правильность заверения оригинала ПСи, находящегося в Досье (Импорт) уполномоченного банка (он должен быть подписан Ответственным лицом Банка Импортера и заверен Печатью Банка Импортера).

3.2.2. Проверяется соответствие содержащихся в ПСи (переоформленных ПСи) сведений условиям соответствующего контракта (дополнений и изменений к нему).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При изучении содержания условий контракта необходимо убедиться в их соответствии требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по валютному регулированию и валютному контролю.

В частности, необходимо обратить внимание:

- на условия расчетов за импортируемые товары;

- на наличие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- на наличие (отсутствие) в контракте условий, предусматривающих проведение валютных операций, связанных с движением капитала. При наличии таких условий необходимо проверить, имеется ли в документах Досье (Импорт) копия соответствующего разрешения (если операция требует его получения).

3.2.3. Следует проверить правильность заполнения реквизитов ПСи, не отражающих условия внешнеторговых контрактов, в частности:

- правильность формирования номера ПСи;

- правильность отражения реквизитов разрешения на проведение операций, связанных с движением капитала (при наличии такового);

- отражение сведений в разделе "Особые отметки Банка Импортера" ПСи (в случаях, установленных в Приложении 1 к Инструкции N 91-И).

3.2.4. Необходимо проверить соблюдение уполномоченным банком требований пункта 5.1 Инструкции N 91-И по формированию электронных копий ПСи в течение 5 календарных дней, следующих за датой подписания ПСи, и на их основании Ведомостей.

Для этого следует сопоставить информацию об оформленных ПСи в Электронной базе данных (основное внимание следует уделять наиболее поздним записям) с ПСи, содержащимися в Досье (Импорт).

3.3. Проверка реквизитов ГТД, используемых для целей валютного контроля

3.3.1. В соответствии с пунктом 10.1 Инструкции N 91-И данная инструкция распространяется на контракты (независимо от даты их заключения), на основании которых после 1 января 2001 года осуществляется ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, помещаемых под любой из таможенных режимов, указанных в пункте 4.1 Инструкции N 91-И, либо осуществляется оплата этих товаров иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации.

При этом согласно пункту 4.1 таможенное оформление товаров в соответствии с требованиями Инструкции N 91-И может производиться в следующих таможенных режимах: "выпуск для свободного обращения", "реимпорт", "таможенный склад", "магазин беспошлинной торговли", "переработка товаров на таможенной территории", "переработка товаров под таможенным контролем", "временный ввоз", "свободная таможенная зона", "свободный склад", "отказ в пользу государства", "уничтожение".

Учитывая изложенное, проверяющие должны проверить наличие соответствующих реквизитов ГТД <*>, ксерокопии которых помещены уполномоченным банком в Досье (Импорт).


<*> Требования по заполнению ГТД изложены в Приказе ГТК России от 16.12.1998 N 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (с изменениями и дополнениями).

Такими реквизитами являются:

- графа 1 ГТД - "Тип декларации" - в первом подразделе графы проставляется - "ИМ"; во втором - указывается двузначный цифровой код таможенного режима в соответствии с классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации (информация о кодах приведена в таблице);

N п/п Наименование таможенного режима Код
1 временный ввоз 31
2 выпуск для свободного обращения 40
3 реимпорт 41
4 переработка на таможенной территории 51
5 переработка под таможенным контролем 52
6 свободная таможенная зона 71
7 магазин беспошлинной торговли 72
8 свободный склад 73
9 таможенный склад 74
10 отказ в пользу государства 75
11 уничтожение 76

- графа 9 ГТД - "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" - указываются реквизиты импортера;

- графа 22 ГТД - "Валюта и общая фактурная стоимость" - указывается код валюты цены и общая фактурная стоимость партии товара (при этом следует иметь в виду, что при наличии дополнительных листов ГТД сумма стоимости товара, указанная в графе 22 ГТД, должна совпадать с суммой значений, указанных в графе 42 собственно ГТД и дополнительных листов к ней);

- графа 28 ГТД - указывается номер ПСи, предъявленного в таможенный орган при декларировании товаров;

- графа Д ГТД - "Таможенный контроль" - проставляется оттиск штампа соответствующей таможни "Выпуск разрешен" с указанием даты принятия решения о выпуске товара, а также оттиск личной номерной печати и подпись должностного лица таможенного органа.

3.4. Проверка соблюдения требований об отражении в документах валютного контроля информации о представлении импортером ксерокопии ГТД

Проверка соблюдения уполномоченным банком требований по отражению в документах валютного контроля информации о представлении импортером ксерокопии ГТД (копии ГТД, сведений из ГТД) в соответствии с пунктами 5.2 - 5.4 Инструкции N 91-И производится с учетом следующего.

3.4.1. Проверяется полнота учета в УКи информации о сроках представления ксерокопии ГТД импортером.

Для этого следует проверить наличие соответствующих записей в строке "Дата представлении ксерокопии ГТД Импортером" в каждой УКи, по которой в проверяемом Досье (Импорт) имеется ксерокопия ГТД.

При этом могут быть сопоставлены сведения о дате представления в уполномоченный банк ксерокопии ГТД (копии ГТД, сведений из ГТД) в УКи, Ведомости (графа 9 раздела 2.3) и в Регистрах учета (основное внимание следует уделять наиболее поздним записям).

3.4.2. При проверке своевременности отражения информации о представлении ксерокопии ГТД в случаях, когда импортер в соответствии с пунктом 5.4 Инструкции N 91-И направляет в уполномоченный банк копию ГТД либо сведения из ГТД (с последующим представлением заверенной в установленном порядке ксерокопии ГТД), по Регистрам учета уточняется, в какие сроки фактически ксерокопия ГТД была представлена в банк.

3.5. Проверка соблюдения банком требований о самостоятельном формировании УКи

Следует проверить соблюдение банком требований Инструкции N 91-И по самостоятельному формированию УКи на основании представленной импортером ксерокопии ГТД (пункты 5.6 - 5.7 Инструкции N 91-И).

Для этого следует предварительно проверить наличие в проверяемом Досье (Импорт) и Электронной базе данных УКи по ГТД, с даты завершения оформления которых (графа Д ГТД) прошло более 23 дней.

Если УКи по имеющимся в Досье (Импорт) ксерокопиям ГТД (копиям ГТД, сведениям из ГТД) отсутствуют, необходимо проверить по Регистрам учета, в какие сроки копия ГТД была представлена в банк.

Электронная база данных может быть исследована проверяющими Банка России при помощи системы гибких запросов, предусмотренных сервисными функциями программного комплекса.

3.6. Проверка полноты и своевременности учета платежей по контракту в документах валютного контроля

3.6.1. При осуществлении проверки полноты и своевременности учета платежей по контракту в документах валютного контроля необходимо предварительно проверить соблюдение уполномоченным банком требований пункта 5.17 Инструкции N 91-И, предусматривающего информирование импортера о сформированных по контракту УКи и Карточках платежа.

Для этого следует ознакомиться с порядком направления этих документов импортеру, применяемым уполномоченным банком; после чего, используя информацию об исходящих документах в Регистрах учета, выборочно проверить соблюдение данного требования Инструкции N 91-И.

3.6.2. Необходимо проверить полноту и своевременность отражения банком информации об осуществлении расчетов по контракту (ПСи) в Карточках платежа <*>.


<*> Учитывая, что программным комплексом, разработанным ГТК России, данные из Карточки платежа автоматически переносятся в Ведомость, при проведении проверки полноты и своевременности учета информации о расчетах по ПСи можно использовать любой из вышеупомянутых документов - Карточку платежа или Ведомость.

Для этого информация о произведенных платежах и передаче векселей, указанная в Ведомости и Карточке платежа, сопоставляется с данными находящихся в Досье (Импорт) документов, представленных импортером в соответствии с требованиями пунктов 5.11 - 5.14 Инструкции N 91-И, а также межбанковскими расчетными документами и лицевыми счетами клиентов - импортеров.

При этом следует обратить особое внимание на последние записи об операциях по контракту в Ведомости (Карточках платежа) и документы, представленные импортером в соответствии с пунктами 5.11 - 5.14 Инструкции N 91-И.

В случае, если в Ведомости (Карточках платежа) имеется информация о переводе в пользу нерезидента денежных средств в оплату неустойки (штрафа, пени), возмещения причиненных убытков за неисполнение или ненадлежащее исполнение импортером условий контракта, либо по иным основаниям, соответствующим коду вида оплаты "11", необходимо проверить наличие в Досье (Импорт) документов, подтверждающих обоснованность осуществления данных переводов.

При наличии в Ведомости (Карточках платежа) информации о поступлении денежных средств в пользу импортера в оплату неустойки либо по иным основаниям, соответствующим коду вида оплаты "21", необходимо также проверить нахождение в Досье (Импорт) документов, подтверждающих обоснованность получения этих средств (акты приемки (рекламационные акты), подтверждающие несоответствие количества товара условиям контракта; копии транспортных документов (при нарушении сроков поставки товаров); заключения российской или иностранной торгово - промышленной палаты; заключения независимых экспертных организаций о результатах осмотра и испытания товаров и т.п.).

В случае, если в Ведомости (Карточках платежа) имеется информация о поступлении по контракту денежных средств от страховой организации, следует проверить наличие в Досье (Импорт) копии соответствующего договора страхования.

Особое внимание следует уделять правильности отражения в документах валютного контроля информации о расчетах в валюте Российской Федерации.

Учитывая, что действующее законодательство допускает передачу иностранной стороной прав (требований) по договору третьему лицу - резиденту, денежные средства в рублях за импортируемые по контракту (ПСи) товары по поручению нерезидента - бенефициара могут быть переведены импортером в пользу резидента.

В соответствии с требованиями пунктов 2.1.1.1, 2.1.1.3 и 5.16 Инструкции N 91-И информация об оплате импортируемых по контракту товаров подлежит отражению в Карточках платежа в течение 7 календарных дней, следующих за датой списания средств со счета импортера (если его счет и счет получателя денежных средств открыты в одном банке) либо датой отражения этой операции по корреспондентскому счету уполномоченного банка (в остальных случаях).

Таким образом, информация о платежах за импортируемые по контракту товары (оплате векселей) должна отражаться в документах валютного контроля независимо от того, кто является получателем денежных средств (иностранный контрагент, третье лицо - резидент или нерезидент).

3.6.3. При проведении проверки полноты отражения сведений об оплате товаров в УКи, а также сведений о поступлении товаров в счет произведенных платежей (переданных векселей) в Карточках платежа необходимо принимать во внимание следующее.

Необходимо предварительно выяснить, каким из предусмотренных Инструкцией N 91-И способов уполномоченный банк производит соотнесение сумм производимой оплаты и поставок товаров по контракту:

- на основании соответствующей информации, представленной импортером в соответствии с требованиями пункта 5.18 Инструкции N 91-И;

- самостоятельно, в порядке, согласованном с импортером (в соответствии с требованиями пункта 5.19 Инструкции N 91-И). В этом случае в Досье (Импорт) должны находиться документы, подтверждающие согласование такого порядка соотнесения Банком Импортера сумм производимой оплаты и поставок товаров по контракту.

Проверку рекомендуется производить выборочно, путем сопоставления информации, содержащейся в УКи, Карточках платежа и Ведомости.

При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5.17 Инструкции N 91-И информация о передаче в счет оплаты товаров векселей, плательщиком по которым является импортер, не используется для соотнесения сумм оплаты по отношению к поставкам товаров.

Соответственно информация о получении товаров не отражается в графах "Погашенная сумма" / "Валюта платежа" и "Погашенная сумма" / "Валюта цены" Карточек платежа, сформированных в связи с передачей вышеуказанного векселя (код вида оплаты - 31), а сведения из данных Карточек платежа не используются для заполнения графы "Сумма Б" УКи.

3.6.4. Следует выборочно проверить соответствие сумм денежных средств в Ведомости, УКи, межбанковских документах, а также выписках из счетов импортера.

3.7. Проверка соблюдения банком сроков направления документов валютного контроля и отчетности в ГТК России и Банк России

3.7.1. При проведении проверки необходимо обращать внимание на своевременность направления уполномоченным банком в ГТК России в электронной форме:

- ПСи - в 10-дневный срок с даты их подписания (пункт 6.2 Инструкции N 91-И);

- Карточек платежа, сформированных в соответствии с требованиями пункта 5.16 Инструкции N 91-И - в 10-дневный срок с даты их формирования (пункт 6.3 Инструкции N 91-И);

- Карточек платежа, в которые после их первоначального направления в ГТК России были внесены изменения и дополнения - в 10-дневный срок с даты внесения изменений и дополнений (пункт 6.7 Инструкции N 91-И);

- УКи - не позднее установленного контрольного срока, рассчитываемого программным комплексом (пункты 6.5 - 6.6 Инструкции N 91-И);

- УКи, самостоятельно сформированные Банком Импортера в соответствии с требованием пункта 5.6.2 Инструкции N 91-И по истечении контрольного срока, рассчитываемого программным комплексом, - в 10-дневный срок с даты их формирования (пункт 6.6 Инструкции N 91-И);

- УКи, в которые после их первоначального направления в ГТК России были внесены изменения и дополнения, - в 10-дневный срок с даты внесения изменений и дополнений (пункт 6.7 Инструкции N 91-И).

3.7.2. В настоящее время процедура проверки соблюдения контрольных сроков направления информации в ГТК России может быть выполнена с использованием программного комплекса, вследствие чего проверку рекомендуется производить сплошным методом, используя систему гибких запросов к Электронной базе данных, предусмотренных сервисными функциями программного комплекса, с учетом информации, содержащейся в протоколах приема - передачи данных из (в) ГТК России.

3.7.3. При проверке своевременности направления в ГТК России Карточек платежа необходимо учитывать, что дата их формирования будет отличаться от даты оплаты по контракту, определяемой в соответствии с порядком, установленным пунктом 2.1 Инструкции N 91-И, либо даты передачи импортером нерезиденту векселя, по которому плательщиком является импортер. В связи с этим проверку своевременности направления Карточек платежа в ГТК России целесообразно проводить совместно с проверкой соблюдения сроков их формирования, установленных пунктом 5.16 Инструкции N 91-И.

3.7.4. При выявлении случаев расхождения между сведениями, содержащимися в полученной из ГТК России УКи, и сведениями ксерокопии ГТД, представленной в уполномоченный банк импортером, проверяется направление последним в ГТК России письменного извещения об обнаружении ошибки в соответствии с требованиями пункта 5.9 Инструкции N 91-И. Для этого следует проверить регистрацию указанного уведомления в Регистрах учета (наличие уведомления о вручении почтового отправления).

3.7.5. При выявлении случаев непредставления импортером в уполномоченный банк в установленные сроки ксерокопии ГТД либо документов (сведений), предусмотренных пунктами 5.11, 5.13 - 5.14 и 5.18 Инструкции N 91-И, проверяется, была ли информация об этом направлена уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России в соответствии с порядком, установленным Инструкцией Банка России от 28.06.1999 N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 года".

3.7.6. В связи с тем, что представление уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России Отчета об операциях по импортным контрактам, предусмотренного пунктами 8.1, 8.3 Инструкции N 91-И, производится ежемесячно, в период с 23 по 25 число календарного месяца, следующего за отчетным, контроль за соблюдением сроков представления данного Отчета должен осуществляться территориальным учреждением Банка России на регулярной основе (при получении отчетности).

Раздел IV. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

По результатам проверки в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 19.02.1996 N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" составляется акт, в котором фиксируются выявленные в ходе проверки нарушения. В акте должны быть отражены следующие вопросы.

1. Период времени, в течение которого проверяемым уполномоченным банком (его структурным подразделением) проводится работа по осуществлению валютного контроля в соответствии с требованиями Инструкции N 91-И, а также проверяемый период.

2. Информация о количестве ПСи, подписанных проверяемым уполномоченным банком (его структурным подразделением), на момент начала проверки.

3. Информация о количестве контрактов (ПСи), переведенных в проверяемый банк из других уполномоченных банков, на момент начала проверки.

4. Информация о разработке (утверждении) и доведении до сведения клиентов:

- внутрибанковской инструкции по осуществлению валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

- размера и порядка взимания с клиентов - импортеров платы за выполнение уполномоченным банком функций агента валютного контроля;

- порядка информирования клиентов - импортеров о поступивших из ГТК России и самостоятельно сформированных уполномоченным банком УКи, а также сформированных банком Карточках платежа;

- порядка представления клиентами - импортерами документов и информации в соответствии с пунктами 5.11 - 5.14, 5.18 Инструкции N 91-И.

5. Информация о выявленных в результате проверки нарушениях и недостатках, связанных с выполнением уполномоченным банком функций агента валютного контроля. По факту каждого нарушения, отраженного в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующие документы и указанием пунктов нарушенного законодательного (нормативного) акта.

Департамент
валютного контроля

Приложение 1
к Методическим рекомендациям по
проведению проверок уполномоченных
банков по вопросам соблюдения
требований Инструкции Банка России и
ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и
N 01-11/28644 (соответственно) "О
порядке осуществления валютного
контроля за обоснованностью оплаты
резидентами импортируемых товаров"

СПИСОК ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО - БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

2. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

3. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (статья 2).

4. Указ Президента Российской Федерации от 21.11.1995 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации".

5. Инструкция Банка России от 19.02.1996 N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".

6. Инструкция Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.10.2000 за N 2431).

7. Указание Банка России от 12.02.1999 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства".

8. Инструкция Банка России от 28.06.1999 N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 года".

9. Указание Банка России от 22.03.1999 N 519-У "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию".

10. Указание Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

11. Письмо Банка России и ГТК России от 13.07.1998 N 286-У и N 01-23/14616 (соответственно) "О порядке перевода контрактов на экспорт и импорт товаров из уполномоченного банка, оформившего паспорта сделок по соответствующим контрактам, в другой уполномоченный банк".

12. Письмо Банка России от 15.07.1996 N 300 "О "Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов".

13. Приказ ГТК России от 20.11.2000 N 1053 "Об осуществлении валютного контроля за валютными операциями, связанными с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации".

14. Приказ ГТК России от 16.12.1998 N 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".

Приложение 2
к Методическим рекомендациям по
проведению проверок уполномоченных
банков по вопросам соблюдения
требований Инструкции Банка России и
ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и
N 01-11/28644 (соответственно) "О
порядке осуществления валютного
контроля за обоснованностью оплаты
резидентами импортируемых товаров"

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ АРМ ТБСВК ИМПОРТ

Сохранение текущего состояния Электронной базы данных программного комплекса рекомендуется производить с учетом следующего.

1. Программный комплекс обычно расположен в директории IMPO_GGF. Запуск программы производится путем актуализации файла Start_00.bat. При этом следует предварительно убедиться в том, что все другие пользователи вышли из программы.

2. В меню "Сохранение / Восстановление БД" следует выбрать опцию "Сохранение Базы данных" и, нажав Enter, указать принимающий диск.

3. После того, как от программного комплекса будет получено сообщение о создании резервной копии, можно осуществить выход из программы (для этого следует несколько раз нажать клавишу Esc).

4. Полученный файл будет иметь вид "XX-YY-ZZ.LZH", где XX, YY и ZZ - текущие значения числа, месяца и года (соответственно). Указанный файл может быть переписан на магнитный носитель. В случае, если полученный файл необходимо записать на дискету емкостью 1,44 Мб, но он имеет больший объем, может быть произведена архивация содержащейся в нем информации.

В случае архивации информации с использованием архиватора ARJ применяется команда: arj a X -v 1450000, где X - имя архива данных.

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ЦБ РФ от 23.07.2001 N 94-Т "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 04.10.2000 N 91-И И N 01-11/28644 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ") в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ЦБ РФ от 23.07.2001 N 94-Т "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 04.10.2000 N 91-И И N 01-11/28644 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ") в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ЦБ РФ от 23.07.2001 N 94-Т "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 04.10.2000 N 91-И И N 01-11/28644 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ") можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 23.07.2001 N 94-Т "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 04.10.2000 N 91-И И N 01-11/28644 (СООТВЕТСТВЕННО) "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ")