в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • ПИСЬМО Минздрава СССР от 02.10.87 N 02-14/82-14 "О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955"
действует Редакция от 02.10.1987 Подробная информация
ПИСЬМО Минздрава СССР от 02.10.87 N 02-14/82-14 "О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955"

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Заключительным этапом разработки материалов по труду является их оформление в виде нормативного документа.

После разработки нормативов численности отдельных должностей формируется единый правовой документ для данного типа учреждения, на основании которого определяется максимальная расчетная численность должностей по соответствующим категориям персонала каждого конкретного учреждения здравоохранения в зависимости от тех плановых показателей деятельности, которые установлены для него вышестоящей организацией. При этом учитываются экономические возможности страны на определенную перспективу.

Как правило, формирование этих документов осуществляется по группам персонала и структурным подразделениям с "учетом различных организационных форм (например, открепление или прикрепление населения при централизации какого-либо вида помощи, наличие стационара, диспансера и т.д.).

Формы записи определения численности должностей могут быть самыми различными, в зависимости от характера и вида показателя, измерителя показателя и других факторов. Наиболее распространенной и объективно отражающей истинную потребность в числе должностей является так называемая "нормативная" запись, то есть расчет численности должностей на величину конкретного показателя. Возможны различные варианты таких записей: "из расчета" (на 10 000 взрослого населения устанавливается 5,9 должности врача-терапевта участкового, 0,5 должности врача-отоларинголога, 0,65 должности врача-хирурга и т.д.), введение определенного числа должностей на те или иные показатели или условия (1 должность врача по лечебной физкультуре устанавливается в центральной районной больнице на 300 и более коек, 0,5 должности врачей-диетологов в больнице на 300-500 коек).

Нормативная запись об установлении должности на 300-500 коек ставит в неравные условия деятельность этой группы медицинского персонала в учреждениях с крайними вариантами числа коек. В этом случае возникает несоответствие числа должностей объему работы, очевидно большему в более крупном учреждении. Нормативная запись об установлении числа должностей в учреждении на определенное число коек и более (например, на 300 и более коек) страдает теми же недостатками и кроме того может привести к сдерживанию роста числа коек в учреждениях этого типа. Указанные ограничения снимают запись об установлении должности "из расчета" на определенное число коек, численность населения и т.п., находящая в последние годы все более широкое применение в нормативных документах.

Поскольку штатные нормативы являются документом, определяющим лишь расчетное максимальное число должностей, полагающихся учреждению здравоохранения, то для расчетов необходимо в первую очередь наличие показателей деятельности медицинского персонала и величин измерителей этих показателей. Эти данные учреждение здравоохранения может получать лишь от вышестоящего по подчиненности органа здравоохранения. Если ранее органы здравоохранения практиковали определение этих показателей и их величин различными документами (приказы, распоряжения, отдельные письма и указания, расчеты к сметам и т.д.), то, начиная с 1968 г., методическим письмом к приказу Министерства здравоохранения СССР от 30.04.68 г. N 340 введен единый порядок для всех амбулаторно-поликлинических учреждений путем выдачи им справок о плановых показателях. В последующем этот порядок был распространен на все учреждения здравоохранения. В справках о плановых показателях закрепляются практически все организационные вопросы по централизации отдельных служб, оказанию медицинской помощи отдельным контингентам как по производственному, так и по территориальному принципу, увеличения численности должностей по отдельным специальностям при наличии соответствующего объема работы.

Это позволяет органам здравоохранения, не издавая каких-либо специальных документов, а используя лишь справку о плановых показателях в пределах имеющихся бюджетных ассигнований решать все практические задачи по улучшению оказания медицинской помощи населению. К сожалению, далеко не все организаторы здравоохранения используют предоставленные им таким образом широкие права и возможности по наиболее полному использованию выделенных средств и рациональному использованию кадров.

Справка о плановых показателях служит единственным документом, на основании которого в соответствии с действующими штатными нормативами определяется положенное учреждению максимальное число должностей, что служит основанием для расчетов к смете расходов учреждения на планируемый период и обоснованием имеющего место неполного в ряде случаев обеспечения учреждения здравоохранения соответствующими фондами заработной платы и численности должностей.

Конкретное наименование той или иной должности, их количество и расстановка по отдельным структурным подразделениям, введение не предусмотренных штатными нормативами должностей в пределах действующих номенклатуры и схем должностных окладов в соответствии с планом и бюджетом на предстоящий год является исключительно прерогативой руководителя учреждения и должно найти свое отражение в штатном расписании учреждения.

Таким образом, дифференциация штатных нормативов по типам учреждений, видам и объему специализированной помощи, составу населения (по возрасту, месту проживания, занятости в отдельных отраслях народного хозяйства и пр.) в сочетании с правами руководителей органов и учреждений здравоохранения по установлению штатов в соответствии с конкретными местными условиями, создают достаточно гибкую систему применения нормативов по труду, являющуюся базой для отраслевого и территориального планирования.

На современном этапе развития здравоохранения описанные методы должны применяться не только при проектировании штатных нормативов, но и при анализе объема работы медицинского персонала для введения отдельных должностей в каждом учреждении, что наряду с качественной стороной оказания медицинской помощи, может служить одним из оценочных показателей деятельности учреждения здравоохранения.

Широкое применение представленных методических подходов нормирования труда в здравоохранении позволит осуществлять научное обоснование отраслевых нормативов по труду, проводить расчеты численности должностей медицинского персонала в учреждениях здравоохранения в соответствии с конкретными местными условиями, принятыми формами и методами организации медицинской помощи населению и способствовать рациональной расстановке и использованию кадров.

В связи с предоставлением министрам здравоохранения союзных (автономных) республик, руководителям органов и учреждений здравоохранения расширенных прав по разработке штатных нормативов и нормативов численности медицинского персонала учреждений здравоохранения (приказы Минздрава СССР от 08.05.87 г. N 646, от 13.08.87 г. N 955), по установлению индивидуальных норм нагрузки врачей этих учреждений, (в порядке, предусмотренном приказом Минздрава СССР от 22.07.87 г. N 902), при определении плановой функции врачебной должности могут применяться расчетные нормы нагрузки, обусловленные объективными затратами труда врачей (применение хронометража с последующими экспертными оценками).

  • Главная
  • ПИСЬМО Минздрава СССР от 02.10.87 N 02-14/82-14 "О ПОРЯДКЕ РАСШИРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР ОТ 13 АВГУСТА 1987 Г. N 955"