действует
Редакция от 19.09.1997
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.09.97 N 1207 "О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2000 ГОДЫ" |
Вид документа | постановление, перечень, программа |
Принявший орган | правительство рф |
Номер документа | 1207 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 19.09.1997 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация | - Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
- "Российская газета" от 23.10.97 N 206
|
Навигатор | Примечания |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы |
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" |
Государственный заказчик Программы | - Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации |
| Министерство внутренних дел Российской Федерации |
| Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | - повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие ее нормативно-правовой базы |
| улучшение бытовых условий содержания детей, создание материальной базы для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации путем оснащения учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками с девиантным поведением, необходимым оборудованием и автотранспортом |
| разработка и внедрение научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях |
| кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Сроки реализации Программы | - 1998-2000 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | - Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации |
| Министерство внутренних дел Российской Федерации |
| Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Объемы и источники финансирования Программы | - 97,07 млн. рублей из средств федерального бюджета на 1998-2000 годы, в том числе на 1998 год - 46,285 млн. рублей с учетом деноминации с 1 января 1998 г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание условий для предупреждения детской безнадзорности, обеспечения защиты прав и законных интересов детей и подростков |
формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем - к снижению числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними |
Контроль за исполнением Программы | - Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫВ современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков.
Увеличивается число безнадзорных детей. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Не снижается число детей, убежавших из интернатных учреждений. Ряды безнадзорных пополняют многие выпускники этих учреждений, проблемы жилья и трудоустройства которых решаются в ряде регионов неудовлетворительно.
Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, имеющих аномалии в психике, они составляют до 30 процентов от числа правонарушителей.
Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. В ряде регионов России медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Во многих регионах отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не развита подростковая наркологическая служба.
Не отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫФедеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реаблитации в современном обществе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности всех субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание на местах условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
осуществление на федеральном уровне мер стимулирования развития на местах социально-реабилитационных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
приведение нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с современными условиями и международными нормами;
обеспечение интенсивного развития исследований проблем теории и методики процесса профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщения и внедрения эффективного опыта этой деятельности;
целенаправленная подготовка на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования и повышение квалификации кадров работников государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специалистов по социальной профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫСовершенствование нормативно-правовой базыСовершенствование нормативно-правовой базы
Предусматривается разработка проектов ряда нормативных правовых актов, направленных на правовую поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихПредупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Предполагается осуществить разработку и реализацию комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации в обществе, решению вопросов занятости несовершеннолетних, организации их содержательного досуга. Основой профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками группы социального риска должны стать индивидуальные программы, предупреждающие асоциальное поведение детей и подростков.
Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитацииГосударственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации
Предусматривается оснащение учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации необходимым медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео-, компьютерной техникой, с целью создания необходимых бытовых условий содержания детей и подростков, внедрение передовых технологий их реабилитации.
Предполагается обеспечение учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних автотранспортом для различных нужд: перевозки больных к лечебным учреждениям, организации культурно-массовых мероприятий, проведения вместе с детьми сельскохозяйственных работ в подсобных хозяйствах и др.
Разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихРазработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Предусматривается комплекс научно-исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением.
Предполагается разработать концептуальные модели новых видов учреждений, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями, экспериментально апробировать современные формы и методы профилактической и социально-реабилитационной работы.
Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихПредусматриваются мероприятия по организации переподготовки специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями, введение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования новых специализаций по подготовке таких специалистов, повышению их квалификации, разработке соответствующих программ.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫРеализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
сформировать предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем - к снижению числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, несовершеннолетними, совершающими противоправные действия;
совершенствовать государственную систему профилактики безнадзорности и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
| Сроки исполнения | Исполнители | Стоимость (млн. рублей) |
1998-2000 годы - всего | в том числе |
1998 год | 1999 год | 2000 год |
I. Совершенствование нормативно-правовой базыI. Совершенствование нормативно-правовой базы
Разработка нормативных правовых актов: | | | |
о трудовой занятости несовершеннолетних, направленных на развитие учебных цехов, мастерских, летних трудовых лагерей, а также других форм профессиональной ориентации и профессиональной подготовки | 2000 год | Минобразование России Минтруд России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
о порядке трудового и бытового устройства несовершеннолетних, выпущенных из детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, воспитательных колоний | 1998 год | Минобразование России МВД России Минтруд России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Издание сборника законодательных и нормативных документов по вопросам профилактики безнадзорности и право-нарушений несовершеннолетних, защиты их прав | 1999 год | Минтруд России Минобразование России МВД России Минюст России | 0,01 | | 0,01 | |
Итого | | | 0,01 | | 0,01 | |
II. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихII. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Создание федерального центра по патриотическому воспитанию учащихся | 1998-2000 годы | Минобразование России Минобороны России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Создание национального музея детского художественного творчества | 1998-2000 годы | Минобразование России Минтруд России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Создание всероссийского шахматного центра чемпиона мира А.Карпова | 1998-2000 годы | Минобразование России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Организация межведомственного центра медико-социальной реабилитации несовершеннолетних с психическими отклонениями и нарушениями поведения | 1999-2000 годы | Минздрав России Минобразование России | 1 | | 0,5 | 0,5 |
Введение в выпускных классах средних общеобразовательных школ курса "Твоя профессиональная карьера" | 1998-2000 годы | Минобразование России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Проведение всероссийской операции "Подросток", направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и улучшение индивидуально-воспитательной работы с подростками-правонарушителями | 1998-2000 годы | МВД России Минтруд России Минобразование России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Разработка методических пособий для педагогов и родителей по обучению учащихся начальной школы навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах | 1998-2000 годы | Минобразование России МВД России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Итого | | | 1 | | 0,5 | 0,5 |
III. Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитацииIII. Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации
Обеспечение базовых и опорно-экспериментальных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, медицинским и бытовым оборудованием, аудиовидеои компьютерной техникой | | | | | | |
в том числе: | | | | | | |
специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в системе организаций образования | 1998-2000 годы | Минобразование России | 6,85 | 4,23 | 1,28 | 1,34 |
центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей воспитательных колоний | 1998-2000 годы | МВД России | 2,6 | 0,8 | 0,9 | 0,9 |
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе организаций социальной защиты населения | 1998-2000 годы | Минтруд России | 40,39 | 23 | 8,59 | 8,8 |
Обеспечение автотранспортом и сельско-хозяйственными машинами учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | | | | | | |
в том числе: | | | | | | |
специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в системе организаций образования | 1998-2000 годы | Минобразование России | 5,8 | 2,2 | 1,8 | 1,8 |
центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей воспитательных колоний | 1998-2000 годы | МВД России | 3,68 | 2,37 | 0,64 | 0,67 |
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в системе организаций социальной защиты населения | 1998-2000 годы | Минтруд России | 30,7 | 13 | 8,8 | 8,9 |
Итого | | | 90,02 | 45,6 | 22,01 | 22,41 |
IV. Разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихIV. Разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Проведение научных исследований по актуальным проблемам профилактики безнадзорности несовершеннолетних, их социальной реабилитации в современных условиях | 1998-2000 годы | Минтруд России Минобразование России | 3,61 | 0,685 | 1,3 | 1,625 |
Разработка концептуальных моделей различных видов учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 1998-1999 годы | Минобразование России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Апробация новых форм и методов профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков | 1998-2000 годы | Минтруд России Минобразование России МВД России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Разработка и внедрение профилактических программ по предотвращению криминальной активности у детей и подростков групп риска | 1999-2000 годы | Минздрав России Минтруд России | 0,25 | | 0,1 | 0,15 |
Разработка и внедрение критериев диагностики патологических форм противоправного поведения детей и подростков | 1999-2000 годы | Минздрав России | 0,14 | | 0,06 | 0,08 |
Изучение роли психической патологии и наркологических заболеваний в генезе правонарушений среди несовершеннолетних | 1999-2000 годы | Минздрав России | 1,7 | | 0,85 | 0,85 |
Разработка моделей выявления групп риска возможного возникновения безнадзорности и совершения правонарушений среди пациентов учреждений, оказывающих наркологическую помощь детям и подросткам | 1999-2000 годы | Минздрав России | 0,07 | | 0,03 | 0,04 |
Разработка и внедрение модификаций профилактических антиалкогольных и антинаркотических программ для общеобразовательных учреждений | 1999-2000 годы | Минздрав России Минобразование России | 0,1 | | 0,05 | 0,05 |
Разработка базовых (типовых) материалов для проектирования воспитательной колонии на 350 человек | 1998-1999 годы | МВД России Минфин России Минэкономики России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Обобщение практики расследования новых видов преступлений, совершенных несовершеннолетними, разработка на этой основе мер по их пресечению | 1998 год | МВД России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Разработка на основе комплексного анализа состояния преступности несовершеннолетних, прогноза криминогенной обстановки по этим проблемам в целом по России, а также в масштабе республики, края, области | 1998-2000 годы | МВД России Минюст России Генеральная прокуратура Российской Федерации (по согласованию) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Систематическое изучение, обобщение и распространение передового, в том числе зарубежного опыта работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рецидивной и групповой преступности подростков | 1998-2000 годы | МВД России Минтруд России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Подготовка и выпуск информационно-методических сборников о проблемах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по материалам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних) | 1999-2000 годы | Минтруд России | 0,15 | | 0,08 | 0,07 |
Проведение научно-практической конференции по проблемам социальной адаптации воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации | 2000 год | Минтруд России | 0,02 | | | 0,02 |
Подготовка и проведение региональных совещаний руководителей подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних | 1998-2000 годы | МВД России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Итого | | | 6,04 | 0,685 | 2,47 | 2,885 |
V. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихV. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Организация подготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования специалистов для работы в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальную реабилитацию (специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных педагогов) | 1998-2000 годы | Минтруд России Минобразование России МВД России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Проведение переподготовки на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и детьми с девиантным поведением | 1998-2000 годы | Минтруд России Минобразование России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Повышение квалификации работников учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на базе опорно-экспериментальных учреждений | 1998-2000 годы | Минтруд России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Разработка и издание программы подготовки и повышения квалификации работников учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 1998-2000 годы | Минтруд России Минобразование России МВД России | источники и средства, предусмотренные на текущее финансирование |
Всего по Программе | | | |
Примечание. Объем финансирования мероприятий из федерального бюджета уточняется государственным заказчиком с Минфином России исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год.