Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"
Лесоустройство
Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм и процедур организации пользования лесным фондом требуют развития и совершенствования лесоустройства, повышения уровня лесоустроительного проектирования, поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных работ.
В организации и проведении работ по устройству, инвентаризации и обследованиям лесов, их научном, материально-техническом обеспечении имеется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые препятствуют полному и эффективному выполнению задач, возложенных на лесоустроительную службу.
По состоянию на 1 января 1993 года изученность лесного фонда характеризуется данными, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
На всю площадь лесного фонда европейско-уральской части имеются проекты организации и развития лесного хозяйства. Однако в связи с тем, что около 53 млн. га (25 процентов) лесного фонда устроены с низкой точностью таксации насаждений, материалы лесоустройства на эту площадь не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Лесным кодексом Российской Федерации к ведению лесного хозяйства. Это леса Архангельской, Мурманской и Пермской областей, Республики Коми.
Из общей площади лесного фонда в азиатской части (971,6 млн. га) на площадь 528,2 млн. га (54 процента) имеются материалы лесоустройства, полученные с использованием наземных и дешифровочных методов таксации леса. Причем на 260 млн. га материалы лесоустройства подготовлены также с низкой точностью таксации насаждений и имеют давность изготовления до 20 и более лет. На остальную площадь лесного фонда азиатской части (443,4 млн. га) имеются данные, полученные в результате инвентаризации резервных лесов (271,3 млн. га), и устаревшие материалы аэротаксационных и аэрообследовательских работ 50-х годов (172,1 млн. га). В связи с ежегодными значительными изменениями в лесном фонде эти материалы не могут быть использованы как обязательные нормативно-технические документы для ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования. Накопление устаревших материалов лесоустройства характерно для лесхозов Республики Саха (Якутия) и Республики Тыва, Красноярского и Хабаровского краев, Амурской, Читинской, Иркутской областей и Ханты-Мансийского автономного округа.
С 1992 года положение с обеспечением государственных органов лесного хозяйства и лесопользователей материалами лесоустройства стало резко ухудшаться. Если с 1983 по 1991 годы ежегодные объемы лесоустроительных работ составляли в среднем около 40 млн. га, то в 1993 году они снизились до 36,8 млн. га, в 1995 году - до 30,5 млн.га. Значительно снизились ежегодные объемы лесоустроительных работ в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, лесах государственных природных заповедников и лесах, расположенных на землях обороны. На участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, с 1991 года объемы лесоустройства сократились с 3,5-4 млн. га до 1-1,5 млн. га. При таких объемах работ площадь лесного фонда, на которую имеются устаревшие материалы лесоустройства, будет ежегодно возрастать примерно на 15-16 млн. га, что отрицательно скажется на эффективности ведения лесного хозяйства и лесопользования в этих лесах.
Исходя из состояния изученности лесного фонда, несовершенства и давности применявшихся технологий инвентаризации и лесоустройства, a также учитывая потребности лесного хозяйства в достоверной информации о лесном фонде, необходимо:
провести инвентаризацию лесного фонда на площади 117,1 млн. га, изученного в 50-e годы по технологии аэровизуального обследования, методом инвентаризации и картографирования резервных лесов на основе материалов космических съемок;
провести очередное лесоустройство в объектах всех ведомств с давностью разработки проектов лесоустройства более 10 лет на площади 164,6 млн. га, в том числе в лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России - 146,6 млн. га, лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций - 14 млн. га, лесах государственных природных заповедников - 2,8 млн. га, в лесах, расположенных на землях обороны - 1,2 млн. га (приложение N 2). Общая стоимость этих работ определена в сумме 610,9 млрд. рублей (приложение N 1).
Для реализации этих мероприятий необходимо:
оснащение лесоустройства современными персональными компьютерами;
создание региональных и локальных банков данных;
разработка методики внесения текущих изменений исходя из интенсивности ведения лесного хозяйства;
усовершенствование фотостатметода;
перевод камерального производства на новое поколение копировально-множительной техники;
создание автоматизированных технологий составления лесных карт в горных условиях;
организация оперативной связи на всех уровнях пользования информацией;
внедрение полевых портативных компьютеров и навигационных приборов.
Капитальные вложения, необходимые для осуществления производственного строительства, составляют 60 млрд. рублей и на приобретение оборудования - 20,3 млрд. рублей. Финансирование капитальных вложений предусматривается осуществить за счет средств федерального бюджета и собственных средств государственных лесоустроительных организаций.
Для обеспечения научно-исследовательских и опытно-производственных работ потребуется 7,1 млрд. рублей.
На основе анализа состояния лесного фонда лесоустройство обеспечит информационную основу для реализации федеральной целевой программы "Леса России" на 1997-2000 годы.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"