в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"
действует Редакция от 26.09.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Лесоустройство

Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм и процедур организации пользования лесным фондом требуют развития и совершенствования лесоустройства, повышения уровня лесоустроительного проектирования, поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных работ.

В организации и проведении работ по устройству, инвентаризации и обследованиям лесов, их научном, материально-техническом обеспечении имеется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые препятствуют полному и эффективному выполнению задач, возложенных на лесоустроительную службу.

По состоянию на 1 января 1993 года изученность лесного фонда характеризуется данными, приведенными в таблице 1.

Таблица 1

Изученность лесного фонда

Общая площадь Проведено лесоустройство В том числе по давности лесоустройства (лет) ЛесоинвентаризацияАэрообследования 1950-х годов
1-10 11-15 16-20 более 20
Всего по Российской Федерации 1180,9 737,5 544,7 130,8 46,7 15,3 271,3 172,1
В процентах по давности -100 74 18 6 2 --
Всего по европейско-уральской части 209,3 209,3 184,5 24,8 ----
В процентах по давности -100 88 12 ----
Всего по азиатской части 971,6 528,2 360,2 106 46,7 15,3 271,3 172,1
В процентах по давности -100 68 20 9 3 --

На всю площадь лесного фонда европейско-уральской части имеются проекты организации и развития лесного хозяйства. Однако в связи с тем, что около 53 млн. га (25 процентов) лесного фонда устроены с низкой точностью таксации насаждений, материалы лесоустройства на эту площадь не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Лесным кодексом Российской Федерации к ведению лесного хозяйства. Это леса Архангельской, Мурманской и Пермской областей, Республики Коми.

Из общей площади лесного фонда в азиатской части (971,6 млн. га) на площадь 528,2 млн. га (54 процента) имеются материалы лесоустройства, полученные с использованием наземных и дешифровочных методов таксации леса. Причем на 260 млн. га материалы лесоустройства подготовлены также с низкой точностью таксации насаждений и имеют давность изготовления до 20 и более лет. На остальную площадь лесного фонда азиатской части (443,4 млн. га) имеются данные, полученные в результате инвентаризации резервных лесов (271,3 млн. га), и устаревшие материалы аэротаксационных и аэрообследовательских работ 50-х годов (172,1 млн. га). В связи с ежегодными значительными изменениями в лесном фонде эти материалы не могут быть использованы как обязательные нормативно-технические документы для ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования. Накопление устаревших материалов лесоустройства характерно для лесхозов Республики Саха (Якутия) и Республики Тыва, Красноярского и Хабаровского краев, Амурской, Читинской, Иркутской областей и Ханты-Мансийского автономного округа.

С 1992 года положение с обеспечением государственных органов лесного хозяйства и лесопользователей материалами лесоустройства стало резко ухудшаться. Если с 1983 по 1991 годы ежегодные объемы лесоустроительных работ составляли в среднем около 40 млн. га, то в 1993 году они снизились до 36,8 млн. га, в 1995 году - до 30,5 млн.га. Значительно снизились ежегодные объемы лесоустроительных работ в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, лесах государственных природных заповедников и лесах, расположенных на землях обороны. На участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, с 1991 года объемы лесоустройства сократились с 3,5-4 млн. га до 1-1,5 млн. га. При таких объемах работ площадь лесного фонда, на которую имеются устаревшие материалы лесоустройства, будет ежегодно возрастать примерно на 15-16 млн. га, что отрицательно скажется на эффективности ведения лесного хозяйства и лесопользования в этих лесах.

Исходя из состояния изученности лесного фонда, несовершенства и давности применявшихся технологий инвентаризации и лесоустройства, a также учитывая потребности лесного хозяйства в достоверной информации о лесном фонде, необходимо:

провести инвентаризацию лесного фонда на площади 117,1 млн. га, изученного в 50-e годы по технологии аэровизуального обследования, методом инвентаризации и картографирования резервных лесов на основе материалов космических съемок;

провести очередное лесоустройство в объектах всех ведомств с давностью разработки проектов лесоустройства более 10 лет на площади 164,6 млн. га, в том числе в лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России - 146,6 млн. га, лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций - 14 млн. га, лесах государственных природных заповедников - 2,8 млн. га, в лесах, расположенных на землях обороны - 1,2 млн. га (приложение N 2). Общая стоимость этих работ определена в сумме 610,9 млрд. рублей (приложение N 1).

Для реализации этих мероприятий необходимо:

оснащение лесоустройства современными персональными компьютерами;

создание региональных и локальных банков данных;

разработка методики внесения текущих изменений исходя из интенсивности ведения лесного хозяйства;

усовершенствование фотостатметода;

перевод камерального производства на новое поколение копировально-множительной техники;

создание автоматизированных технологий составления лесных карт в горных условиях;

организация оперативной связи на всех уровнях пользования информацией;

внедрение полевых портативных компьютеров и навигационных приборов.

Капитальные вложения, необходимые для осуществления производственного строительства, составляют 60 млрд. рублей и на приобретение оборудования - 20,3 млрд. рублей. Финансирование капитальных вложений предусматривается осуществить за счет средств федерального бюджета и собственных средств государственных лесоустроительных организаций.

Для обеспечения научно-исследовательских и опытно-производственных работ потребуется 7,1 млрд. рублей.

На основе анализа состояния лесного фонда лесоустройство обеспечит информационную основу для реализации федеральной целевой программы "Леса России" на 1997-2000 годы.

Мониторинг лесов

В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций.

Правовой основой развития мониторинга лесов является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов, как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга.

Основными целями программы работ по развитию мониторинга лесов в России на период до 2000 года являются:

разработка единых организационно-методических подходов;

разработка и создание действующей сети обработки и обмена информацией на уровне регион - федеральный центр;

отработка методов и средств для всех уровней ведения мониторинга на примере ряда модельных объектов;

разработка и начало реализации плана внедрения мониторинга лесов на всей территории России.

Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения.

В состав работ по развитию мониторинга лесов входит проведение рекогносцировочных обследований, создание и отработка методического обеспечения, проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений, закупка, установка и отладка технических средств.

В 1997 году должен быть составлен план поэтапного внедрения мониторинга лесов, который в соответствии с имеющимися ресурсами, потребностями органов лесного хозяйства и охраны природы установит порядок организации мониторинга на территории лесного фонда России на период до 2000 года и далее.

Реализация предлагаемой программы работ позволит достичь следующих результатов:

создать комплекс программно-методического обеспечения ведения лесного мониторинга на всех уровнях управления лесным хозяйством;

провести опытно-производственную проверку и создать систему мониторинга лесов на региональном (в регионах первоочередной организации) и на локальном (на территории модельных объектов) уровнях;

внедрить мониторинг лесов на участках лесного фонда с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.

Для обеспечения выполнения работ по организации мониторинга лесов потребуется 7,8 млрд. рублей на операционные расходы и 7,1 млрд. рублей капитальных вложений.

Лесовосстановление и лесоразведение

Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях.

По данным учета лесного фонда, по состоянию на 1 января 1993 г. не покрытые лесом земли в лесном фонде России (без редкостойных лесов естественного происхождения) составили 68,4 млн. га, которые преимущественно сосредоточены в труднодоступных и малонаселенных районах Дальнего Востока (50,2 процента), Восточной Сибири (39,1 процента), Западной Сибири (4,6 процента).

Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 0,8-1,2 млн. га. Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших лесных культур и ускорения процесса воспроизводства лесов, лесовосстановление в целом по России на 1997-2000 годы проектируется в объеме 4576,6 тыс. га, в том числе посадка и посев леса - 1259,3 тыс. га (27,5 процента от общего объема лесовосстановления).

Распределение лесовосстановительных мероприятий по годам их проведения и исполнителям приводится в приложении N 2.

От технической оснащенности лесокультурного производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев) при создании культур ели, кедра, пихты, что повышает их качество и сохранность. Предусматривается довести к 2000 году удельный вес лесных культур темнохвойных пород, создаваемых крупномерным посадочным материалом, до 27 процентов от их общего объема. Еще более перспективным направлением является создание лесных культур улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом.

Объемы внедрения прогрессивных технологий в лесовосстановлении приведены в приложении N 3.

В защите от засух, суховеев, водной и ветровой эрозии нуждается около 150 млн. га сельхозугодий, в том числе - более 75 млн. га пашни. Необходимо иметь 14 млн. га защитных лесных насаждений, а создано 3,1 млн. га, или 22,1 процента от научно обоснованной потребности в них.

Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России предусматривается заложить 247 тыс. га полезащитных лесных полос, 220 тыс. га противоэрозионных лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других неудобных местах, 120 тыс. га защитных насаждений на аридных пастбищах, провести рубки ухода и реконструкцию защитных насаждений на площади 260 тыс. га.

Первоочередными районами формирования законченных агролесомелиоративных систем должны стать территории, где они дают наибольший защитный эффект и отдачу в короткие сроки. Это, прежде всего, области Центрально-Черноземного района, Поволжье, Северный Кавказ, Урал, Алтайский край.

Распределение работ по годам приведено в приложении N 4. Указанные работы по защитному лесоразведению и уходу за насаждениями будут выполняться силами лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России по договорам с органами сельского хозяйства за счет средств, выделяемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Перевод лесного семеноводства для защитного лесоразведения на селекционно-генетическую основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности этих насаждений. Селекционно-семеноводческая работа для защитного лесоразведения должна входить составной частью в общую селекционно-семеноводческую деятельность лесного хозяйства.

В рассматриваемом периоде намечается создать лесосеменных плантаций - 870 га, архивов клонов - 1794 га, маточных участков - 114 га, испытательных культур - 1530 га, выделить 10240 плюсовых деревьев.

Для обеспечения переработки и хранения семян необходимо строительство 98 шишкосушилок производительностью 15 кг хвойных семян в сутки, 50 складов длительного хранения семян хвойных и лиственных пород, a также их оснащение необходимым оборудованием и механизмами.

Имеющаяся площадь питомников (26,8 тыс. га) обеспечивает потребность в посадочном материале для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ, однако уровень питомнической базы не отвечает современным требованиям по решению задач повышения качества и продуктивности создаваемых искусственным путем насаждений.

Площадь орошаемых питомников составляет всего 31 процент общей площади. Низкими темпами строятся новые питомники в районах Сибири и Дальнего Востока, где имеется дефицит посадочного материала.

Ежегодная потребность в посадочном материале составит 2,2 млрд. шт., в том числе на лесовосстановление - 1,8 млрд. шт. и на защитное лесоразведение - 0,4 млрд. шт.

Программой предусматривается:

довести к 2000 году выращивание посадочного материала из семян, заготовленных на постоянной лесосеменной базе, до 350 млн. шт., в том числе с улучшенными наследственными свойствами - до 90 млн. шт.;

построить новые постоянные питомники с орошением, отвечающие современным требованиям, площадью 283 га;

провести реконструкцию существующих питомников на площади 952 га;

осуществить строительство оросительной сети в существующих питомниках на площади 495 га;

построить 15 га теплиц.

Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки

В период с 1997 по 2000 годы ежегодный объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере около 650 тыс. га.

По данным лесоустройства, потенциал промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также вырубка древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) в лесах Федеральной службы лесного хозяйства России по лесоводственным требованиям составляет 143,6 млн. куб. м, a расчетный размер по экономическим и транспортным возможностям лесного хозяйства определен в 28,3 млн. куб. м, или 19,7 процента.

В 1996 году при промежуточном пользовании было заготовлено 19,1 млн. куб. м ликвидной древесины, что составляет 13,3 процента к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 67,5 процента к расчетному объему по экономическим возможностям.

На 1997-2000 годы средний ежегодный объем промежуточного пользования проектируется в размере 19,4 млн. куб. м.

Прогноз динамики рубок ухода и санитарных рубок на 1997-2000 годы приводится в приложении N 2.

Защита лесов от вредителей и болезней

Рост антропогенного пресса на природную среду сопровождается ослаблением и усыханием лесов на значительных площадях.

Недостаточные объемы истребительных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей и гибели древостоев.

В 1995 году в центральных районах Красноярского края произошло массовое размножение сибирского шелкопряда. Общая площадь очагов этого вредителя в регионе превышает, по данным осенних учетов, 1 млн. га, площадь поврежденных в различной степени насаждений по предварительным оценкам достигает 700 тыс. га, и на площади до 500 тыс. га вероятно их усыхание. Наблюдается рост численности этого вредителя на ряде других территорий, в Томской и Иркутской областях развиваются его локальные очаги. Динамика численности популяций различных видов насекомых-вредителей леса и показатели их размножения в Восточной Сибири и Приморском крае свидетельствуют о высокой вероятности образования очага этого вредителя, способного охватить территорию всего юга Восточной Сибири и зону темнохвойных лесов Приморского края. Большие площади занимают очаги непарного шелкопряда. На юге Западной Сибири и в Поволжье они охватили почти 2 млн. га. Кроме этого, наблюдается рост площадей очагов других вредителей леса - сосновой пяденицы, рыжего соснового пилильщика, шелкопряда-монашенки.

Прогнозируемые размеры ослабления и усыхания лесов и площади очагов вредителей и болезней составляют не менее 4 процентов покрытых лесом земель России (таблица 2). Общая же площадь лесов с неудовлетворительным состоянием, нуждающихся в строгом контроле, составляет не менее 11 процентов покрытой лесом площади лесного фонда, причем для надежного выявления этих насаждений на программный период требуется обследовать около 110 млн. га ежегодно.

Таблица 2

Прогноз площадей с неудовлетворительным санитарным и лесопатологическим состоянием

1997г.1998г.1999г.2000г.
Площадь очагов болезней56614242
Площадь очагов вредителей4508285738575087
Суммарное усыхание20423917085
Площадь ослабленных лесов184021511531767
Всего лесов неудовлетворительного состояния6608530856005976
Объём мер борьбы149294610091196

Основным направлением совершенствования организации лесозащиты является поэтапное формирование специализированных структурных подразделений в государственных органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.

В программный период необходимо преобразовать и создать 14 региональных центров лесопатологического мониторинга в Центральном экономическом районе и в ареале вероятного возникновения очагов сибирского шелкопряда.

Необходимые объемы работ по основным направлениям текущей лесозащитной деятельности и необходимые затраты, расчитанные на основании прогноза на программный период, приведены в приложении N 5.

Потребность в биопрепаратах составит на 1997-2000 годы 750 тонн, a в химических средствах на авиаобработку - около 1900 тонн.

Ведение хозяйства в дубовых лесах

Дубовые леса России относятся к наиболее ценным.

Анализ учета лесного фонда показывает устойчивую тенденцию сокращения площади дубрав. За период с 1988 по 1993 годы площадь дубовых лесов в европейско-уральской части России сократилась на 182,4 тыс. га, или на 4,7 процента.

На значительной площади произошла смена коренных дубовых лесов менее ценными породами (осиной, березой, елью и др.).

Для решения задачи предотвращения ухудшения состояния дубовых лесов предусматривается комплекс лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий.

Наибольший эффект при формировании дубовых лесов дают рубки ухода за лесом в молодняках. В 1997-2000 годах проведение рубок ухода в молодняках намечено на площади 109,4 тыс. га, то есть во всех нуждающихся в этом виде рубок дубовых насаждениях.

В целях приведения дубрав в надлежащее санитарное состояние, формирования их оптимального состава и структуры в 1997-2000 годах предусматривается проведение других видов рубок ухода за лесом и санитарных рубок в объеме 3572 тыс. куб. м.

Для замены малоценных насаждений, произрастающих в соответствующих дубравам лесорастительных условиях, высокопродуктивными семенными дубравами необходимо:

выявить площади таких насаждений в дубовых лесах;

обеспечить государственные органы лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации комплексом высокопроизводительных машин и механизмов, способных осуществить данную работу.

Программой предусматривается в 1997-2000 годах:

реконструировать малоценные дубовые насаждения на площади более 24 тыс. га;

заложить культуры дуба на площади 31,09 тыс. га;

провести меры содействия естественному возобновлению дуба на площади 8 тыс. га;

обеспечить перевод молодняков дуба в категорию ценных насаждений на площади 54 тыс. га;

провести отбор 1440 плюсовых дубовых деревьев для сбора желудей;

заложить архивы клонов дуба на площади 141 га;

заложить испытательные культуры дуба на площади 150 га;

заложить лесосеменные плантации на площади 76 га;

провести заготовку желудей в объеме 12539,5 тонн;

вырастить лесопосадочный материал в количестве 83,64 млн. шт.

Для выполнения намечаемых мероприятий по восстановлению дубрав потребуется финансирование затрат из бюджета на операционные расходы в сумме 287,75 млрд. рублей.

В результате намечаемых Программой мероприятий площадь дубовых лесов увеличится на 67,5 тыс. га, в том числе за счет перевода лесных культур в покрытые лесом земли - 29,4 тыс. га, мер содействия естественному возобновлению - 10,2 тыс. га, естественного заращивания - 3,8 тыс. га и рубок ухода - 24,0 тыс. га.

Не покрытые лесом земли в ареале произрастания дубовых лесов сократятся на 27,3 тыс. га.

Использование и воспроизводство кедровых лесов

За 1978-1993 годы площадь кедровых лесов сократилась на 1,1 млн. га.

Программой предусмотрено создание культур кедра на площади 88 тыс. га (в среднем 22 тыс. га в год).

Площадей для выращивания посадочного материала кедра в действующих питомниках достаточно. Требуется дополнительное финансирование для приобретения специальной техники и внедрения прогрессивных технологий его выращивания.

Будут продолжены работы по формированию постоянной лесосеменной базы кедра. В 1997-2000 годах планируется заложить 384 га постоянных лесосеменных участков и 128 га лесосеменных плантаций.

Объем рубок ухода в потенциальных кедровниках на программный период определен в 16,8 тыс. га. Кроме того, необходимо увеличить объемы рубок главного пользования в спелых лиственных и лиственно-хвойных насаждениях с сохранением подроста (второго яруса) кедра и последующим уходом за ним.

Для увеличения площади кедровых лесов и качественного их улучшения необходимо увеличить объемы рубок ухода в смешанных (с кедром) молодняках. Программой на 1997-2000 годы предусматривается проведение рубок ухода в кедровых молодняках на площади 112 тыс. га.

Общая стоимость работ по выполнению этих мероприятий составляет 700-750 млрд. рублей.

Реализация системы предлагаемых мероприятий позволит увеличить площади кедровых лесов Сибири и Дальнего Востока. В частности, только за счет ускоренного перевода молодняков кедра в категорию хозяйственно ценных насаждений методом рубок ухода уже к 2000 году площадь кедровых лесов увеличится на 21 тыс. га.

На 110 тыс. га к 2000 году увеличится площадь кедровых лесов за счет создания культур кедра.

Гидролесомелиорация

В лесном фонде России на 1 января 1993 г. имелось 103,2 млн. га заболоченных и переувлажненных лесных земель, в том числе 1 очереди освоения - 1,26 млн. га. Наличие большой площади заболоченных и избыточно увлажненных земель лесного фонда снижает общий ежегодный прирост древесины и является препятствием для развития лесного хозяйства и проведения лесозаготовительных работ.

На площади более 3,5 млн. га работы по лесоосушению были проведены ранее. Построенные лесоосушительные системы требуют реконструкции или восстановления на площади 737 тыс. га.

Для производства работ по лесоосушению и строительству дорог лесохозяйственного назначения в 80-х годах в отрасли имелось до 50 специализированных предприятий, объем строительства лесоосушительных систем достигал 250 тыс. га в год.

В настоящее время в государственных органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осталось 15 самостоятельных предприятий и 7 участков в составе лесхозов, в 1996 году лесоосушительные системы были построены на площади 16 тыс. га.

Основной причиной сокращения объемов работ по гидромелиорации в последние годы явилось недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование.

В 1997-2000 годах намечается ввести в эксплуатацию 113,7 тыс. га лесоосушительных систем.

В развитии гидролесомелиорации особое внимание будет уделяться ремонту и реконструкции ранее созданных осушительных систем, регулируемому осушению. В первую очередь будут осушаться покрытые лесом земли для получения быстрого лесоводственного и экономического эффекта.

Дорожное строительство

Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального лесопользования невозможны без развития путей транспорта в лесном фонде.

В настоящее время по большинству регионов страны, особенно в районах восточнее Урала, сеть путей транспорта крайне недостаточна и составляет всего 0,08 км на 100 га земель лесного фонда.

Недостаточная густота дорожной сети, преобладание (более 80 процентов) дорог в плохом техническом состоянии не позволяют обеспечить проведение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми лесами.

Объем строительства дорог за последние годы сократился в несколько раз.

В 1997-2000 годах необходимо построить 3000 км дорог лесохозяйственного назначения.

Затраты на гидролесомелиорацию и строительство лесохозяйственных дорог в 1997-2000 годах должны составить 697,7 млрд.рублей.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"