в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"
действует Редакция от 26.09.1997 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"

6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Потребность в финансировании расходов на выполнение программных мероприятий

Общая минимально необходимая потребность в операционных расходах на выполнение программных мероприятий на период 1997-2000 годов в ценах 1997 года составляет 10278,00 млрд. рублей (таблица 3), в том числе по Федеральной службе лесного хозяйства России - 9095,13 млрд. рублей (таблица 4).

Учитывая сложную финансовую ситуацию в стране, в перечень объектов строительства в период 1997-2000 годов включено минимально необходимое количество производственных и административных зданий и сооружений.

Общее количество объектов строительства, приобретаемых технических средств и сумма расходов, предусматриваемых в Программе на 1997-2000 годы, составляют примерно одну десятую часть от заявленных на этот период органами лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации.

Таблица 3

Общая потребность в расходах

1997* год1998 год1999год2000 год
Затраты на операционные расходы - всего2193,782485,362714,282984,58
из них:Рослесхоз1839,602204,852406,512644,17
Минсельхозпрод230,72252,13270,77300,08
Минобороны России23,4628,3837,0040,33
Капитальные вложения - всего162,50177,13192,79210,33
из них:Рослесхоз145,10158,50173,40189,66
Минсельхозпрод16,1217,2817,9519,13
Минобороны России1,281,351,441,54
НИОКР - всего25,9732,4640,5850,72
из них:Ролесхоз25,9732,4640,5850,72
Всего расходов2282,252694,952947,653245,63
из них:Рослесхоз2010,672395,812620,492884,55
Минсельхозпрод России246,84269,41288,72319,21
Минобороны России24,7429,7338,4441,87


* По объемам финансирования, предусмотренным на 1997 год.

В целом по Федеральной службе лесного хозяйства России в 1996 году общие затраты по источникам финансирования сформировались следующим образом: средства федерального бюджета - 1442,9 млрд. рублей (46,5 процента), целевые средства бюджетов субъектов Российской Федерации, включая средства местных бюджетов, - 358,7 млрд. рублей (11,6 процента), собственные средства лесхозов - 1295,9 млрд. рублей (41,8 процента) (таблица 5).

Таким образом, основными источниками финансирования являлись федеральный бюджет и собственные средства лесхозов, составившие в 1996 году около 90 процентов общего объема затрат.

Общая сумма платежей в виде арендной платы и лесных податей в 1996 году составила 657,2 млрд. рублей, или немного более 6000 рублей в расчете на 1 куб. м древесины, отпускаемой на корню.

Таблица 4

Минимально необходимая потребность в операционных расходах по Федеральной службе лесного хозяйства России по видам лесохозяйственной деятельности на 1997-2000 годы

Мероприятия 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Лесоустройство и лесной мониторинг 81,0 97,6 110,9 127,6
Рубки ухода и другие лесохозяйственные работы (кроме строительства лесохозяйственных дорог) 352,5 424,4 457,3 496,4
Лесовосстановление 402,2 484,6 540,3 597,3
Лесозащитные работы 52,0 62,6 67,2 73,2
Гидромелиоративные работы и строительство лесохозяйственных дорог 136,8 164,0 184,0 212,9
Проектно-изыскательские работы 16,4 17,0 19,0 21,0
Итого производственных затрат 1040,9 1250,2 1378,7 1528,4
Содержание органов и организаций лесного хозяйства, включая лесхозы 768,0 923,1 994,3 1079,3
Прочие расходы 30,7 31,5 33,5 36,5
Всего расходов 1839,6 2204,8 2406,5 2644,2

Финансирование по обеспечению защитных мер в лесном хозяйстве в зонах радиоактивного загрязнения, осуществляемое в рамках реализации федеральных целевых программ по радиационной реабилитации и социальной защите населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, не обеспечивает даже 5 процентов реальных потребностей.

Дополнительные затраты по ведению лесного хозяйства на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должны составлять ежегодно 17-18 млрд. рублей.

В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 57,2 процента, из них 72,4 процента направляется на воспроизводство лесов (включающее лесовосстановление, рубки ухода и другие лесохозяйственные работы), затраты на содержание органов и организаций лесного хозяйства, включая лесхозы, составляют 41,4 процента.

Одной из проблем лесного хозяйства является недостаточность и износ производственной базы лесхозов. Так, например, наличие кордонов составляет 6 процентов от потребности, служебных помещений для лесхозов - 70 процентов, для лесничеств - 68 процентов.

Практически около 85 процентов лесничеств не имеют необходимых производственных зданий и сооружений. Кроме того, износ основных фондов в среднем превышает 40-50 процентов, a их активной части - 60 процентов. Такое положение создалось в результате политики прежних лет, когда приоритетными направлениями инвестиций были объекты лесопромышленного производства.

На счета лесхозов в 1996 году поступило 27,2 процента от общей суммы взимаемых арендной платы и лесных податей. В большинстве случаев размеры этих отчислений в субъектах Российской Федерации составляют от 20 до 50 процентов.

Таблица 5

Потребность в расходах по источникам финансирования

1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 1997-2000 годы
Общая потребность в расходах - всего 2282,25 2694,95 2947,65 3245,63 11170,48
из них:
федеральный бюджет 948,44 1127,87 1353,45 1624,58 5054,34
ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собственные средства 1333,81 1567,08 1594,20 1621,05 6116,14
в том числе: Рослесхоз - всего 2010,67 2395,81 2620,49 2884,55 9911,52
из них:
федеральный бюджет 835,57 1002,68 1203,22 1443,86 4485,33
ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собственные средства 1175,10 1393,13 1417,27 1440,69 5426,19
Минсельхозпрод России - всего 246,84 269,41 288,72 319,21 1124,18
из них:
федеральный бюджет 102,59 112,75 132,58 159,76 507,68
ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собственные средства 144,25 156,66 156,14 159,45 616,50
Минобороны России - всего 24,74 29,73 38,44 41,87 134,78
из них:
федеральный бюджет 10,28 12,44 17,65 20,96 61,33
ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собственные средства 14,46 17,29 20,79 20,91 73,45
Механизм финансового обеспечения и анализ доходности лесного хозяйства

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в Программе учтен новый порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, и финансирования лесного хозяйства. Расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством, его территориальных органов, национальных парков, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, развитие социальной сферы лесного хозяйства предусмотрено финансировать из федерального бюджета.

Подобные же затраты на ведение лесного хозяйства в лесах, переданных в пользование сельскохозяйственным организациям, и лесах, расположенных на землях обороны, также финансируются из средств федерального бюджета.

Расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральной службой лесного хозяйства России разработаны нормативы затрат на мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесами по регионам и лесорастительным зонам, на основе которых в субъектах Российской Федерации будут определяться необходимые расходы на воспроизводство лесов.

Предполагается следующее распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом (ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации).

В федеральный бюджет поступает 40 процентов от лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 60 процентов.

В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона куб. м, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Часть указанных средств, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации, направляется соответствующим территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов.

Часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, за исключением лесных податей и арендной платы по минимальным ставкам лесных податей, поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.

Плата за древесину, отпускаемую на корню, в настоящее время чрезвычайно низка, ее удельный вес в цене заготовленной древесины в круглом виде не превышает 5-6 процентов, в то время как в зарубежных странах он достигает 30 и даже 50 процентов.

Причины низкого уровня платежей за пользование лесным фондом следующие:

спад производства в лесной промышленности, вызвавший резкое сокращение (в 3-3,5 раза) объема заготовок древесины;

пониженный спрос на древесину и продукцию ее переработки из-за низкой покупательной способности предприятий и населения;

большая удаленность лесосечного фонда от магистральных путей;

большая доля в лесосечном фонде мелкотоварной и лиственной древесины, не имеющей достаточного сбыта;

большие транспортные расходы по доставке лесоматериалов в районы потребления, что в значительной мере связано с допущенными в прошлом ошибками в размещении лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности;

недостаточная подготовленность специалистов на местах для работы в условиях рынка;

незаинтересованность органов государственного управления лесным хозяйством в сборе лесных податей, по закону им не принадлежащих.

В соответствии с Федеральной целевой программой развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации (1996-2005 годы) отпуск древесины на корню должен возрасти по сравнению с 1997 годом на 65 процентов. Минимальные ставки лесных податей предполагается увеличить в 2,4 раза, а превышение конкретных (фактических) ставок над минимальными - на 10 процентов (таблица 6).

Таблица 6

Прогноз отпуска древесины на корню и ставок лесных податей

Показатели Един. измерения 1997 год 2000 год
Отпуск древесины на корню млн. куб. м 124,3 204,5
Средняя минимальная ставка лесных податей на древесину на корню руб./куб. м 6600 15850
Превышение конкретных ставок над минимальными % 5 10

Отчисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации за 1997-2000 годы возрастут почти в 4 раза.

Почти в 8 раз увеличатся поступления в лесхозы от разницы платежей за пользование древесиной по минимальным и конкретным (фактическим) ставкам лесных податей (таблица 7).

Таблица 7

Поступление платежей за пользование древесиной

Показатели 1997 год 2000 год
Объемы платежей за древесину, отпускаемую на корню по минимальным ставкам 820,4 3241,3
В том числе поступает:
в федеральный бюджет 328,2 1296,5
в бюджеты субъектов Российской Федерации 492,2 1944,8
Поступает лесхозам от разницы стоимости древесины, отпускаемой на корню по конкретным и минимальным ставкам 41,0 324,1

К 2000 году лесной доход (выраженный суммой платежей за пользование древесиной) может превысить планируемые затраты на ведение лесного хозяйства в 1,1 раза (таблица 8).

Таблица 8

Поступление финансовых средств и доходность лесного хозяйства

Показатели 1997 год 2000 год
Потребность в затратах на реализацию
Программы - всего 2464,31 3245,63
Поступления от платежей за пользование древесиной - всего 861,5 3565,4
в том числе:
в федеральный бюджет 328,2 1296,5
в бюджеты субъектов Российской Федерации 492,2 1944,8
лесхозам для нужд лесного хозяйства 41,0 324,1

В долгосрочной перспективе по мере общего экономического роста в стране можно ожидать многократного увеличения доходности лесного хозяйства за счет повышения минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и увеличения отпуска древесины по рубкам главного пользования. Лесное хозяйство будет не только способным окупать собственные затраты, но также давать значительные средства в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.

Перспективы привлечения иностранных инвестиций

Реализация Программы будет способствовать выполнению международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год), конвенций ООН об изменениях климата и о сохранении биологического разнообразия, а также положений Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440.

После Конференции ООН по окружающей среде и развитию активно развивается международный переговорный процесс по выработке условий устойчивого управления лесами.

В настоящее время на территории России осуществляется ряд международных проектов по линии международного научно-технического сотрудничества, основными из которых являются модельный лес Гассинский в Хабаровском крае (с участием Канады), Российско-Американский проект по углеродному кредиту "Русофор" в Саратовской области, мониторинг численности непарного шелкопряда на территории лесного фонда вблизи портов Владивосток, Находка, Восточный (США), создание на территории европейской части России экспериментальных лесосеменных плантаций сосны и ели (Финляндия).

Названные проекты носят, в основном, экспериментальный характер, имеют локальное значение, минимум финансирования из зарубежных источников и не могут оказать сколько-нибудь заметного влияния на инвестирование лесного хозяйства в период реализации Программы.

Для более широкого привлечения зарубежных инвесторов к реализации крупномасштабных проектов и программ требуется решить на международном уровне целый ряд юридических, организационных и технических вопросов.

Особое значение лесовосстановление и лесоразведение приобретает в связи с глобальным изменением климата, обусловленным резким увеличением в последние годы содержания СО2 в атмосфере.2

Ряд зарубежных организаций, политических деятелей и специалистов высказывают заинтересованность в участии в работах и вложении средств в лесовосстановление и лесоразведение на территории России в целях связывания углерода (СО ). 2 в атмосфере

Решение этих вопросов займет определенное время, поэтому участие зарубежных инвесторов в осуществлении крупных проектов по лесовосстановлению и лесоразведению возможно ожидать и после 2000 года.

Трудовые ресурсы

Потребность в работниках государственной лесной охраны составляет: лесников - 78 тыс. человек, мастеров леса - 16,3 тыс. человек и лесничих - 8,1 тыс. человек. В настоящее время фактическая численность ниже потребности по лесникам на 16,1 тыс. человек, мастерам леса - на 5 тыс. человек и лесничим - на 400 человек.

На выполнении требуемых объемов работ в лесном хозяйстве должно быть занято 153,2 тыс. рабочих. Фактическая численность рабочих, занятых в лесном хозяйстве, в 2 раза ниже по причине недостаточного финансирования отрасли, при этом часть технологических операций, предусмотренных технологическими картами, не выполняется, что приводит к снижению качества работ.

Программой предусматривается к 2000 году довести численность рабочих в лесном хозяйстве до 115 тыс. человек, значительно увеличить количество руководителей и специалистов лесного хозяйства (таблица 9). Увеличение численности рабочих и специалистов, занятых в лесном хозяйстве, поможет не только улучшить ведение лесного хозяйства, но и снизит остроту социальных проблем, связанных с безработицей в регионах России.

Таблица 9

Численность работников лесного хозяйства

Показатели 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год
Среднесписочная численность рабочих227553 237607 247679 257751
в т. ч.:
рабочие92014 99674 107334 114996
лесники 78034 79204 80392 81598
руководители и специалисты 57505 58729 59953 61157
из них:
мстера 16266 16510 16757 17009
лесничие 8073 8194 8317 8441

Выполнение Программы обеспечивается действующей в лесном хозяйстве системой подготовки кадров.

Затраты средств на подготовку кадров в 1997-2000 годах составят 212,1 млрд. рублей, в том числе на профессиональную ориентацию в школьных лесничествах - 7,2 млрд. рублей; на подготовку и повышение квалификации рабочих - 26,8 млрд. рублей; на подготовку и повышение квалификации специалистов в вузах и техникумах - 178,1 млрд. рублей.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"