Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"
5. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация Программы базируется на оперативном внедрении в лесном хозяйстве результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых отраслевыми научно-исследовательскими и проектными учреждениями. В разработке проблем лесоводства, лесоведения и агролесомелиорации принимает активное участие ряд институтов системы Российской академии наук, РАСХН и ряда других ведомств, а также вузов и их кафедр. Тематика НИР и ОКР на предстоящие 1997-2000 годы охватывает актуальные проблемы лесного хозяйства, сгруппированные по 10 следующим крупным научным направлениям:
научные основы многоресурсного лесоуправления и формирования модели устойчивого развития комплекса лесных отраслей в условиях рыночной экономики;
оптимизация развития, размещения и организации многоцелевого лесного хозяйства и высокопродуктивного неистощительного лесопользования;
разработка экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности насаждений, в том числе в районах техногенного загрязнения и реликтовых экосистем;
совершенствование региональных экологически безопасных технологий для лесовосстановления на промышленной и селекционно-генетической основе;
совершенствование систем контроля и прогнозирования развития и распространения очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов лесозащиты с применением экологически безопасных средств;
разработка специальных энергетических средств для лесного хозяйства, удовлетворяющих лесоводственно-экологическим и экономическим требованиям;
разработка эффективных технологий и методов ведения лесного хозяйства на основе комплексного применения экологически безопасных химических средств;
изучение последствий загрязнения лесных экосистем в результате чернобыльской и других радиационных аварий и разработка комплекса эффективных практических мероприятий по реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и безопасному ведению лесного хозяйства на них;
разработка системы социального развития отрасли, профилактики и охраны труда в лесном хозяйстве;
разработка основ научного и информационного обеспечения отрасли.
В условиях рыночной экономики предполагается совершенствовать принципы управления лесным хозяйством.
Состояние отраслевой науки не соответствует роли и месту лесного хозяйства в экономике России. Недостаточное финансовое обеспечение проводимых исследований не позволяет своевременно и качественно решать задачи по научному обеспечению отрасли. Устарело физически и морально оборудование, необходимы капиталовложения для технического оснащения новых научных направлений.
Научная база лесного хозяйства недостаточна для решения предстоящих проблем. Научно-исследовательские учреждения расположены по территории страны крайне неравномерно: на северо-западе европейской части - 2
(Санкт-Петербургский и Архангельский НИИЛХ), в центральном регионе - 5 (ВНИИЛМ, ВНИИЦлесресурс, ВНИИХлесхоз, НПЦ "Ценролессем" и, южнее, НИИЛГиС), на юге - 1 (НИИгорлесэкол), в Сибири - 1 (ВНИИПОМлесхоз) и на Дальнем Востоке - 1 (Дальневосточный НИИЛХ).
В лесном хозяйстве используется вычислительная техника для государственного учета лесного фонда, решения многочисленных лесоустроительных и лесохозяйственных задач. На 1996 год оснащенность лесного хозяйства компьютерами составила лишь 6,5 процента от необходимого уровня.
Разработанный проект программы информатизации лесного хозяйства до 2005 года (включая лесхозы) предусматривает общие затраты в объеме 118 млрд. рублей, в том числе капитальные вложения в объеме 106 млрд. рублей. При включении в программу информатизации лесного хозяйства лесничеств затраты достигнут 350 млрд. рублей. Затраты на информатизацию отрасли на 1997-2000 годы должны составить 50 млрд. рублей, в том числе капитальные вложения на приобретение компьютерной техники - 45 млрд. рублей.
Одна из важных проблем лесного хозяйства - выполнение международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год). Эти обязательства затрагивают вопросы охраны и устойчивого развития лесов, сохранения разнообразия лесных экосистем, вопросы регулирования климата в связи с дисбалансом углекислого газа в атмосфере.
В настоящее время в рамках подготовки международного проекта Глобального экологического фонда (GEF) "Оценка российской тайги: защита биологического разнообразия и потепление климата" разработаны подходы и стратегия защиты биоразнообразия на территории лесного фонда Российской Федерации; одобрен проект программы "Биологическое разнообразие лесов России" разработан проект положения о выделении и сохранении генетического фонда древесных пород в лесах России.
На основании этих документов необходимо разработать методические и нормативные документы, регламентирующие научное сопровождение создания генетических резерватов лесных древесных пород, и иные документы, обеспечивающие охрану и защиту биологического разнообразия в лесах России.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.97 N 1240 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ"