Последнее обновление: 21.01.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.07.98 N 828 (ред. от 11.04.2000) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ"
ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Макроэкономические факторы и спрос на рабочую силу
В 1997 году в экономике наметились позитивные тенденции. Снизились темпы инфляции, начался рост реальной заработной платы. Впервые за последние 7 лет темпы роста объема произведенного валового внутреннего продукта составили 100,4 процента по отношению к прошлому году, а объема промышленной продукции - 101,9 процента.
Однако эти тенденции пока не повлияли на продолжающееся устойчивое сокращение спроса на рабочую силу, основные причины которого связаны:
с падением объемов производства в предыдущие годы;
со структурными изменениями производств в пользу сырьевых отраслей, формирующих лишь около 20 процентов спроса на рабочую силу;
с приватизацией и акционированием, которые вынуждают администрацию сокращать численность занятых и не всегда обеспечивают необходимые стимулы к развитию производства.
Изменения в сфере занятостиПроводимые в стране реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:
снижением численности населения, занятого экономической деятельностью. Наиболее существенным последствием кризисного проявления макроэкономических факторов (спада производства, низкой инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции, недостатков в институциональных преобразованиях и т.п.) для российского рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу. За 6 лет реформирования экономики численность занятых уменьшилась на 8,4 млн. человек. При этом только за последние 3 года при почти стабильной численности трудовых ресурсов (в среднем 84,1 млн. человек) среднегодовая численность занятых во всех секторах экономики сократилась в 1995 - 1996 годах на 1,1 млн. человек (с 66,5 до 65,4 млн. человек) и в 1996 - 1997 годах еще на 0,7 млн. человек (с 65,4 до 64,7 млн. человек). Наибольшее сокращение численности занятых происходило в отраслях промышленности (военно-промышленном комплексе, легкой, текстильной, машиностроении, химической и др.), геологии, разведке недр, геодезической и гидрометеорологической службах, проектных и проектно-изыскательных организациях, науке и научном обслуживании;
перераспределением работающих по формам собственности. В настоящее время в соответствии с принятым статистическим учетом вне государственного сектора экономики уже занято более 40 млн. человек, или 62,4 процента от всех занятых в экономике, в том числе непосредственно в частном секторе - более 24 млн. человек, или 37,4 процента. Численность индивидуальных предпринимателей, по экспертным оценкам, в 1997 году составляет более 6 млн. человек, в том числе 1,5 млн. фермеров. Развивается рыночная инфраструктура, банковская сфера и другие альтернативные направления занятости населения;
превышением численности выбывающих с предприятий и организаций над численностью принятых. В 1997 году количество принятых на работу в крупные и средние предприятия по-прежнему было меньше выбывших на 2 млн. человек, при этом уровень замещения выбывших работников принятыми составил 82 процента против 79 в 1996 году. Доля выбывших по собственному желанию уменьшилась по сравнению с 1996 годом с 67 процентов до 66 процентов;
активизацией процессов высвобождения работников. Ликвидация и реорганизация отдельных предприятий и видов производств обусловили увеличение числа лиц, выбывающих в связи с сокращением численности персонала. По сравнению с 1996 годом с 8,4 до 9,3 процента возросла доля работников, выбывающих в связи с сокращением численности персонала (данные за год);
незначительным снижением масштабов вынужденной неполной занятости. В декабре 1997 г. численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, составила 1,5 млн. человек, или 3,4 процента среднесписочной численности, а численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, превысила к концу года 2,5 млн. человек, или 5,8 процента среднесписочного состава. В 1996 году эти показатели составили соответственно 2,4 млн. человек, или 5,2 процента, и 3,4 млн. человек, или 7,2 процента. В январе - декабре 1997 года в среднем в месяц более 4 млн. работников крупных и средних предприятий и организаций вынужденно работали в режиме неполной занятости. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях промышленности (14,7 процента среднесписочного состава), транспорта (15,1 процента), в том числе железнодорожного (30,2 процента), в научных учреждениях (7,5 процента);
расширением вторичной занятости и занятости в неформальном секторе. Значительное распространение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы, а также сложности с трудоустройством обусловили распространение вторичной и неформальной занятости. По оценке Всероссийского центра изучения общественного мнения, в настоящее время вторую работу имеют около 8 млн. человек (в 1996 году - 7 млн. человек); численность занятых в неформальном секторе, для которых этот вид деятельности является единственным источником дохода, составляет около 7,5 млн. человек;
снижением давления иностранной рабочей силы на рынок труда и стабилизацией численности привлекаемой иностранной рабочей силы. Количество приезжающих на работу трудящихся мигрантов составило в 1997 году 241 тыс.человек (в 1996 году - 292 тыс.), что составляет 0,4 процента численности занятого населения. Наибольшее количество иностранной рабочей силы используется в строительстве (около 55 процентов), промышленности (более 9 процентов) и сельском хозяйстве (около 9 процентов);
недостаточным использованием интеллектуального потенциала, которое обусловлено сокращением спроса на высококвалифицированную рабочую силу, в наибольшей степени затронувшим высокотехнологичные отрасли, а также науку и научное обслуживание, отсутствием зачастую связи между трудовым вкладом работника и его доходами, низким уровнем оплаты труда в этих отраслях, а также длительными задержками выплаты заработной платы;
расширением масштабов неэффективной занятости. Снижение объемов производства и услуг не сопровождалось адекватным сокращением численности работников. В результате для большинства отраслей характерны излишняя численность работников и низкий уровень производительности труда.
На макроуровне скрытая безработица выполняет своего рода роль буфера между эффективной занятостью и открытой безработицей в условиях кризиса экономики, не допуская лавинообразного роста последней и резкого возрастания напряженности в обществе.
Большой масштаб скрытой безработицы стал возможным в связи с незначительным перетоком рабочей силы на макро- и микроуровне, незаинтересованностью трудовых коллективов в росте эффективности труда.
Общая динамика безработицыС 1995 года отмечается тенденция к замедлению темпов роста общей и регистрируемой безработицы. В 1995 году темпы роста общей численности безработных составляли в среднем в месяц 101,4 процента, в 1996 году - 100,1 процента, в 1997 году - 99,5 процента, зарегистрированных безработных - соответственно 103,5 процента, 100,6 процента и 98,4 процента.
Основные показатели безработицы
(в среднем за год)
По данным Госкомстата России, Минтруда России, Минэкономики России.
Состояние рынка труда в 1997 году характеризуется незначительным снижением общей численности безработных и устойчивым сокращением численности безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости населения (далее именуются - органы службы занятости) в течение всего года.
С начала 1997 года численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 20 процентов и составила к концу года 2 млн. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился за 1997 год с 3,2 процента до 2,7 процента, достигнув уровня середины 1995 года.
Основная причина снижения численности зарегистрированных безработных связана со снижением мотивации регистрации в качестве безработных, что вызвано финансовыми трудностями Фонда занятости, которые привели к сбою системы выплаты пособий по безработице, сокращению объемов профессионального обучения безработных и участия их в общественных работах.
Состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятостиВ 1996-1997 годах не произошло изменений в соотношении мужчин и женщин, обратившихся в службу занятости, и в общей численности зарегистрированных безработных, а также в каждой из групп по причинам незанятости, уровню образования и т. д.
Состав зарегистрированных безработных по полу
(в процентах)
Возрастной состав безработных, зарегистр ированных в органах службы занятости, за последние 2 года практически не изменился. Как видно из таблицы 3, наметилась тенденция к уменьшению доли молодежи в возрасте
16-29 лет в общей численности безработных и увеличению доли граждан в возрасте 30-49 (54) лет. В настоящее время доля молодежи среди зарегистрированных безработных составляет около 32 процентов.
Таблица 3
Распределение зарегистрированных безработных по возрасту
Перемены на рынке труда и рост безработицы повысили требования к образованию работников. Повышение спроса на квалифицированные кадры изменяет состав безработных по уровню имеющегося образования. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. Удельный вес безработных, не имеющих профессионального образования (имеющих среднее общее, неполное среднее или начальное образование), увеличился с 66 процентов в 1996 году до 67,5 процента в 1997 году.
С трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта чаще сталкивается молодежь, а также граждане, имеющие неполное среднее и среднее общее образование.
Приобретение первичных профессиональных и трудовых навыков, повышение квалификации, обучение новым профессиям - приоритетные задачи содействия занятости населения.
Состав зарегистрированных безработных по уровню образования
Снижение масштабов и уровня регистрируемой безработицы сопровождается ростом средней продолжительности безработицы (6,3 месяца на начало 1996 года и 7,3 месяца - на конец 1997 года), снижением временной безработицы (до 4 месяцев) и увеличением длительной безработицы (более года). В общей численности зарегистрированных безработных возросла доля граждан, не нашедших работу и состоящих на учете в органах службы занятости от 8 месяцев до 1 года (с 18 процентов до 18,2 процента) и более года
(с 14 процентов до 23 процентов). По состоянию на конец 1997 года временным безработным мог считаться только каждый третий, а каждый пятый имел статус длительно безработного. Наиболее высокие показатели длительности регистрируемой безработицы отмечаются в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда.
Распределение безработицы по регионамВ 1996-1997 годах сохранялась высокая степень дифференциации различных регионов по уровню безработицы.
Основными факторами высокого уровня безработицы в регионах были:
несоответствие темпов роста численности населения спросу на рабочую силу, наблюдавшееся на протяжении длительного времени в ряде республик Северного Кавказа, Поволжья и других экономических районов;
кризисные явления в экономике северных и восточных регионов с высокой долей в производстве добывающих предприятий (кроме экспортно-ориентированного производства) и центральных и южных регионов с высокой долей машиностроения (в том числе оборонного назначения), легкой промышленности;
последствия военных действий в Чеченской Республике, ухудшившие ситуацию на рынке труда не только в этой Республике, но и в Республике Северная Осетия - Алания, Республике Ингушетия в связи с массовым притоком беженцев и вынужденных переселенцев.
Низкий уровень безработицы в регионах обусловлен:
столичным статусом, обеспечивающим высокую концентрацию экспортно-ориентированных и финансово-банковских структур, органов государственного управления (г. Москва);
многоотраслевым характером экономики, повышенным уровнем развития малого бизнеса;
высокой концентрацией экспортно-ориентированных предприятий добывающей промышленности.
В регионах отмечаются значительные различия в уровнях общей и регистрируемой безработицы.
Прогноз спроса и предложения рабочей силыПрогнозируемый спрос на рабочую силу в 1998 - 2000 годах
Расширение сферы приложения труда зависит, главным образом, от роста производства и увеличения объемов инвестиций.
Динамика экономических процессов в 1997 году свидетельствует о том, что Россия вплотную подошла к переломной точке экономического развития. При продолжении активных рыночных преобразований последует переход в стадию постепенного экономического роста. Темпы прироста внутреннего валового продукта возрастут в 2000 году до 4,5 процента, а в промышленности до 4-5 процентов.
Ближайшие годы (до 2000 года), в течение которых ожидается переход к экономическому росту, будут характеризоваться в сфере занятости сочетанием старых инерционных процессов и появлением новых тенденций или ускорением (углублением) позитивных изменений, обозначившихся в последние годы.
Главная особенность в развитии занятости и рынка труда на период до 2000 года будет заключаться в переходе к позитивной динамике основных количественных и качественных параметров трудовой сферы. Начнет расти производительность труда в ряде отраслей и уменьшаться скрытая безработица, обозначатся прогрессивные сдвиги в профессиональной структуре занятых, повысится мобильность рабочей силы, а безработица, обусловленная кризисом производства, трансформируется в структурную безработицу.
В ближайшие годы ожидается оживление инвестиционной активности. Уже в 1998 году объем капитальных вложений может превысить уровень 1997 года на 2 процента. В последующие годы инвестиционная активность должна возрасти еще заметнее - темп прироста капитальных вложений в 1999 году прогнозируется на уровне 4-6 процентов, а в 2000 году - 5-8 процентов. В результате роста инвестиций и реструктуризации бюджетных расходов начнется реальная структурная перестройка, что окажет положительное воздействие на процессы создания и обновления рабочих мест.
В 1998-2000 годах будет продолжена работа по созданию рынка рабочих мест в соответствии с Комплексной программой мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы.
В прогнозируемом периоде следует ожидать перегруппировку спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы: доля занятых в ней возрастет с 34 процентов в 1997 году до 35 процентов в 2000 году. В отраслях материального производства доля занятых сократится с 66 процентов до 65 процентов. При этом уменьшатся темпы снижения численности занятых в промышленности. В предстоящие годы численность занятых в промышленности сократится на 3 процента. Доля занятых в промышленности в общей численности работников народного хозяйства уменьшится с 25 процентов в 1997 году до 24 процентов в 2000 году. В 2000 году с учетом роста производительности труда численность занятых в промышленности стабилизируется на уровне 15,6-15,7 млн. человек.
Ожидаются позитивные сдвиги в сельском хозяйстве. Меры по поддержке национального производителя, расширяющаяся конкуренция между государственным и частным секторами создадут условия для стабилизации и роста численности работников сельского хозяйства до 9,4 млн. человек (на 0,2 млн. человек) в основном за счет занятых в личном подсобном хозяйстве, для которых этот вид деятельности является первичной и единственной занятостью.
Наибольшие темпы прироста рабочих мест ожидаются в сфере финансов, страхования и кредитования (10 процентов), в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (6,5 процента).
Одновременно прогнозируется достаточно устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания населения, транспорта, связи (в части обслуживания населения), образования (прежде всего школьного), науки и научного обслуживания.
Значительная часть вакансий будет открываться в тех новых сферах профессиональной деятельности, работа в которых требует длительной специальной подготовки. Новые требования к качеству подготовки рабочей силы обусловливают необходимость серьезных перемен как в базовом профессиональном образовании, так и в системе переподготовки высвобождаемых работников.
Предполагаемые положительные сдвиги в экономике обусловят увеличение численности занятых в 1998-2000 годах на 0,4 млн. человек. Численность занятых в 2000 году составит 65,1 млн. человек.
Прогнозируемый спрос на квалифицированные кадрыПотребность экономики в квалифицированных кадрах в 1998-2000 годах будет характеризоваться устойчивым спросом на руководителей и специалистов в области управления и административно-производственного обеспечения (специалисты по экономике, финансам, коммерции и маркетингу, праву, кадровому обеспечению и т. д.). Уже начал формироваться и к 2000 году значительно повысится спрос на специалистов, работающих непосредственно в области менеджмента и анализа хозяйственной деятельности предприятий промышленности, транспорта, строительства, связи и т. д. В связи с развивающимся процессом информатизации общества интенсифицируется спрос на квалифицированных специалистов, владеющих компьютерными технологиями. Не будут испытывать сложности с трудоустройством представители профессионального отряда технических исполнителей, то есть лиц, обеспечивающих административно-техническую поддержку процесса управления. В случае сохранения низкого уровня оплаты труда может произойти "вымывание" специалистов в области здравоохранения, образования, агрозоотехники, науки и научного обслуживания, что приведет к интенсификации их межпрофессиональных перетоков.
Наибольшее сокращение численности занятых будет отмечаться в группах профессий индустриального типа. К 2000 году сохранятся высокие уровни безработицы при стабилизации численности безработных среди строителей и транспортников, численность безработных среди пищевиков, текстильщиков, швейников, обувщиков будет постепенно сокращаться, а среди малоквалифицированных промышленных рабочих - расти.
Согласно прогнозу, выполненному на базе оценок перспектив развития экономики, изучения тенденций изменения структуры занятости населения по отраслям и регионам, потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием составит к 2000 году 410 тыс. человек, со средним профессиональным - 558,2 тыс. человек.
В соответствии с потребностью прием студентов в вузы должен составить в 2000 году 616 тыс. человек, в средние профессиональные учебные заведения -671 тыс. человек.
Таким образом, в ближайший период необходимо уделить особое внимание решению проблемы подготовки квалифицированных кадров в соответствии с изменяющимся спросом на рабочую силу. Эта проблема в отличие от предшествующего периода должна решаться с позиций качественного развития людских ресурсов в долгосрочной перспективе.
Отраслевые проблемы занятости в 1998 - 2000 годахПродолжающийся в течение последних лет процесс "утяжеления" структуры производства, т.е. ее переориентации на сырьевые и добывающие отрасли с низкой степенью переработки продукции, сохранится и в 1998-2000 годах. Электроэнергетика, газовая, нефтедобывающая отрасли промышленности будут характеризоваться относительно более высоким уровнем роста производства, чем промышленность в целом. Сокращение спроса на рабочую силу произойдет, прежде всего, в машиностроении (за исключением транспортного), нефтехимическом комплексе, промышленности стройматериалов и текстильной промышленности. В то же время возможен небольшой рост числа занятых в топливно-сырьевых отраслях.
Наиболее острая ситуация с занятостью в предстоящие годы будет оставаться в легкой, особенно текстильной, промышленности, машиностроении и металлообработке, в нефтехимической и угольной промышленности, отраслях оборонного комплекса.
Сокращение рабочих мест в угольной промышленности связывается, главным образом, с процессом ликвидации убыточных шахт, являющихся, как правило, градообразующими производствами. Только в 1998 году предусматривается высвобождение с убыточных шахт 50 тыс. шахтеров.
Существенными факторами снижения спроса на рабочую силу в машиностроении и легкой, в первую очередь текстильной, промышленности остаются трудности со сбытом продукции в связи с ее низкой конкурентоспособностью и недостаточной инвестиционной активностью.
По оценке открытого акционерного общества "Рослегпром", в ближайшее время может быть высвобождено около 150 тыс. работников легкой промышленности.
Одним из факторов уменьшения числа рабочих мест и спроса на рабочую силу в машиностроении и металлообработке в предстоящий период станет повышение эффективности производства, обусловленное ростом производительности труда.
За 1998-2000 годы из сферы военного производства планируется высвободить более 131 тыс. человек. Кроме того, свыше 290 тыс. человек будут временно не заняты.
Сохранится довольно существенное снижение численности занятых в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, если не будут найдены пути решения проблем межсезонных производственных запасов, частичной компенсации затрат на содержание объектов социальной сферы для реализации инвестиционных проектов экспортно-ориентированных производств.
В строительстве снижение численности занятых не превысит в 1998-2000 годах 2,5 процента ежегодно.
В предстоящие годы предполагается значительно сократить персонал железнодорожного транспорта.
В связи с прогнозируемым сокращением численности работающих во многих отраслях экономики возникает проблема их дальнейшего трудоустройства. Учитывая, что многие предприятия отраслей, где намечается существенное высвобождение работников, расположены в моногородах и поселках, где практически отсутствует сфера приложения труда, эта проблема приобретает особую остроту.
Потенциальное предложение рабочей силыВ 1998-2000 годах Россия будет располагать значительным трудовым потенциалом. Численность трудовых ресурсов к 2000 году увеличится до 85,8 млн. человек против 84 млн. человек в 1996 году.
Увеличение трудового потенциала обусловлено, прежде всего, приростом численности населения трудоспособного возраста. Согласно прогнозу Государственного комитета Российской Федерации по статистике среднегодовая численность населения в возрасте 15-54 (59) лет в предстоящие годы возрастет на 1,6 млн. человек, или на 2 процента, против 0,4 млн. человек, или 0,5 процента, за 1995-1997 годы.
Наибольший прирост численности населения трудоспособного возраста прогнозируется в Северо-Кавказском (3 процента), Центральном, Уральском, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономических районах (на 1-2 процента). В то же время в Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Дальневосточном районах численность трудоспособного населения прогнозируется ниже уровня 1996 года. Прирост численности населения трудоспособного возраста будет происходить за счет женщин, молодежи 16-29 лет и лиц предпенсионного возраста и составит в 1997-2000 годах 2,4 млн. человек. Численность наиболее трудоактивной возрастной группы - 30-49 лет - сократится за этот период на 0,8 млн. человек.
Сокращение абсолютной численности и доли лиц наиболее трудоактивного возраста неблагоприятно отразится на качестве рабочей силы, но при этом расширит возможности трудоустройства для менее конкурентоспособных категорий населения.
Предложение рабочей силы на рынке труда будет формироваться и за счет привлечения иностранной рабочей силы. В 1997 году в Российскую Федерацию было привлечено около 290 тыс. иностранных работников, что свидетельствует о тенденции к стабилизации этого процесса (в 1996 году - 292 тысячи). По прогнозам на 1998-2000 годы, ежегодная численность привлекаемых иностранных работников останется на уровне 1997 года.
В 1998-2000 годах миграционный прирост населения России по расчетам Государственного комитета Российской Федерации по статистике не превысит 1037 тыс.человек, более половины из которых находятся в трудоспособном возрасте.
В этот же период планируется увольнение из Вооруженных Сил Российской Федерации до 600 тыс. военнослужащих и до 300 тыс. гражданских лиц.
Сохраняется стабильный спрос на рабочие места со стороны инвалидов.
В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения в 1998-2000 годах не повлияют на снижение высокого спроса на рабочие места. Помимо действия демографических факторов, рост предложения рабочей силы будет обусловлен социальными и экономическими причинами.
Вместе с тем предложение рабочей силы будет значительно превышать спрос на нее. В 1998-2000 годах параметры предложения рабочей силы будут следующими.
Таблица 5
Прогноз предложения рабочей силы в 1998-2000 годах
(в среднем за год, млн. человек)
Прогноз безработицы по регионам
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 1998-2000 годы рост общей безработицы в год не будет превышать 10 процентов экономически активного населения, а регистрируемой - около 5 процентов.
При этом доля официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных возрастет с 34,3 процента в 1997 году до 40,2 процента в 2000 году.
Наиболее значительный рост численности безработных прогнозируется в Восточно-Сибирском, в Северо-Кавказском, Западно-Сибирском, Поволжском районах (в 1,4 раза). В наиболее трудном положении окажутся районы, работающие на привозном сырье и топливе, и районы с повышенной концентрацией предприятий ВПК. Максимальное значение уровня безработицы в 2000 году прогнозируется в Северном экономическом районе - 9,3 процента. За ним будет следовать Восточно-Сибирский (6,7 процента) и Дальневосточный районы (6,1 процента), где ожидается наибольший прирост уровня безработицы. Выше среднероссийского ожидается также уровень безработицы в Калининградской области (5,4 процента), Северо-Западном и Волго-Вятском районах - (5,2-5,4 процента).
По уровню общей безработицы будут "лидировать" Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесская Республика, где он может превысить 30 процентов, за ними будут следовать Республика Тыва, Республика Бурятия, Читинская область, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Хакасия (более 22 процентов).
Самый высокий уровень регистрируемой безработицы в 1998-2000 годах будет отмечаться в 5 субъектах Российской Федерации: в Республике Ингушетия (17,1 процента), Ивановской области (11,5 процента), Республике Калмыкия (8,6 процента), Владимирской области (8,2 процента) и Удмуртской Республике (8,1 процента).
В более благоприятном положении окажутся районы, располагающие ценными сырьевыми ресурсами, пользующимися повышенным спросом на мировом рынке, а также территории с развитым сельскохозяйственным производством.
Наиболее низкий уровень официальной безработицы ожидается в Центральном и Центрально-Черноземном районах, близким к среднероссийскому будет уровень безработицы на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе. При этом в Центральном и Северо-Кавказском районах будет наблюдаться значительная внутрирайонная дифференциация уровня официальной безработицы: от 0,7 процента в г. Москве до 11,5 процента в Ивановской области и от 1,2 процента в Ростовской области до 17,1 процента в Республике Ингушетия.
Ключевые проблемы на рынке трудаДля состояния современного рынка труда характерны следующие ключевые проблемы:
1. Недостаточная реформированность всей трудовой сферы, приводящая к преобладанию неэффективной занятости, которая проявляется в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени занятых, низкой эффективности труда и низких заработках значительных контингентов работающих, снижении в составе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности, отсутствии экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада и т.д.;
2. Потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их перетока в сферу неформальной занятости, часто не требующую прежней квалификации, миграции за рубеж;
3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест, резко снижающее возможности трудоустройства незанятых лиц из-за увеличения числа непрестижных рабочих мест, ведущее к росту травматизма и профессиональных заболеваний в результате увеличения доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, а также физически и морально устаревших;
4. Снижающийся общий спрос на рабочую силу, несмотря на признаки стабилизации производства и некоторое оживление инвестиционной активности в 1997 году в ряде отраслей, свидетельствующий, с одной стороны, о лучшем использовании уже вовлеченной в хозяйственный оборот рабочей силы (например, уменьшение скрытой безработицы), а с другой - о явной недостаточности инвестиций, сохраняющемся недофинансировании бюджетного сектора экономики, задержках выплат из федерального бюджета за выполненный государственный заказ и слабой поддержке малого предпринимательства со стороны органов исполнительной власти;
5. Медленная перестройка системы государственного профессионального образования, неадекватность масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки граждан изменениям в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе, недостаточная ее развитость, система вторичного обучения (дообучение, переподготовка и повышение квалификации), ориентированная лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
6. Чрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других). Расширение в 1998-2000 годах контингента указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве. Сохранение селективного подхода при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, несоблюдение в полной мере норм трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения;
7. Большая дифференциация региональных рынков труда, наличие значительного числа территорий с острой, критической ситуацией в сфере занятости при ограниченных возможностях перетоков рабочей силы по территории страны, свидетельствующие о том, что динамика макроэкономических показателей, перспективы развития отдельных отраслей и производств не нацелены пока на всесторонний учет таких факторов, как людские ресурсы и обеспечение занятости населения;
8. Недостаточна роль субъектов Российской Федерации в регулировании ситуации на региональных рынках труда.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.07.98 N 828 (ред. от 11.04.2000) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ"