Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.07.98 N 828 (ред. от 11.04.2000) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ"
ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА
Рынок труда в 1998-2000 годах будет развиваться в значительной мере под влиянием тех процессов, которые имели место в 1996-1997 годах. В связи с этим ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, имеющего в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства.
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, характеризующейся ростом численности безработных, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на:
увеличение уровня занятости;
обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
предупреждение массовой безработицы на региональных рынках труда;
повышение стимулов активного поиска работы безработными;
создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест с точки зрения условий труда и его оплаты;
развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым направлениям действий федеральных органов исполнительной власти по решению проблем занятости относятся:
преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений в перспективные развивающиеся отрасли;
экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
разработка и реализация отраслевых программ содействия занятости населения, специальных государственных программ стабилизации занятости на градообразующих предприятиях, в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, районах Крайнего Севера;
последовательная стабилизация и повышение уровня жизни, усиление адресности социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального обучения как средства формирования высокого качества рабочей силы;
улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени;
сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;
развитие гибких форм занятости;
смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы;
проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через службу занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду.
Повышение уровня занятостиИнвестиционная политика по созданию рабочих местВ 1998-2000 годах повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, рассматривается в качестве одного из основных экономических приоритетов. Инвестиционная политика структурно меняется. Главное внимание уделяется ликвидации барьеров для долгосрочных инвестиций, мобилизации отечественных инвестиционных ресурсов (в том числе сбережений населения и средств, получаемых от приватизации), стимулированию зарубежных инвесторов. Особое значение придается крупным инвестиционным программам, позволяющим наряду с противодействием безработице решать важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную.
В целях повышения инвестиционной активности предусматривается:
расширение потенциальных источников инвестиций, в том числе за счет совершенствования форм привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения;
участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов необходимо проведение социально-экономической экспертизы инвестиционных проектов и программ с точки зрения их влияния на увеличение занятости населения.
В 1998-2000 годах в приоритетном порядке будут осуществляться меры государственной поддержки реструктурируемых отраслей экономики, направленные на сохранение кадрового потенциала, социальную защиту работников, высвобождаемых с предприятий оборонного комплекса, перспективных предприятий текстильной и легкой промышленности, на которых производится социально значимая продукция, а также продукция специального назначения и произведенная по государственному заказу, угледобывающей промышленности, железнодорожного транспорта и других отраслей в рамках реализации федеральных целевых программ, отраслевых программ содействия занятости населения, создания и сохранения рабочих мест или отраслевых программ реструктуризации отраслей, а также совместных действий Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений работодателей и профсоюзов.
Так, в целях реконструкции предприятий оборонной промышленности, модернизации высвобождаемых из военного производства производственных мощностей и их перепрофилирования на выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной гражданской продукции, обеспечения социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией отраслей оборонного комплекса, в предстоящие годы предусматривается осуществить Федеральную целевую программу реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы.
В целях создания системы государственного содействия занятости высвобождаемых работников федерального железнодорожного транспорта в связи со структурной реформой этой отрасли предусматривается принятие соответствующей целевой программы на 1998-2000 годы.
Реализация Программы позволит за счет совершенствования системы переподготовки высвобождаемых работников и учета потребностей региональных рынков труда в специалистах различного профиля исключить дублирование расходов на создание новых рабочих мест, более рационально использовать профессиональные возможности высвобождаемых работников федерального железнодорожного транспорта.
Продолжится разработка программ содействия занятости высвобождаемых шахтеров в связи с закрытием убыточных угольных шахт, а также программ содействия занятости населения закрытых административно-территориальных образований и др.
В 1998-2000 годах в целях поддержки занятости населения за счет развития малого предпринимательства предусматривается:
реализация Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 годы;
совершенствование нормативно-правовых и организационных условий содействия занятости граждан (в том числе безработных) в сфере малого предпринимательства, развитие финансово-кредитного механизма содействия занятости граждан;
подготовка кадров для малого предпринимательства;
информационное обеспечение малого предпринимательства, развитие финансово-кредитного механизма содействия занятости этих граждан;
реализация международных проектов развития малого бизнеса в российско-американской программе "Партнерство" ("Бизнес для России"), российско-канадской программы поддержки малого бизнеса, международной программы "Морозовский проект" и др.
Координацию реализации долгосрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, решений, принимаемых органами исполнительной власти по формированию правовых, экономических и организационных условий для развития новых рабочих мест предусматривается осуществлять в рамках реализации второго этапа (1998-2000 годы) Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы.
Развитие качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсовРешение задач повышения качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов предполагает:
развитие системы общего и профессионального образования, направленной на профессиональную подготовку новой рабочей силы;
восстановление и развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, создание условий для самообучения;
развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения;
развитие системы непрерывного образования, направленной на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;
развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы.
Профессиональная подготовка новой рабочей силыВ Российской Федерации многофункциональная система общего и профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров переживает сложный период перестройки. Во многом перемены в системе образования неадекватны переменам на рынке труда. Государственные образовательные учреждения, имеющие опыт обучения подростков, часто не могут организовать эффективную профессиональную подготовку взрослых. Недостаточная ориентация на изменения в спросе и предложении рабочей силы ведет к росту рассогласованности спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Необходима качественная перестройка системы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, учитывающая региональные и отраслевые особенности, с целью обеспечения высокого качества новой рабочей силы и снижения риска безработицы среди выпускников образовательных учреждений.
Реформа системы начального профессионального образования ориентирована, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в профессионально-образовательных услугах с учетом тенденций развития региональных рынков труда.
Для решения этой задачи предусматривается:
организовать мониторинг и прогнозирование состояния рынка труда, потребности в кадрах определенных профессий и специальностей;
ориентировать профессиональную подготовку граждан на обучение по профессиям и специальностям, которые соответствуют потребностям экономики и обеспечивают конкурентоспособность работника на рынке труда, с этой целью перепрофилировать часть образовательных учреждений в соответствии с меняющимся спросом на работников различных профессий, а также согласовывать на федеральном, региональном и местном уровнях объемы и профили подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
перейти на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в подготовке рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
пересмотреть квалификационные требования к рабочим и специалистам в сторону расширения их профессиональной мобильности, увеличить общетехническую подготовку и предусмотреть возможности для производственной стажировки;
обеспечить гибкий вход и выход из системы профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и личности, расширить практику поэтапной аттестации студентов учреждений высшего профессионального образования, обучения и присвоения им на начальных курсах рабочей квалификации, аттестации по специальности техника;
формировать систему непрерывного пожизненного профессионального обучения, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения.
Внутрипроизводственное обучениеВ 1998-2000 годах будет сохраняться тенденция к сокращению объемов внутрипроизводственного обучения. Большинство высвобождаемых работников будет сталкиваться с трудностями в поиске работы и нуждаться либо в повышении имеющейся квалификации, либо в получении новой специальности.
Качественный уровень работников российских предприятий и организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда.
Испытывающие финансовые затруднения работодатели не уделяют достаточного внимания и не проявляют заинтересованности в повышении квалификации своих работников. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы в основном на получение первичной квалификации, практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высшей квалификации. Недостаточное внимание уделяется мотивации работников по повышению профессионально-квалификационного уровня, практически отсутствуют специалисты - организаторы внутрипроизводственного обучения, имеющие специальную подготовку.
В настоящее время уровень затрат предприятий на организацию внутрипроизводственного обучения кадров составляет в среднем 0,5-0,7 процента выплаченной заработной платы. В то время как практика показывает, что минимальные затраты, необходимые для простого воспроизводства профессионального потенциала предприятия, должны быть не менее 1,5 процента.
В этой связи в 1998-2000 годах ставится задача последовательного формирования внутрипроизводственной системы обучения и повышения квалификации кадров, содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве.
Предполагается реализация мер по следующим направлениям:
1. В области создания механизмов государственного воздействия на качество кадров:
ввести порядок государственной аккредитации предприятий и организаций в органах по труду и занятости субъектов Российской Федерации на право присвоения общероссийских квалификаций в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих;
организовать систему сертификации персонала в Российской Федерации, что позволит повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы;
переработать Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей служащих в части повышения уровня требований к работнику, поэтапного сближения в наименованиях и классификации профессий и видов работ с принятыми в мировой практике.
Осуществить систему мер государственного воздействия на предприятия в целях внедрения систем полного контроля качества, производительности, гуманизации труда и др.
2. В области совершенствования системы финансирования подготовки персонала на предприятиях предусмотреть определение нормативов минимальных ежегодных затрат работодателей на подготовку и переподготовку персонала.
3. В области создания инфраструктуры развития кадрового потенциала предприятий и организаций:
разработать меры по содействию развития персонала на производстве на 1998-2000 годы и до 2005 года;
организовать на предприятиях массовую переподготовку и сертификацию рабочих, специалистов, руководителей по профессиональным стандартам, соответствующим международным требованиям.
Профессиональное обучение безработных гражданОсновная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения - повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности с целью трудоустройства посредством предоставления гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения выполняет широкие экономические и социальные функции. В экономическом аспекте - развитие трудовых ресурсов общества, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности; в социальном - повышение статусного положения гражданина в обществе, конкурентоспособности на рынке труда, что рассматривается как важнейшее средство защиты от безработицы.
Приоритетное направление политики в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения состоит в сближении профессионально-квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда.
В Российской Федерации сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений (образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учебно-курсовых комбинатов, институтов и курсов повышения квалификации, негосударственных образовательных учреждений и т.д.), включающая более 3 тыс. учебных заведений, которые используются для обучения безработных. Такое обучение проводится также в 69 учебных центрах службы занятости. Ежегодно расширяется перечень профессий, по которым органы службы занятости осуществляют направление на профессиональное обучение.
Так, в 1995 году обучение велось по 450 профессиям, в 1996 году - по 850 профессиям, в 1997 году - по 970 профессиям.
Цели и задачи профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения необходимо рассматривать в контексте состояния и тенденций развития российского рынка труда.
В основу управления системой профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения положен принцип целевого финансирования, реализующий программно-целевой метод организации профессионального обучения, который опирается на децентрализацию всей системы управления обучением и рациональное распределение полномочий и функций на федеральном и территориальных уровнях.
Решающим фактором в механизме организации и управления профессиональным обучением безработных граждан и незанятого населения будет определение приоритетов обучения, формирование порядка и форм социальной поддержки различных категорий граждан, определение масштабов необходимого обучения и объемов его целевого финансирования.
Важным направлением профессионального обучения на планируемый период будет расширение масштабов опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, в условиях массовых высвобождений.
В 1998-2000 годах предполагается предоставить услуги по профессиональному обучению 1350 тыс. человек из числа безработных и незанятых граждан, в том числе в 1998 году - 400 тыс. человек. Затраты из Фонда занятости на эти цели составят в 1998 году - 910 млн. рублей.
Действия органов службы занятости будут направлены на:
совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;
обеспечение дальнейшего развития и совершенствования системы профессионального обучения безработных и незанятых граждан, отвечающей потребностям рыночной экономики;
совершенствование программно-целевого метода организации системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;
профессиональное обучение безработных и незанятых граждан с целью сбалансированности спроса и предложения на рынке труда;
использование преемственности профессионального обучения и имеющегося у граждан образовательного потенциала;
расширение масштабов опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, в условиях массового высвобождения при банкротстве или санации предприятий;
содействие работодателям со стороны органов службы занятости в организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников;
развитие существующей сети территориальных учебных центров службы занятости как многофункциональных учебно-методических учреждений дополнительного образования;
проведение конкурсного отбора образовательных учреждений всех уровней для организации обучения безработных и незанятых граждан;
внедрение эффективных образовательных профессиональных программ и интенсивных технологий обучения;
оптимизацию сроков и стоимости обучения;
создание и реализацию системы мониторинга профессионального обучения;
формирование социального заказа на подготовку кадров с учетом потребностей рынка труда в их профессионально-квалификационном уровне;
обеспечение координации и согласования объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей территориальных рынков труда;
обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы (молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, беженцев и вынужденных переселенцев, женщин);
совершенствование научно-методического и информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержкаУлучшению функционирования рынка труда способствует обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, самоопределение при выборе и планировании карьеры. Принципиальное значение профессиональная ориентация имеет для молодежи, впервые оказывающихся на рынке труда, и безработных граждан, вынужденных менять профессию.
Необходимо развитие и совершенствование мер по психологической поддержке населения в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда, преодоления негативных последствий безработицы, социальной адаптации граждан, испытывающих сложность в трудоустройстве, формирования навыков самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к труду.
Объем и качество оказываемых профориентационных услуг пока не соответствуют потребностям населения. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка молодежи и взрослого населения не оформлены в государственную систему. С целью сдерживания роста безработицы в условиях банкротства и санации предприятий необходимо проведение превентивной профориентационной работы на предприятиях, планирующих массовое высвобождение работников.
В 1998- 2000 годах профориентационными услугами будут охвачены около 10 млн. человек, в том числе в 1998 году - 3,2 млн. человек.
Расходы Фонда занятости на эти цели в 1998 году составят 75,1 млн. рублей.
Для развертывания государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения предусматривается:
организация профессиональной ориентации учащихся и особенно выпускников общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений;
расширение сети центров профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных, проведение профориентационной работы с безработными и незанятыми гражданами;
развитие системы услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке в структурах федеральной государственной службы занятости;
создание в организациях служб профессиональной адаптации и сопровождения профессиональной карьеры работников;
поддержка существующих и создание новых центров профориентации и профессиональной реабилитации инвалидов различной ведомственной принадлежности;
создание организаций по профессиональному отбору абитуриентов, профессиональному сопровождению студентов, трудоустройству выпускников;
нормативное, методическое и материально-техническое обеспечение профориентационной деятельности;
подготовка специалистов для профориентационной работы.
Содействие развитию персонала на предприятияхПроводимая на большинстве предприятий кадровая политика не в полной мере соответствует стратегии рыночных реформ, что в определенной степени сдерживает возможности реализации программ оживления производства и структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятий и организаций.
В 1998-2000 годах намечается внедрение в практику разработки и реализации социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение персонала, предусматривающих временное изменение условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию и дополнительные социальные льготы для увольняемых.
В целях развития и рационального использования кадрового потенциала в условиях реформирования предприятий будут осуществлены меры по совершенствованию структуры и качества рабочей силы, предусматривающие:
сохранение кадрового потенциала квалифицированных работников;
развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала;
пересмотр квалификационных требований к рабочим и специалистам в сторону расширения их профессиональной мобильности;
обновление кадров за счет приема профессионально обученной молодежи;
усиление трудовой мотивации работников, направленной на повышение их заинтересованности в росте эффективности труда и качества продукции;
усиление социальной защиты персонала, работающего в режиме неполного рабочего дня (недели), а также находящегося в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства.
В целях предотвращения массового высвобождения персонала с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда, будут реализованы следующие меры:
выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест;
проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ;
создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
создание условий для повышения качества рабочих мест;
стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения;
разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в перспективных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
разработка нормативно-правовой базы, ориентированной на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест.
Качество рабочей средыОплата трудаВ период перехода государства к рыночной экономике была проведена серьезная реформа заработной платы, суть которой состояла в замене централизованного государственного регулирования условий оплаты труда работников на децентрализованную, ставящую условия оплаты труда в зависимость от экономических возможностей предприятий. Однако накопившиеся в последние годы проблемы в области оплаты труда стали одним из факторов дестабилизации занятости и роста безработицы.
Состояние с оплатой труда в стране свидетельствует о необходимости повышения роли государства в регулировании оплаты труда, создании гарантий, позволяющих обеспечить прожиточный минимум своим гражданам.
Приоритетным направлением в области оплаты труда в 1998-2000 годах должно стать восстановление роли заработной платы как основного источника доходов трудоспособных граждан, способного обеспечить устойчивый платежеспособный спрос и экономические стимулы развития производства, рост благосостояния семей, социальную защиту нетрудоспособного населения.
Предстоит осуществить меры по ликвидации и недопущению задолженности по заработной плате в бюджетной сфере и по существенному ее сокращению во внебюджетном секторе экономики, совершенствованию механизма регулирования оплаты труда, обеспечивающие оптимальное сочетание интересов работника, работодателя, государства. Основными задачами в области политики оплаты труда, непосредственно влияющими на стабилизацию занятости населения, являются:
подготовка проектов федеральных законов, предусматривающих усиление ответственности за несвоевременную выплату заработной платы;
реформирование системы оплаты труда, для чего предусматривается подготовка проекта федерального закона о тарифном регулировании оплаты труда, в соответствии с которым регулирование оплаты труда будет осуществляться на основе коллективных договоров и соглашений на всех уровнях социального партнерства (федеральном, региональном, отраслевом, профессиональном и др.);
последовательное повышение роли заработной платы в доходах трудоспособных граждан;
усиление стимулирующей роли заработной платы на основе повышения гарантий в оплате труда со стороны государства, соглашений между объединениями профсоюзов и работодателей и непосредственно самих работников;
совершенствование тарифной системы, сокращение необоснованных различий в уровне заработной платы;
поэтапное приближение минимальной оплаты труда и тарифной ставки I разряда рабочих до величины прожиточного минимума;
уточнение параметров Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в увязке с активным использованием механизма надбавок и доплат, дополнительного стимулирования труда высококвалифицированных работников.
Условия и охрана трудаИзнос основных фондов и низкий технический уровень технологий, ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нормативной и регулирующей информацией, массовые нарушения технологической и производственной дисциплины, низкий уровень культуры производства, снижение ответственности работодателя за условия и охрану труда усугубляют неблагоприятную ситуацию в области охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Среди занятых в промышленности 42,3 процента работают с тяжелыми и вредными условиями труда.
В целях формирования более стабильной и благоприятной рабочей среды, повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, снижении и профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 1998-2000 году предусматривается:
дальнейшее совершенствование законодательной и иной нормативной базы по охране труда, предусматривающей усиление государственного регулирования охраны и условий труда;
продолжение работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
разработка территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению проблемы улучшения условий и охраны труда;
создание условий заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и снижении травматизма на производстве и профессиональных заболеваний;
подготовка долгосрочного до 2010 года прогноза по коренному улучшению условий и охраны труда в организациях Российской Федерации.
Профилактика дискриминации на рынке трудаПроблема соблюдения трудовых прав граждан остается острой. Не устранена практика заключения трудовых договоров, предоставляющих администрации практически неограниченные права увольнять работников по ее собственному усмотрению, распространена подмена бессрочных договоров срочными, нарушаются порядок и сроки предупреждения работников об увольнении, работодатели не информируют профсоюзные организации и органы службы занятости о предстоящем массовом высвобождении. Отмечаются факты дискриминации при найме женщин, в том числе беременных, молодежи и инвалидов.
По данным обследования, средняя заработная плата женщин в июле 1997 г. составляла менее 65 процентов средней заработной платы мужчин (800 тыс. рублей - у женщин, 1250 тыс. рублей - у мужчин).
В целях нейтрализации дискриминации в сфере труда в 1998 году будет продолжена работа по следующим направлениям:
выравнивание уровней оплаты труда мужчин и женщин (поднятию цены женской рабочей силы), в том числе путем содействия и оказания помощи в развитии женских предпринимательских инициатив;
совершенствование действующего трудового законодательства в соответствии с новыми экономическими, правовыми и социальными отношениями;
повышение роли коллективных трудовых договоров (соглашений);
упорядочение законодательства, регулирующего механизм действия трудового договора, режимы рабочего времени, выплату выходного пособия, материальную ответственность отдельных категорий наемных работников;
разработка нормативной базы досудебного разбирательства трудовых споров;
формирование системы региональных органов по разрешению коллективных трудовых споров;
активизация работы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации по защите трудовых прав граждан.
Социальное партнерство на рынке трудаИзменение социальной роли работников, работодателей и государства объективно требует ускоренного решения вопросов становления и развития социального партнерства как эффективной системы договорного регулирования социально-трудовых отношений, включая механизм разрешения коллективных трудовых споров, в целях увеличения гибкости рынка труда.
В настоящее время возрастает ответственность работодателей за сохранение кадрового потенциала предприятий, создание и сохранение рабочих мест, внутрипроизводственное обучение работников, защиту работников от безработицы, предоставление социальных гарантий высвобождаемым работникам.
В современных условиях возрастает роль договорных отношений по вопросам регулирования оплаты труда, упорядочения внутрипроизводственных отношений, повышения эффективности труда и его производительности, регулирования процесса высвобождения работников, формирования открытого рынка труда.
В первоочередном порядке предусматривается:
повысить роль работодателей и представителей коллективов работников в решении (без прямого участия государства) вопросов организации рабочего времени, заработной платы и защиты от дискриминации при найме и увольнении, обеспечении опережающего обучения работников;
создать необходимую правовую базу, обеспечивающую активизацию участия предпринимательских объединений в процессах регулирования социально-трудовых отношений; закрепить права и обязанности объединений работодателей соответствующим законодательным актом;
обеспечить дальнейшее развитие регулирования взаимодействия субъектов трудовых отношений, используя механизм социального партнерства;
совершенствовать государственное содействие разрешению коллективных трудовых споров на разных уровнях социального партнерства;
установить порядок и условия стимулирования работодателей, участвующих в расширении производства и создании новых рабочих мест;
совершенствовать законодательство, имея в виду усиление роли работодателей в вопросах содействия занятости и повышения их ответственности за нарушение коллективных договоров и соглашений по этим вопросам.
Повышается роль неправительственных организаций, представляющих интересы различных групп населения (работодателей, женщин, молодежи, инвалидов и т.д.), в содействии совместно с органами службы занятости снижению роста безработицы и стабилизации трудовой среды.
Государством, в свою очередь, активно привлекаются неправительственные организации, в том числе на договорных условиях, к решению специальных проблем в сфере занятости (содействию трудоустройству отдельных групп населения, проведению общественных работ, работе с подростками и молодежью и т.д.).
Государственная политика на региональных рынках трудаВ 1998-2000 годах будут сохраняться значительные региональные различия в ситуации на рынке труда.
В целях повышения эффективности государственной политики на рынке труда в ближайшие годы предстоит существенно повысить роль и ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем занятости, провести более четкое разграничение полномочий между центром и субъектами Российской Федерации в части усиления функций регионов, прежде всего, с напряженной ситуацией на рынке труда.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов приоритетными в государственной политике по вопросам занятости как в центре, так и в регионах должны стать направления, ориентирующие в первую очередь на рост эффективности труда, согласование на региональном уровне целевых установок политики в области занятости с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях.
В регионах с преобладанием моноэкономической структуры производства, в малых городах, где нет еще достаточно реалистичных программ выхода из кризиса и улучшения экономической конъюнктуры (прежде всего в области инвестиций), политика в сфере занятости должна быть преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных. Вместе с тем в таких регионах государственная политика, ориентированная на рост эффективности и ускорение структурных сдвигов в занятости, должна активизировать деятельность исполнительных органов власти по выводу экономики региона из кризиса и разработке соответствующих программ развития.
Предусматривается реализация комплекса мер на федеральном и региональном уровнях по сдерживанию роста безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, а также в районах Крайнего Севера.
В территориях, где ситуация осложняется большим количеством избыточных трудовых ресурсов, будет продолжено оказание поддержки развитию малого предпринимательства в сфере услуг и агропромышленном комплексе.
Предполагается принятие конкретных мер по проблеме обеспечения занятости населения в сельской местности.
В целях более эффективной реализации политики на рынке труда регионов будет осуществляться совершенствование деятельности органов службы занятости по сокращению длительной безработицы, дальнейшему формированию и использованию банка данных вакансий, налаживанию в этих целях непосредственных контактов с работодателями.
В сфере региональной политики по вопросам занятости населения предполагается:
повысить роль органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда;
реализовать меры по сдерживанию безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
осуществлять меры по социальной поддержке безработных в моногородах и поселках;
разработать и реализовать меры по совершенствованию организации работы территориальных органов службы занятости с предприятиями и организациями в части согласования их кадровой политики с политикой в области занятости, проводимой в рамках конкретной территории;
проводить экспертизу инвестиционных программ с точки зрения их влияния на положение на рынке труда;
разрабатывать на региональном уровне программы экономического развития и занятости, в том числе специализированные государственные программы для градообразующих предприятий.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях общий кризис социально-промышленного комплекса региона обусловил абсолютное сокращение численности работающих и отток населения, начавшийся с 1989 года и резко увеличившийся с началом радикальных экономических реформ.
Доля "избыточного" населения в районах Крайнего Севера составляет примерно 20 процентов его общей численности.
Уровень безработицы в северных регионах заметно превышает среднереспубликанский, а нагрузка на одно рабочее место по отдельным регионам Крайнего Севера в 3-8 раз выше среднего показателя по России.
Проблема использования трудового потенциала северных регионов осложняется низким уровнем инвестиционной активности, ограниченными возможностями вторичной занятости, обусловленной моноотраслевой специализацией производства, а также низкой мобильностью трудовых ресурсов в связи с невозможностью выезда в более благополучные регионы
из-за финансовых трудностей, транспортных издержек, отсутствия жилья в предполагаемых районах вселения.
В то же время ожидаемое в перспективе переселение северян по принципу компактного расселения может оказать значительное влияние на рынки труда принимающих территорий.
В целях содействия занятости населения в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях намечена реализация следующих мер:
разработка концепции устойчивого развития районов Севера;
государственное регулирование процесса привлечения и высвобождения работников государственных предприятий и организаций, в том числе в отраслях естественных монополий;
постепенный переход на преимущественно ротационный метод формирования кадров, расширение применения вахтового метода работ и срочных трудовых договоров;
формирование на местном уровне системы информации малочисленных народов Севера об имеющихся у них правах по трудовому законодательству и о средствах защиты этих прав;
регулирование размещения выезжающих из районов Крайнего Севера на основе федеральных и региональных миграционных программ.
Продолжится разработка конкретных мер по обеспечению занятости населения, проживающего в сельской местности.
На занятость населения, проживающего в сельской местности, помимо общих для всей экономики страны факторов, существенное влияние оказывает ряд специфических моментов:
ограниченность сферы приложения труда;
территориальная разбросанность сельских поселений;
отсутствие нормального транспортного сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах;
сезонные колебания в спросе на рабочую силу в агропромышленном комплексе;
диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в частности затрудняющий модернизацию существующего оборудования и создание новых рабочих мест.
Содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, будет способствовать принятие и реализация следующих мер:
разработка пакета законопроектов, предусматривающих развитие сельских кредитных кооперативов, реформирование хронически неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий и др.;
создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;
подготовка проекта решения Правительства Российской Федерации о мерах государственной поддержки развития пищевой и перерабатывающей промышленности, способствующих созданию и сохранению рабочих мест в сельскохозяйственном производстве;
расширение системы имеющихся центров развития бизнеса, социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов и других для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства;
организация специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью;
распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса для развития ремесленных производств и народных промыслов;
осуществление подготовки кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы и других сфер с ориентацией на их профессиональную мобильность;
внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения.
Содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда этнических групп населенияДо начала экономических реформ уже имела место безработица среди этнических групп населения. Наибольшие трудности испытывают народы Северного Кавказа - ингуши, чеченцы, кабардинцы, балкарцы, крупные этнические группы Республики Дагестан, карачаевцы, а в последние годы и осетины.
Особенно низкий уровень занятости, при которой в среднем почти 40 процентов трудоспособного населения не имеют работы, характерен для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В Читинской области более 80 процентов не имеют работы. В Республике Тыва в районах проживания тоджинцев уровень регистрируемой безработицы превысил среднереспубликанский в 2,4 раза. В Корякском автономном округе уровень этнической безработицы в 2,5 раза превышает среднеокружной показатель.
Высокий уровень безработицы некоторых народов, особенно малочисленных, обусловлен особой отраслевой структурой занятости, профессионально-квалификационной и образовательной структурой экономически активного населения. Особое значение имеет этнокультурная традиция низкой социальной мобильности.
В настоящий момент их положение еще более осложняется объективной неприспособленностью их образа жизни к особенностям экономики переходного периода с преимущественной ориентацией на коммерческую эффективность.
Основные мероприятия по социально-трудовой поддержке указанных категорий населения будут реализовываться в региональных программах содействия занятости населения, региональных программах содействия занятости малочисленных народов, а также в рамках принятой федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера" (на период до 2000 года).
Меры в области занятости должны предусматривать:
совершенствование законодательства в направлении учета специфических особенностей и потребностей трудовой и экономической деятельности коренных малочисленных народов;
разработку правовых основ и нормативной базы создания режима экономического благоприятствования для работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для замещения представителями коренного населения;
обеспечение максимальной адресности социальной и экономической государственной поддержки;
оказание практической помощи в организации собственного дела, включая необходимый курс обучения, оказание организационно-правовой и финансовой помощи для формирования стартового капитала;
корректировку перечня профессий и специальностей, по которым в регионах осуществляется профессиональная подготовка кадров, с учетом этнонациональных интересов и особенностей;
квотирование при необходимости рабочих мест для занятия их представителями малочисленных народов в местах их исторического проживания.
Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцевВ 1998-2000 годах ожидается приток в Россию свыше 370 тыс.беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе в трудоспособном возрасте - свыше 200 тыс.человек.
В соответствии с прогнозными оценками большая часть беженцев и вынужденных переселенцев обоснуется в территориях Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского и Западно-Сибирского экономических районов, что усугубит ситуацию на региональных рынках труда.
Содействие занятости данной категории граждан осложняется необходимостью создания условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Решению острых проблем, связанных с содействием занятости беженцев и вынужденных переселенцев, будут способствовать:
определение приоритетных территорий для приема беженцев и вынужденных переселенцев с учетом ситуации на местных рынках труда;
стимулирование рационального территориального распределения потоков беженцев и вынужденных переселенцев;
квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;
создание рабочих мест при центрах временного размещения и в местах компактного поселения вынужденных переселенцев;
льготное кредитование работодателей, создающих новые и модернизирующих существующие рабочие места для безработных беженцев и вынужденных переселенцев;
оказание услуг службой занятости безработным беженцам и вынужденным переселенцам, в том числе связанных с профессиональным обучением.
Регулирование трудовой миграцииОсновной объем миграционных перемещений в Российской Федерации осуществляется за счет внутренней миграции.
Интенсивный миграционный приток в условиях кризисного состояния экономики большинства российских регионов вызывает напряжение на рынках труда, нагрузку на социальную инфраструктуру; напротив, значительный спонтанный отток трудовых ресурсов ведет к разрушению рынка труда, замедлению экономического роста регионов, возрастанию демографической нагрузки на работающих.
В последние годы в России произошла смена главного направления миграционных потоков. Начался выезд населения из регионов Севера и Востока страны. Особенно активно выезжают лица трудоспособных возрастов, в результате не только сокращается численность населения, но и ухудшается его демографическая структура.
Важной особенностью современной миграционной ситуации является концентрация мигрантов в центральных регионах Европейской части страны, Поволжье, на Северном Кавказе, в южных областях Урала и Западной Сибири, то есть в достаточно густонаселенных старообжитых регионах с благоприятными природно-климатическими условиями, либо относительно высоким уровнем социально-экономического развития. Такое распределение мигрантов вызывает потребность в создании дополнительных рабочих мест для обеспечения их занятости.
В целях регулирования внутренней миграции предусматривается:
улучшить информационно-справочную работу о возможностях переезда и трудоустройства населения в регионах России, куда целесообразен приток мигрантов;
реализовать президентскую программу "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (1993-2005 годы), в том числе из г. Норильска, шахтерских городов Якутии и других;
принять меры по развитию рынка жилья.
Кроме того, в Российскую Федерацию продолжается приток мигрантов из государств ближнего зарубежья. В основной своей массе они характеризуются более прогрессивной возрастной и профессионально-квалификационной структурой по сравнению с постоянным населением принимающих регионов. В связи с этим мигранты из государств нового зарубежья оказывают положительное влияние на демографическую ситуацию в России.
В последние годы наблюдается рост числа иностранцев, въезжающих или стремящихся въехать в Российскую Федерацию с нарушением установленных правил, в том числе с целью осуществления нелегальной трудовой деятельности.
Масштабы нелегальной иммиграции в Россию оцениваются в 600-700 тыс. человек.
Сохраняются тенденции увеличения притока в Россию лиц, ищущих убежище.
Наиболее острой проблемой при регулировании процессов внешней трудовой миграции является проблема нелегального импорта рабочей силы, прежде всего, из государств - участников СНГ. По экспертным оценкам, только по г. Москве нелегальная трудовая миграция в 1995 году составляла более 400 тыс. человек. Это связано, прежде всего, с отсутствием до настоящего времени необходимой законодательной базы и недостаточностью механизмов контроля за работодателями, использующими иностранную рабочую силу.
В настоящее время официально регистрируемые объемы привлечения в Россию иностранной рабочей силы не превышают 300 тыс.человек в год. Иностранные работники пока не оказывают существенного влияния на национальный рынок труда.
Учитывая необходимость обеспечения рабочими местами, прежде всего, трудоспособных граждан Российской Федерации, следует сформировать надежный механизм защиты российского рынка труда при одновременном соблюдении прав привлекаемых иностранных работников.
В этой связи намечается:
совершенствовать механизм привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающий приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
установить квоты, соответствующие реальным возможностям субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов;
разработать единые иммиграционные нормы и правила, определяющие порядок въезда, выезда и пребывания иностранцев с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России;
усилить управление миграционными процессами на федеральном уровне;
наладить должный контроль за проживанием и деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства.
Улучшение функционирования рынка трудаУлучшению функционирования рынка труда в период 1998-2000 годов будут способствовать меры активной политики занятости.
Информация о рынке трудаДинамичное развитие рынка труда создает для населения возможности самостоятельного поиска работы без обращения в органы службы занятости. Имеются дополнительные возможности для улучшения функционирования рынка труда посредством информирования граждан, ищущих работу, и работодателей о развитии рынка занятости труда, перспективах трудоустройства и обучения. В результате повышаются шансы самостоятельного поиска работы, принимаются более подготовленные решения в области кадровой политики организаций.
В целях оперативного и гибкого реагирования на изменение конъюнктуры в сфере занятости в 1998-2000 годах будет продолжено формирование системы информационной поддержки государственной политики занятости населения, предусматривающей:
совершенствование и углубление мониторинга социально-трудовой сферы;
реализацию мероприятий по повышению эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости;
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации, в том числе специализированные периодические издания органов службы занятости;
продолжение эксплуатации региональных автоматизированных систем службы занятости, обеспечивающих повышение качества обслуживания граждан, обращающихся в центры занятости, включая сокращение времени на подбор рабочих мест, обеспечение правильного и своевременного начисления пособий по безработице;
координацию и проведение научных исследований по актуальным проблемам занятости.
Содействие в трудоустройствеОсновные усилия территориальных органов службы занятости будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка данных вакансий, проведению активных мер по сокращению времени поиска гражданами подходящей работы и периода безработицы.
Предполагается, что в период 1998-2000 годов в органы службы занятости обратятся за содействием в трудоустройстве около 24-25 млн. человек, в том числе в 1998 году - 7 млн. человек. При этом ежегодно будут трудоустраиваться около 3,5 млн. человек.
Для достижения запланированных показателей по трудоустройству населения предусматривается осуществить ряд активных мер по сдерживанию роста безработицы и повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, направленных на:
совершенствование работы по подбору подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и подходящих работников по запросу работодателя;
повышение стимулов активного поиска работы безработными;
проведение "ярмарок вакансий" и "ярмарок специалистов"
продолжение работы по формированию и ведению банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства;
консультирование и обучение навыкам поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, в рамках специальных программ;
реализацию специальных мероприятий по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
совершенствование действующего порядка работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве.
Временная занятость и общественные работыВ условиях напряженной ситуации на рынке труда из всех активных методов регулирования рынка временное трудоустройство граждан в первую очередь на общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.
Цель привлечения безработных и незанятых граждан к временной занятости или общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки (в первую очередь безработным), сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.
С этой целью будут создаваться дополнительные рабочие места для временного трудоустройства граждан, если таковые отсутствуют у работодателя, в том числе с использованием средств местного бюджета и средств Фонда занятости.
Другим видом временного трудоустройства граждан будет организация временной занятости граждан по срочным трудовым договорам с применением гибких (нетипичных) форм занятости населения (сезонные, вахтовые работы и другие).
Предусматривается в 1998-2000 годах предоставить возможность временной занятости и участия в общественных работах до 1620 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 510 тыс. человек. Расходы Фонда занятости в 1998 году на эти цели составят 145 млн. рублей.
Для реализации намеченных целей предполагается:
совершенствование координации действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов службы занятости, общественных организаций по вопросам организации и проведения общественных работ, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования;
предоставление возможности для временного трудоустройства граждан в период активного поиска постоянной работы, для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (молодежь в возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и др.);
увеличение числа временных рабочих мест за счет отдельных вакантных рабочих мест и должностей, длительное время остающихся незанятыми по причине их непрестижности;
повышение престижности общественных работ за счет расширения видов работ интеллектуального характера;
увеличение в законодательном порядке количества категорий граждан, для которых общественная работа считается подходящей с соблюдением условий и норм законодательства о занятости населения.
Содействие развитию предпринимательской инициативыВ целях оказания безработным и незанятым гражданам содействия в развитии предпринимательской инициативы, в их адаптации к условиям рынка труда территориальными органами службы занятости планируется оказание помощи лицам, изъявившим желание организовать собственное дело.
Предусматривается, что за 1998-2000 годы около 460 тыс. безработным и незанятым гражданам будет оказана поддержка в их предпринимательской инициативе, в том числе в 1998 году - 170 тыс. человек. Расходы Фонда занятости в 1998 году на эти цели составят 80 млн. рублей.
В качестве основных направлений поддержки предпринимательской инициативы необходимо осуществлять:
консультирование и профессиональную ориентацию незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
обучение безработных и незанятых граждан основам предпринимательской деятельности (в первую очередь молодежи, женщин, граждан, увольняемых с военной службы в ходе военной реформы, ремесленников, специалистов малых предприятий в сфере жилищно-коммунальных услуг), оказание им правовой, финансовой и организационной поддержки на стадии становления и развития собственного дела и т.п.;
сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства, с целью подготовки незанятых граждан к организации собственного дела;
совершенствование системы подготовки незанятых граждан к предпринимательской деятельности в рамках совместной российско-американской программы "Партнерство" ("Бизнес для России"), других аналогичных проектов;
согласованные действия органов службы занятости и других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности, способствующим развитию предпринимательста.
Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностямиПоддержка граждан с ограниченной трудоспособностьюК наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды. В настоящее время количество работающих инвалидов по отношению к общей их численности не превышает 10 процентов. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих менее 8 процентов.
Основной целью государственной политики в этой области является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью.
В 1998-2000 годах продолжится рост общей численности инвалидов по сравнению с численностью работающих инвалидов. Предусматривается, что в указанный период будет трудоустроено 30 тыс. инвалидов, в том числе в 1998 году - 10 тыс. человек. Расходы Фонда занятости в 1998 году на эти цели составят 65 млн. рублей.
Для достижения поставленной цели предусматривается:
продолжить работу по формированию государственной службы реабилитации инвалидов, содействующей их занятости, профессиональной ориентации, профессиональному обучению и переобучению, адаптации к трудовой деятельности, рациональному трудоустройству, а также по созданию центров профессиональной реабилитации;
введение квоты для приема на работу инвалидов и в случаях невыполнения или невозможности ее выполнения - обязательной платы за каждого не трудоустроенного в рамках квоты инвалида. Реализация данной меры позволит обеспечить занятость более 100 тыс. инвалидов ежегодно;
стимулирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов, направление средств Фонда занятости на частичную компенсацию расходов работодателей по оплате труда инвалидов. На эти цели предполагается израсходовать в 1998-2000 годах около 110 млн. рублей.
Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семейВ период до 2000 года планируется сократить либо вывести из состава Вооруженных Сил Российской Федерации значительное количество воинских частей, учреждений и организаций, что повлечет за собой увольнение около 400 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов и сокращение численности только гражданского персонала на 300 тыс. человек.
Граждане, увольняемые из Вооруженных Сил Российской Федерации, отличаются мобильностью и высоким уровнем образования, и большая их часть в предшествующие годы трудоустраивалась самостоятельно.
Составной частью комплекса государственных мер в сфере социальной поддержки военнослужащих и членов их семей является Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 1998 г. N 153, а также Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. N 674.
Программы призваны обеспечить:
социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую деятельность;
более эффективное использование интеллектуальных возможностей этой категории граждан в процессе трудовой деятельности;
переподготовку по гражданским специальностям и содействие занятости за период 1998-2000 годов более 59 тыс. человек, в том числе в 1998 году - около 20 тыс. человек, из них 10 тыс. человек пройдут подготовку по направлению органов службы занятости.
Органы службы занятости будут реализовывать меры, направленные на:
профессиональное консультирование военнослужащих перед увольнением с военной службы через сеть справочно-консультационных пунктов, создаваемых при воинских частях при содействии органов службы занятости;
профессиональную подготовку с последующим трудоустройством военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей в соответствии с программами и постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1300 "О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы" и от 22 января 1997 г. N 65 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 94"
оказание гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
расширение сети специализированных учебных центров (в том числе учебных центров службы занятости), осуществляющих профессиональную переподготовку граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Поддержка длительно безработных гражданВ 1998-2000 годах увеличится численность длительно безработных граждан вследствие нарастания проблем с поиском работы у женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание.
Мерами, способствующими трудоустройству длительно безработных граждан, станет реализация специальной программы содействия занятости населения "Организация занятости длительно безработных граждан" (подпрограммы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт"), которая позволит охватить в 1998-2000 годах более 220 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 70 тыс. человек, а также субсидирование их занятости, предусматривающее частичную компенсацию работодателям расходов по оплате труда принятых на работу длительно безработных граждан из средств Фонда занятости.
Расходы Фонда занятости на эти цели в 1998 году составят 7 млн. рублей.
Основные цели программы:
дополнительное повышение шансов трудоустройства;
преодоление негативных последствий безработицы;
социальная адаптация длительно безработных граждан, формирование навыков самостоятельного поиска работы;
восстановление мотивации к труду.
Содействие занятости молодежиПроблемы занятости молодежи предполагается решать с учетом не только текущих потребностей в рабочей силе, но и перспективных задач.
К числу первоочередных задач, подлежащих решению в ближайшие годы, относятся:
создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь;
сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи.
Основные направления действий в решении указанных задач:
постепенный переход к гарантированному трудоустройству молодежи, завершающей профессиональное образование (дальнейшее субсидирование занятости молодежи по полученной профессии после завершения обучения в профессиональных учебных заведениях или после дополнительного обучения в целях адаптации к реальному спросу на рабочую силу);
разработка организационных и экономических мер, обеспечивающих приоритет молодежи в приеме после завершения образования на предприятия всех форм собственности;
активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (эффективное организационно-информационное обеспечение, предоставление профессионально-ориентационных услуг и необходимая профессиональная подготовка, приоритетное кредитование молодежного малого бизнеса и т.д.);
опережающее профессиональное обучение молодежи, находящейся под риском увольнения.
Временная занятость несовершеннолетних гражданВ 1998-2000 годах в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности предполагается трудоустроить на временную работу более 1,5 млн. несовершеннолетних граждан. Расходы Фонда занятости на эти цели в 1998 году составят 140 млн. рублей.
В этот период будет продолжена работа по совершенствованию порядка и условий трудоустройства несовершеннолетних граждан с привлечением к этому процессу максимального количества заинтересованных сторон (работодателей, органов местного самоуправления, органов системы образования, комитетов по делам молодежи и др.), совершенствованию механизма создания и финансирования временных рабочих мест, созданию специализированных предприятий для организации временной занятости несовершеннолетних, что позволит устранить причины, сдерживающие возможности временного трудоустройства данной категории граждан.
Содействие занятости выпускников учебных заведенийВ 1998-2000 годах продолжится реализация программы "Молодежная практика", целью которой является трудоустройство выпускников учебных заведений в возрасте 16-26 лет, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев, на временные рабочие места, что позволит приобрести профессиональные знания, умения и навыки и повысить конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
В 1998-2000 годах программой будет охвачено почти 50 тыс. выпускников различных учебных заведений. Расходы Фонда занятости на эти цели в 1998 году составят 70 млн. рублей.
Содействие занятости женщинПо оценочным данным, общая численность безработных женщин (с учетом полной и неполной занятости) к началу 1998 года составит 7-8 млн. человек. При этом в 1998-2000 годах прирост численности женщин, ищущих работу, будет снижаться и не превысит 0,2 млн. женщин в год.
С учетом сложившегося состояния с занятостью женщин в ближайшие годы решения будут принимать в основном в отношении 3 условных групп экономически активных женщин: женщин, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, прежде всего, впервые вступающих в трудовую жизнь; работниц "женских" отраслей, испытывающих глубокий кризис (например, работницы текстильной и легкой промышленности); экономически активных женщин в регионах, традиционно испытывающих недостаток рабочих мест и отличающихся нарастающим высоким уровнем незанятого населения.
Регулирование занятости женщин, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, намечается осуществить по трем направлениям:
предотвращение дискриминации женщин-специалистов при массовом высвобождении персонала;
вывод женщин с производств с вредными условиями труда и их профессиональная переориентация и переподготовка в связи с меняющейся конъюнктурой рынка труда.
Основными направлениями действий в области содействия занятости женщин в "женских" отраслях, испытывающих глубокий кризис, будут:
профессиональная переориентация и переподготовка излишней численности работниц основных профессиональных групп в случае отсутствия перспектив развития производства;
повышение квалификации безработных женщин-работниц массовых профессий с учетом предстоящего экономического роста производства.
Содействие занятости женщин в регионах с традиционным недостатком рабочих мест будет носить специфический характер и предполагает:
усиление социальной поддержки семей, как правило, многодетных, с тем чтобы снять давление на рынок труда со стороны женщин, имеющих детей, по причине чрезмерно низкого уровня доходов таких семей;
всемерное развитие общественных работ, особенно в сфере социальной инфраструктуры и достаточной продолжительности, прежде всего для молодежи, вступающей в трудовую жизнь;
возрождение национальных промыслов и других традиционных сфер занятости.
Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказанияСистема учреждений, исполняющих наказания по решению суда, традиционно была ориентирована на частичное финансовое самообеспечение за счет предприятий, использующих труд заключенных. Недофинансирование данных учреждений, неконкурентоспособность выпускаемой ими продукции поставили под угрозу существование предприятий, использующих труд заключенных, обострили проблему их содержания. Освобожденные из мест лишения свободы также сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места. Ожидается, что в 1998-2000 годах в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратятся примерно 141 тыс.граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе в 1998 году - 50 тыс. человек.
В 1998-2000 годах предполагается частично снять остроту этой проблемы за счет отработки механизма взаимодействия органов внутренних дел, администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с территориальными органами службы занятости в решении вопросов создания информационной службы спроса на рабочую силу на региональных рынках труда, организации профессиональной подготовки осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, профессионально-трудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройства, в том числе за счет квотирования рабочих мест.
Поддержка доходов безработных гражданМатериальная поддержка безработныхВ течение 1998-2000 годов в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры:
выплата пособий по безработице 8,7-10,2 млн. человек, в том числе в 1998 году - 2,6 млн. человек, включая доплаты на лиц, находящихся на их содержании. При этом в 1998 году ставится задача погасить задолженность по выплате пособий по безработице за 1996-1997 годы;
оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей. Данными услугами воспользуются около 300-360 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 130 тыс. человек, общие расходы составят на эти цели 60 млн. рублей;
оплата периода временной нетрудоспособности безработных граждан предусматривается для 700-780 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 240 тыс. человек, с общими расходами на эти цели 80,7 млн. рублей в год;
досрочный выход на пенсию безработных граждан. Такой возможностью ежегодно воспользуются около 160-170 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 55 тыс. человек, расходы на эти цели составят 435 млн. рублей.
Суммарные расходы Фонда занятости по поддержке доходов безработных граждан будут составлять 5,9-7,1 млрд. рублей ежегодно. При введении в действие механизма совершенствования выплаты пособия по безработице расходы могут быть сокращены до 3,6-4,4 млрд. рублей в год.
Оказание помощи членам семей безработныхОдним из направлений деятельности органов службы занятости по поддержке доходов безработных граждан предусмотрены мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан в целях предоставления им равных прав и возможностей на отдых и оздоровление.
В период 1998-2000 годов предполагается организовать отдых и оздоровление около 90 тыс. детей, в том числе в 1998 году - 30 тыс. детей.
Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители.
Органами службы занятости будут использоваться возможности предприятий по организации отдыха и оздоровления детей безработных путем взаимозачета по страховым взносам в Фонд занятости на основе заключения соответствующих договоров.
Ресурсное обеспечение ПрограммыФинансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств Фонда занятости, а также за счет средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования федеральных целевых программ и других мер, оказывающих влияние на положение на рынке труда и в сфере занятости, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Затраты средств Фонда занятости на реализацию Программы составят 35 млрд. рублей, в том числе в 1998 году в соответствии с проектом бюджета Фонда занятости - 11,07 млрд. рублей. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование мероприятий, влияющих на состояние рынка труда, составят свыше 280 млрд. рублей, в том числе в 1998 году - 92,9 млрд. рублей.
В целях увеличения доходной части Фонда занятости и повышения эффективности его использования предполагается :
активизировать работу по мобилизации поступлений средств в Фонд занятости за счет реструктуризации и взаимозачета задолженности предприятий, стимулирования их к уплате взносов путем предоставления рассрочек по уплате долга, а также рассмотреть вопросы о соблюдении финансовой дисциплины наиболее крупными должниками по платежам в Фонд занятости на ВЧК;
разработать механизм формирования и увеличения федеральной части Фонда занятости с 20 процентов до 30 процентов;
расширить базу для взимания страховых взносов в Фонд занятости (с юридических и физических лиц);
ввести страховой взнос в размере 0,5 процента с заработной платы работающих граждан;
усилить контроль за целевым использованием средств Фонда занятости;
совершенствовать механизм управления средствами Фонда занятости;
повысить роль субъектов Российской Федерации в финансировании мероприятий по реализации государственной политики занятости, а также ответственность за исполнение ежегодного федерального закона о бюджете Фонда занятости;
принять меры по совершенствованию механизма дотирования расходной части Фонда занятости в субъектах Российской Федерации, имеющих высокий уровень безработицы, с целью обеспечения равного доступа граждан к услугам, оказываемым органами службы занятости.
Кадровое обеспечение ПрограммыВ целях реализации мероприятий Программы, повышения эффективности использования кадрового потенциала службы занятости и в связи с прогнозируемым ростом уровня безработицы предполагается перераспределение численности основного персонала ее территориальных органов, а при необходимости некоторое ее увеличение. К 2000 году численность персонала может составить около 38 тыс. человек.
При этом будут проведены мероприятия, направленные на:
снижение доли работников, занятых выполнением административно-управленческих функций, и увеличение численности специалистов, осуществляющих прием и обслуживание населения;
совершенствование структуры органов службы занятости в городах и районах с целью обеспечения максимальной их доступности для населения за счет объединения близко расположенных городских и районных структур и создания дополнительных филиалов в удаленных населенных пунктах;
подготовку и переподготовку в учебных заведениях, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации, качественно новых специалистов для органов службы занятости, способных осуществлять координационно-посредническую и маркетинговую деятельность по организации взаимодействия населения (работников) и работодателей (включая государство) в системе профессионального образования.
Эти специалисты должны реализовать как превентивную (упреждающую), так и оперативную функции по поддержанию занятости с учетом роли службы занятости как амортизатора негативных тенденций на рынке труда.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.07.98 N 828 (ред. от 11.04.2000) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ"