в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"
отменен/утратил силу Редакция от 12.10.2004 Подробная информация
ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.

В соответствии со ст. 286 ТК РФ декларирование товаров (в том числе валюты), перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу. При этом обязательному декларированию в письменной форме такими лицами подлежат товары, перечисленные в п. 2 ст. 286 ТК РФ. К их числу относятся и товары, обязательное декларирование которых в письменной форме при вывозе предусмотрено законодательством РФ. Если в отношении товаров законом не установлена обязанность письменного декларирования, они декларируются физическими лицами в устной форме, а в случаях и порядке, определяемых федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, - в конклюдентной форме (пп. 3 и 4 ст. 286 ТК РФ).

Обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты в письменной форме установлена Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон).

В соответствии со ст. 15 Закона физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты.

Таким образом, при вывозе иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, в случае неподачи физическими лицами декларации на всю сумму вывозимой валюты или заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений о количестве вывозимой иностранной валюты они подлежат ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ.

Учитывая, что физическое лицо вправе по своему желанию избирать форму декларирования товаров, не подлежащих обязательному письменному декларированию (ч. 3 ст. 286 ТК РФ), а также особенности декларирования товаров в конклюдентной форме с использованием двухканальной системы таможенного оформления и таможенного контроля (установлена Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38, действующим с 01.01.2004 в части, не противоречащей ТК РФ), при квалификации правонарушений по ст. 16.4 КоАП РФ необходимо учитывать следующие особенности:

1) юридически значимым фактом для квалификации нарушений таможенных правил является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт подачи декларации и принятия ее в установленном порядке (ст. 132 ТК РФ, Приказ ГТК России от 25 января 1999 г. N 38). То есть пересечение линии входа в "зеленый" канал или зеленой линии таможенного контроля с заполненной, но не поданной в установленном порядке декларацией на товары, подлежащие обязательному письменному декларированию, не может рассматриваться как выполнение обязанности письменно декларировать такие товары;

2) если лицо вывозит товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, и заполняет декларацию на этот товар, оно не обязано указывать в декларации сведения об иных товарах, не подлежащих обязательному письменному декларированию. Например, при одновременном вывозе картины, представляющей художественную ценность (подлежит письменному декларированию), и иностранной валюты в сумме менее или равной 3000 долларов США (не подлежит декларированию), физическое лицо не обязано указывать в декларации сведения о валюте;

3) физическое лицо, избравшее добровольно письменную форму декларирования и указавшее в соответствующей графе таможенной декларации недостоверные сведения о размере вывозимой из РФ иностранной валюты, при том, что ее размер не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, не подлежит привлечению к административной ответственности.

В соответствии с Законом единовременный вывоз из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных, переведенных или пересланных в РФ. Таким образом, в случае вывоза физическим лицом иностранной валюты в сумме, превышающей 10 000 долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз, перевод или пересылку в РФ, деяние должно быть квалифицировано как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством РФ, ответственность за которое наступает по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Если же у лица имеются (вне зависимости от того, были ли они предъявлены таможенному органу) необходимые документы, дающие ему право на вывоз иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, однако данная сумма им не была задекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, то деяние подлежит квалификации по ст. 16.4 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что неподача декларации на ввозимую иностранную валюту или подача таможенной декларации, содержащей неточные сведения о такой валюте, не влекут ответственности по рассматриваемой статье. Согласно ст. 15 Закона ввоз в РФ иностранной валюты осуществляется без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. ТК РФ требования об обязательном письменном декларировании ввозимой иностранной валюты не устанавливает.

Кроме того, в соответствии с Законом ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным Банком России и может предусматривать требование о предварительной регистрации. В настоящее время обязанность декларирования такой валюты в письменной форме не установлена, в связи с чем ст. 16.4 в части недекларирования и недостоверного декларирования валюты РФ не применяется до установления соответствующих правил.

При наличии признаков незаконного перемещения товаров, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории РФ или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. 1 или ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ (например, физическое лицо прошло через "зеленый" канал, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сократив ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).

Следует также отметить, что поскольку назначение наказания по статье 16.4 не ставится в зависимость от размера и стоимости предмета правонарушения (санкцией статьи установлен штраф, исчисляемый в минимальных размерах оплаты труда, и не предусмотрена возможность конфискации предмета правонарушения), валюта, являющаяся предметом недекларирования или недостоверного декларирования, изъятию по таким делам об административных правонарушениях не подлежит. Вместе с тем это не препятствует применению в отношении этой валюты мер, предусмотренных ТК РФ.

  • Главная
  • ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"