в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"
отменен/утратил силу Редакция от 12.10.2004 Подробная информация
ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы

1. Непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или международным таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев гибели или утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии или о действии непреодолимой силы либо о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или международным таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих:

- доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия после пересечения таможенной границы РФ,

- осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах,

- перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита,

- перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Данная статья, в отличие от прежней ее редакции, не предусматривает ответственность за допущение неразрешенного использования товаров и транспортных средств при применении процедуры внутреннего таможенного транзита и при международном таможенном транзите. При выявлении таких фактов необходимо рассматривать вопрос о наличии признаков других нарушений таможенных правил, например, предусмотренных ст. 16.9 КоАП РФ.

Обязанность перевозчика принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств в случае возникновения аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей по доставке товаров, на этапе прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ установлена п. 1 ст. 70 ТК РФ, действие которого в силу п. 1 ст. 91 ТК РФ и п. 2 ст. 169 ТК РФ распространяется и на перевозку товаров при внутреннем таможенном транзите и международном таможенном транзите.

Необходимо отметить, что в силу формулировки диспозиции ст. 16.6 КоАП РФ в редакции 2001 года она не могла применяться в случае доставки товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия, а также если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории РФ. В комментируемой статье такая ответственность установлена и непринятие мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств, несообщение в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров и транспортных средств, необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ влечет ответственность по ст. 16.6 КоАП РФ.

В таможенном законодательстве понятие "авария" не определено, однако для целей применения настоящей статьи необходимо учитывать как лексическое значение данного слова, так и содержание понятия авария, установленного различными отраслями законодательства и международными договорами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением перевозок. Так, к аварии могут быть отнесены существенная неисправность транспортного средства или дорожно-транспортное происшествие. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в редакции от 25.09.2003), под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденное Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. N 206, устанавливает, что дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (п. 13.1).

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (ст. 202, 401 Гражданского кодекса РФ). Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события (стихийные бедствия, войны и т.п.).

Устанавливая, что в случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств, ст. 70 ТК РФ не содержит указаний о том, какие именно меры должны предприниматься. Представляется, что такие меры должны быть адекватными применительно к конкретной ситуации и направленными на реальное исполнение указанных требований.

Следует отметить, что в диспозиции статьи содержится уточнение о том, что гибель или утрата товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, исключает наступление ответственности по данной статье. Таким образом, законодателем подчеркнут принцип виновной ответственности за данное деяние: если по объективно непреодолимым причинам меры по обеспечению сохранности товаров не могли быть приняты перевозчиком или принятые меры, признанные таможенным органом достаточными, не обеспечили сохранность товаров, перевозчик не подлежит привлечению к ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2, ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в невыполнении другой обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 70 ТК РФ, а именно в несообщении перевозчиком в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела и о месте нахождения товаров и транспортных средств либо в необеспечении их перевозки (в том числе самостоятельно) в ближайший таможенный орган или иное указанное им место.

  • Главная
  • ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"