в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"
отменен/утратил силу Редакция от 12.10.2004 Подробная информация
ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них

1. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки, а равно выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

2. Недоставка документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния:

1) недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки.

Требование доставить товары в место доставки является одним из основных требований таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 88 ТК РФ), а также таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 167, 169 ТК РФ).

В соответствии со ст. 88, 169 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары в место доставки, которое определяется в соответствии со ст. 85 ТК РФ и Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. N 973.

Деяние, выразившееся в доставлении товара перевозчиком в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки товара, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. Ответственность за него законодатель предусмотрел в статье 16.10 КоАП РФ.

В случаях когда товары доставлены на склад третьих лиц, но при этом не выданы (фактически не переданы, и юридически не оформлен факт передачи) и срок их доставки не истек (у перевозчика существует теоретическая и практическая возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в место доставки), признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, не усматривается. Однако в этом случае возможна квалификация деяний перевозчика по ст. 16.10 (если не был соблюден маршрут доставки); 16.11 (при уничтожении, повреждении, утрате, замене либо изменении средства идентификации, примененных таможенным органом); 16.13 (при проведении операций с товарами без разрешения таможенного органа).

Ответственность за недоставку товаров несут только перевозчики, в том числе таможенные перевозчики. Согласно пп. 16. п. 1 ст. 11 ТК РФ перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Поскольку обязанности, предусмотренные ст. 88 ТК РФ, возложены исключительно на перевозчика, он является субъектом ответственности и в том случае, когда разрешение на внутренний таможенный транзит выдано экспедитору или лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с ними других операций. В случае недоставки товаров в таможенный орган назначения на последних ст. 90 ТК РФ возлагает только обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов;

2) выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров:

- имеющих статус находящихся на временном хранении (товары приобретают такой статус с момента их предъявления в месте прибытия на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 77 ТК РФ) и сохраняют его до выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом или истечения предельного срока временного хранения);

- помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

- хранящихся на таможенном складе или свободном складе.

Обязанность по обеспечению сохранности перечисленных товаров возложена на:

1) перевозчика при применении процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 88 ТК РФ);

2) лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит в случае перевозки товаров в место доставки, не являющееся таможенным органом. Таким лицом может быть только лицо, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с ними других операций (п. 6 ст. 80, п. 5 ст. 92 ТК РФ);

3) владельца склада временного хранения (ст. 112 ТК РФ);

4) получателя товаров в случае временного хранения товаров на складе получателя (ст. 117 ТК РФ);

5) железную дорогу при временном хранении товаров непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, не являющихся складами временного хранения (ст. 116 ТК РФ);

6) лиц, осуществляющих грузовые операции в порту, при совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки в морских и речных портах без помещения на склады временного хранения (ст. 78 ТК РФ, п. 13 Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной Приказом ГТК России от 27 марта 2003 г. N 939);

7) владельца таможенного склада (ст. 230 ТК РФ);

8) владельца свободного склада (гл. 12 ТК РФ 1993 г., см. рекомендации к ст. 16.14 КоАП РФ);

9) владельца магазина беспошлинной торговли (ст. 262 ТК РФ).

Вместе с тем субъектами рассматриваемого правонарушения являются только лица, перечисленные в п. 1 - 8 Владельцы магазинов беспошлинной торговли в случае несанкционированной выдачи (передачи) товаров несут ответственность по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

Выдача (передача) товара заключается в его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового.

Под утратой следует понимать выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.

В практике нередки случаи, когда выбытие товаров из владения таких лиц (особенно это актуально для перевозчиков) происходит вследствие противоправных действий третьих лиц (кражи, грабежа, разбойного нападения).

В указанных случаях данные об обстоятельствах такого происшествия, полученные из объяснений перевозчика, органов внутренних дел и иных источников, в том числе данные о наличии подобных фактов в прежней деятельности этого перевозчика и принятых в связи с этим мерах, должны быть тщательно исследованы при установлении вины перевозчика в невыполнении им предусмотренной законом обязанности по обеспечению сохранности товаров. И если, например, утрата товаров в результате кражи стала возможной ввиду явной небрежности перевозчика в выполнении этой обязанности (оставление водителем транспортного средства с товарами без присмотра на неохраняемой территории; остановка в пути для ночевки вдали от оживленных магистралей, населенных пунктов, постов ДПС; непринятие перевозчиком каких-либо дополнительных мер по обеспечению сохранности товаров, несмотря на неоднократные случаи утраты товаров при перевозке, и т.п.), освобождение его от ответственности необоснованно. В случае же установления надлежащих действий перевозчика в ходе доставки товаров и отсутствия у него возможности предотвратить или воспрепятствовать их утрате (например, когда это сопряжено с риском для жизни и здоровья водителя) он не должен привлекаться к ответственности по данной статье.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, выражается в недоставке документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки.

Субъектом данного правонарушения является перевозчик (в том числе таможенный перевозчик). Его обязанность доставить в место доставки не только перевозимые в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита или помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита товары, но и документы на них вытекает из положений пп. 1 ст. 88 и ст. 169 ТК РФ.

  • Главная
  • ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"