Последнее обновление: 23.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"
Статья 16.19. Несоблюдение таможенного режима
1. Несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
3. Незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
4. Неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной второй до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Статья 16.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение таможенного режима.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 16.19 КоАП РФ, образует несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, совершенное путем:
- заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах;
- представления недействительных документов.
При этом обязательным условием привлечения лица к ответственности по рассматриваемой части статьи является несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим вследствие именно заявленных недостоверных сведений и (или) представленных недействительных документов.
Несоблюдение соответствующих условий помещения товаров под таможенный режим при его заявлении (декларировании), не связанное с заявлением при декларировании товаров недостоверных сведений или представлением недействительных документов, не образует состав рассматриваемого правонарушения. Так, заявление таможенного режима в отношении товаров, не разрешенных к помещению под соответствующий режим (например, п. 4 ст. 174, п. 2 ст. 188, п. 4 ст. 198, п. 1 ст. 217 ТК РФ), непредставление разрешения на переработку товаров на таможенной территории, для внутреннего потребления, вне таможенной территории (п. 1 ст. 174, п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 198 ТК РФ) не влечет административной ответственности.
В соответствии со ст. 161 ТК РФ обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим возлагается на декларанта, в связи с чем субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ является указанное лицо, в том числе и при декларировании товаров таможенным брокером. Факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые прямо закреплены ТК РФ за лицом, указанным в ст. 16 ТК РФ, перевозчиком либо иным лицом (ст. 144 ТК РФ).
Часть 2 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за:
- пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены;
- передачу права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
Противоправность указанных деяний обусловлена ст. 156 ТК РФ, в соответствии с которой ввоз и вывоз товаров влекут обязанность поместить их под определенный таможенный режим и соблюдать этот режим. Под соблюдением таможенного режима следует понимать пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенный режим, с учетом запретов и ограничений, установленных его правовой регламентацией, а также завершение действия таможенного режима предусмотренным способом.
Предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, могут быть только те товары, которые помещены под определенный таможенный режим. Помещение товаров под таможенный режим считается состоявшимся в момент их выпуска таможенным органом (п. 3 ст. 157 ТК РФ).
Так, ст. 176, 190 ТК РФ определены операции, которые могут проводиться с товарами, помещенными под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории, для внутреннего потребления. Статьями 211 и 219 ТК РФ предусмотрены ограничения на пользование и распоряжение временно ввезенными товарами и товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада. Пользование или распоряжение такими товарами в нарушение таможенного режима подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
Передача в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения допускается в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы переработки на таможенной территории (п. 5 ст. 179 ТК РФ), временного ввоза (п. 2 ст. 211 ТК РФ) и таможенного склада (п. 4 ст. 219 ТК РФ). Передача указанных прав другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа также образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 рассматриваемой статьи, выражается в незавершении в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.
Основным требованием таможенного режима является его завершение определенным способом (ст. 185, 195, 208, 214, 223 ТК РФ и др.). Невыполнение лицом установленного требования о завершении таможенного режима или выполнение такого требования с нарушением установленного срока влечет ответственность по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ. В частности, по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ квалифицируется деяние, выразившееся в невывозе за пределы таможенной территории РФ временно ввезенных товаров либо незаявлении их к иному таможенному режиму по истечении срока временного ввоза. Следует отметить, что в случае, когда нарушенный срок выполнения требования таможенного режима является незначительным, в силу чего деяние не представляет существенной общественной опасности, представляется обоснованным применение ст. 2.9 КоАП РФ и освобождение лица от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Невывоз с таможенной территории РФ товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (так называемый псевдоэкспорт), не образует состав рассматриваемого нарушения таможенных правил. Это обусловлено п. 3 ст. 122 ТК РФ, в соответствии с которым российские товары могут быть вывезены в количестве меньшем, чем заявлено при их помещении под таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. При этом представляется, что указанное положение распространяется как на случаи невывоза части российских товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, так и невывоза таких товаров в полном объеме.
Субъектом нарушений таможенных правил, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 16.19 КоАП РФ, следует считать декларанта, лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями законодательства, то есть лицо, поместившее товары под таможенный режим. При передаче разрешения на переработку товаров на основании п. 5 ст. 179 ТК РФ, передаче временно ввезенных товаров в соответствии с п. 2 ст. 211 ТК РФ или отчуждении товаров, находящихся на таможенном складе, передаче в отношении них прав владения, пользования или распоряжения в соответствии с п. 4 ст. 219 ТК РФ ответственность за несоблюдение требований соответствующего таможенного режима несет лицо, которое взяло на себя обязательства по их дальнейшему соблюдению.
Частью 4 ст. 16.19 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта.
Обязанность российских лиц при экспорте товаров по внешнеторговым бартерным сделкам в сроки исполнения текущих валютных операций обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию РФ равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо зачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, и подтверждение факта выполнения такой обязанности предусмотрено ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Так как понятие текущих валютных операций не определено действующим законодательством, представляется, что привлечение лиц к административной ответственности за неисполнение указанной обязанности по ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ будет возможным только после внесения изменений в вышеназванный Федеральный закон, уточняющих срок исполнения данной обязанности.
- Главная
- ПИСЬМО ФТС РФ от 12.10.2004 N 01-06/3086 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"