в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 17.05.2022

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ МВД РФ от 22.03.93 N 121 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ И СТОРОЖЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ"
отменен/утратил силу Редакция от 22.03.1993 Подробная информация
ПРИКАЗ МВД РФ от 22.03.93 N 121 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ И СТОРОЖЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ"

НАСТАВЛЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ И СТОРОЖЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Наставление регулирует вопросы организации службы военизированных и сторожевых подразделений, входящих в состав отделов, отделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел районов, городов, районов в городах, городских и поселковых отделениях милиции (в дальнейшем - отделы охраны), устанавливает права и обязанности их работников по обеспечению защиты объектов, принятых под охрану на основе договоров.

1.2. Руководители отделов охраны несут ответственность за организацию службы, обучение, воспитание личного состава и материально - техническое обеспечение этих подразделений.

1.3. Непосредственное руководство военизированными и сторожевыми подразделениями осуществляют начальники этих подразделений, а оперативное - дежурные пунктов централизованной охраны и дежурные соответствующих органов внутренних дел (отделений милиции).

1.4. Охрана объектов осуществляется путем организации несения службы личным составом на постах в сочетании с использованием технических средств и служебных собак.

Постом называется установленное договором на охрану объекта (объектов) место или участок территории, на котором работники охраны выполняют возложенные на них обязанности.

Работники охраны, выставляемые на посты, называются постовыми.

1.5. Вид и численность охраны, дислокация и количество постов, взаимоотношения с собственниками определяются соглашениями сторон и закрепляются в договорах на охрану.

1.6. Комплектование военизированных и сторожевых подразделений производится из числа граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста, способных по состоянию здоровья и деловым качествам выполнять возложенные на работников охраны обязанности. На них распространяется законодательство о труде и государственное социальное страхование.

На работу в подразделения военизированной и сторожевой охраны не принимаются граждане:

- состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

- имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

- которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

- уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям.

1.7. Личному составу охраны на время несения службы может выдаваться огнестрельное оружие. Решения о его выдаче принимаются начальниками отделов охраны по согласованию с руководителями органов внутренних дел.

Работники охраны, которым предусмотрена выдача оружия, допускаются к несению службы с оружием только после обучения и сдачи специальных зачетов. Перед приемом на работу и периодически (не реже одного раза в год) они проходят медицинское освидетельствование для определения пригодности несения службы с оружием.

Приобретение, учет, хранение и использование оружия и боеприпасов производятся в соответствии с Правилами (Приложение 1).

1.8. Продолжительность рабочего времени, смен, времени отдыха, отпусков, форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты закрепляются в коллективных договорах между администрацией и трудовыми коллективами отделов охраны в соответствии с действующим законодательством.

Фонд оплаты труда формируется в пределах 80 проц. от средств, поступающих по договорам от собственников.

1.9. Работники охраны проходят обязательную служебную подготовку по специальной тематике, разрабатываемой отделами охраны, из расчета: в военизированных подразделениях - не менее 80 часов, в сторожевых - не менее 40 часов в год.

Основной метод проведения занятий - практическое обучение на рабочих местах, а также на базе лучших подразделений, объектов и постов охраны.

Время служебной подготовки и инструктажей при заступлении на службу входит в месячную норму рабочего времени.

1.10. На работников охраны, несущих службу непосредственно на объектах и производствах с вредными условиями труда, распространяются гарантии социальной и правовой защиты, установленные для рабочих и служащих, занятых на этих объектах и производствах.

1.11. Предоставление работникам охраны жилой площади в общежитиях, обслуживание в медицинских учреждениях, обеспечение санаториями, детскими дошкольными учреждениями охраняемых объектов осуществляется на договорной основе.

1.12. Военизированные и сторожевые подразделения наряду с непосредственной охраной объектов могут оказывать и другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками.

1.13. Работники охраны в установленном порядке обеспечиваются бесплатно вещевым имуществом по действующим нормам.

2. Обязанности и права работников охраны

2.1. Работники военизированной и сторожевой охраны обязаны:

2.1.1. Знать действующие нормативные документы по вопросам организации охраны объектов, добросовестно выполнять служебные обязанности, в соответствии с договорами обеспечивать надежную охрану имущества собственников, установленный ими пропускной режим.

2.1.2. Хорошо знать особенности охраняемых объектов, применяемые технические средства охраны и противопожарной защиты; постоянно совершенствовать служебное мастерство; не разглашать сведения об организации охраны объектов; беречь вверенное оружие и имущество, содержать их в исправном состоянии.

2.1.3. Соблюдать установленные на объектах правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

2.1.4. При авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях немедленно сообщать о случившемся в отдел охраны (орган внутренних дел, пожарную охрану), администрации охраняемого объекта и принимать меры по усилению охраны имущества, оказанию помощи пострадавшим.

2.2. Работникам военизированных и сторожевых подразделений для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

2.2.1. Требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного пропускного режима.

2.2.2. Задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта.

2.2.3. Доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество.

2.2.4. Производить в установленном законодательством порядке на основании условий договоров досмотр вещей, а в исключительных случаях - личный досмотр на контрольно - пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при выезде (въезде) с территории охраняемого объекта.

2.2.5. Использовать для обнаружения и изъятия незаконно вывозимого (выносимого) имущества, а также для фиксации противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

2.2.6. Применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, огнестрельное оружие.

2.2.7. Требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для работников охраны.

2.3. Руководители военизированных и сторожевых подразделений несут ответственность за организацию службы по охране объектов, профессиональную подготовку подчиненных, выполнение ими служебных обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, состояние условий труда и дисциплины, правильное использование технических средств охраны, связи, оружия, боеприпасов, оборудования, инвентаря и имущества, применение служебных собак.

3. Военизированные подразделения

3.1. Общие положения

3.1.1. Военизированные подразделения, в зависимости от численности личного состава, состоят из групп (до 15 человек), команд (16 - 75 человек) и отрядов (свыше 75 человек).

Военизированные подразделения могут непосредственно подчиняться управлениям, отделам вневедомственной охраны при МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт - Петербурга и Ленинградской области (в дальнейшем - управления охраны).

Команды, не входящие в состав отрядов, и группы, не входящие в состав отрядов, команд, называются отдельными командами (группами).

3.1.2. Личный состав военизированных подразделений, в зависимости от занимаемых должностей, подразделяется на старший, средний, младший начальствующий, рядовой состав и при исполнении служебных обязанностей должен носить установленную форму одежды и следующие знаки различия:

Наименование должностей Категория персонала Знаки различия на петлицах
Начальник отряда старший начальствующий состав 2 прямоугольника
Заместитель начальника отряда то же 1 прямоугольник
Старший бухгалтер отряда на правах главного бухгалтера то же 1 прямоугольник
Инструктор отряда по организации службы средний начальствующий состав 3 квадрата
Начальник команды то же 3 квадрата
Заместитель начальника отдельной команды то же 2 квадрата
Начальник бюро пропусков то же 2 квадрата
Начальник команды служебного собаководства то же 1 квадрат
Начальник группы младший начальствующий состав 4 треугольника
Начальник караула то же 4 треугольника
Старшина то же 4 треугольника
Инструктор служебного собаководства, проводник патрульно - розыскной собаки то же 3 треугольника
Дежурный бюро пропусков то же 2 треугольника
Оружейный мастер то же 2 треугольника
Контролер на контрольно - пропускном пункте рядовой состав
Стрелок то же
Вожатый служебных собак то же

Знаки различия размещаются в центральной части петлиц на расстоянии 2 мм друг от друга, прямоугольники - вертикально, квадраты - по горизонтальной оси петлиц, основание треугольника - на 4 мм ниже горизонтальной оси петлицы.

3.1.3. Необходимость введения и количество должностей военизированной охраны определяются договорами на охрану объектов.

3.1.4. Управлениями охраны регулярно проводятся инспекторские проверки военизированных подразделений.

3.2. Должностные обязанности личного состава военизированных подразделений

Работники военизированной охраны в полном объеме выполняют обязанности, изложенные во 2 разделе настоящего Наставления, а также решают иные задачи в соответствии с занимаемой должностью. Функциональные обязанности разрабатываются начальником отряда (отдельной команды, отдельной группы) и утверждаются руководством отдела охраны.

3.2.1. Начальник отряда (отдельной команды, отдельной группы), являясь непосредственным начальником личного состава подразделения, с учетом изменений оперативной обстановки, анализа результатов служебной деятельности, особенностей охраняемых объектов, конкретных задач, вытекающих из договоров на охрану:

3.2.1.1. Разрабатывает планы работы подразделения и утверждает их у начальника отдела охраны.

3.2.1.2. Совместно с отделом охраны обеспечивает подбор кадров; с учетом деловых и индивидуальных качеств осуществляет их расстановку.

3.2.1.3. Организует и лично проводит инструктажи перед заступлением на службу, занятия с личным составом по служебной и боевой подготовке, учебные стрельбы.

3.2.1.4. Составляет графики работы и организует контроль за несением службы личным составом.

3.2.1.5. Принимает меры по созданию надлежащих условий для несения службы подчиненными, обеспечению их положенными видами довольствия.

3.2.1.6. Производит в необходимых случаях передислокацию имеющихся сил и средств для усиления постов на наиболее уязвимых участках объекта; информирует органы внутренних дел об изменении оперативной обстановки.

3.2.1.7. Регулярно проверяет территорию объекта с целью выявления нарушений в хранении материальных ценностей, состояние противопожарной безопасности, исправность средств сигнализации. О выявленных недостатках и предлагаемых мерах информирует руководителей охраняемого объекта и отдела охраны.

3.2.1.8. Принимает участие в проведении комплексных комиссионных обследований охраняемых подразделением объектов, обеспечивает контроль за ходом реализации намеченных мероприятий по технической укрепленности и оснащенности средствами сигнализации зданий, помещений и периметрального ограждения; вносит предложения по развитию централизованной охраны.

3.2.1.9. Обеспечивает участие личного состава в проведении совместных с нарядами милиции, администрацией и общественными формированиями охраняемых объектов мероприятий по пресечению хищений, выявлению и задержанию правонарушителей; ведет учет принятых к ним в соответствии с действующим законодательством мер воздействия.

3.2.1.10. Систематически проверяет соблюдение пропускного режима, работоспособность досмотровой техники и систем автоматизированного пропуска рабочих, служащих и автотранспорта, состояние турникетов, эстакад и весового хозяйства; вносит предложения по их реконструкции, ремонту и замене.

3.2.1.11. Организует работу по развитию служебного собаководства в подразделении; контролирует обеспечение собак специальным инвентарем и кормами; обеспечивает рациональное их применение в охране объектов.

3.2.1.12. Следит за содержанием и эксплуатацией служебно - бытовых помещений, оборудования, инвентаря и имущества подразделения, организует надлежащий учет, хранение оружия, боеприпасов, их выдачу и правильное использование.

3.2.2. Заместитель начальника отряда (отдельной команды), начальник команды в составе отряда, начальник группы в составе отряда, команды, начальник команды служебного собаководства несут ответственность за состояние служебной деятельности подчиненного подразделения и организацию охраны объектов. Их функциональные обязанности разрабатываются с учетом штатной численности личного состава, объема работы по договору и особенностей охраняемых объектов.

3.2.3. Начальник бюро пропусков

3.2.3.1. Отвечает за обеспечение точного соблюдения пропускного режима; через непосредственных начальников вносит администрации охраняемого объекта, отделы охраны предложения по его улучшению.

3.2.3.2. Информирует руководителей военизированного подразделения и объекта о нарушениях пропускного режима; ведет учет мер, принятых к нарушителям.

3.2.3.3. Обеспечивает соблюдение установленного порядка оформления, выдачи и возврата пропусков, хранения и учета бланков пропусков и штампов, делает заказы на их изготовление.

3.2.3.4. Организует регулярное обновление списков лиц, имеющих право подписи на пропусках, других документах, дающих основание для прохода, вывоза, выноса материальных ценностей; об изменениях информирует личный состав охраны.

3.2.3.5. В установленные сроки готовит материалы на списание (уничтожение) использованных пропусков и других документов.

3.2.3.6. Проводит занятия и инструктажи с работниками охраны, несущими службу на контрольно - пропускных пунктах, контролирует несение ими службы.

3.2.3.7. Проводит разъяснительную работу среди рабочих и служащих охраняемых объектов о соблюдении пропускного режима.

3.2.4. Дежурный бюро пропусков

3.2.4.1. Непосредственно подчиняется начальнику бюро пропусков, а в его отсутствие - начальнику караула или подразделения военизированной охраны.

3.2.4.2. В установленном порядке, на основании распоряжений администрации и документов, удостоверяющих личность, выписывает пропуска для прохода на территорию охраняемого объекта.

3.2.4.3. Проверяет правильность оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей и регистрирует их в установленном на охраняемом объекте порядке.

3.2.4.4. Принимает от контролеров использованные разовые пропуска, проверяет правильность их оформления; докладывает непосредственному начальнику о лицах, своевременно не вышедших с территории объекта.

3.2.4.5. Ведет учет ежедневного движения пропусков и их бланков, по окончании дежурства докладывает начальнику бюро пропусков о количестве израсходованных бланков, выписанных и возвращенных пропусках.

3.2.5. Инструктор отряда по организации службы

3.2.5.1. Осуществляет контроль за своевременным и точным выполнением приказов и указаний, других нормативных документов по вопросам организации службы охраны, ведет служебную документацию подразделения.

3.2.5.2. Разрабатывает проекты планов мероприятий, решений руководства отряда по усилению охраны объектов, повышению эффективности использования имеющихся сил и средств; изучает, обобщает и распространяет передовой опыт в организации службы.

3.2.5.3. Отвечает за проведение занятий с личным составом по боевой и служебной подготовке; вносит предложения по совершенствованию профессионального мастерства работников.

3.2.5.4. Контролирует несение службы нарядами военизированной охраны, обобщает результаты проверок, готовит предложения по устранению выявленных недостатков.

3.2.6. Инструктор служебного собаководства

3.2.6.1. Отвечает за рациональное применение служебных собак в охране объектов, их содержание и расстановку по постам.

3.2.6.2. Через непосредственных начальников вносит предложения по изменению дислокации постов и маршрутов патрулирования с собаками; контролирует своевременность и качество ремонта помещений для содержания собак, блок - постов и зон свободного окарауливания.

3.2.6.3. Следит за состоянием здоровья собак; организует проведение в установленном порядке ветеринарного обслуживания.

3.2.6.4. Обеспечивает своевременную выдачу специального снаряжения и инвентаря, положенного довольствия; контролирует качество приготовления пищи и сроки кормления собак.

3.2.6.5. Разрабатывает планы специальной подготовки для вожатых и проводников служебных собак и проводит с ними занятия; руководит дрессировкой и тренировкой собак; выходит с закрепленной собакой на место совершения преступления для участия в розыске и задержании правонарушителей.

3.2.7. Проводник патрульно - розыскной собаки

3.2.7.1. Осуществляет своевременный уход за собакой, следит за состоянием ее здоровья, обеспечивает регулярный ветеринарный осмотр.

3.2.7.2. Проводит дрессировку и тренировку собаки, совершенствует ее рабочие качества; содержит в исправном состоянии специнвентарь и снаряжение.

3.2.7.3. Несет службу с собакой посредством обхода территории охраняемых объектов по специальному маршруту с целью обнаружения посторонних лиц и приготовленных к хищению материальных ценностей.

3.2.7.4. Выходит на место совершения преступления, изыскивает возможности применения розыскной собаки по следам, оставленным правонарушителями, и принимает меры к их задержанию.

3.2.8. Вожатый служебных собак

3.2.8.1. Отвечает за содержание закрепленных за ним собак, проводит их дрессировку и тренировку, по утвержденному графику выставляет и снимает их с постов.

3.2.8.2. Заботится об обеспечении собак положенным довольствием и качественном приготовлении пищи, состоянии их здоровья, проведении ветеринарных осмотров.

3.2.8.3. Содержит в надлежащем порядке помещения для собак, посты, снаряжение, инвентарь и другое имущество.

3.2.9. Старшина отряда (отдельной команды) отвечает за материально - техническое обеспечение подразделения и является материально - ответственным лицом; готовит проекты заявок на вооружение, снаряжение, хозяйственное, техническое имущество, прочие виды положенного довольствия, получает и выдает их личному составу; ведет учет, обеспечивает сохранность и правильное использование вооружения, боеприпасов, имущества и инвентаря, организует их своевременный ремонт; следит за правильной эксплуатацией служебных помещений; в соответствии с утвержденным графиком проверяет несение службы на постах.

3.2.10. Контролер

3.2.10.1. Несет службу на контрольно - пропускном пункте; осуществляет проверку документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект (выходящих с объекта).

3.2.10.2. Контролирует вывоз (ввоз), вынос (внос) материальных ценностей, проверяет их соответствие предъявляемым документам в соответствии с инструкцией о пропускном режиме, действующей на объекте; участвует в проведении контрольных проверок и перевесов вывозимой (выносимой) продукции.

3.2.10.3. В установленном порядке производит досмотр вещей, а также личный досмотр рабочих и служащих; задерживает нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности, и докладывает об этом начальнику караула (отряда, команды, группы).

3.2.10.4. Следит за состоянием установленных на контрольно - пропускном пункте систем автоматизированного пропуска рабочих и служащих, турникетов, эстакад, весового хозяйства, другого имущества и инвентаря, а также средств связи.

3.2.10.5. Осуществляет контроль за работой приборов охранной, охранно - пожарной и тревожной сигнализации, установленных на контрольно - пропускном пункте; о срабатывании сигнализации сообщает начальнику караула (отряда, команды, группы), а при необходимости в отдел охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану; выясняет причины срабатывания, принимает меры к задержанию правонарушителей, ликвидации пожара.

3.2.10.6. В определенное договором время, в установленном порядке принимает под охрану от материально - ответственных лиц помещения, другие места хранения материальных ценностей, включенных в зону его поста.

3.2.11. Стрелок в полном объеме выполняет обязанности постового (п. 3.4.3).

3.2.12. Особые обязанности контролеров, стрелков, дежурных бюро пропусков, проводников патрульно - розыскных собак, вожатых служебных собак, с учетом особенностей объектов, постов определяются табелем постам (Приложение 2).

3.3. Организация службы

3.3.1. Служба военизированных подразделений организуется, как правило, по караульному расчету.

Караулом называется служебный наряд военизированного подразделения, назначаемый на определенное время для выполнения задач по охране объектов.

Караул утверждается при наличии двух и более постов.

3.3.2. В состав караула входят:

- начальник караула;

- помощник начальника караула, назначаемый из наиболее подготовленных контролеров, стрелков при наличии на охраняемом объекте (объектах) десяти и более постов или при их значительном удалении друг от друга;

- караульные - из числа контролеров и стрелков.

При наличии на объекте (объектах) охранной и охранно - пожарной сигнализации, пультов централизованного наблюдения в состав караула могут включаться дежурные пульта управления и электромонтеры.

3.3.3. Подготовка личного состава караула к несению службы организуется начальниками военизированных подразделений, а также начальниками караулов.

3.3.4. Личный состав прибывает на инструктаж в назначенное начальником подразделения время. Начальник караула, проверив прибытие заступающих на службу, составляет постовую ведомость (Приложение 3).

3.3.5. Лицо, производящее инструктаж, осматривает внешний вид караульных, выясняет состояние здоровья, проверяет знание ими общих и особых обязанностей, правил применения оружия, требований техники безопасности, объявляет распределение личного состава по постам и состав первой смены. В ходе инструктажа анализируются результаты несения службы сменяемого караула, выявленные недостатки и упущения, ставятся конкретные задачи на охрану с учетом сложившейся оперативной обстановки, обращается внимание на особенности несения службы на каждом посту.

3.3.6. При смене караулов, постов, по распоряжению начальника военизированного подразделения, могут применяться пароли, числовые пропуска, сменные жетоны.

Пароль - устанавливаемое на каждый день условное слово, которое служит подтверждением, что караул (постовой), прибывший для смены, действительно назначен для этой цели.

Числовой пропуск - это условное число, которое устанавливается начальником караула и используется при смене постовых. Например: числовой пропуск - 15, при этом сумма названных стрелками (контролерами) чисел должна соответствовать числу - 15.

Сменный жетон изготавливается из металла или пластических масс, имеет условный знак отряда (команды), номер караула и поста. Сменные жетоны хранятся в караульном помещении в запирающемся шкафу и выдаются начальником караула стрелкам, контролерам при отправлении их на посты, а сдаются обратно прибывшими с постов караульными.

3.3.7. После инструктажа начальник нового караула принимает у начальника сменяемого караула по описи оружие, боеприпасы и сменные жетоны (кроме оружия и боеприпасов, находящихся в это время у постовых сменяемого караула); под роспись в специальной книге выдает оружие и боеприпасы караульным первой смены.

3.3.8. Удостоверившись, что смена готова к несению службы, начальник караула персонально каждому караульному объявляет номер поста, особые обязанности, продолжительность несения службы, наличие соседних постов и способы связи с ними и с караульным помещением, маршрут движения на пост и с поста, меры личной безопасности, числовой пропуск или пароль.

После постановки задач начальник караула (его помощник) выводит смену к месту заряжания оружия. Заряжание и разряжание оружия производится только по команде начальника караула или его помощника и под их непосредственным наблюдением.

Оружие заряжается и разряжается по правилам, указанным в наставлениях по стрелковому делу для соответствующих видов оружия.

При заряжании начальник караула (его помощник) проверяет правильность заряжания оружия каждым караульным, обращая особое внимание, чтобы патрон в патронник не досылался и оружие было поставлено на предохранитель.

При отсутствии в месте заряжания (разряжания) пулеулавливателей ствол оружия должен быть направлен вверх (под углом 45 - 60 градусов) и в сторону от окружающих жилых помещений.

Оружие и боеприпасы хранятся в специальном помещении в металлических ящиках (сейфах) в разряженном состоянии, заряжается непосредственно перед выходом на посты, а разряжается немедленно по возвращении в караульное помещение. Заряженные пистолеты и револьверы в караульном помещении находятся только у начальника караула и его помощника.

По распоряжению начальника военизированного подразделения передача оружия может производиться на постах под роспись в постовом журнале (Приложение 4).

3.3.9. Прием и сдача постов производится в присутствии начальников сменяемого и нового караулов (их помощников) либо самостоятельно постовыми.

3.3.10. Движение смен на посты и с постов производится строем, при этом караульные держат карабины (винтовки) в положении "на ремень", а пистолеты (револьверы) в кобурах на снаряжении поверх пальто, полушубка на правом бедре. При летней форме одежды кобура носится на брючном ремне под кителем, рубашкой.

3.3.11. При сдаче поста сменяемый постовой и караульный проверяют обособленные помещения, входящие в зону поста, исправность на них замков, пломб, печатей, средств пожаротушения, связи, сигнализации и о результатах докладывают своим начальникам.

При смене постов с использованием пароля, числового пропуска, сменного жетона постовой приступает к сдаче поста, только убедившись, что прибывший караульный действительно назначен на пост.

При обнаружении недостатков вопрос о приеме - сдаче поста решается начальниками караулов либо руководителем военизированного подразделения.

Переход караульного на положение постового и обратно определяется моментом доклада о приеме - сдаче поста и (или) росписью в постовом журнале.

3.3.12. Караульные для смены поста и обратно в караульное помещение следуют по маршрутам, определенным табелем поста либо указанным начальником караула.

3.3.13. По окончании приема - сдачи постов, оружия, боеприпасов, документов и имущества начальники сменяемого и нового караулов подписывают постовую ведомость, в которой делают запись о всех обнаруженных недостатках, и докладывают о произведенной смене начальнику военизированного подразделения.

Моментом, определяющим заступление на службу нового караула, является роспись начальников караулов в постовой ведомости о приеме - сдаче объекта и имущества.

3.3.14. Выставление постовых на вновь организуемые посты, а также снятие их с упраздненных постов производится лично начальником караула на основании предписания начальника подразделения, от которого назначен караул. О выставлении (снятии) постов в этих случаях делается отметка в постовой ведомости.

3.3.15. Смена караулов, как правило, не должна совпадать со временем начала или окончания смен рабочих и служащих на охраняемых объектах.

3.4. Обязанности лиц караула

3.4.1. Начальник караула подчиняется начальнику военизированного подразделения, от которого назначен караул, и несет ответственность за охрану порученных караулу объектов, инструктаж и подготовку личного состава к несению службы, дисциплину, правильное использование, сохранность оружия, боеприпасов, имущества, оборудования, инвентаря, средств связи и сигнализации на постах и в караульном помещении. Он обязан:

3.4.1.1. Знать задачи караула, общие и особые обязанности входящих в его состав контролеров и стрелков, территорию охраняемых объектов, их уязвимые места, прилегающую местность, количество и дислокацию постов охраны, расположение средств связи, сигнализации и пожаротушения.

3.4.1.2. Осуществлять подготовку караула к несению службы; расставлять подчиненных по постам с учетом их деловых качеств; своевременно производить смену постовых; принимать меры к поддержанию установленного на объектах пропускного режима; проверять несение службы постовыми с отражением результатов в постовой ведомости; проводить контрольные проверки вывозимой продукции; следить за состоянием систем автоматизированного пропуска, турникетов, эстакад, смотровых площадок, досмотровой техники, весового хозяйства, вносить предложения руководителям охраняемых объектов и военизированного подразделения по их своевременному ремонту и реконструкции.

3.4.1.3. Обеспечивать тщательный прием под охрану опечатанных (опломбированных) хранилищ, складов и других включенных в перечень к договору помещений, сверку оттисков печатей и пломб с имеющимися в караульном помещении образцами.

Прием объектов и обособленных помещений под охрану от материально - ответственных лиц производится под роспись в постовой ведомости или специальных книгах (Приложение 5).

3.4.1.4. Проверять работоспособность охранной и тревожной сигнализации, средств связи и пожаротушения. При обнаружении неисправностей докладывать начальнику военизированного подразделения, а в его отсутствие - в отдел охраны, принимать меры к их устранению.

3.4.1.5. Не допускать в караульное помещение посторонних лиц. При вызове постовыми немедленно следовать на пост лично или направлять помощника, караульного.

3.4.1.6. При возникновении особых условий: нападении на охраняемые объекты, караульное помещение, пост; авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях, угрожающих охраняемому объекту, жизни и здоровью личного состава охраны, рабочих и служащих - действовать в соответствии с разработанным начальником военизированного подразделения и утвержденным начальником отдела охраны планом охраны объекта в особых условиях.

3.4.1.7. В установленном законодательством порядке производить досмотр вещей и личный досмотр, изъятие вещей и документов у правонарушителей, задержанных на охраняемых объектах, составлять протоколы с регистрацией в книге учета досмотров и правонарушений (Приложение 6).

3.4.1.8. Допускать в хранилища (склады), другие охраняемые помещения должностных лиц после проверки документов, удостоверяющих их личность и сличения предъявляемых пропусков с имеющимися в караульном помещении образцами.

3.4.1.9. Докладывать руководителю военизированного подразделения о всех выявленных недостатках на охраняемых объектах, принимать меры к их устранению.

3.4.2. Помощник начальника караула подчиняется начальнику караула, действует по его указанию, а в его отсутствие исполняет его обязанности.

3.4.3. Постовой исполняет приказания начальника караула, его помощника.

Постовой обязан:

3.4.3.1. Знать свои обязанности, расположение соседних нарядов охраны, постов служебных собак; уметь пользоваться средствами связи, пожаротушения, сигнализации, следить за звуковыми и световыми сигналами приборов, при выходе их из строя сообщать в караульное помещение.

3.4.3.2. В установленном порядке принимать и постоянно производить обход охраняемых объектов, обособленных помещений; не допускать на пост посторонних лиц; наблюдать за служебными собаками, выставленными в районе поста.

3.4.3.3. Не оставлять своего поста до смены или снятия его начальником караула (его помощником); в случае внезапной болезни сообщить начальнику караула и не покидать пост до прибытия смены.

3.4.3.4. При срабатывании приборов охранной, охранно - пожарной сигнализации или обнаружении следов проникновения на охраняемый объект немедленно сообщить в караульное помещение, усилить наблюдение за объектом, блокировать возможные пути отхода правонарушителей, принимать меры к их задержанию, обеспечить сохранность следов преступления и вещественных доказательств, по прибытии дополнительного наряда действовать по указанию старшего наряда.

3.5. Организация дозоров и секретов

3.5.1. Для усиления охраны объектов, осмотра их территорий и прилегающей местности, выявления обстоятельств происшествий и пресечения правонарушений высылается дозор (подвижный наряд) или секрет (неподвижный наряд), назначаемые из резерва караула либо по специальному распоряжению начальника военизированного подразделения (отдела охраны). В состав дозора и секрета могут включаться проводники и вожатые служебных собак, представители собственника, внештатные сотрудники и работники милиции.

При направлении в дозор (секрет) двух и более человек назначается старший, как правило, из числа начальствующего состава военизированного подразделения либо работников милиции.

3.5.2. Дозор следует по установленному маршруту, проверяет состояние технических средств охраны, противопожарной защиты, посты служебных собак, оказывает помощь постовым в задержании правонарушителей, доставляет их в караульное помещение; при обнаружении загораний немедленно сообщает начальнику караула или в пожарную охрану, после чего принимает меры к тушению пожара.

3.5.3. Секрет скрытно располагается на территории охраняемого объекта либо на подступах к нему, организует наблюдение, в том числе с использованием технических средств, определенного участка (территории), проводит задержание правонарушителей и доставление их в караульное помещение.

3.5.4. Подготовку личного состава дозора и секрета проводит начальник отдела охраны, отряда (отдельной команды), а при назначении его из состава караула - начальник караула. При этом определяется задача, устанавливается срок несения службы, вооружение, форма одежды, сообщается дислокация постов в районе действий, маршрут движения, место расположения, сектор наблюдения, порядок связи с караулом и постами, сигналы взаимного опознания.

3.6. Караульное помещение, внутренний распорядок в караулах

3.6.1. Караульное помещение состоит из общей комнаты, кабинета начальника караула, комнаты для хранения оружия и боеприпасов, комнат для отдыхающей смены (отдельно для мужчин и женщин), места для заряжания (разряжания) и чистки оружия, приема пищи, курения, сушки одежды, обуви и помещений санитарно - бытового назначения.

Пульты централизованного наблюдения и персонал по их обслуживанию размещаются в отдельной комнате с ограниченным доступом.

3.6.2. Караульное помещение оборудуется аварийным освещением, телефоном, оперативной и иной связью с постами, пожарной охраной, органом внутренних дел, отделом охраны; обеспечивается необходимым набором мебели, инвентаря и имущества, первичными средствами пожаротушения, медицинской аптечкой.

Место заряжания (разряжания) и чистки оружия оборудуется, как правило, пулеулавливателем, столом и металлическим ящиком для ветоши.

3.6.3. Личный состав, находящийся в караульном помещении, должен соблюдать установленный порядок. При 24-часовом графике работы разрешается одновременно отдыхать (спать) только половине резерва караульных. На это время им можно снимать обувь и снаряжение.

Бодрствующая смена по указанию начальника караула занимается изучением нормативных документов, уборкой помещений, чисткой оружия, а также может использоваться для усиления охраны, несения службы в дозорах и секретах.

Время нахождения в резерве, движения на посты и обратно включается в норму рабочего времени.

3.6.4. Для приема пищи личному составу предоставляется: при 8-часовом графике работы - 1 час, 12-часовом - 1 час 30 мин., 24-часовом - 3 часа. В пределах этого времени начальник караула имеет право отпускать из караульного помещения до 50 проц. личного состава, находящегося в резерве. Время, отведенное для приема пищи, в рабочее время не входит.

3.6.5. В караульное помещение могут быть допущены только лица для смены караула, проверки несения службы, ремонта средств связи, сигнализации, производства других ремонтных работ после проверки документов, удостоверяющих личность.

3.7. Служебная документация военизированных подразделений

3.7.1. Планы работы, графики несения службы, постовые ведомости, документы отчетного характера.

3.7.2. Наставления по организации службы военизированных и сторожевых подразделений, служебному собаководству; инструкции по пропускному режиму, правилам техники безопасности, правилам пользования приборами охранной и охранно - пожарной сигнализации; табель постам, план - схема охраны объекта в особых условиях.

3.7.3. Книги учета, выдачи, приема, осмотра оружия и боеприпасов, учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно - материальных ценностей (Приложение 7), учета занятий по служебной подготовке (Приложение 8).

3.7.4. На объектах, где прием - сдача постов производится самостоятельно (без начальников караулов), на каждом посту ведется постовой журнал.

4. Сторожевые подразделения

4.1. Для охраны объектов силами сторожевых подразделений в отделах охраны создаются сторожевые участки и подразделения охраны отдельных объектов, руководство которыми осуществляют начальники охраны участков и объектов (служащие) или младшие инспектора охраны (младший начальствующий состав милиции).

4.2. Для оперативного решения служебных вопросов, координации работы личного состава в сторожевых подразделениях организуются центральные посты.

Работники охраны, несущие службу на центральных постах, кроме выполнения основных обязанностей, осуществляют регулярный сбор информации с постов о ходе приема (сдачи) и состоянии охраны объектов с последующим докладом в отдел охраны.

4.3. Должностные обязанности работников сторожевых подразделений (начальников охраны участков, объектов, начальников дежурных бюро пропусков, начальников команд и инструкторов служебного собаководства, вожатых служебных собак, контролеров на контрольно - пропускных пунктах), а также младших инспекторов охраны разрабатываются отделами охраны аналогично соответствующим должностям работников военизированных подразделений.

4.4. С учетом финансовых возможностей собственников и с их согласия для улучшения качества организации службы и повышения надежности охраны объектов в сторожевых подразделениях могут вводиться должности начальников смен участка, объекта с выполнением функций, аналогичных должностным обязанностям начальников караулов военизированной охраны.

4.5. Должностные обязанности сторожа

4.5.1. При заступлении на службу сторож обязан:

4.5.1.1. После прохождения в установленном начальником отдела охраны порядке инструктажа прибыть на пост и совместно с представителями администрации охраняемых объектов или сменяющимся сторожем осмотреть объекты, обособленные помещения, проверить целостность ворот, дверей, окон, люков, других уязвимых элементов конструкций зданий и помещений, соответствие оттисков печатей и пломб, наличие запоров и контрольных замков, первичных средств пожаротушения, исправность охранной и охранно - пожарной сигнализации, телефонной и оперативной связи. При отсутствии недостатков принять объекты под охрану с росписью в книге приема - сдачи.

4.5.1.2. В случае отсутствия представителя администрации объекта или сменяемого сторожа, наличия недостатков, не позволяющих принять объект под охрану, доложить начальнику сторожевого подразделения, на центральный пост, а при необходимости - в отдел охраны или соответствующий орган внутренних дел и действовать согласно полученным указаниям.

4.5.2. В период несения службы сторож обязан:

4.5.2.1. Постоянно обходить охраняемый объект (объекты); при срабатывании охранной сигнализации или обнаружении следов проникновения на объект немедленно сообщить об этом в отдел охраны или орган внутренних дел, а в случае отсутствия связи подать сигнал тревоги установленным порядком, усилить наблюдение за объектом, принять меры к задержанию правонарушителей, обеспечить сохранность следов происшествия и вещественных доказательств.

4.5.2.2. Помогать сторожам соседних постов и работникам милиции в предотвращении правонарушений. Услышав сигнал "На помощь, ко мне" (два коротких свистка), ответить одним коротким свистком и направиться к месту вызова. При сигнале "Задерживай" (один продолжительный свисток) обратить внимание в сторону сигнала и при появлении правонарушителя принять меры к его задержанию.

4.5.2.3. Не оставлять поста (кроме случаев, указанных в подпункте 4.5.2.2, а также при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях, других чрезвычайных событиях, когда дальнейшее пребывание на посту представляет угрозу для его жизни); не отключать приборы сигнализации, в том числе при их срабатывании; не передавать другим лицам свое оружие. В случае заболевания сообщить об этом начальнику сторожевого подразделения, в отдел охраны и не покидать пост до прибытия смены.

4.5.2.4. Допускать на объекты для проверки несения службы уполномоченных на то должностных лиц только после тщательной проверки документов, удостоверяющих их личность.

4.5.2.5. Перед окончанием несения службы вместе с представителями администрации или сменяющим сторожем осмотреть объекты, обособленные помещения и, убедившись в отсутствии следов проникновения посторонних, сдать их из-под охраны, о чем произвести соответствующую запись в книге приема - сдачи.

4.5.3. Сторож, осуществляющий охрану объектов с использованием приборов сигнализации, установленных в его доме, квартире (сторож - надомник), после приема объекта (объектов) под охрану наблюдает за работой средств сигнализации, а также периодически осуществляет проверки объектов путем их обхода.

Периодичность проверок, в зависимости от особенностей объектов и оперативной обстановки, устанавливается руководителями отделов охраны.

Охрана объектов сторожами - надомниками может быть организована на основе семейного подряда.

4.5.4. Особые обязанности сторожей на конкретных постах определяются инструкциями, разрабатываемыми отделами охраны с учетом условий договоров на охрану.

5. Организация пропускного режима

5.1. Пропускной режим устанавливается администрацией предприятий, учреждений и организаций и предусматривает порядок прохода лиц и проезда транспортных средств на территорию объекта и обратно, выноса (вноса), вывоза (ввоза) материальных ценностей.

Пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и по отдельным его корпусам, зданиям, цехам, отделам, лабораториям, хранилищам и другим помещениям.

Осуществление пропускного режима возлагается на работников охраны.

5.2. С учетом специфики производства и установленного внутреннего трудового распорядка администрацией объекта разрабатывается и утверждается по согласованию с начальником отдела охраны инструкция о пропускном режиме.

5.3. Документом, дающим право на вход (выход) рабочих, служащих и других лиц на территорию (с территории) объекта является пропуск, ввоз (вывоз) грузов - товарно - транспортная накладная, внос (вынос) грузов - накладная, а на вынос (вывоз) имущества и ценностей, не связанных с производством, - материальный пропуск.

Пропуска и накладные являются документами строгой отчетности. Их выдача, учет и списание производится в установленном порядке.

5.4. Пропуска на право входа (выхода) по срокам действия подразделяются на постоянные, временные и разовые. По внешнему виду они должны отличаться друг от друга.

Постоянные пропуска выдаются рабочим и служащим, принятым на постоянную работу. Временные - лицам, выполняющим на объекте временную работу. Срок их действия определяется администрацией объекта.

Разовый пропуск служит для однократного посещения объекта и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. При групповом посещении разовый пропуск выписывается на руководителя группы с указанием количества следующих с ним лиц и приложением поименного списка.

При выходе с объекта разовые пропуска с подписью должностных лиц и заверенные штампом или печатью изымаются на контрольно - пропускном пункте и по окончании рабочего дня сдаются в бюро пропусков либо администрации объекта.

5.5. При проходе посетителя на объект (с объекта) работник охраны должен сверить соответствие пропуска образцу, а фотокарточку на нем - с личностью предъявителя.

5.6. В нерабочие дни (нерабочее время) допуск лиц на территорию объекта производится только по письменному разрешению его руководителя или уполномоченных им на это работников.

5.7. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных событиях специальный транспорт с персоналом, а также аварийные бригады пропускаются на территорию беспрепятственно. Контроль при выезде указанного транспорта и выходе персонала и аварийных бригад производится в порядке, установленном руководителем объекта по согласованию с отделом охраны.

5.8. На территорию охраняемого объекта без пропусков по предъявлении служебного удостоверения пропускаются лица, которым такое право предоставлено действующим законодательством и собственником.

5.9. Порядок прохода на территорию объекта рабочих и служащих с хозяйственными сумками, чемоданами, свертками, а также проезда транспортных средств личного пользования определяется руководителем объекта.

5.10. При пропуске транспортных средств через контрольно - пропускной пункт работники охраны проверяют соответствие вывозимых (ввозимых) грузов данным сопроводительных документов согласно условиям договоров (по наименованию, количеству, весу и т.п.) и тщательно осматривают транспортное средство на предмет выявления возможного укрытия похищенной продукции, а при пропуске опломбированных (опечатанных) грузов сверяют пломбы (печати) с указанными в накладных.

5.11. Товарно - транспортные накладные регистрируются в книге учета (отдельно на ввозимые и вывозимые грузы) в строгом соответствии с порядком их поступления.

5.12. Для прохождения контроля транспортное средство устанавливается напротив эстакады (смотровой площадки). При необходимости администрация представляет охране схемы размещения грузов.

5.13. При выявлении несоответствия наименования или количества транспортируемого груза данным сопроводительных документов, транспортное средство и сопровождающие груз лица задерживаются; с участием представителей администрации проводится контрольная проверка и составляется акт (произвольной формы), который регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений. Акт вместе с товарно - транспортной накладной под роспись передается руководителю объекта для принятия мер.

5.14. В случае установления контрольной проверкой факта хищения материальных ценностей старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны немедленно докладывается в отдел охраны, орган внутренних дел и в установленном порядке составляется протокол (Приложение 9) с регистрацией в книге учета досмотров и правонарушений. Похищенное изымается, сдается по накладной представителю администрации объекта и хранится до принятия в установленном порядке решения. Протокол с прилагаемыми сопроводительными документами на груз и накладной в течение суток направляется в территориальный орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

5.15. Обнаруженные охраной подготовленные к хищению материальные ценности на территории объекта регистрируются в книге учета досмотров и правонарушений и сдаются по накладной материально - ответственным лицам в порядке, установленном администрацией объекта.

5.16. Книги учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно - материальных ценностей и протоколы являются документами строгой отчетности. Эти книги прошнуровываются, пронумеровываются и скрепляются печатью отдела охраны, по заполнении сдаются в архив и хранятся три года. Бланки протоколов пронумеровываются типографским способом.

5.17. Контрольно - пропускные пункты (КПП) должны быть удобными для прохода людей, проезда транспорта и осуществления охраной пропускного режима. Они оборудуются комнатами для досмотра, камерами хранения личных вещей рабочих и служащих, турникетами, эстакадами, смотровыми площадками (ямами), механизированными воротами, шлагбаумами, вышками, предупредительными дорожным знаками, оснащаются досмотровой техникой, средствами пожаротушения, связи, тревожной и охранной сигнализацией.

В помещении КПП должна быть необходимая служебная документация: инструкция по пропускному режиму, технике безопасности; образцы всех видов пропусков, накладных, подписей лиц, которым дано право их подписывать; оттиски печатей, пломб, штампов; книги учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно - материальных ценностей; бланки протоколов, актов, образцы их заполнения; план - схема расположения охраняемых обособленных помещений на территории объекта с указанием маршрута безопасного движения работников охраны; список телефонов всех дежурных служб, центрального и соседнего постов, руководителей объекта и подразделения охраны.

5.18. На случай пожаров и стихийных бедствий на объектах определяются места для прохода людей и проезда транспортных средств, которые должны быть закрыты и опечатаны (опломбированы) администрацией объекта. Ключи от них хранятся в опечатанном виде в караульном помещении или на КПП и передаются по сменам охраны под расписку.

5.19. Для выполнения работ по учету, оформлению и выдаче пропусков на объекте может быть организовано бюро пропусков, а там, где оно отсутствует, эту работу выполняет лицо, назначаемое руководителем объекта.

5.20. Бюро пропусков размещается в изолированном от производственной территории помещении, состоит из рабочей комнаты и комнаты посетителей, оборудуется средствами связи, сигнализации, обеспечивается необходимым инвентарем и имуществом. Допуск в рабочую комнату строго ограничивается.

5.21. Бланки всех видов пропусков хранятся в металлических шкафах (сейфах), выдаются и учитываются с регистрацией в специальных книгах (Приложения 10, 11).

5.22. Изъятые из обращения, погашенные, утерянные, но найденные после выдачи дубликата пропуска, испорченные бланки, утратившие силу образцы пропусков хранятся в течение установленного руководителем объекта срока, после чего уничтожаются по акту.

В акте на списание пропусков указывается дата, состав комиссии, количество уничтоженных пропусков раздельно по каждому виду и их номера. Акт подписывается членами комиссии, скрепляется печатью и утверждается руководителем объекта.

5.23. Правильность учета, хранения бланков и выдачи пропусков проверяется начальником военизированного или сторожевого подразделения не реже одного раза в квартал, а инвентаризация проводится в сроки, установленные руководителем объекта.

5.24. Для оформления всех видов пропусков бюро пропусков обеспечивается круглой рельефной металлической печатью для скрепления постоянных и временных пропусков, круглой каучуковой или треугольной - для скрепления разовых пропусков, штампами - "погашен", "образец", "временный" и др.

На все имеющиеся в бюро пропусков печати и штампы составляется опись, в которой против оттиска каждого штампа и печати дается описание его содержания и назначения, опись утверждается руководителем объекта и находится на хранении у руководителя военизированного или сторожевого подразделения.

6. Правила производства досмотра

6.1. Досмотр вещей лиц, находящихся в помещениях или на территории предприятий, организаций, а в исключительных случаях и личный досмотр производятся в целях пресечения мелких хищений имущества собственников и изъятия похищенного, при наличии у администрации или работников, осуществляющих охрану, достаточных данных о совершении хищения.

Досмотр производится в случаях:

- когда лицо застигнуто в момент совершения хищения или непосредственно после его совершения;

- наличия признаков совершения хищения в виде следов на одежде и вещах;

- когда очевидцы прямо укажут на данное лицо, как на совершившее хищение;

- нарушения пропускного режима;

- когда имеются показания технических средств.

6.2. Досмотр производится начальниками подразделений охраны объектов и лицами, непосредственно осуществляющими охрану, а также лицами, специально уполномоченными на это администрацией.

6.3. Досмотру должно предшествовать предложение лицу, в отношении которого имеются данные о совершении хищения, предъявить предметы, не подлежащие выносу из помещений и с территории предприятия, организации.

6.4. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних и отвечающих требованиям санитарии и гигиены.

Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких лиц.

6.5. После производства личного досмотра, а также в случае обнаружения при досмотре вещей каких-либо предметов, не подлежащих выносу из помещений и с территории предприятия, организации, лицом, производившим досмотр, составляется протокол, который подписывается им и понятыми, присутствовавшими при досмотре. Протокол регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений и передается администрации предприятия, организации.

Обнаруженные у досматриваемого лица предметы, не подлежащие выносу из помещений и с территории предприятия, организации, изымаются, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

6.6. В случае установления факта совершения мелкого хищения старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны составляется протокол, который регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений.

Направление протокола и сдача товарно - материальных ценностей осуществляется в соответствии с п. 5.14 настоящего Наставления.

6.7. Лица, производящие личный досмотр, а также досмотр вещей, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении досматриваемых, не должны допускать действий, унижающих их достоинство, и не вправе разглашать сведения, связанные с производством досмотра.

Лица, подвергнутые досмотру, могут обжаловать действия лиц, производивших досмотр, в установленном законом порядке.

7. Порядок задержания правонарушителей работниками охраны и применения ими в исключительных случаях оружия

7.1. Доставлению в служебное помещение охраны или милицию и административному задержанию подлежат лица, совершившие правонарушения, связанные с посягательством на охраняемые объекты и имущество, в целях пресечения правонарушений, установления личности нарушителей и составления протокола о правонарушении.

7.2. Административное задержание доставленных в служебное помещение охраны лиц может производиться старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны и длиться не более трех часов. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

7.3. По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их замещающих, обязательно.

7.4. При задержании нарушителя работник охраны, соблюдая меры предосторожности, осматривает его одежду, а затем окружающую местность в целях обнаружения выброшенных им предметов.

7.5. В необходимых случаях для доставления правонарушителей в служебное помещение охраны (милицию) к месту задержания высылается дополнительный наряд охраны.

7.6. О каждом случае задержания составляется протокол. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

7.7. Для выполнения служебного долга по защите охраняемых объектов и имущества от посягательств, работникам охраны предоставляется право в исключительных случаях в качестве крайней меры применять оружие:

- для отражения вооруженного нападения на охраняемые объекты, когда все иные меры по пресечению нападения оказались безрезультатными;

- для отражения нападения на работника охраны при исполнении им служебных обязанностей, когда его жизнь подвергается непосредственной опасности;

- при задержании оказывающего вооруженное сопротивление лица, совершившего преступление на территории объекта или застигнутого на месте преступления, когда другими способами и средствами задержать его оказалось невозможно.

7.8. Прежде чем применить оружие, работник охраны обязан сделать правонарушителю предупреждение окриком "Стой, стрелять буду" и при наличии возможности немедленно вызвать непосредственного начальника.

Если правонарушитель не выполнит требования остановиться, то работник охраны производит предупредительный выстрел вверх. Если правонарушитель и после этого не выполнит требования остановиться, работник охраны применяет оружие.

При нападении на работника охраны, когда его жизнь подвергается непосредственной опасности, оружие применяется без предупреждения.

7.9. О каждом случае применения оружия немедленно сообщается прокурору и составляется протокол.

7.10. Запрещается применение оружия:

- при задержании правонарушителей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

- в отношении несовершеннолетних и женщин, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны.

7.11. Работник охраны, применивший оружие, обязан:

- в случае ранения правонарушителя принять меры к оказанию ему неотложной медицинской помощи, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности от внезапного нападения;

- в случае наступления смерти правонарушителя обеспечить сохранение обстановки происшествия до прибытия представителя прокуратуры или органа внутренних дел;

- немедленно сообщить о происшествии непосредственному начальнику, а по прибытии в подразделение доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого применялось оружие, обстоятельств и последствий применения, количество израсходованных патронов.

7.12. За незаконное применение оружия работники охраны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

8. Организация контроля за несением службы

8.1. Контроль за несением службы нарядами охраны организуется начальниками отделов охраны. В нем участвуют непосредственные руководители военизированных и сторожевых подразделений, руководящий, инспекторский, командный состав и наряды милиции вневедомственной охраны, сотрудники других служб органов внутренних дел (по предписанию начальника органа внутренних дел), а также другие лица, определенные договором на охрану.

8.2. Для осуществления контроля используются гласные и негласные проверки, специальные технические средства контроля несения службы, оперативная и радиотелефонная связь, приборы ночного видения и охранной сигнализации.

8.3. Проверками несения службы устанавливается:

- правильность расстановки сил согласно дислокации, фактическое наличие работников охраны на постах, их внешний вид, экипировка, готовность к выполнению поставленных задач;

- знание постовыми своих обязанностей, охраняемых объектов и обособленных помещений, их уязвимых мест, установленных приборов охранной сигнализации, обстановки в зоне действия поста, расположения соседних постов и способов связи с ними;

- состояние рабочих мест, наличие необходимой документации;

- соблюдение правил хранения и использования оружия и боеприпасов;

- работоспособность средств связи и сигнализации;

- наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

- соблюдение правил техники безопасности при несении службы.

8.4. Результаты проверок отражаются в постовых ведомостях, книгах приема - сдачи объекта под охрану или в отдельных журналах по контролю за несением службы.

8.5. При негласном контроле проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями работника охраны. В случае выявления грубого нарушения порядка несения службы наблюдение прекращается и принимаются необходимые меры к его устранению.

8.6. Запрещается проверять несение службы путем проведения инсценировок правонарушений и другими способами, которые могут привести к несчастным случаям и иным нежелательным последствиям.

9. Средства усиления охраны объектов

9.1. Охранная и охранно - пожарная сигнализация

Предназначена для оповещения работников охраны о попытках проникновения на объект посторонних лиц или пожаре.

При наличии технической возможности для координации действий работников военизированной и сторожевой охраны и милиции сигнализация крупных баз, складов, музеев, помещений с хранением или переработкой драгоценных металлов, ювелирных изделий, наркотиков, денежных средств, оружия и т.п. выводится на пункты централизованной охраны.

9.2. Ограждение по периметру территории объекта

Служит для воспрепятствования прохода лиц и проезда транспорта на объект (с объекта), минуя КПП. Оборудуется дополнительными устройствами, препятствующими проникновению посторонних лиц, электрическим освещением, сигнализацией.

9.3. Запретная зона - выгороженная (обозначенная) и оборудованная полоса местности с внутренней или внешней стороны ограждения, на которой пребывание посторонних лиц воспрещается.

В запретной зоне размещаются: контрольно - следовая полоса, тропа наряда, система электрического освещения, средства охранной сигнализации, постовой связи, указатели ("Запретная зона", "Проход воспрещен"), а при необходимости - постовые грибы и вышки. Для обозначения ее границ зона ограждается, как правило, легким забором.

9.4. Оборудование постов охраны:

9.4.1. Постовой гриб

Устанавливается на наружных постах для обозначения поста и места смены постовых, размещения средств связи и сигнализации, постовой одежды.

9.4.2. Наблюдательная вышка

Предназначена для увеличения обзора участка поста и прилегающих к нему подступов. На ней размещаются средства связи сигнализации, управляемые прожекторы и громкоговорители для предупреждения нарушителей.

9.4.3. Постовые помещения на контрольно - пропускных пунктах и наружных постах. Оборудуются освещением, отоплением, средствами постовой связи и сигнализации, должны отвечать требованиям санитарии, охраны труда и техники безопасности.

9.5. Средства постовой связи

Должны обеспечивать надежную связь караульного помещения (центрального поста) со всеми постами охраны объекта (объектов).

Кроме телефонов, радиостанций, приборов тревожной сигнализации, установленных на постах, для связи по периметру объекта, целесообразно предусматривать установку через каждые 80 - 100 метров розеток, параллельно включенных в телефонную линию. Для пользования розетками постовому выдается микротелефонная трубка.

9.6. Определение потребности в технических средствах охраны и пожаротушения, их приемка после монтажа или ремонта проводится межведомственной комиссией в составе представителей охраны, пожарного надзора, администрации объекта. При необходимости в ее состав включаются представители других заинтересованных организаций.

  • Главная
  • ПРИКАЗ МВД РФ от 22.03.93 N 121 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ И СТОРОЖЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ"