в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
действует Редакция от 12.05.2005 Подробная информация
ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Раздел 2. Основные направления государственной транспортной политики

2.1. Основные принципы государственного регулирования транспортной деятельности

Государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспортной деятельности в условиях рынка остаются объективной необходимостью.

В основу транспортной политики государства положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность государственного регулирования на транспорте, направляя его на повышение качества обслуживания и снижение общественных затрат, связанных с транспортной деятельностью.

При безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт единым комплексом, что обеспечивает дополнительный системный эффект.

Единство государственного управления транспортом предполагает:

развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;

развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;

сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;

координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, в первую очередь - в транспортных узлах и на подходах к ним;

развитие интермодальных перевозок на основе единых технических и информационных стандартов и технологий, а также унифицированных перевозочных документов;

координацию обеспечения средствами транспорта безопасности и обороноспособности страны;

оптимизация и развитие инфраструктуры контрольно-надзорных служб;

согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и "стыковку" транспортных систем отдельных регионов;

формирование на транспорте единого информационного пространства;

согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.

Сферами ответственности государства в управлении транспортом являются:

совершенствование правовых основ транспортной деятельности;

решение задач оборонного и мобилизационного характера;

создание условий для обеспечения безопасности и антитеррористической защиты на транспорте;

обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;

обеспечение работоспособности опорной транспортной инфраструктуры, определение стабильных источников инвестиций для ее обновления;

выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе - установление требований к транспортным средствам и системам;

регулирование социально-трудовых отношений и развитие кадрового потенциала;

проведение структурных преобразований на транспорте;

устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;

выработка и контроль соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре;

выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики на транспорте;

обеспечение транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны. Целевая поддержка пользователей или операторов в тех случаях, когда рынок не может обеспечить такого обслуживания;

совершенствование системы контроля и надзора в транспортном комплексе, усиление контрольных органов, совершенствование правовых основ их функционирования;

обеспечение интеграции транспортной системы России в мировую транспортную систему, в том числе - в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает необходимые изменения, являются:

реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации узких мест и недостающих звеньев в транспортной инфраструктуре, обеспечение притока инвестиций в транспортный сектор;

развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;

прекращение перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других;

инновации на транспорте, внедрение наиболее эффективных технологий перевозок грузов и пассажиров;

развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;

повышение доступности транспортных услуг для населения с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся;

развитие социального партнерства на транспорте;

развитие транспортной системы в интересах обеспечения задач в области обороны и безопасности государства.

Важнейшей сферой ответственности государства является обеспечение безопасности функционирования транспорта.

Государственное регулирование в области обеспечения безопасности строится на следующих принципах:

гарантированное обеспечение государством функционирования и развития систем обеспечения безопасности на транспорте;

распространение государственного контроля и надзора в области безопасности на производителей, импортеров и владельцев транспортных средств любых форм собственности и видов деятельности;

обеспечение адекватности применяемых санкций (наказаний) степени общественной опасности нарушений норм и правил;

координация действий по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте;

координация действий по использованию транспорта в целях защиты населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий с одновременным недопущением создания чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры;

формирование единых принципов и подходов к профессиональному отбору, подготовке и переподготовке работников транспортной сферы, регулированию их труда;

укрепление кадровой профессиональной базы транспорта, совершенствование системы специализированных, в том числе - закрытых учебных заведений в соответствии с перспективными требованиями к высококвалифицированным специалистам транспорта.

Государственное управление транспортом включает меры, учитывающие универсальный характер транспортной деятельности.

Значительное повышение доступности и расширение использования автомобилей, речных и воздушных судов для личных потребностей и нужд домохозяйств предполагает развитие адекватных форм регулирования и контроля, направленных, прежде всего, на соблюдение требований по обеспечению безопасности и экологических требований в сфере некоммерческого использования транспортных средств.

Важнейшей задачей в этой связи является системное регулирование процесса автомобилизации страны.

В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне:

принимаются уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта;

устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса;

принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры;

решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта, осуществляется регулирование международных перевозок, обеспечивается реализация обязательств Российской Федерации в рамках международных соглашений;

принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.

осуществляется перераспределение имущества транспорта между органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом закрепленных за ними публичных функций и полномочий.

Федеральное законодательство должно предусматривать возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.

При этом должны учитываться такие индивидуальные особенности отдельных регионов, как общий уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, показатели безопасности транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.

По мере развития рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций и при условии внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации возможно делегирование отдельных функций, выполняемых государственными органами указанным организациям.

Делегирование функций осуществляется адекватно развитию рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций транспорта, а также по мере совершенствования системы государственного управления.

Важным направлением совершенствования государственного регулирования является перестройка системы статистического наблюдения, которая ведется в следующих направлениях:

сокращение объема данных статистического наблюдения за счет информации, имеющей технологический или корпоративный характер;

дополнение системы статистического наблюдения показателями, необходимыми для принятия управленческих решений в условиях рынка;

унификация форм статистического учета на различных видах транспорта;

охват статистическим наблюдением субъектов транспортной деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;

замена в ряде случаев сплошного статистического наблюдения выборочным;

делегирование отдельных функций мониторинга и статистического наблюдения саморегулируемым организациям.

2.2. Развитие рынка транспортных услуг

Основными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:

совершенствование антимонопольного регулирования;

поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;

создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;

устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;

коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;

совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более "мягким" формам государственного регулирования;

поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;

постепенная замена действующих количественных квот качественными;

содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.

2.3. Развитие транспортной инфраструктуры

К транспортной инфраструктуре относятся наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, транспортные развязки, в том числе внутри крупных городов, ледокольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и другие сооружения транспортного комплекса.

Предоставление пользователям услуг транспортной инфраструктуры, а также общие требования к операторам инфраструктуры устанавливаются действующим законодательством и контролируются государством.

Объекты и коммуникации транспортной инфраструктуры могут относиться к инфраструктуре общего и необщего пользования.

Принадлежность к инфраструктуре общего или необщего пользования не связана с формой собственности инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура развивается на основе следующих принципов:

приоритетность ликвидации разрывов и очевидных "узких мест", модернизации и развития уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;

сокращение диспропорций в развитии инфраструктуры различных регионов;

максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок;

увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики, связи, других инфраструктурных отраслей;

приоритетность развития внутригосударственных транспортных коммуникаций;

экономия ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения;

координация развития инфраструктуры различных видов транспорта, в том числе в интересах обороны и безопасности страны;

развитие транспортной инфраструктуры в городах в соответствии с рациональными принципами градостроительства и планирования землепользования;

специализация крупнейших объектов инфраструктуры сходного назначения;

учет необходимости резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети;

максимальная концентрация бюджетных и привлекаемых ресурсов на приоритетных проектах. Всемерное ускорение их реализации, в том числе с привлечением для этой цели заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках;

оптимально необходимое отчуждение земель для транспортных нужд, локализация и снижение негативных ландшафтных изменений, эффекта фрагментации территорий и загрязнения природной среды;

развитие государственно-частного партнерства в создании и эксплуатации инфраструктуры, прежде всего, на основе концессий;

поощрение создания платных объектов транспортной инфраструктуры, при условии предоставления ими услуг более высокого качества в сравнении с существующими бесплатными объектами.

2.4. Россия на мировом рынке транспортных услуг

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:

последовательная гармонизация российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг;

поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе, на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;

формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;

активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;

развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;

обеспечение надежных и благоприятных условий транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью;

участие российских компаний и предпринимателей в создании совместных транспортных предприятий, а также в конкурсах и торгах по приватизации транспортных предприятий, прежде всего, в странах СНГ и ЕврАзЭС;

расширение и углубление сотрудничества России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;

реализация на выгодных для России условиях транспортных проектов с иностранным техническим или финансовым участием;

развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества, с целью реализации транзитного потенциала России в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС;

повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества;

участие в международных транспортных проектах и программах, поддержка региональных инициатив, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.

Экспорт транспортных услуг рассматривается в качестве важной составляющей национального продукта России.

Экспорт транспортных услуг развивается в следующих основных направлениях:

развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы. Реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;

увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки;

повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов, перевозках транзитных грузов, грузов третьих стран и иностранных фрахтователей.

Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях:

активная поддержка международных норм и правил в области транспортной деятельности, установленных общепризнанными многосторонними соглашениями, в частности - под эгидой организаций ООН. Недопущение введения неоправданных региональных ограничений, создающих дискриминационные условия для международной транспортной деятельности;

в период вступления России в ВТО - обеспечение необходимой защиты наиболее слабо развитых сегментов рынка транспортных услуг (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений в области перевозок пассажиров и грузов;

создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают;

создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран;

создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, соответствующей требованиям, предъявляемым к ней при работе на международных рынках и обеспечивающим конкурентоспособность услуг отечественных операторов;

разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;

повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;

проведение согласованной активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг;

разработка и реализация мер, стимулирующих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка отечественных перевозчиков.

Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики.

Для повышения уровня реализации транспортного потенциала Российской Федерации необходимы:

участие России в разработке общей стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям, в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;

активная государственная поддержка транзитных проектов России на международной арене, формирование выгодных для России международных альянсов;

содействие реализации инвестиционных проектов, в том числе международных, направленных на развитие транзитных перевозок;

дальнейшее развитие логистических технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения доставки транзитных грузов, обеспечения гарантий их сохранности, общего повышения качества сервиса;

техническая модернизация и совершенствование экономических режимов в воздушных транзитных коридорах, проходящих через воздушное пространство России;

стимулирование создания российских мультимодальных транзитных операторов;

разработка экономических механизмов привлечения субъектов Российской Федерации и частных инвесторов к реализации проектов, направленных на использование транзитного потенциала;

разработка при участии субъектов Российской Федерации проектов создания и развития транзитных коридоров, дополняющих базовые международные транспортные коридоры.

2.5. Совершенствование транспортной техники и транспортных технологий. Развитие транспортного машиностроения

Одним из главных условий повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной системы является повышения технического уровня транспортных средств и оборудования, а также применение современных перевозочных, управленческих и информационно-телекоммуникационных технологий.

Совершенствование техники и технологий осуществляется на основе снижения ресурсоемкости транспортной техники, повышения ее экономичности, безопасности, эргономичности и экологичности с учетом положений программных документов по развитию производства конкурентоспособной транспортной техники <*>.


<*> Межведомственная программа развития дорожного машиностроения России на 2001 - 2005 годы, утвержденная совместным приказом Минпромнауки России от 30.03.2000 г. N 140 и Минтранса России от 26.03.2000 г. N 51-ДХ, Концепция развития автомобильной промышленности России, одобренная распоряжением Правительства российской Федерации от 16.07.2002 г. N 978-р, Межведомственная программа сотрудничества по обеспечению федерального железнодорожного транспорта новыми высокоэффективными технологиями и конкурентной продукцией.

Новая транспортная техника должна отвечать современным международным требованиям, соответствовать перспективной структуре пассажиро- и грузопотоков, а также особенностям организации перевозочного процесса в рыночных условиях. Транспортная техника для перевозки опасных грузов должна полностью соответствовать международным и национальным требованиям.

Одним из главных направлений повышения эффективности транспорта является снижение энергоемкости транспортной работы, использование новых источников энергии и создание новых транспортных средств

Реализация этого приоритета предполагает:

экономическое стимулирование разработки и использования на транспорте традиционных энергетических установок с повышенными показателями топливной экономичности;

стимулирование применения транспортных технологий, обеспечивающих снижение расхода топлива на единицу транспортной работы;

поощрение разработки транспортных энергетических установок, ориентированных на применение альтернативных нефтяным видов топлива, а также гибридных энергетических установок;

поощрение исследовательских и опытно-конструкторских разработок по созданию перспективных транспортных средств и транспортных систем с повышенными экономическими характеристиками.

Государство способствует развитию устойчивого взаимодействия транспорта и транспортного машиностроения, формированию стабильного внутреннего рынка транспортных средств и оборудования.

Техническая политика на транспорте ориентирована, прежде всего, на использование продукции отечественных производителей транспортной техники и оборудования.

Государственная поддержка транспортного машиностроения направляется, в первую очередь, на те программы, которые, наряду с производством транспортной техники, предусматривают широкие возможности для производства техники с характеристиками "под заказ" индивидуального потребителя, предполагают выгодные для потребителя экономические условия приобретения техники (лизинг, продажа в кредит и т.д.), а также предусматривают ее сопровождение на всем жизненном цикле (индустриальная модернизация, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и оборудования, находящихся в эксплуатации, утилизация техники, выводимой из эксплуатации).

В целях поддержки отечественных производителей, успешно осваивающих конкурентоспособные образцы транспортной техники, наряду с мерами таможенно-тарифного регулирования, должны применяться меры технического регулирования. В частности, должны быть установлены технические барьеры для импорта транспортной техники и оборудования, технические характеристики которых не соответствуют действующим в России требованиям. Должны устанавливаться ограничения на импорт подержанной транспортной техники в тех случаях, когда он препятствует развитию производства в России аналогичных технических средств.

Вместе с тем, решения в отношении развития отечественного производства или импорта транспортных средств, оборудования и комплектующих, а также реализация соответствующих мер экономического регулирования должны приниматься с учетом реальных возможностей отечественных производителей, а также сложившегося международного разделения труда.

Государство не будет создавать препятствий для импорта современной транспортной техники, которую не предполагается производить в Российской Федерации.

Это позволит сконцентрировать ресурсы транспортного машиностроения на целевых сегментах рынка, использовать объективные преимущества России в системе международного разделения труда.

Основными мерами по формированию стабильного внутреннего рынка транспортных средств и оборудования являются:

стимулирование развития лизинговой деятельности;

приведение к мировым нормам условий использования залога в финансировании проектов, связанных с приобретением транспортных средств;

создание системы экономических стимулов для производства и эксплуатации наиболее эффективных и экологичных транспортных средств и оборудования, а также скорейшего списания морально и физически устаревшей техники;

поддержка транспортных организаций, осваивающих перспективные образцы новой отечественной техники;

повышение доступности кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств государственных бюджетов, в первую очередь, на первоначальном этапе освоения и продвижения на рынок перспективной отечественной техники.

Механизмы государственной поддержки, направленные на повышение доступности кредитных ресурсов, в частности практика предоставления государственных гарантий, носят временный характер. Сфера их применения будет сокращаться по мере развития отечественного финансового рынка и его инструментов.

Система формирования и контроля нормативных требований к транспортным средствам и оборудованию, которые разрабатываются, производятся или ввозятся в Россию по импорту, совершенствуется на основе законодательства о техническом регулировании и должна предусматривать обязательное применение метрической системы мер.

На первом этапе реализации стратегии будет разработан основной комплекс технических регламентов, содержащих требования по обеспечению безопасности и охране окружающей среды к объектам технического регулирования на транспорте. Для этого могут быть использованы имеющиеся документы, действующие в системах сертификации групп однородной продукции, а также государственные и отраслевые стандарты.

Необходимо упорядочение на базе единых организационно-методических принципов системы контроля соответствия производимых и эксплуатируемых транспортных средств и оборудования установленным требованиям и повышение эффективности такого контроля.

К 2010 году будет осуществлен переход на производство транспортных средств, полностью соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация (правила ИМО, ИКАО, ЕЭК ООН и др.).

Для установления требований к потребительским свойствам объектов транспортной отрасли, не подпадающим под действие технических регламентов, будут разработаны и введены в действие комплексы специальных стандартов (в частности, как нормативная база систем добровольной сертификации).

Изменение структуры парка транспортных средств и флота предусматривает:

- на железнодорожном транспорте - увеличение в парке доли современных высокоэффективных грузовых локомотивов, грузовых вагонов с повышенной грузоподъемностью и надежностью (в том числе, для специализированных перевозок); увеличение доли скоростного пассажирского подвижного состава; расширение парка пассажирских вагонов, пригородных и межобластных электропоездов повышенной комфортности;

- на морском транспорте - строительство крупнотоннажных танкеров серии "Балтмакс" и "Босформакс" в целях обеспечения роста экспорта нефтеналивных грузов через Черноморские и Балтийские проливы; строительство специализированных судов-газовозов для вывоза углеводородного сырья с Ямала, Сахалина и других месторождений; строительство паромов нового поколения для развития паромного сообщения на всех основных бассейнах; разработка проектов и строительство атомных ледоколов нового поколения, линейных и вспомогательных дизель-электрических ледоколов для обеспечения перевозок с арктического шельфа и по трассам Северного морского пути; развитие аварийно-спасательного флота; проектирование и строительство судов усиленного ледового класса двойного действия с движительным комплексом AZIPOD;

- на внутреннем водном транспорте - создание новых типов судов повышенной экономичности, а также судов, предназначенных для эксплуатации на участках с малыми глубинами, в том числе для проведения спасательных операций при чрезвычайных ситуациях; расширение применения большегрузных составов; создание нового поколения комфортабельных речных туристических судов;

- на автомобильном транспорте - увеличение в грузовом парке доли автопоездов большой грузоподъемности, расширение гаммы специализированных полуприцепов для обеспечения растущего спроса на междугородные и международные перевозки; увеличение количества специализированных грузовых шасси, в том числе, оснащенных средствами самопогрузки и гаммой сменных кузовов для обслуживания сферы розничной торговли, малого бизнеса, фермерских хозяйств, коммунальной сферы; в парке междугородных автобусов должна увеличиваться доля подвижного состава повышенной комфортности, оборудованного с учетом требований дальних пассажирских перевозок и туристического бизнеса; Характеристики всей производимой и импортируемой автомобильной техники должны отвечать требованиям соответствующих соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация; К 2008 году выпускаемые в России автомобили должны соответствовать нормам ЕВРО-4 ЕЭК ООН;

- на городском пассажирском транспорте - создание широкой гаммы унифицированных семейств автобусов и троллейбусов, разработка и внедрение систем скоростного внеуличного транспорта, применение энергетических установок с повышенными экологическими характеристиками;

- на воздушном транспорте - переход к эксплуатации нового семейства экономичных воздушных судов.

Транспортные средства для перевозки пассажиров, пассажирские терминалы, другие элементы инфраструктуры пассажирского транспорта должны иметь специальное оборудование и конструктивные особенности, обеспечивающие их доступность для пассажиров, имеющих физические недостатки.

Государство стремится к снижению грузоемкости экономики и удельных транспортных издержек, создавая экономические условия для применения рациональных схем доставки и распределения товаров, современных систем перевозки пассажиров.

Основным направлением совершенствования транспортных технологий в сфере грузодвижения является интеграция производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики.

Государство стимулирует этот процесс, поддерживая создание мультимодальных логистических центров, на рынке транспортных услуг - мультимодальных транспортных операторов, способствуя комплексной информатизации транспортного процесса.

Развитие мультимодальных перевозок основывается, прежде всего, на максимально возможном использовании потенциала контейнеризации системы товародвижения, что предусматривает:

наращивание мощности имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов. При этом целесообразным является сочетание нескольких крупнейших терминалов в морских транспортных узлах с менее мощными многочисленными объектами внутри страны в полосе основных транспортных коридоров и на сети железных дорог;

создание свободных экономических зон в портах для привлечения основных контейнерных потоков внешней торговли, транзита и трансшипмента;

стимулирование создания в России национальных контейнерных операторов, нацеленных на обеспечение транзита контейнеров через российскую территорию по основным транспортным коридорам и активное позиционирование на глобальном рынке контейнерных перевозок;

совершенствование таможенных технологий, применяемых при международных перевозках контейнеров;

создание условий для расширения производства контейнеров, специализированного подвижного состава для его перевозки и оборудования для терминальной переработки контейнеров с учетом мировой тенденции к расширению использования 40-футовых контейнеров повышенной вместимости, а также специализированных контейнеров для доставки химических продуктов, сжиженных газов, рефрижераторных грузов.

Повышение качества транспортных услуг, эффективности и безопасности транспортного процесса обеспечивается применением современных информационных и телекоммуникационных технологий

Направлениями реализации этого приоритета являются:

развитие информационных и телекоммуникационных технологий, сближение информационных стандартов различных видов транспорта, обеспечение взаимодействия и интеграции их информационных систем в направлении формирования единого информационного пространства;

развитие взаимодействия информационной среды транспорта и систем управления транспортом с информационными системами федеральных ведомств, функции которых связаны с регулированием транспортной деятельности, в том числе создание единых баз данных для обеспечения деятельности органов государственного надзора и контроля на транспорте;

комплексное решение задач обеспечения информационной безопасности управления транспортным процессом, навигации, связи с транспортными средствами, инструментального контроля положения транспортных средств на основе широкого применения современных высокоточных средств спутниковой навигации и связи, прежде всего - на базе единой системы навигационно-временного обеспечения Российской Федерации (в частности системы ГЛОНАСС), а также посредством топографо-геодезического и картографического обеспечения;

первоочередная реализация возможностей глобальных систем навигации и связи для обеспечения безопасности движения транспортных средств и транспортной безопасности (создание систем слежения за перевозками контейнеров и опасных грузов, решение задач обеспечения безопасности дорожного движения), а также для своевременного обнаружения аварийных и чрезвычайных ситуаций (создание единой службы экстренного оперативного вызова) и эффективной ликвидации их последствий;

обеспечение доступности услуг систем спутниковой связи и навигации для всех участников транспортного процесса;

совершенствование системы информационных технологий и стандартов, применяемых на транспорте, с учетом процессов международной интеграции;

создание интегрированных систем бронирования и продажи билетов на разные виды транспорта с обеспечением "стыковки" рейсов при пересадках с одного вида транспорта на другой, с одновременным созданием возможностей удаленного доступа пользователей к системам бронирования и продажи билетов через информационные сети общего пользования;

развитие системы электронного документооборота;

развитие прямого взаимодействия информационных систем транспортных операторов и грузовладельцев для реализации логистических транспортных технологий.

2.6. Гармонизация развития транспортной системы и повышение ее безопасности

Транспортная политика России строится в соответствии с базовыми принципами устойчивого развития. Удовлетворение транспортных потребностей не вступает в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья, не нарушает интересов будущих поколений.

Реализация указанных принципов предполагает следующее:

решения в области развития транспортной системы и регулирования транспортной деятельности оцениваются как с точки зрения экономической эффективности, так и с точки зрения безопасности и воздействия транспорта на окружающую среду, причем все указанные критерии являются равноценными;

общество и государство должны стремиться к разумному сокращению транспортных потребностей, не нарушая при этом прав на свободу перемещения и торговли. Идеальным результатом является более медленный рост объемов транспортной деятельности по сравнению с ростом ВВП;

приоритетность интересов общества в целом над интересами отдельных групп, в том числе - профессиональных;

органы власти, юридические лица и граждане должны принимать оптимальные с точки зрения экологии решения в области развития транспортной системы. При принятии управленческих решений в сфере транспорта необходимо осуществлять оценку воздействия на окружающую среду, в том числе - стоимостную, и проводить экологическую экспертизу проектов в соответствии с нормами законодательства по охране окружающей среды;

в рамках реализации принципа "загрязнитель платит" производитель транспортной услуги должен полностью оплачивать негативные экологические последствия, связанные с ее предоставлением - от потребления ресурсов до утилизации транспортных средств и отходов транспортной деятельности;

в регулировании конкурентных отношений между различными видами транспорта, реализуется принцип поэтапного переключения грузо- и пассажиропотоков на экологически чистые виды транспорта;

в налоговой политике в перспективе возможно перенесение акцента с обложения производства и реализации транспортных услуг на обложение потребления производителями транспортных услуг топливно-энергетических ресурсов;

усилия по комплексному решению проблем транспортного планирования, повышения безопасности и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду концентрируются, прежде всего, применительно к крупнейшим городам, курортным зонам и территориям, прилегающим к международным транспортным коридорам для последующего распространения применения наиболее успешных решений в этой области.

В отношении экологичности транспортных систем указанный принцип полной мере будет осуществлен на втором этапе реализации стратегии на основе преодоления основных диспропорций в транспортной инфраструктуре и переходу к эксплуатации новых поколений транспортной техники.

Повышение безопасности дорожного движения (БДД) рассматривается как общенациональный приоритет. Первоочередной задачей в этой области является снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.

Действия по снижению количества и тяжести ДТП направлены на:

формирование общественного мнения относительно дорожной аварийности как проблемы общенационального характера, значительное расширение спектра воспитательных мер, направленных на повышение общей "дорожной культуры" граждан России;

создание системы государственных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения с учетом международных требований и соглашений;

совершенствование технического регулирования на автомобильном и городском общественном транспорте с целью обеспечения конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств;

развитие и улучшение улично-дорожной сети, совершенствование организации дорожного движения;

привитие детям в период дошкольного воспитания и обучения в начальной школе устойчивых навыков правильного поведения как участников дорожного движения;

значительное повышение уровня требований к организациям, осуществляющим обучение вождению автомобиля;

совершенствование системы предоставления гражданам права на управление транспортными средствами, а также обеспечение должного качества подготовки водителей и допуска их к участию в дорожном движении;

обеспечение участников движения информацией о возможных опасностях и способах их преодоления;

развитие систем своевременного обнаружения ДТП и оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

совершенствование структуры системы управления безопасностью движения на федеральном и региональном уровнях, улучшение координации деятельности органов исполнительной власти в сфере безопасности движения;

техническое развитие железнодорожных переездов, сокращение числа пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне;

совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области повышения БДД;

приведение мер административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения в соответствие с общественной опасностью этих нарушений. Значительное ужесточение санкций, применяемых в случае серьезных нарушений правил дорожного движения;

развитие и совершенствование механизмов страхования в целях гарантированного возмещения ущерба от ДТП и обеспечения систематической работы по их предупреждению.

Сохраняют актуальность также повышение безопасности движения на железнодорожном транспорте, безопасности полетов воздушных судов, безопасности морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях.

При решении этих задач должны учитываться рост числа субъектов транспортной деятельности, а также развитие рыночных отношений на транспорте и неизбежное в условиях экономического роста повышение интенсивности движения, а также соответствие подготовки и квалификации специалистов транспортного комплекса современным условиям.

Основные направления работы по повышению безопасности на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, одним из которых является совершенствование системы непрерывного профессионального образования работников транспортного комплекса, в том числе путем создания и развития вертикально интегрированных образовательных комплексов на базе транспортных ВУЗов, рассмотрены в соответствующих отраслевых разделах.

Традиционная система требований безопасности транспортного процесса дополняется комплексом мер по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте.

Комплекс антитеррористических мер на транспорте строится исходя из долгосрочного и глобального характера угрозы терроризма и учитывает необходимость постоянной международной координации действий в данной сфере.

Действующая государственная система мер по организации и проведению антитеррористических мероприятий на объектах транспорта, а также по созданию методов и средств защиты населения и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте, а также на объектах транспортной инфраструктуры, должна совершенствоваться адекватно существующим угрозам террористических воздействий на транспорте и международным обязательствам, принятым на себя Россией в этой области.

В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности транспорт призван выполнять мероприятия по защите населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий. Одновременно недопустимо создание чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры.

При решении этих задач должно быть обеспечено проведение комплекса взаимосвязанных, согласованных и централизованно управляемых мероприятий по подготовке, эксплуатации, и, при необходимости, восстановлению всех видов транспортных коммуникаций, а также подготовку (создание, закупку и техническое обслуживание) комплексно используемых при чрезвычайных ситуациях всех видов наземных, водных и воздушных транспортных средств, используемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"