Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
Раздел 2. Основные направления государственной транспортной политики
Государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспортной деятельности в условиях рынка остаются объективной необходимостью.
В основу транспортной политики государства положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность государственного регулирования на транспорте, направляя его на повышение качества обслуживания и снижение общественных затрат, связанных с транспортной деятельностью.
При безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт единым комплексом, что обеспечивает дополнительный системный эффект.
Единство государственного управления транспортом предполагает:
развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;
сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, в первую очередь - в транспортных узлах и на подходах к ним;
развитие интермодальных перевозок на основе единых технических и информационных стандартов и технологий, а также унифицированных перевозочных документов;
координацию обеспечения средствами транспорта безопасности и обороноспособности страны;
оптимизация и развитие инфраструктуры контрольно-надзорных служб;
согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и "стыковку" транспортных систем отдельных регионов;
формирование на транспорте единого информационного пространства;
согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.
Сферами ответственности государства в управлении транспортом являются:
совершенствование правовых основ транспортной деятельности;
решение задач оборонного и мобилизационного характера;
создание условий для обеспечения безопасности и антитеррористической защиты на транспорте;
обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;
обеспечение работоспособности опорной транспортной инфраструктуры, определение стабильных источников инвестиций для ее обновления;
выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе - установление требований к транспортным средствам и системам;
регулирование социально-трудовых отношений и развитие кадрового потенциала;
проведение структурных преобразований на транспорте;
устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;
выработка и контроль соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре;
выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики на транспорте;
обеспечение транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны. Целевая поддержка пользователей или операторов в тех случаях, когда рынок не может обеспечить такого обслуживания;
совершенствование системы контроля и надзора в транспортном комплексе, усиление контрольных органов, совершенствование правовых основ их функционирования;
обеспечение интеграции транспортной системы России в мировую транспортную систему, в том числе - в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает необходимые изменения, являются:
реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации узких мест и недостающих звеньев в транспортной инфраструктуре, обеспечение притока инвестиций в транспортный сектор;
развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
прекращение перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других;
инновации на транспорте, внедрение наиболее эффективных технологий перевозок грузов и пассажиров;
развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;
повышение доступности транспортных услуг для населения с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся;
развитие социального партнерства на транспорте;
развитие транспортной системы в интересах обеспечения задач в области обороны и безопасности государства.
Важнейшей сферой ответственности государства является обеспечение безопасности функционирования транспорта.
Государственное регулирование в области обеспечения безопасности строится на следующих принципах:
гарантированное обеспечение государством функционирования и развития систем обеспечения безопасности на транспорте;
распространение государственного контроля и надзора в области безопасности на производителей, импортеров и владельцев транспортных средств любых форм собственности и видов деятельности;
обеспечение адекватности применяемых санкций (наказаний) степени общественной опасности нарушений норм и правил;
координация действий по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте;
координация действий по использованию транспорта в целях защиты населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий с одновременным недопущением создания чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры;
формирование единых принципов и подходов к профессиональному отбору, подготовке и переподготовке работников транспортной сферы, регулированию их труда;
укрепление кадровой профессиональной базы транспорта, совершенствование системы специализированных, в том числе - закрытых учебных заведений в соответствии с перспективными требованиями к высококвалифицированным специалистам транспорта.
Государственное управление транспортом включает меры, учитывающие универсальный характер транспортной деятельности.
Значительное повышение доступности и расширение использования автомобилей, речных и воздушных судов для личных потребностей и нужд домохозяйств предполагает развитие адекватных форм регулирования и контроля, направленных, прежде всего, на соблюдение требований по обеспечению безопасности и экологических требований в сфере некоммерческого использования транспортных средств.
Важнейшей задачей в этой связи является системное регулирование процесса автомобилизации страны.
В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне:
принимаются уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта;
устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса;
принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры;
решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта, осуществляется регулирование международных перевозок, обеспечивается реализация обязательств Российской Федерации в рамках международных соглашений;
принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.
осуществляется перераспределение имущества транспорта между органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом закрепленных за ними публичных функций и полномочий.
Федеральное законодательство должно предусматривать возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.
При этом должны учитываться такие индивидуальные особенности отдельных регионов, как общий уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, показатели безопасности транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.
По мере развития рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций и при условии внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации возможно делегирование отдельных функций, выполняемых государственными органами указанным организациям.
Делегирование функций осуществляется адекватно развитию рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций транспорта, а также по мере совершенствования системы государственного управления.
Важным направлением совершенствования государственного регулирования является перестройка системы статистического наблюдения, которая ведется в следующих направлениях:
сокращение объема данных статистического наблюдения за счет информации, имеющей технологический или корпоративный характер;
дополнение системы статистического наблюдения показателями, необходимыми для принятия управленческих решений в условиях рынка;
унификация форм статистического учета на различных видах транспорта;
охват статистическим наблюдением субъектов транспортной деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;
замена в ряде случаев сплошного статистического наблюдения выборочным;
делегирование отдельных функций мониторинга и статистического наблюдения саморегулируемым организациям.
2.2. Развитие рынка транспортных услугОсновными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:
совершенствование антимонопольного регулирования;
поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;
создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;
устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;
коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более "мягким" формам государственного регулирования;
поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;
постепенная замена действующих количественных квот качественными;
содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.
2.3. Развитие транспортной инфраструктурыК транспортной инфраструктуре относятся наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, транспортные развязки, в том числе внутри крупных городов, ледокольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и другие сооружения транспортного комплекса.
Предоставление пользователям услуг транспортной инфраструктуры, а также общие требования к операторам инфраструктуры устанавливаются действующим законодательством и контролируются государством.
Объекты и коммуникации транспортной инфраструктуры могут относиться к инфраструктуре общего и необщего пользования.
Принадлежность к инфраструктуре общего или необщего пользования не связана с формой собственности инфраструктуры.
Транспортная инфраструктура развивается на основе следующих принципов:
приоритетность ликвидации разрывов и очевидных "узких мест", модернизации и развития уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;
сокращение диспропорций в развитии инфраструктуры различных регионов;
максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок;
увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики, связи, других инфраструктурных отраслей;
приоритетность развития внутригосударственных транспортных коммуникаций;
экономия ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения;
координация развития инфраструктуры различных видов транспорта, в том числе в интересах обороны и безопасности страны;
развитие транспортной инфраструктуры в городах в соответствии с рациональными принципами градостроительства и планирования землепользования;
специализация крупнейших объектов инфраструктуры сходного назначения;
учет необходимости резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети;
максимальная концентрация бюджетных и привлекаемых ресурсов на приоритетных проектах. Всемерное ускорение их реализации, в том числе с привлечением для этой цели заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках;
оптимально необходимое отчуждение земель для транспортных нужд, локализация и снижение негативных ландшафтных изменений, эффекта фрагментации территорий и загрязнения природной среды;
развитие государственно-частного партнерства в создании и эксплуатации инфраструктуры, прежде всего, на основе концессий;
поощрение создания платных объектов транспортной инфраструктуры, при условии предоставления ими услуг более высокого качества в сравнении с существующими бесплатными объектами.
2.4. Россия на мировом рынке транспортных услугВ условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.
Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:
последовательная гармонизация российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг;
поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе, на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;
формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;
активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;
развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;
обеспечение надежных и благоприятных условий транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью;
участие российских компаний и предпринимателей в создании совместных транспортных предприятий, а также в конкурсах и торгах по приватизации транспортных предприятий, прежде всего, в странах СНГ и ЕврАзЭС;
расширение и углубление сотрудничества России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;
реализация на выгодных для России условиях транспортных проектов с иностранным техническим или финансовым участием;
развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества, с целью реализации транзитного потенциала России в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС;
повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества;
участие в международных транспортных проектах и программах, поддержка региональных инициатив, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.
Экспорт транспортных услуг рассматривается в качестве важной составляющей национального продукта России.
Экспорт транспортных услуг развивается в следующих основных направлениях:
развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы. Реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;
увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки;
повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов, перевозках транзитных грузов, грузов третьих стран и иностранных фрахтователей.
Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях:
активная поддержка международных норм и правил в области транспортной деятельности, установленных общепризнанными многосторонними соглашениями, в частности - под эгидой организаций ООН. Недопущение введения неоправданных региональных ограничений, создающих дискриминационные условия для международной транспортной деятельности;
в период вступления России в ВТО - обеспечение необходимой защиты наиболее слабо развитых сегментов рынка транспортных услуг (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений в области перевозок пассажиров и грузов;
создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают;
создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран;
создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, соответствующей требованиям, предъявляемым к ней при работе на международных рынках и обеспечивающим конкурентоспособность услуг отечественных операторов;
разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;
повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;
проведение согласованной активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг;
разработка и реализация мер, стимулирующих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка отечественных перевозчиков.
Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики.
Для повышения уровня реализации транспортного потенциала Российской Федерации необходимы:
участие России в разработке общей стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям, в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;
активная государственная поддержка транзитных проектов России на международной арене, формирование выгодных для России международных альянсов;
содействие реализации инвестиционных проектов, в том числе международных, направленных на развитие транзитных перевозок;
дальнейшее развитие логистических технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения доставки транзитных грузов, обеспечения гарантий их сохранности, общего повышения качества сервиса;
техническая модернизация и совершенствование экономических режимов в воздушных транзитных коридорах, проходящих через воздушное пространство России;
стимулирование создания российских мультимодальных транзитных операторов;
разработка экономических механизмов привлечения субъектов Российской Федерации и частных инвесторов к реализации проектов, направленных на использование транзитного потенциала;
разработка при участии субъектов Российской Федерации проектов создания и развития транзитных коридоров, дополняющих базовые международные транспортные коридоры.
2.5. Совершенствование транспортной техники и транспортных технологий. Развитие транспортного машиностроенияОдним из главных условий повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной системы является повышения технического уровня транспортных средств и оборудования, а также применение современных перевозочных, управленческих и информационно-телекоммуникационных технологий.
Совершенствование техники и технологий осуществляется на основе снижения ресурсоемкости транспортной техники, повышения ее экономичности, безопасности, эргономичности и экологичности с учетом положений программных документов по развитию производства конкурентоспособной транспортной техники <*>.
<*> Межведомственная программа развития дорожного машиностроения России на 2001 - 2005 годы, утвержденная совместным приказом Минпромнауки России от 30.03.2000 г. N 140 и Минтранса России от 26.03.2000 г. N 51-ДХ, Концепция развития автомобильной промышленности России, одобренная распоряжением Правительства российской Федерации от 16.07.2002 г. N 978-р, Межведомственная программа сотрудничества по обеспечению федерального железнодорожного транспорта новыми высокоэффективными технологиями и конкурентной продукцией.
Новая транспортная техника должна отвечать современным международным требованиям, соответствовать перспективной структуре пассажиро- и грузопотоков, а также особенностям организации перевозочного процесса в рыночных условиях. Транспортная техника для перевозки опасных грузов должна полностью соответствовать международным и национальным требованиям.
Одним из главных направлений повышения эффективности транспорта является снижение энергоемкости транспортной работы, использование новых источников энергии и создание новых транспортных средств
Реализация этого приоритета предполагает:
экономическое стимулирование разработки и использования на транспорте традиционных энергетических установок с повышенными показателями топливной экономичности;
стимулирование применения транспортных технологий, обеспечивающих снижение расхода топлива на единицу транспортной работы;
поощрение разработки транспортных энергетических установок, ориентированных на применение альтернативных нефтяным видов топлива, а также гибридных энергетических установок;
поощрение исследовательских и опытно-конструкторских разработок по созданию перспективных транспортных средств и транспортных систем с повышенными экономическими характеристиками.
Государство способствует развитию устойчивого взаимодействия транспорта и транспортного машиностроения, формированию стабильного внутреннего рынка транспортных средств и оборудования.
Техническая политика на транспорте ориентирована, прежде всего, на использование продукции отечественных производителей транспортной техники и оборудования.
Государственная поддержка транспортного машиностроения направляется, в первую очередь, на те программы, которые, наряду с производством транспортной техники, предусматривают широкие возможности для производства техники с характеристиками "под заказ" индивидуального потребителя, предполагают выгодные для потребителя экономические условия приобретения техники (лизинг, продажа в кредит и т.д.), а также предусматривают ее сопровождение на всем жизненном цикле (индустриальная модернизация, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и оборудования, находящихся в эксплуатации, утилизация техники, выводимой из эксплуатации).
В целях поддержки отечественных производителей, успешно осваивающих конкурентоспособные образцы транспортной техники, наряду с мерами таможенно-тарифного регулирования, должны применяться меры технического регулирования. В частности, должны быть установлены технические барьеры для импорта транспортной техники и оборудования, технические характеристики которых не соответствуют действующим в России требованиям. Должны устанавливаться ограничения на импорт подержанной транспортной техники в тех случаях, когда он препятствует развитию производства в России аналогичных технических средств.
Вместе с тем, решения в отношении развития отечественного производства или импорта транспортных средств, оборудования и комплектующих, а также реализация соответствующих мер экономического регулирования должны приниматься с учетом реальных возможностей отечественных производителей, а также сложившегося международного разделения труда.
Государство не будет создавать препятствий для импорта современной транспортной техники, которую не предполагается производить в Российской Федерации.
Это позволит сконцентрировать ресурсы транспортного машиностроения на целевых сегментах рынка, использовать объективные преимущества России в системе международного разделения труда.
Основными мерами по формированию стабильного внутреннего рынка транспортных средств и оборудования являются:
стимулирование развития лизинговой деятельности;
приведение к мировым нормам условий использования залога в финансировании проектов, связанных с приобретением транспортных средств;
создание системы экономических стимулов для производства и эксплуатации наиболее эффективных и экологичных транспортных средств и оборудования, а также скорейшего списания морально и физически устаревшей техники;
поддержка транспортных организаций, осваивающих перспективные образцы новой отечественной техники;
повышение доступности кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств государственных бюджетов, в первую очередь, на первоначальном этапе освоения и продвижения на рынок перспективной отечественной техники.
Механизмы государственной поддержки, направленные на повышение доступности кредитных ресурсов, в частности практика предоставления государственных гарантий, носят временный характер. Сфера их применения будет сокращаться по мере развития отечественного финансового рынка и его инструментов.
Система формирования и контроля нормативных требований к транспортным средствам и оборудованию, которые разрабатываются, производятся или ввозятся в Россию по импорту, совершенствуется на основе законодательства о техническом регулировании и должна предусматривать обязательное применение метрической системы мер.
На первом этапе реализации стратегии будет разработан основной комплекс технических регламентов, содержащих требования по обеспечению безопасности и охране окружающей среды к объектам технического регулирования на транспорте. Для этого могут быть использованы имеющиеся документы, действующие в системах сертификации групп однородной продукции, а также государственные и отраслевые стандарты.
Необходимо упорядочение на базе единых организационно-методических принципов системы контроля соответствия производимых и эксплуатируемых транспортных средств и оборудования установленным требованиям и повышение эффективности такого контроля.
К 2010 году будет осуществлен переход на производство транспортных средств, полностью соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация (правила ИМО, ИКАО, ЕЭК ООН и др.).
Для установления требований к потребительским свойствам объектов транспортной отрасли, не подпадающим под действие технических регламентов, будут разработаны и введены в действие комплексы специальных стандартов (в частности, как нормативная база систем добровольной сертификации).
Изменение структуры парка транспортных средств и флота предусматривает:
- на железнодорожном транспорте - увеличение в парке доли современных высокоэффективных грузовых локомотивов, грузовых вагонов с повышенной грузоподъемностью и надежностью (в том числе, для специализированных перевозок); увеличение доли скоростного пассажирского подвижного состава; расширение парка пассажирских вагонов, пригородных и межобластных электропоездов повышенной комфортности;
- на морском транспорте - строительство крупнотоннажных танкеров серии "Балтмакс" и "Босформакс" в целях обеспечения роста экспорта нефтеналивных грузов через Черноморские и Балтийские проливы; строительство специализированных судов-газовозов для вывоза углеводородного сырья с Ямала, Сахалина и других месторождений; строительство паромов нового поколения для развития паромного сообщения на всех основных бассейнах; разработка проектов и строительство атомных ледоколов нового поколения, линейных и вспомогательных дизель-электрических ледоколов для обеспечения перевозок с арктического шельфа и по трассам Северного морского пути; развитие аварийно-спасательного флота; проектирование и строительство судов усиленного ледового класса двойного действия с движительным комплексом AZIPOD;
- на внутреннем водном транспорте - создание новых типов судов повышенной экономичности, а также судов, предназначенных для эксплуатации на участках с малыми глубинами, в том числе для проведения спасательных операций при чрезвычайных ситуациях; расширение применения большегрузных составов; создание нового поколения комфортабельных речных туристических судов;
- на автомобильном транспорте - увеличение в грузовом парке доли автопоездов большой грузоподъемности, расширение гаммы специализированных полуприцепов для обеспечения растущего спроса на междугородные и международные перевозки; увеличение количества специализированных грузовых шасси, в том числе, оснащенных средствами самопогрузки и гаммой сменных кузовов для обслуживания сферы розничной торговли, малого бизнеса, фермерских хозяйств, коммунальной сферы; в парке междугородных автобусов должна увеличиваться доля подвижного состава повышенной комфортности, оборудованного с учетом требований дальних пассажирских перевозок и туристического бизнеса; Характеристики всей производимой и импортируемой автомобильной техники должны отвечать требованиям соответствующих соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация; К 2008 году выпускаемые в России автомобили должны соответствовать нормам ЕВРО-4 ЕЭК ООН;
- на городском пассажирском транспорте - создание широкой гаммы унифицированных семейств автобусов и троллейбусов, разработка и внедрение систем скоростного внеуличного транспорта, применение энергетических установок с повышенными экологическими характеристиками;
- на воздушном транспорте - переход к эксплуатации нового семейства экономичных воздушных судов.
Транспортные средства для перевозки пассажиров, пассажирские терминалы, другие элементы инфраструктуры пассажирского транспорта должны иметь специальное оборудование и конструктивные особенности, обеспечивающие их доступность для пассажиров, имеющих физические недостатки.
Государство стремится к снижению грузоемкости экономики и удельных транспортных издержек, создавая экономические условия для применения рациональных схем доставки и распределения товаров, современных систем перевозки пассажиров.
Основным направлением совершенствования транспортных технологий в сфере грузодвижения является интеграция производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики.
Государство стимулирует этот процесс, поддерживая создание мультимодальных логистических центров, на рынке транспортных услуг - мультимодальных транспортных операторов, способствуя комплексной информатизации транспортного процесса.
Развитие мультимодальных перевозок основывается, прежде всего, на максимально возможном использовании потенциала контейнеризации системы товародвижения, что предусматривает:
наращивание мощности имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов. При этом целесообразным является сочетание нескольких крупнейших терминалов в морских транспортных узлах с менее мощными многочисленными объектами внутри страны в полосе основных транспортных коридоров и на сети железных дорог;
создание свободных экономических зон в портах для привлечения основных контейнерных потоков внешней торговли, транзита и трансшипмента;
стимулирование создания в России национальных контейнерных операторов, нацеленных на обеспечение транзита контейнеров через российскую территорию по основным транспортным коридорам и активное позиционирование на глобальном рынке контейнерных перевозок;
совершенствование таможенных технологий, применяемых при международных перевозках контейнеров;
создание условий для расширения производства контейнеров, специализированного подвижного состава для его перевозки и оборудования для терминальной переработки контейнеров с учетом мировой тенденции к расширению использования 40-футовых контейнеров повышенной вместимости, а также специализированных контейнеров для доставки химических продуктов, сжиженных газов, рефрижераторных грузов.
Повышение качества транспортных услуг, эффективности и безопасности транспортного процесса обеспечивается применением современных информационных и телекоммуникационных технологий
Направлениями реализации этого приоритета являются:
развитие информационных и телекоммуникационных технологий, сближение информационных стандартов различных видов транспорта, обеспечение взаимодействия и интеграции их информационных систем в направлении формирования единого информационного пространства;
развитие взаимодействия информационной среды транспорта и систем управления транспортом с информационными системами федеральных ведомств, функции которых связаны с регулированием транспортной деятельности, в том числе создание единых баз данных для обеспечения деятельности органов государственного надзора и контроля на транспорте;
комплексное решение задач обеспечения информационной безопасности управления транспортным процессом, навигации, связи с транспортными средствами, инструментального контроля положения транспортных средств на основе широкого применения современных высокоточных средств спутниковой навигации и связи, прежде всего - на базе единой системы навигационно-временного обеспечения Российской Федерации (в частности системы ГЛОНАСС), а также посредством топографо-геодезического и картографического обеспечения;
первоочередная реализация возможностей глобальных систем навигации и связи для обеспечения безопасности движения транспортных средств и транспортной безопасности (создание систем слежения за перевозками контейнеров и опасных грузов, решение задач обеспечения безопасности дорожного движения), а также для своевременного обнаружения аварийных и чрезвычайных ситуаций (создание единой службы экстренного оперативного вызова) и эффективной ликвидации их последствий;
обеспечение доступности услуг систем спутниковой связи и навигации для всех участников транспортного процесса;
совершенствование системы информационных технологий и стандартов, применяемых на транспорте, с учетом процессов международной интеграции;
создание интегрированных систем бронирования и продажи билетов на разные виды транспорта с обеспечением "стыковки" рейсов при пересадках с одного вида транспорта на другой, с одновременным созданием возможностей удаленного доступа пользователей к системам бронирования и продажи билетов через информационные сети общего пользования;
развитие системы электронного документооборота;
развитие прямого взаимодействия информационных систем транспортных операторов и грузовладельцев для реализации логистических транспортных технологий.
2.6. Гармонизация развития транспортной системы и повышение ее безопасностиТранспортная политика России строится в соответствии с базовыми принципами устойчивого развития. Удовлетворение транспортных потребностей не вступает в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья, не нарушает интересов будущих поколений.
Реализация указанных принципов предполагает следующее:
решения в области развития транспортной системы и регулирования транспортной деятельности оцениваются как с точки зрения экономической эффективности, так и с точки зрения безопасности и воздействия транспорта на окружающую среду, причем все указанные критерии являются равноценными;
общество и государство должны стремиться к разумному сокращению транспортных потребностей, не нарушая при этом прав на свободу перемещения и торговли. Идеальным результатом является более медленный рост объемов транспортной деятельности по сравнению с ростом ВВП;
приоритетность интересов общества в целом над интересами отдельных групп, в том числе - профессиональных;
органы власти, юридические лица и граждане должны принимать оптимальные с точки зрения экологии решения в области развития транспортной системы. При принятии управленческих решений в сфере транспорта необходимо осуществлять оценку воздействия на окружающую среду, в том числе - стоимостную, и проводить экологическую экспертизу проектов в соответствии с нормами законодательства по охране окружающей среды;
в рамках реализации принципа "загрязнитель платит" производитель транспортной услуги должен полностью оплачивать негативные экологические последствия, связанные с ее предоставлением - от потребления ресурсов до утилизации транспортных средств и отходов транспортной деятельности;
в регулировании конкурентных отношений между различными видами транспорта, реализуется принцип поэтапного переключения грузо- и пассажиропотоков на экологически чистые виды транспорта;
в налоговой политике в перспективе возможно перенесение акцента с обложения производства и реализации транспортных услуг на обложение потребления производителями транспортных услуг топливно-энергетических ресурсов;
усилия по комплексному решению проблем транспортного планирования, повышения безопасности и снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду концентрируются, прежде всего, применительно к крупнейшим городам, курортным зонам и территориям, прилегающим к международным транспортным коридорам для последующего распространения применения наиболее успешных решений в этой области.
В отношении экологичности транспортных систем указанный принцип полной мере будет осуществлен на втором этапе реализации стратегии на основе преодоления основных диспропорций в транспортной инфраструктуре и переходу к эксплуатации новых поколений транспортной техники.
Повышение безопасности дорожного движения (БДД) рассматривается как общенациональный приоритет. Первоочередной задачей в этой области является снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.
Действия по снижению количества и тяжести ДТП направлены на:
формирование общественного мнения относительно дорожной аварийности как проблемы общенационального характера, значительное расширение спектра воспитательных мер, направленных на повышение общей "дорожной культуры" граждан России;
создание системы государственных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения с учетом международных требований и соглашений;
совершенствование технического регулирования на автомобильном и городском общественном транспорте с целью обеспечения конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств;
развитие и улучшение улично-дорожной сети, совершенствование организации дорожного движения;
привитие детям в период дошкольного воспитания и обучения в начальной школе устойчивых навыков правильного поведения как участников дорожного движения;
значительное повышение уровня требований к организациям, осуществляющим обучение вождению автомобиля;
совершенствование системы предоставления гражданам права на управление транспортными средствами, а также обеспечение должного качества подготовки водителей и допуска их к участию в дорожном движении;
обеспечение участников движения информацией о возможных опасностях и способах их преодоления;
развитие систем своевременного обнаружения ДТП и оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
совершенствование структуры системы управления безопасностью движения на федеральном и региональном уровнях, улучшение координации деятельности органов исполнительной власти в сфере безопасности движения;
техническое развитие железнодорожных переездов, сокращение числа пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области повышения БДД;
приведение мер административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения в соответствие с общественной опасностью этих нарушений. Значительное ужесточение санкций, применяемых в случае серьезных нарушений правил дорожного движения;
развитие и совершенствование механизмов страхования в целях гарантированного возмещения ущерба от ДТП и обеспечения систематической работы по их предупреждению.
Сохраняют актуальность также повышение безопасности движения на железнодорожном транспорте, безопасности полетов воздушных судов, безопасности морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях.
При решении этих задач должны учитываться рост числа субъектов транспортной деятельности, а также развитие рыночных отношений на транспорте и неизбежное в условиях экономического роста повышение интенсивности движения, а также соответствие подготовки и квалификации специалистов транспортного комплекса современным условиям.
Основные направления работы по повышению безопасности на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, одним из которых является совершенствование системы непрерывного профессионального образования работников транспортного комплекса, в том числе путем создания и развития вертикально интегрированных образовательных комплексов на базе транспортных ВУЗов, рассмотрены в соответствующих отраслевых разделах.
Традиционная система требований безопасности транспортного процесса дополняется комплексом мер по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте.
Комплекс антитеррористических мер на транспорте строится исходя из долгосрочного и глобального характера угрозы терроризма и учитывает необходимость постоянной международной координации действий в данной сфере.
Действующая государственная система мер по организации и проведению антитеррористических мероприятий на объектах транспорта, а также по созданию методов и средств защиты населения и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте, а также на объектах транспортной инфраструктуры, должна совершенствоваться адекватно существующим угрозам террористических воздействий на транспорте и международным обязательствам, принятым на себя Россией в этой области.
В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности транспорт призван выполнять мероприятия по защите населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий. Одновременно недопустимо создание чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры.
При решении этих задач должно быть обеспечено проведение комплекса взаимосвязанных, согласованных и централизованно управляемых мероприятий по подготовке, эксплуатации, и, при необходимости, восстановлению всех видов транспортных коммуникаций, а также подготовку (создание, закупку и техническое обслуживание) комплексно используемых при чрезвычайных ситуациях всех видов наземных, водных и воздушных транспортных средств, используемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"