в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 26.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
действует Редакция от 12.05.2005 Подробная информация
ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

2.5. Совершенствование транспортной техники и транспортных технологий. Развитие транспортного машиностроения

Одним из главных условий повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной системы является повышения технического уровня транспортных средств и оборудования, а также применение современных перевозочных, управленческих и информационно-телекоммуникационных технологий.

Совершенствование техники и технологий осуществляется на основе снижения ресурсоемкости транспортной техники, повышения ее экономичности, безопасности, эргономичности и экологичности с учетом положений программных документов по развитию производства конкурентоспособной транспортной техники <*>.


<*> Межведомственная программа развития дорожного машиностроения России на 2001 - 2005 годы, утвержденная совместным приказом Минпромнауки России от 30.03.2000 г. N 140 и Минтранса России от 26.03.2000 г. N 51-ДХ, Концепция развития автомобильной промышленности России, одобренная распоряжением Правительства российской Федерации от 16.07.2002 г. N 978-р, Межведомственная программа сотрудничества по обеспечению федерального железнодорожного транспорта новыми высокоэффективными технологиями и конкурентной продукцией.

Новая транспортная техника должна отвечать современным международным требованиям, соответствовать перспективной структуре пассажиро- и грузопотоков, а также особенностям организации перевозочного процесса в рыночных условиях. Транспортная техника для перевозки опасных грузов должна полностью соответствовать международным и национальным требованиям.

Одним из главных направлений повышения эффективности транспорта является снижение энергоемкости транспортной работы, использование новых источников энергии и создание новых транспортных средств

Реализация этого приоритета предполагает:

экономическое стимулирование разработки и использования на транспорте традиционных энергетических установок с повышенными показателями топливной экономичности;

стимулирование применения транспортных технологий, обеспечивающих снижение расхода топлива на единицу транспортной работы;

поощрение разработки транспортных энергетических установок, ориентированных на применение альтернативных нефтяным видов топлива, а также гибридных энергетических установок;

поощрение исследовательских и опытно-конструкторских разработок по созданию перспективных транспортных средств и транспортных систем с повышенными экономическими характеристиками.

Государство способствует развитию устойчивого взаимодействия транспорта и транспортного машиностроения, формированию стабильного внутреннего рынка транспортных средств и оборудования.

Техническая политика на транспорте ориентирована, прежде всего, на использование продукции отечественных производителей транспортной техники и оборудования.

Государственная поддержка транспортного машиностроения направляется, в первую очередь, на те программы, которые, наряду с производством транспортной техники, предусматривают широкие возможности для производства техники с характеристиками "под заказ" индивидуального потребителя, предполагают выгодные для потребителя экономические условия приобретения техники (лизинг, продажа в кредит и т.д.), а также предусматривают ее сопровождение на всем жизненном цикле (индустриальная модернизация, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и оборудования, находящихся в эксплуатации, утилизация техники, выводимой из эксплуатации).

В целях поддержки отечественных производителей, успешно осваивающих конкурентоспособные образцы транспортной техники, наряду с мерами таможенно-тарифного регулирования, должны применяться меры технического регулирования. В частности, должны быть установлены технические барьеры для импорта транспортной техники и оборудования, технические характеристики которых не соответствуют действующим в России требованиям. Должны устанавливаться ограничения на импорт подержанной транспортной техники в тех случаях, когда он препятствует развитию производства в России аналогичных технических средств.

Вместе с тем, решения в отношении развития отечественного производства или импорта транспортных средств, оборудования и комплектующих, а также реализация соответствующих мер экономического регулирования должны приниматься с учетом реальных возможностей отечественных производителей, а также сложившегося международного разделения труда.

Государство не будет создавать препятствий для импорта современной транспортной техники, которую не предполагается производить в Российской Федерации.

Это позволит сконцентрировать ресурсы транспортного машиностроения на целевых сегментах рынка, использовать объективные преимущества России в системе международного разделения труда.

Основными мерами по формированию стабильного внутреннего рынка транспортных средств и оборудования являются:

стимулирование развития лизинговой деятельности;

приведение к мировым нормам условий использования залога в финансировании проектов, связанных с приобретением транспортных средств;

создание системы экономических стимулов для производства и эксплуатации наиболее эффективных и экологичных транспортных средств и оборудования, а также скорейшего списания морально и физически устаревшей техники;

поддержка транспортных организаций, осваивающих перспективные образцы новой отечественной техники;

повышение доступности кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств государственных бюджетов, в первую очередь, на первоначальном этапе освоения и продвижения на рынок перспективной отечественной техники.

Механизмы государственной поддержки, направленные на повышение доступности кредитных ресурсов, в частности практика предоставления государственных гарантий, носят временный характер. Сфера их применения будет сокращаться по мере развития отечественного финансового рынка и его инструментов.

Система формирования и контроля нормативных требований к транспортным средствам и оборудованию, которые разрабатываются, производятся или ввозятся в Россию по импорту, совершенствуется на основе законодательства о техническом регулировании и должна предусматривать обязательное применение метрической системы мер.

На первом этапе реализации стратегии будет разработан основной комплекс технических регламентов, содержащих требования по обеспечению безопасности и охране окружающей среды к объектам технического регулирования на транспорте. Для этого могут быть использованы имеющиеся документы, действующие в системах сертификации групп однородной продукции, а также государственные и отраслевые стандарты.

Необходимо упорядочение на базе единых организационно-методических принципов системы контроля соответствия производимых и эксплуатируемых транспортных средств и оборудования установленным требованиям и повышение эффективности такого контроля.

К 2010 году будет осуществлен переход на производство транспортных средств, полностью соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация (правила ИМО, ИКАО, ЕЭК ООН и др.).

Для установления требований к потребительским свойствам объектов транспортной отрасли, не подпадающим под действие технических регламентов, будут разработаны и введены в действие комплексы специальных стандартов (в частности, как нормативная база систем добровольной сертификации).

Изменение структуры парка транспортных средств и флота предусматривает:

- на железнодорожном транспорте - увеличение в парке доли современных высокоэффективных грузовых локомотивов, грузовых вагонов с повышенной грузоподъемностью и надежностью (в том числе, для специализированных перевозок); увеличение доли скоростного пассажирского подвижного состава; расширение парка пассажирских вагонов, пригородных и межобластных электропоездов повышенной комфортности;

- на морском транспорте - строительство крупнотоннажных танкеров серии "Балтмакс" и "Босформакс" в целях обеспечения роста экспорта нефтеналивных грузов через Черноморские и Балтийские проливы; строительство специализированных судов-газовозов для вывоза углеводородного сырья с Ямала, Сахалина и других месторождений; строительство паромов нового поколения для развития паромного сообщения на всех основных бассейнах; разработка проектов и строительство атомных ледоколов нового поколения, линейных и вспомогательных дизель-электрических ледоколов для обеспечения перевозок с арктического шельфа и по трассам Северного морского пути; развитие аварийно-спасательного флота; проектирование и строительство судов усиленного ледового класса двойного действия с движительным комплексом AZIPOD;

- на внутреннем водном транспорте - создание новых типов судов повышенной экономичности, а также судов, предназначенных для эксплуатации на участках с малыми глубинами, в том числе для проведения спасательных операций при чрезвычайных ситуациях; расширение применения большегрузных составов; создание нового поколения комфортабельных речных туристических судов;

- на автомобильном транспорте - увеличение в грузовом парке доли автопоездов большой грузоподъемности, расширение гаммы специализированных полуприцепов для обеспечения растущего спроса на междугородные и международные перевозки; увеличение количества специализированных грузовых шасси, в том числе, оснащенных средствами самопогрузки и гаммой сменных кузовов для обслуживания сферы розничной торговли, малого бизнеса, фермерских хозяйств, коммунальной сферы; в парке междугородных автобусов должна увеличиваться доля подвижного состава повышенной комфортности, оборудованного с учетом требований дальних пассажирских перевозок и туристического бизнеса; Характеристики всей производимой и импортируемой автомобильной техники должны отвечать требованиям соответствующих соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация; К 2008 году выпускаемые в России автомобили должны соответствовать нормам ЕВРО-4 ЕЭК ООН;

- на городском пассажирском транспорте - создание широкой гаммы унифицированных семейств автобусов и троллейбусов, разработка и внедрение систем скоростного внеуличного транспорта, применение энергетических установок с повышенными экологическими характеристиками;

- на воздушном транспорте - переход к эксплуатации нового семейства экономичных воздушных судов.

Транспортные средства для перевозки пассажиров, пассажирские терминалы, другие элементы инфраструктуры пассажирского транспорта должны иметь специальное оборудование и конструктивные особенности, обеспечивающие их доступность для пассажиров, имеющих физические недостатки.

Государство стремится к снижению грузоемкости экономики и удельных транспортных издержек, создавая экономические условия для применения рациональных схем доставки и распределения товаров, современных систем перевозки пассажиров.

Основным направлением совершенствования транспортных технологий в сфере грузодвижения является интеграция производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики.

Государство стимулирует этот процесс, поддерживая создание мультимодальных логистических центров, на рынке транспортных услуг - мультимодальных транспортных операторов, способствуя комплексной информатизации транспортного процесса.

Развитие мультимодальных перевозок основывается, прежде всего, на максимально возможном использовании потенциала контейнеризации системы товародвижения, что предусматривает:

наращивание мощности имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов. При этом целесообразным является сочетание нескольких крупнейших терминалов в морских транспортных узлах с менее мощными многочисленными объектами внутри страны в полосе основных транспортных коридоров и на сети железных дорог;

создание свободных экономических зон в портах для привлечения основных контейнерных потоков внешней торговли, транзита и трансшипмента;

стимулирование создания в России национальных контейнерных операторов, нацеленных на обеспечение транзита контейнеров через российскую территорию по основным транспортным коридорам и активное позиционирование на глобальном рынке контейнерных перевозок;

совершенствование таможенных технологий, применяемых при международных перевозках контейнеров;

создание условий для расширения производства контейнеров, специализированного подвижного состава для его перевозки и оборудования для терминальной переработки контейнеров с учетом мировой тенденции к расширению использования 40-футовых контейнеров повышенной вместимости, а также специализированных контейнеров для доставки химических продуктов, сжиженных газов, рефрижераторных грузов.

Повышение качества транспортных услуг, эффективности и безопасности транспортного процесса обеспечивается применением современных информационных и телекоммуникационных технологий

Направлениями реализации этого приоритета являются:

развитие информационных и телекоммуникационных технологий, сближение информационных стандартов различных видов транспорта, обеспечение взаимодействия и интеграции их информационных систем в направлении формирования единого информационного пространства;

развитие взаимодействия информационной среды транспорта и систем управления транспортом с информационными системами федеральных ведомств, функции которых связаны с регулированием транспортной деятельности, в том числе создание единых баз данных для обеспечения деятельности органов государственного надзора и контроля на транспорте;

комплексное решение задач обеспечения информационной безопасности управления транспортным процессом, навигации, связи с транспортными средствами, инструментального контроля положения транспортных средств на основе широкого применения современных высокоточных средств спутниковой навигации и связи, прежде всего - на базе единой системы навигационно-временного обеспечения Российской Федерации (в частности системы ГЛОНАСС), а также посредством топографо-геодезического и картографического обеспечения;

первоочередная реализация возможностей глобальных систем навигации и связи для обеспечения безопасности движения транспортных средств и транспортной безопасности (создание систем слежения за перевозками контейнеров и опасных грузов, решение задач обеспечения безопасности дорожного движения), а также для своевременного обнаружения аварийных и чрезвычайных ситуаций (создание единой службы экстренного оперативного вызова) и эффективной ликвидации их последствий;

обеспечение доступности услуг систем спутниковой связи и навигации для всех участников транспортного процесса;

совершенствование системы информационных технологий и стандартов, применяемых на транспорте, с учетом процессов международной интеграции;

создание интегрированных систем бронирования и продажи билетов на разные виды транспорта с обеспечением "стыковки" рейсов при пересадках с одного вида транспорта на другой, с одновременным созданием возможностей удаленного доступа пользователей к системам бронирования и продажи билетов через информационные сети общего пользования;

развитие системы электронного документооборота;

развитие прямого взаимодействия информационных систем транспортных операторов и грузовладельцев для реализации логистических транспортных технологий.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"