Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ. ЧАСТЬ 2. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. СП 31-112-2004" (утв. Госстандартом РФ)
4. Игровые залы
4.1 Наиболее распространены залы 42 х 24 м (рисунок 4.1), где возможен еще и гандбол на укороченном с 40 до 39 м "поле для игры". Чтобы не сокращать длину "поля для игры", рекомендуется размер 45 х 24 м, а если принять размер зала 45 х 27 м, то увеличенная ширина позволит иметь и небольшие трибуны. Аналогично размещаются и площадки для мини-футбола и футзала (рисунок 4.2).
Табель-экспликация оборудования и инвентаря для игр в зале 42 х 24 м дан в приложении А.
В таблице 4.1 показаны варианты использования залов для тренировок и любительских занятий по различным видам спортивных игр, имеющих наиболее распространенные строительные размеры, а также расчетная пропускная способность этих залов.
Таблица 4.1
Примечание - При проектировании зала для попеременных занятий по различным видам игр следует принимать наибольшие для данного зала высоту и расчетную пропускную способность.
4.2 При одновременном размещении в зале нескольких площадок для одного вида спортивной игры количество инвентаря не увеличивается пропорционально числу площадок, а принимается применительно к табелю на одну площадку исходя из общей площади зала и его пропускной способности (по указанному принципу принят табель для залов 42 х 24 м). Так же в каждом отдельном случае определяется количество оборудования и инвентаря для залов, площадь которых превышает размеры площадки (рисунок 4.3).
В залах 42 х 24 и 36 х 18 м, специализированных только для тенниса, тренировочную стенку рекомендуется размещать по обеим торцевым стенам зала; кроме того, в зале 36 х 18 м для тенниса все 10 пролетов гимнастической стенки следует располагать вместе - на середине продольной стены зала.
4.3 Требования к размерам и разметке полей для футбола даны на рисунке 4.4, планировочная схема футбольного манежа - на рисунке 4.5. Трибуны для зрителей рекомендуется располагать с одной продольной стороны арены (рисунки 4.5 и 4.6, схема В). В случаях когда заданное число зрительских мест при расположении их с одной стороны требует дополнительного увеличения высоты зала, желательно трибуны располагать с разных сторон.
4.4 В залах для спортивных игр при размере 45 х 27 м, позволяющем проводить в нем все игры, рекомендуется устройство мест для зрителей. Трибуны могут быть стационарными или выдвижными (бличеры) (см. на рисунке 4.5 схему складных трибун).
4.5 Стационарные или временные места для зрителей нужно располагать так, чтобы расстояния до зрителей первого ряда от боковых и лицевых линий разметки поля для игры были бы не менее 3 м для волейбола и не менее 2 м для бадминтона, баскетбола и ручного мяча. На площадках для тенниса расстояние до зрителей от задних линий разметки поля для игры должно быть не менее 6 м, а от боковых - не менее 3,5 м, а при соревнованиях высокого масштаба - соответственно не менее 8 и 4,5 м.
В целях более рационального размещения таких мест по периметру площадки рекомендуется в зале 36 х 18 м дополнительно предусматривать разметку одной площадки для соревнований по волейболу и одной - по бадминтону (в центре зала по его продольной оси), а в зале 42 х 24 м - разметку одной площадки для волейбола (в центре вдоль зала) (рисунок 4.7).
4.6 При одностороннем размещении балкона в зале 42 х 24 м площадки для баскетбола и тенниса следует сдвигать к противоположной балкону стене; при этом боковые линии разметки соответственно на 2 и 3,5-4,5 м от стены. При проектировании залов с балконами для зрителей низ конструкции балконов должен быть на отметке не менее 3,7 м от поверхности пола зала; в этом случае крепить баскетбольные щиты нужно к конструкции балкона.
4.7 В составе помещений физкультурно-спортивного зала для проведения соревнований высокого уровня должен предусматриваться зал для индивидуальной силовой подготовки размером не менее 12 х 6 х 4 м. Это помещение может непосредственно сообщаться с залом (ареной) или размещаться на пути из раздевальных в зал. В составе здания с ареной для легкой атлетики или футбола допускается также предусматривать зал размером 30 х 18 х 8 м для разминки и сбора участников соревнований. Размещение зала в здании должно позволять попадание в него соревнующихся на арене в дни соревнований и автономное использование для учебно-тренировочных занятий по спортивным играм в остальные дни. При зале предусматриваются командные раздевальные (с душевыми и уборными).
4.8 Для многофункциональных залов целесообразна трансформируемая секционная структура, которая в соответствии с функциональными и эксплуатационными требованиями позволяет проводить попеременно учебно-тренировочные занятия нескольких групп на отдельных площадках или на площади всего зала (рисунок 4.6). Ширина зала и габариты площадок, располагаемых поперек зала, определяются технологическими требованиями для различных видов спорта (24 х 15 м - для волейбола, 27-30 х 15-18 м - для баскетбола, 36 х 18 м - для тенниса и др.).
Длина зала зависит от количества повторяемых площадок, смыкающихся длинными сторонами и разделяющихся трансформируемыми перегородками. Каждая площадка должна быть связана непосредственно или через специальный коридор с блоком раздевальной и инвентарной (рисунок 4.8), что обеспечивает ее самостоятельное использование.
Создание зала размером 45 х 24 м позволит разместить в нем площадки или использовать его целиком для тренировок и соревнований по ряду игр с мячом, включая гандбол. Зал состоит из двух-трех (можно и более) секций. Каждая секция - это, в сущности, малый зал. Каждая следующая секция обогащает зал новыми возможностями.
Представляется целесообразным в залах размером 45 х 24 м и более, пригодных для соревнований, устраивать места для зрителей. При этом используются трансформируемые трибуны. Пригоден такой зал и для занятий элементами легкой атлетики. Зал 75 х 24 м с пятью секциями позволяет проводить бег на 60 м.
4.9 Трансформация секционных залов должна учитывать не только объемно-планировочную структуру (деление на секции подъемными или раздвижными перегородками, трансформация бличеров, раздвижные или подъемные двери-перегородки инвентарных), но и специфику применяемого оборудования (подъемные баскетбольные щиты, монорельсы для канатов, шестов, колец, уникальные крепления для стоек и т.п.).
При любых трансформациях зал следует проектировать с максимальной в каждом случае единовременной пропускной способностью при функциональном соответствии технологическим и методическим требованиям к проведению занятий.
4.10 Возможности некоторой универсализации использования могут быть обеспечены трансформацией основных элементов спортивного сооружения. В частности, арена легкоатлетического манежа при планировке, обеспечивающей отсутствие в средней ее зоне каких-либо стационарных вертикальных конструкций, может быть использована для эпизодического проведения соревнований по спортивным играм (и иным видам) на планшете сборно-разборного настила. Пример подобного использования легкоатлетической арены приведен на рисунке 4.9. При этом стойки для волейбольной сетки должны крепиться на растяжках во избежание устройства "стаканов" для стоек на арене в "неудобных" для легкой атлетики местах.
Данное использование легкоатлетической арены наиболее целесообразно при наличии в составе здания зала для разминки и спортивных игр с командными раздевальными при нем.
Подобным образом могут быть использованы также арены футбольных манежей при достаточных технико-экономических и организационных предпосылках.
4.11 Универсальные залы, рассчитанные на многофункциональное использование, наиболее целесообразны для учебных, секционных и внешкольных занятий учащихся общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений, а также для секционных и физкультурно-оздоровительных занятий жителей с периодическим проведением соревнований по основным видам спорта (рисунок 4.10).
4.12 Для выполнения учебных программ в каждой школе должны быть созданы условия для занятий многими видами спорта:
- элементами легкой атлетики, включающей бег на 60 м, прыжки в длину, метание мяча и гранаты, что требует зала размером 75 х 24 м;
- гимнастикой (ритмической, спортивной, художественной, акробатикой, танцами), включающей упражнения на перекладине, бревне, кольцах, канате, опорные прыжки, что требует зала размером не меньше 30 х 18 м (с акробатической дорожкой, настилом для художественной гимнастики и др.);
- ручными играми с мячом, включающими гандбол, что требует зала размером 45 (42) х 24 м;
- боксом, борьбой, тяжелой атлетикой, для которых нужны специализированные залы размером не менее 18 х 12 (15) м, а для борьбы 24 х 15 м;
- ОФП (общей физической подготовкой) младших классов (I-IV), для которых нужен отдельный зал 24 х 15 м;
- стрельбой из малокалиберного оружия, для чего необходим тир с огневой полосой не менее 50 м.
Соотношение времени занятий спортивными играми, гимнастикой, легкой атлетикой по программе составляет 1:1:1,25. В одном из залов желательно устройство нескольких рядов бличеров для наблюдения за соревнованиями.
4.13 Для академических занятий I-IV классов и для занятий старших на тренажерах могут быть использованы небольшие помещения, легко размещаемые в школах, с сеткой колонн 6 х 6 м при высоте 3-4 м. Для I-IV классов зал 24 х 12 (15) м нужен для каждой параллели; для тренажеров - 56 м2 на одну параллель. Каждая площадка в зале для занятий одного класса должна иметь 2 блока раздевальных с душевыми и санузлами и инвентарную.
В учебных заведениях при одновременных занятиях в зале нескольких групп оборудование должно быть рассчитано на синхронность занятий одинаковыми упражнениями и чередование занятий различными видами спорта в течение каждого урока при одновременных занятиях нескольких групп. Оборудование залов для занятий спортивных секций должно соответствовать видам спорта, их чередованию, а также чередованию учебно-тренировочных занятий с соревнованиями (в том числе и при зрителях).
4.14 Оборудование многофункциональных залов должно соответствовать программам занятий всех групп по играм с мячом, гимнастике, включая элементы акробатики и художественной гимнастики, и по элементам легкой атлетики. Набор и расстановка оборудования
должны соответствовать новейшим принципам проведения учебных занятий групповым, круговым, поточным и другими методами с повышенной интенсификацией и моторной плотностью занятий. Для занятий каждой группы (класса) с одним преподавателем нужна отдельная площадка (зал, часть зала), обеспеченная душевой и раздевальной.
4.15 Зал 30 х 15 м и более должен делиться на две части для одновременных занятий двух групп (класса), а потому размеры многофункциональных залов целесообразно определять кратными площадке 24 х 15 (12) м, пригодной для занятий группы в 24 чел. (по 15 м2 на человека при занятиях волейболом) или класса в 30 чел. (по 12 м2 на человека).
4.16 В многофункциональном зале ввиду возможности его использования школьниками и населением района необходимо оборудование для гимнастики и легкой атлетики в пределах программ школьных занятий и соревнований, а для спортивных игр - в пределах требований к занятиям специализированных секций.
В соответствии с программами занятий необходима трансформация оборудования многофункциональных залов для игр с мячом, гимнастики, элементов легкой атлетики не только поочередно, но и в течение каждого занятия.
Возможна различная расстановка оборудования на площадке для занятий одной группы (класса). Площадка может размещаться в отдельном зале или на части зала (секции): 18 х 9 (12, 15); 24 (27) х 12 (15) м. Варианты площадок обусловлены распространенными размерами малых залов. Схемы расстановки оборудования на этих площадках (секциях) позволяют определить структуру многофункциональных залов больших размеров: секция 18 х 12 (15) м образует залы 30 х 18; 36 х 18; 42 х 18 м и т.д.; секция 24 (27) х 12 (15) м - основа для залов 30 х 24; 42 (45) х 24 (27); 60 х 24 (27); 75 х 24 (27) м (h = 8 м).
Предлагаемые схемы позволяют многообразно использовать зал как по видам спорта (игры с мячом, гимнастика, элементы акробатики и художественной гимнастики, легкая атлетика), так и по иным видам занятий (академические, секционные, группы ОФП, соревнования).
4.17 Размеры и пропускную способность спортивных площадок, специализированных по отдельным видам спорта для инвалидов, следует принимать согласно таблице 4.2.
4.18 Размеры залов в зависимости от вида проводимых занятий, размеров площадок для игр и занятий, необходимых зон безопасности и площади для размещения вспомогательного оборудования для передвижения и ориентации следует принимать по таблице 4.3.
Таблица 4.2
Примечание - Принятые сокращения в данной таблице и последующих: ПОДА - инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, НЗ - инвалиды с недостатками зрения; ДС - инвалиды с дефектами слуха.
Пример планировочной разметки площадок для занятий инвалидов дан на рисунке 4.11.
Таблица 4.3
Залы, не требующие специальных планировочных мероприятий
4.19 Среди игр в залах, пользующихся популярностью за рубежом, можно отметить хоккей в зале (на паркете в спортивной обуви) и хоккей на роликах. Габариты площадок приведены на рисунках 4.12 и 4.13.
- Главная
- "ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ. ЧАСТЬ 2. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. СП 31-112-2004" (утв. Госстандартом РФ)