Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 8 декабря 2003 г. N 351-ст
3 Настоящий стандарт идентичен Правилам ЕЭК ООН N 14 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности", включая поправки серии 05
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.14-99
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2007 год
1 Область примененияНастоящий стандарт применяется к приспособлениям для крепления ремней безопасности, предназначенных для взрослых пассажиров, занимающих расположенные в направлении или против направления движения сиденья транспортных средств категорий М и N.
1а Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.16-2001 (Правила ЕЭК ООН N 16) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности
ГОСТ Р 41.21-99 (Правила ЕЭК ООН N 21) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования
ГОСТ Р 41.41-2001 (Правила ЕЭК ООН N 41) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов в связи с производимым ими шумом
ГОСТ Р 41.80-99 (Правила ЕЭК ООН N 80) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений
ГОСТ Р 41.94-99 (Правила ЕЭК ООН N 94) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае лобового столкновения
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
2 Термины и определенияВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 сертификация транспортного средства: Сертификация транспортного средства, оборудованного приспособлениями для крепления ремней безопасности данных типов.
2.2 тип транспортного средства: Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий, касающихся, в частности: размеров, формы и материалов тех элементов конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья, на которых установлены приспособления для крепления ремней и если прочность приспособлений для крепления испытывается в соответствии с динамическим испытанием, характеристик любого элемента удерживающей системы, особенно функции ограничителя нагрузки, которые могут оказать воздействие на усилия, прилагаемые к приспособлениям для крепления ремней безопасности.
2.3 приспособление для крепления ремней: Элементы конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья или любые другие элементы транспортного средства, к которым крепятся ремни.
2.4 точка эффективного крепления ремня: Точка, используемая для определения обычным способом, как указано в 5.4, угла, который образует каждый элемент привязного ремня безопасности по отношению к пользователю, т.е. та точка, к которой необходимо было бы прикрепить лямку, чтобы обеспечить такое расположение ремня, какое он имеет в рабочем положении и которое может совпадать или не совпадать с точкой фактического крепления ремня в зависимости от конфигурации жестких элементов ремня безопасности в месте его присоединения к приспособлению для крепления.
2.4.1 например, в случае:
2.4.1.1 если ремень безопасности имеет жесткий элемент, который присоединяется к приспособлению для крепления в нижней точке либо жестко, либо с помощью шарнира; точкой эффективного крепления ремня для всех регулируемых положений сиденья является точка, в которой лямка крепится к этому жесткому элементу;
2.4.1.2 если имеется направляющий кронштейн, прикрепленный к кузову транспортного средства или к каркасу сиденья; точкой эффективного крепления ремня считается средняя точка направляющего устройства в том месте, где лямка выходит из него со стороны пользователя;
2.4.1.3 если при отсутствии направляющего устройства для лямки ремень проходит от пользователя непосредственно к втягивающему устройству, прикрепленному к кузову транспортного средства или к каркасу сиденья; точкой эффективного крепления ремня считается пересечение оси катушки, на которую наматывается лямка, с плоскостью, проходящей через центральную линию лямки на катушке;
2.5 пол: Нижняя часть кузова транспортного средства, связывающая его боковые стенки. В этом смысле в понятие "пол" включаются ребра жесткости, штампованные профили и другие возможные силовые элементы, даже если они находятся под полом, например такие, как лонжероны и поперечины.
2.6 сиденье: Конструкция, включая обивку, являющаяся или не являющаяся частью кузова транспортного средства и предназначенная для посадки взрослого человека. В этот термин включаются как отдельное сиденье, так и часть многоместного сиденья, предназначенная для посадки одного человека.
2.6.1 переднее сиденье для пассажира: Любое сиденье, точка H которого находится на вертикальной поперечной плоскости, проходящей через точку R сиденья водителя, или перед ней.
2.7 группа сидений: Сиденья либо нераздельные, либо раздельные, но расположенные рядом (т.е. без промежутка между ними) таким образом, что передние крепления одного сиденья находятся:
- на одном уровне или впереди задних креплений другого сиденья или
- на одном уровне или позади передних креплений этого другого сиденья и предназначены для посадки одного или более взрослых человек.
2.8 многоместное нераздельное сиденье: Конструкция, включающая обивку, предназначенная для посадки двух или более взрослых человек.
2.9 откидное сиденье: Дополнительное сиденье, которое предназначено для нерегулярного использования и, как правило, находится в сложенном состоянии.
2.10 тип сиденья: Категория сидений, не имеющих между собой существенных различий, касающихся:
2.10.1 формы, размеров конструкции сиденья и материалов, из которых оно изготовлено;
2.10.2 типа и размеров системы регулирования и всех систем блокировки;
2.10.3 типа и размеров приспособлений для крепления ремней на сиденье, крепления сиденья и связанных с ними частей конструкции транспортного средства.
2.11 крепление сиденья: Подразумевается система крепления каркаса сиденья к кузову (кабине) транспортного средства, включая соответствующие элементы кузова (кабины) транспортного средства.
2.12 система регулирования: Устройство, при помощи которого сиденье или его части могут устанавливаться в положения, соответствующие пропорциям сидящего человека; в частности, это устройство может обеспечить возможность:
2.12.1 продольного перемещения;
2.12.2 вертикального перемещения;
2.12.3 углового перемещения.
2.13 система перемещения: Приспособление, позволяющее перемещать или поворачивать сиденье или его часть без установки в промежуточное фиксированное положение с целью облегчения доступа к пространству, расположенному за данным сиденьем.
2.14 система блокировки: Приспособление, обеспечивающее удержание сиденья и его частей в любом рабочем положении и имеющее механизмы блокировки спинки по отношению к сиденью и сиденья по отношению к транспортному средству.
2.15 исходная зона: Пространство между двумя вертикальными продольными плоскостями, расположенными на расстоянии 400 мм друг от друга симметрично точке H, которое определяется качением вокруг точки H модели головы из вертикального в горизонтальное положение в соответствии с приложением А к ГОСТ Р 41.21. Эта модель головы устанавливается, как указано в этом приложении, на максимальном расстоянии 840 мм от точки поворота.
2.16 средство ограничения нагрузки на грудную клетку: Любая часть ремня безопасности и/или сиденья, и/или транспортного средства, предназначенная для ограничения усилий удерживания, воздействующих на грудную клетку водителя или пассажиров в случае столкновения.
3 Заявка на сертификацию3.1 Заявка на сертификацию транспортного средства в отношении приспособлений для крепления ремня безопасности представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах:
3.2.1 чертежи, дающие общий вид конструкции кузова транспортного средства в соответствующем масштабе с указанием мест расположения эффективных точек крепления ремня (в случае необходимости) и подробные чертежи приспособлений для крепления ремней и мест, в которых крепятся эти приспособления;
3.2.2 сведения об использованных материалах, от которых может зависеть прочность приспособлений для крепления ремня;
3.2.3 техническое описание приспособлений для крепления ремня;
3.2.4 если приспособления для крепления ремней крепятся к каркасу сиденья:
3.2.4.1 подробное описание типа транспортного средства в отношении конструкции сидений, их креплений и систем их регулирования и фиксирования;
3.2.4.2 подробные и в соответствующем масштабе чертежи сидений, их креплений к транспортному средству и систем их регулирования и фиксирования;
3.2.5 свидетельство о том, что ремень безопасности или удерживающая система, используемые во время испытания приспособления для крепления, соответствует ГОСТ Р 14.16* в том случае, если изготовитель легкового автомобиля выбирает альтернативное динамическое испытание на прочность.
: Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется ввиду ГОСТ Р 41.16.
3.3 Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, должны быть представлены, по усмотрению предприятия-изготовителя, либо транспортное средство типа, подлежащего сертификации, либо такие его части, которые эта испытательная лаборатория считает существенными с точки зрения испытаний приспособлений для крепления ремня.
4 Предоставление сертификата соответствия4.1 Если транспортное средство, представленное на сертификацию, удовлетворяет требованиям настоящего стандарта, то оно считается сертифицированным.
4.2 Каждому сертифицированному типу транспортного средства выдают сертификат соответствия, в котором указывают обозначение стандарта (ГОСТ Р 41.14).
4.3 Сертификат соответствия типа транспортного средства должен включать информацию по образцу, приведенному в приложении А, в соответствии с данными, представленными предприятием, сделавшим заявку на сертификацию.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем сертифицированному на соответствие настоящему стандарту, должна быть проставлена на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия, маркировка, состоящая из:
4.4.1 знака соответствия по ГОСТ Р 50460;
4.4.2 обозначения стандарта.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, сертифицированному на основании другого стандарта, то обозначение, указанное в 4.4.1, не повторяют. В этом случае номера стандартов и сертификатов, а также дополнительные обозначения всех стандартов, на соответствие которым сертифицировано транспортное средство, должны быть расположены вертикальными колонками справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.
4.6 Знак соответствия должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак соответствия помещают рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или наносят на эту табличку.
4.8 Схема маркировки приведена в приложении Б.
5 Технические требования5.1 Определения (см. приложение В)
5.1.1 Точка H является исходной точкой, определенной в Г.2.3.
5.1.1.1 Точка H' является исходной точкой, которая соответствует точке H и которая определяется для всех нормальных рабочих положений сиденья.
5.1.1.2 Точка R является исходной точкой сиденья, определенной в Г.2.4.
5.1.2 Определение трехмерной системы координат - по приложению Г.
5.1.3 Точки L1 и L2 представляют собой нижние точки эффективного крепления.
5.1.4 Точка C расположена по вертикали от точки R на расстоянии 450 мм. Однако если расстояние S, определенное в 5.1.6, составляет не менее 280 мм и если предприятие-изготовитель использует другую возможную формулу BR=260 мм+0,8S, приведенную в 5.4.3.3, то расстояние по вертикали между C и R должно составлять 500 мм.
5.1.5 Углы альфа1 и альфа2 образованы горизонтальной плоскостью и плоскостями, перпендикулярными к среднему продольному сечению транспортного средства и проходящими через точки H', L1 и L2.
5.1.6 S - расстояние в миллиметрах от верхней точки эффективного крепления ремня до исходной плоскости P, параллельной среднему продольному сечению транспортного средства и определяемой следующим образом.
5.1.6.1 Если сидячее положение точно определяется формой сиденья, то плоскость P представляет собой среднее сечение этого сиденья.
5.1.6.2 При отсутствии точного определения этого положения:
5.1.6.2.1 плоскостью P для сиденья водителя является плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства и проходящая вертикально через центр рулевого колеса в его среднем положении, в случае если оно регулируется;
5.1.6.2.2 плоскостью P для пассажира, расположенного впереди на боковом сидячем месте, является плоскость, симметричная той, которая определена для водителя;
5.1.6.2.3 плоскость P для бокового сидячего места на заднем сиденье устанавливается предприятием-изготовителем при условии соблюдения следующих пределов для расстояния A между средним продольным сечением транспортного средства и плоскостью P:
A>200 мм, если нераздельное сиденье рассчитано только на двух пассажиров;
A>300 мм, если нераздельное сиденье рассчитано более чем на двух пассажиров.
5.2 Общие спецификации
5.2.1 Приспособления для крепления ремней безопасности должны быть спроектированы, сконструированы и расположены таким образом:
5.2.1.1 чтобы они допускали установку соответствующего ремня безопасности. Приспособления для крепления, относящиеся к передним боковым сиденьям, должны обеспечивать возможность использования ремней безопасности, оснащенных втягивающим устройством с направляющим кронштейном с учетом, в частности, прочностных характеристик этих приспособлений для крепления, если только предприятие-изготовитель не поставляет транспортное средство, оснащенное ремнями безопасности других типов со втягивающими устройствами;
5.2.1.2 чтобы они уменьшали до минимума возможность соскальзывания ремня при его правильном использовании;
5.2.1.3 чтобы снизить до минимума опасность повреждения лямки в результате контакта с острыми жесткими частями транспортного средства или каркаса сиденья;
5.2.1.4 чтобы в нормальных условиях использования транспортное средство удовлетворяло требованиям настоящего стандарта.
5.2.2 В отношении приспособлений для крепления, которые занимают различные положения для облегчения посадки в транспортное средство и для удерживания находящихся в нем лиц, требования настоящего стандарта применяются к приспособлениям для крепления при эффективном удерживающем положении.
5.3 Минимальное предусматриваемое число точек крепления ремня
5.3.1 Любое транспортное средство категорий М и N (за исключением транспортных средств категорий M2 и M3, которые предназначены для использования в городских условиях и перевозки стоящих пассажиров) должно быть оборудовано креплениями для ремней безопасности, отвечающими требованиям настоящего стандарта.
5.3.1.1 Крепления системы ремня ранцевого типа, сертифицированной в качестве ремня типа S (с втягивающим(и) устройством(ами) или без него(них) на основании ГОСТ Р 41.16, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, однако на дополнительное(ые) крепление(я), предусмотренное(ые) для пристяжной лямки (комплекта), требования настоящего стандарта, касающиеся прочности и месторасположения, не распространяются.
5.3.2 Минимальное число точек крепления ремня безопасности для каждого места для сидения, расположенного по направлению и против направления движения, должно соответствовать указанному в приложении Е.
5.3.3 Однако для не относящихся к передним боковым местам для сидения транспортных средств категории M1, обозначенных в приложении Е знаком ДИАМЕТР', допускается крепление ремня в двух нижних точках, если между сиденьем и ближайшей боковой стенкой транспортного средства имеется проход, обеспечивающий пассажирам доступ в другие части транспортного средства.
Пространство между сиденьем и боковой стенкой считают проходом, если при всех закрытых дверях расстояние от этой стенки до вертикальной продольной плоскости, проходящей через центральную линию соответствующего сиденья, измеренное относительно точки R, перпендикулярно к среднему продольному сечению транспортного средства, и составляет более 500 мм.
5.3.4 Для передних центральных мест для сидения, указанных в приложении Д и обозначенных знаком *, считают достаточным наличие двух нижних точек крепления, если лобовое стекло находится за пределами исходной зоны, определенной ГОСТ Р 41.21, приложение А; если оно находится в пределах исходной зоны, то необходимы три крепления.
Что касается точек крепления ремней безопасности, то лобовое стекло рассматривают как часть этой исходной зоны в том случае, если оно может войти в статическое соприкосновение с испытательным устройством в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ Р 41.21, приложение А.
5.3.5 Для каждого места для сидения, обозначенного в приложении Д символом =, должны быть предусмотрены три точки крепления. Могут быть предусмотрены две точки крепления, если соблюдается одно из следующих условий:
5.3.5.1 непосредственно впереди расположено сиденье или другие части транспортного средства в соответствии с ГОСТ Р 41.80, 3.5 дополнения А;
5.3.5.2 ни одна из частей транспортного средства не находится в исходной зоне или не может оказаться в исходной зоне во время движения транспортного средства;
5.3.5.3 части транспортного средства, находящиеся в вышеуказанной исходной зоне, отвечают требованиям в отношении поглощения энергии, изложенным в ГОСТ Р 41.80, дополнение 6.
5.3.6 Для всех откидных сидений или мест для сидения, предназначенных исключительно для использования во время стоянки транспортного средства, а также для всех сидений любого транспортного средства, не указанных в 5.3.1-5.3.4, наличие каких-либо креплений для ремней безопасности не требуется. Однако если в транспортном средстве на таких сиденьях имеются крепления для ремней безопасности, то они должны отвечать требованиям настоящего стандарта. В этом случае достаточно наличия двух нижних приспособлений для крепления.
5.3.7 В случае верхнего этажа двухэтажного транспортного средства требования стандарта в отношении центрального переднего места для сидения применяются также для передних боковых мест для сидения.
5.3.8 В случае сидений, которые могут поворачиваться или устанавливаться в других направлениях для использования во время стоянки транспортного средства, требования 5.3.1 применяются только в отношении направлений, предназначенных для обычного использования во время движения транспортного средства по дороге, как это предусмотрено настоящим стандартом. В руководство по эксплуатации должно быть включено соответствующее примечание.
5.4 Расположение приспособлений для крепления ремня (см. рисунок B.1)
5.4.1 Общие положения
5.4.1.1 Все приспособления для крепления одного и того же ремня могут располагаться либо на кузове (кабине) транспортного средства, либо на каркасе сиденья, либо на любой другой части транспортного средства или же распределяться между этими местами.
5.4.1.2 Одно и то же приспособление для крепления может использоваться для прикрепления концов двух смежных ремней безопасности при условии соответствия требованиям испытаний.
5.4.2 Расположение нижних эффективных точек крепления
5.4.2.1 Передние сиденья транспортных средств категории M1
В случае автотранспортных средств категории M1 угол альфа1 (со стороны, противоположной пряжке) должен составлять 30°-80°, а угол альфа2 (со стороны пряжки) - 45°-80°. Оба требования в отношении величины угла должны соблюдаться при всех нормальных положениях перемещения передних сидений. Если, по крайней мере, один из углов альфа1 и альфа2 является постоянным (например, крепление установлено на сиденье) при всех нормальных положениях использования, то этот угол должен быть равен 60°+-10°. В случае сидений, которые регулируются при помощи устройства, определенного в 2.12, и угол спинки которых менее 20° (см. рисунок B.1), угол альфа1 может быть меньше установленного выше минимального значения (30°) при условии, что он будет не менее 20° при любом нормальном положении использования.
5.4.2.2 Задние сиденья транспортных средств категории M1
В случае автотранспортных средств категории M1, для всех задних сидений углы альфа1 и альфа2 должны составлять 30°-80°. В случае регулируемых задних сидений вышеупомянутые величины углов должны соблюдаться при всех нормальных положениях перемещения.
5.4.2.3 Передние сиденья транспортных средств, не относящихся к категории M1
В случае автотранспортных средств, не входящих в категорию M1, углы альфа1 и альфа2 должны составлять 30°-80° при всех нормальных положениях перемещения передних сидений. Если в случае передних сидений транспортных средств с максимальной массой не более 3,5 т, по крайней мере, один из углов альфа1 и альфа2 является постоянным (например, крепление установлено на сиденье) при всех нормальных положениях использования, то его значение должно составлять 60°+-10°.
5.4.2.4 Задние сиденья и специальные передние или задние сиденья транспортных средств, не относящихся к категории M1
Для транспортных средств, не относящихся к категории M1, в случае:
- многоместных нераздельных сидений;
- регулируемых сидений (передних и задних), которые оснащены устройством регулирования, определенным в 2.12, и угол спинки которых составляет менее 20° (рисунок 1), и прочих задних сидений;
- углы альфа1 и альфа2 могут составлять 20°-80° при любом нормальном положении использования. Если в случае передних сидений транспортных средств с максимальной массой не более 3,5 т, по крайней мере, один из углов альфа1 и альфа2 является постоянным (например, крепление установлено на сиденье) при всех нормальных положениях использования, то его значение должно составлять 60°+-10°.
В случае сидений транспортных средств категорий M2 и M3, за исключением передних сидений, углы альфа1 и альфа2 должны составлять 45°-90° для всех обычных положений использования.
5.4.2.5 Расстояние между двумя вертикальными плоскостями, параллельными центральной плоскости симметрии транспортного средства, и каждая из которых проходит через одну из двух нижних точек эффективного крепления (L1 и L2), должно быть не менее 350 мм. В случае наличия любого варианта места для третьего среднего пассажира на заднем ряде сидений транспортных средств категорий M1 и N1 вышеупомянутое расстояние не должно превышать 240 мм, если только центральное заднее сиденье нельзя поменять с каким-либо из других сидений транспортного средства. Среднее продольное сечение сиденья должно проходить между точками L1 и L2 на расстоянии не менее 120 мм от этих точек.
5.4.3 Положение верхних точек эффективного крепления ремня (приложение В)
5.4.3.1 В случае использования направляющего элемента ремня или аналогичного приспособления, которое оказывает влияние на положение верхней точки эффективного крепления ремня, это положение определяется обычным способом по положению крепления, когда центральная продольная линия лямки проходит через точку J1, положение которой последовательно определяется по точке R с помощью трех следующих отрезков:
RZ - отрезок исходной линии туловища длиной 530 мм, измеряемый вверх от точки R;
ZX - отрезок длиной 120 мм, перпендикулярный к средней продольной плоскости транспортного средства и измеряемый от точки Z в направлении крепления;
XJ1 - отрезок длиной 60 мм, перпендикулярный к плоскости, проходящей через отрезки RZ и ZX, и измеряемый от точки X по направлению к передней части.
Точка J2 расположена симметрично точке J1 по отношению к продольной плоскости, вертикально пересекающей определенную в 5.1.2 исходную линию туловища манекена, помещенного на рассматриваемом сиденье.
Если для обеспечения доступа к передним и задним сиденьям используют двустворчатую дверную конструкцию, а верхняя точка крепления находится на стойке В, то конструкция системы не должна препятствовать свободному входу в транспортное средство и выходу из него.
5.4.3.2 Верхняя точка эффективного крепления ремня должна находиться под плоскостью FN, перпендикулярной к средней продольной плоскости сиденья и образующей угол 65° с исходной линией туловища. Для заднего сиденья этот угол может быть уменьшен до 60°. Плоскость FN должна пересекать исходную ось в точке D так, чтобы DR=315 мм+1,8 S. Однако если S<200 мм, то DR=675 мм.
5.4.3.3 Верхняя точка эффективного крепления ремня должна находиться за плоскостью FK, перпендикулярной к средней продольной плоскости сиденья и пересекающей исходную линию туловища под углом 120° в точке B таким образом, что BR=260 мм+S. Если S>280 мм, то предприятие-изготовитель может использовать по своему усмотрению BR=260 мм+0,8 S.
5.4.3.4 S - не менее 140 мм.
5.4.3.5 Верхняя точка эффективного крепления ремня должна располагаться позади вертикальной плоскости, перпендикулярной к среднему продольному сечению транспортного средства и проходящей через точку R, как показано на рисунках приложения В.
5.4.3.6 Верхняя точка эффективного крепления ремня должна располагаться выше горизонтальной плоскости, проходящей через точку C, определенную в 5.1.4.
5.4.3.7 Кроме верхних точек крепления ремня, указанных в 5.4.3.1, могут быть предусмотрены другие точки эффективного крепления ремня, если они отвечают следующим условиям.
5.4.3.7.1 Дополнительные приспособления для крепления должны соответствовать требованиям 5.4.3.1-5.4.3.6.
5.4.3.7.2 Дополнительные приспособления для крепления могут быть использованы без применения инструментов, должны соответствовать 5.4.3.5 и 5.4.3.6 и располагаться в одной из зон, определенных путем перемещения зоны, указанной на рисунке B.1, на 80 мм вверх или вниз в вертикальном направлении.
5.4.3.7.3 Приспособление или приспособления для крепления, предназначенные для привязных ремней безопасности, должны соответствовать 5.4.3.6, если они расположены позади поперечной плоскости, проходящей через исходную линию, и расположены:
5.4.3.7.3.1 в случае только одного приспособления для крепления ремней безопасности в зоне, общей для двухгранных углов, ограниченных вертикалями, которые проходят через точки J1 и J2, определенные в 5.4.3.1, и горизонтальные сечения которых определены на рисунке В.2.
5.4.3.7.3.2 в случае двух приспособлений для крепления ремней безопасности - в одном из соответствующих двухгранных углов, определенных выше, при условии, что ни одно приспособление для крепления ремней безопасности не располагается на расстоянии более 50 мм от точки симметрии, расположенной против другого приспособления для крепления по отношению к определенной в 5.1.6 плоскости P рассматриваемого сиденья.
5.5 Размеры резьбовых отверстий приспособления для крепления
5.5.1 В приспособлении для крепления должно быть предусмотрено отверстие с резьбой 7/16"-20UNF-2B.
5.5.2 Если предприятие-изготовитель оборудовало транспортное средство ремнями безопасности, закрепленными во всех точках, предписанных для данного сиденья, то в этом случае эти точки крепления могут не соответствовать 5.5.1 при условии, что они будут удовлетворять требованиям других пунктов настоящего стандарта. Кроме того, требования 5.5.1 не применяют к дополнительным точкам крепления, которые отвечают требованиям, определенным в 5.4.3.7.3.
5.5.3 Необходимо предусмотреть возможность отсоединения ремня безопасности от приспособления для крепления без его повреждения.
6 Испытания6.1 Общие положения
6.1.1 При условии фиксации транспортного средства и в соответствии с просьбой предприятия-изготовителя:
6.1.1.1 испытаниям могут подвергаться либо кузов (кабина) транспортного средства, либо полностью оборудованное транспортное средство;
6.1.1.2 испытаниям могут подвергаться лишь приспособления для крепления, относящиеся только к одному сиденью или одной группе сидений, при условии, что:
- данные приспособления для крепления имеют такие же конструктивные характеристики, как и приспособления для крепления, предназначенные для других сидений или группы сидений.
- в случае, когда такие приспособления для крепления устанавливаются полностью или частично на сиденье или группе сидений, конструктивные характеристики данного сиденья или группы сидений аналогичны характеристикам, предусмотренным для других сидений или групп сидений;
6.1.1.3 окна и двери могут быть установлены или не установлены и могут находиться в закрытом или открытом положении;
6.1.1.4 допускается установка любых обычно предусматриваемых элементов, которые увеличивают жесткость конструкции.
6.1.2 Сиденья для водителя или пассажира должны быть смонтированы и установлены в таком положении, которое испытательная лаборатория, уполномоченная проводить испытания, считает наиболее неблагоприятным с точки зрения прочности системы. Положение сидений должно отмечаться в протоколе испытаний. Если можно регулировать угол наклона, то спинка сиденья должна быть зафиксирована в положении согласно указаниям предприятия-изготовителя или, если таких указаний нет, в положении, соответствующем фактическому углу наклона сиденья, по возможности составляющему 25° для транспортных средств категорий M1 и N1 и 15° - для транспортных средств любых других категорий.
6.2 Фиксация транспортного средства
6.2.1 Транспортное средство должно фиксироваться во время испытания таким образом, чтобы в результате фиксации не повышалась прочность приспособлений для крепления или прилегающей к ним зоны и не уменьшалась нормальная деформация кузова.
6.2.2 Фиксирующее устройство считают удовлетворительным, если оно не оказывает никакого воздействия на зону в пределах всей ширины кузова (кабины) и если транспортное средство или его кузов (кабина) фиксируется или закрепляется на расстоянии не менее 500 мм спереди от испытуемого приспособления для крепления и на расстоянии не менее 300 мм сзади от этого приспособления.
6.2.3 Рекомендуется устанавливать кузов (кабину) на опоры, расположенные приблизительно на уровне осей колес или, когда это невозможно, на уровне точек крепления подвески.
Если применяют метод фиксации, отличающийся от установленного в 6.2.1-6.2.3, то его эквивалентность должна быть доказана.
6.3 Общие требования, касающиеся испытаний
6.3.1 Все приспособления для крепления, относящиеся к одной и той же группе сидений, должны испытываться одновременно.
Однако если существует вероятность того, что несимметричная нагрузка сиденья и/или приспособления для крепления может привести к повреждениям, может быть проведено дополнительное испытание с несимметричной нагрузкой.
6.3.2 Тянущее усилие должно действовать в направлении, соответствующем сидячему положению, под углом 10°+-5° выше горизонтали, расположенной в плоскости, параллельной среднему продольному сечению транспортного средства.
6.3.3 Испытательную нагрузку прилагают как можно более кратковременно. Приспособления для крепления должны выдерживать указанную нагрузку, по крайней мере, в течение 0,2 с.
6.3.4 Схемы натяжных устройств, которые должны использоваться для испытаний, описанных в 6.4, представлены в приложении Е.
6.3.5 Приспособления для крепления, относящиеся к сидячим местам, для которых предусмотрены крепления вверху, должны испытываться следующим образом.
6.3.5.1 Передние боковые сидячие места
Приспособления для крепления должны быть подвергнуты испытанию, предписанному в 6.4.1, при котором усилия передаются на них с помощью устройства, воспроизводящего геометрию ремня с креплением в трех точках, оснащенного втягивающим устройством с направляющим кронштейном в верхней точке крепления. Кроме того, когда число приспособлений для крепления превышает указанные в 5.3, эти приспособления должны быть подвергнуты испытанию, установленному в 6.4.5, в ходе которого к ним прилагают усилия с помощью устройства, моделирующего геометрию ремней безопасности, предназначенных для крепления на этих приспособлениях.
6.3.5.1.1 Если в нижней боковой точке, в которой должно быть предусмотрено крепление, отсутствует втягивающее устройство или если втягивающее устройство установлено в верхней точке, то приспособления для крепления внизу должны также подвергаться испытанию, установленному в 6.4.3.
6.3.5.1.2 В упомянутом выше случае испытания, установленные в 6.4.1 и 6.4.3, могут проводиться по требованию предприятия-изготовителя на двух разных конструкциях.
6.3.5.2 Боковые задние и любые центральные сидячие места
Приспособления для крепления должны быть подвергнуты испытанию, установленному в 6.4.2, при котором усилия передаются на них с помощью устройства, воспроизводящего геометрию ремня с креплением в трех точках без втягивающего устройства, а также испытанию, предписанному в 6.4.3, при котором усилия передаются на два нижних приспособления для крепления с помощью устройства, воспроизводящего геометрию поясного ремня. По требованию предприятия-изготовителя эти два испытания могут проводиться на двух разных конструкциях.
6.3.5.3 Если предприятие-изготовитель поставляет транспортное средство с ремнями безопасности, то соответствующие крепления для ремней безопасности по просьбе предприятия-изготовителя могут быть подвергнуты только испытанию, при котором усилия передаются на них с помощью устройства, воспроизводящего геометрию типа ремня безопасности, предназначенного для установки на этих креплениях.
6.3.6 Если для боковых и центральных сидячих мест не предусмотрены приспособления для крепления ремня вверху, то приспособления для крепления внизу должны быть подвергнуты испытанию, установленному в 6.4.3, при котором усилия передаются на них с помощью устройства, воспроизводящего геометрию поясного ремня.
6.3.7 Если в конструкции транспортного средства предусмотрены другие устройства, которые не позволяют прикреплять лямки к приспособлениям для крепления непосредственно, без использования промежуточных роликов или подобных устройств, или которые требуют дополнительных креплений, помимо предусмотренных в 5.3, то ремень или совокупность тросов, роликов и т.п., входящих в комплект ремня, должны прикрепляться к приспособлению для крепления с помощью такого устройства и подвергаться испытаниям, установленным в 6.4.
6.3.8 Допускается использование метода испытаний, который отличается от указанных в 6.3 методов, однако при этом должна быть доказана его эквивалентность.
6.4 Специальные требования, касающиеся испытаний
6.4.1 Испытание приспособлений для крепления трехточечного ремня, оснащенного втягивающим устройством и направляющим кронштейном в верхней точке крепления
6.4.1.1 К приспособлениям для крепления ремня вверху прикрепляют либо специальный направляющий кронштейн для троса или лямки, характеристики которого позволяют передавать усилие от натяжного устройства, либо направляющий кронштейн, поставляемый предприятием-изготовителем.
6.4.1.2 К натяжному устройству (см. рисунок Д.2), связанному с приспособлениями для крепления ремня, прилагают с помощью устройства, воспроизводящего геометрию части лямки ремня, расположенной выше пояса, испытательную нагрузку, равную (1350+-20) даН. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категории M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.1.3 Одновременно растягивающее усилие, равное (1350+-20) даН, прилагают к натяжному устройству (см. рисунок Д.1), связанному с двумя приспособлениями для крепления внизу. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категории M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.2 Испытание приспособлений для крепления трехточечного ремня без втягивающего устройства или со втягивающим устройством в верхней точке крепления
6.4.2.1 Испытательную нагрузку (1350+-20) даН прилагают к натяжному устройству (см. приложение Д, рисунок 2), связанному с верхним и нижним приспособлениями для крепления одного и того же ремня, с использованием втягивающего устройства, установленного в верхней точке крепления, если такое устройство поставляется предприятием-изготовителем. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категорий M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.2.2 Одновременно к натяжному устройству (см. рисунок Д.1), связанному с приспособлениями для крепления внизу, прилагают растягивающее усилие (1350+-20) даН. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категории M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.3 Испытание приспособлений для крепления поясного ремня
К натяжному устройству (см. рисунок Д.1), связанному с двумя приспособлениями для крепления внизу, прилагают испытательную нагрузку (2225+-20) даН. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (1110+-20) даН, за исключением транспортных средств категорий M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (740+-20) даН.
6.4.4 Испытание приспособлений для крепления, которые либо все расположены на каркасе сиденья, либо распределены между кузовом и каркасом сиденья
6.4.4.1 В зависимости от случая проводят испытания, указанные в 6.4.1-6.4.3, прилагая при этом для каждого сиденья и для каждой группы сидений указанное ниже дополнительное усилие.
6.4.4.2 Нагрузки, указанные в 6.4.1-6.4.3, должны быть дополнены усилием, равным двадцатикратной массе сиденья в сборе. Инерционные нагрузки должны быть приложены к сиденью или к соответствующим местам сиденья, имитируя физическое воздействие массы соответствующего сиденья на месте его крепления. Определение дополнительно прикладываемой нагрузки или нагрузок и распределение нагрузки должны быть установлены производителем и согласованы с испытательной лабораторией.
В случае транспортных средств категорий M2 и N2 это усилие должно в 10 раз превышать массу сиденья в сборе; для транспортных средств категорий M3 и N3 оно должно превышать массу сиденья в сборе в 6,6 раза.
6.4.5 Испытание на конфигурационное растяжение ремня специального типа
6.4.5.1 Испытательную нагрузку (1350+-20) даН прилагают с помощью устройства, моделирующего геометрию верхней лямки или верхних лямок на туловище, к натяжному устройству (см. рисунок Д.2), закрепленному на приспособлениях для крепления ремня безопасности данного типа.
6.4.5.2 Одновременно к натяжному устройству (рисунок Д.3), закрепленному на двух нижних приспособлениях для крепления, прилагают тянущее усилие (1350+-20) даН.
6.4.5.3 Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категорий M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.6 Испытания в случае сидений, расположенных против направления движения
6.4.6.1 Точки крепления испытывают с использованием усилий, предписанных соответственно в 6.4.1-6.4.3. В каждом случае испытательная нагрузка должна соответствовать нагрузке, предписанной для транспортных средств категорий M3 и N3.
6.4.6.2 Испытательную нагрузку следует прилагать в направлении вперед по отношению к данному месту для сиденья в соответствии с 6.3.
6.5 В случае группы сидений, описание которых приводится в пункте 1 приложения Д, по выбору изготовителя легкового автомобиля в качестве альтернативы статическому испытанию, указанному в 6.3 и 6.4, может быть проведено динамическое испытание, предусмотренное в приложении Д.
7 Обследование после статических испытаний7.1 Все приспособления для крепления должны быть способны выдержать испытание, предписанное в 6.3 и 6.4. Остаточную деформацию, включая частичное разрушение или поломку любого приспособления для крепления или прилегающей зоны, не считают неудовлетворительным результатом испытания, если продолжительность приложения требуемого усилия составляет не менее предписанного промежутка времени. В ходе испытания должны соблюдаться требования в отношении минимальных расстояний между нижними точками эффективного крепления ремня, указанных в 5.4.2.5, и 5.4.3.6 для верхних точек эффективного крепления ремня безопасности.
7.1.1 Для транспортных средств категории M1, общая допустимая масса которых не превышает 2,5 т, верхняя точка эффективного крепления ремня, если верхнее приспособление для крепления ремня присоединяется к каркасу сиденья, не должна в ходе испытания смещаться вперед от поперечной плоскости, проходящей через точки R и C данного сиденья (рисунок B.1).
Для транспортных средств, которые не были указаны выше, верхняя точка эффективного крепления ремня безопасности не должна в ходе испытания смещаться вперед от поперечной плоскости, расположенной под наклоном 10° по направлению вперед и проходящей через точку R данного сиденья.
Максимальное смещение верхней точки эффективного крепления ремня безопасности измеряют в ходе испытания.
Если смещение верхней точки эффективного крепления ремня безопасности превышает вышеуказанное ограничение, то предприятие-изготовитель должно продемонстрировать испытательной лаборатории, что никакой опасности для водителя или пассажиров не существует. Например, с тем чтобы продемонстрировать наличие достаточного пространства, обеспечивающего выживание, можно прибегнуть к процедуре испытания в соответствии с ГОСТ Р 41.94 или к испытанию на тележке с соответствующим импульсом замедления.
7.2 На транспортных средствах, на которых используют устройства для перемещения и блокировки, позволяющие лицам, находящимся на всех сиденьях, выйти из транспортного средства, такие устройства должны по-прежнему приводиться в действие вручную после снятия тянущего усилия.
7.3 После испытания регистрируют любое повреждение приспособлений для крепления и конструкций, находящихся под воздействием нагрузки в ходе испытаний.
7.4 В отступление от этих требований верхние точки крепления ремней безопасности, устанавливаемых на одно или несколько сидений транспортных средств категорий M3 и максимальной массой более 3,5 т, которые отвечают требованиям ГОСТ Р 41.80, не обязательно должны удовлетворять требованиям 7.1, касающимся соблюдения положений 5.4.3.6.
8 Изменение типа приспособлений для крепления ремней безопасности транспортного средства и распространение сертификата соответствия8.1 Любое изменение типа транспортного средства в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности доводится до сведения органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия. Такие изменения должны быть подробно описаны в соответствии с приложением А. Орган по сертификации может:
8.1.1 либо прийти к заключению, что транспортное средство с внесенными изменениями будет продолжать соответствовать требованиям настоящего стандарта;
8.1.2 либо потребовать дополнительный протокол испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания.
9 Соответствие производства9.1 Каждое транспортное средство с нанесенной на нем маркировкой в соответствии с настоящим стандартом, должно соответствовать сертифицированному транспортному средству в отношении деталей, оказывающих влияние на характеристики приспособлений для крепления ремня.
9.2 Для проверки соответствия, требуемого в 9.1, следует провести достаточное число выборочных контрольных испытаний транспортных средств серийного производства, имеющих сертификат соответствия.
9.3 Как правило, эти проверки ограничиваются измерением размеров. Однако, в случае необходимости, транспортные средства подвергают некоторым из испытаний, описанных в разделе 6, по указанию испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания.
10 Меры, предпринимаемые при выявлении несоответствия производства10.1 Сертификат соответствия на приспособления для крепления ремней, представленный на основании настоящего стандарта, может быть аннулирован, если не соблюдается требование, изложенное в 9.1, или если приспособления для крепления не выдержали проверок, предусмотренных в разделе 9.
10.2 Аннулирование сертификата соответствия проводится в соответствии с процедурами, установленными "Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
11 Инструкции по эксплуатацииПредприятия-изготовители автомобилей должны указывать в инструкциях по эксплуатации транспортного средства:
11.1 расположение приспособлений для крепления;
11.2 типы ремней безопасности, для которых предназначены крепления (приложение А, пункт 5).
12 Окончательное прекращение производстваЕсли владелец сертификата соответствия, предоставленного на основании настоящего стандарта, полностью прекращает производство сертифицированного приспособления для крепления ремней безопасности, он должен информировать об этом орган, предоставивший сертификат соответствия. По получении этого сообщения Орган по сертификации направляет в Государственный реестр копию сертификата соответствия типа, на который внизу крупными буквами делает отметку "ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО" и проставляет подпись и дату.
- Главная
- "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)