Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Бланк сертификата соответствия N _________________
Всего _________________
РОСС _________________
1 Обозначения типов ремней безопасности и втягивающих устройств, которые разрешается крепить к приспособлениям для крепления, предусмотренным на транспортном средстве:
<*> Включить в соответствующие клетки следующие буквы:
А - для ремня с тремя точками крепления;
В - для поясного ремня;
S - для ремней специального типа; в этом случае следует уточнить тип в примечаниях;
Аr, Вr или Sr - для ремней, имеющих втягивающие устройства;
Ае, Be или Se - для ремней с энергопоглощающим устройством;
Are, Bre или Sre - для ремней, имеющих втягивающие устройства и устройства поглощения энергии, по крайней мере, на одном приспособлении для крепления.
<*> Только если крепление устанавливается на сиденье или если ремень удерживается сиденьем.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Б.1 Маркировка включает в себя знак соответствия по ГОСТ Р 50460 с обозначением стандарта, на соответствие которому предоставлен сертификат соответствия.
Схема маркировки представлена на рисунках Б.1 и Б.2.
Рисунок Б.1
Б.2 Маркировка, изображенная на рисунке Б.1, указывает, что данное транспортное средство с проставленным на нем знаком соответствия и обозначением стандарта сертифицировано в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности на соответствие требованиям ГОСТ Р 41.14. К моменту сертификации стандарт включал в себя поправки к Правилам ЕЭК ООН N 14 серии 05.
Рисунок Б.2
Маркировка, изображенная на рисунке Б.2, указывает, что данное транспортное средство с проставленным на нем знаком соответствия и обозначением стандарта сертифицировано в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности на соответствие требованиям ГОСТ Р 41.14 и в отношении дымности на соответствие требованиям ГОСТ Р 41.24. В момент предоставления сертификата соответствия настоящий стандарт включал поправки к Правилам ЕЭК ООН N 14 серии 05 и ГОСТ Р 41.24 - поправки к Правилам ЕЭК ООН N 24 серии 03.
Ссылка на ГОСТ Р 41.24 приведена в качестве примера.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
1 - зона, разрешенная для установки дополнительных приспособлений для крепления согласно 5.4.3.7;
2 - исходная линия туловища, соответствующая H приложения Г, пункт 2.5;
3 - разрешенная зона;
4 - исходная линия туловища, соответствующая H приложения Г, пункт 2.5;
5 - среднее продольное сечение сиденья;
6 - эффективная точка крепления ремня; DR=315+1,85; BR=260+S, если нет указаний, противоречащих 5.4.3.2, 5.4.3.3 и 5.4.3.6;
7 - точки крепления ремня для внешних сидений, расположенных с левой стороны
Рисунок B.1 - Зоны расположения точек эффективного крепления ремня (пример фиксирования верхнего крепления на боковой панели кузова)
Рисунок В.2 - Верхние точки эффективного крепления ремня, соответствующие 5.4.3.7.3
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)
Описываемый в настоящем приложении порядок предназначен для определения положения точки H и фактического угла наклона туловища для одного или нескольких мест для сидения в автомобиле и для проверки соотношения между измеренными параметрами и конструктивными спецификациями, указанными предприятием-изготовителем*.
<*> В отношении любых мест для сидения, за исключением передних сидений, для которых точка H не может определяться посредством применения объемного механизма определения точки H или соответствующих методов, в качестве контрольной точки может применяться по усмотрению органа по сертификации точка R, указанная предприятием-изготовителем.
Г.2 ОпределенияВ настоящем приложении применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Г.2.1 контрольные параметры: Одна или несколько из следующих характеристик места для сидения:
Г.2.1.1 точки H и R и их соотношение;
Г.2.1.2 фактический и конструктивный углы наклона туловища и их соотношение.
Г.2.2 объемный механизм определения точки H (механизм 3-D Н): Устройство, применяемое для определения точки H и фактического угла наклона туловища.
Г.2.3 точка H: Центр вращения туловища и бедра механизма 3-D Н, установленного на сиденье автотранспортного средства в соответствии с требованиями раздела 4. Точка H располагается в середине центральной линии устройства, проходящей между визирными метками точки H с обеих сторон механизма 3-D Н. Теоретически точка H соответствует (допуски см. 3.2.2) точке R. После определения точки H в соответствии с порядком, описанным в разделе 4, считают, что эта точка является фиксированной по отношению к подушке сиденья и перемещается вместе с ней при регулировании сиденья.
Г.2.4 точка R, или контрольная точка места для сидения: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
Г.2.5 линия туловища: Центральная линия штыря механизма 3-D Н, когда штырь находится в крайнем заднем положении.
Г.2.6 фактический угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку H, и линией туловища посредством кругового сектора механизма 3-D Н. Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски см. 3.2.2).
Г.2.7 конструктивный угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанный предприятием-изготовителем транспортного средства.
Г.2.8 центральная плоскость водителя или пассажира (ЦПВП): Средняя плоскость механизма 3-D Н, расположенного на каждом указанном месте для сидения; она представлена координатой точки H относительно оси Y. На отдельных сиденьях центральная плоскость сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя или пассажира. На других сиденьях центральная плоскость водителя или пассажира определяется предприятием-изготовителем.
Г.2.9 трехмерная система координат: Система, описанная в настоящем приложении (см. дополнение 1).
Г.2.10 исходные точки отсчета: Физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове (кабине) транспортного средства, указанные предприятием-изготовителем.
Г.2.11 положение для измерения на транспортном средстве: Положение транспортного средства, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.
Г.3 ТребованияГ.3.1 Представление данных
Для каждого места для сиденья, контрольные параметры которого используют для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта, представляются все или соответствующая выборка следующих данных в том виде, как это указано в настоящем приложении:
Г.3.1.1 координаты точки R относительно трехмерной системы координат;
Г.3.1.2 конструктивный угол наклона туловища;
Г.3.1.3 все указания, необходимые для регулирования сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения, определенное в 4.3.
Г.3.2 Соотношение полученных данных и конструктивных спецификаций
Г.3.2.1 Координаты точки H и величину фактического угла наклона туловища, установленные согласно порядку, указанному в разделе 4, сравнивают соответственно с координатами точки R и величиной конструктивного угла наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.
Г.3.2.2 Относительное положение точек R, H и соотношение между конструктивным углом наклона туловища и фактическим углом наклона туловища считают удовлетворительным для рассматриваемого места для сидения, если точка H, определенная ее координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные и вертикальные стороны которого, равные 50 мм, имеют диагонали, пересекающиеся в точке R, и если фактический угол наклона туловища не отличается от конструктивного угла наклона туловища более чем на 5°.
Г.3.2.3 В случае удовлетворения этих условий точку R и конструктивный угол наклона туловища используют для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.
Г.3.2.4 Если точка H или фактический угол наклона туловища не соответствуют требованиям 3.2.2, то точку H и фактический угол наклона туловища определяют еще два раза (всего три раза). Если результаты двух из этих трех измерений удовлетворяют требованиям, то применяют положения 3.2.3.
Г.3.2.5 Если результаты по меньшей мере двух из трех измерений, определенных в 3.2.4, не удовлетворяют требованиям 3.2.2 или если проверка невозможна в связи с тем, что предприятие-изготовитель транспортного средства не представило данные, касающиеся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, может использоваться центроида трех полученных точек или средние значения трех измерений углов, которые будут считаться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящем стандарте упоминается точка R или конструктивный угол наклона туловища.
Г.4 Порядок определения точки H и фактического угла наклона туловищаГ.4.1 Испытуемое транспортное средство должно быть выдержано при температуре (20+-10) °С, по выбору предприятия-изготовителя, для того чтобы температура материала, из которого изготовлены сиденья, достигла комнатной. Если испытуемое сиденье никогда не использовалось, то на него необходимо поместить дважды в течение 1 мин человека или устройство массой от 70 до 80 кг для того, чтобы размять подушку сиденья и спинку. По просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений сохраняются в ненагруженном состоянии в течение, по крайней мере, 30 мин до установки на них механизма 3-D Н.
Г.4.2 Транспортное средство должно занять положение для измерения, определенное в 2.11.
Г.4.3 Если сиденье является регулируемым, то его устанавливают сначала в крайнее заднее нормальное при управлении или движении положение, предусмотренное предприятием-изготовителем транспортного средства, за счет одного лишь продольного регулирования сиденья, и без его перемещения, предусмотренного для целей иных, чем нормальное управление или движение. В случае наличия других способов регулирования сиденья (вертикальной, угла наклона спинки и т.д.) оно должно затем приводиться в положение, предписанное предприятием-изготовителем транспортного средства. Для подрессоренных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать нормальному положению при управлении, указанному предприятием-изготовителем.
Г.4.4 Поверхность места для сиденья, с которой соприкасается механизм 3-D Н, покрывают муслиновой хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры, являющейся гладкой хлопчатобумажной тканью, имеющей 18,9 нитей на 1 см и весящей 0,228 кг/м2, или вязаной или нетканой материей, имеющей аналогичные характеристики. Если испытание проводят на сиденье вне транспортного средства, то пол, на который устанавливают сиденье, должен иметь те же основные характеристики (угол наклона, разницу в высоте крепления сиденья, текстуру поверхности и т.д.), что и пол транспортного средства, в котором будет установлено такое сиденье.
Г.4.5 Поместить основание и спинку механизма 3-D Н таким образом, чтобы центральная плоскость водителя или пассажира (ЦПВП) совпадала с центральной плоскостью механизма. По просьбе предприятия-изготовителя механизм может быть передвинут внутрь относительно ЦПВП, если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет провести его выравнивание.
Г.4.6 Прикрепить ступни и голени к основанию корпуса либо отдельно, либо посредством шарнирного Т-образного звена. Линия, проходящая через визирные метки определения точки H, должна быть параллельной грунту и перпендикулярной к продольной центральной плоскости сиденья.
Г.4.7 Отрегулировать ступни и ноги механизма 3-D Н в следующем порядке:
Г.4.7.1 Сиденья водителя и пассажира на наружном переднем сиденье:
Г.4.7.1.1 ступни и ноги перемешают вперед таким образом, чтобы ступни заняли естественное положение, в случае необходимости между педалями управления. Левую ступню по возможности устанавливают таким образом, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости механизма 3-D Н, на каком находится правая ступня с правой стороны. С помощью уровня проверки поперечной ориентации устройства его приводят в горизонтальное положение за счет сдвижки в случае необходимости основания корпуса либо за счет перемещения ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки H, должна быть перпендикулярной продольной к центральной плоскости сиденья;
Г.4.7.1.2 если левая нога не может удержаться параллельно правой ноге, а левая ступня не может быть установлена на элементах конструкции транспортного средства, то необходимо переместить левую ступню таким образом, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяют визирными метками.
Г.4.7.2 Задние внешние сиденья
Что касается задних или приставных сидений, то ноги необходимо располагать так, как предписывается предприятием-изготовителем. Если при этом ступни опираются на части пола, которые находятся на различных уровнях, то та ступня, которая первая прикоснулась к переднему сиденью, служит в качестве исходной, а другая ступня располагается таким образом, чтобы обеспечить горизонтальное положение устройства, проверяемое с помощью уровня поперечной ориентации основания корпуса.
Г.4.7.3 Другие сиденья
Следует придерживаться общего порядка, указанного в 4.7.1, за исключением порядка установки ступней, который определяется предприятием-изготовителем транспортного средства.
Г.4.8 Разместить грузы на голенях и бедрах и установить механизм 3-D Н в горизонтальное положение.
Г.4.9 Наклонить заднюю часть основания туловища вперед до упора и отодвинуть механизм 3-D Н от спинки сиденья с помощью коленного Т-образного шарнира. Вновь установить механизм на прежнее место на сиденье посредством одного из нижеследующих способов.
Г.4.9.1 Если механизм 3-D Н скользит назад, необходимо поступить следующим образом: дать механизму возможность скользить назад до тех пор, пока не отпадет необходимость в использовании передней ограничительной горизонтальной нагрузки на коленный Т-образный шарнир, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не будет соприкасаться со спинкой сиденья. В случае необходимости следует изменить положение голени и ступни.
Г.4.9.2 Если механизм 3-D Н не скользит назад, необходимо поступить следующим образом: отодвинуть механизм назад за счет применения горизонтальной направленной назад нагрузки, прилагаемой к коленному Т-образному шарниру, до тех пор, пока задняя часть механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (рисунок Г.2).
Г.4.10 Приложить нагрузку (100+-10) Н к задней части и основанию механизма 3-D Н на пересечении кругового сектора бедра и кожуха коленного Т-образного шарнира. Это усилие должно быть все время направлено вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение, к точке, находящейся чуть выше кожуха кронштейна бедра (рисунок Г.2). После этого осторожно вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Последнюю процедуру необходимо проводить с осторожностью, для того чтобы не допустить соскальзывания механизма вперед.
Г.4.11 Разместить грузы на правой и левой частях основания туловища и затем попеременно устанавливать восемь грузов на спине. Горизонтальное положение механизма 3-D Н проверяют с помощью уровня.
Г.4.12 Наклонить спинку механизма 3-D Н вперед, чтобы устранить давление на спинку сиденья. Произвести три полных цикла бокового качания механизма по дуге в 10° (5° в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости) для того, чтобы устранить возможные влияния трения между механизмом и сиденьем.
В ходе раскачивания коленный Т-образный шарнир механизма может отклоняться от установленных горизонтального и вертикального направлений. Поэтому во время раскачивания механизма Т-образный шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удерживании Т-образного шарнира и раскачивании механизма необходимо проявлять осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.
При этом не следует удерживать ступни механизма или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, то они должны оставаться на некоторое время в новом положении.
Осторожно вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья и вывести оба уровня в нулевое положение. В случае перемещения ступней во время раскачивания механизма их следует вновь установить следующим образом:
попеременно приподнимать каждую ступню с пола на минимальную высоту, пока не прекратится ее дополнительное перемещение. При этом необходимо удерживать ступни таким образом, чтобы они могли вращаться; применение каких-либо продольных или поперечных сил исключают. Когда каждую ступню опять устанавливают в свое нижнее положение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции;
вывести поперечный уровень в нулевое положение; в случае необходимости приложить поперечную нагрузку к верхней части спинки механизма; нагрузка должна быть достаточной для установки в горизонтальное положение спинки механизма на сиденье.
Г.4.13 Придерживать коленный Т-образный шарнир для того, чтобы не допустить соскальзывания механизма 3-D Н вперед на подушку сиденья, и затем:
- вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;
- попеременно прилагать и убирать горизонтальную нагрузку, действующую в заднем направлении и не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте приблизительно центра крепления грузов к спинке, пока по положению кругового сектора бедра не станет ясно, что после устранения действия нагрузки достигнуто устойчивое положение. Необходимо обеспечить, чтобы на механизм не действовали какие-либо внешние силы, направленные вниз или вбок. В случае необходимости повторной ориентации механизма в горизонтальном направлении наклонить спинку механизма вперед, вновь проверить его горизонтальное положение и повторить процедуру, указанную в 4.12.
Г.4.14 Провести все измерения: координаты точки H измеряют относительно трехмерной системы координат; фактический угол наклона туловища определяют по круговому сектору наклона спинки механизма 3-D Н (рисунок Г.1), причем штырь должен находиться в крайнем заднем положении.
Г.4.15 В случае повторной установки механизма 3-D Н сиденье должно быть свободным от любых нагрузок в течение не менее 30 мин до начала установки. Механизм не следует оставлять на сиденье сверх того времени, которое необходимо для проведения данного испытания.
Г.4.16 Если сиденья, находящиеся в одном и том же ряду, могут рассматриваться как одинаковые (многоместное сиденье, идентичные сиденья и т.п.), то следует определять только одну точку H и один фактический угол наклона спинки сиденья для каждого ряда, помещая механизм 3-D Н в месте, которое можно рассматривать как типичное для данного ряда сидений. Этим местом является:
- место водителя в переднем ряду;
- одно из крайних мест в заднем ряду или рядах.
ДОПОЛНЕНИЯДополнение 1
ДОПОЛНЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ ОБЪЕМНОГО МЕХАНИЗМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ Н (МЕХАНИЗМ 3-D Н)1 Спинка и основаниеСпинка и основание изготовлены из арматурного пластика и металла; они моделируют туловище и бедра человека и крепятся друг к другу механически в точке H. На штырь, укрепленный в точке H, устанавливают круговой сектор для измерения фактического угла наклона спинки. Регулируемый шарнир бедра, соединяемый с основанием туловища, определяет центральную линию бедра и служит исходной линией для кругового сектора наклона бедра.
2 Элементы туловища и ногЭлементы, моделирующие ступни и голени, соединяют с основанием туловища с помощью коленного Т-образного шарнира, который является продольным продолжением регулируемого кронштейна бедра. Для измерения угла сгиба колена элементы голени и лодыжки оборудованы круговыми секторами. Элементы, моделирующие ступни, имеют градуировку для определения угла наклона ступни. Ориентация устройства обеспечивается за счет использования двух уровней. Грузы, размещаемые на туловище, устанавливают в соответствующих центрах тяжести для обеспечения давления на подушку сиденья, равного тому, которое оказывается пассажиром-мужчиной весом 76 кг. Все сочленения механизма 3-D Н должны быть проверены для того, чтобы обеспечить их свободное движение и исключить какое-либо заметное трение.
1 - спинка; 2 - кронштейн спинных грузов; 3 - уровень угла наклона спинки; 4 - круговой сектор наклона бедра; 5 - основание; 6 - кронштейн набедренных грузов; 7 - коленный Т-образный шарнир; 8 - штырь; 9 - круговой сектор наклона спинки; 10 - визирные метки точки H; 11 - ось вращения точки H; 12 - поперечный уровень; 13 - кронштейн бедра; 14 - круговой сектор сгиба колена; 15 - круговой сектор сгиба ступни
Рисунок Г.1 - Обозначение элементов механизма 3-D Н
1 - спинные грузы; 2 - седалищные грузы; 3 - набедренные грузы; 4 - ножные грузы; 5 - направление и точка приложения нагрузки
Рисунок Г.2 - Размеры элементов 3-D Н и распределения грузов
Дополнение 2
ДОПОЛНЕНИЕ 2. ТРЕХМЕРНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ1 Трехмерная система координат определяется тремя ортогональными плоскостями, установленными предприятием-изготовителем транспортного средства (см. рисунок Г.3).
2 Положение для измерения на транспортном средстве устанавливают за счет помещения данного транспортного средства на опорную поверхность таким образом, чтобы координаты исходных точек отсчета соответствовали величинам, указанным предприятием-изготовителем.
3 Координаты точек R и H устанавливают относительно исходных точек отсчета, определенных предприятием-изготовителем транспортного средства.
1 - опорная поверхность; 2 - исходная плоскость Z (горизонтальная исходная плоскость); 3 - исходная плоскость X (вертикальная поперечная исходная плоскость); 4 - исходная плоскость Y (вертикальная продольная исходная плотность)
Рисунок Г.3 - Трехмерная система координат
Дополнение 3
ДОПОЛНЕНИЕ 3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ1 Кодирование исходных данныхИсходные данные перечисляют последовательно по каждому месту для сидения. Места для сидения определяют двузначным кодом. Первый знак представляет собой арабскую цифру и обозначает ряд мест; отсчет мест ведут спереди назад. Вторым знаком является заглавная буква, которая обозначает расположение места для сидения в ряду, обращенном в направлении движения транспортного средства вперед; при этом используют следующие буквы: L - левое; С - центральное; R - правое.
2 Определение положения транспортного средства, установленного для измерения2.1 Координаты исходных точек отсчета:
Х ____________
Y ____________
Z ____________
3 Перечень исходных данных3.1 Место для сидения
3.1.1 Координаты точки R:
Х ____________
Y ____________
Z ____________
3.1.2 Конструктивный угол наклона туловища
3.1.3 Данные для регулировки сиденья: <*>
<*> Ненужное вычеркнуть.
Примечание - Перечислить исходные данные для других мест для сидения в 3.2, 3.3 и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(обязательное)
1 - пористый материал, покрытый полотном толщиной 25 мм; P - испытательная нагрузка
Рисунок Д.1
1 - пористый материал, покрытый полотном толщиной 25 мм; 2 - лямка, связывающая блок с точками крепления; 3 - блок; P - испытательная нагрузка
Рисунок Д.2
1 - пористый материал, покрытый тканью толщиной 25 мм; P - испытательная нагрузка
Рисунок Д.3
Приложение Е. МИНИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО ТОЧЕК КРЕПЛЕНИЯ И РАСПОЛОЖЕНИЕ НИЖНИХ КРЕПЛЕНИЙПримечание - Обозначения, принятые в таблице:
2 - две нижние части крепления, позволяющие установить ремни безопасности типа В, или ремни безопасности типов Вг, Вг3, Вг4 m, или Br4Nm в случае, когда это требуется;
3 - две нижние точки крепления и одна верхняя точка крепления, позволяющие устанавливать ремни безопасности типа А с тремя точками крепления, или ремни безопасности типов Аг, Аг4т или Ar4Nm в случаях, когда это требуется в соответствии с ГОСТ Р 52051.
- относится к 5.3.3 (допускаются две точки крепления, если сиденье расположено с внутренней стороны прохода);
* - относится к 5.3.4 (допускаются две точки крепления, если ветровое стекло находится за пределами исходной зоны);
- относится к 5.3.7 (допускаются две точки крепления, если в исходной зоне не находится никаких элементов);
О - относится к 5.3.10 (специальное положение для верхнего этажа транспортного средства).
Расположение нижних точек крепления. Требования, касающиеся только значения угла
Примечание - Обозначения, принятые в таблице:
=/= - боковое и центральное;
* - если угол непостоянен, см.5.4.2.1;
Пси - 45°-90° в случае сидений, устанавливаемых на транспортных средствах категорий M2 и M3.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
(обязательное)
В настоящем приложении приводится описание динамического испытания с использованием салазок, которое может проводиться в качестве альтернативы статическому испытанию на прочность приспособлений для крепления ремней безопасности, указанному в 6.3 и 6.4.
Альтернативное испытание может проводиться по просьбе изготовителя легкового автомобиля в случае группы сидений, когда все сидячие места оборудованы ремнями безопасности, которые имеют три точки крепления и для которых предусмотрены функции ограничителя нагрузки на грудную клетку, и когда данная группа сидений дополнительно имеет сидячее место, на котором верхнее крепление ремня безопасности расположено в каркасе сиденья.
Ж.2 ТребованияЖ.2.1 Во время динамического испытания, приведенного в разделе 3 настоящего приложения, не должно быть никаких повреждений креплений или окружающей их зоны. Однако допускается запрограммированное повреждение, необходимое для функционирования устройства ограничения нагрузки.
Должны соблюдаться требования в отношении минимальных расстояний между нижними точками эффективного крепления, приведенные в 5.4.2.5 настоящего стандарта, и требования в отношении верхних точек эффективного крепления, приведенные в 5.4.3.6 настоящего стандарта, а также, в соответствующих случаях, дополнительные требования, предусмотренные в 2.1.1 настоящего приложения.
Ж.2.1.1 Для транспортных средств категории M1 общей допустимой массой не более 2,5 т верхнее крепление ремня безопасности, если оно смонтировано в каркасе сиденья, не должно смещаться вперед за пределы поперечной плоскости, проходящей через точки R и C данного сиденья (рисунок B.1).
Для транспортных средств, помимо упомянутых выше, верхняя точка крепления ремня безопасности не должна смещаться за пределы поперечной плоскости, расположенной под углом 10° в направлении вперед и проходящей через точку R сиденья.
Ж.2.2 На транспортных средствах, на которых используются такие устройства, после испытания устройства перемещения и блокировки, позволяющие водителю и пассажирам на всех сиденьях выйти из транспортного средства, должны по-прежнему приводиться вручную после испытания.
Ж.2.3 В руководстве для владельца транспортного средства должны содержаться сведения о том, что в качестве сменных ремней должны использоваться только ремни безопасности, сертифицированные для данного сидячего места в транспортном средстве, и должны быть конкретно указаны те сидячие места, на которых может быть установлен только соответствующий ремень безопасности, оборудованный ограничителем нагрузки.
Ж.3 Условия проведения динамических испытанийЖ.3.1 Общие условия
К испытанию, описание которого приводится в настоящем приложении, применяются общие условия, предусмотренные в 6.1 настоящего стандарта.
Ж.3.2 Установка и подготовка
Ж.3.2.1 Салазки
Салазки должны быть сконструированы таким образом, чтобы после испытаний на них не было следов остаточной деформации. Они должны быть направлены таким образом, чтобы во время удара отклонение не превышало 5° от вертикальной плоскости и 2° от горизонтальной плоскости.
Ж.3.2.2 Фиксация конструкции транспортного средства
Часть конструкции транспортного средства, которая считается важной с точки зрения жесткости транспортного средства применительно к приспособлениям для крепления сидений и приспособлениям для крепления ремней безопасности, должна быть закреплена на салазках в соответствии с 6.2 настоящего стандарта.
Ж.3.2.3 Удерживающие системы
Ж.3.2.3.1 Удерживающие системы (комплектные сиденья, ремни безопасности в сборе и приспособления для ограничения нагрузки) устанавливаются в конструкцию транспортного средства в соответствии с техническими условиями, предусмотренными для транспортного средства серийного производства.
На испытательных салазках может быть установлено оборудование транспортного средства, находящееся перед испытуемым сиденьем (приборный щиток, сиденье и т.д. в зависимости от испытуемого сиденья). При наличии передней подушки безопасности ее необходимо отключить.
Ж.3.2.3.2 По просьбе изготовителя легкового автомобиля и с согласия испытательной лаборатории, ответственной за испытания, некоторые элементы удерживающих систем помимо комплектных сидений, ремней безопасности в сборе и устройств для ограничения натяжения могут не устанавливаться на испытательных салазках или могут быть заменены элементами эквивалентной или меньшей жесткости, размеры которых соответствуют размерам внутреннего оборудования транспортного средства, при условии, что подвергаемая испытанию конфигурация, по крайней мере, так же неблагоприятна, как и серийная конфигурация, применительно к усилиям, прилагаемым к сиденью и приспособлениям для крепления ремней безопасности.
Ж.3.2.3.3 Сиденья должны быть отрегулированы, как это требуется в 6.1.2 настоящего стандарта, таким образом, чтобы положение для использования, выбранное испытательной лабораторией, ответственной за приведение испытаний, создавало наиболее неблагоприятные условия с точки зрения прочности приспособления для крепления и было совместимо с установкой манекенов в транспортном средстве.
Ж.3.2.4 Манекены
Манекен, размеры и масса которого определены в приложении И, помещается на каждое сиденье и удерживается с помощью имеющегося в транспортном средстве ремня безопасности.
Оснащать манекен измерительной аппаратурой не требуется.
Ж.3.3 Испытание
Ж.3.3.1 Салазки разгоняются таким образом, чтобы во время испытания их скорость достигала 50 км/ч. Замедление салазок должно соответствовать значениям, указанным в приложении И.
Ж.3.3.2 При необходимости дополнительные удерживающие устройства (устройства предварительного натяжения и т.д., за исключением подушек безопасности) приводятся в действие в соответствии с инструкциями изготовителя легкового автомобиля.
Ж.3.3.3 Необходимо проверить, чтобы смещение приспособлений для крепления ремней безопасности не превышало предельных значений, указанных в 2.1 и 2.1.1 настоящего приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
(обязательное)
Примечание - Схема, поясняющая размеры, приводится на рисунке И.1
Рисунок И.1
- Главная
- "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)