в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)
действует Редакция от 08.12.2003 Подробная информация
"НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)

Приложение Г. ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ H И ФАКТИЧЕСКОГО УГЛА НАКЛОНА ТУЛОВИЩА СИДЯЩЕГО В АВТОМОБИЛЕ ВОДИТЕЛЯ ИЛИ ПАССАЖИРА

Г.1 Цель

Описываемый в настоящем приложении порядок предназначен для определения положения точки H и фактического угла наклона туловища для одного или нескольких мест для сидения в автомобиле и для проверки соотношения между измеренными параметрами и конструктивными спецификациями, указанными предприятием-изготовителем*.


<*> В отношении любых мест для сидения, за исключением передних сидений, для которых точка H не может определяться посредством применения объемного механизма определения точки H или соответствующих методов, в качестве контрольной точки может применяться по усмотрению органа по сертификации точка R, указанная предприятием-изготовителем.

Г.2 Определения

В настоящем приложении применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Г.2.1 контрольные параметры: Одна или несколько из следующих характеристик места для сидения:

Г.2.1.1 точки H и R и их соотношение;

Г.2.1.2 фактический и конструктивный углы наклона туловища и их соотношение.

Г.2.2 объемный механизм определения точки H (механизм 3-D Н): Устройство, применяемое для определения точки H и фактического угла наклона туловища.

Г.2.3 точка H: Центр вращения туловища и бедра механизма 3-D Н, установленного на сиденье автотранспортного средства в соответствии с требованиями раздела 4. Точка H располагается в середине центральной линии устройства, проходящей между визирными метками точки H с обеих сторон механизма 3-D Н. Теоретически точка H соответствует (допуски см. 3.2.2) точке R. После определения точки H в соответствии с порядком, описанным в разделе 4, считают, что эта точка является фиксированной по отношению к подушке сиденья и перемещается вместе с ней при регулировании сиденья.

Г.2.4 точка R, или контрольная точка места для сидения: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.

Г.2.5 линия туловища: Центральная линия штыря механизма 3-D Н, когда штырь находится в крайнем заднем положении.

Г.2.6 фактический угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку H, и линией туловища посредством кругового сектора механизма 3-D Н. Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски см. 3.2.2).

Г.2.7 конструктивный угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанный предприятием-изготовителем транспортного средства.

Г.2.8 центральная плоскость водителя или пассажира (ЦПВП): Средняя плоскость механизма 3-D Н, расположенного на каждом указанном месте для сидения; она представлена координатой точки H относительно оси Y. На отдельных сиденьях центральная плоскость сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя или пассажира. На других сиденьях центральная плоскость водителя или пассажира определяется предприятием-изготовителем.

Г.2.9 трехмерная система координат: Система, описанная в настоящем приложении (см. дополнение 1).

Г.2.10 исходные точки отсчета: Физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове (кабине) транспортного средства, указанные предприятием-изготовителем.

Г.2.11 положение для измерения на транспортном средстве: Положение транспортного средства, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.

Г.3 Требования

Г.3.1 Представление данных

Для каждого места для сиденья, контрольные параметры которого используют для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта, представляются все или соответствующая выборка следующих данных в том виде, как это указано в настоящем приложении:

Г.3.1.1 координаты точки R относительно трехмерной системы координат;

Г.3.1.2 конструктивный угол наклона туловища;

Г.3.1.3 все указания, необходимые для регулирования сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения, определенное в 4.3.

Г.3.2 Соотношение полученных данных и конструктивных спецификаций

Г.3.2.1 Координаты точки H и величину фактического угла наклона туловища, установленные согласно порядку, указанному в разделе 4, сравнивают соответственно с координатами точки R и величиной конструктивного угла наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.

Г.3.2.2 Относительное положение точек R, H и соотношение между конструктивным углом наклона туловища и фактическим углом наклона туловища считают удовлетворительным для рассматриваемого места для сидения, если точка H, определенная ее координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные и вертикальные стороны которого, равные 50 мм, имеют диагонали, пересекающиеся в точке R, и если фактический угол наклона туловища не отличается от конструктивного угла наклона туловища более чем на 5°.

Г.3.2.3 В случае удовлетворения этих условий точку R и конструктивный угол наклона туловища используют для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Г.3.2.4 Если точка H или фактический угол наклона туловища не соответствуют требованиям 3.2.2, то точку H и фактический угол наклона туловища определяют еще два раза (всего три раза). Если результаты двух из этих трех измерений удовлетворяют требованиям, то применяют положения 3.2.3.

Г.3.2.5 Если результаты по меньшей мере двух из трех измерений, определенных в 3.2.4, не удовлетворяют требованиям 3.2.2 или если проверка невозможна в связи с тем, что предприятие-изготовитель транспортного средства не представило данные, касающиеся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, может использоваться центроида трех полученных точек или средние значения трех измерений углов, которые будут считаться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящем стандарте упоминается точка R или конструктивный угол наклона туловища.

Г.4 Порядок определения точки H и фактического угла наклона туловища

Г.4.1 Испытуемое транспортное средство должно быть выдержано при температуре (20+-10) °С, по выбору предприятия-изготовителя, для того чтобы температура материала, из которого изготовлены сиденья, достигла комнатной. Если испытуемое сиденье никогда не использовалось, то на него необходимо поместить дважды в течение 1 мин человека или устройство массой от 70 до 80 кг для того, чтобы размять подушку сиденья и спинку. По просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений сохраняются в ненагруженном состоянии в течение, по крайней мере, 30 мин до установки на них механизма 3-D Н.

Г.4.2 Транспортное средство должно занять положение для измерения, определенное в 2.11.

Г.4.3 Если сиденье является регулируемым, то его устанавливают сначала в крайнее заднее нормальное при управлении или движении положение, предусмотренное предприятием-изготовителем транспортного средства, за счет одного лишь продольного регулирования сиденья, и без его перемещения, предусмотренного для целей иных, чем нормальное управление или движение. В случае наличия других способов регулирования сиденья (вертикальной, угла наклона спинки и т.д.) оно должно затем приводиться в положение, предписанное предприятием-изготовителем транспортного средства. Для подрессоренных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать нормальному положению при управлении, указанному предприятием-изготовителем.

Г.4.4 Поверхность места для сиденья, с которой соприкасается механизм 3-D Н, покрывают муслиновой хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры, являющейся гладкой хлопчатобумажной тканью, имеющей 18,9 нитей на 1 см и весящей 0,228 кг/м2, или вязаной или нетканой материей, имеющей аналогичные характеристики. Если испытание проводят на сиденье вне транспортного средства, то пол, на который устанавливают сиденье, должен иметь те же основные характеристики (угол наклона, разницу в высоте крепления сиденья, текстуру поверхности и т.д.), что и пол транспортного средства, в котором будет установлено такое сиденье.

Г.4.5 Поместить основание и спинку механизма 3-D Н таким образом, чтобы центральная плоскость водителя или пассажира (ЦПВП) совпадала с центральной плоскостью механизма. По просьбе предприятия-изготовителя механизм может быть передвинут внутрь относительно ЦПВП, если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет провести его выравнивание.

Г.4.6 Прикрепить ступни и голени к основанию корпуса либо отдельно, либо посредством шарнирного Т-образного звена. Линия, проходящая через визирные метки определения точки H, должна быть параллельной грунту и перпендикулярной к продольной центральной плоскости сиденья.

Г.4.7 Отрегулировать ступни и ноги механизма 3-D Н в следующем порядке:

Г.4.7.1 Сиденья водителя и пассажира на наружном переднем сиденье:

Г.4.7.1.1 ступни и ноги перемешают вперед таким образом, чтобы ступни заняли естественное положение, в случае необходимости между педалями управления. Левую ступню по возможности устанавливают таким образом, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости механизма 3-D Н, на каком находится правая ступня с правой стороны. С помощью уровня проверки поперечной ориентации устройства его приводят в горизонтальное положение за счет сдвижки в случае необходимости основания корпуса либо за счет перемещения ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки H, должна быть перпендикулярной продольной к центральной плоскости сиденья;

Г.4.7.1.2 если левая нога не может удержаться параллельно правой ноге, а левая ступня не может быть установлена на элементах конструкции транспортного средства, то необходимо переместить левую ступню таким образом, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяют визирными метками.

Г.4.7.2 Задние внешние сиденья

Что касается задних или приставных сидений, то ноги необходимо располагать так, как предписывается предприятием-изготовителем. Если при этом ступни опираются на части пола, которые находятся на различных уровнях, то та ступня, которая первая прикоснулась к переднему сиденью, служит в качестве исходной, а другая ступня располагается таким образом, чтобы обеспечить горизонтальное положение устройства, проверяемое с помощью уровня поперечной ориентации основания корпуса.

Г.4.7.3 Другие сиденья

Следует придерживаться общего порядка, указанного в 4.7.1, за исключением порядка установки ступней, который определяется предприятием-изготовителем транспортного средства.

Г.4.8 Разместить грузы на голенях и бедрах и установить механизм 3-D Н в горизонтальное положение.

Г.4.9 Наклонить заднюю часть основания туловища вперед до упора и отодвинуть механизм 3-D Н от спинки сиденья с помощью коленного Т-образного шарнира. Вновь установить механизм на прежнее место на сиденье посредством одного из нижеследующих способов.

Г.4.9.1 Если механизм 3-D Н скользит назад, необходимо поступить следующим образом: дать механизму возможность скользить назад до тех пор, пока не отпадет необходимость в использовании передней ограничительной горизонтальной нагрузки на коленный Т-образный шарнир, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не будет соприкасаться со спинкой сиденья. В случае необходимости следует изменить положение голени и ступни.

Г.4.9.2 Если механизм 3-D Н не скользит назад, необходимо поступить следующим образом: отодвинуть механизм назад за счет применения горизонтальной направленной назад нагрузки, прилагаемой к коленному Т-образному шарниру, до тех пор, пока задняя часть механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (рисунок Г.2).

Г.4.10 Приложить нагрузку (100+-10) Н к задней части и основанию механизма 3-D Н на пересечении кругового сектора бедра и кожуха коленного Т-образного шарнира. Это усилие должно быть все время направлено вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение, к точке, находящейся чуть выше кожуха кронштейна бедра (рисунок Г.2). После этого осторожно вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Последнюю процедуру необходимо проводить с осторожностью, для того чтобы не допустить соскальзывания механизма вперед.

Г.4.11 Разместить грузы на правой и левой частях основания туловища и затем попеременно устанавливать восемь грузов на спине. Горизонтальное положение механизма 3-D Н проверяют с помощью уровня.

Г.4.12 Наклонить спинку механизма 3-D Н вперед, чтобы устранить давление на спинку сиденья. Произвести три полных цикла бокового качания механизма по дуге в 10° (5° в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости) для того, чтобы устранить возможные влияния трения между механизмом и сиденьем.

В ходе раскачивания коленный Т-образный шарнир механизма может отклоняться от установленных горизонтального и вертикального направлений. Поэтому во время раскачивания механизма Т-образный шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удерживании Т-образного шарнира и раскачивании механизма необходимо проявлять осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.

При этом не следует удерживать ступни механизма или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, то они должны оставаться на некоторое время в новом положении.

Осторожно вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья и вывести оба уровня в нулевое положение. В случае перемещения ступней во время раскачивания механизма их следует вновь установить следующим образом:

попеременно приподнимать каждую ступню с пола на минимальную высоту, пока не прекратится ее дополнительное перемещение. При этом необходимо удерживать ступни таким образом, чтобы они могли вращаться; применение каких-либо продольных или поперечных сил исключают. Когда каждую ступню опять устанавливают в свое нижнее положение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции;

вывести поперечный уровень в нулевое положение; в случае необходимости приложить поперечную нагрузку к верхней части спинки механизма; нагрузка должна быть достаточной для установки в горизонтальное положение спинки механизма на сиденье.

Г.4.13 Придерживать коленный Т-образный шарнир для того, чтобы не допустить соскальзывания механизма 3-D Н вперед на подушку сиденья, и затем:

- вернуть назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;

- попеременно прилагать и убирать горизонтальную нагрузку, действующую в заднем направлении и не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте приблизительно центра крепления грузов к спинке, пока по положению кругового сектора бедра не станет ясно, что после устранения действия нагрузки достигнуто устойчивое положение. Необходимо обеспечить, чтобы на механизм не действовали какие-либо внешние силы, направленные вниз или вбок. В случае необходимости повторной ориентации механизма в горизонтальном направлении наклонить спинку механизма вперед, вновь проверить его горизонтальное положение и повторить процедуру, указанную в 4.12.

Г.4.14 Провести все измерения: координаты точки H измеряют относительно трехмерной системы координат; фактический угол наклона туловища определяют по круговому сектору наклона спинки механизма 3-D Н (рисунок Г.1), причем штырь должен находиться в крайнем заднем положении.

Г.4.15 В случае повторной установки механизма 3-D Н сиденье должно быть свободным от любых нагрузок в течение не менее 30 мин до начала установки. Механизм не следует оставлять на сиденье сверх того времени, которое необходимо для проведения данного испытания.

Г.4.16 Если сиденья, находящиеся в одном и том же ряду, могут рассматриваться как одинаковые (многоместное сиденье, идентичные сиденья и т.п.), то следует определять только одну точку H и один фактический угол наклона спинки сиденья для каждого ряда, помещая механизм 3-D Н в месте, которое можно рассматривать как типичное для данного ряда сидений. Этим местом является:

- место водителя в переднем ряду;

- одно из крайних мест в заднем ряду или рядах.

  • Главная
  • "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)