Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)
6 Испытания
6.1 Общие положения
6.1.1 При условии фиксации транспортного средства и в соответствии с просьбой предприятия-изготовителя:
6.1.1.1 испытаниям могут подвергаться либо кузов (кабина) транспортного средства, либо полностью оборудованное транспортное средство;
6.1.1.2 испытаниям могут подвергаться лишь приспособления для крепления, относящиеся только к одному сиденью или одной группе сидений, при условии, что:
- данные приспособления для крепления имеют такие же конструктивные характеристики, как и приспособления для крепления, предназначенные для других сидений или группы сидений.
- в случае, когда такие приспособления для крепления устанавливаются полностью или частично на сиденье или группе сидений, конструктивные характеристики данного сиденья или группы сидений аналогичны характеристикам, предусмотренным для других сидений или групп сидений;
6.1.1.3 окна и двери могут быть установлены или не установлены и могут находиться в закрытом или открытом положении;
6.1.1.4 допускается установка любых обычно предусматриваемых элементов, которые увеличивают жесткость конструкции.
6.1.2 Сиденья для водителя или пассажира должны быть смонтированы и установлены в таком положении, которое испытательная лаборатория, уполномоченная проводить испытания, считает наиболее неблагоприятным с точки зрения прочности системы. Положение сидений должно отмечаться в протоколе испытаний. Если можно регулировать угол наклона, то спинка сиденья должна быть зафиксирована в положении согласно указаниям предприятия-изготовителя или, если таких указаний нет, в положении, соответствующем фактическому углу наклона сиденья, по возможности составляющему 25° для транспортных средств категорий M1 и N1 и 15° - для транспортных средств любых других категорий.
6.2 Фиксация транспортного средства
6.2.1 Транспортное средство должно фиксироваться во время испытания таким образом, чтобы в результате фиксации не повышалась прочность приспособлений для крепления или прилегающей к ним зоны и не уменьшалась нормальная деформация кузова.
6.2.2 Фиксирующее устройство считают удовлетворительным, если оно не оказывает никакого воздействия на зону в пределах всей ширины кузова (кабины) и если транспортное средство или его кузов (кабина) фиксируется или закрепляется на расстоянии не менее 500 мм спереди от испытуемого приспособления для крепления и на расстоянии не менее 300 мм сзади от этого приспособления.
6.2.3 Рекомендуется устанавливать кузов (кабину) на опоры, расположенные приблизительно на уровне осей колес или, когда это невозможно, на уровне точек крепления подвески.
Если применяют метод фиксации, отличающийся от установленного в 6.2.1-6.2.3, то его эквивалентность должна быть доказана.
6.3 Общие требования, касающиеся испытаний
6.3.1 Все приспособления для крепления, относящиеся к одной и той же группе сидений, должны испытываться одновременно.
Однако если существует вероятность того, что несимметричная нагрузка сиденья и/или приспособления для крепления может привести к повреждениям, может быть проведено дополнительное испытание с несимметричной нагрузкой.
6.3.2 Тянущее усилие должно действовать в направлении, соответствующем сидячему положению, под углом 10°+-5° выше горизонтали, расположенной в плоскости, параллельной среднему продольному сечению транспортного средства.
6.3.3 Испытательную нагрузку прилагают как можно более кратковременно. Приспособления для крепления должны выдерживать указанную нагрузку, по крайней мере, в течение 0,2 с.
6.3.4 Схемы натяжных устройств, которые должны использоваться для испытаний, описанных в 6.4, представлены в приложении Е.
6.3.5 Приспособления для крепления, относящиеся к сидячим местам, для которых предусмотрены крепления вверху, должны испытываться следующим образом.
6.3.5.1 Передние боковые сидячие места
Приспособления для крепления должны быть подвергнуты испытанию, предписанному в 6.4.1, при котором усилия передаются на них с помощью устройства, воспроизводящего геометрию ремня с креплением в трех точках, оснащенного втягивающим устройством с направляющим кронштейном в верхней точке крепления. Кроме того, когда число приспособлений для крепления превышает указанные в 5.3, эти приспособления должны быть подвергнуты испытанию, установленному в 6.4.5, в ходе которого к ним прилагают усилия с помощью устройства, моделирующего геометрию ремней безопасности, предназначенных для крепления на этих приспособлениях.
6.3.5.1.1 Если в нижней боковой точке, в которой должно быть предусмотрено крепление, отсутствует втягивающее устройство или если втягивающее устройство установлено в верхней точке, то приспособления для крепления внизу должны также подвергаться испытанию, установленному в 6.4.3.
6.3.5.1.2 В упомянутом выше случае испытания, установленные в 6.4.1 и 6.4.3, могут проводиться по требованию предприятия-изготовителя на двух разных конструкциях.
6.3.5.2 Боковые задние и любые центральные сидячие места
Приспособления для крепления должны быть подвергнуты испытанию, установленному в 6.4.2, при котором усилия передаются на них с помощью устройства, воспроизводящего геометрию ремня с креплением в трех точках без втягивающего устройства, а также испытанию, предписанному в 6.4.3, при котором усилия передаются на два нижних приспособления для крепления с помощью устройства, воспроизводящего геометрию поясного ремня. По требованию предприятия-изготовителя эти два испытания могут проводиться на двух разных конструкциях.
6.3.5.3 Если предприятие-изготовитель поставляет транспортное средство с ремнями безопасности, то соответствующие крепления для ремней безопасности по просьбе предприятия-изготовителя могут быть подвергнуты только испытанию, при котором усилия передаются на них с помощью устройства, воспроизводящего геометрию типа ремня безопасности, предназначенного для установки на этих креплениях.
6.3.6 Если для боковых и центральных сидячих мест не предусмотрены приспособления для крепления ремня вверху, то приспособления для крепления внизу должны быть подвергнуты испытанию, установленному в 6.4.3, при котором усилия передаются на них с помощью устройства, воспроизводящего геометрию поясного ремня.
6.3.7 Если в конструкции транспортного средства предусмотрены другие устройства, которые не позволяют прикреплять лямки к приспособлениям для крепления непосредственно, без использования промежуточных роликов или подобных устройств, или которые требуют дополнительных креплений, помимо предусмотренных в 5.3, то ремень или совокупность тросов, роликов и т.п., входящих в комплект ремня, должны прикрепляться к приспособлению для крепления с помощью такого устройства и подвергаться испытаниям, установленным в 6.4.
6.3.8 Допускается использование метода испытаний, который отличается от указанных в 6.3 методов, однако при этом должна быть доказана его эквивалентность.
6.4 Специальные требования, касающиеся испытаний
6.4.1 Испытание приспособлений для крепления трехточечного ремня, оснащенного втягивающим устройством и направляющим кронштейном в верхней точке крепления
6.4.1.1 К приспособлениям для крепления ремня вверху прикрепляют либо специальный направляющий кронштейн для троса или лямки, характеристики которого позволяют передавать усилие от натяжного устройства, либо направляющий кронштейн, поставляемый предприятием-изготовителем.
6.4.1.2 К натяжному устройству (см. рисунок Д.2), связанному с приспособлениями для крепления ремня, прилагают с помощью устройства, воспроизводящего геометрию части лямки ремня, расположенной выше пояса, испытательную нагрузку, равную (1350+-20) даН. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категории M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.1.3 Одновременно растягивающее усилие, равное (1350+-20) даН, прилагают к натяжному устройству (см. рисунок Д.1), связанному с двумя приспособлениями для крепления внизу. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категории M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.2 Испытание приспособлений для крепления трехточечного ремня без втягивающего устройства или со втягивающим устройством в верхней точке крепления
6.4.2.1 Испытательную нагрузку (1350+-20) даН прилагают к натяжному устройству (см. приложение Д, рисунок 2), связанному с верхним и нижним приспособлениями для крепления одного и того же ремня, с использованием втягивающего устройства, установленного в верхней точке крепления, если такое устройство поставляется предприятием-изготовителем. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категорий M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.2.2 Одновременно к натяжному устройству (см. рисунок Д.1), связанному с приспособлениями для крепления внизу, прилагают растягивающее усилие (1350+-20) даН. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категории M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.3 Испытание приспособлений для крепления поясного ремня
К натяжному устройству (см. рисунок Д.1), связанному с двумя приспособлениями для крепления внизу, прилагают испытательную нагрузку (2225+-20) даН. Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (1110+-20) даН, за исключением транспортных средств категорий M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (740+-20) даН.
6.4.4 Испытание приспособлений для крепления, которые либо все расположены на каркасе сиденья, либо распределены между кузовом и каркасом сиденья
6.4.4.1 В зависимости от случая проводят испытания, указанные в 6.4.1-6.4.3, прилагая при этом для каждого сиденья и для каждой группы сидений указанное ниже дополнительное усилие.
6.4.4.2 Нагрузки, указанные в 6.4.1-6.4.3, должны быть дополнены усилием, равным двадцатикратной массе сиденья в сборе. Инерционные нагрузки должны быть приложены к сиденью или к соответствующим местам сиденья, имитируя физическое воздействие массы соответствующего сиденья на месте его крепления. Определение дополнительно прикладываемой нагрузки или нагрузок и распределение нагрузки должны быть установлены производителем и согласованы с испытательной лабораторией.
В случае транспортных средств категорий M2 и N2 это усилие должно в 10 раз превышать массу сиденья в сборе; для транспортных средств категорий M3 и N3 оно должно превышать массу сиденья в сборе в 6,6 раза.
6.4.5 Испытание на конфигурационное растяжение ремня специального типа
6.4.5.1 Испытательную нагрузку (1350+-20) даН прилагают с помощью устройства, моделирующего геометрию верхней лямки или верхних лямок на туловище, к натяжному устройству (см. рисунок Д.2), закрепленному на приспособлениях для крепления ремня безопасности данного типа.
6.4.5.2 Одновременно к натяжному устройству (рисунок Д.3), закрепленному на двух нижних приспособлениях для крепления, прилагают тянущее усилие (1350+-20) даН.
6.4.5.3 Для транспортных средств, не входящих в категории M1 и N1, испытательная нагрузка должна составлять (675+-20) даН, за исключением транспортных средств категорий M3 и N3, для которых испытательная нагрузка должна составлять (450+-20) даН.
6.4.6 Испытания в случае сидений, расположенных против направления движения
6.4.6.1 Точки крепления испытывают с использованием усилий, предписанных соответственно в 6.4.1-6.4.3. В каждом случае испытательная нагрузка должна соответствовать нагрузке, предписанной для транспортных средств категорий M3 и N3.
6.4.6.2 Испытательную нагрузку следует прилагать в направлении вперед по отношению к данному месту для сиденья в соответствии с 6.3.
6.5 В случае группы сидений, описание которых приводится в пункте 1 приложения Д, по выбору изготовителя легкового автомобиля в качестве альтернативы статическому испытанию, указанному в 6.3 и 6.4, может быть проведено динамическое испытание, предусмотренное в приложении Д.
- Главная
- "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСТ Р 41.14-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 14)" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 08.12.2003 N 351-ст)