в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 05.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ" (ПДМНВ/STCW) (Принята в г. Лондоне 07.07.78 на Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков)
действует Редакция от 07.07.1978 Подробная информация
"МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ" (ПДМНВ/STCW) (Принята в г. Лондоне 07.07.78 на Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков)

Глава II. КАПИТАН - ПАЛУБНАЯ КОМАНДА

Правило II/1 Основные принципы несения ходовой навигационной вахты

1. Для непрерывного обеспечения должного уровня безопасности при несении ходовой навигационной вахты Стороны должны обращать внимание владельцев и операторов судов, капитанов и вахтенного персонала на соблюдение следующих принципов.

2. Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую организацию безопасной ходовой навигационной вахты. Вахтенные помощники капитана, находящиеся под общим руководством капитана, несут ответственность за безопасное судовождение во время своей вахты, особенно в те моменты, когда они предпринимают меры по избежанию столкновения или посадки на мель.

3. На всех судах должны приниматься во внимание изложенные ниже, но настоящим не ограничиваемые, основные принципы:

4. Организация вахты:

a) состав вахты в любой момент должен быть достаточным и соответствующим условиям и обстановке момента и учитывать необходимость обеспечения должного наблюдения.

b) при определении состава вахты на ходовом мостике, включая лиц рядового состава, должны, в частности, учитываться следующие факторы:

i) непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;

ii) состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;

iii) близость навигационных опасностей, наличие которых может потребовать от вахтенного помощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;

iv) использование и техническое состояние навигационных средств, таких как радиолокатор или радионавигационные средства, а также любое иное оборудование, влияющее на безопасность плавания;

v) наличие на судне авторулевого;

vi) любые необычные дополнительные обязанности ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны особыми обстоятельствами работы судна.

5. Годность к выполнению обязанностей.

Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость как командного, так и рядового состава не повлияла на эффективность несения вахты. Служба должна быть организована таким образом, чтобы личный состав при отходе в рейс и сменяющих вахт, получал бы достаточный отдых и был годен к несению вахты во всех иных отношениях.

6. Судовождение.

a) предстоящий рейс должен планироваться заранее с учетом всей имеющейся информации с предварительной проработкой возможных путей следования;

b) во время ходовой вахты для обеспечения плавания по заданному пути следует через достаточно частые промежутки времени проверять курс, местоположение и скорость судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные средства;

c) вахтенный помощник капитана должен хорошо знать расположение всех судовых навигационных средств и средств обеспечения безопасности и уметь пользоваться ими, а также учитывать их эксплуатационные возможности;

d) вахтенный помощник капитана не может брать на себя и ему нельзя поручать выполнение никаких обязанностей, мешающих обеспечению безопасности плавания судна.

7. Навигационное оборудование.

a) вахтенный помощник капитана обязан обеспечивать максимально эффективное использование всего имеющегося в его распоряжении навигационного оборудования;

b) при использовании радиолокатора вахтенный помощник должен иметь в виду необходимость постоянного соблюдения положений, относящихся к использованию радиолокатора, которые содержатся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море;

c) в случае необходимости вахтенный помощник капитана должен решительно пользоваться рулем, судовыми машинами и звуковой сигнальной аппаратурой.

8. Обязанности и ответственность вахтенного помощника капитана.

a) вахтенный помощник капитана обязан:

i) нести вахту на ходовом мостике и не оставлять его ни при каких обстоятельствах без должной замены;

ii) продолжать нести ответственность за безопасность плавания судна, несмотря на присутствие на ходовом мостике капитана до тех пор, пока капитан специально не сообщит ему о принятии на себя такой ответственности и не убедится что его распоряжение понято;

iii) в случае возникновения любых сомнений относительно выбора мер обеспечения безопасности, поставить в известность капитана;

iv) не передавать вахту сменяющему помощнику капитана, если имеются основания полагать, что последний, явно, не способен эффективно выполнять свои обязанности, в этом случае он должен уведомить капитана;

b) по заступлении на вахту удостовериться в исчислимом или истинном местоположении судна, следовании заданным путем, курсом и скоростью и учесть любые навигационные опасности, ожидаемые во время несения вахты;

c) надлежащим образом фиксировать все действия, предпринятые во время вахты, имеющие отношение к плаванию судна.

9. Наблюдение.

Кроме осуществления надлежащего наблюдения в целях всесторонней оценки обстановки и риска столкновения, посадки на мель или иных навигационных опасностей в обязанности наблюдателя входит обнаружение терпящих бедствие судов или самолетов, потерпевших кораблекрушение людей, аварийных судов и обломков. При наблюдении надлежит соблюдать следующее:

a) наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание наблюдению; ему нельзя поручать или выполнять никаких обязанностей, могущих помешать выполнению задачи наблюдения;

b) обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда при условии беспрепятственного кругового обзора с места рулевого и отсутствия ухудшения видимости в ночное время или каких-либо иных помех осуществлению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии, что в каждом таком случае:

i) ситуация тщательно оценена и нет сомнений в том, что единственный наблюдатель достаточен для обеспечения безопасности;

ii) полностью учтены все сопутствующие факторы, включая, но не ограничиваясь этим:

- состояние погоды,

- видимость,

- интенсивность движения,

- близость навигационных опасностей,

- внимание, необходимое при плавании системами

разделения движения судов или вблизи них;

iii) имеется возможность немедленного усиления вахты в случае, когда этого потребует изменившаяся ситуация.

10. Плавание с лоцманом на борту.

Присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих задач и обязанностей не освобождают капитана или вахтенного помощника капитана от их задач и обязанностей по обеспечению безопасности судна. Капитан и лоцман должны обмениваться информацией относительно плавания, местных условий и характеристик судна. Капитан и вахтенный помощник должны работать в тесном контакте с лоцманом и тщательно выверять местоположение судна и его движение.

11. Защита морской среды.

Капитан и вахтенный помощник капитана должны отдавать себе отчет в серьезных последствиях эксплуатационного или аварийного загрязнения морской среды и предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения такого загрязнения особенно, когда это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами.

Правило II/2 Обязательные минимальные требования для дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т

Капитан и старший помощник капитана судов валовой вместимостью 1600 и более рег. т.

1. Капитану и старшему помощнику капитана каждого морского судна валовой вместимостью 1600 и более рег. т следует иметь соответствующий диплом.

2. Кандидат на получение диплома должен:

a) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

b) отвечать требованиям для дипломирования в качестве вахтенного помощника капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т и иметь одобренный стаж работы на судне в такой должности:

i) для получения диплома старшего помощника капитана - не менее 18 месяцев; однако такой стаж может быть сокращен, но не более, чем до 12 месяцев, в случае прохождения специальной подготовки, которую Администрация считает эквивалентной по меньшей мере шестимесячному стажу работы в должности вахтенного помощника капитана;

ii) для получения диплома капитана - не менее 36 месяцев; однако такой стаж может быть сокращен, но не более, чем до 24 месяцев, если из этого стажа 12 месяцев проработаны в должности старшего помощника капитана или если пройдена специальная подготовка, которую Администрация считает эквивалентной такому стажу работы на море;

c) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы надлежит включать материал, изложенный в Приложении, однако Администрация может, если считает необходимым, вносить изменения в такие экзаменационные требования при дипломировании капитанов и старших помощников капитана судов ограниченных размеров, занятых в прибрежном плавании, принимая при этом во внимание последствия такого изменения для безопасности всех судов, которые могут встретиться при такой плавании.

Капитан и старший помощник капитана судов валовой вместимостью от 200 до 1600 рег. т

3. Капитан и старший помощник капитана каждого морского судна валовой вместимостью от 200 до 1600 рег. т должен иметь соответствующий диплом.

4. Кандидат на получение диплома должен:

a) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

b) i) для получения диплома старшего помощника капитана отвечать требованиям, предъявляемым к вахтенному помощнику капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т;

ii) для получения диплома капитана отвечать требованиям, предъявляемым к вахтенному помощнику капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т и иметь одобренный стаж работы на судне в этой должности не менее 36 месяцев; однако, такой стаж может быть сокращен, но не более, чем до 24 месяцев, если из этого стажа 12 месяцев были проработаны в должности старшего помощника капитана или если пройдена специальная подготовка, которую Администрация считает эквивалентной такому стажу работы на море;

c) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы надлежит включить материал, изложенный в Приложении, однако Администрация может, если считает целесообразным, вносить изменения в такие экзаменационные требования при дипломировании капитанов и старших помощников капитана судов, занятых в прибрежном плавании, и делать исключения из экзаменационных требований того материала, который неприменим в отношении такого плавания или таких судов, принимая при этом во внимание последствия такого изменения для безопасности всех судов, которые могут встретиться при таком плавании.

Общее

5. Уровень знаний, требуемых согласно различным разделам Приложения, может меняться в зависимости от того, выдается ли диплом или дипломы капитана или старшего помощника капитана и от того, выдается ли диплом или дипломы для работы на судах валовой вместимостью 1.600 и более рег. т или от 200 до 1.600 рег. т.

Приложение
к правилу II/2

МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМОВ КАПИТАНА И СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА СУДОВ ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ 200 И БОЛЕЕ РЕГ. Т

1. Ниже приводится программа экзаменационных требований, предъявляемых к кандидатам на получение дипломов капитана или старшего помощника капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т. Цель программы - расширить и углубить объем материала, содержащегося в правиле II/4 "Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т". Принимая во внимание тот факт, что капитан несет непосредственную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипажа и груза и что старшему помощнику капитана следует в любой момент быть готовым принять на себя такую ответственность, экзамены по указанным предметам должны выявить способность кандидатов усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасности судна.

2. Судовождение и определение местоположения судна.

a) Планирование рейса и плавание в любых условиях:

i) с применением подходящих методов прокладки океанских путей;

ii) в стесненных водах;

iii) во льдах;

iv) в условиях ограниченной видимости;

v) системами разделения движения;

vi) в районах с сильными приливами.

b) Определение местоположения:

i) астрономическими методами, в том числе с использованием солнца, звезд, луны и планет;

ii) с использованием береговых ориентиров, включая умение брать пеленги береговых знаков и средств навигационного ограждения, таких, как маяки, знаки и буи, а также с использованием соответствующих морских карт, извещений мореплавателям и иных пособий для проверки точности сделанных определений местоположения;

iii) с использованием всех современных радионавигационных средств, требуемых Администрацией, обращая особое внимание на знание принципов работы таких средств, их ограничений, источников ошибок, на умение обнаружить неправильные показания, на владение методами коррекции для получения точного определения местоположения.

3. Несение вахты.

a) Показать основательные знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов в море, включая приложения, касающиеся безопасности судовождения.

b) Показать знание правила II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты".

4. Радиолокационное оборудование.

Продемонстрировать, используя радиолокационный тренажер, а при его отсутствии - маневренный планшет, знание основ радиолокатора и умение пользоваться им, а также умение расшифровывать и анализировать полученную информацию, включая:

a) факторы, влияющие на работу и точность;

b) настройку и использование индикаторов;

c) обнаружение неправильных показаний, ложных эхосигналов, засветки от морской поверхности и т.д.;

d) расстояние и пеленг;

e) выявление опасных эхосигналов;

f) курс и скорость других судов;

g) время и расстояние кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;

h) обнаружение изменений курса и скорости других судов;

i) влияние изменений курса и / или скорости своего судна;

j) применение Международных правил предупреждения столкновения судов в море.

5. Гиро- и магнитный компасы.

Умение определять и корректировать поправки гиро- и магнитного компасов, а также знание средств коррекции таких поправок.

6. Метеорология и океанография.

a) Продемонстрировать умение понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду с учетом местных особенностей;

b) Знание основных особенностей различных погодных систем, включая тропические циклоны и умение избегать их центра и опасных четвертей;

c) Знание океанских течений;

d) Умение пользоваться всеми необходимыми навигационными пособиями по приливам и течениям, включая пособия, издаваемые на английском языке;

e) Умение рассчитывать элементы приливов.

7. Маневрирование и управление судном.

Маневрирование и управление судном в любых условиях, включая:

a) маневрирование при приближении к лоцманскому судну или станции с учетом погоды, состояния прилива, дистанции выбега и тормозного пути;

b) управление судном при плавании в реках, эстуариях и т.д. с учетом влияния течения, ветра и стесненных вод на управляемость;

c) маневрирование на мелководье с учетом уменьшения клиренса из-за эффекта проседания <*>, бортовой и килевой качки;


<*> Проседание - уменьшение клиренса под килем судна, наблюдаемое при движении судна и вызываемое как погружением корпуса, так и изменением дифферента;

эффект проседания усиливается на мелководье и уменьшается с уменьшением скорости судна.

d) взаимодействие между двигающимися судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими банками (канальный эффект);

e) швартовка и отшвартовка при различных ветрах и течениях с использованием буксиров и без них;

f) выбор якорной стоянки; постановка на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи;

g) ситуация "якорь не держит", очистка якоря;

h) постановка в сухой док поврежденного и неповрежденного судна;

i) управление судном в штормовых условиях, включая оказание помощи терпящему бедствие судну или самолету, и буксировку; средства удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно волны, уменьшение дрейфа и использование масла;

j) меры предосторожности при маневрировании во время спуска спасательных шлюпок или плотов в плохую погоду;

k) способы приема потерпевших на борт судна со спасательных шлюпок или плотов;

l) умение определять маневренные элементы основных типов судов с учетом особенностей их двигателей, обращая особое внимание на тормозные пути и циркуляции при различных осадках и скоростях;

m) важность плавания с уменьшенной скоростью для избежания повреждений, причиняемых попутной волной своего судна;

n) практические меры, предпринимаемые при плавании во льду или в условиях обледенения судна;

o) пользование системами разделения движения судов и маневрирование при плавании в них.

8. Остойчивость судна <**> его устройство и борьба за живучесть.

a) понимание основных принципов теории и устройства судна и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, предпринимаемых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости;


<**> Капитанам и старшим помощникам капитанов малых судов следует хорошо знать основные требования к остойчивости таких судов.

b) знание влияния повреждения и последующего затопления какого-либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию;

c) показать умение пользоваться информацией об остойчивости, о посадке и напряжениях, диаграммами и счетными устройствами для расчета напряжений, включая знания о погрузке грузов и балластировке для сохранения напряжений корпуса в допустимых пределах;

d) общее знание основных конструктивных узлов судна и названий различных частей;

e) знание рекомендаций ИМКО, касающихся остойчивости судна.

9. Судовые силовые установки.

a) принципы работы судовых силовых установок;

b) судовые вспомогательные механизмы;

c) общее знание морских технических терминов.

10. Обработка и укладка грузов.

a) укладка и крепление грузов на судне, включая знание грузовых устройств;

b) погрузо-разгрузочные операции, обращая особое внимание на погрузку и разгрузку тяжеловесов;

c) международные правила и рекомендации, касающиеся перевозки грузов, особенно Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ);

d) перевозка опасных грузов. Меры предосторожности при погрузочно-разгрузочных операциях и обеспечения их сохранности во время плавания;

e) практическое знание содержания и применения действующих руководств по безопасности танкеров;

f) практическое знание общих грузовых трубопроводов и насосных устройств;

g) термины и определения, используемые для описания свойств обычных нефтяных грузов, таких, как сырая нефть и продукты ее переработки;

h) правила предотвращения загрязнения; балластировка очистка танков от жидкостей и газов.

i) порядок погрузки поверх остатков.

11. Пожаробезопасность и средства пожаротушения.

a) организация учебных пожарных тревог;

b) виды и химическая природа возгорания;

c) системы пожаротушения;

d) прохождение одобренного курса противопожарной подготовки;

e) знание правил, касающихся противопожарного оборудования и средств.

12. Действия в аварийной обстановке.

a) меры предосторожности при вынужденной преднамеренной посадке судна на мель;

b) меры, предпринимаемые до и после посадки на мель;

c) снятие судна с мели с посторонней помощью и своими силами;

d) меры, предпринимаемые после столкновения;

e) временная заделка течи;

f) меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа при авариях;

g) устранение последствий повреждения и спасание судна после пожара или взрыва;

h) оставление судна;

i) аварийное управление, установка и применение временного рулевого управления и способы установки временного руля там, где возможно;

j) спасание людей с терпящего бедствие или гибнущего судна;

k) действия по тревоге "человек за бортом".

13. Медицинская помощь.

Должное умение применить на практике содержание следующих пособий:

a) Международного медицинского руководства для судов или соответствующих национальных пособий;

b) Медицинского раздела Международного свода сигналов;

c) руководства по оказанию первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев, связанных с опасными грузами.

14. Морское право.

a) знание международного морского права в рамках международных соглашений и конвенций в той мере, в какой оно касается конкретных обязанностей и ответственности капитана, особенно в вопросах обеспечения безопасности и защиты морской среды. Особое внимание должно быть обращено на знание:

i) судовых свидетельств и иных документов, предусмотренных международными конвенциями, порядок их получения и срок действия;

ii) обязанностей, вытекающих из соответствующих требований Международной конвенции о грузовой марке;

iii) обязанностей, вытекающих из соответствующих требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море;

iv) обязанностей, вытекающих из международных конвенций по предотвращению загрязнения с судов;

v) морских санитарных деклараций; требований Международных правил здравоохранения;

vi) обязанностей, вытекающих из Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море;

vii) обязанностей, вытекающих из других международных документов, касающихся обеспечения безопасности судна, пассажиров, экипажа и груза;

b) объем знаний по национальному морскому законодательству остается на усмотрении Администрации, однако в него следует включать знание национальных мероприятий по выполнению международных соглашений и конвенций.

15. Руководство экипажем и обязанности по его подготовке.

Умение руководить экипажем, организовывать его работу и подготовку на судне.

16. Связь.

a) Умение передавать и принимать сообщения с помощью световых сигналов азбуки Морзе и пользоваться Международным сводом сигналов; кандидат на получение диплома капитана может не пересдавать экзамен по этим предметам в случае, когда Администрация проэкзаменовала его по этим предметам при получении дипломов на низшие должности.

b) Знание порядка пользования радиотелефонной связью и умение пользоваться радиотелефонами, особенно для передачи сообщений о бедствии, срочных, безопасности и навигационных.

c) Знание порядка подачи сигналов бедствия по радиотелеграфу, предписываемых Регламентом радиосвязи.

17. Спасание людей средствами собственного судна.

Должное знание правил использования спасательных средств (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море), организации учений по оставлению судна; использование спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств.

18. Поиск и спасание.

Должное знание руководства ИМКО для торгового судна по поиску и спасанию (МЕРСАР).

19. Демонстрация профессиональных навыков.

a) Судовождение:

Продемонстрировать умение пользоваться секстаном, пеленгаторами, нанести точку, курс, пеленг.

b) Международные правила предупреждения столкновений судов в море:

i) использование небольших макетов судов, несущих предписанные огни или знаки, либо огонькового тренажера;

ii) маневренный планшет или радиолокационный тренажер;

c) радиолокатор:

i) радиолокационный тренажер; или

ii) маневренный планшет;

d) борьба с огнем:

Прохождение одобренного курса противопожарной подготовки;

e) связь:

Проверка умения принимать и передавать сообщения светом и на слух;

f) спасание людей средствами собственного судна:

Спуск и управление спасательной шлюпкой и другими спасательными средствами, включая надевание спасательных жилетов.

Правило II/3 Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана и капитана судов валовой вместимостью менее 200 рег. т

1. Суда, не занятые в прибрежном плавании.

a) Капитан каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, не занятом в прибрежном плавании, должен иметь диплом, признаваемый Администрацией, для работы в должности капитана судов валовой вместимостью от 200 до 1600 рег. т;

b) вахтенный помощник капитана каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, не занятого в прибрежном плавании, должен иметь соответствующий диплом для работы на судах валовой вместимостью 200 и более рег. т.

2. Суда, занятые в прибрежном плавании.

a) Капитан

i) капитан каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, занятого в прибрежном плавании, должен обладать соответствующим дипломом;

ii) кандидат на получение такого диплома должен:

1) быть не моложе 20 лет;

2) иметь не менее 12 месяцев одобренного стажа работы в должности вахтенного помощника капитана;

3) отвечать требованиям Администрации в отношении надлежащих профессиональных знаний для работы на указанных судах, включая вопросы, изложенные в Приложении к настоящему правилу;

b) вахтенный помощник капитана

i) вахтенный помощник капитана каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, занятого в прибрежном плавании, должен обладать соответствующим дипломом;

ii) кандидат на получение такого диплома должен:

1) быть не моложе 18 лет;

2) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

3) отвечать требованиям Администрации в отношении:

- успешного прохождения специальной подготовки, включающей достаточный стаж соответствующей работы на

судне, установленный Администрацией; или

- иметь не менее чем три года стажа одобренной работы на судне в составе палубной команды;

4) отвечать требованиям Администрации в отношении надлежащих профессиональных знаний для работы на указанных судах, включая вопросы, изложенные в Приложении.

3. Подготовка.

Подготовка для получения необходимых знаний и практического опыта должна основываться на правиле II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты" и соответствующих международных правилах и рекомендациях.

4. Исключения.

Если Администрация считает, что в связи с размером судна и условиями плавания применение всех требований настоящего правила и его Приложения не является необходимым или целесообразным, то она может с учетом этого освободить капитана и вахтенного помощника капитана такого судна или класса таких судов от соблюдения некоторых из требований, принимая при этом во внимание последствия такого освобождения для безопасности всех судов, которые могут встретиться при таком плавании.

Приложение
к правилу II/3

МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМА ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА И КАПИТАНА СУДОВ ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ МЕНЕЕ 200 РЕГ. Т

1) a) Знание следующего:

i) плавания с использованием береговых ориентиров и, в необходимой степени, с использованием мореходной астрономии;

ii) Международных правил предупреждения столкновения судов в море

iii) Международного кодекса морской перевозки опасных грузов;

iv) магнитного компаса;

v) радиотелефонии и визуальной сигнализации;

vi) мер противопожарной безопасности и средств пожаротушения;

vii) мероприятий по спасанию людей собственного судна;

viii) порядка действий в аварийных случаях;

ix) маневрирования судна;

x) остойчивости судна;

xi) метеорологии;

xii) судовых силовых установок малых судов;

xiii) первой помощи;

xiv) поиска и спасания;

xv) мер по предотвращению загрязнения морской среды.

b) Помимо требований, указанных в подпункте "a", обладать достаточными навыками правильного использования всех навигационных средств и оборудования, установленного на соответствующих судах.

c) Уровень знаний, требуемый по вопросам, указанным в подпунктах "a" и "b", должен быть достаточным для обеспечения надлежащего выполнения вахтенным помощником капитана своих обязанностей.

2. Капитан каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, помимо требований, изложенным в пункте 1, должен отвечать требованиям Администрации в отношении необходимых знаний для надлежащего и безопасного выполнения всех обязанностей капитана.

Правило II/4 Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т

1. Вахтенный помощник капитана каждого морского судна валовой вместимостью 200 и более рег. т должен иметь соответствующий диплом.

2. Кандидат на получение диплома должен:

a) быть не моложе 18 лет;

b) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

c) иметь не менее трех лет одобренного стажа работы на судне в составе палубной команды, из которых не менее шести месяцев несения вахты на мостике под руководством дипломированного вахтенного помощника капитана. Администрация, однако, может заменить не более двух лет из такого одобренного стажа курсом специальной подготовки при условии, что убеждена, что такая подготовка по меньшей мере равноценна по своей значимости тому периоду стажа, который она заменяет;

d) сдачей экзаменов убедить Администрацию, что он имеет теоретические знания и практические навыки, соответствующие его обязанностям.

3. Дипломы для работы без ограничений.

В экзамен для получения дипломов без ограничения района плавания должна включаться проверка теоретических знаний и практических навыков кандидата по вопросам, изложенным в Приложении к настоящему правилу.

4. Дипломы с ограничением.

Для получения дипломов для работы на судах, занятых в прибрежном плавании, Администрация может сделать исключение следующих вопросов из перечисленных в Приложении, принимая при этом во внимание последствия такого исключения для безопасности всех судов, которые могут встретиться при таком плавании:

a) мореходная астрономия;

b) радионавигационные системы, которые не покрывают прибрежное плавание.

5. Уровень знаний

a) Обязательный уровень знаний по вопросам, изложенным в Приложении должен быть достаточным для надежного выполнения вахтенным помощником капитана своих обязанностей по вахте.

b) Подготовка для получения необходимых теоретических знаний и практических навыков должна основываться на правиле II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты" и соответствующих международных правилах и рекомендациях.

Приложение
к правилу II/4

МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМА ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА СУДОВ ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ 200 И БОЛЕЕ РЕГ. Т

1. Мореходная астрономия.

Умение использовать небесные тела для определения местоположения судна и поправки компаса.

2. Плавание вблизи берегов.

a) Умение определить местоположение судна с помощью:

i) береговых ориентиров;

ii) средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи;

iii) счисления с учетом ветров, приливов, течений и скорости по оборотам машины в минуту и по лагу.

b) Должное знание и навыки использования морских навигационных карт и пособий таких, как лоции, таблицы приливов, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация о путях плавания.

3. Судовождение с использованием радиолокатора.

Знание принципов радиолокации, умение пользоваться радиолокатором, расшифровывать и анализировать полученную информацию, включая следующее:

a) факторы, влияющие на работу и точность;

b) настройку и использование индикаторов;

c) обнаружение неправильных показаний, ложных эхосигналов, засветки от морской поверхности и т.д.;

d) расстояние и пеленг;

e) выявление опасных эхосигналов;

f) курс и скорость других судов;

g) время и расстояние кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;

h) обнаружение изменений курса и скорости других судов;

i) влияние изменений курса и / или скорости своего судна;

j) применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море.

4. Несение вахты.

a) Показать должные знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновений судов в море, включая приложения, касающиеся безопасности судовождения.

b) Показать знание правила II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты".

5. Радионавигационные системы.

Отвечать требованиям Администрации в отношении умения определять местоположение судна с помощью радионавигационных средств.

6. Радиопеленгаторы и эхолоты.

Умение пользоваться такими приборами и правильно применять полученную информацию.

7. Метеорология.

Знание судовых метеорологических приборов и умение ими пользоваться. Знание характеристик различных систем погоды, порядка передачи сообщений и систем записи, а также умение пользоваться имеющейся информацией.

8. Гиро- и магнитный компасы.

Знание принципов действия гиро- и магнитного компасов, включая поправки и коррекцию. Представление о периферийных системах гирокомпаса; умение пользоваться и обслуживать основные типы гирокомпасов.

9. Авторулевой.

Знание различных систем этих приборов и их использование.

10. Радиотелефония и визуальная сигнализация.

a) Умение передавать и принимать сообщения по азбуке Морзе светом.

b) Умение пользоваться Международным сводом сигналов.

c) Знание порядка пользования радиотелефонной связью и умение пользоваться радиотелефоном, особенно для передачи сообщений о бедствии, срочных, о безопасности и навигационных.

11. Противопожарная безопасность и средства пожаротушения.

a) Организация учебных пожарных тревог.

b) Виды и химическая природа возгорания.

c) Системы пожаротушения.

d) Прохождение одобренного курса противопожарной подготовки.

12. Спасание людей средствами собственного судна.

Организация учений по оставлению судна; использование спасательных шлюпок, спасательные плотов и иных спасательных средств и их снабжения, включая переносную радиоаппаратуру и аварийные радиобуи - (EPIRB). Знание приемов выживания на море.

13. Действия в аварийной обстановке.

Знание вопросов, перечисленных в соответствующем Приложении действующего издания "Руководящего документа" МОТ/ИМКО.

14. Маневрирование и управление судном.

Знание:

a) влияния различных значений дедвейта, осадки, посадки, скорости и клиренса на диаметр циркуляции и тормозной путь;

b) влияния ветра и течения на управляемость судна;

c) маневрирования при тревоге "человек за бортом";

d) влияния проседания, мелководья и подобных явлений;

e) надлежащих действий при постановке на якорь и швартовке.

15. Остойчивость судна.

a) Практическое знание и умение пользоваться информацией об остойчивости, посадке и напряжениях, счетными устройствами для расчета напряжений.

b) Знание основных действий, предпринимаемых в случае частичной потери плавучести.

16. Английский язык.

Достаточное знание английского языка, позволяющее лицу командного состава пользоваться картами и другими морскими пособиями, принимать метеорологическую информацию и сообщения о безопасности и эксплуатации судов, а также умение ясно выражать свои мысли при связи с другими судами или берегом. Умение понимать и использовать стандартный словарь - разговорник ИМКО.

17. Устройство судна.

Общее знание основных структурных узлов судна и наименования его различных частей.

18. Обработка и укладка грузов.

Знание методов безопасной обработки и укладки грузов и влияние этих факторов на безопасность судна.

19. Медицинская помощь.

Практическое применение медицинских справочников и рекомендаций, даваемых по радио, включая умение принимать на этой основе действенные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий.

20. Поиск и спасание.

Знание Руководства ИМКО для торгового флота по поиску и спасанию (МЕРСАР).

21. Предотвращение загрязнения морской среды.

Знание мер предосторожности, подлежащих соблюдению для предотвращения загрязнения морской среды.

Правило II/5 Обязательные минимальные требования по поддержанию и совершенствованию знаний и навыков капитанов и вахтенных помощников капитана

1. Для подтверждения годности к работе на море дипломированный капитан или помощник капитана, работающий на море и собирающийся возвратиться на работу с берега на море, регулярно, но не более, чем через 5 лет должен доказывать Администрации:

a) свое хорошее состояние здоровья, особенно в отношении зрения и слуха; и

b) свою профессиональную годность:

i) путем подтверждения того, что его стаж работы в качестве капитана или вахтенного помощника капитана составляет не менее одного года из последних пяти лет; или

ii) путем подтверждения того, что он выполнял работу, связанную с обязанностями, соответствующими диплому, который он имеет, и рассматриваемую по меньшей мере как эквивалентную работе на море, предписываемой подпунктом "b"i" пункта 1; либо

iii) путем:

- прохождения одобренной проверки;

- успешного окончания одобренных курсов; или

- работы на судне в должности сверхштатного вахтенного помощника капитана (дублера) в течение не менее трех месяцев непосредственно перед занятием должности в соответствии с имеющимся дипломом.

2. Администрация по консультации с заинтересованными должна составлять или способствовать составлению программ факультативных или обязательных курсов переподготовки и повышения квалификации для капитанов и помощников капитана, и особенно для возвращающихся на работу на море. Она должна обеспечивать возможность всем указанным лицам пройти такие курсы с учетом их опыта работы и выполняемых обязанностей. Такие курсы должны быть одобрены Администрацией и учитывать изменения в морской технике и поправки к соответствующим международным правилам и рекомендациям, касающимся охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды.

3. Для продолжения работы на морских судах, для которых разработаны специальные международные требования подготовки, капитан и вахтенные помощники капитана должны успешно пройти соответствующие одобренные курсы подготовки.

4. Администрация должна обеспечивать все суда под ее юрисдикцией текстами недавних поправок к международным правилам по охране человеческой жизни на море и защите морской среды.

Правило II/6 Обязательные минимальные требования к лицам рядового состава, несущим ходовую навигационную вахту

1. Минимальные требования к лицам рядового состава морского судна валовой вместимостью 200 и более рег. т, несущим ходовую навигационную вахту, изложены в пункте 2. За исключением лиц рядового состава судов ограниченных размеров эти требования не предъявляются ни к квалифицированным матросам <*>, ни к лицу рядового состава, который является единственным рядовым в составе ходовой навигационной вахты. Администрации могут потребовать дополнительной подготовки и квалификации для лица рядового состава, который является единственным рядовым в составе ходовой навигационной вахты.


<*> Имеется в виду Конвенция о выдаче матросам свидетельств о квалификации 1946 года или любые последующие конвенции МОТ.

2. Лицо рядового состава ходовой навигационной вахты на морском судне валовой вместимостью 200 и более рег. т должен:

a) быть не моложе 16 лет;

b) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

c) отвечать требованиям Администрации в отношении того, что он:

i) имеет одобренный стаж работы на море в том числе не менее шести месяцев, связанных, в частности, с выполнением обязанностей на ходовой навигационной вахте;

ii) успешно прошел курс специальной подготовки либо до, либо во время работы на судне, который включает работу на судне продолжительностью не менее двух месяцев, отвечающую требованиям Администрации;

d) иметь практический опыт или подготовку, охватывающую:

i) основные принципы пожаротушения, оказание первой помощи, обращение с индивидуальными спасательными средствами, опасности, грозящие здоровью и личной безопасности;

ii) умение понимать команды и быть понятым вахтенным помощником капитана по вопросам, связанным с выполнением своих обязанностей;

iii) умение стоять на руле и выполнять команды, подаваемые на руль, а также достаточное для выполнения своих обязанностей знание гиро- и магнитного компасов;

iv) умение вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение и докладывать приблизительное направление звукового сигнала, источника света или иного объекта в градусах или румбах;

v) знакомство с переходом с автоматического управления судном на ручное и наоборот;

vi) умение пользоваться соответствующими системами внутренней связи и аварийной сигнализации;

vii) знание сигналов бедствия, подаваемых пиротехническими средствами;

viii) знание своих обязанностей в аварийной обстановке;

ix) знание судовой терминологии и определений применительно к своим обязанностям.

3. Практический опыт, стаж работы или подготовка, предусмотренная подпунктами "c" и "d" пункта 2 могут приобретаться путем выполнения обязанностей, связанных с несением ходовой навигационной вахты, но только если такие обязанности выполнялись под непосредственным руководством капитана, вахтенного помощника капитана или квалифицированного лица рядового состава.

4. Администрации должны обеспечивать выдачу официального документа каждому моряку, который благодаря практическому опыту или подготовке признается в соответствии с настоящим правилом годным к работе в качестве рядового, входящего в состав ходовой навигационной вахты, либо выдачу надлежащего подтверждения для имеющегося у него документа.

Правило II/7 Основные принципы несения вахты в порту

1. В порту в обычных условиях капитан каждого судна, должным образом отшвартованного у причала или стоящего на якоре, должен обеспечивать несение соответствующей и надлежащей вахты в целях обеспечения безопасности.

2. При организации такой вахты надлежит принять во внимание положения "Рекомендации для помощников капитана о принципах несения вахты на судне в порту" и "Рекомендации и Инструкции для механиков о принципах несения вахты на судне в порту", принятых Международной конференцией по подготовке и дипломированию моряков 1978 года.

Правило II/8 Обязательные минимальные требования, предъявляемые к вахте в порту на судах, перевозящих опасные грузы

1. На судне, перевозящем навалочные или наливные опасные грузы, независимо от того, являются они или могут стать взрывчатыми, легковоспламеняющимися, ядовитыми, вредными для здоровья или загрязняющими окружающую среду, капитан должен обеспечивать несение надежных палубной и машинной вахт, состоящих из всегда находящегося на борту лица или лиц командного и, где нужно, рядового состава должной квалификации, даже когда судно в порту надлежащим образом ошвартовано у причала или поставлено на якорь.

2. На судне, перевозящем иначе, чем навалом или наливом опасные грузы, независимо от того, являются они или могут быть взрывчатыми, легковоспламеняющимися, ядовитыми, вредными для здоровья или загрязняющими окружающую среду, при организации надежной вахтенной службы капитан должен полностью учесть характер, количество, упаковку и способ укладки опасного груза, а также любые необычные условия на борту, на прилегающих акватории и берегу.

3. При организации вахтенной службы надлежит полностью учитывать "Рекомендации для помощников капитана о принципах несения вахты на судне в порту" и "Рекомендации для механиков о принципах несения вахты на судне в порту", принятых Международной конференцией по подготовке и дипломированию моряков 1978 года.

  • Главная
  • "МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ" (ПДМНВ/STCW) (Принята в г. Лондоне 07.07.78 на Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков)