Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ" (ПДМНВ/STCW) (Принята в г. Лондоне 07.07.78 на Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков)
МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ТРЕБУЕМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМОВ КАПИТАНА И СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА СУДОВ ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ 200 И БОЛЕЕ РЕГ. Т
1. Ниже приводится программа экзаменационных требований, предъявляемых к кандидатам на получение дипломов капитана или старшего помощника капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т. Цель программы - расширить и углубить объем материала, содержащегося в правиле II/4 "Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т". Принимая во внимание тот факт, что капитан несет непосредственную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипажа и груза и что старшему помощнику капитана следует в любой момент быть готовым принять на себя такую ответственность, экзамены по указанным предметам должны выявить способность кандидатов усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасности судна.
2. Судовождение и определение местоположения судна.
a) Планирование рейса и плавание в любых условиях:
i) с применением подходящих методов прокладки океанских путей;
ii) в стесненных водах;
iii) во льдах;
iv) в условиях ограниченной видимости;
v) системами разделения движения;
vi) в районах с сильными приливами.
b) Определение местоположения:
i) астрономическими методами, в том числе с использованием солнца, звезд, луны и планет;
ii) с использованием береговых ориентиров, включая умение брать пеленги береговых знаков и средств навигационного ограждения, таких, как маяки, знаки и буи, а также с использованием соответствующих морских карт, извещений мореплавателям и иных пособий для проверки точности сделанных определений местоположения;
iii) с использованием всех современных радионавигационных средств, требуемых Администрацией, обращая особое внимание на знание принципов работы таких средств, их ограничений, источников ошибок, на умение обнаружить неправильные показания, на владение методами коррекции для получения точного определения местоположения.
a) Показать основательные знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов в море, включая приложения, касающиеся безопасности судовождения.
b) Показать знание правила II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты".
4. Радиолокационное оборудование.
Продемонстрировать, используя радиолокационный тренажер, а при его отсутствии - маневренный планшет, знание основ радиолокатора и умение пользоваться им, а также умение расшифровывать и анализировать полученную информацию, включая:
a) факторы, влияющие на работу и точность;
b) настройку и использование индикаторов;
c) обнаружение неправильных показаний, ложных эхосигналов, засветки от морской поверхности и т.д.;
d) расстояние и пеленг;
e) выявление опасных эхосигналов;
f) курс и скорость других судов;
g) время и расстояние кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;
h) обнаружение изменений курса и скорости других судов;
i) влияние изменений курса и / или скорости своего судна;
j) применение Международных правил предупреждения столкновения судов в море.
5. Гиро- и магнитный компасы.
Умение определять и корректировать поправки гиро- и магнитного компасов, а также знание средств коррекции таких поправок.
6. Метеорология и океанография.
a) Продемонстрировать умение понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду с учетом местных особенностей;
b) Знание основных особенностей различных погодных систем, включая тропические циклоны и умение избегать их центра и опасных четвертей;
c) Знание океанских течений;
d) Умение пользоваться всеми необходимыми навигационными пособиями по приливам и течениям, включая пособия, издаваемые на английском языке;
e) Умение рассчитывать элементы приливов.
7. Маневрирование и управление судном.
Маневрирование и управление судном в любых условиях, включая:
a) маневрирование при приближении к лоцманскому судну или станции с учетом погоды, состояния прилива, дистанции выбега и тормозного пути;
b) управление судном при плавании в реках, эстуариях и т.д. с учетом влияния течения, ветра и стесненных вод на управляемость;
c) маневрирование на мелководье с учетом уменьшения клиренса из-за эффекта проседания <*>, бортовой и килевой качки;
<*> Проседание - уменьшение клиренса под килем судна, наблюдаемое при движении судна и вызываемое как погружением корпуса, так и изменением дифферента;
эффект проседания усиливается на мелководье и уменьшается с уменьшением скорости судна.
d) взаимодействие между двигающимися судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими банками (канальный эффект);
e) швартовка и отшвартовка при различных ветрах и течениях с использованием буксиров и без них;
f) выбор якорной стоянки; постановка на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи;
g) ситуация "якорь не держит", очистка якоря;
h) постановка в сухой док поврежденного и неповрежденного судна;
i) управление судном в штормовых условиях, включая оказание помощи терпящему бедствие судну или самолету, и буксировку; средства удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно волны, уменьшение дрейфа и использование масла;
j) меры предосторожности при маневрировании во время спуска спасательных шлюпок или плотов в плохую погоду;
k) способы приема потерпевших на борт судна со спасательных шлюпок или плотов;
l) умение определять маневренные элементы основных типов судов с учетом особенностей их двигателей, обращая особое внимание на тормозные пути и циркуляции при различных осадках и скоростях;
m) важность плавания с уменьшенной скоростью для избежания повреждений, причиняемых попутной волной своего судна;
n) практические меры, предпринимаемые при плавании во льду или в условиях обледенения судна;
o) пользование системами разделения движения судов и маневрирование при плавании в них.
8. Остойчивость судна <**> его устройство и борьба за живучесть.
a) понимание основных принципов теории и устройства судна и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, предпринимаемых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости;
<**> Капитанам и старшим помощникам капитанов малых судов следует хорошо знать основные требования к остойчивости таких судов.
b) знание влияния повреждения и последующего затопления какого-либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию;
c) показать умение пользоваться информацией об остойчивости, о посадке и напряжениях, диаграммами и счетными устройствами для расчета напряжений, включая знания о погрузке грузов и балластировке для сохранения напряжений корпуса в допустимых пределах;
d) общее знание основных конструктивных узлов судна и названий различных частей;
e) знание рекомендаций ИМКО, касающихся остойчивости судна.
9. Судовые силовые установки.
a) принципы работы судовых силовых установок;
b) судовые вспомогательные механизмы;
c) общее знание морских технических терминов.
10. Обработка и укладка грузов.
a) укладка и крепление грузов на судне, включая знание грузовых устройств;
b) погрузо-разгрузочные операции, обращая особое внимание на погрузку и разгрузку тяжеловесов;
c) международные правила и рекомендации, касающиеся перевозки грузов, особенно Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ);
d) перевозка опасных грузов. Меры предосторожности при погрузочно-разгрузочных операциях и обеспечения их сохранности во время плавания;
e) практическое знание содержания и применения действующих руководств по безопасности танкеров;
f) практическое знание общих грузовых трубопроводов и насосных устройств;
g) термины и определения, используемые для описания свойств обычных нефтяных грузов, таких, как сырая нефть и продукты ее переработки;
h) правила предотвращения загрязнения; балластировка очистка танков от жидкостей и газов.
i) порядок погрузки поверх остатков.
11. Пожаробезопасность и средства пожаротушения.
a) организация учебных пожарных тревог;
b) виды и химическая природа возгорания;
c) системы пожаротушения;
d) прохождение одобренного курса противопожарной подготовки;
e) знание правил, касающихся противопожарного оборудования и средств.
12. Действия в аварийной обстановке.
a) меры предосторожности при вынужденной преднамеренной посадке судна на мель;
b) меры, предпринимаемые до и после посадки на мель;
c) снятие судна с мели с посторонней помощью и своими силами;
d) меры, предпринимаемые после столкновения;
e) временная заделка течи;
f) меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа при авариях;
g) устранение последствий повреждения и спасание судна после пожара или взрыва;
h) оставление судна;
i) аварийное управление, установка и применение временного рулевого управления и способы установки временного руля там, где возможно;
j) спасание людей с терпящего бедствие или гибнущего судна;
k) действия по тревоге "человек за бортом".
13. Медицинская помощь.
Должное умение применить на практике содержание следующих пособий:
a) Международного медицинского руководства для судов или соответствующих национальных пособий;
b) Медицинского раздела Международного свода сигналов;
c) руководства по оказанию первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев, связанных с опасными грузами.
14. Морское право.
a) знание международного морского права в рамках международных соглашений и конвенций в той мере, в какой оно касается конкретных обязанностей и ответственности капитана, особенно в вопросах обеспечения безопасности и защиты морской среды. Особое внимание должно быть обращено на знание:
i) судовых свидетельств и иных документов, предусмотренных международными конвенциями, порядок их получения и срок действия;
ii) обязанностей, вытекающих из соответствующих требований Международной конвенции о грузовой марке;
iii) обязанностей, вытекающих из соответствующих требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море;
iv) обязанностей, вытекающих из международных конвенций по предотвращению загрязнения с судов;
v) морских санитарных деклараций; требований Международных правил здравоохранения;
vi) обязанностей, вытекающих из Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море;
vii) обязанностей, вытекающих из других международных документов, касающихся обеспечения безопасности судна, пассажиров, экипажа и груза;
b) объем знаний по национальному морскому законодательству остается на усмотрении Администрации, однако в него следует включать знание национальных мероприятий по выполнению международных соглашений и конвенций.
15. Руководство экипажем и обязанности по его подготовке.
Умение руководить экипажем, организовывать его работу и подготовку на судне.
16. Связь.
a) Умение передавать и принимать сообщения с помощью световых сигналов азбуки Морзе и пользоваться Международным сводом сигналов; кандидат на получение диплома капитана может не пересдавать экзамен по этим предметам в случае, когда Администрация проэкзаменовала его по этим предметам при получении дипломов на низшие должности.
b) Знание порядка пользования радиотелефонной связью и умение пользоваться радиотелефонами, особенно для передачи сообщений о бедствии, срочных, безопасности и навигационных.
c) Знание порядка подачи сигналов бедствия по радиотелеграфу, предписываемых Регламентом радиосвязи.
17. Спасание людей средствами собственного судна.
Должное знание правил использования спасательных средств (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море), организации учений по оставлению судна; использование спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств.
18. Поиск и спасание.
Должное знание руководства ИМКО для торгового судна по поиску и спасанию (МЕРСАР).
19. Демонстрация профессиональных навыков.
Продемонстрировать умение пользоваться секстаном, пеленгаторами, нанести точку, курс, пеленг.
b) Международные правила предупреждения столкновений судов в море:
i) использование небольших макетов судов, несущих предписанные огни или знаки, либо огонькового тренажера;
ii) маневренный планшет или радиолокационный тренажер;
c) радиолокатор:
i) радиолокационный тренажер; или
d) борьба с огнем:
Прохождение одобренного курса противопожарной подготовки;
e) связь:
Проверка умения принимать и передавать сообщения светом и на слух;
f) спасание людей средствами собственного судна:
Спуск и управление спасательной шлюпкой и другими спасательными средствами, включая надевание спасательных жилетов.
- Главная
- "МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ" (ПДМНВ/STCW) (Принята в г. Лондоне 07.07.78 на Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков)