Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей природной среды"
Состояние окружающей природной среды во многих регионах страны продолжает оставаться напряженным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов, почв значительно превышает установленные нормативы, растут площади земель, отчуждаемых под размещение отходов. В ряде регионов из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биоразнообразия животных и растительных сообществ. К числу таких регионов относятся крупнейшие агломерации - Московская и Санкт-Петербургская, промышленные районы Центральной России, Среднего Поволжья, Среднего и Южного Урала, Кузбасса.
Все это отрицательно сказывается на здоровье населения, особенно детей. Дальнейшее развитие промышленного производства может еще больше обострить экологическую обстановку в стране.
Состояние атмосферного воздуха
На качество атмосферного воздуха главным образом влияют выбросы вредных веществ предприятий промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. В 2000 году средние значения концентрации одного или нескольких ингредиентов вредных веществ превышали предельно допустимые в 202 городах с общей численностью населения 64,5 млн. человек (по сравнению с 1999 годом их количество не уменьшилось). При этом положение усугубляется бурным ростом парка автомобильного транспорта, что приводит к увеличению концентрации диоксида азота и оксида углерода в атмосфере.
Качество воды в основных водных источниках России остается неудовлетворительным. Основные реки - Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей, Амур, Урал в настоящее время оцениваются как загрязненные, а их притоки - как очень загрязненные. Испытывают повышенную антропогенную нагрузку все внутренние и окраинные моря, загрязняются подземные воды. Сейчас насчитывается около 3 тыс. источников их загрязнения. Дальнейший рост экономики может ухудшить качество водных ресурсов.
Состояние земель
За последние годы площади сельскохозяйственных угодий постоянно снижались, в том числе из-за деградации земель в результате водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, опустынивания, загрязнения тяжелыми металлами и токсикантами. В почвах происходит постепенное накопление специфических загрязнений, что приводит к глубоким изменениям их физико-химических, агрохимических и биологических свойств.
Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы
Целью подпрограммы является улучшение состояния окружающей природной среды, предотвращение деградации природных комплексов и снижение влияния неблагоприятного экологического фактора на здоровье населения Российской Федерации.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
осуществление технического перевооружения предприятий;
внедрение в производство новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую природную среду;
комплексное использование природных ресурсов и накопленных техногенных отходов;
строительство и реконструкция сооружений по очистке отходящих газов и сточных вод в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе;
предотвращение деградации и опустынивания земель;
развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды и природных ресурсов;
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы природоохранной деятельности и природопользования;
совершенствование экономических механизмов охраны окружающей природной среды;
совершенствование системы экологической сертификации, экологического аудита, стандартизации и нормирования в области охраны окружающей природной среды.
Достижению намеченной цели будет также способствовать выполнение мероприятий, предусмотренных смежными подпрограммами.
Решение поставленных задач намечается осуществить в два этапа.
На I этапе (2002-2004 годы) предусматривается стабилизация уровня загрязнения окружающей природной среды в наиболее неблагополучных регионах за счет осуществления комплекса мер по модернизации и техническому перевооружению производства и повышения эффективности работы газо-водоочистных сооружений на предприятиях. Приоритетными станут также работы по обновлению экологических стандартов, норм и нормативов, усилению контроля за их соблюдением, развитию экологического мониторинга на предприятиях.
На II этапе (2005-2010 годы) намечается дальнейшее снижение уровня загрязнения окружающей природной среды и коренное улучшение ее состояния за счет продолжения работ по реконструкции производств, внедрения передовых экологически безопасных технологий в промышленности и сельском хозяйстве.
Важное значение в улучшении качества окружающей природной среды имеет международная деятельность Российской Федерации, направленная на:
выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды и экологической безопасности;
участие в международных программах и проектах по сохранению окружающей природной среды, сбережению и воспроизводству уникальных природных ресурсов на территории России и сопредельных государств;
межгосударственное взаимодействие и сотрудничество в части минимизации негативных последствий трансграничных загрязнений и организации рационального использования природных ресурсов на приграничных территориях и акваториях;
гармонизацию законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере экологии и рационального природопользования в соответствии с международным правом в целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в сферу охраны окружающей природной среды и экологической безопасности;
сотрудничество с международными финансовыми организациями по привлечению займов, грантов и иных видов финансовых ресурсов для решения природоохранных задач.
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 13).
Мероприятиями подпрограммы предусматривается:
снижение уровня загрязнения окружающей среды и оздоровление регионов и городов с неблагоприятной экологической обстановкой за счет технического перевооружения и внедрения экологически безопасных технологий на предприятиях различных отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства;
оздоровление экологической ситуации в российской части бассейна Балтийского моря, для чего предусматривается осуществить комплекс мероприятий по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Калининградской, Псковской, Новгородской областях и Республике Карелия;
предотвращение загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами и супертоксикантами за счет реконструкции и оснащения специальными очистными установками предприятий металлургической, химической и нефтехимической промышленности;
предотвращение опустынивания и восстановление хозяйственного потенциала деградированных территорий (лесопосадки, закрепление почв и др.);
создание единой системы мониторинга окружающей среды и банка данных о состоянии окружающей среды;
работа по комплексной оценке состояния окружающей природной среды с определением хозяйственной емкости территорий и с учетом их природоресурсного и экономического потенциала;
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы охраны окружающей природной среды, экономического механизма регулирования качества окружающей природной среды, экологического нормирования, экологического аудита и экологической сертификации.
Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 14.
Эффективность подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит на I этапе приостановить обусловленный дальнейшим развитием экономики рост уровня загрязнения окружающей природной среды и улучшить экологическую ситуацию в городах и регионах с наиболее напряженной экологической обстановкой. На II этапе уровень загрязнения природной среды будет значительно снижен.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить выполнение Российской Федерацией обязательств по международным конвенциям и соглашениям по предотвращению загрязнения Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей.
Развитие системы комплексного мониторинга окружающей природной среды даст возможность объективно оценивать ее состояние (с определением источников и параметров загрязнения) и принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки.
Осуществление предусмотренного подпрограммой комплекса мер по государственному регулированию природоохранной деятельности, включая экологическое нормирование и контроль, а также внедрение более совершенных экономических механизмов охраны окружающей природной среды, позволит обеспечить снижение антропогенных нагрузок на природные комплексы.
Реализация мероприятий по экологической реабилитации загрязненных территорий положительно скажется на состоянии здоровья населения, проживающего в регионах и городах с неблагоприятной экологической обстановкой.
По экспертной оценке, за счет снижения загрязнения окружающей природной среды экономический эффект от реализации подпрограммы составит более 64 млрд. рублей в год.
Таблица 13
Мероприятия подпрограммы "Регулирование качества окружающей природной среды"
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
Финансовые средства на 2002-2010 годы - всего | В том числе | Источники финансирования | Ожидаемые результаты | ||||||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005-2010 годы | федеральный бюджет | бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты | внебюджетные источники | |||
Работы долговременного характера | |||||||||
1. Переход на экологически безопасные технологии, строительство новых и повышение эффективности работы действующих газо-водоочистных установок и сооружений на предприятиях различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве | 99513,4 | 4890,2 | 6245,2 | 7856,1 | 80521,9 | 506,8 | 5531,3 | 93475,3 | снижение уровня загрязнения и улучшение качества окружающей природной среды регионов и городов с неблагоприятной экологической обстановкой |
в том числе: | |||||||||
в Оренбургской области - на предприятиях топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической промышленности, объектах сельского и жилищно-коммунального хозяйства | 10543,9 | 452,5 | 619,6 | 784,4 | 8687,4 | 52,3 | 826,2 | 9665,4 | сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу на 190 тыс. тонн в год (44 процента), сбросов загрязненных вод - на 40 млн. куб. метров в год (30 процентов) |
в Самарской области - на предприятиях нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности, на объектах стройиндустрии и жилищно-коммунального хозяйства | 10801,9 | 456,7 | 618,7 | 815,5 | 8911 | 52,4 | 1050,5 | 9699 | сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу на 100 тыс. тонн в год (28 процентов), сбросов загрязненных вод - на 230 млн. куб. метров (35 процентов) |
в Тульской области - на предприятиях электроэнергетики, металлургической, химической промышленности, машиностроения, в жилищно-коммунальном хозяйстве | 6516,4 | 229 | 336,8 | 469,8 | 5480,8 | 56,4 | 606,6 | 5853,4 | сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу на 150 тыс. тонн в год (66 процентов), сбросов загрязненных вод - на 105 млн. куб. метров в год (100 процентов) |
в Уральском регионе - на предприятиях топливно-энергетического комплекса, металлургической, химической промышленности, машиностроения и объектах жилищно-коммунального хозяйства | 26314 | 1204,6 | 1552,3 | 2028,5 | 21528,6 | 219,9 | 1750,8 | 24343,3 | сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу на 543,1 тыс. тонн в год (25 процентов), сбросов загрязненных вод - на 218,6 млн. куб. метров в год (10 процентов) |
в том числе в г. Нижний Тагил - на металлургическом комбинате, Уралвагонзаводе, цементном заводе, других предприятиях и в жилищно-коммунальном хозяйстве | 20240 | 1450 | 1670 | 1820 | 15300 | 40 | 850 | 19350 | сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу на 45 тыс. тонн в год (30 процентов), сбросов загрязненных вод - на 70 млн. куб. метров в год (50 процентов) |
в г. Братске - на Братском алюминиевом заводе, Братском лесопромышленном комплексе, других промышленных и коммунальных предприятиях города | 8985,8 | 354,5 | 494,7 | 665,7 | 7470,9 | 36,5 | 744,5 | 8204,8 | сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу на 60 тыс. тонн в год (50 процентов), сбросов загрязненных вод - на 100 млн. куб. метров в год (100 процентов) |
в г. Чапаевске - на Средне-Волжском заводе химикатов, других предприятиях и в жилищно-коммунальном хозяйстве | 1755,3 | 85,3 | 109,2 | 137,6 | 1423,2 | 36,5 | 72,7 | 1646,1 | осуществление экологической реабилитации территории города и обеспечение охраны здоровья населения |
в г. Череповце - на предприятиях металлургической и химической промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве | 9596,1 | 360,9 | 542,6 | 710,3 | 7982,3 | 52,8 | 480 | 9063,3 | сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу на 241,3 тыс. тонн в год (30 процентов), сбросов загрязненных вод - на 122,4 млн. куб. метров в год (92 процента) |
в г. Норильске - на горно-металлургическом комбинате "Норильский никель"* | 25000 | 1746,7 | 1971,3 | 2244,3 | 19037,7 | 25000 | улучшение состояния окружающей природной среды | ||
2. Оздоровление экологической ситуации в российской части бассейна Балтийского моря (проведение комплекса мероприятий по снижению выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду на предприятиях различных отраслей промышленности, объектах сельского хозяйства, в жилищно-коммунальном хозяйстве и на транспорте) | 27936,7 | 1894,2 | 2205,4 | 2449 | 21388,1 | 135 | 6421,7 | 21380 | снижение уровня загрязнения бассейна, обеспечение выполнения международных обязательств России в рамках Хельсинкской конвенции Европейской экономической комиссии ООН по трансграничным водам |
3. Предотвращение загрязнения окружающей природной среды тяжелыми металлами и супертоксикантами | 12441,6 | 520,7 | 686,2 | 862,6 | 10372,1 | 20 | 774,6 | 11647 | снижение выбросов тяжелых металлов и супертоксикантов на 25-30 процентов в регионах размещения предприятий металлургической, химической и нефтехимической промышленности |
4. Предотвращение опустынивания аридных территорий Российской Федерации и восстановление хозяйственного потенциала территорий общей площадью 1 млн. га в 7 субъектах Российской Федерации (Республика Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Ростовская, Оренбургская области) | 1657,8 | 105,9 | 131,4 | 165,5 | 1255 | 130 | 1527,8 | предотвращение опустынивания и восстановление хозяйственного потенциала территорий | |
5. Создание сети комплексного мониторинга окружающей природной среды, дооборудование действующих и создание новых центров экологического мониторинга в субъектах Российской Федерации | 1602,8 | 105,9 | 131,4 | 165,5 | 1200 | 75 | 1527,8 | осуществление оперативного контроля и регулирования качества окружающей природной среды | |
Итого по разделу | 143152,3 | 7516,9 | 9399,6 | 11498,7 | 114737,1 | 866,8 | 15783,2 | 126502,3 | |
Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению | |||||||||
6. Экологическая оценка хозяйственной емкости территорий: разработка методик оценки влияния хозяйственной деятельности на состояние окружающей природной среды; оценка состояния окружающей природной среды территории и определение пределов воздействия хозяйственной деятельности на эту территорию | 63 | 4 | 5 | 5,5 | 48,5 | 15 | 48 | разработка методологии, методик и критериев экологической оценки хозяйственной емкости территорий; районирование территорий страны и отдельных субъектов Российской Федерации по этим критериям; регламентация хозяйственной деятельности с учетом экологического и ресурсного потенциала территории | |
7. Разработка научно-методических обоснований для законодательного и нормативно-правового обеспечения регулирования качества окружающей природной среды с учетом международных требований | 7,7 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 5,4 | 7,7 | усиление государственного регулирования качества окружающей природной среды с учетом международных требований | ||
8. Разработка новых экономических механизмов регулирования качества окружающей природной среды, экологической сертификации, аудита, стандартизации и нормирования в области охраны окружающей природной среды: методик платежей за загрязнение окружающей природной среды и мер по стимулированию природоохранной деятельности; методик нормирования выбросов загрязняющих веществ и потребления водных ресурсов на основе передовых технологий; разработка процедур экологической сертификации и экологического аудита | 40 | 4 | 4,5 | 5,7 | 25,8 | 12 | 28 | совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды, методик определения нормативов удельных выбросов в атмосферу и потребления водных ресурсов, методических указаний по проведению экологического аудита и экологической сертификации | |
Итого по разделу | 110,7 | 8,6 | 10,3 | 12,1 | 79,7 | 34,7 | 76 | ||
Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов | |||||||||
9. Информационное обеспечение деятельности по охране окружающей природной среды (создание информационной базы о состоянии окружающей природной среды в городах и регионах с неблагоприятной экологической обстановкой) | 204,5 | 20,1 | 22 | 24,2 | 138,2 | 68,4 | 136,1 | формирование банка данных о состоянии окружающей природной среды с уточнением перечней приоритетных мероприятий по обеспечению экологической безопасности | |
10. Экологическое картирование территорий субъектов Российской Федерации (создание аналитической основы экологической обстановки в субъектах Российской Федерации) | 586,5 | 45 | 49,7 | 55,9 | 435,9 | 266,5 | 320 | многоцелевая оценка состояния окружающей природной среды территорий для подготовки мероприятий по минимизации отрицательных последствий хозяйственной деятельности | |
Итого по разделу | 791 | 65,1 | 71,7 | 80,1 | 574,1 | 334,9 | 456,1 | ||
Итого по подпрограмме | 144054 | 7590,6 | 9481,6 | 11590,9 | 115390,9 | 1236,4 | 16315,3 | 126502,3 |
* При уточнении экономического механизма охраны окружающей природной среды после 2004 года возможно снижение платежей в федеральный бюджет на величину затрат предприятия на охрану природы.
Таблица 14
Ресурсное обеспечение подпрограммы "Регулирование качества окружающей природной среды"
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"