в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
действует Редакция от 07.12.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

Подпрограмма "Водные ресурсы и водные объекты"

В России сосредоточено около четверти мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Среднемноголетние ресурсы речного стока России составляют 4,3 тыс. куб. метров в год (10 процентов мирового речного стока), или около 30 тыс. куб. метров в год на одного жителя. Вместе с тем на наиболее развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношении регионы страны приходится 8 процентов общего объема речного стока (менее 3 тыс. куб. метров в год на одного жителя). В озерах сосредоточено около 24,1 тыс. куб. километров пресных вод.

В России создан мощный водохозяйственный комплекс для обеспечения потребностей в воде населения, промышленности, сельского хозяйства, гидроэнергетики, для развития судоходства, рыбного промысла, рекреации. Стоимость основных производственных фондов водохозяйственного комплекса оценивается в 350 млрд. рублей. Основную их часть составляют системы территориального перераспределения стока (41 процент), гидроузлы и гидросооружения для регулирования стока рек (25 процентов), системы и сооружения для водообеспечения орошаемого земледелия и сельскохозяйственного водоснабжения (13 процентов). Стоимость сооружений для защиты от вредного воздействия вод составляет лишь 3 процента (должна составлять не менее 10-15 процентов).

Важная роль в водохозяйственном комплексе принадлежит водохранилищам, которые обеспечивают регулирование во времени стока рек. Функционирует свыше 30 тыс. водохранилищ общей вместимостью 800 куб. километров, из них 325 крупных и особо крупных (вместимостью более 10 млн. куб. метров каждое).

В экономике России используется около 220 куб. километров воды в год, в том числе из природных водных объектов забирается 86 куб. километров в год (пресных поверхностных вод - 69 куб. километров, морских вод - 5 куб. километров, подземных вод - 12 куб. километров), а 127 куб. километров находится в оборотных и повторно-последовательных системах водоснабжения. Наибольший удельный вес использования воды из источников приходится на энергетику (44 процента), жилищно-коммунальное хозяйство (20 процентов) и сельское хозяйство (19 процентов).

Несмотря на сокращение в последние годы объемов использования воды, в ряде бассейнов нужды населения, промышленности, водного транспорта, рыбного хозяйства, гидроэнергетики и других отраслей в полной мере не обеспечиваются.

В России насчитывается около 3 млн. гидротехнических сооружений, в основном это водохранилища и накопители различного назначения.

Большая часть гидросооружений принадлежит различным субъектам хозяйствования (65 процентов водохранилищ объемом менее 1 млн. куб. метров и 62 процента - объемом более 1 млн. куб. метров).

В государственной собственности находится немногим более 3 процентов водохранилищ объемом менее 1 млн. куб. метров, около 8 процентов водохранилищ объемом более 1 млн. куб. метров и свыше 25 процентов накопителей жидких отходов.

Средний срок службы гидротехнических сооружений без реконструкции и ремонта составляет 40-50 лет, и большинство сооружений уже выработали свой ресурс, а отсутствие необходимых финансовых средств не позволяет их содержать в надлежащем техническом состоянии.

Особую опасность представляет техническое состояние русловых плотин. В случае возможных аварий на этих плотинах в зону поражения могут попасть многие населенные пункты, тысячи предприятий, миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий.

Постоянной проблемой является вредное воздействие вод - паводки, наводнения, подтопление и затопление ценных земель, населенных пунктов и объектов экономики. На паводкоопасных территориях, составляющих в целом по России свыше 400 тыс. кв. километров, ежегодно подвергаются затоплению до 50 тыс. кв. километров. Наиболее паводкоопасными районами являются Приморский край, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Северный Кавказ и Восточная Сибирь.

На всех крупных водохранилищах происходят интенсивный размыв и обрушение берегов, создающие угрозу для населенных пунктов и ведущие к затоплению и заболачиванию сельскохозяйственных земель. Пойменные земли большинства нерегулированных водотоков представляют собой паводкоопасные территории.

Из-за недостаточного финансирования за последние 10 лет противопаводковые мероприятия в требуемом объеме не проводились.

В рамках реализации подпрограммы необходимо решить следующие ключевые проблемы в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов:

обеспечение потребностей населения и экономики России в водных ресурсах на основе эффективного использования водно-ресурсного потенциала;

обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;

предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод;

обеспечение национальных интересов России в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.

Указанные проблемы имеют межотраслевой и межведомственный характер, и их решение на территориях бассейнов всех крупных рек России возможно с участием субъектов Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Вопросы улучшения качества водных ресурсов отнесены к подпрограмме "Регулирование качества окружающей природной среды".

Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы

Целью подпрограммы является обеспечение потребностей экономики и населения в водных ресурсах, повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, снижение ущерба от вредного воздействия вод.

Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи:

в области водообеспечения населения и объектов экономики, а также предотвращения вредного воздействия вод - реконструкция и строительство сооружений для регулирования стока и комплексного использования водных ресурсов, осуществление противооползневых, берегозащитных и профилактических противопаводковых мероприятий;

в области охраны и восстановления водных объектов - осуществление водоохранных мероприятий и контроля за состоянием водных объектов;

в области безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений - завершение инвентаризации гидротехнических сооружений с определением степени безопасности их дальнейшего функционирования, проведение их реконструкции, капитального и текущего ремонта, ведение регистра гидротехнических сооружений;

в области научного, правового и информационного обеспечения устойчивого водопользования - совершенствование нормативно-правовой базы, развитие информационных систем, разработка и внедрение организационно-экономических механизмов управления водным фондом Российской Федерации.

Реализация подпрограммы осуществляется в два этапа.

На I этапе (2002-2004 годы) предусматривается выполнение первоочередных мероприятий, которые при относительно минимальных затратах могут обеспечить прекращение развития негативных тенденций в области использования и охраны водных ресурсов и стабилизацию состояния водных объектов в России, в том числе такие мероприятия, связанные с предотвращением вредного воздействия вод, как берегоукрепление (0,6 тыс. километров), строительство противоэрозионных и противооползневых сооружений, дамб для защиты от наводнений (0,5 тыс. километров), реконструкция аварийных гидротехнических сооружений.

На II этапе (2005-2010 годы) намечается осуществление мероприятий, которые обеспечат потребности экономики страны и населения в водных ресурсах, улучшение экологического и технического состояния водных объектов.

Учитывая, что предстоящий подъем экономики страны будет сопровождаться ростом потребности в водных ресурсах, на II этапе реализации подпрограммы особое внимание будет уделено внедрению водосберегающих технологий, развитию систем повторного и оборотного водоснабжения. По экспертным оценкам, увеличение водопотребления к 2010 году не должно превысить 10 процентов относительно уровня 2000 года.

Реализация мероприятий подпрограммы на водохозяйственных объектах страны предусматривается независимо от их формы собственности, ведомственной принадлежности и территориального размещения.

Мероприятия подпрограммы разработаны с учетом положений международных договоров по вопросам использования и охраны трансграничных водных объектов. Реализация подпрограммы обеспечит выполнение обязательств Российской Федерации по этим договорам.

Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 8).

Мероприятиями подпрограммы предусматривается:

строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ с целью улучшения водообеспечения потребителей и снижения негативного воздействия паводков и наводнений за счет регулирования стока;

строительство противоэрозионных, противооползневых, берегозащитных сооружений для предотвращения водной эрозии и развития оползней, дамб для защиты от наводнений, коллекторных сетей для снижения уровня грунтовых вод;

расчистка русел рек и ложа водохранилищ с целью восстановления пропускной способности водотоков, предотвращения деградации водных объектов и снижения вторичного загрязнения воды донными отложениями;

обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос для защиты водных объектов от загрязнения, вынос производственных и других объектов с водоохранной территории, проведение лесопосадок и залужение пашни, упорядочение сельскохозяйственного использования земель;

разработка новых технологий и технических средств для русловыпрямительных, берегозащитных и других водохозяйственных работ;

расширение системы гидропостов и станций для развития системы контроля за состоянием водных объектов;

мониторинг состояния водных объектов и гидротехнических сооружений;

совершенствование государственного водного контроля и государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

развитие информационной и нормативно-правовой базы с целью усиления государственного регулирования водопользования.

Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 9.

Эффективность подпрограммы

Реализация подпрограммы позволит:

поддержать природную способность водных объектов к самоочищению;

предотвратить деградацию рек и озер;

провести ряд мероприятий по защите населения и объектов экономики от вредного воздействия вод, особенно в паводкоопасных регионах России;

расширить наблюдательную сеть, в том числе на трансграничных реках;

усовершенствовать систему информационного обеспечения ведения государственного водного кадастра, российского реестра водных объектов, российского регистра гидротехнических сооружений;

обеспечить развитие системы государственного водного контроля и контроля за безопасностью гидротехнических сооружений;

усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу;

обеспечить реализацию научно-технических достижений и развитие научного потенциала.

Реализация подпрограммы в значительной степени решит проблему обеспечения экономики и населения водными ресурсами, обеспечит экологически приемлемое состояние водных объектов и создаст благоприятные условия для проживания и отдыха населения.

Эффект от реализации мероприятий подпрограммы составит около 19,8 млрд. рублей в год, в том числе за счет предотвращения ущерба от затопления, подтопления и эрозии - 10 млрд. рублей, повышения уровня безопасности и предотвращения аварий на гидротехнических сооружениях - 9,8 млрд. рублей в год.

Таблица 8

Мероприятия подпрограммы "Водные ресурсы и водные объекты"

(млн. рублей, в ценах 2002 года)

Финансовые средства на 2002-2010 годы - всего В том числе Источники финансирования Ожидаемые результаты
2002 год 2003 год 2004 год 2005-2010 годы федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты внебюджетные источники
Работы долговременного характера
1. Строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ для регулирования стока в целях водоснабжения, орошения, сглаживания паводков (50 объектов) 3329,3 287,4 305,9 335,2 2400,8 290,3 2254,1 784,9 повышение зарегулированности стока в целях водоснабжения, орошения, комплексного использования водных ресурсов и уменьшения площади затопления; снижение ущерба за счет повышения безопасности гидротехнических сооружений на 9,8 млрд. рублей в год
2. Строительство противоэрозионных, противооползневых, берегозащитных сооружений, производство берегоукрепительных работ (общая протяженность 2 тыс. км) 3950,8 325 348,5 383,9 2893,4 344,5 2674,9 931,4 предотвращение водной эрозии и оползней, снижение ущерба от вредного воздействия вод на 10 млрд. рублей в год
3. Противопаводковые мероприятия (строительство дамб протяженностью 3 тыс. км для защиты от наводнений) 9470,3 635,1 720,3 742,6 7372,3 833,2 6406,6 2230,5 защита прилегающих к рекам территорий в бассейнах рек Дона, Оки, Кубани, Терека, Амура
4. Строительство коллекторных сетей протяженностью 1,5 тыс. км для снижения уровня грунтовых вод 1457,4 126,1 134,3 145,9 1051,1 127,1 986,7 343,6 снижение уровня грунтовых вод, защита земель и прилегающих территорий от неблагоприятного воздействия водных объектов
5. Разработка схем комплексного использования водных ресурсов в целом по стране и по бассейнам крупных рек, создание геоинформационных систем для мониторинга водохозяйственной обстановки 306,8 22,5 23,9 25,9 234,5 26,8 207,9 72,1 формирование стратегии развития водного хозяйства страны, разработка прогнозов изменения запасов пресных вод в стране в связи с глобальными изменениями климата и обезлесиванием
Итого по разделу 18514,6 1396,1 1532,9 1633,5 13952,1 1621,9 12530,2 4362,5
Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению
6. Разработка новых технологий и технических средств для русловыпрямительных, берегозащитных и других водохозяйственных работ 742,4 56 61,6 65,7 559,1 63,1 413,2 266,1 повышение эффективности водохозяйственных работ
7. Разработка нормативных и методических документов для организации и проведения государственного водного контроля 51,5 3,2 3,9 5,4 39 4,5 30,5 16,5 повышение эффективности государственного водного контроля и эксплуатации водных объектов
8. Разработка методических документов для обеспечения государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений 10,4 1,5 2,2 3,3 3,4 2,5 7,9 обеспечение экологической и технической безопасности гидротехнических сооружений
9. Разработка научно-методических обоснований для законодательных и нормативных правовых документов, системы документов по информационному обеспечению водного хозяйства 30,1 2,1 2,1 2,3 23,6 2,2 15,5 12,4 совершенствование нормативно-правового и информационного обеспечения развития водного хозяйства
Итого по разделу 834,4 62,8 69,8 76,7 625,1 72,3 467,1 295
Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих затрат
10. Расчистка русел водотоков (протяженностью 1500 км) и ложа водохранилищ 1891,9 155,8 181,6 203,2 1351,3 1238,7 510,5 142,7 восстановление и сохранение пропускной способности водотоков
11. Обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос, залужение деградированной пашни 2880,2 187,9 227 309,3 2156 1826,9 862,6 190,7 предотвращение и ликвидация последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты
12. Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (ведение Российского регистра гидротехнических сооружений, разработка и реализация мероприятий по улучшению их технического состояния) 79,7 6,1 5,6 8,1 59,9 56,6 19,2 3,9 предупреждение аварий на гидротехнических сооружениях
13. Развитие системы контроля состояния водных объектов, расширение системы гидропостов и станций, приобретение оборудования 808 23,3 24,1 32,3 728,3 491,4 258,7 57,9 повышение эффективности управления водным фондом России
Итого по разделу 5659,8 373,1 438,3 552,9 4295,5 3613,6 1651 395,2
Итого по подпрограмме 25008,8 1832 2041 2263,1 18872,7 5307,8 14648,3 5052,7

Таблица 9

Ресурсное обеспечение подпрограммы "Водные ресурсы и водные объекты"

(млн. рублей, в ценах 2002 года)

Источники и направления финансирования Объем финансирования - всего В том числе
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Средства федерального бюджета, предусматриваемые целевым назначением на реализацию мероприятий подпрограммы - всего 1694,2 167,2 169,8 173,8 177,8 182,4 190,6 199,8 210,8 222
в том числе:
государственные инвестиции 1621,9 162 164 167,3 170,7 174,6 182 190,3 200,4 210,6
НИОКР 72,3 5,2 5,8 6,5 7,1 7,8 8,6 9,5 10,4 11,4
Средства федерального бюджета, предусматриваемые ежегодно государственному заказчику подпрограммы на текущие расходы по основной деятельности 3613,6 319,8 337,9 356,7 376,6 397,5 419,6 443,1 468 494,4
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 14648,3 1000 1140 1288,2 1442,8 1601,5 1761,6 1937,8 2131,6 2344,8
Средства внебюджетных источников 5052,7 345 393,3 444,4 497,7 552,4 607,6 668,4 735,2 808,7
Итого по подпрограмме 25008,8 1832 2041 2263,1 2494,9 2733,8 2979,4 3249,1 3545,6 3869,9
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"