Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
Подпрограмма "Поддержка особо охраняемых природных территорий"
Основу природно-заповедного фонда Российской Федерации составляют государственные природные заповедники и национальные парки, включающие 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. гектаров, в том числе 27,1 млн. гектаров сухопутной территории с внутренними водоемами (1,57 процента территории Российской Федерации), и 35 национальных парков общей площадью 6,99 млн. гектаров (0,4 процента).
Государственные природные заповедники и национальные парки, поддерживая ландшафтное и биологическое разнообразие, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы. Одновременно они выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем, и способствуют экологическому воспитанию населения.
Ряд российских государственных природных заповедников и национальных парков включены в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает ценность и значимость этих уникальных природных объектов.
В 1995-2000 годах в Российской Федерации создано 9 новых государственных природных заповедников: "Гыданский" (Ямало-Ненецкий автономный округ), "Бастак" (Еврейская автономная область), "Болоньский" (Хабаровский край), "Богдинско-Баскунчакский" (Астраханская область), "Ненецкий" (Ненецкий автономный округ), "Норский" (Амурская область), "Хакасский" (Республика Хакасия), "Тигирекский" (Алтайский край), "Эрзи" (Республика Ингушетия) - и 2 заказника федерального значения: "Североземельский" (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) и "Каменная степь" (Воронежская область). Кроме того, были расширены территории 12 заповедников.
В этот же период проведен ряд научно-исследовательских работ, в том числе разработаны рекомендации по созданию и функционированию питомников редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. В некоторых заповедниках разработаны и внедрены геоинформационные системы (заповедники "Астраханский", "Денежкин Камень", "Олекминский", "Приволжская лесостепь" и др.), сформированы банки данных многолетних исследований. При этом научные отделы заповедников и национальных парков испытывают острый недостаток современных технических средств, научных приборов, компьютерного оборудования, что негативно отражается на результатах их работы. Практически не функционируют станции фонового мониторинга, не выполняются международные обязательства по его комплексному осуществлению в биосферных заповедниках, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.
Кроме того, недостаток финансовых средств не позволяет оснастить инспекторские службы государственных природных заповедников и национальных парков современными средствами связи, приборами наблюдения, качественным табельным оружием, форменным обмундированием, организовать на постоянной основе единую федеральную систему повышения квалификации государственных инспекторов.
Ограничение объемов централизованных капитальных вложений приводит к старению зданий научных стационаров, кордонов, инженерных коммуникаций и других объектов инфраструктуры.
В автономных поселках и на центральных усадьбах государственных природных заповедников и национальных парков, особенно тех, которые находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сложились крайне тяжелые жилищные условия.
Дефицит финансовых средств негативно отражается на доставке грузов и людей на отдаленные кордоны и в научные стационары, что отрицательно сказывается на состоянии охраны и уровне научных исследований в северных и таежных заповедниках и национальных парках России.
Серьезной проблемой для государственных природных заповедников и национальных парков являются лесные пожары, борьба с которыми требует значительных финансовых затрат.
Дальнейшее развитие сети государственных природных заповедников и национальных парков требует скоординированных действий со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы
Цель подпрограммы - сохранение и развитие сети государственных природных заповедников и национальных парков, обеспечение их устойчивого функционирования.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
уточнение и обустройство границ государственных природных заповедников и национальных парков с использованием авиационных и наземных транспортных средств, морских и речных судов;
предупреждение и борьба с лесными, степными и другими пожарами;
укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры государственных природных заповедников и национальных парков;
создание новых государственных природных заповедников и национальных парков;
проведение лесохозяйственных мероприятий и мероприятий по лесоустройству;
осуществление государственной поддержки научных исследований, нормативно-правового и информационного обеспечения поддержки особо охраняемых природных территорий;
усиление социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных парков.
Реализацию подпрограммы предполагается осуществить в два этапа.
На I этапе (2002-2004 годы) будут осуществляться мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию инфраструктуры государственных природных заповедников и национальных парков, продолжению научных исследований, развитию существующих и созданию новых информационных центров и музеев природы, проведению лесохозяйственных мероприятий.
На II этапе (2005-2010 годы) будут продолжены работы по укреплению материально-технической базы и развитию инфраструктуры государственных природных заповедников и национальных парков, ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, созданию геоинформационных систем для продолжения научных исследований, а также осуществлены мероприятия по организации центров просветительной и воспитательной работы среди населения в области охраны окружающей природной среды.
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 17).
Мероприятиями подпрограммы предусматривается:
укрепление материально-технической базы государственных природных заповедников и национальных парков;
расширение территорий и обустройство границ государственных природных заповедников и национальных парков;
лесоустроительные работы в государственных природных заповедниках и национальных парках;
усиление режима охраны территорий государственных природных заповедников, объектов природного и культурного наследия;
строительство новых и поддержка действующих информационных центров и музеев природы, обустройство детских экологических лагерей и экологических маршрутов;
научные исследования по проблемам сохранения природных экосистем, включая создание баз данных по основным биотическим и абиотическим природным комплексам;
экологический мониторинг биоразнообразия и состояния природных комплексов государственных природных заповедников и национальных парков как эталонов природы, контроль за изменением уровня биоразнообразия;
разработка кадастров редких и исчезающих видов живой природы, мест обитания редких видов животных и растений;
нормативно-правовое и информационное обеспечение поддержки особо охраняемых природных территорий, создание геоинформационных систем.
Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 18.
Результаты реализации мероприятий подпрограммы:
обеспечение охраны биологического и ландшафтного разнообразия во всех государственных природных заповедниках и национальных парках России;
продолжение многолетних научных исследований в государственных природных заповедниках как эталонных участках биосферы;
развитие системы экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний, познавательного туризма и отдыха населения на базе особо охраняемых природных территорий;
обеспечение государственных природных заповедников и национальных парков квалифицированными кадрами;
увеличение общей площади государственных природных заповедников и национальных парков, которая к 2010 году составит 47,2 млн. гектаров, в том числе 36,9 млн. гектаров сухопутной территории (2,16 процента территории Российской Федерации);
выполнение международных обязательств Российской Федерацией в части охраны биологического разнообразия и природного наследия, вытекающих из Конвенции о сохранении биологического разнообразия и Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия.
Ожидаемый экономический эффект от реализации подпрограммы за счет предотвращения экологического ущерба составит, по экспертным оценкам, 970 млн. рублей.
Мероприятия подпрограммы "Поддержка особо охраняемых природных территорий"
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
Ресурсное обеспечение подпрограммы "Поддержка особо охраняемых природных территорий"
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"