Последнее обновление: 25.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
Подпрограмма "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории"
Подпрограмма "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории" разработана и реализуется во исполнение Федерального закона "Об охране озера Байкал", предусматривающего комплексную систему мер по его защите и сбережению как уникального объекта, включенного в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Байкальская природная территория площадью 30,7 млн. гектаров подразделена на следующие экологические зоны:
центральная, включающая озеро Байкал с островами, прилегающие к озеру водоохранную зону и особо охраняемые природные территории;
буферная, размещенная за пределами центральной зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах Российской Федерации;
зона атмосферного влияния - территория, находящаяся вне водосборной площади озера в пределах Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Наиболее негативное влияние на экологию озера оказывают Южно-Байкальский и Северо-Байкальский промышленные узлы, а также промышленные предприятия и населенные пункты, расположенные в бассейне озера Байкал.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в центральной экологической зоне являются предприятия и автотранспорт гг. Байкальска, Слюдянки, Култука, Северобайкальска. Выбросы загрязняющих веществ в этой зоне наиболее отрицательно влияют на экологию озера Байкал.
В буферной экологической зоне неблагоприятное состояние атмосферного воздуха определено в районе Улан-Удинского, Гусиноозерского, Кяхтинского, Нижнеселенгинского и Петровск-Забайкальского промышленных узлов. Основными загрязнителями воздушного бассейна в зоне атмосферного влияния являются стационарные источники промышленных объектов в гг. Ангарске, Иркутске, Усолье-Сибирское, Шелехове, Черемхово (предприятия теплоэнергетики, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии и др.).
Продолжает оставаться неблагополучной обстановка с размещением отходов производства и потребления. Отходы, сконцентрированные в отвалах, хвостохранилищах, свалках, временных накопителях, не приспособленных для хранения местах, являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и почв.
При продолжающемся ухудшении условий обитания и естественного воспроизводства рыбных запасов в бассейне озера Байкал деятельность рыбоводных предприятий по искусственному воспроизводству ценных промысловых видов рыб не обеспечивает требуемый уровень выпуска молоди осетровых и сиговых видов рыб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1306 была утверждена Комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, в результате реализации которой на Байкальской природной территории к 2000 году на 16,7 процента снижены выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и на 26,2 процента уменьшены сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты бассейна озера Байкал.
Однако ситуация продолжает оставаться неудовлетворительной для такого уникального водного объекта.
Из-за недостаточного финансового обеспечения ряд мероприятий не был выполнен. Не профинансированы такие важнейшие мероприятия, как строительство установок для очистки сточных вод малых населенных пунктов, перевод карбюраторного автотранспорта на неэтилированный бензин, внедрение альтернативных энергоустановок. Объекты, по которым не завершено строительство к 2001 году, рассматриваются как приоритетные для включения в данную подпрограмму.
В рамках реализации настоящей подпрограммы необходимо решить следующие основные проблемы:
преодоление тенденции ухудшения экологического состояния озера Байкал;
ликвидация или радикальное перепрофилирование экологически опасных объектов хозяйственной деятельности;
предотвращение снижения биологического разнообразия озера Байкал и Байкальской природной территории;
сохранение и развитие традиционного ресурсосберегающего природопользования на Байкальской природной территории.
Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы
Целью подпрограммы является оздоровление озера Байкал и Байкальской природной территории.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
в центральной экологической зоне - переориентация хозяйственной деятельности и инфраструктуры на экологически приемлемые виды, обеспечение гармоничного сочетания жизнедеятельности населения и функционирования хозяйственных объектов с окружающей природной средой, создание долговременной экологически обоснованной системы ограничения хозяйственной деятельности на основе функционального зонирования территории и данной экологической зоны, охрана сохранившихся наземных и мелководных сообществ, а также природных условий, обеспечивающих их сохранность, создание долгосрочной системы охраны и восстановления отдельных сообществ, популяций и видов, состояние которых ухудшается;
в буферной экологической зоне - сокращение сбросов загрязняющих веществ от хозяйственных объектов в речную сеть бассейна озера Байкал, внедрение природосберегающих методов ведения сельского и лесного хозяйства, основанных на экосистемном подходе, совершенствование территориальной системы охраны природы;
в зоне атмосферного влияния - последовательное уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу.
Реализация подпрограммы проводится в два этапа.
На I этапе (2002-2004 годы) намечено:
начало работ по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината;
проведение природоохранных мероприятий, связанных с закрытием Джидинского вольфрамово-молибденового комбината;
реконструкция котельной в заповеднике "Байкальский".
Намечается выполнение работ по утилизации и захоронению отходов производства и потребления, берегоукреплению, очистке русел малых рек, внедрению малоотходных и безотходных технологий.
На II этапе (2005-2010 годы):
завершение работ по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и других экологически опасных объектов хозяйственной деятельности;
завершение работ по берегоукреплению, очистке русел малых рек и упорядочению складирования, захоронения и переработке отходов.
Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 21).
Мероприятия подпрограммы основаны на согласованных предложениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, расположенных на Байкальской природной территории, и предусматривают:
сохранение биологического разнообразия ландшафтов Байкальской природной территории, включающее восстановление и сохранение природных комплексов и реабилитацию нарушенных хозяйственной деятельностью территорий, сохранение памятников природы, восстановление естественных нерестилищ и строительство рыборазводных заводов, развитие и регламентацию традиционных видов природопользования;
ликвидацию или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов;
очистку русел малых рек, противоэрозионные, берегоукрепительные и культурно-технические работы, строительство газо-водоочистных сооружений, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов;
научное обеспечение реализации подпрограммы;
развитие единой государственной системы экологического мониторинга, информационное и нормативно-правовое обеспечение реализации подпрограммы, разработку комплексных схем охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории.
Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 22.
Эффективность подпрограммы
Результаты реализации мероприятий подпрограммы:
восстановление качественных характеристик экологической системы озера Байкал;
восстановление нарушенных ландшафтов бассейна озера Байкал;
обеспечение экологически безопасного развития экономики региона;
сохранение биологического разнообразия Байкальской природной территории.
Экономическая эффективность подпрограммы за счет снижения ущерба от загрязнения окружающей природной среды предположительно составит 5,3 млрд. рублей в год.
Мероприятия подпрограммы "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории"
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
Ресурсное обеспечение подпрограммы "Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории"
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"