в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"
действует Редакция от 07.12.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"

Подпрограмма "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения"

Деятельность в области геодезии и картографии является составной частью решения экологических и природно-ресурсных задач, задач земельно-имущественного комплекса, навигации, демаркации и делимитации государственной границы Российской Федерации, других задач. Результаты этой деятельности дают многократный эффект в других отраслях экономики.

Вся территория страны отображена на топографических картах масштабов 1:25000-1:1000000, а около 30 процентов территории - на топографических картах масштаба 1:10000. При этом для обеспечения достоверности крупномасштабных топографических карт (сроки обновления 5-7 лет) необходимо обновить до 70 процентов наличного фонда.

С 1994 года Федеральная служба геодезии и картографии России осуществляет переход на цифровые методы картографирования в соответствии с федеральной целевой программой на 1994-1995 годы и до 2000 года "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 418. Реализация указанной программы осуществлялась в условиях экономического кризиса, снижения финансирования топографо-геодезических работ и инвестиций в целом. Объем финансирования программы составил всего 2,2 процента.

Невыполнение предусмотренных этой программой заданий обострило накопившиеся в отрасли проблемы:

существующая система топографо-геодезического и картографического обеспечения страны в настоящее время не соответствует потребностям экономики, обороны, безопасности, науки, образования и требует принятия скоординированных межотраслевых мер, решаемых программными методами;

после распада СССР на территории России осталось менее 15 процентов картографического производства. Имеющиеся производственные мощности и применяемые технологии позволяют обеспечить от 22 процентов до 62 процентов полной потребности по различным видам карт и атласов;

износ основного технологического оборудования картографического производства (прежде всего офсетных печатных машин и другого полиграфического оборудования) составляет до 80 процентов и требует неотложных мер по его замене;

топографические карты, необходимые для делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации, должны соответствовать состоянию местности на дату согласования прохождения ее линии и корректироваться в процессе демаркации. Поэтому применяемые до настоящего времени технологии геодезических и картографических работ, рассчитанные на двух-, трехгодичный цикл, не обеспечивают своевременную подготовку геодезических и картографических материалов и данных, необходимых для обеспечения переговорных процессов. В связи с этим в ближайшее время предстоит обеспечить проведение масштабных геодезических и картографических работ с использованием новейших технических средств и технологий в полосе государственной границы Российской Федерации, необходимых для ее делимитации и демаркации.

Кроме того, возникли новые проблемы, требующие незамедлительного решения:

реализация постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 568 о переходе с 1 июля 2002 г. при осуществлении геодезических и картографических работ на новую единую государственную систему геодезических координат 1995 года;

проведение единой государственной политики в области наименований географических объектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О наименованиях географических объектов", создание и ведение государственного каталога географических названий;

создание межотраслевой системы получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения на базе оптико-электронных методов, что позволит оперативно решать вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, иметь актуальную информацию в интересах отраслей экономики;

создание единой системы геопространственных данных;

разработка и реализация механизмов формирования и использования государственного картографо-геодезического фонда.

Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы

Цель подпрограммы состоит в создании до 2010 года новой высокоэффективной государственной системы картографо-геодезического обеспечения территории России в интересах экономики, науки и обороны страны, основанной на цифровом картографировании и применении спутниковых средств и технологий, позволяющих повысить точность, оперативность и экономическую эффективность создания и обновления топографических карт и планов.

В ходе реализации подпрограммы планируется решить общегосударственные задачи по картографо-геодезическому обеспечению экономических и политических преобразований в Российской Федерации, основными из которых являются:

удовлетворение требований обороны и экономического развития страны в целом и субъектов Российской Федерации в части повышения точности и оперативности геодезических и картографических работ, изменения масштабов, содержания, видов и средств доведения до потребителей картографической информации;

обеспечение картографической информацией земельно-имущественного и налогового комплексов страны на всех уровнях государственной власти;

обеспечение отраслей экономики необходимыми геодезическими и картографическими материалами и современной картографической продукцией;

картографо-геодезическое обеспечение работ по делимитации и демаркации государственной, в том числе морской, границы Российской Федерации одновременно на четырех - шести направлениях;

создание высокоточной геодезической основы для функционирования навигационных систем гражданского и военного назначения;

создание новых видов продукции на основе цифровой технологии, в том числе карт повышенной информативности, геоинформационных систем для органов государственной власти;

создание принципиально новых отечественных комплексов технических средств и технологий картографо-геодезического производства;

переход от планового обновления картографической продукции к организации топографического мониторинга, обеспечивающего оперативную корректировку карт и планов;

обеспечение выполнения Федерального закона "О наименованиях географических объектов".

Реализация подпрограммы будет проходить в два этапа.

На I этапе (2002-2004 годы) планируется создание пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети, каталогов координат геодезических пунктов, контрольно-корректирующих станций, пунктов спутниковой геодезической сети, государственного фонда цифровой картографо-геодезической и топографической информации, автоматизированных технологий, геодезической основы обеспечения юридического оформления государственной границы Российской Федерации, создание и обновление цифровых карт, разработка новых методов и средств для использования цифровых и электронных карт, нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности, проведение фундаментальных работ для получения детальных характеристик гравитационного поля Земли, издание учебных и справочных карт и атласов.

На II этапе (2005-2010 годы) будут продолжены работы по созданию пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети, каталогов координат, контрольно-корректирующих станций, пунктов спутниковой геодезической сети 1 класса, созданию и обновлению цифровых карт, изданию учебных и справочных карт и атласов.

Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 27).

Мероприятиями подпрограммы предусматривается:

создание современной высокоэффективной государственной системы топографо-геодезического обеспечения, основанной на новых методах определения координат пунктов земной поверхности с использованием глобальных навигационных спутниковых систем;

создание современной высокоэффективной государственной системы картографического обеспечения на базе цифрового картографирования и компьютерных технологий, что позволит автоматизировать многие процессы проектирования, управления, навигации, интегрировать в системы налогообложения, ведения отраслевых кадастров;

картографо-геодезическое обеспечение делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации;

разработка новых методов, средств и автоматизированных технологий для создания и использования цифровых и электронных карт и совершенствования картосоставительского и картоиздательского производства;

проведение фундаментальных научных работ по созданию теоретических и методических основ получения детальных характеристик гравитационного поля Земли и изучения движений земной коры с использованием спутниковых методов, что позволит уточнить параметры гравитационного поля Земли, создать единую высотную геодезическую основу;

создание банков данных и геоинформационных систем с использованием открытой топографической информации и обеспечение нужд образования и потребностей отраслей экономики и населения в картографической продукции;

научные разработки по законодательному оформлению правоотношений в области геодезии и картографии.

Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 28.

Эффективность подпрограммы

Создание современной государственной системы картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации будет способствовать существенному повышению технологической эффективности решения основных задач геодезии и картографии и смежных отраслей на уровне современных требований, а также наиболее актуальных прикладных задач.

Годовой экономический эффект от внедрения новых автоматизированных технологий цифрового картографирования составит от 60 до 70 млн. рублей. Дополнительно экономический эффект будет достигнут в результате использования цифровой и картографической продукции в системах налогообложения, выдачи юридических кадастровых документов, учета недвижимости и природных ресурсов, а также в разрабатываемых пользовательских системах инвентаризации границ, ведения отраслевых кадастров и др.

Экономический эффект от использования геоинформационных систем в народном хозяйстве составляет 3 рубля на 1 рубль затрат.

Экономический эффект от разработки и использования спутниковых приемников ГЛОНАСС/GPS составит 28,7 млн. рублей.

Значительный экономический эффект достигается за счет научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Повышение уровня автоматизации только производственных процессов создания и обновления цифровых и электронных карт на 1 процент приводит к экономии более 3,9 млн. рублей, в то время как все затраты на научное обеспечение подпрограммы составляют около 191,96 млн. рублей. Реально достижение 85-процентного уровня автоматизации, что эквивалентно экономии более 158,1 млн. рублей. Годовой экономический эффект полномасштабной и комплексной реализации подпрограммы (без учета эффекта от использования цифровой картографической продукции в обеспечиваемых системах управления) может достичь 70-80 млн. рублей.

В социальной сфере эффект от реализации подпрограммы выразится в улучшении условий труда при выполнении картографо-геодезических работ, в повышении уровня применения высококвалифицированного труда, в значительном сокращении производственного травматизма. В сфере общеобразовательных школ - в полном удовлетворении потребностей в картографической продукции в необходимом ассортименте.

Экологическая эффективность обуславливается внедрением новых технологий, позволяющих проводить топографо-геодезические работы без вырубки леса, резко сократить использование гусеничного транспорта в лесных массивах и тундре.

Внедрение новых прогрессивных технологий системы картографо-геодезического обеспечения позволит более оперативно вырабатывать рекомендации по внешнеполитическим проблемам.

Таблица 27

Мероприятия подпрограммы "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения"

(млн. рублей, в ценах 2002 года)

Финансовые средства на 2002-2010 годы - всего В том числе Источники финансирования Ожидаемые результаты
2002 год 2003 год 2004 год 2005-2010 годы федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты внебюджетные источники
Работы долговременного характера
1. Построение космической, геодезической сети фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети (создание 700 пунктов). 71,3 2,2 7,3 8,2 53,6 24 47,3 обеспечение решения хозяйственных, оборонных и научных задач на базе высокоточной геодезической основы
Перевод картографо-геодезической основы страны на новую систему геодезических координат СК-95 (составление 3000 каталогов координат пунктов государственной геодезической сети)
2. Создание системы оперативного геодезического обеспечения, создание навигационного поля в ряде районов страны: 83,7 3,1 8,4 9,3 62,9 26,3 57,4 обеспечение работы спутниковых дифференциальных станций для относительного высокоточного определения координат, обеспечение всех видов транспорта навигационной оперативной информацией с необходимой точностью
замена 350000 пунктов классической геодезической сети спутниковой геодезической сетью СГС-1 в количестве 6000 пунктов; топографо-геодезическое обеспечение навигационных систем путем создания 45 контрольно-корректирующих станций
3. Создание и обновление цифровых карт, включая создание сертифицированных цифровых топографических карт и планов (115000 номенклатурных листов), создание системы оперативного геодезического обеспечения 91,5 3,4 9,1 10,4 68,6 37,2 54,3 обеспечение федеральных государственных нужд в современной цифровой картографической информации
4. Создание и ведение государственных фондов цифровой картографо-геодезической информации (61000 информационных единиц) 177,8 1,9 5,6 5,6 164,7 32,8 145 создание и развитие федерального картографо - геодезического фонда
5. Организация системы топографического мониторинга (постоянное обновление цифровой топографической информации о городах и других наиболее важных территориях на площади 27000 кв. км) 80,8 2,8 8,1 9,1 60,8 25,3 55,5 обеспечение соответствия топографических карт и планов городов и других наиболее важных территорий состоянию ситуации на местности
6. Создание новых видов картографо-геодезической продукции на основе цифровых методов, в том числе карт повышенной информативности (1200 номенклатурных листов) 33,5 2,1 3,3 3,7 24,4 10,8 22,7 выпуск принципиально новых по содержанию карт и планов, отражающих вопросы собственности, владения и пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
7. Перевод картосоставительского и картоиздательского производства на единый технологический цикл с использованием средств цифрового картографирования и компьютерных технологий на 30 предприятиях и организациях Роскартографии 150,7 18,8 15 16,7 100,2 51,3 99,4 повышение производительности труда в картосоставительском и картоиздательском производстве в 3-5 раз, снижение себестоимости продукции
8. Строительство картографической фабрики в г. Омске (250 млн. краскооттисков в год) 15,8 15,8 15,8 ввод в действие картографической фабрики с современным картографическим производством в г. Омске
Итого по разделу 705,1 50,1 56,8 63 535,2 223,5 481,6
Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению
9. Разработка новых методов, средств и технологий создания и использования цифровых и электронных карт, формирование и ведение банков данных с целью создания автоматизированной технологии картографических работ 150,4 4,8 5,4 8 132,2 63,5 86,9 повышение производительности труда в 5 раз и снижение себестоимости единицы продукции в 2,5-3 раза
10. Совершенствование технических средств и технологий картосоставительского и картоиздательского производства 38,7 3 3,9 3,9 27,9 15,8 22,9 повышение технико-экономической эффективности оборудования и технологий картосоставительского и картоиздательского производства, повышение производительности труда в 1,5-3 раза и снижение себестоимости единицы продукции в 2-2,5 раза
11. Проведение фундаментальных исследований по созданию теоретических и методических основ получения детальных характеристик гравитационного поля Земли и изучения движений земной коры, уточнение параметров фигуры Земли, геодинамические исследования 70,7 5,6 7,1 7,1 50,9 29,8 40,9 создание единой высотной геодезической основы с использованием спутниковых методов, уточненные параметры гравитационного поля и фигуры Земли
12. Разработка государственных законодательных, нормативных и правовых актов в области геодезической и картографической деятельности 23,7 6,8 6,2 6,2 4,5 10 13,7 совершенствование нормативного и правового обеспечения геодезической и картографической деятельности
Итого по разделу 283,5 20,2 22,6 25,2 215,5 119,1 164,4
Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов
13. Создание геодезической основы обеспечения юридического оформления государственной границы Российской Федерации (обследование, восстановление и определение координат пунктов государственной геодезической сети и сети сгущения в количестве 42262 пунктов) 21,4 1,4 1,6 1,9 16,5 21,4 обновление на основе спутниковых методов геодезической сети и сети сгущения вдоль государственной границы Российской Федерации
14. Обеспечение аэрофотоматериалами картографических работ на районы государственной границы Российской Федерации (на площади 70000 кв. км) 15,3 1 1,2 1,3 11,8 15,3 получение исходных аэрофототопографических данных на полосу государственной границы Российской Федерации
15. Создание картографической основы обеспечения юридического оформления государственной границы Российской Федерации, обеспечение переговорного процесса (составление, подготовка к изданию и издание топографических карт масштабов 1:25000, 1:50000 и других материалов в количестве 754 номенклатурных листов) 1,9 0,2 0,1 0,2 1,4 1,9 обновление топографических карт масштабов 1:25000, 1:50000 на полосу государственной границы Российской Федерации, описание участков прохождения государственной границы Российской Федерации
16. Проведение топографического мониторинга в полосе государственной границы Российской Федерации (создание и развертывание оперативной системы топографического мониторинга, постоянное обновление государственных топографических карт масштабов 1:25000 и 1:50000 в количестве 754 номенклатурных листов) 6,3 0,4 0,5 0,7 4,7 6,3 постоянное обновление цифровых топографических карт масштабов 1:25000 и 1:50000 в полосе государственной границы Российской Федерации
17. Геоинформационная система для обеспечения принятия решений по оформлению государственной границы Российской Федерации 10,2 0,7 0,8 0,9 7,8 10,2 создание банка данных и геоинформационной системы по государственной границе Российской Федерации (включая морскую границу) для обеспечения защиты экономических интересов Российской Федерации
18. Создание банков данных и геоинформационной системы различного назначения с использованием открытой топографической информации всего масштабного ряда для обеспечения потребностей земельно-имущественного комплекса, населения, науки; подготовка и переподготовка кадров в области современных картографо-геодезических технологий, в том числе ГИС-технологий (организация курсов повышения квалификации и семинаров по изучению современных картографо-геодезических технологий) 153,1 10,3 11,7 12,6 118,5 99,3 25,4 28,4 многоцелевое использование открытых цифровых геопространственных материалов и данных в интересах земельно-имущественного комплекса, населения, науки; обеспечение органов управления, предприятий и организаций отрасли высококвалифицированными кадрами
19. Обеспечение нужд образования в картографических материалах (издание учебных карт и атласов для общеобразовательных школ в количестве 81,3 млн. экземпляров) 228,5 15,2 17,5 19,9 175,9 148,2 80,3 удовлетворение потребностей общеобразовательных школ в учебных картах и атласах
20. Обеспечение потребностей отраслей экономики и населения в картографической продукции (издание справочных карт и атласов, в том числе Национального атласа России) 276,1 29,6 29,8 30,9 185,8 166,3 109,8 удовлетворение потребностей отраслей экономики и населения в справочных картах и атласах
Итого по разделу 712,8 58,8 63,2 68,4 522,4 468,9 25,4 218,5
Итого по подпрограмме 1701,4 129,1 142,6 156,6 1273,1 811,5 25,4 864,5

Таблица 28

Ресурсное обеспечение подпрограммы "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения"

(млн. рублей, в ценах 2002 года)

Источники и направления финансирования Объем финансирования - всего В том числе
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Средства федерального бюджета, предусматриваемые целевым назначением на реализацию мероприятий подпрограммы - всего 251,2 17,8 20,2 22,5 24,7 27,2 29,9 32,9 36,2 39,8
в том числе:
государственные инвестиции 223,5 15,8 18 20 22 24,2 26,6 29,3 32,2 35,4
НИОКР 27,7 2 2,2 2,5 2,7 3 3,3 3,6 4 4,4
Средства федерального бюджета, предусматриваемые ежегодно государственному заказчику подпрограммы на текущие расходы по основной деятельности 560,3 50,6 53,2 55,9 58,7 61,8 64,9 68,2 71,7 75,3
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 25,4 1,7 1,9 2,2 2,5 2,8 3,1 3,4 3,7 4,1
Средства внебюджетных источников 864,5 59 67,3 76 85,1 94,5 104 114,4 125,8 138,4
Итого по подпрограмме 1701,4 129,1 142,6 156,6 171 186,3 201,9 218,9 237,4 257,6
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 860 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)"