в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 04.04.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ГТК РФ от 11.02.97 N 11-01/526 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ"
действует Редакция от 11.02.1997 Подробная информация
ПИСЬМО ГТК РФ от 11.02.97 N 11-01/526 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ"

3.1. Общие положения

Участие защитника в следственном действии может быть очень полезно обвиняемому, но оно может быть полезно и следователю, получающему возможность исправить допускаемые иногда промахи, обратить внимание на обстоятельства, мимо которых он прошел или которые считал ничего не значащими.

Участие защитника в следственном действии снижает также возможность обвиняемому ссылаться затем в суде на якобы имевшие место ущемления его законных интересов, несоблюдение или нарушение его прав.

В то же время "в обстановке чрезмерной загрузки работников следствия и суда деятельность адвоката нередко воспринимается следователем не как помощь квалифицированного оппонента, испытывающего на прочность обвинительные улики, а как досадная помеха в работе отлаженного механизма, препятствующая бесперебойному выпуску изготовленной в соответствии с принятыми стандартами продукции" <*>.


<*> Резник Г.М. Адвокат: престиж профессии / Адвокатура и современность. - М., 1987. - С. 61.

В методических пособиях, посвященных предварительному следствию, вопросы его проведения с участием защитника почти не затрагиваются. Это не делается как при детальном рассмотрении тактики проведения следственных действий, так и при решении отдельных задач предварительного следствия. Не разрабатываются эти вопросы и учеными процессуалистами и криминалистами. Например, совсем недавно была защищена диссертация Е.В. Цыпленковой на тему "Тактика проверки показаний обвиняемого на предварительном следствии", однако об участии в этой проверке, да и вообще об участии на предварительном следствии защитника не сказано ни одного слова.

В сравнительно недавно выпущенной книге В.Д. Зеленского "Организация расследования преступлений" очень детально описаны задачи всех участников расследования и лишь защитник не упоминается ни разу <*>.


<*> Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. - Ростов-на-Дону, 1989. - С. 150.

Конечно, участие защитника в следственных действиях может не только помогать, но иногда и создает для следователя определенные затруднения в применении рекомендованных криминалистической наукой тактических приемов. Например, присутствие при допросе защитника может мешать установлению психологического контакта следователя с допрашиваемым. Однако в любом случае успех работы как следователя, так и защитника во многом определяется правильными, нормальными их взаимоотношениями.

Следователь должен также хотя бы в общих чертах предвидеть, на что будут направлены усилия защитника.

В зависимости от обстоятельств дела это будет:

а) полное или частичное опровержение факта противоправного деяния, в совершении которого обвиняется подзащитный;

б) утверждение, что данное деяние совершено не обвиняемым;

в) несогласие с уголовно-правовой квалификацией;

г) несогласие с избранной мерой пресечения;

д) возражения против наличия или размеров материального ущерба, причиненного подзащитным;

е) опровержение обстоятельств, отягчающих ответственность;

ж) поиск смягчающих обстоятельств.

Следователь должен заранее продумать, что он этому всему противопоставит или с чем, возможно, согласится.

Защитник будет стремиться найти факты, свидетельствующие о невиновности своего подзащитного либо смягчающие его вину. На практике следователь установлению этих фактов обычно уделяет значительно меньше внимания, так что помощь участвующего в следственном действии защитника в этом плане может быть очень полезной.

Недооценка позиции обвиняемого и его защитника, отношение их к объяснениям как к средству уйти от ответственности ведут к априорному отклонению их ходатайств, представленных ими доказательств.

Между тем следователь должен мысленно воспроизводить весь ход рассуждений обвиняемого и его защитника, проанализировать под этим углом зрения свою собственную версию, что помогает найти погрешности как в первой, так и во второй, устранить возникающие противоречия. Собранные следователем доказательства должны устранять всякие сомнения в обоснованности сделанных им выводов о виновности или невиновности его подследственного.

Очень тщательно должны исследоваться документы, представляемые защитой, в частности для характеристики личности обвиняемого.

Необходимо обратить внимание на даты и иные реквизиты документов, а также на поводы их выдачи. Подобные документы часто содержат отступления от правил их оформления и получения.

Характеристики могут быть крайне необъективные, выданные в ответ на настойчивые (иногда подкрепленные материально) просьбы родственников, других заинтересованных в исходе дела лиц.

Ходатайства коллективов, протоколы общих собраний также должны быть проверены.

Защитник может и вполне добросовестно заблуждаться, неверно оценивая материалы дела. В подобных случаях задача следователя - знакомить защитника, конечно, в допустимых пределах, с имеющимися в его распоряжении доказательствами, убедить в правильности своих действий, своей версии.

Участие защитника на предварительном следствии теснейшим образом связано с проблемой недопустимости разглашения данных расследования. Это необходимо как для эффективного раскрытия преступления, так и для исключения огласки непроверенных сведений, что может нанести существенный вред интересам граждан, оказавшихся в орбите расследования.

В связи с этим в ряде случаев целесообразно предупреждение защитника в порядке ст. 139 УПК о неразглашении сведений, которые ему стали известны при участии в предварительном следствии.

Особенно остро вопрос о сохранении следственной тайны стоит по многоэпизодным делам с несколькими обвиняемыми. К моменту, когда расследование будет проходить с участием защитника, к уголовной ответственности могут быть привлечены еще не все виновные, не установлен окончательно объем преступной деятельности. Осведомленность обвиняемого и защитника с материалами, касающимися этих вопросов и требующими еще проверки, безусловно, нежелательна, а часто просто недопустима, так как это снизит эффективность или сделает невозможным проведение многих следственных действий, основывающихся на эффекте неожиданности и незнании проверяемым лицом, какими доказательствами в отношении него располагает следствие.

В связи с этим по многоэпизодным делам с несколькими обвиняемыми следователю целесообразно, если это не нарушает его тактических соображений, отложить на более поздний срок следственные действия, при выполнении которых обвиняемый может узнать об упомянутых выше материалах. В этом случае позже узнает об этих материалах и защитник, который, как известно, может участвовать лишь в тех следственных действиях, которые проводятся по его ходатайству, либо в тех, в которых участвует его подзащитный.

Приведенные ниже общие положения будут рассмотрены применительно к отдельным следственным действиям.

  • Главная
  • ПИСЬМО ГТК РФ от 11.02.97 N 11-01/526 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ"