Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ, ДОСТУПНЫЕ МАЛОМОБИЛЬНЫМ ПОСЕТИТЕЛЯМ. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. СП 35-103-2001" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 72)
10. ЗДАНИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ
10.1. Рекомендуется соблюдать требования доступности в здания массовых учреждений и предприятий, содержащие в своем составе операционно-кассовые залы и предназначенные для обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения. К ним относятся банковские (кредитно-финансовые) учреждения и предприятия почтовой связи.
Во всех зданиях, доступных для маломобильных посетителей, рекомендуется предусматривать установку системы организованного приема посетителей, состоящую из: аппарата, выдающего талоны с указанием очередности приема; световых табло над дверями соответствующих кабинетов и окошек, указывающего номер очередного посетителя.
Для удобства маломобильных посетителей следует предусматривать также специализированные места индивидуального автотранспорта на автостоянках (временных парковках), места отдыха на участках учреждений и предприятий, санитарные узлы, оборудование которых должно соответствовать требованиям СП 35-101.
БАНКОВСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ10.2. Доступность для маломобильных клиентов (обслуживаемых посетителей) рекомендуется обеспечивать во всех зонах и помещениях зданий следующих видов:
здания (помещения) отделений Сбербанка России и коммерческих банков;
здания (помещения) филиалов отделений;
помещения обособленных подразделений (дополнительные офисы, операционные кассы, пункты обмена валюты, в том числе в мобильных и модульных сборно-разборных конструкциях).
10.3. Учитывая, что высота ограждения участка должна быть 2,5 м, его объемно-пространственное и конструктивное решение должно соответствовать требованиям информативности и удобства для посетителей, изложенным в Своде правил СП 35-101.
10.4. Для машин клиентов Сбербанка на открытой автостоянке из пяти мест, приходящихся на каждое операционное место в зале, одно место желательно приспособить для инвалидов-пользователей. Общее количество адаптированных мест при этом определяется заданием на проектирование.
10.5. Входы, в том числе обособленные входы в бюро пропусков и зал самообслуживания, рекомендуется проектировать универсальными (т.е. учитывающими использование всеми категориями пользователей).
10.6. К помещениям банковских учреждений первой зоны доступности (в которые допуск клиентов не ограничен по технологическим требованиям) рекомендуется относить:
кассовый блок (кассовый зал и депозитарий) коммерческих банков;
операционный блок (входная группа помещений, операционный зал и кассы) учреждений Сбербанка;
вспомогательные и обслуживающие помещения (комнаты переговоров с клиентами и оформления кредита, вестибюль, аванвестибюль, бюро пропусков).
10.7. Требования к основным помещениям обслуживания для данной группы учреждений (операционным, кассовым, операционно-кассовым залам и т.п.) приведены в табл. 10.1.
10.8. Требования к проектированию офисных помещений, а также к помещениям оформления кредита и комнатам переговоров с клиентами аналогичны требованиям раздела 3 данного СП.
10.9. Площади вестибюля (включая доконтрольную зону), гардероба и камеры хранения ручной клади коммерческих банков следует определять исходя из количества единовременно находящихся в здании клиентов с обязательным учетом возможного сопровождения части инвалидов и маломобильных посетителей. Процент маломобильных пользователей от общего числа клиентов определяется заданием на проектирование.
При проектировании бюро пропусков автономной группой помещений зона ожидания должна включать в расчете на каждое рабочее место не менее двух стационарных мест сидения (возможно, откидных) и резервную площадку для возможного размещения кресла-коляски (вне коммуникационной зоны).
При вестибюле рекомендуется предусматривать санитарные узлы для клиентов универсального оборудования (вариант "А").
10.10. При наличии специальной кассы (вариант "Б") рекомендуется увеличивать размеры зоны ожидания из расчета (м2): 8,0 + k х 8,0, где k - коэффициент, учитывающий количество единовременно обслуживаемого специального контингента (по заданию на проектирование).
ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ10.11. Доступность зданий для массового обслуживания посетителей, в том числе инвалидов и других маломобильных групп, рекомендуется обеспечивать в:
почтамтах (центральных предприятиях города или района, обеспечивающих клиентуре также услуги телеграфной и междугородной телефонной связи);
узлах и отделениях связи, в том числе автоматизированных (городских, районных, сельских).
Кроме зданий перечисленных учреждений требованиям доступности должны отвечать также операционные залы телефонных узлов (проводной и сотовой связи), осуществляющих обслуживание индивидуальных пользователей. В операционных залах должны быть предусмотрены кабины с установленными специальными средствами связи для инвалидов по слуху (текстовый телефон, факсимильный аппарат, телефон с усилителем звука).
10.12. Требования к проектированию операционных залов см. в табл. 10.1.
10.13. Кроме операционно-кассового зала в зону посетительской доступности предприятий рекомендуется включать:
вход с тамбуром (универсального типа - для всех групп посетителей);
добарьерную (посетительскую) часть отдела доставки, совмещенную при необходимости с зоной индивидуального хранения подписных изданий и корреспонденции;
переговорный пункт (с зонами кабин междугородних телефонов, в том числе автоматов, и ожидания);
пункт обмена валюты и киоски продаж (при наличии).
10.14. Допускается устройство контролируемого входа посетителей в служебное помещение (начальника предприятия, цеха или участка) при соответствующем обосновании. Требования к проектированию данного помещения аналогичны требованиям раздела 3 настоящего Свода правил.
10.15. Отдел посылок, совмещенный с отделом продажи посылочной тары, рекомендуется проектировать обособленным от операционного зала и со входом с улицы.
Таблица 10.1
Требования к зданиям кредитно-финансовых учреждений и предприятий связи
Объект | Требования по критериям | |||
доступности | безопасности | информативности | комфортности | |
1. Кассовые и операционно-кассовые залы банков | 2.1. Размещение в уровне входа в здание. 2.2. "Б" - размещение специализированных касс в непосредственной близости от входа в зал совместно с обособленной зоной ожидания увеличенной площади. 2.3. "Б" - наличие боксов (помещений) для пересчета денег, оборудованных специальными переговорными устройствами для контакта с персоналом. 2.4. При нескольких островных (автономных) рабочих местах операционистов одно приспосабливается для обслуживания инвалидов. 2.5. Обеспечение доступности контрольного шлюза и шлюзового помещения (при наличии). | 4.1. Наличие справочно-информационной службы непосредственно при входе в зал. 4.2. Дублирующая функциональная маркировка каждого операционного места обслуживания: пенсионных выплат, почтовых отправлений, подписки на газеты и журналы. | 5.1. "Б" - обязательное наличие переговорных спецустройств в кассах для пенсионных и коммунальных платежей при обеспечении полноценного визуального контакта. | |
2. Депозитарий | 3.1. Возможность присутствия сопровождения, наличие переговорных устройств и технических средств слежения. | 5.2 "Б" - увеличение площади специализированных кабин в кладовых хранения индивидуальных ценностей с учетом возможного сопровождения (см. п. 5.4 СП 35-101). | ||
3. Операционные залы предприятий связи, переговорные пункты | 2.6. "Б" - в почтамтах рекомендуется наличие специализированных кабин в переговорных пунктах. | 5.3. В отделе пенсионных выплат - локальное понижение прилавка; увеличение глубины и ширины прилавка со стороны клиента. 5.4. Наличие переговорных устройств с возможностью двустороннего включения в отделе пенсионных выплат. 5.5. Рекомендуется наличие отдела сервисной упаковки и доставки в отделе посылок. |
УЧЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ | 2.6 | |
Оборудование учебных мест | ||
За чертежным столом | За кульманом | |
За мольбертом | За компьютером | |
Рабочее (учебное) место для учащегося с недостатками зрения |
УЧЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ | 2.7 |
Примеры расстановки оборудования в учебных мастерских | |
Радиомонтажной | |
Токарной | |
Слесарной |
ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЛЕЖАЧИХ БОЛЬНЫХ | 4.6 |
Габариты двери для проезда каталки Зоны обслуживания и зоны проезда в палате для лежачих больных |
ОБОРУДОВАНИЕ САУНЫ | 5.6 |
1 - печь-каменка; 2 - полки; 3 - поручень; 4 - душевая; 5 - скамья для отдыха; 6 - шкафы |
БИБЛИОТЕКИ | 6.1 |
Пример адаптации здания библиотеки в соответствии с требованиями доступности для инвалидов А - по типовому проекту; Б - после реконструкции |
МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ЗРИТЕЛЬНЫХ ЗАЛАХ | 6.6 |
Построение видимости в зрительном зале с учетом инвалидов в креслах-колясках Превышение луча зрения для инвалидов в кресле-коляске |
Ключевые слова: принципы формирования архитектурной среды, доступность, комфортность, адаптация общественных зданий и сооружений
- Главная
- "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ, ДОСТУПНЫЕ МАЛОМОБИЛЬНЫМ ПОСЕТИТЕЛЯМ. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. СП 35-103-2001" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 72)