в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р
действует Редакция от 22.11.2008 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р

2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны

В целях обеспечения доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны будут осуществляться следующие мероприятия:

разработка модели рынка транспортных услуг для обеспечения потребностей всех секторов экономики, в том числе параметров качества транспортных услуг, стандартов качества транспортных услуг для различных категорий грузов и секторов экономики, требований к нормативно-правовой базе в сфере рынка транспортных услуг, технологических моделей обеспечения качества транспортных услуг;

обеспечение мотивации структурной модернизации транспортных систем в целях обеспечения качества транспортных услуг, создание национальных и интернациональных транспортных компаний, способных конкурировать на мировом рынке, и совершенствование процедур допуска к осуществлению грузовых перевозок;

доведение коммерческой скорости движения товаров и ритмичности их доставки "от двери до двери" до уровня лучших мировых достижений, снижение за счет этого издержек обращения товаров, выражающихся в больших объемах оборотных фондов, а также в значительных суммах кредитования товаров в пути и на складе;

снижение времени обработки партий грузов в терминальной сети, в том числе в морских портах и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, до уровня мировых показателей;

мотивирование использования инновационных логистических товаротранспортных технологий, развитие технологий перевозок грузов, в том числе с использованием логистических парков;

развитие транспортно-экспедиционного обслуживания и системы операторов перевозок;

развитие системы сопутствующих услуг;

разработка и внедрение высокоэффективных технологий, обеспечивающих повышение качества всего спектра транспортных услуг и производительности транспортной системы;

использование современных инфотелекоммуникационных технологий для обеспечения качества транспортных услуг.

Развитие рынка транспортных услуг требует прежде всего формирования новых транспортных услуг, отвечающих требованиям качества. Для этого необходимо определить параметры и стандарты качества транспортных услуг и обеспечить стимулирование выполнения таких стандартов на транспорте. Это потребует от участников рынка создания высокоэффективных технологий, отвечающих стандартам качества, а также систем управления качеством. Участие государства в этом процессе потребует разработки соответствующих нормативной базы и методов государственного регулирования.

Развитие конкурентного рынка транспортных услуг потребует создания условий для превышения уровня предложения высококачественных транспортных услуг над спросом, а также обеспечения публичности и информационной открытости рынка по ценам и качеству услуг. Это обеспечит потребителям возможность свободного выбора транспортных услуг, заставит работать механизм "цена - качество", сделает цену и качество предметом конкуренции. Такой механизм обеспечит постоянное повышение производительности транспортных компаний, что будет способствовать их самоокупаемости. Механизм "цена - качество" позволит стимулировать исследование участниками рынка спроса на различные категории услуг и проводить анализ уровня конкурентов, повышать качество предоставляемых транспортных услуг, находить оптимальный баланс между их ценой и качеством. Все это создает условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности национальных транспортных компаний и российской транспортной системы в целом.

Государственная политика формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривает административные и экономические методы.

Административные методы должны обеспечивать регулирование деятельности естественных монополий, доступа владельцев транспортных средств, а также экспедиторов и перевозчиков к профессиональной деятельности с использованием механизмов лицензирования или декларирования (уведомление об обязательствах участника рынка).

Экономические методы формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривают реализацию механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики.

Экономические методы должны стимулировать создание экспедиторско-перевозочных и транспортных фирм всех видов и уровней в области грузовых и пассажирских перевозок, которые могли бы обеспечить конкурентоспособные транспортные услуги в области грузовых и пассажирских перевозок. В частности, целесообразно рассмотреть механизм стимулирования создания достаточно крупных транспортных компаний, способных инвестировать средства в освоение высокоэффективных транспортных технологий и современные транспортные средства. Необходимо обеспечить государственную поддержку повышения конкурентоспособности национальных транспортных компаний.

Тарифная политика должна предусматривать сочетание механизмов свободного ценообразования с контрольными функциями в интересах защиты потребителей от необоснованных дискриминационных тарифов, а участников рынка - от демпинговых тарифов.

Инвестиционная политика должна быть направлена на создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры и перевооружение компаний современным подвижным составом, техническими средствами и информационными системами, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

Разработка административных методов регулирования рынка транспортных услуг, а также механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики формирования рынка входит в научное обеспечение реализации Транспортной стратегии, а их окончательная отработка с учетом соответствующих изменений нормативно-правовой базы должна быть выполнена в процессе реализации экспериментальных проектов.

В сфере железнодорожного транспорта продолжатся структурные преобразования.

Предусматривается реализация мероприятий, направленных на существенные структурные изменения рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта, нормативных правовых основ его функционирования. Этот этап является инвестиционной и инновационной стадией преобразований в сфере железнодорожного транспорта.

Основными принципами формирования рынка железнодорожных транспортных услуг являются:

сохранение сетевого перевозчика как единого хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в части инфраструктуры и услуги по перевозке;

наличие на рынке железнодорожных перевозок локальных перевозчиков, осуществляющих на условиях публичного договора перевозки в отдельных сегментах рынка железнодорожных перевозок;

выделение услуг по предоставлению вагонов и контейнеров для осуществления железнодорожной перевозки из состава комплексной услуги по железнодорожной перевозке при сохранении услуг по предоставлению локомотивов в составе данной комплексной услуги;

обеспечение организации железнодорожных перевозок с участием 2 и более железнодорожных инфраструктур и перевозчиков;

формирование института владельцев железнодорожного подвижного состава (локомотивов, вагонов, контейнеров и др.) и определение требований, предъявляемых к ним, а также правовых основ их взаимодействия с владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками, пользователями услуг железнодорожного транспорта;

формирование конкурентного рынка услуг пассажирских и грузовых терминалов;

формирование конкурентного рынка транспортно-экспедиторских услуг;

возможность осуществления хозяйствующими субъектами отдельных работ и услуг по просьбам владельцев инфраструктуры, перевозчиков, владельцев грузовых и пассажирских терминалов.

В области повышения качества транспортного обслуживания предусматривается:

увеличение скорости доставки грузовых отправок до 350 км в сутки, или на 23 процента, в том числе контейнеров - до 1000 км в сутки, или в 3,5 раза, контейнеров в транзитном сообщении - до 1200 км в сутки, или в 2 раза, маршрутных отправок - до 420 км в сутки, или на 29 процентов;

увеличение доли отправок, доставленных в нормативный (договорный) срок, до 97 процентов.

По мере строительства новых железных дорог общего и необщего пользования необходимо сформировать систему регулирования тарифов на их услуги, усовершенствовать систему взаимодействия между собственниками смежных инфраструктур общего и необщего пользования.

В области воздушного транспорта основными направлениями совершенствования рыночных отношений являются:

сокращение монопольных сфер деятельности с постепенным замещением прямого регулирования рыночными методами регулирования и контроля;

привлечение организаций операторов, пользователей и их объединений к формированию требований в части оказания услуг и условий их доступа;

исключение ограничения органами государственного управления доступа операторов на рынок при обеспечении ими установленных требований.

Совершенствование регулирования деятельности естественных монополий будет осуществляться по следующим основным направлениям:

завершение выделения в составе рынка авиатранспортных перевозочных и аэропортовых услуг, имеющих различные характеристики и стратегии развития конкуренции;

совершенствование методик и порядка установления норм и условий установления границ естественной монополии аэропортовой деятельности в рамках опорной сети аэропортов (аэродромов), исходя из обеспечения устойчивого функционирования воздушного транспорта Российской Федерации;

совершенствование методик реального контроля и оценки фактического уровня конкуренции на рынке аэропортовых услуг;

совершенствование методов тарифного регулирования естественных монополий;

ограничение конкуренции аэропортовой деятельности с расширением дифференциации по субъектам регулирования аэропортовых сборов;

введение процедур регулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа к оказанию аэропортовых услуг с привлечением организаций операторов, пользователей и их объединений;

регулирование взаимодействия аэропортов и системы организации воздушного движения;

развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах аэропортовой деятельности (топливозаправка, техобслуживание воздушных судов, обработка багажа, грузов и почты);

регулирование деятельности топливозаправочных компаний всех аэропортов для предотвращения дискриминации в обслуживании авиакомпаний и других владельцев топлива, а также для обеспечения прозрачности формирования цен на авиатопливо и их снижения путем организации закупок через аукционы, в которых участвуют не менее 3 поставщиков.

В области автомобильного транспорта в целях повышения качества транспортного обслуживания предусматривается ускорение товародвижения при перевозках и хранении готовой продукции, для чего необходимы:

разработка, утверждение и введение в действие новых правил перевозки грузов автомобильным транспортом;

разработка и внедрение комплексных проектов по организации перевозок грузов на междугородных маршрутах по наиболее грузонапряженным направлениям (с временем движения грузовых автотранспортных средств на этих маршрутах не менее 20 часов в сутки);

развитие рациональных систем перевозок грузов в крупных транспортных узлах для сокращения порожних пробегов, уменьшения времени простоя автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах, повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобилей (к 2030 году эти перевозки должны составить до 40 процентов внутриузловых перевозок автомобильным транспортом).

Для развития конкурентного рынка транспортных услуг необходимо обеспечить приоритетное развитие автомобильного транспорта общего пользования, располагающего современной производственно-технической базой и оптимальной структурой парка автотранспортных средств, с учетом увеличения его доли в выполняемых перевозках.

Доля коммерческих перевозок грузов в общем объеме перевозок грузов автомобильным транспортом к 2030 году должна увеличиться в 2 раза, или до 60 процентов.

В области тарифного регулирования в целях повышения доступности автотранспортных услуг для потребителей грузового автомобильного транспорта необходимо обеспечить:

недопущение кратковременной реализации автотранспортных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга);

совершенствование механизмов финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения.

В области морского транспорта для развития конкурентного рынка транспортных услуг необходимо:

увеличить пропускную способность российских морских портов и провозную способность морского транспортного флота, что позволит удовлетворить прогнозируемый количественный и качественный спрос на услуги по перевалке российских экспортно-импортных грузов и международных транзитных грузов в российских морских портах, повысить потенциал внешней торговли, существенно увеличить объемы экспорта транспортных услуг;

осуществить переход при тарифном регулировании естественных монополий от полного возмещения всех обоснованных затрат с учетом обеспечения рентабельности к определению предельного уровня цены на длительный период;

постепенно отказаться от регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы в связи с развитием конкуренции на рынках.

В области внутреннего водного транспорта в целях повышения качества транспортного обслуживания, повышения сохранности грузов, увеличения скорости доставки и снижения затрат предусматривается внедрение и развитие транспортно-технологических систем, приспособленных для интермодальных перевозок (судов-контейнеровозов, ролкерных судов, универсальных барже-буксирных составов).

Для развития конкурентного рынка транспортных услуг необходимо становление экономически состоятельных и инвестиционно привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образованию крупных компаний, способных конкурировать на рынке услуг внутреннего водного транспорта.

В области тарифного регулирования предусматривается дальнейшая дифференциация тарифов для приближения базового тарифа к объективным затратам. В этой части главными задачами являются:

снижение тарифов на перевозки массовых грузов путем использования маршрутных технологий;

совершенствование тарифов, определяющих экономику прогрессивных технологий перевозок - интермодальных и мультимодальных перевозок;

решение вопросов, касающихся региональной (территориальной) дифференциации.

В области мультимодальных перевозок необходимо улучшить взаимодействие всех видов транспорта при их осуществлении, для чего должны быть созданы органы по координации работы всех видов транспорта и обеспечению их рационального взаимодействия в крупных транспортных узлах, а также приняты нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление смешанных (комбинированных) перевозок грузов.

Во всех субъектах Российской Федерации необходимо осуществить мероприятия по созданию сети транспортно-логистических центров для оказания транспортно-экспедиторских услуг, а также создать развитую сеть продаж грузовых перевозок и расширить сферу услуг по комплексному транспортно-логистическому обслуживанию.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р