Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р
1. Совершенствование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии
Основными задачами в сфере совершенствования нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии, являются:
повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, включая совершенствование нормативно-правовой базы и введение методов государственного регулирования, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли, а также совершенствование экономических и финансовых механизмов, включая государственно-частное партнерство, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
формирование нормативно-правовой базы конкурентного рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития рынка транспортных услуг, разработку нормативно-правового механизма, обеспечивающего выполнение контрактных обязательств по объему и качеству транспортных услуг, разработку и совершенствование методов и механизмов государственного регулирования и мотивации развития структур транспортной деятельности в целях обеспечения качества транспортных услуг, в том числе мотивирование создания и развития национальных и интернациональных транспортных компаний, способных обеспечить инновационное развитие и повышение качества и конкурентоспособности транспортных услуг, создание нормативной базы, регулирующей коммерческий допуск к транспортной деятельности в области грузовых перевозок, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе;
государственное регулирование уровня удельных транспортных издержек в цене продукции, включая разработку и ввод в действие методов государственного регулирования, стимулирующих снижение совокупных удельных транспортных издержек, а также разработку и внедрение механизмов государственного мониторинга совокупных удельных транспортных издержек в цене конечной продукции;
внутрироссийская и международная гармонизация нормативно-правового обеспечения транспортной системы;
формирование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования, направленных на обеспечение:
гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг для населения, включая разработку и внедрение минимальных социальных транспортных стандартов в отношении возможности перемещения населения по территории страны (модель коммуникаций всех видов пассажирского транспорта, соответствующий подвижной состав, покупательская способность, ценовая доступность, стандарт по периодичности транспортного обслуживания для каждого населенного пункта), а также разработку нормативной базы, регулирующей коммерческий допуск к транспортной деятельности в области пассажирских перевозок;
интеграции России в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны, включая разработку методов нормативно-правового регулирования, обеспечивающих содействие увеличению доли участия российских транспортных организаций в экспортно-импортных перевозках российских грузов, а также в перевозках грузов между третьими странами, интеграцию в мировую систему нормативного обеспечения транспортной деятельности, стандартов и технических регламентов, а также совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на расширение участия России в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта;
безопасности и устойчивости транспортной системы, включая совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение безопасности в транспортной отрасли и развитие транспортной системы с учетом требований по обеспечению военной безопасности Российской Федерации, а также совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вредное воздействие транспорта на окружающую среду и здоровье человека, в том числе в части определения условий допуска компаний к транспортной деятельности.
Государство является одним из основных участников рынка транспортных услуг, выступая в качестве акционера или собственника действующих в отрасли организаций. Системная роль государства в вопросах управления и распоряжения принадлежащей ему собственностью в транспортном комплексе состоит в повышении эффективности всех аспектов управления государственной собственностью в сфере транспорта, а также в создании условий, обеспечивающих деятельность и правоотношения участников гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и задач Транспортной стратегии и государственной политики в области имущественных отношений.
Основными направлениями совершенствования управления государственной собственностью на транспорте являются:
совершенствование норм законодательства Российской Федерации, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество транспортной отрасли, а также вопросы пользования земельными участками организациями транспортного комплекса (в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования процедур резервирования и изъятия земельных участков для федеральных нужд);
совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы долевой собственности на имущество транспортной отрасли;
совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности на транспорте;
совершенствование форм и способов передачи государственного имущества в пользование юридическим и физическим лицам;
совершенствование норм законодательства Российской Федерации в целях недопущения несостоятельности системообразующих организаций транспортной отрасли;
проведение приватизации имущества транспортной отрасли с учетом целей и задач Транспортной стратегии;
внедрение современных информационных технологий для решения задач учета федерального имущества и показателей эффективности его использования;
совершенствование системы профессиональной подготовки и квалификации руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
совершенствование порядка взаимодействия органов власти в области управления государственным имуществом.
Государственное регулирование развития и функционирования транспортной системы России должно обеспечивать достижение целей Транспортной стратегии.
Государственному регулированию подлежат:
развитие и техническое совершенствование федеральной и региональной транспортной инфраструктуры;
институциональные преобразования на транспорте;
вопросы технологической, транспортной и экологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
формирование и функционирование рынка транспортных услуг;
обеспечение мобилизационной готовности транспорта;
международная деятельность транспортных предприятий и структур;
социальная сфера и трудовые отношения на транспорте.
Государственное регулирование транспортных услуг должно быть направлено на формирование и поддержание конкурентных преимуществ транспортных организаций России на внутреннем и международном рынках, на обеспечение потребителей высококачественными конкурентоспособными транспортными услугами, а также на введение законодательных норм прямого действия и механизмов, гарантирующих выполнение предприятиями транспорта качественных показателей.
В сфере железнодорожного транспорта для реализации Транспортной стратегии предусматривается:
разработка долгосрочных целевых программ с определением сроков и источников финансирования мероприятий по развитию железнодорожного транспорта;
реализация механизма государственного участия в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года;
совершенствование системы государственного регулирования железнодорожной отрасли и цен (тарифов) на регулируемые виды продукции и услуг, дерегулирование конкурентных секторов с учетом степени развития конкуренции с целью защиты интересов потребителей транспортных услуг, повышения эффективности отрасли и создания условий для опережающего инвестиционного развития железнодорожного транспорта;
реализация Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы, включая создание условий для развития конкуренции в сфере железнодорожных транспортных услуг и роста частных инвестиций в железнодорожную отрасль;
обеспечение правового, информационного и технического взаимодействия железнодорожных систем Российской Федерации и других государств с учетом перспектив присоединения России к Всемирной торговой организации, необходимости интеграции железнодорожного транспорта Российской Федерации в систему международных перевозок и максимально эффективного использования в этих целях его транзитного потенциала;
определение органа (органов) государственной власти, к компетенции которого (которых) относятся функции по руководству мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте, возложению обязанностей по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом и использованию подвижного состава на конкретных владельцев инфраструктур, перевозчиков и операторов в случаях возникновения угрозы в отношении социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;
снятие ограничений гражданско-правового оборота имущества железнодорожного транспорта, не задействованного в обеспечении обороноспособности и мобилизационной подготовке и предполагаемого к вовлечению в оборот в конкурентных сегментах рынка;
разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение требуемого уровня безопасности объектов железнодорожного транспорта России;
разработка механизма осуществления социально значимых, воинских и специальных перевозок в мирное время и особые периоды, выполнения мобилизационных планов, содержания мобилизационного резерва, проведения мероприятий по мобилизационной подготовке на железнодорожном транспорте и повышению ответственности участников рынка железнодорожных транспортных услуг за невыполнение требований мобилизационных и оборонных задач;
разработка корпоративных стратегий развития организаций железнодорожного транспорта в соответствии с Транспортной стратегией.
В рамках реализации Транспортной стратегии должно быть предусмотрено возможное изменение макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации.
Для формирования четких приоритетов строительства железнодорожных линий и исключения неэффективных решений в рамках подготовки конкретных инвестиционных программ и проектов необходимо обеспечить проведение финансово-экономического и социального анализа.
Конкретный механизм привлечения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации должен реализовываться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам мониторинга темпов социально-экономического развития страны, отдельных регионов, отраслей промышленности и промышленных зон предусматривается внесение изменений в перечень новых железных дорог Российской Федерации с обеспечением их финансирования в соответствии с указанными принципами.
В области дорожного хозяйства предусматривается поэтапное внедрение принципа платности пользования автомобильными дорогами, включающее:
введение платы за проезд по автомобильным дорогам федерального значения грузовых автомобилей общей массой свыше 12 тонн в целях возмещения вреда, наносимого автодорогам тяжеловесными автомобилями, с учетом гармонизации требований к характеристикам тяжеловесных автомобилей с аналогичными требованиями в государствах Европейского союза;
совершенствование механизмов компенсации вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами при перевозках тяжеловесных и опасных грузов;
установление тарифов и сборов, а также платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
Собранные средства предполагается направить на поддержание и развитие автодорожной инфраструктуры.
Широкомасштабное привлечение внебюджетных инвестиций в дорожное хозяйство предусматривается за счет:
развития механизма концессий при строительстве платных автомобильных дорог;
выпуска облигационных займов на цели строительства и реконструкции автомобильных дорог, а также использования механизма государственно-частного партнерства;
разработки механизмов привлечения для строительства автомобильных дорог ресурсов организаций, заинтересованных в развитии прилегающих к автомобильным дорогам территорий;
доходов от коммерческого использования специализированными государственными структурами придорожных полос и полосы отвода автомобильных дорог.
Основными принципами формирования государственной политики в области регулирования развития автомобильного транспорта являются:
развитие системы надзора в отношении автомобильного транспорта;
переход от стихийного функционирования рынка автотранспортных услуг к регулированию в соответствии с социальными и экономическими интересами, что должно сводиться к обеспечению сбалансированного допуска к профессиональной (включая коммерческую) деятельности на контрактной заявительной основе, созданию равных условий конкуренции на рынке транспортных услуг, контролю за соблюдением установленных требований и правил, в том числе в рамках передачи части полномочий саморегулируемым организациям, принятию мер по уменьшению негативных последствий функционирования рынка транспортных услуг, в том числе посредством развития системы страхования, а также к обеспечению антитеррористической безопасности.
Основными механизмами реализации Транспортной стратегии в области автомобильного транспорта являются:
механизм допуска на рынок автотранспортных услуг (включая квотирование к использованию автотранспортных средств на территории Российской Федерации);
механизм допуска к профессии и другим видам автотранспортной деятельности;
механизм, стимулирующий модернизацию и обновление парка автотранспортных средств, а также совершенствование его структуры;
механизм создания условий для развития эффективных современных транспортно-логистических технологий и перевозочных систем, поощрения повышения капитализации автотранспортного бизнеса, развития терминальных комплексов и информационного обеспечения перевозок грузов;
механизм, стимулирующий ускорение выведения из эксплуатации и утилизацию старых автомобилей со сверхнормативным сроком службы;
механизм платности пользования дорожной инфраструктурой, позволяющей компенсировать ущерб, связанный с осуществлением автомобильных перевозок.
Для осуществления модернизации и обновления парка автотранспортных средств всех отраслей экономики России необходимы:
разработка государственной политики, направленной на создание рациональной структуры парка грузовых автомобилей;
совершенствование амортизационной политики, направленной на обеспечение формирования собственных источников финансирования обновления транспортных средств;
разработка механизма формирования величины чистой прибыли, необходимой для обеспечения заданного коэффициента обновления транспортных средств;
разработка предложений по использованию альтернативных видов источников энергии для автотранспортных средств;
расширение практики приобретения транспортных средств за счет кредита и лизинга.
Кроме того, необходимо формирование механизмов реализации российскими производителями автомобилей требований Соглашения о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах (г. Женева, 1998 год) и Соглашения о принятии единообразных условий на период технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров (г. Вена, 1997 год).
В 2010-2015 годах основными направлениями государственного регулирования в сфере воздушного транспорта будут:
завершение институциональных преобразований, формирования нормативно-правовой базы функционирования воздушного транспорта, гармонизированной с международными правилами;
создание опорной транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, а также проведение гибкой таможенной политики в части оправданного снятия заградительных пошлин на авиационную технику зарубежного производства и запасные части к ней;
обеспечение государством доступности транспортных услуг для населения на основе организации поддержки социально значимых авиационных перевозок в местном и магистральном сообщении из бюджетов всех уровней;
запуск механизма саморазвития отрасли на основе обеспечения предпосылок для достижения инвестиционной привлекательности остро необходимых капиталоемких структурных преобразований, касающихся парка воздушных судов и аэродромной сети.
Мероприятия, предусмотренные для реализации в эти годы, планируется осуществлять в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".
Государство активно участвует в структурных преобразованиях гражданской авиации путем субсидирования из федерального бюджета социально значимых магистральных пассажирских перевозок и части социально значимых пассажирских перевозок в местном сообщении, предотвращения случаев недобросовестной конкуренции и усиления контроля за деятельностью естественных монополий в сфере воздушного транспорта, а также путем реализации:
подпрограммы "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", включая стимулирование реконструкции и строительства важных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в первую очередь объектов, обеспечивающих безопасность функционирования воздушного транспорта, а также модернизацию и обновление парка транспортных средств;
Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации;
федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)";
федеральной целевой программы "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010 годы)";
федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".
В 2016-2030 годах меры государственного регулирования будут направлены на обеспечение устойчивого развития гражданской авиации, в том числе на:
завершение кардинального обновления парка российских авиакомпаний;
осуществление реконструкции объектов и дооснащения опорной аэродромной сети;
внедрение новых технологий перевозочного процесса;
создание благоприятных условий для привлечения негосударственного капитала с целью строительства и эксплуатации авиатранспортных объектов;
либерализацию рынка и сокращение сфер тарифно-ценового регулирования;
сокращение количества объектов наземной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, за счет вовлечения их в гражданский оборот;
обеспечение финансирования содержания и эксплуатации находящихся в государственной собственности объектов, обеспечивающих безопасное функционирование воздушного транспорта;
максимальное снижение негативного воздействия воздушного транспорта на экологию.
Федеральные органы исполнительной власти в сфере транспорта будут принимать участие:
в определении приоритетных для отрасли типоразмеров воздушных судов, а также в реализации федеральной поддержки программ их разработки и производства на конкурсной основе;
в совершенствовании на базе единых организационно-методических принципов системы контроля соответствия производимой и эксплуатируемой авиатехники и оборудования установленным требованиям и в повышении эффективности такого контроля.
Уже в ближайшее время должна быть реализована Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, которая в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации по внедрению системного подхода к управлению безопасностью полетов определяет первоочередные цели и мероприятия с целью повышения безопасности полетов.
При государственном стимулировании технического переоснащения парка транспортных средств на основе современной российской техники перевозчики не должны испытывать каких-либо ограничений в приобретении зарубежных транспортных средств тех типоразмеров, которые не выпускаются в России.
Государственное регулирование деятельности морского и внутреннего водного транспорта направлено на защиту интересов государства и общества при условии сохранения хозяйственной самостоятельности предприятий отрасли. В процессе регулирования органы государственного управления решают следующие задачи:
ускорение экономического развития предприятий морского и внутреннего водного транспорта и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг;
повышение технического и организационного уровня морского и внутреннего водного транспорта на основе последних достижений научно-технического прогресса;
улучшение условий труда плавсостава морских и речных судов и работников береговых предприятий отрасли;
повышение уровня безопасности морской и речной транспортной деятельности, включая безопасность мореплавания и судоходства и охрану окружающей среды;
обеспечение правовой защиты российского морского и речного транспорта в сфере международного судоходства.
Ускорение экономического развития предприятий отрасли и повышение их конкурентоспособности достигается с помощью как прямых инвестиций, так и различных косвенных мер.
Примером прямых инвестиций может служить участие государства в разработке и реализации федеральных целевых программ.
Косвенные меры включают большой комплекс мероприятий, направленных на создание портовых особых экономических зон, организацию эффективной работы Российского международного реестра судов, проведение взвешенной налоговой, таможенной, кредитной политики, а также закрепление части грузовой базы морского транспорта за российскими перевозчиками.
Нормативно-правовая база как основа государственного регулирования транспортной деятельности должна обеспечивать эффективное взаимодействие предприятий транспорта, государственную защиту прав потребителей транспортных услуг, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды.
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность видов транспорта, разрабатываются с учетом их гармонизации с международными правовыми документами.
Правовые аспекты регулирования деятельности транспорта являются актуальными на уровне регионального и муниципального управления. Субъекты Российской Федерации должны регулировать развитие путей сообщения, находящихся в их ведении.
Нормативно-правовая база должна отвечать новым условиям хозяйствования, обеспечивать согласование интересов транспортных предприятий с общественными интересами, юридическое закрепление прав и обязанностей транспортных предприятий, а также статуса предприятий транспорта общего пользования (общественных перевозчиков).
Эта работа должна осуществляться путем внесения изменений в нормативные правовые акты, а также путем разработки новых актов, предусматривающих единообразные подходы к регулированию сходных отношений при функционировании различных видов транспорта.
Специфика транспортной отрасли должна получать надлежащее отражение и в документах, имеющих общеэкономический характер.
Повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли требует развития нормативно-правовой базы, регулирующей использование на государственном, межгосударственном и региональном уровнях различных форм государственно-частного партнерства, в рамках которого определяются вопросы, касающиеся распределения рисков, уровня обязательств государственного и частного секторов, продолжительности реализации проектов и права собственности на активы.
Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей развитие транспортной системы с учетом требований по обеспечению военной безопасности Российской Федерации, включая вопросы использования, мониторинга и развития транспортной системы Российской Федерации, в том числе объектов двойного назначения, мобилизационной подготовки и военно-транспортной обязанности предприятий транспорта, подготовки и использования в интересах обороны страны объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в иных, кроме федеральной, формах собственности, создания новой системы управления воинскими и специальными перевозками на железнодорожном транспорте, внесения изменений в порядок разработки и согласования стандартов, технических условий и проектно-сметной документации по объектам двойного назначения, резервирования земель под мероприятия, обеспечивающие работу транспорта в чрезвычайных и других ситуациях.
В целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств необходимо регламентировать процесс их оснащения или дооснащения современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (охраны), в том числе в рамках технического регулирования и требований по обеспечению транспортной безопасности.
Приоритетные направления совершенствования нормативно-правового регулирования на железнодорожном транспорте должны быть направлены на реализацию целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг.
Ключевым направлением совершенствования государственного тарифного регулирования в сфере железнодорожных перевозок является создание дифференцированной системы государственного тарифного регулирования, адаптированной к различным условиям функционирования рынков железнодорожных транспортных услуг.
Кроме того, государственная тарифная политика в сфере железнодорожных перевозок должна базироваться на принципе соблюдения баланса интересов субъектов естественных монополий и пользователей их услугами и обеспечивать, с одной стороны, снижение негативного влияния роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на темпы экономического роста (с учетом целевых параметров инфляции), а с другой стороны, установление тарифов (цен), обеспечивающих эффективную работу (оказание услуг) субъектов естественных монополий.
В целом совершенствование государственной тарифной политики должно осуществляться на межведомственном уровне, системно и с учетом проводимой макроэкономической политики, что связано с необходимостью выработки мер государственной поддержки отдельных отраслей экономики и инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта.
Одним из приоритетных направлений совершенствования нормативно-правового регулирования в дорожном хозяйстве является принятие или переутверждение Правительством Российской Федерации следующих нормативных правовых актов, необходимых для государственного регулирования дорожной деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
порядок формирования реестра автомобильных дорог и предоставления сведений из реестра;
перечень автомобильных дорог оборонного значения;
ряд нормативных правовых актов в отношении дорог оборонного значения;
нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса;
нормативные правовые акты о плате за подключение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, о порядке установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, о порядке установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения;
минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса;
порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля;
порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
порядок установления временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда;
правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
методика расчета и максимальный размер платы за проезд транспортного средства;
порядок классификации автомобильных дорог и их отнесения к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог;
состав разделов проектной документации автомобильных дорог и требования к их содержанию;
порядок оценки технического состояния автомобильных дорог.
Кроме того, приоритетными направлениями совершенствования нормативно-правового регулирования в дорожном хозяйстве являются:
подготовка новых документов технического регулирования - технических регламентов, национальных стандартов, стандартов организаций и актов рекомендательного характера (отраслевых дорожных методических документов). Создаваемая единая система технического нормирования безопасности и качества материалов, изделий, конструкций и услуг в дорожном хозяйстве должна соответствовать практике работы стран с развитой рыночной экономикой в указанной области. Предусматривается гармонизация российских стандартов в области дорожного хозяйства с передовыми международными стандартами;
разработка и оперативное введение в действие новых документов методического характера, закрепляющих на федеральном уровне массовое применение российских технологий проведения дорожных работ, эффективных дорожно-строительных материалов и современной дорожной техники;
совершенствование нормативно-технической базы дорожного хозяйства в сфере проектно-изыскательских работ, включающей разработку новых норм и правил проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений для широкого применения прогрессивных конструкций дорожных одежд и сооружений, новых материалов и технологий.
Приоритетные направления совершенствования нормативно-правового регулирования на автомобильном транспорте включают в себя:
внесение изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части, касающейся правил допуска перевозчиков к профессии и рынку автотранспортных услуг;
внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся установления и при необходимости ужесточения административной ответственности за нарушения в сфере осуществления автомобильных перевозок;
разработку и принятие технических регламентов;
утверждение на соответствующем уровне документов, регламентирующих перевозки грузов автомобильным транспортом, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
разработку нормативно-правовой базы в области утилизации транспортных средств.
Приоритетные направления совершенствования нормативно-правового регулирования на воздушном транспорте включают в себя:
внесение изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", учитывающих международные требования в области гражданской авиации;
внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования воздушного пространства деловой и малой авиацией, а также совершенствования аэропортовой деятельности;
разработку административного регламента исполнения государственных функций федеральным органом исполнительной власти по проведению обязательной сертификации объектов гражданской авиации и по процедурам выдачи свидетельств авиационному персоналу;
гармонизацию федеральных авиационных правил с международными стандартами в части производства и эксплуатации воздушных судов и тренажеров, выполнения полетов и их обеспечения, а также поддержания летной годности воздушных судов;
разработку новых правил или внесение изменений в федеральные авиационные правила, определяющие регулирование деятельности воздушного транспорта в отношении безопасности полетов;
разработку федеральных авиационных правил по сертификации типов наземных радиотехнических (радиолокационных, радионавигационных, радиосвязных) средств и комплексов, а также отдельных подсистем (компонентов) автоматизированных и неавтоматизированных систем управления воздушным движением, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов;
совершенствование нормативно-правовой базы в области безопасности полетов, ужесточения ответственности за подделку и фальсификацию паспортов и формуляров авиационных изделий, свидетельств авиационного персонала, деятельность которого связана с обеспечением безопасности полетов;
разработку нормативного акта, устанавливающего ответственность и порядок взаимодействия уполномоченных органов и заинтересованных лиц в области обеспечения и поддержания летной годности гражданской авиационной техники;
подготовку предложений по совершенствованию норм летной годности самолетов и вертолетов;
подготовку предложений по продлению до 2020 года действия Целевой комплексной программы по поддержанию летной годности воздушных судов гражданской авиации до 2010 года;
разработку межведомственного нормативного документа, определяющего порядок взаимодействия эксплуатанта и разработчика авиационной техники в части организации авторизованных центров технического обслуживания и ремонта;
определение и закрепление в нормативных правовых актах механизма реализации норм Воздушного кодекса Российской Федерации в части установления классификации воздушного пространства и уведомительного порядка его использования;
гармонизацию гражданского, налогового и валютного законодательства Российской Федерации в части, касающейся организации воздушного движения;
законодательное установление критериев для авиалиний, которые можно отнести к социально значимым и перевозки по которым выполняются с использованием средств государственной поддержки, а также закрепление базовых механизмов системы государственной поддержки социально значимых воздушных перевозок;
совершенствование законодательных норм, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество, а также вопросы пользования земельными участками организациями авиатранспортного комплекса (в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования процедур резервирования и изъятия земельных участков для федеральных нужд);
развитие форм государственного регулирования и контроля, адекватных назначению и условиям функционирования авиации общего назначения (некоммерческой).
Совершенствование нормативно-правовой базы, устанавливающей правовые и организационные основы функционирования аэропортов Российской Федерации, включает в себя:
порядок установления экономически приемлемого уровня арендной платы за земельные участки, являющиеся государственной и (или) муниципальной собственностью и занятые аэродромами (аэропортами);
классификацию аэродромов и аэропортов;
порядок деятельности на аэродромах и в аэропортах юридических и физических лиц, предусматривающий возможность передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества аэропортов (аэродромов) и наделение субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями по его поддержанию и развитию;
систему стандартов, которым должен соответствовать аэродром, его деятельность и объекты, а также порядок поэтапного введения соответствующих стандартов с учетом международного опыта;
систему ведения деятельности по обеспечению топливозаправочными услугами в аэропорту, ориентированную на формирование основных доходов топливозаправочных комплексов в аэропортах путем оказания сервисных услуг авиакомпаниям, а не посредством перепродажи топлива;
разработку механизмов создания альтернативных топливозаправочных комплексов в крупных аэропортах;
порядок формирования, утверждения, издания и опубликования расписания движения воздушных судов, а также механизм согласования слотов.
Предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы в части:
развития и гармонизации российской системы нормативных экологических требований с международной системой;
совершенствования методов оценки уровня вредного воздействия воздушного транспорта на население и окружающую среду вблизи аэропортов и при полете по маршруту;
установления взвешенных экологических требований, регламентирующих деятельность воздушного транспорта на территории Российской Федерации, разработки концепции и программы их постепенного ужесточения;
разработки и совершенствования механизмов государственного регулирования повышения экологической безопасности воздушного транспорта, в том числе предусматривающих возможность введения ограничений на полеты воздушных судов, не удовлетворяющих экологическим требованиям, и взимания с эксплуатантов платы за сверхнормативное воздействие воздушных судов на окружающую среду, установления критериев и нормативов введения эксплуатационных ограничений на полеты воздушных судов, не удовлетворяющих экологическим требованиям, а также определения тарифов дополнительных аэропортовых сборов за обслуживание таких воздушных судов, правил их взимания и дальнейшего расходования.
В целях улучшения законодательного обеспечения ускоренного развития морского и внутреннего водного транспорта и преодоления негативных тенденций целесообразно принять нормативные правовые акты, обеспечивающие:
закрепление части грузовой базы морского транспорта за национальными перевозчиками;
снижение налоговой нагрузки на инфраструктуру и транспортный флот морского и внутреннего водного транспорта;
доработку и принятие федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках грузов";
внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части возможного страхования риска на территории Российской Федерации;
повышение безопасности мореплавания и судоходства;
защиту окружающей среды от загрязнения с судов, в том числе через процедуры государственного портового контроля и административные меры, включая ужесточение требований по безопасности и защите окружающей среды от захода в порты Российской Федерации старых и небезопасных в экологическом отношении иностранных морских судов.
Совершенствование нормативно-правового регулирования на морском транспорте включает в себя:
разработку и принятие нормативных правовых актов в области транспортного использования Северного морского пути;
дальнейшую гармонизацию положений российского законодательства с положениями международных морских договоров и конвенций, в которых участвует Российская Федерация.
Стратегическим направлением развития международных перевозок на внутреннем водном транспорте станет интеграция внутренних водных путей Российской Федерации в систему международных транспортных коммуникаций. Важнейшей задачей в этой области является создание нормативно-правовой основы для организации перевозок по международным транспортным коридорам в условиях открытия внутренних водных путей страны для судов под иностранными флагами.
Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы промышленного железнодорожного транспорта являются:
создание равных условий землепользования и налогообложения для организаций железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
совершенствование системы государственного регулирования тарифов на работы и услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта;
формирование нормативной базы, определяющей требования в области технической и экологической безопасности и охраны труда на промышленном транспорте;
определение правового статуса субъектов промышленного транспорта и порядка использования ими транспортных средств и оборудования;
обеспечение равного доступа всех заинтересованных лиц к услугам промышленного транспорта;
применение экономических мер, стимулирующих инвестиции в подвижной состав, модернизацию и развитие инфраструктуры промышленного транспорта;
учет особенностей функционирования промышленного транспорта при разработке тарифов организаций железнодорожного транспорта общего пользования и технических регламентов;
создание условий, предотвращающих дискриминацию и нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в отношении контрагентов, технологически связанных с железнодорожными путями промышленного транспорта;
стимулирование создания систем добровольной сертификации на промышленном транспорте;
совершенствование правовых и экономических основ взаимодействия организаций промышленного транспорта с обслуживаемыми производствами;
координация программ и проектов технической модернизации железнодорожного транспорта общего пользования и промышленного транспорта;
координация усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей бизнеса и общественных организаций в решении задач развития промышленного железнодорожного транспорта;
восстановление системы статистического наблюдения за работой промышленного транспорта.
Основными направлениями совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование транспортной системы Российской Федерации в части развития объектов двойного назначения, являются:
внесение изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, и в федеральные целевые программы по вопросам обеспечения безопасности, обороны и другим возложенным на государство специальным функциям;
внесение изменений в федеральные законы "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", связанных с сокращением доли государственного сектора в сфере транспорта;
разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, позволяющих на практике реализовать положения федеральных законов, регламентирующих порядок оперативного оборудования территории в целях обороны, кроме объектов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, порядок решения мобилизационных задач и задач военно-транспортной обязанности, а также порядок планирования, проектирования, конструирования, строительства, эксплуатации и использования объектов двойного назначения;
разработка стандартов и регламентов эксплуатации и (или) использования объектов двойного назначения на всех этапах жизненного цикла объектов, в целях принятия решений о передаче объектов двойного назначения, которые находятся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации или Министерства обороны Российской Федерации, в концессию, долгосрочную аренду и (или) в ведение других органов власти, и (или) на приватизацию;
разработка предложений для Министерства экономического развития Российской Федерации по включению мероприятий, связанных с техническим прикрытием транспортной сети Российской Федерации, в состав мобилизационного плана экономики Российской Федерации.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р