Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р
6. Риски реализации Транспортной стратегии
Реализация Транспортной стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести макроэкономические, геополитические, операционные, социальные, техногенные и экологические риски.
Макроэкономические риски связаны с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы и возникновения бюджетного дефицита.
Источниками возникновения таких рисков являются:
нехватка финансовых средств вследствие опережающего роста цен в отраслях экономики, поставляющих продукцию для железнодорожного транспорта;
снижение объемов грузовых перевозок вследствие недостаточного развития транспортной инфраструктуры;
снижение объемов грузовых перевозок вследствие изменения их структуры и роста доли высокотехнологичных грузов;
снижение объемов транзитных грузовых перевозок вследствие развития альтернативных заграничных маршрутов в обход территории Российской Федерации;
недостаток мощностей и низкий технический уровень развития отечественного машиностроения;
несбалансированное развитие инфраструктуры смежных видов транспорта (дефицит портовых мощностей, складских терминалов и др.);
несоответствие выделенных инвестиций в строительство и техническую базу транспорта требованиям Транспортной стратегии к уровню развития инфраструктуры и качеству транспортных услуг.
Неблагоприятный сценарий развития российской экономики приведет к фактической консервации технической отсталости транспортной инфраструктуры на достаточно продолжительный период времени. Практически это означает срыв реализации Транспортной стратегии и застой транспортной отрасли.
Геополитические риски актуальны для всех видов транспорта. В области мореплавания они ведут к ограничению судоходства и сдерживанию дальнейшего развития российских портовых мощностей. Нестабильность международной обстановки может оказать негативное влияние на реализацию проектов по созданию сети узловых распределительных центров воздушных перевозок (хабов).
Успешная интеграция Российской Федерации в международную транспортную систему во многом зависит от стабильной политической ситуации в соседних регионах. Ухудшение международной обстановки может привести к снижению привлекательности и конкурентоспособности транспортной системы России.
Операционные риски связаны с недостатками в системах и процедурах управления, поддержки и контроля реализации Транспортной стратегии, в том числе с недостатками их нормативно-правового обеспечения.
К операционным рискам относятся риски, связанные с небрежными или некомпетентными действиями персонала, в результате которых может быть причинен материальный ущерб, трансакционные риски, риски операционного контроля, риски систем обеспечения, технологические риски, страховые риски и другие.
К неблагоприятным факторам, увеличивающим эти риски, относятся отсутствие целого ряда основополагающих нормативных правовых и стратегических документов, необходимых для реализации Транспортной стратегии, таких, как перспективная схема размещения производительных сил, основные положения демографической и миграционной политики Российской Федерации, стратегии развития внешней торговли Российской Федерации и другие документы, а также отсутствие транспортного баланса как основного инструмента выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом на транспортные услуги и их предложением и многие другие факторы.
Возникновение социальных рисков определяется:
ухудшением демографической ситуации и снижением спроса на пассажирские и грузовые перевозки;
дефицитом квалифицированной рабочей силы, оттоком высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики вследствие более низкой заработной платы на транспорте;
дефицитом трудовых ресурсов для реализации инфраструктурных транспортных проектов в удаленных регионах, в первую очередь в регионах Сибири и Дальнего Востока.
Техногенные и экологические риски обусловлены высокой степенью физического износа технических средств, человеческого фактора, природными явлениями, а также вандалистскими и террористическими действиями. Устранение их последствий требует серьезных дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств с других объектов транспортной системы.
К числу основных таких рисков относятся:
сбои в организации движения вследствие аварий на промышленных объектах, связанных с обеспечением работы транспорта;
сбои в организации движения транспортных средств вследствие техногенных аварий на смежных видах транспорта, в акваториях морских портов, на основных автотрассах и в непосредственной близости от железных дорог;
временная приостановка работы транспорта вследствие возникновения пожаров и стихийных бедствий;
снижение экологической безопасности транспорта вследствие возникновения техногенных аварий на объектах транспорта.
В числе побочных последствий таких происшествий можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия к транспортной отрасли со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.
Прямыми последствиями указанных рисков является неполное достижение целей Транспортной стратегии.
Предложенные в Транспортной стратегии механизмы и планы реализации сформированы таким образом, чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия указанных рисков при ее реализации.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р