Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р
7. Развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения
Развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения влияет на достижение всех целей Транспортной стратегии и должно осуществляться по 2 направлениям:
достижение общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных целевых ориентиров, предусмотренных Транспортной стратегией;
достижение целевых ориентиров по видам транспортной деятельности.
Развитие технического обеспечения и технологий транспортной отрасли в целях достижения общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных целевых ориентиров, предусмотренных Транспортной стратегией, будет осуществляться за счет создания единой сбалансированной технически совместимой и технологически интегрированной инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев для обеспечения необходимого объема и качества транспортных услуг в области как грузовых, так и пассажирских перевозок.
Основными задачами в указанной области являются:
развитие парка пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировыми аналогами;
развитие систем, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров;
мотивация развития парка грузового подвижного состава, обеспечивающего заданные критерии объема и качества транспортных услуг;
расширение использования технологий контейнерных перевозок;
создание интегрированной системы логистических парков на территории страны как основы формирования современной товаропроводящей сети;
создание взаимоувязанной интегрированной системы технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг;
разработка и внедрение высокоэффективных технологий, обеспечивающих качество транспортных услуг и повышение производительности транспортной системы;
мотивирование использования инновационных логистических технологий, развитие технологий перевозок грузов (в том числе с использованием логистических парков);
освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры.
Развитие информационного обеспечения российской транспортной системы в целях достижения общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных целевых ориентиров будет осуществляться за счет создания единой информационной среды транспортного комплекса и аналитических информационных систем для поддержки управления развитием и регулирования процессов функционирования транспортного комплекса.
Единая информационная среда транспортного комплекса является частью инфраструктуры транспортной отрасли и состоит из:
управленческого уровня (информационная среда верхнего уровня управления транспортным комплексом - Министерство транспорта Российской Федерации, находящиеся в его ведении службы и агентства);
технологического уровня (информационная среда технологической интеграции различных видов транспорта и участников транспортного процесса, развития интеллектуальных транспортных систем);
пользовательского уровня (информационная среда транспортных услуг и информационного обслуживания клиентов).
Единая информационная среда управленческого уровня должна обеспечить эффективные каналы обратной связи и наполнить информационные базы, поддерживающие принятие управляющих решений и обеспечение государственного регулирования в сфере транспорта.
Единая информационная среда технологического уровня должна обеспечить эффективное информационное взаимодействие участников транспортно-логистического процесса, доступ к необходимой нормативно-справочной информации и услугам. Единая информационная среда развития интеллектуальных транспортных систем решает задачи унификации и стандартизации применения и интеграции в составе интеллектуальных транспортных систем различных составляющих элементов идентификации, навигации и позиционирования, телематического мониторинга и видеонаблюдения.
Единая информационная среда пользовательского уровня должна предоставить клиентам доступ к информации по услугам в сфере транспорта и обеспечить наиболее эффективный сбыт этих услуг.
С методологических позиций единая информационная среда является частью новой информационной модели управления транспортным комплексом Российской Федерации.
Развитие аналитических информационных систем для поддержки управления развитием и регулирования процессов функционирования транспортного комплекса будет осуществляться за счет:
оптимизации процессов взаимодействия всех участников транспортного процесса;
прогнозирования и моделирования развития транспортного комплекса на основе использования грузовой базы и разработки транспортных балансов;
управления программами и проектами развития транспортного комплекса, бюджетного планирования и управления ресурсами органов управления транспортным комплексом;
управления трудовыми ресурсами и формирования кадровой политики в транспортном комплексе;
осуществления законотворческой и нормотворческой деятельности в транспортном комплексе;
осуществления контроля за деятельностью подведомственных агентств, служб и организаций транспортного комплекса;
осуществления контроля безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы и управления транспортным комплексом в чрезвычайных ситуациях.
Важным направлением развития инфотелекоммуникационных технологий в сфере транспорта является оснащение транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в том числе воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации, морских судов и судов внутреннего речного и смешанного (река - море) плавания, автомобильных и железнодорожных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, и других.
В целях повышения эффективности внешнеторговых перевозок необходимо обеспечить развитие системы предварительного представления грузовладельцами и перевозчиками в таможенные органы информации в электронном виде.
Решение задач развития транспортной техники, технологий и информационного обеспечения предусматривается в части всех видов транспорта.
В сфере железнодорожного транспорта необходимо обновить парк подвижного состава транспорта общего пользования.
Для этого до 2015 года потребуется закупить 485,5 тыс. грузовых и 10,4 тыс. пассажирских вагонов, 11675 локомотивов, 8,7 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава, в 2016-2030 годах - 510,5 тыс. грузовых и 12,7 тыс. пассажирских вагонов, 11722 локомотива и 15,7 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава.
Для формирования железнодорожной транспортной системы, соответствующей мировому уровню, наряду с развитием технических средств отрасли необходимо обеспечить развитие и совершенствование технологических процессов, в том числе повышение степени контейнеризации, внедрение на российских железных дорогах контрейлерных перевозок, организацию вождения грузовых поездов повышенного веса и длины.
Для дальнейшего развития контейнеризации перевозок грузов по железнодорожной сети необходимо обеспечить:
увеличение скорости перевозки контейнеров до 1 тыс. км в сутки;
развитие географии маршрутных контейнерных перевозок;
увеличение количества специализированных терминалов и логистических центров;
переход на качественно новый уровень развития инфраструктуры (от контейнерных площадок к современным высокотехнологичным контейнерным терминалам);
повышение степени контейнеризации грузоперевозок;
увеличение номенклатуры грузов, перевозимых в контейнерах;
развитие международных транспортных коридоров, проходящих через Россию;
упрощение и ускорение таможенных процедур международного транзита;
увеличение парка современного специализированного подвижного состава.
Для развития контрейлерных перевозок в России необходимо обеспечить:
выработку норм экологического права;
совершенствование таможенного законодательства;
разработку и сертификацию подвижного состава;
разработку оптимальных тарифов при соблюдении условий выгодности перевозок для автомобильного и железнодорожного транспорта;
разработку технологии взаимодействия всех участников перевозки.
Повышение весовых норм является одним из приоритетных направлений, позволяющих обеспечить возрастающие объемы перевозок грузов, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях. Основными полигонами обращения поездов повышенного веса будут являться следующие участки общей протяженностью 13784 км: Кузбасс - Санкт-Петербург-сортировочный, Кузбасс - Мурманск, Череповец - Костомукша, Череповец - Ковдор, Череповец - Оленегорск, Кузбасс - Свердловск - Агрыз - Москва - Смоленск, Кузбасс - Челябинск - Сызрань - порты Азово-Черноморского бассейна, Аксарайская - Волгоград, Стойленская - Чугун, Заозерная - Красноярск.
Принципиально важным является использование перспективных грузовых вагонов для перевозки прежде всего угля и руды с осевой нагрузкой до 30 тонна-сил на ось. В этом случае на путях длиной 1050 метров может быть сформирован состав весом до 8-9 тыс. тонн.
Для создания эффективной логистической системы, интегрированной в российскую и международную транспортную систему, необходимо осуществить следующие мероприятия:
формирование и развитие эффективной сбалансированной терминально-складской сети на всей территории России путем создания грузоперерабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих широкий спектр складских, таможенных и сопровождающих услуг;
внедрение современных логистических технологий управления перевозочным процессом;
повышение качества транспортно-логистических услуг путем интеграции отдельных составляющих процесса перевозки в единую логистическую цепочку и предоставления клиентам комплексных услуг по перевозке грузов "от двери до двери" по принципу "одного окна";
привлечение инвестиций в развитие терминально-складского комплекса;
оптимизация использования терминально-складских мощностей;
развитие транспортно-логистической и таможенно-брокерской деятельности (формирование условий для осуществления эффективного взаимодействия всех видов транспорта через логистические центры, организация комплексного обслуживания на железнодорожном транспорте, развитие таможенно-брокерского обслуживания);
информационное обеспечение логистической системы.
Одним из приоритетных направлений работы, связанной с совершенствованием системы информационного обеспечения и управления, является внедрение спутниковых технологий. В соответствии с намеченными перспективами к 2015 году планируется осуществить массовое оснащение российского железнодорожного транспорта спутниковыми навигационными системами, интегрированными в единую систему координатного управления.
В сфере автодорожного хозяйства для ускорения преодоления проблемы недостаточной технической и технологической оснащенности организаций дорожной отрасли необходимо обеспечить реализацию целенаправленной политики размещения госзаказов на осуществление дорожных работ, стимулирующей формирование мощных, хорошо оснащенных дорожно-строительных компаний, имея в виду осуществить:
внедрение долгосрочных контрактов на содержание дорог (от 3 до 10 лет) и ремонт участков дорог (в течение 3-5 лет с укрупнением объемов работ);
повышение квалификационных требований к претендентам при проведении торгов на выполнение дорожных работ, выбор победителей торгов по критериям наибольшей экономической эффективности на основе зарубежного и прогрессивного отечественного опыта, отход от критерия минимальной цены;
государственную поддержку в виде льготных лизинговых программ, касающихся дорожной техники и оборудования. При этом государственным лизинговым компаниям, через которые должен осуществляться этот вид государственной поддержки, должен быть установлен жесткий предельный уровень рентабельности лизинговых операций, чтобы снизить общие расходы предприятий на дорожную технику и уменьшить себестоимость дорожных работ.
В части дорожно-строительной техники главной проблемой, сдерживающей развитие дорожного хозяйства, является изношенный парк асфальтосмесительных установок, большинство из которых морально и физически устарели.
Одной из задач Транспортной стратегии является разработка мер экономического стимулирования производства современных высокопроизводительных экологически чистых асфальтосмесительных установок, преимущественно в быстромонтируемом и мобильном исполнении.
Мероприятия по совершенствованию управленческих технологий в дорожном хозяйстве включают:
развитие инновационных систем долгосрочного и среднесрочного планирования дорожной деятельности на основе широкого внедрения методов математического компьютерного моделирования для поиска оптимальных управленческих решений;
развитие системы мониторинга в целях оценки эффективности деятельности органов управления разных уровней по выполнению целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети на базе единой отраслевой информационной системы планирования и мониторинга деятельности органов управления в сфере дорожного хозяйства;
расширение и модернизацию автоматизированных систем оперативного управления федеральных автомобильных дорог, их интеграцию с корпоративной информационной системой управления Федерального дорожного агентства, объединение и унификацию ряда независимых систем сбора дорожных данных (по диагностике дорог и сооружений, по инвентаризации имущества автомобильных дорог, по дорожно-транспортным происшествиям, по паспортизации дорог, по учету интенсивности дорожного движения);
внедрение интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, системы связи и информатизации на федеральных автомобильных дорогах, в том числе системы метеорологического обеспечения для информирования участников движения и эксплуатирующих организаций о состоянии проезжей части дорог, а также систем телематического мониторинга и видеонаблюдения;
внедрение механизмов обратной связи между органами управления автомобильными дорогами и пользователями дорожной сети путем формирования системы регулярных социологических опросов, применения иных методов выявления общественного мнения.
В сфере автомобильного транспорта необходимо осуществить обновление и модернизацию парка пассажирских автотранспортных средств в целях улучшения их эксплуатационных показателей, уровня безопасности, условий перевозок пассажиров и обеспечения доступности для маломобильных граждан. К 2010 году техническая доступность парка автомобильного транспорта общего пользования для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями будет обеспечена на 8 процентов, к 2015 году - на 25 процентов, а к 2030 году - на 90 процентов.
Численность парка легковых автомобилей увеличится с 29,4 млн. единиц в 2007 году до 36,5 млн. единиц в 2010 году, 43 млн. единиц в 2015 году, 47 млн. единиц в 2020 году и 52 млн. единиц в 2030 году. Численность парка автобусов возрастет с 825 тыс. единиц в 2007 году до 950 тыс. единиц в 2030 году.
Планируется поэтапное введение ограничений по возрасту коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта с использованием различных механизмов правового и административного регулирования. Это позволит снизить средний возраст парка маршрутных автобусов с 9 лет в 2007 году до 8 лет в 2015 году и 5-6 лет в 2030 году.
Намечается обновление и модернизация парка грузовых автомобилей и оптимизация его структуры на основе уточненных механизмов с учетом увеличения доли специализированных автомобилей и доли автомобилей повышенной грузоподъемности не менее чем в 1,5 раза.
Численность парка грузовых автомобилей увеличится с 4,9 млн. единиц в 2007 году до 6,5 млн. единиц в 2030 году.
Намечается развитие терминальных систем перевозок грузов на междугородных и международных маршрутах, развитие интермодальных контейнерных и контрейлерных перевозок, создание сети региональных и межрегиональных транспортно-логистических центров в субъектах Российской Федерации.
Совершенствование перевозочных технологий на основе оснащения автотранспортных средств навигационными устройствами при использовании спутниковых систем (ГЛОНАСС/GPS), в первую очередь на междугородных и международных маршрутах, способствует повышению эффективности функционирования автотранспортной отрасли за счет улучшения эксплуатационных показателей работы автомобилей.
Предусматривается оснащение навигационными (бортовыми) системами не менее 15 процентов парка грузовых автомобилей, занятого на междугородных и международных перевозках грузов, увеличение доли грузовых автомобилей, оснащенных навигационными системами, к 2015 году до 35 процентов и к 2030 году до 100 процентов.
Будет осуществлено внедрение электронных систем заказа и бронирования проездных документов на пассажирском автомобильном транспорте межмуниципального, междугородного и международного сообщений, а также бесконтактных систем оплаты проезда в транспортных средствах городского и пригородного сообщений.
Планируется внедрение систем контроля за режимом движения, устанавливаемых на рабочем месте водителя, цифровых тахографов или их электронных спутниковых аналогов, ограничителей скорости движения транспортных средств, систем контроля бодрствования водителя и других.
Намечается реализация проектов совершенствования маршрутных сетей городских агломераций и внедрения современных диспетчерских систем (Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Московская, Ростовская, Самарская и Тверская области, Республика Татарстан, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и другие).
В сфере воздушного транспорта необходимо осуществить технологический скачок для ликвидации отставания российского воздушного транспорта от мирового уровня в части технических, экономических и экологических характеристик парка воздушных судов, наземной техники и транспортных технологий, что позволит снизить средний расход топлива на единицу транспортной продукции к 2030 году до 0,27 кг/ткм и себестоимость перевозок к 2020-2030 годам на 15-25 процентов.
В первую очередь это требует создания условий для приобретения российскими перевозчиками современной авиатехники, соответствующей требованиям, предъявляемым к ней при работе на международном рынке, и обеспечивающей конкурентоспособность услуг отечественных авиакомпаний.
Для обновления и пополнения парка необходимо закупить 1500 современных магистральных и региональных самолетов до 2020 года. Необходимый объем поставок самолетов до 2030 года может составить 2000-3000 пассажирских самолетов, в том числе для обеспечения рынка транзитных пассажирских перевозок через территорию России по направлениям Европа - Азия и Северная Америка - Азия. Перспективный парк российских авиакомпаний будет включать отечественные и зарубежные типы воздушных судов в экономически оправданном соотношении.
Переоснащение парка пассажирских самолетов с использованием всего типоразмерного ряда современной авиатехники будет направлено на рационализацию структуры парка в соответствии с условиями перевозок и помимо повышения экономичности, безопасности и технического совершенства парка обеспечит выполнение необходимых требований к экологичности перевозок и обновление коммерческого парка к 2020 году до уровня ведущих стран.
Предусматривается обновление парка грузовых самолетов в соответствии с условиями применения, в том числе включение в парк российских авиакомпаний эффективных при перевозках генеральных грузов грузовых модификаций пассажирских самолетов с большой боковой грузовой дверью и с системой напольной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Должна осуществляться государственная поддержка дальнейшей модернизации рамповых грузовых самолетов для обеспечения их соответствия требованиям Международной организации гражданской авиации и условиям конкурентоспособности.
Предусматривается развитие современных технологий перевозки и обработки грузов (использование технологий интермодальной доставки "от двери до двери", обеспечение контроля перевозки грузов на всем маршруте, применение различных форм экспресс-доставки), создание мультимодальных логистических центров на базе крупнейших аэропортов с использованием потенциала пакетизации и контейнеризации в системе грузодвижения.
Повышение конкурентоспособности российских авиакомпаний на рынке авиационных работ связано с совершенствованием технологий и оборудования для авиационных работ и расширением типоразмерного ряда эксплуатируемых воздушных судов в соответствии со структурой спроса, включая увеличение доли легких вертолетов в парке воздушных судов и обеспечение соответствия потребительских качеств вертолетов условиям районов массового применения.
Намечается формирование парка воздушных судов деловой авиации, включающего все классы реактивных самолетов и скоростные турбовинтовые самолеты.
Для внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на воздушном транспорте необходимо осуществить следующие мероприятия:
обеспечение правовых и технических условий для использования электронных документов при осуществлении государственного управления и в деятельности субъектов гражданской авиации;
сближение информационных стандартов воздушного и других видов транспорта, обеспечение взаимодействия их информационных систем в целях формирования единого информационного пространства;
обеспечение открытости в деятельности органов государственного регулирования гражданской авиации и доступности открытых государственных информационных ресурсов;
формирование общего электронного информационного пространства в гражданской авиации России путем создания единой государственной информационно-аналитической системы гражданской авиации;
создание нового механизма электронного предоставления и сбора первичной информации о состоянии транспортной системы России;
внедрение информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов в рамках послепродажного обеспечения эксплуатации;
комплексное решение задач информационной безопасности в области управления авиатранспортным процессом, навигации, связи и наблюдения на основе применения современных высокоточных средств спутниковой навигации и связи (в частности системы ГЛОНАСС). Приоритетным направлением является создание систем слежения в режиме автоматического зависимого наблюдения за воздушными судами, в том числе за перевозками опасных грузов, а также систем обнаружения аварийных и чрезвычайных ситуаций.
В сфере морского транспорта до 2015 года планируется пополнить транспортный флот 144 судами суммарным дедвейтом 6,2 млн. тонн, в 2016-2030 годах прогнозируется поставка 397 судов суммарным дедвейтом 19,5 млн. тонн. К 2030 году суммарный тоннаж транспортного флота, контролируемого Россией, составит 38,9 млн. тонн, из которых 70 процентов будет зарегистрировано под российским флагом.
Для повышения конкурентоспособности и провозной способности морского транспортного флота предусматривается его пополнение новыми современными конкурентоспособными судами различного назначения - газовозами, танкерами, танкерами-продуктовозами, балкерами, лесовозами, контейнеровозами, судами типа "ро-ро", универсальными судами.
Для обеспечения роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах предусматривается строительство железнодорожных и автопассажирских паромов для обеспечения сообщения с Калининградской областью и островом Сахалин, строительство грузо-пассажирских и грузовых судов для доставки грузов и пассажиров в удаленные районы Дальнего Востока, строительство автопассажирских паромов и пассажирских судов для осуществления перевозок грузов и пассажиров в порт Сочи, строительство скоростных пассажирских судов.
Предусматривается развитие современных информационных технологий на морском транспорте.
В сфере внутреннего водного транспорта для развития транспортного флота необходимо осуществить следующие мероприятия:
проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота;
пополнение флота за счет закупки судов преимущественно российского производства;
ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;
создание транспортных судов новых типов, в том числе для осуществления специализированных и интермодальных перевозок (суда для перевозки сжиженного газа и химических грузов, толкаемые составы смешанного (река - море) плавания, суда типа "ро-ро", контейнеровозы и др.);
строительство комфортабельных туристическо-экскурсионных судов, скоростных судов;
создание скоростных пассажирских судов, способных работать на участках с ограниченными габаритами пути, в районах с отсутствием или недостаточным развитием альтернативных видов транспорта, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. Для осуществления этих перевозок планируется осуществить проектирование и строительство новых типов судов;
внедрение автоматизированных транспортно-складских систем в портах.
До 2015 года предусматривается строительство 87 сухогрузных и наливных судов, 5 малотоннажных судов для восточных бассейнов, 5 пассажирских судов нового проекта "Золотое кольцо" пассажировместимостью 212 человек и 467 судов вспомогательного флота.
В 2016-2030 годах предусматривается закупка 3900 единиц судов для обновления грузового флота, 285 единиц пассажирских судов и 1076 судов вспомогательного флота.
Намечается внедрение автоматизированных транспортно-складских систем в портах.
В сфере промышленного транспорта намечается:
пополнение парков подвижного состава вагонами нового поколения для эксплуатации на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте и вагонами специального назначения для международных перевозок легковых автомобилей, вагонами-автомобилевозами со съемной крышей, вагонами со съемной крышей для перевозки металлопродукции, вагонами с раздвижной крышей, платформами для перевозки автопоездов или контейнеров, платформами для перевозки полуприцепов и контейнеров;
совершенствование тягового состава промышленного железнодорожного транспорта, связанное с созданием нового поколения тепловозов с техническим уровнем, превышающим по экономичности, долговечности и надежности уровень современных машин.
Потребность в обновлении парка подвижного состава промышленного транспорта составит до 2015 года 66700 магистральных и 36730 промышленных вагонов, 1648 новых и 6180 модернизированных локомотивов, а в 2016-2030 годах 75540 магистральных и 40520 промышленных вагонов, 3270 новых и 8175 модернизированных локомотивов.
Для развития информационного обеспечения на промышленном транспорте необходимо осуществить следующие мероприятия:
внедрение информационной системы для решения задач государственного регулирования, сбора и обработки статистической информации о деятельности промышленного транспорта;
создание системы мониторинга состояния и безопасного функционирования промышленного транспорта;
создание единого информационного пространства органов управления транспортным комплексом, субъектов и пользователей рынка транспортных услуг при взаимодействии с региональными органами управления, транспортными и логистическими подразделениями промышленных предприятий;
внедрение систем оперативного планирования и управления работой внутриобъектного транспорта и на участках технологических перевозок.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р