Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р
4. Обеспечение трудовыми ресурсами развития и функционирования транспортной системы
Задачи развития транспортной системы России до 2030 года могут быть решены только при условии обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов. Для реализации стратегических целей развития транспортной системы России до 2030 года необходимо обеспечить подготовку специалистов и трудовых ресурсов для транспортного комплекса по следующим направлениям:
развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области проектирования и реализации проектов развития транспортных систем;
развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области эксплуатации транспортной инфраструктуры и транспортных средств, создаваемых в процессе реализации стратегии;
развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области предоставления транспортно-логистических услуг и других сервисов транспортного обслуживания;
развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области управления транспортным комплексом;
развитие технических, технологических и других видов знаний трудовых ресурсов до уровня, обеспечивающего реализацию целей Транспортной стратегии.
Государственное регулирование в сфере кадрового обеспечения видов транспорта направлено на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров и включает:
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в образовательных учреждениях транспортного комплекса;
совершенствование программы подготовки кадров в соответствии с изменяющимися требованиями рынка и повышение качества подготовки специалистов;
совершенствование программ подготовки и повышения квалификации персонала, а также широкое применение специализированных тренажеров для подготовки специалистов различных видов транспорта;
совершенствование системы государственного контроля качества подготовки персонала для различных видов транспорта;
разработку нормативных правовых актов, регламентирующих трудовые и финансовые взаимоотношения обучаемого специалиста с будущим работодателем, оплатившим его обучение, и государственными органами исполнительной власти в сфере транспорта в случае, если обучение оплачено за счет средств федерального бюджета;
создание системы наставничества, преемственности и накопления уникального опыта в сфере транспорта;
формирование в организациях управленческих кадров, мотивированных на достижение корпоративных стратегических целей;
содействие в укреплении и развитии социального партнерства.
Основными мероприятиями в области развития человеческих ресурсов являются:
обеспечение транспорта на всех уровнях профессионально подготовленными работниками массовых профессий, специалистами и руководителями, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры на железнодорожном транспорте;
подготовка специалистов-управленцев широкого профиля и развитие у персонала всех видов транспорта высокого уровня компетенции для работы в условиях единой транспортной системы, активного взаимодействия видов транспорта, логистических комплексов и единых технологических цепочек и высоких стандартов качества;
содействие созданию корпоративных систем управления персоналом, ориентированных на мотивированный и эффективный труд работников, повышение его качества, производительности труда и активное участие в технической модернизации и инновационном развитии транспорта;
создание эффективных моделей образовательных учреждений, внедряющих в процесс образования науку и производство;
совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений, включая приобретение учебных воздушных, морских и речных судов, тренажеров, строительство и реконструкцию зданий и сооружений.
Для выполнения указанных мероприятий необходимо:
перейти на долгосрочное перспективное планирование подготовки специалистов, в том числе по новым направлениям подготовки (специальностям) в области логистики, транспортных услуг, межтранспортного взаимодействия и других областях;
обеспечить проработку и реализацию механизмов долгосрочного сотрудничества между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, федеральными агентствами, транспортными компаниями и образовательными учреждениями в сфере подготовки и повышения квалификации персонала, в частности расширить сферы применения государственного заказа, целевых договоров в формате государственно-частного партнерства, в том числе с использованием новых финансово-кредитных схем, и науки, в частности обеспечить техническую и технологическую модернизацию, последующее инновационное развитие транспорта за счет проведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, в первую очередь на базе университетских комплексов, путем укрепления их социальной, материально-технической и научно-лабораторной базы, создания научно-производственных, инновационных и внедренческих центров, технопарков, передачи им новейших образцов техники, технологии и программного обеспечения;
стимулировать концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов в составе крупных университетских комплексов федерального и регионального значения, имеющих широкую сеть территориальных филиалов, позволяющих предоставить полный образовательный цикл, начиная с подготовки квалифицированных рабочих и работников со средним профессиональным образованием, и все виды непрерывного обучения;
обеспечить подготовку специалистов по мобилизационной подготовке на каждом виде транспорте;
расширить практику предоставления рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики студентам образовательных учреждений и закрепить ее правовые основы для большей адаптации выпускников к реальным условиям труда и требованиям производства;
развивать систему научной стажировки и послевузовского обучения работников, практической стажировки научных сотрудников образовательных учреждений, а также стимулировать воспроизводство научно-педагогических кадров и повышение их квалификации;
укрепить связи между работодателями и образовательными учреждениями (корпоративные программы и другие формы согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу заказчиком образовательных услуг учебного процесса, качеству подготовки, заключительному контролю знаний при расширении системы гарантированного трудоустройства успешных выпускников по специальности и заранее определенной должности, а также адаптация выпускников-бакалавров к требованиям работодателей в ходе дополнительного профессионального образования в транспортных вузах, совмещение обучения в высших и средних специальных учебных заведениях с практической работой на рабочих должностях);
развивать систему профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров и иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы начального и среднего профессионального образования в составе университетских комплексов;
расширить сотрудничество с образовательными учреждениями Министерства образования и науки Российской Федерации и иностранными образовательными учреждениями при подготовке специалистов в сфере транспорта;
внедрить интегрирующие образовательные технологии (единые информационные сети повышения квалификации в сфере вопросов, относящихся к государственному регулированию) с участием крупнейших компаний и образовательных учреждений и с учетом их финансовых интересов (вопросы комплексной транспортной, экологической и производственной безопасности);
проводить эффективную согласованную молодежную политику, направленную на стимулирование трудоустройства выпускников учебных заведений по специальности и установление с ними длительных стабильных трудовых отношений, а также на мотивацию приобретения качественных знаний и практических навыков, которые позволят сократить период адаптации молодых специалистов к производственным условиям;
проводить согласованную долгосрочную политику, направленную на повышение престижности транспортных профессий;
определить и развивать соответствующие механизмы мониторинга, анализа и принятия решений, инструменты контроля и целевые ориентиры, позволяющие придать планомерный и более эффективный (с точки зрения затрат) характер деятельности по управлению человеческими ресурсами на транспорте.
Основными мероприятиями в области социальной политики на транспорте являются:
укрепление экономического положения транспортных предприятий, повышение их конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности как необходимое условие повышения потенциала по увеличению оплаты труда и наполнению социального пакета, предоставляемого персоналу транспортных предприятий;
обеспечение зафиксированных в трудовом законодательстве социальных гарантий, расширение и совершенствование корпоративных социальных пакетов на основе временно действующих трехсторонних соглашений (двусторонних - для федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и казенных предприятий), отражающих текущий баланс интересов работодателей, работников отрасли и государства;
соблюдение дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности (квалификации работника);
поощрение социальной ответственности бизнеса, а также использование в интересах развития кадрового потенциала договоров о социальном партнерстве.
Отраслевой социальный стандарт должен сыграть существенную роль в повышении престижности и уровня оплаты труда на транспорте, в том числе минимального. В качестве основных составных частей социальных стандартов можно рассматривать:
условия и оплату труда (размер оплаты труда, условия занятости и продолжительность рабочего времени);
социальный пакет (пенсионное обеспечение, размер оплачиваемого отпуска, медицинское обслуживание, продолжительность отдыха, возможность укрепления здоровья (занятие спортом, организация отдыха) и решения жилищного вопроса и обучения);
защищенность работника в рамках трудовых отношений (условия и охрана труда, условия высвобождения работников и страхование).
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р