в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 03.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРОТОКОЛ Центризбиркома РФ от 27.09.2006 N 187-4-4 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ" (Выписка)
действует Редакция от 27.09.2006 Подробная информация
ПРОТОКОЛ Центризбиркома РФ от 27.09.2006 N 187-4-4 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ" (Выписка)

5. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов

1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет") -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

2. Непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов и референдумов установлены статьями 45, 50 - 52 Федерального закона. Нарушение этих требований влечет ответственность по статье 5.5 Кодекса.

Нарушения могут выражаться, в частности, в следующем:

нарушение требований к содержанию информационных материалов (пункты 2 и 5 статьи 45 Федерального закона);

публикация (обнародование) результатов опросов общественного мнения с нарушением пунктов 2 и 3 статьи 46 Федерального закона;

отказ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в предоставлении им бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона, аналогичные нормы других законов о выборах);

нарушение правил выделения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 3 статьи 51 Федерального закона);

нарушение правил распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации (пункт 4 статьи 51 Федерального закона);

нарушение правил резервирования и предоставления платного эфирного времени и платной печатной площади для проведения агитации (пункт 6 статьи 51 Федерального закона, часть 5 статьи 59 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 7 статьи 53 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации");

публикация в периодических печатных изданиях агитационных материалов без указания источника оплаты материала (пункт 6 статьи 52 Федерального закона);

выпуск в эфир или публикация агитационных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда;

публикация агитационных материалов в официальном периодическом печатном издании;

перекрытие передачи агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов (пункт 9 статьи 51 Федерального закона);

публикация агитационных материалов с сопровождением их редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением (пункт 5 статьи 52 Федерального закона);

оказание редакцией периодического печатного издания, публикующего агитационные печатные материалы, предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодического издания (пункт 7 статьи 52 Федерального закона).

Часть 1 статьи 5.5 Кодекса содержит два состава административного правонарушения, различающихся по субъектам:

1) нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;

2) нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) таких материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет").

В первом случае субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.5 Кодекса, являются главные редакторы как должностные лица средств массовой информации, а также юридические лица - редакции средств массовой информации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, либо иные организации, осуществляющие выпуск или распространение средства массовой информации. Во втором случае субъектами административного правонарушения является неограниченный круг лиц, нарушивших своими действиями установленный порядок опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети "Интернет".

Так, уполномоченным членом Избирательной комиссии Ленинградской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении главного редактора газеты, который подписал в печать указанную газету, в которой содержались материалы, нарушающие установленные законодательством Российской Федерации правила проведения предвыборной агитации. В опубликованных газетой статьях распространялась информация об одном из кандидатов на должность губернатора Ленинградской области в сочетании с негативными комментариями. Указанная информация была опубликована с нарушением норм Федерального закона, предусматривающих опубликование данных о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Кроме того, публикация была осуществлена в период, когда предвыборная агитация в средствах массовой информации запрещена. Протокол об административном правонарушении был направлен в суд.

Пунктом 18 статьи 20 Федерального закона предусмотрена обязанность государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и (или) редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий предоставить комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном указанным Федеральным законом, иными законами, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. Нарушение указанного положения Федерального закона влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 5.5 Кодекса.

Дела об административных правонарушениях по данной статье вправе возбуждать должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации; должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания; уполномоченные члены избирательных комиссий.

Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях

Нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на избирательные объединения, на иных юридических лиц - от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.8 Кодекса находится в прямой связи со статьей 5.5 Кодекса, устанавливая ответственность за нарушение порядка и условий проведения агитации другими субъектами - кандидатами, избирательными объединениями порядка и условий проведения предвыборной агитации, установленных статьей 48 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах.

Субъектами данного правонарушения является широкий круг участников избирательного процесса: кандидаты, избирательные объединения, доверенные лица кандидата, уполномоченные избирательных объединений, лица, привлеченные ими для участия в предвыборной агитации, лица, замещающие государственную должность или выборную муниципальную должность.

Применение данной статьи Кодекса должно основываться на содержании понятий "кандидат", "избирательное объединение", закрепленных в статье 2 Федерального закона (пункты 35 и 25 соответственно).

К иным лицам, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения, могут относиться лица, привлеченные кандидатами, избирательными объединениями для ведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях. Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов - также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. При этом необходимо учитывать, что в совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка кандидатов) могут участвовать только лично, представители зарегистрированного кандидата для участия в таких совместных агитационных мероприятиях не допускаются, за исключением случаев, установленных законом (пункт 4 статьи 51 Федерального закона). Исключение из данного правила установлено, например, Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", согласно которому если зарегистрированный кандидат по вынуждающим к тому обстоятельствам (болезнь, выполнение должностных обязанностей) не может участвовать в совместном агитационном мероприятии, проводимом на канале общероссийской государственной организации телерадиовещания, вместо него в совместном агитационном мероприятии может участвовать его доверенное лицо, в совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, вместо зарегистрированного кандидата может участвовать его доверенное лицо (пункты 8 и 9 статьи 52 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"). Возможность неличного участия кандидата в совместных агитационных мероприятиях, проводимых в рамках бесплатного эфирного времени, может быть предусмотрена и законом субъекта Российской Федерации.

Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях. Порядок и условия такой предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума устанавливаются законом (статьи 51 и 52 Федерального закона). При проведении выборов в органы государственной власти данный порядок и условия определяются Федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации". При проведении избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации следует также руководствоваться соответствующими нормами законодательства о выборах субъекта Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии, выраженном в нарушении порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях. Примером такого нарушения может быть использование в агитационных материалах кандидата, размещаемых в средствах массовой информации, положительных высказываний лиц о кандидате, избирательном объединении, без получения согласия на использование такого высказывания либо проведение предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, другие политические партии (пункт 2 статьи 50 Федерального закона).

Таким образом, для привлечения виновного лица к ответственности по данной статье в обязательном порядке должны быть соблюдены два условия объективной стороны:

в высказываниях указанных в диспозиции статьи лиц должны присутствовать признаки предвыборной агитации, определение которой дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона;

материал должен быть размещен в средствах массовой информации (на каналах телерадиовещания либо в периодических печатных изданиях). Если агитационный материал размещен не в периодическом печатном издании, а в ином агитационном материале (агитационном листке, листовке, каким-либо другим способом), это не образует состава административного правонарушения по статье 5.8 Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий.

Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Пунктом 4 статьи 56 Федерального закона, частью 4 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" закреплены ограничения на осуществление рекламы коммерческой (предпринимательской) и иной деятельности ряда лиц - кандидатов, избирательных объединений, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, доверенных лиц кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами или членами которых являются указанные лица или организации.

Основными требованиями к распространению коммерческой рекламы являются предварительная оплата в период избирательной кампании такой рекламы за счет средств избирательного фонда, а также запрет распространять ее в день голосования и день, ему предшествующий.

Объективная сторона данного правонарушения может быть выражена в следующих действиях:

- оплата такой рекламы не из средств избирательного фонда;

- распространение такой рекламы в нарушение разрешенного периода ее распространения.

Субъектом данного правонарушения могут являться как кандидат, избирательное объединение, так и организация телерадиовещания, редакция периодического печатного издания в случае распространения данной рекламы в нарушение установленных сроков.

Протоколы об административном правонарушении по данной статье могут составлять уполномоченные члены избирательных комиссий.

Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Выдвинутым считается кандидат после поступления в избирательную комиссию письменного уведомления о выдвижении совместно с документами, указанными в пункте 3 статьи 33 Федерального закона.

Данной нормой установлено два альтернативных состава правонарушения:

1) предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах;

2) предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Таким образом, проведение предвыборной агитации вне агитационного периода может выражаться в следующем:

проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день (пункт 3 статьи 49 Федерального закона);

проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации ранее чем за 30 дней до дня голосования.

Субъектами нарушения периода проведения предвыборной агитации являются кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, средства массовой информации и их должностные лица.

Запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, к примеру, в воинских частях, военных организациях и учреждениях (пункт 7 статьи 53 Федерального закона).

Субъектами данного правонарушения могут быть кандидаты, избирательные объединения, а также граждане и организации, привлекаемые к проведению предвыборной агитации либо ведущие ее самостоятельно.

Протоколы вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий, сотрудники органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, и органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.

Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Анализируемой нормой предусмотрено два альтернативных состава правонарушения:

1) проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено законодательством о выборах и референдумах.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 48 Федерального закона, частями 7, 8 статьи 55 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктами 4 и 5 статьи 49 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещено:

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

воинским частям, военным учреждениям и организациям;

благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Кроме того, заниматься агитационной деятельностью на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях не вправе лица, замещающие государственные должности или выборные муниципальные должности, за исключением случаев, когда они являются кандидатами;

2) привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом (пункт 6 статьи 48 Федерального закона, часть 9 статьи 55 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 6 статьи 49 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").

Привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, выражается в предоставлении возможности для непосредственного участия указанных лиц в осуществлении предвыборной агитации: распространение призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения в устных выступлениях, в печати и в теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятий, иным не запрещенным законом способом. Привлечением к агитации также является участие в действиях, организационно и технически обеспечивающих агитационные мероприятия, то есть являющихся вспомогательными по отношению к собственно агитации. В частности, речь может идти об участии в распространении листовок, агитационной символики и агитационных материалов, в обеспечении подготовки и проведения митингов, демонстраций.

Новые редакции пункта 6 статьи 48 и подпунктом "д" пункта 9 статьи 48 Федерального закона предусматривают исключение из запрета на привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, а именно: кандидат может использовать свои изображения, а избирательное объединение - изображения выдвинутого им кандидата со своими детьми (в том числе не достигшими возраста 18 лет). Как следует из нормы закона, такое привлечение к предвыборной агитации не будет являться правонарушением только в том случае, если дети, не достигшие 18 лет, изображены в агитационных материалах совместно с кандидатом.

Субъектами правонарушения являются граждане, достигшие 18 лет, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, должностные и юридические лица. Например, Постановлением судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 9 октября 2003 года гражданка Д. была привлечена к административной ответственности по статье 5.11 Кодекса за вовлечение несовершеннолетних лиц в распространение агитационного материала в поддержку кандидата на должность губернатора Ленинградской области. По результатам судебного рассмотрения Д. была подвергнута штрафу.

Протоколы вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.

Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах

1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Условия и порядок изготовления и распространения агитационных печатных и аудиовизуальных материалов предусмотрен статьей 54 Федерального закона, статьей 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьей 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами региональных законов о выборах и референдумах.

Размещение агитационных печатных материалов с нарушением закона с объективной стороны может быть выражено в двух действиях.

Первое. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено Федеральным законом.

Пункт 10 статьи 54 Федерального закона, аналогичные нормы иных законов о выборах содержат запрет на вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от них.

Второе. Размещение агитационных печатных материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.

Пунктом 8 статьи 54 Федерального закона установлено требование к размещению агитационных печатных материалов, согласно которому эти материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Исключение составляют места, указанные в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, а именно специальные места для размещения агитационных печатных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума, выделенные органами местного самоуправления по предложению соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Состав административного правонарушения образует любое нарушение установленного порядка.

Изготовление или распространение агитационного материала будет признано административным правонарушением, если допущено хотя бы одно из следующих нарушений:

1) агитационный материал не содержит следующих реквизитов:

информации о тираже и о дате выпуска; об оплате изготовления тиража из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

информации о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации, изготовившей эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, либо информации о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы;

о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих агитационных материалов;

2) изготовлены печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, в которых вышеуказанные данные указаны неверно;

3) изготовлены или распространены агитационные материалы, содержащие коммерческую рекламу;

4) изготовлены или распространены агитационные материалы без оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда;

5) распространены печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы;

6) распространены печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке.

К печатным агитационным материалам относятся листовки, плакаты, календари и другие печатные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации.

К аудиовизуальным агитационным материалам относятся агитационные материалы на аудио- и видеоносителях.

К иным агитационным материалам могут быть отнесены значки, рекламные щиты, растяжки и другие.

Предварительное представление в избирательную комиссию экземпляров либо фотографий агитационных материалов (в зависимости от их формы) - обязательное условие правомерности их распространения. При этом должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 54 Федерального закона, частью 4 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Отсутствие таких сведений, равно как и непредставление экземпляров агитационных материалов в избирательную комиссию, влечет за собой ответственность по статье 5.12 Кодекса.

Одним из оснований привлечения к административной ответственности является наличие в агитационных материалах коммерческой рекламы (пункт 4 статьи 54 Федерального закона).

Кроме административной ответственности за нарушения положений статьи 54 Федерального закона, статьей 5.12 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований пункта 9 статьи 48 Федерального закона, части 8 статьи 57 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункта 7 статьи 49 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичных норм региональных законов о выборах. Данные нормы содержат условия возможного использования изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в их агитационных материалах только с письменного согласия данного физического лица. Такое согласие должно быть выражено в письменной форме и представлено в избирательную комиссию вместе с экземплярами соответствующих агитационных печатных материалов в общем порядке.

Данное ограничение не распространяется на использование указанными лицами в ряде случаев в своей предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования средства массовой информации, в котором было осуществлено это обнародование.

Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, образует новый состав административного правонарушения, установленный частью 2 комментируемой статьи. Пунктом 10 статьи 54 Федерального закона установлен запрет на размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Аналогичные нормы содержатся в пункте 9 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и в части 11 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Субъектами указанных правонарушений могут быть кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, граждане, должностные лица, организации.

Протоколы об административных правонарушениях могут быть составлены уполномоченными членами избирательных комиссий, должностными лицами органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации

Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Пунктом 6 статьи 56 Федерального закона, частью 6 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 6 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах установлены порядок, условия и сроки предоставления возможности опровержения или разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации не только зарегистрированному кандидату, но и избирательному объединению. Нарушение этого порядка и сроков влечет за собой наступление ответственности, установленной анализируемой статьей Кодекса. Норма, устанавливающая срок, до истечения которого средства массовой информации, их должностные лица обязаны предоставить кандидату право на опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации, имеет императивный (обязательный) характер и неисполнение данного требования образует состав административного правонарушения. Поэтому обнародование (опубликование) такого разъяснения или опровержения после истечения сроков предвыборной агитации также является нарушением избирательных прав указанных субъектов и влечет применение санкции к виновным лицам, хотя и опубликовавших разъяснения или опровержения, но после завершения агитационной кампании.

Деловая репутация избирательного объединения - понятие ранее не применявшееся ни в избирательном, ни в административном законодательстве. Следует отметить, что избирательное объединение - политическая партия в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (статья 11) является юридическим лицом, поэтому норма о защите деловой репутации юридического лица - избирательного объединения соответствует требованиям, установленным в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и в пункте 6 статьи 56 Федерального закона.

При этом необходимо иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о недостоверной, но и о достоверной информации, опубликованной (обнародованной) в средствах массовой информации во время избирательной кампании.

В соответствии с указанными нормами законов обязанность предоставления возможности опровержения или разъяснения в защиту чести и достоинства кандидатов не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями. Не распространяется эта обязанность и на случаи, когда соответствующая информация размещена в агитационных материалах кандидатов и избирательных объединений в рамках предоставления на основании закона платных или бесплатных эфирного времени или печатной площади.

Субъектами правонарушения являются организации СМИ, а также их должностные лица - главные редакторы.

Протоколы вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, и органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.

Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму

Умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Порядок размещения агитационных печатных материалов, а также информационных материалов избирательных комиссий, комиссий референдума на зданиях, сооружениях или иных объектах установлен пунктами 7 и 8 статьи 54 Федерального закона, частями 9 - 10 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктами 7 - 8 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Таким образом, не будет являться правонарушением уничтожение либо повреждение агитационных материалов, вывешенных в местах, где их размещение запрещено законом, в частности на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (пункт 10 статьи 54 Федерального закона, часть 11 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 9 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").

Статьей предусмотрено два состава правонарушения:

1) умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов;

2) нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы.

Субъектами правонарушения являются физические лица, в том числе не достигшие 18 лет.

Протоколы по данной статье вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума

Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях пользования помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 53 Федерального закона, статьей 60 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьей 54 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах закреплена обязанность государственных органов и органов местного самоуправления содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, участниками референдума, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Кроме того, указанными нормами установлены порядок и условия предоставления помещения для проведения встреч с избирателями.

Нарушение установленного порядка образует состав правонарушения по анализируемой статье.

Субъектом правонарушения может быть исключительно должностное лицо.

Протоколы вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий, а также должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В пунктах 2 и 5 статьи 56 Федерального закона, частях 2 и 5 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктах 2 и 5 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" перечислены субъекты, которым в ходе избирательной кампании, при проведении референдума запрещено совершать подкуп избирателей, участников референдума, заниматься благотворительной деятельностью. Нарушения указанных требований влекут за собой административную ответственность по статье 5.16 Кодекса.

Под подкупом избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона, частью 2 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 2 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" понимается осуществление следующих действий:

вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей избирателям, участникам референдума, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу);

вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание такого вознаграждения;

проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума;

предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Субъектами административного правонарушения являются все лица (физические и юридические).

В одном из субъектов Российской Федерации за подкуп избирателей при проведении одной из избирательных кампаний были привлечены к административной ответственности 8 человек. В одном случае виновные лица, агитируя за кандидата, выплачивали за каждый голос от 50 до 100 рублей. В другом случае нарушение выразилось в том, что виновное лицо, агитируя за кандидата, выдавало каждому гражданину, обещавшему отдать свой голос за данного кандидата, бутылку водки. По результатам судебного рассмотрения виновным лицам было назначено административное наказание.

Протоколы об административных правонарушениях по статье 5.16 Кодекса вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов

Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной и (или) муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с пунктом 8 статьи 54 Федерального закона печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи) только с согласия и на условиях их собственников (владельцев). Исключение составляют специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Таким образом, указанные организации, предоставив разрешение разместить агитационные материалы одному кандидату, избирательному объединению, не вправе отказать в выдаче аналогичного разрешения другим кандидатам (избирательным объединениям). При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Пунктом 9 статьи 54 Федерального закона предусмотрено, что организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.

В данных случаях объем площадей для размещения агитационных материалов и условия его оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений.

Нормой статьи 5.48 Кодекса предусмотрено два состава правонарушения:

1) нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной и (или) муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов;

2) нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов.

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица. Следует особо выделить субъект по второму составу правонарушения, предусмотренному анализируемой статьей, - им является организация (юридическое лицо), оказывающая рекламные услуги.

Возбуждение производства об административном правонарушении по статье 5.48 Кодекса находится в исключительной компетенции прокурора.

Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами, референдумом

Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Пунктом 3 статьи 56 Федерального закона, частью 3 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 3 статьи 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" установлено, что в период избирательной кампании, кампании референдума выборы, референдум и их результаты не могут быть объектом лотерей и других основанных на риске игр.

В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года "О лотереях" под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Под другими основанными на риске играми понимаются игры, в которых участники делают прогноз (заключают пари) на возможный вариант какой-либо социально значимой ситуации (в данном случае - ситуации, связанной с проведением выборов и их результатами), где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами, а также игры с использованием специальных автоматов с денежными или натуральными выигрышами (например, тотализаторы, электронные игры и т.д.).

Квалифицирующим признаком для привлечения виновного лица (виновных лиц) к административной ответственности является период проведения избирательной кампании.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица. Необходимо отметить, что в данном случае проведение лотерей и иных основанных на риске игр означает их организацию, поэтому лица, участвующие в таких действиях, не несут ответственности по статье 5.49 Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.51. Нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов

Выполнение организацией, индивидуальным предпринимателем работ или оказание ими услуг по изготовлению агитационных печатных материалов без предварительного опубликования предусмотренных законом сведений о размере и других условиях оплаты указанных работ или услуг -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 11 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) по изготовлению агитационных материалов, в зависимости от их объема, тиража, красочности, способа послепечатной обработки и применяемых материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы эта организация, индивидуальный предприниматель. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данные требования, не вправе осуществлять работы по изготовлению агитационных материалов.

При осуществлении контроля за деятельностью полиграфических организаций в период избирательных кампаний необходимо учитывать письмо МПТР России от 1 апреля 2003 года N Ц/19-101, изданное в обеспечение реализации данного требования законодательства о выборах, в котором обращено внимание на то, что во исполнение требований части 3 статьи 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункта 11 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" полиграфическим организациям необходимо не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов представить в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которой зарегистрировано предприятие, сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты полиграфических работ по изготовлению агитационных материалов в зависимости от их объема, тиража, красочности, способа послепечатной обработки и применяемых материалов. Полиграфическая организация, не выполнившая данные требования, не вправе осуществлять работы по изготовлению агитационных материалов. В случае изготовления и распространения агитационных материалов с нарушением требований федерального законодательства избирательные комиссии вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов.

В отличие от ранее действовавшей нормы комментируемой статьи административную ответственность за выполнение работ или оказание услуг по изготовлению агитационных печатных материалов без предварительного опубликования предусмотренных законом сведений о размере и других условиях оплаты указанных работ и услуг в настоящее время несут не только полиграфические, но и иные организации, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие указанные работы (оказывающие услуги).

Субъектом правонарушения является юридические лица: организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов.

Протоколы об административном правонарушении вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий, должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, а также органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.

Статья 5.52. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий

Невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.52 Кодекса содержит два состава, предусматривающих ответственность за совершение нарушений требований статьи 53 Федерального закона:

1) невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом;

2) иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими агитационных публичных мероприятий.

В частности, согласно пунктам 3 и 4 статьи 53 Федерального закона, если помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, иной группе участников референдума (инициативной группе участников референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. Несоблюдение данного требования является нарушением требования об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий.

Привлечение виновного лица к административной ответственности по статье 5.52 Кодекса возможно только при нарушении прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения в связи с проведением ими агитационных публичных мероприятий, если правонарушение виновного лица не предполагает ответственности по другим статьям главы 5 Кодекса (статьи 5.7, 5.13, 5.15, 5.48).

Субъектами административной ответственности по статье 5.52 Кодекса являются должностные лица, обязанные обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия для проведения предвыборной агитации.

7 ноября 2003 года в городе Ртищево Саратовской области проводился День города. В ходе проведения праздника было проведено массовое мероприятие, на котором состоялось публичное выступление кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва К. При этом выступление кандидата было заранее запланировано и обозначено в программе праздника. Иные кандидаты о массовом мероприятии, на котором возможно выступление, не извещались. Контроль за выполнением постановления о проведении Дня города возлагался на председателя комиссии по подготовке и проведению Дня города С., который и был привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию в виде штрафа.

Дела об административных правонарушениях по данной статье возбуждаются прокурором.

  • Главная
  • ПРОТОКОЛ Центризбиркома РФ от 27.09.2006 N 187-4-4 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ" (Выписка)