в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 24.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРОТОКОЛ Центризбиркома РФ от 27.09.2006 N 187-4-4 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ" (Выписка)
действует Редакция от 27.09.2006 Подробная информация
ПРОТОКОЛ Центризбиркома РФ от 27.09.2006 N 187-4-4 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ" (Выписка)

7. Организация голосования и порядок подсчета голосов

Статья 5.22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Порядок проведения голосования установлен статьей 64 Федерального закона, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах. В соответствии с установленным порядком избиратель, участник референдума голосует только лично и вправе получить один бюллетень для голосования, за исключением предусмотренных законом случаев (при совмещении выборов, референдумов нескольких уровней; при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти по мажоритарной и пропорциональной системам). Нарушение установленного порядка голосования является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.

Статьей предусмотрено два альтернативных состава правонарушения:

1) выдача бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать за других лиц либо в целях предоставления возможности проголосовать более одного раза;

2) выдача заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Из диспозиции статьи следует, что субъектом правонарушения в первом случае является член участковой комиссии с правом решающего голоса. Незаконная выдача бюллетеня может быть совершена только умышленно.

Согласно пункту 8 статьи 64 Федерального закона бюллетень заполняется избирателем, участником референдума. Ответственность за нарушение этого требования закона несут члены комиссии, в нарушение закона выдавшие избирателю, участнику референдума избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме, в котором уже имеется отметка по одной из позиций избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; иные лица, передающие избирателю, участнику референдума заполненный бюллетень.

Протокол об административном правонарушении вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции). Учитывая тяжесть данного правонарушения, следует напомнить, что возбудить дело об административном правонарушении вправе также и прокурор. Кроме того, необходимо помнить, что для привлечения к административной ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса необходимо согласие соответствующего прокурора.

Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме

Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме являются документами строгой отчетности.

Законом предъявляются и определенные требования к порядку изготовления, хранения и использования бюллетеней. Так, при изготовлении в полиграфической организации бюллетеней их тираж заранее должен быть определен комиссией. О передаче бюллетеней составляется акт, в котором должно быть отмечено количество передаваемых бюллетеней. Кроме того, работники полиграфической организации должны уничтожить выбракованные и излишне изготовленные (при обнаружении таковых) бюллетени, о чем также составляется акт. Пунктами 11 - 14 статьи 63 Федерального закона установлена процедура выбраковки и передачи бюллетеней типографией (полиграфической организацией) избирательным комиссиям, комиссиям референдума, а также последующей передачи бюллетеней нижестоящим избирательным комиссиям, комиссиям референдума.

Ответственность по статье 5.23 Кодекса наступает независимо от наличия цели дальнейшего использования этих бюллетеней для фальсификации итогов выборов, референдума либо отсутствия таковой.

Субъектами ответственности являются граждане, юридические лица и должностные лица, в том числе избирательных комиссий.

Вопрос о возбуждении дела о данном правонарушении решается прокурором.

Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов"

1. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Порядок подсчета голосов установлен статьей 68 Федерального закона. При этом следует соблюдать не только последовательность предусмотренных данной нормой действий, но и обеспечить открытость и гласность процесса. Возможность присутствия при проведении подсчета наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и иных лиц, чье присутствие на избирательном участке, участке референдума предусмотрено статьей 30 Федерального закона, является неотъемлемой частью порядка проведения голосования и подсчета голосов.

Правонарушением является также привлечение членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, других лиц к процессу непосредственного подсчета голосов, а также неправильное заполнение протокола об итогах голосования или внесение в него исправлений.

Порядок обработки итогов голосования предусмотрен статьей 69 Федерального закона, а определение результатов выборов, референдума регламентировано статьей 70 данного Закона. Несоблюдение порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" и "Повторный подсчет голосов", установленного в пункте 9 статьи 69 Федерального закона, образует новый состав административного правонарушения, указанного в пункте 2 комментируемой нормы.

Субъектами правонарушений могут быть члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, в том числе председатели комиссий.

Право возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном рассматриваемой статьей, принадлежит прокурору.

Так, в 2004 году в Саратовской области прокурором были возбуждены производства по делам об административном правонарушении в отношении ряда председателей участковых избирательных комиссий.

В частности, в одной из избирательных комиссий после проведения подсчета голосов протокол об итогах голосования в нарушение закона был составлен в одном экземпляре. После подписания протокола об итогах голосования и направления его в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия выявила в протоколе неточность по количеству голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, однако заседание комиссии по вопросу о внесении уточнений в протокол не проводилось, члены комиссии, наблюдатели и другие лица, присутствовавшие при подсчете голосов, о данном факте не информировались. Надпись "Повторный" на изготовленном повторном протоколе отсутствовала, время фактического его составления было указано недостоверно, ранее составленный протокол членами участковой комиссии был уничтожен. Вновь составленный протокол одному из наблюдателей был выдан без составления соответствующего реестра.

В одной из участковых избирательных комиссий г. Саратова ее председатель Р. после проведения подсчета голосов, но до подписания протокола об итогах голосования выдала наблюдателю заверенную копию протокола без фиксирования этого факта в соответствующем реестре. За допущенные нарушения виновные были подвергнуты административным наказаниям в виде штрафа.

Аналогичные нарушения были выявлены и в других участковых избирательных комиссиях.

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

2. То же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное председателем окружной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования, о результатах выборов в средства массовой информации для опубликования -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное председателем избирательной комиссии, комиссии референдума субъекта Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

5. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.25 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение порядка опубликования и обнародования итогов голосования и результатов выборов, референдума, предусмотренного статьей 72 Федерального закона, статьей 86 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статьей 79 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", аналогичными нормами региональных законов о выборах и референдумах.

Частью 1 рассматриваемой статьи предусмотрено два состава правонарушения:

1) непредоставление сведений об итогах голосования;

2) несвоевременное предоставление сведений об итогах голосования.

Частью 2 данной статьи к административным правонарушениям отнесены действия, указанные в части 1, но совершенные председателем территориальной избирательной комиссии, а также установлена его ответственность за нарушение сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах в средства массовой информации для опубликования.

Частями 3, 4, 5 данной статьи предусмотрена ответственность за аналогичные действия председателей окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Субъектами правонарушений соответственно являются председатели участковой, территориальной, окружной избирательных комиссий, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Передача сведений является одной из мер по реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, закрепленного статьей 30 Федерального закона.

С фактом публикации итогов голосования (результатов выборов, референдума) связан целый ряд избирательных, референдумных действий (например, прекращение полномочий членов комиссии с правом совещательного голоса по истечении 30 дней с момента публикации, если кандидаты, их назначившие, не были избраны).

Вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении находится в компетенции прокурора.

Статья 5.56. Нарушение порядка и сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума

1. Непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Субъектами административной ответственности за нарушение порядка и сроков представления документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, являются председатель, заместитель председателя, секретарь соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, поскольку пунктом 10 статьи 70 Федерального закона именно на них возложена ответственность за сохранность избирательной документации, документации референдума до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.

За нарушение, предусмотренное частью 2 комментируемой статьи, субъектами административной ответственности могут быть, кроме того, и иные лица, на которых возложена ответственность за соблюдение порядка уничтожения документов.

Такими лицами могут быть сотрудники государственных, районных, городских архивов, члены экспертно-проверочной комиссии архивного органа субъекта Российской Федерации, лица, которые провели предварительную экспертизу соответствующей документации.

Комментируемая статья состоит из двух частей.

Часть 1 предусматривает два состава правонарушения:

1) непредставление документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума;

2) представление документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума с нарушением установленных законом сроков.

Таким образом, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пункта 19 статьи 20 Федерального закона (в части обязанности избирательной комиссии, комиссии референдума представить в вышестоящую комиссию необходимые документы), пунктом 30 статьи 68, пунктами 1 и 2 статьи 69 Федерального закона (в части представления протоколов об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума); требования пункта 10 статьи 70 Федерального закона о передаче документов на хранение из нижестоящей комиссии в вышестоящую.

Часть 2 предусматривает два состава правонарушения:

1) уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения;

2) нарушение установленного порядка уничтожения таких документов.

Таким образом, любое из указанных нарушений является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по части 2 комментируемой статьи.

Пункт 10 статьи 70 Федерального закона предусматривает, что документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума, подлежит хранению в течение сроков, установленных законом. При этом устанавливаемые сроки хранения подписных листов с подписями избирателей, участников референдума, бюллетеней, открепительных удостоверений и списков избирателей, участников референдума не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдума. Устанавливаемые сроки хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц об итогах голосования не могут быть менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня, а комиссий референдума - менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей избирательной документации, документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом).

Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами (пункт 11 статьи 70 Федерального закона). Утверждение такого порядка осуществляется по отношению к конкретным выборам, например, ЦИК России 23 июля 2003 года приняла Постановление N 19/132-4 "О Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва".

Право составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном рассматриваемой статьей, принадлежит уполномоченным членам избирательных комиссий, комиссий референдума.

Правовое управление
Аппарата ЦИК России

  • Главная
  • ПРОТОКОЛ Центризбиркома РФ от 27.09.2006 N 187-4-4 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ" (Выписка)