Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ДВУХЭТАЖНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ. ГОСТ Р 41.107-99. ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 107" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.05.99 N 184)
5.7 Внутренняя планировка
5.7.1 Доступ к служебным дверям (см. приложение 3, рисунок 3.1)
5.7.1.1 Через свободное пространство внутри транспортного средства, у боковой стенки, в которой расположена дверь, должен свободно проходить в вертикальном положении прямоугольный щит толщиной 2 см, шириной 40 см и высотой 70 см над уровнем пола, над которым симметрично расположен второй щит шириной 55 см; высота второго (верхнего) щита должна соответствовать значению, предписанному для соответствующего класса транспортного средства и альтернативного официального утверждения и указанного в 5.7.1.2. Этот двойной щит должен удерживаться параллельно дверному проему по мере его перемещения из исходного положения, в котором плоскость стороны, обращенной внутрь транспортного средства, направлена по касательной к внешнему краю дверного проема, в положение, в котором он касается первой ступеньки, после чего его следует расположить перпендикулярно к вероятному направлению движения человека, пользующегося этим входом.
5.7.1.2 Высота верхнего прямоугольного щита должна соответствовать приведенной в таблице 6 для соответствующего класса транспортного средства и альтернативного официального утверждения. В качестве альтернативы может быть использована трапециевидная секция высотой 50 см, образующая переход между шириной верхнего и нижнего щита. В этом случае общая высота прямоугольной секции и этой трапециевидной секции верхнего щита должна составлять 110 см для всех классов транспортных средств, за исключением официального утверждения типа В для класса I, когда она должна составлять 105 см.
Таблица 6
Размеры в миллиметрах
5.7.1.3 Когда расстояние, пройденное по средней линии этого двойного щита от его исходного положения, достигает 30 см и этот двойной щит касается поверхности подножки, его следует удерживать в этом положении.
5.7.1.4 Затем цилиндр (цилиндры) (см. 5.7.5 и приложение 3, рисунок 3.3), используемый для измерения свободного прохода, перемещается от прохода в направлении движения лица, выходящего из транспортного средства, до того момента, когда средняя линия цилиндра достигает вертикальной плоскости, проходящей через верхний край верхней ступеньки, или когда плоскость, проходящая по касательной к верхней части цилиндра, касается двойного щита, в зависимости от того, что происходит раньше, и удерживается (удерживаются) в этом положении (см. приложение 3, рисунок 9).
5.7.1.5 Между цилиндром, находящимся в положении, указанном в 5.7.1.4, и двойным щитом, находящимся в положении, указанном в 5.7.1.3, должно быть свободное пространство, верхние и нижние границы которого показаны на рисунке 3.9 приложения 3. Это свободное пространство должно обеспечивать свободное прохождение вертикального щита, форма и размеры которого аналогичны центральному сечению цилиндра (пункт 5.7.5.1) и толщина которого не превышает 2 см. Этот щит перемещается от положения касания цилиндра до той точки, где его внешняя сторона касается внутренней стороны двойного щита, а также плоскости или плоскостей, проходящих через верхние края ступенек, в вероятном направлении движения лица, пользующегося данным входом (см. приложение 3, рисунок 3.9).
5.7.1.6 Свободный проход для этого щита не должен включать никакое пространство, простирающееся на 30 см вперед от несжатой подушки любого обращенного вперед или назад сиденья или на 22,5 см в случае, если сиденье расположено над колесным кожухом, и вверх от верхней точки этой подушки.
5.7.1.7 В случае складных сидений это пространство должно определяться по отношению к сиденью в рабочем положении.
5.7.1.8 Однако складное сиденье, предназначенное для члена экипажа, в рабочем положении может препятствовать свободному доступу к служебной двери, если:
5.7.1.8.1 четко указано как в самом транспортном средстве, так и в формуляре сообщения (приложение 1), что сиденье предназначено только для экипажа;
5.7.1.8.2 неиспользуемое сиденье автоматически складывается, что необходимо для выполнения требований 5.7.1.1 или 5.7.1.2 и 5.7.1.3-5.7.1.5;
5.7.1.8.3 дверь необязательно рассматривается в качестве выхода (5.6.1.5);
5.7.1.8.4 сиденье оборудовано убирающимся ремнем безопасности и
5.7.1.8.5 ни одна из частей сиденья в рабочем и в сложенном положении не выступает за вертикальную плоскость, проходящую через центр поверхности подушки сиденья водителя, когда оно находится в своем крайнем заднем положении, и через центр наружного зеркала заднего вида, размещенного на противоположной стороне транспортного средства.
5.7.1.9 Максимальный наклон пола во входном проходе не должен превышать 3 %, когда порожнее транспортное средство стоит на ровной горизонтальной поверхности при обычных условиях движения (в частности без приведения в действие устройства наклона автобуса).
5.7.1.10 Проходы и площадки, обеспечивающие доступ, должны быть покрыты материалом, препятствующим скольжению.
5.7.2 Доступ к запасным дверям (см. приложение 3, рисунок 3.2)
5.7.2.1 Свободное пространство между проходом и проемом запасной двери должно обеспечивать свободный проход вертикального цилиндра диаметром 30 см и высотой 70 см над уровнем пола; на этот цилиндр устанавливается второй вертикальный цилиндр диаметром 55 см; общая высота цилиндров должна составлять не менее 140 см.
5.7.2.2 Основание первого цилиндра должно находиться в пределах проекции второго цилиндра.
5.7.2.3 При размещении вдоль данного прохода складных сидений свободное пространство для перемещения цилиндра должно определяться, только когда сиденье находится в несложенном положении.
5.7.3 Доступ к запасным окнам
5.7.3.1 Необходимо предусмотреть возможность перемещения контрольного шаблона от прохода транспортного средства наружу через каждое запасное окно.
5.7.3.2 Направление движения контрольного шаблона должно соответствовать предполагаемому направлению движения пассажира, покидающего транспортное средство. Контрольный шаблон должен находиться в перпендикулярном положении по отношению к направлению движения.
5.7.3.3 Контрольный шаблон должен иметь форму тонкой пластины размером 60 x 40 см радиусом закругления углов 20 см. Однако в том случае, когда запасное окно расположено в задней стенке транспортного средства, контрольный шаблон может также иметь размеры 140 x 35 см радиусом закругления углов 17,5 см.
5.7.4 Доступ к аварийным люкам
По крайней мере, один люк должен располагаться над частью сиденья или какой-либо другой эквивалентной опоры, облегчающей доступ к таким люкам.
5.7.5 Проходы (см. рисунок 3.3, приложение 3)
5.7.5.1 Проходы в транспортных средствах должны быть спроектированы и выполнены так, чтобы обеспечивать свободное прохождение контрольного устройства, состоящего из двух соосных цилиндров и перевернутого усеченного конуса между ними и имеющего размеры, приведенные в таблице 7.
Таблица 7
Размеры в сантиметрах
Контрольное устройство может касаться подвесных поручней, предназначенных для стоящих пассажиров, если они установлены, и сдвигать их в сторону.
5.7.5.2 Для транспортных средств класса I диаметр нижнего цилиндра может быть уменьшен с 45 до 40 см в любой части прохода позади:
5.7.5.2.1 поперечной вертикальной плоскости, расположенной на расстоянии 1,5 м впереди центральной линии задней оси, и
5.7.5.2.2 поперечной вертикальной плоскости, проходящей через задний край самой задней служебной двери.
5.7.5.3 Если нет выхода вперед от сиденья или ряда сидений, то:
5.7.5.3.1 в случае сидений, установленных по направлению движения, передний край цилиндрического шаблона, описанного в 5.7.5.1, должен достигать поперечной вертикальной плоскости, касающейся крайней передней точки наиболее выступающей вперед спинки сиденья первого ряда сидений, и удерживаться в этом положении. От этой плоскости должно обеспечиваться перемещение щита, изображенного на рисунке 3.12, таким образом, чтобы из положения соприкосновения с цилиндрическим шаблоном щит был передвинут на 66 см вперед по направлению из транспортного средства (см. рисунок 3.13А),
5.7.5.3.2 в случае сидений, установленных под прямым углом к направлению движения, передняя часть цилиндрического шаблона должна достигать, по крайней мере, поперечной плоскости, совпадающей с вертикальной плоскостью, проходящей через центр находящегося спереди сиденья (см. рисунок 3.13В),
5.7.5.3.3 в случае сидений, установленных против направления движения, передняя часть цилиндрического шаблона должна достигать, по крайней мере, поперечной вертикальной плоскости, касающейся передней стороны подушки находящегося спереди сиденья или подушек переднего ряда сидений (см. рисунок 3.14).
5.7.5.4 Сиденья транспортных средств класса III, расположенные с одной стороны или по обеим сторонам прохода, могут иметь конструкцию, допускающую их перемещение в боковом направлении, причем ширина прохода в этом случае может быть уменьшена настолько, чтобы соответствовать диаметру нижнего цилиндра, равному 22 см, при условии, что управление устройством перемещения каждого сиденья, легко доступное для стоящего в проходе лица, позволяет автоматически вернуть его в положение, соответствующее минимальной ширине 30 см, даже если это сиденье занято.
5.7.5.5 В сочлененных городских или междугородных автобусах должно быть обеспечено свободное прохождение описанного в 5.7.5.1 контрольного устройства через поворотную секцию на любом этаже, где допускается сквозной проход пассажиров через обе секции. Никакие элементы мягкого покрытия этой секции, включая элементы гофрированного соединения, не должны выступать внутрь прохода.
5.7.5.6 В проходах могут устанавливаться ступеньки. Ширина таких ступенек должна быть не меньше ширины прохода на уровне верхней ступеньки.
5.7.5.7 Установка складных сидений, позволяющих размещать пассажиров в проходе в сидячем положении, не допускается.
5.7.6 Междуэтажная лестница (см. приложение 3, рисунок 3.1)
5.7.6.1 Минимальная ширина любой лестницы между этажами должна быть такой, чтобы по этой лестнице обеспечивалось свободное прохождение изображенного на рисунке 3.1 шаблона, разработанного с учетом возможности входа через одинарную дверь. Щит должен перемещаться от прохода нижнего этажа вверх до последней ступеньки в вероятном направлении движения лица, использующего лестницу.
5.7.6.2 Лестница между этажами должна быть сконструирована таким образом, чтобы при резком торможении транспортного средства, движущегося по направлению вперед, полностью исключить опасность падения пассажира вниз.
Данное предписание считается выполненным, если соблюдены, по крайней мере, следующие условия:
5.7.6.2.1 направление спуска ни по одной из частей лестницы не соответствует направлению движения транспортного средства вперед;
5.7.6.2.2 лестница оборудована ограждениями или аналогичным приспособлением;
5.7.6.2.3 в верхней части лестницы находится автоматическое устройство, не допускающее использования лестницы при движении транспортного средства; это устройство должно беспрепятственно открываться в аварийной ситуации.
5.7.6.3 С помощью цилиндра, указанного в 5.7.5.1, необходимо убедиться в том, что условия доступа из проходов (на верхнем и нижнем этажах) к лестнице являются надлежащими.
5.7.7 Наклон прохода
Наклон прохода не должен превышать:
5.7.7.1 8 % для транспортного средства класса I или класса II или
5.7.7.2 12,5 % для транспортного средства класса III.
5.7.8 Ступеньки (см. приложение 3, рисунок 3.1).
5.7.8.1 Максимальная и минимальная высоты и минимальная глубина ступенек для пассажиров у служебных и аварийных дверей, на междуэтажных лестницах и внутри транспортного средства приведены в таблице 8.
Таблица 8
Размеры в сантиметрах
<*> 85 см у запасной двери на нижнем этаже и 150 см у запасной двери на верхнем этаже.
<**> 43 см для транспортного средства, оборудованного только механической подвеской.
<***> 30 см для ступенек у двери, находящейся за последней осью.
5.7.8.2 Высота ступеньки должна измеряться в центре ее ширины. Кроме того, предприятиям-изготовителям следует уделять особое внимание вопросу о доступе в транспортное средство лиц с физическими недостатками, что, в частности, касается высоты ступеньки в транспортных средствах класса I, которая должна быть минимальной.
5.7.8.3 Любой переход из заглубленного прохода к пространству для сидящих пассажиров не рассматривается как ступенька. Однако вертикальное расстояние между поверхностью прохода и полом пространства для сидящих пассажиров не должно превышать 35 см.
5.7.8.4 Высота первой ступеньки по отношению к грунту должна измеряться на порожнем транспортном средстве при условии, что шины и давление в них должны соответствовать параметрам, указанным предприятием-изготовителем для максимальной технической массы в соответствии с 3.2.3.
5.7.8.5 При наличии более одной ступеньки глубина каждой ступеньки может выходить за пределы вертикальной проекции верхней ступеньки на расстояние до 10 см, а ее проекция на нижнюю ступеньку должна перекрывать ее таким образом, чтобы глубина свободного пространства составляла не менее 20 см (см. приложение 3, рисунок 3.4), при этом предохранительная оковка всех ступенек должна быть спроектирована таким образом, чтобы свести к минимуму риск падения, и должна быть покрыта светлой контрастной краской либо отчетливо обозначена иным способом.
5.7.8.6 Ширина и форма каждой ступеньки должны быть такими, чтобы на первой ступеньке можно было разместить прямоугольник размером 40x30 см, а на любой другой ступеньке - прямоугольник размером 40x20 см, причем соответствующий прямоугольник не должен выступать за ступеньку более чем на 5 % своей площади. В случае сдвоенного входа этим предписаниям должна соответствовать каждая половина входа.
5.7.8.7 Поверхность всех ступенек должна быть нескользящей.
5.7.9 Пассажирские сиденья и пространство для сидящих пассажиров
5.7.9.1 Минимальная ширина сиденья (см приложение 3, рисунок 3.5)
5.7.9.1.1 Минимальная ширина подушки сиденья, измеренная от вертикальной плоскости, проходящей через центр этого места для сидения, должна составлять 20 см.
5.7.9.1.1.1 Официальное утверждение А:
a) 20,0 см в транспортных средствах классов I и II;
b) 22,5 см в транспортных средствах класса III.
5.7.9.1.1.2 Официальное утверждение В:
20,0 см в транспортных средствах классов I-III.
5.7.9.1.2 Минимальная ширина свободного пространства для каждого места для сидения, измеренная от вертикальной плоскости, проходящей через центр этого места на высоте 27-65 см над несжатой подушкой сиденья, должна составлять:
5.7.9.1.2.1 Официальное утверждение А:
a) 25,0 см в случае индивидуальных сидений и
b) 22,5 см в случае сплошных сидений для двух или более пассажиров.
5.7.9.1.2.2 Официальное утверждение В:
22,5 см в случае сплошных сидений для двух и более пассажиров в транспортных средствах классов I-III. Однако что касается транспортных средств класса I, то с учетом ограниченности пространства над колесными кожухами и сзади, а также необходимости установить максимальное число сидений, на нижнем этаже минимальная ширина сиденья может быть уменьшена в отношении 25 % сидячих мест, оборудованных в транспортном средстве, до 20 см.
5.7.9.1.2.3 При измерении ширины прохода возможное "проникновение" в него пространства, определенного выше, в расчет не принимается.
5.7.9.2 Минимальная глубина подушки сиденья: (см. приложение 3, рисунок 3.7).
5.7.9.2.1 Официальное утверждение А:
a) 35 см в транспортных средствах класса I;
b) 40 см в транспортных средствах классов II и III.
5.7.9.2.2 Официальное утверждение В:
35 см в транспортных средствах классов I-III.
5.7.9.3 Высота подушки сиденья (см. приложение 3, рисунок 3.6).
Высота несжатой подушки сиденья относительно пола должна быть такой, чтобы расстояние между полом и горизонтальной плоскостью, касающейся передней верхней поверхности подушки сиденья, составляла 40-50 см; однако эта высота может быть уменьшена не более чем до 35 см в местах расположения колесных кожухов и моторного отделения.
5.7.9.4 Расстояние между сиденьями (см. приложение 3, рисунок 3.6)
5.7.9.4.1 Если сиденья установлены в одном направлении, то расстояние между передней стороной спинки сиденья и задней стороной спинки расположенного впереди сиденья при измерении по горизонтали и на любой высоте над полом между верхней поверхностью подушки сиденья и точкой на высоте 62 см над уровнем пола должно составлять не менее:
5.7.9.4.1.1 официальное утверждение А:
a) 65 см в транспортных средствах класса I;
b) 68 см в транспортных средствах класса II;
c) 75 см в транспортных средствах класса III.
5.7.9.4.1.2 официальное утверждение В:
65 см в транспортных средствах классов I - III. Однако что касается транспортных средств класса I, то с учетом ограниченности пространства над колесными кожухами и сзади, а также необходимости установить максимальное число сидений на нижнем этаже это минимальное расстояние может быть уменьшено в отношении 25 % сидячих мест, оборудованных в транспортном средстве, и должно составлять не менее 61 см.
5.7.9.4.2 Все измерения должны проводиться при несжатых подушках и спинках сидений в вертикальной плоскости, проходящей через осевую линию каждого индивидуального места для сидения.
5.7.9.4.3 Если поперечные сиденья обращены друг к другу, то минимальное расстояние между передней поверхностью спинок сидений, обращенных друг к другу, измеренное в поперечном направлении между наивысшими точками подушек сидений, должно составлять 130 см.
5.7.9.4.4 При измерении расстояния между сиденьями: в случае сидений с откидной спинкой измерения должны проводиться, когда спинки этих сидений находятся в нормальном положении, предписанном предприятием-изготовителем;
5.7.9.4.5 любой откидной столик должен находиться в сложенном положении.
5.7.9.5 Пространство для сидящих пассажиров (см. приложение 3, рисунок 3.8)
5.7.9.5.1 Перед каждым пассажирским сиденьем должно быть предусмотрено минимальное свободное пространство, указанное на рисунке 4.8. Часть этого пространства может занимать спинка впереди стоящего сиденья или перегородка, контур которой приблизительно соответствует контуру наклонной спинки сиденья, как предусмотрено в 5.7.9.4. Присутствие в этом пространстве ножек кресел также может допускаться при условии, что для ног пассажиров остается достаточно места.
5.7.9.5.2 Однако в части транспортного средства, которая в наибольшей степени пригодна для посадки, должны быть предусмотрены, по крайней мере, два расположенных по направлению движения или против направления движения сиденья, специально предназначенных для пассажиров-инвалидов и помеченных соответствующим образом. Эти сиденья для инвалидов должны быть сконструированы таким образом, чтобы обеспечивать достаточное пространство, иметь удобно спроектированные и расположенные опоры для рук, с тем чтобы инвалидам было легко садиться на сиденье и вставать с него и чтобы обеспечивалась связь между сидящим пассажиром и водителем в соответствии с 5.7.10.1.
5.7.9.6 Свободное пространство над сиденьями
5.7.9.6.1 Над каждым местом для сидения должно иметься свободное пространство высотой не менее 90 см, измеренное от наивысшей точки несжатой подушки сиденья. Это свободное пространство включает также пространство выше вертикальной проекции всей площади сиденья и примыкающего к нему пространства для ног. На верхнем этаже высота этого свободного пространства может быть уменьшена до 85 см.
5.7.9.6.2 Часть расположенного над сиденьями пространства, указанного в 5.7.9.6.1, могут занимать:
5.7.9.6.2.1 спинка другого сиденья;
5.7.9.6.2.2 элемент конструкции при условии, что он расположен в треугольнике, вершина которого находится на расстоянии 65 см от пола, а основание шириной 10 см расположено в верхней части упомянутого пространства и прилегает к боковой стенке транспортного средства (см. приложение 3, рисунок 3.10);
5.7.9.6.2.3 трубопровод (например для подачи горячего воздуха, расположенного в нижней части упомянутого пространства, прилегающего к боковой стенке транспортного средства и имеющего поперечное сечение не более 200 см2 и ширину не более 10 см (см. приложение 3, рисунок 3.11).
5.7.9.6.2.4 Откидные окна в открытом положении и их детали.
5.7.10.1 Для транспортных средств класса I или II должны быть предусмотрены устройства, позволяющие пассажирам передать водителю сигнал, означающий, что он должен остановить транспортное средство.
5.7.10.2 При наличии обособленного отделения (отделений) должны обеспечиваться средства двусторонней связи между водителем и этим обособленным отделением.
5.7.10.3 Туалет должен быть оборудован средством подачи сигнала вызова в аварийной ситуации.
5.7.11 Автоматы для раздачи горячих напитков и кухонное оборудование
Автоматы для раздачи горячих напитков и кухонное оборудование должны быть установлены и защищены таким образом, чтобы в случае экстренного торможения или под воздействием центробежной силы на поворотах горячая пища или напитки не попадали на сидящих пассажиров.
5.7.12 Двери внутренних отделений
Любая дверь в туалет или другое внутреннее отделение:
5.7.12.1 должна сама закрываться и не должна иметь никаких устройств, удерживающих их в открытом положении, если в открытом положении в аварийной ситуации они могут явиться препятствием для пассажиров,
5.7.12.2 в открытом положении не должна закрывать ручку или рычаг для открытия любой служебной или запасной двери и
5.7.12.3 должна быть оборудована средствами, позволяющими открыть дверь снаружи в аварийной ситуации,
5.7.12.4 не должна запираться снаружи, кроме тех случаев, когда ее можно открыть изнутри.
- Главная
- "ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ДВУХЭТАЖНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ. ГОСТ Р 41.107-99. ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 107" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.05.99 N 184)