в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 30.03.2001 N АН-25-р (ред. от 08.06.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ" (вместе с "ТЕХНОЛОГИЕЙ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА")
действует Редакция от 08.06.2007 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 30.03.2001 N АН-25-р (ред. от 08.06.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ" (вместе с "ТЕХНОЛОГИЕЙ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА")

1.2. Экипировка локомотивов

1.2.1. Заправка водой

Вода, применяемая в системах охлаждения тепловозных дизелей, должна быть предварительно обработана, т.е. иметь незначительное количество солей, быть свободной от взвешенных веществ и содержать необходимые противокоррозионные присадки. Применение воды надлежащего качества обеспечивает продолжительную защиту полиметаллической системы от коррозионных и коррозионно-эрозионных разрушений, накипеобразования и шлакоотложения, следовательно, обеспечивает работу дизеля без снижения его экономичности и показателей надежности.

В дизелях тепловозов допускается к изменению охлаждающая вода с антикоррозийными приставками, указанными в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Охлаждающая вода с антикоррозийными приставками

Серия тепловоза Охлаждающая вода с антикоррозийными приставками
ТЭМ 1, ТЭ1, ТЭ 2, ТЭМ 2А, ТЭМ 3, ТЭМ 2У, ТГМ 4, ТГ 4А нитрито-фосфатная (щелочная)
ТГМ 6 <*>, ТГМ 6А <*>, ТЭМ 7 <*> нитрито-фосфатная (без щелочи)
ТГМ 1, ТГМ 3, ТГМ 2 нитрито-фосфато-хроматная


<*> Допускается применение нитрито-фосфато-хроматной присадки.

Для приготовления охлаждающей воды может использоваться:

конденсат, получаемый от отработанного пара любой стационарной установки;

вода ионнообменной обработки;

природная вода, отвечающая приведенному ниже качеству.

Качество приготовленной исходной воды должно отвечать следующим требованиям:

общая жесткость не более 0,2 мг-экв/л;

содержание хлоридов не более 10 мг/л;

общая щелочность не более 0,6 мг-экв/л по метилоранжу;

сухой остаток не более 50 мг/л.

Определение сухого остатка обязательно только при использовании природной воды и воды, получаемой методом электролиза.

Для защиты систем охлаждения тепловозов от коррозионных и коррозионных разрушений в приготовленную охлаждающую воду вводят компоненты антикоррозионных присадок:

каустическую соду (NaOH) ГОСТ 2253-79;

тринатрий фосфат (Na3PO4 12H2O) ГОСТ 201-76;

хромпик (K2CrO7, Na2Cr2O7 2H2O) ГОСТ 2652-78, 2651-78;

силикат натрия (Na2SiO3) ГОСТ 13078-81;

хромовый ангидрит (CrO3) ГОСТ 2648-78.

Нормы содержания компонентов антикоррозийных присадок в охлаждающей воде приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Нормы содержания компонентов антикоррозионных присадок в охлаждающей воде

Нормируемый показатель Размерность Охлаждающая вода с присадкой
нитрито-фосфатная (щелочная) нитрито-силикатная нитрито-фосфато-хроматная нитрито-фосфатная (без щелочи)
Фосфорный ангидрит (P2O5) мг/л 15 -25 -15 - 25 15 - 25
Хромовый ангидрит (CrO3) мг/л --800 - 1000 -
Азотнокислый натрий (NaNO2) мг/л 2500 - 1300 1000 - 1500 1500 - 2000 2500 - 3000
Щелочь по фенолфталеину мг-экв
-----
л
1,5 - 2,5 1,0 - 3,0 не более 0,3 не более 0,3
по расчету -по расчету
Каустическая сода (NaOH) PH 10,8 - 11,2 PH 8 - 9,0 PH 8 - 8,5

Для приготовления и выдачи воды на тепловозы в зависимости от местных условий выделяется при экипировочном хозяйстве или депо соответствующее помещение, оборудованное водопроводом, канализацией, электроосвещением, отоплением, вентиляцией и подводом пара.

В помещении по приготовлению воды устанавливаются весы, деревянные лари с запирающимися крышками для хранения тринатрий фосфата и нитрита натрия, железный бачок с краном и запирающейся крышкой для хранения раствора каустической соды и плотно закрывающиеся бидоны для хранения хромника.

В зимнее время температура в помещении не должна быть ниже 15 °C. Пол помещения должен быть водонепроницаемый, гладким и иметь дренаж для стока.

В помещении устанавливается четыре бака: бак N 1 - для сбора конденсата; бак N 2 - для приготовления; бак N 3 - для выдачи воды на тепловозы. Емкость первых двух баков устанавливается исходя из суточного расхода воды тепловозами данного депо. Баки 3 - 4 - для сбора и накопления воды из тепловозов, постановки их на ремонт.

Баки, принадлежащие для приготовления и сбора воды, оборудуются термометрами, змеевиками для прогрева и должны иметь крышки с запорами: краны, устанавливаемые в нижней части для выдачи воды на тепловозы, и краны для отбора проб воды и конденсата, водоуказательные стекла с тарированными рейками, краны для пуска шлака и таблички с указанием емкости бака и наименования раствора.

Бак N 2 должен быть оборудован механической мешалкой. Прогрев и заправка двигателей тепловозов производится водой, нагретой до температуры +40 - 60 °C.

1.2.2. Заправка топливом

По ГОСТ 305-73 вырабатывается дизельное топливо четырех сортов:

Л - летнее, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха 0 °C и выше;

З - зимнее, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха -20 °C и выше;

ЗС - зимнее северное, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха минус 30 °C и выше;

А - арктическое, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха минус 50 °C и выше;

Кроме того, для тепловозных дизелей разрешается применять дизельное топливо по ГОСТ 4749-73 сортов ДЗ и ДЛ.

Зимнее дизельное топливо ДЗ имеет облегченный фракционный состав, пониженную вязкость и температуру застывания, что способствует удовлетворительной работе дизелей в зимних условиях. Летнее топливо ДЛ имеет несколько утяжеленный фракционный состав и большую вязкость.

По содержанию серы дизельное топливо делится на две группы: 1 - содержание серы не более 0,2%, 2 - содержание серы от 0,2 до 0,5%.

При поставке топлива к обозначению марки топлива добавляют цифру, обозначающую процент содержания серы, - 0,2 или 0,5. (Топливо летнее Л с содержанием серы до 0,2% обозначается Л-02 (ГОСТ 305-73).)

В таблице 1.3 приведены физико-химические свойства дизельного топлива.

Таблица 1.3. Физико-химические свойства дизельного топлива

Показатели ГОСТ 4749-73 ГОСТ 305-73
ДЛ ДЗ Л З
Октановое число, не менее фракционный состав: 45 45 45 45
10% перегоняется при температуре °C, не выше -200 -
50% перегоняется при температуре °C, не выше 290 280 280 250
96% перегоняется при температуре °C, не выше 360 340 360 340
Вязкость кинематическая при температуре 20 °C, 10^(-6) м2/с 3,5 - 6,0 3,5 - 6,0 3,5 - 6,0 2,2 - 5,0
Температура вспышки (определяется в закрытом тигле), °C, не ниже:
для тепловозных дизелей --60 40
для дизелей общего назначения 65 50 40 35
Общее содержание серы, %, не более
в подгруппе 1 0,2 0,2 0,2 0,2
в подгруппе 2 --0,21 - 0,5 0,21 - 0,5
Кислотность, мг KOH на 100 мл топлива, не более 5 5 5 5
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01 0,01
Содержание:
сероводорода Отсутствует
водорастворимых кислот и -"-
щелочей
Испытание на медной пластине Выдерживает
Температура застывания, °C, не выше -10 -45 -10 -35
Температура помутнения, °C, не выше -5 -35 -5 -25
Содержание фактических смол, мг на 100 мл топлива, не более 50 340 30
Содержание механических примесей и воды <*> --6 6


<*> По ГОСТ 4749-73 на период с 1 апреля по 1 сентября по согласованию с потребителем допускается в пунктах сдачи летнего дизельного топлива содержание воды не более нормы "следы", а для дизельного топлива по ГОСТ 305-73 с 1 апреля по 1 сентября при минимальной температуре на месте применения топлива не ниже 5 °C может поставляться топлива с содержанием воды не более "следы" и температурой застывания не выше 0 °C.

1.2.3. Смазка агрегатов и узлов локомотивов

Основными смазываемыми частями дизеля являются поверхности трения цилиндро-поршневой группы и подшипники коленчатого вала.

Для тепловозов промышленного железнодорожного транспорта применяются следующие дизельные (моторные) масла (таблица 1.4).

Таблица 1.4. Масла для тепловозных дизелей

Тепловозы Наименование масла ГОСТ или ТУ Марка
ТЭМ 1 ТЭМ 2 ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3 Моторное по ТУ 38 101150-71 М-12Б
ТГМ 6А, ТЭМ 7 Моторное по ТУ 38 101150-71 М-14ВЦ
ТГМ 4, ТГМ 4А Моторное по ТУ 38 101150-71 М-14ВЦ М-14Б
Допускается моторное по ТУ 38 101264-72
ТГМ 3, ТГМ 3А, ТГМ 3Б Авиационное по ТУ 38 101264-72 МС-2ОП
Авиационное по ГОСТ 21743-76
Допускается моторное по ТУ 38 1012604-72
ТГМ 23Б, ТГМ 1, ТГК 2, ТГК Авиационное по ГОСТ 21743-76 М-145, МК-22, МС-14
ТУ 7 Моторное по ТУ 38 101264-72 М-12Б
ТУ 5
ТУ 4
ТУ 2, ТУ 3 Масло МТ по ГОСТ 6360-58 МТ-14П, МТ-16п
ТУ 6А Моторное по ГОСТ 8581-63 М-8п (зимой)
М-8Б (зимой)
Моторное по ТУ 38 101649-76 М-10В (летом)
Моторное по ТУ 38 101264-72 М-12Б (летом)
МД 54-4 Моторное по ТУ 38 101150-71 М-12Б
ТЭ10 2ТЭ 10Л Моторное по ТУ 38 101150-71 М-14ВЦ
Моторное по ТУ 38 101421-73 М-12В2
Моторное по ТУ 38 101264-72

Примечание. Все масла для тепловозных двигателей, приведенные в таблице, рассчитаны на топливо с содержанием серы не более 0,5%.

Характеристики качеств моторных масел для тепловозных дизелей приведены в таблицах 1.5 и 1.6.

Таблица 1.5. Характеристики качеств моторных масел для тепловозных дизелей

Показатели Нормы качества дизельных масел
М12Б М14Б М12Бр М14В2И
Вязкость кинематическая при температуре 100 °C, 10^(-6) м2/с 12 +/- 0,5 14 +/- 0,5 12 +/- 0,5 14 +/- 0,5
Индекс вязкости базового масла, не менее 85 85 85
Кислотное число, мг KOH на 1 г без присадки, не более 0,05 0,05 0,05 0,05
Коксуемость без присадки, %, не более 0,3 0,4 0,4
Зольность масла, %:
без присадки, не более 0,005 -0,005 0,005
с присадкой, не менее 1,0 1,0 1,1
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже 200 200 200 200
Температура застывания, °C, не выше -15 -15 -15 -15
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Щелочная реакция
Содержание механических примесей Отсутствие: с присадкой не более 0,015
Содержание воды Следы
Коррозионность, г/м2, не более 3 8 8 10
Плотность при температуре 20 °C, не более 0,905 0,910 0,905 0,910

Таблица 1.6.

Показатели Нормы качества дизельных масел
М14В2 М14ВЦ
Вязкость кинематическая без присадки, не менее 100 °C, 10^(-6) м2/с 14 +/- 0,5 14 +/- 0,5
Индекс вязкости масла без присадки, не менее 85 83
Щелочное число, мг KOH на 1 г масла без присадки, в пределах 4,8 - 5,5 4,8 - 5,5
Коксуемость до добавки присадки, %, не более --
Зольность (сульфатная) масла с присадками, %, в пределах 0,9 - 1,2 1,0 - 1,2
Содержание механических примесей, %:
без присадки Отсутствие Отсутствие
с присадкой, не более 0,015 0,015
Содержание воды, не более Следы Следы
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже 200 200
Температура застывания, °C, не выше -12
Коррозийность на пластинках свинца марки С-1 (ГОСТ 3778-77Е), г/м2 Отсутствие

В процессе работы дизеля масло, многократно циркулирующее в масляной системе, подвергается воздействию давления и температуры, оно загрязняется продуктами износа и другими механическими примесями, а также топливом и водой. В результате этого с течением времени изменяются физико-химические свойства масла, поэтому их нужно периодически измерять и при необходимости заменять.

Браковочные нормы дизельного масла указаны в таблице 1.7.

Таблица 1.7. Браковочные нормы дизельного масла

Физико-химические свойства масла Количественный показатель Метод определения
Общее щелочное число, мг KOH на 1 г масла М14ВЦ при содержании серы в топливе: Инструкция ЦТ/2635 п. 109
до 0,2%, менее 0,6
-"- 0,35%, менее 0,9
-"- 0,5, менее 1,2
Общее щелочное число, мг KOH на 1 г масла М12Б, М14Б и МС-20п при содержании серы в топливе: То же
до 0,2%, менее 0,3
-"- 0,35%, менее 0,45
-"- 0,5% менее 0,6
Водородный показатель:
масла М12ВЦ 5,5
масле М12Б и М14Б 5,0
Вязкость кинематическая,10^(-6) м2/с, при температуре 100 °C масла:
М12Б, более 14,5 ГОСТ 33-66
М12Б, менее 9,5
М14ВЦ и М14Б, более 16,5
М14ВЦ и М14Б, менее 11,5
МС-20п, более 24
МС-20п, менее 17
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, ниже 170 ГОСТ 4333-48
Диспергирующая способность по пятну (d/Д)_ср: Инструкция ЦТ/2635 п. 111
для масла М14ВЦ при температуре 260 °C, менее 0,35
масла М12Б, М14Б и МС-20п при температуре 180 °C, менее 0,35
Загрязненность масла для всех дизелей тепловозов 650 То же
Наличие воды, %, более 0,05 ГОСТ 2477-65

Примечание: Нагрев пробы масел при определении диспергирующей способности методом пятна производят в том же приборе, что и температуры вспышки. После достижения заданной температуры при помощи палочки на бумажный фильтр наносят каплю масла (вторая капля стекающей с палочки жидкости). Затем фильтр помещают в сушильный шкаф с температурой 180 °C. Продолжительность сушки 15 минут. Общий порядок проведения анализов и расчетов подробно описан в инструкции ЦТ/2635 п. 111.

1.2.4. Снабжение локомотивов песком

Кварцевый песок используется для увеличения коэффициента сцепления колес с рельсами с целью реализации наибольшей устойчивой силы тяги на внутризаводских и карьерных путях.

Нормального качества песок содержит не менее 70% кварца, размеры зерен которого должны быть 0,5 - 2,0 мм, глины не более 3% и других материалов и горных пород не более 27%. Повышенного качества песок содержит не менее 90%, кварца, глины не более 1% и других минералов и горных пород не более 9%.

В песочницы локомотивов песок должен загружаться с влажностью не более 0,5% по массе, плотность сухого песка составляет около 1,4 - 1,6 т/м3.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 30.03.2001 N АН-25-р (ред. от 08.06.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ" (вместе с "ТЕХНОЛОГИЕЙ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА")