действует
Редакция от 08.06.2007
Подробная информация
Наименование документ | РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 30.03.2001 N АН-25-р (ред. от 08.06.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ" (вместе с "ТЕХНОЛОГИЕЙ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА") |
Вид документа | инструкция, распоряжение |
Принявший орган | минтранс рф |
Номер документа | АН-25-Р |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 08.06.2007 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация | - В данном виде документ опубликован не был
|
Навигатор | Примечания |
1.2.3. Смазка агрегатов и узлов локомотивов
Основными смазываемыми частями дизеля являются поверхности трения цилиндро-поршневой группы и подшипники коленчатого вала.
Для тепловозов промышленного железнодорожного транспорта применяются следующие дизельные (моторные) масла (таблица 1.4).
Таблица 1.4. Масла для тепловозных дизелей
Тепловозы | Наименование масла ГОСТ или ТУ | Марка |
ТЭМ 1 ТЭМ 2 ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3 | Моторное по ТУ 38 101150-71 | М-12Б |
ТГМ 6А, ТЭМ 7 | Моторное по ТУ 38 101150-71 | М-14ВЦ |
ТГМ 4, ТГМ 4А | Моторное по ТУ 38 101150-71 | М-14ВЦ М-14Б |
| Допускается моторное по ТУ 38 101264-72 | |
ТГМ 3, ТГМ 3А, ТГМ 3Б | Авиационное по ТУ 38 101264-72 | МС-2ОП |
| Авиационное по ГОСТ 21743-76 | |
| Допускается моторное по ТУ 38 1012604-72 | |
ТГМ 23Б, ТГМ 1, ТГК 2, ТГК | Авиационное по ГОСТ 21743-76 | М-145, МК-22, МС-14 |
ТУ 7 | Моторное по ТУ 38 101264-72 | М-12Б |
ТУ 5 | |
ТУ 4 | | |
ТУ 2, ТУ 3 | Масло МТ по ГОСТ 6360-58 | МТ-14П, МТ-16п |
ТУ 6А | Моторное по ГОСТ 8581-63 | М-8п (зимой) |
| | М-8Б (зимой) |
| Моторное по ТУ 38 101649-76 | М-10В (летом) |
| Моторное по ТУ 38 101264-72 | М-12Б (летом) |
МД 54-4 | Моторное по ТУ 38 101150-71 | М-12Б |
ТЭ10 2ТЭ 10Л | Моторное по ТУ 38 101150-71 | М-14ВЦ |
| Моторное по ТУ 38 101421-73 | М-12В2 |
| Моторное по ТУ 38 101264-72 | |
Примечание. Все масла для тепловозных двигателей, приведенные в таблице, рассчитаны на топливо с содержанием серы не более 0,5%.
Характеристики качеств моторных масел для тепловозных дизелей приведены в таблицах 1.5 и 1.6.
Таблица 1.5. Характеристики качеств моторных масел для тепловозных дизелей
Показатели | Нормы качества дизельных масел |
М12Б | М14Б | М12Бр | М14В2И |
Вязкость кинематическая при температуре 100 °C, 10^(-6) м2/с | 12 +/- 0,5 | 14 +/- 0,5 | 12 +/- 0,5 | 14 +/- 0,5 |
Индекс вязкости базового масла, не менее | 85 | 85 | | 85 |
Кислотное число, мг KOH на 1 г без присадки, не более | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Коксуемость без присадки, %, не более | 0,3 | 0,4 | | 0,4 |
Зольность масла, %: | | | | |
без присадки, не более | 0,005 | -0,005 | | 0,005 |
с присадкой, не менее | 1,0 | 1,0 | 1,1 | |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже | 200 | 200 | 200 | 200 |
Температура застывания, °C, не выше | -15 | -15 | -15 | -15 |
Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Щелочная реакция |
Содержание механических примесей | Отсутствие: с присадкой не более 0,015 |
Содержание воды | Следы |
Коррозионность, г/м2, не более | 3 | 8 | 8 | 10 |
Плотность при температуре 20 °C, не более | 0,905 | 0,910 | 0,905 | 0,910 |
Таблица 1.6.
Показатели | Нормы качества дизельных масел |
М14В2 | М14ВЦ |
Вязкость кинематическая без присадки, не менее 100 °C, 10^(-6) м2/с | 14 +/- 0,5 | 14 +/- 0,5 |
Индекс вязкости масла без присадки, не менее | 85 | 83 |
Щелочное число, мг KOH на 1 г масла без присадки, в пределах | 4,8 - 5,5 | 4,8 - 5,5 |
Коксуемость до добавки присадки, %, не более | - | - |
Зольность (сульфатная) масла с присадками, %, в пределах | 0,9 - 1,2 | 1,0 - 1,2 |
Содержание механических примесей, %: | | |
без присадки | Отсутствие | Отсутствие |
с присадкой, не более | 0,015 | 0,015 |
Содержание воды, не более | Следы | Следы |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже | 200 | 200 |
Температура застывания, °C, не выше | -12 |
Коррозийность на пластинках свинца марки С-1 (ГОСТ 3778-77Е), г/м2 | Отсутствие |
В процессе работы дизеля масло, многократно циркулирующее в масляной системе, подвергается воздействию давления и температуры, оно загрязняется продуктами износа и другими механическими примесями, а также топливом и водой. В результате этого с течением времени изменяются физико-химические свойства масла, поэтому их нужно периодически измерять и при необходимости заменять.
Браковочные нормы дизельного масла указаны в таблице 1.7.
Таблица 1.7. Браковочные нормы дизельного масла
Физико-химические свойства масла | Количественный показатель | Метод определения |
Общее щелочное число, мг KOH на 1 г масла М14ВЦ при содержании серы в топливе: | | Инструкция ЦТ/2635 п. 109 |
до 0,2%, менее | 0,6 | |
-"- 0,35%, менее | 0,9 | |
-"- 0,5, менее | 1,2 | |
Общее щелочное число, мг KOH на 1 г масла М12Б, М14Б и МС-20п при содержании серы в топливе: | | То же |
до 0,2%, менее | 0,3 | |
-"- 0,35%, менее | 0,45 | |
-"- 0,5% менее | 0,6 | |
Водородный показатель: | | |
масла М12ВЦ | 5,5 | |
масле М12Б и М14Б | 5,0 | |
Вязкость кинематическая,10^(-6) м2/с, при температуре 100 °C масла: | | |
М12Б, более | 14,5 | ГОСТ 33-66 |
М12Б, менее | 9,5 | |
М14ВЦ и М14Б, более | 16,5 | |
М14ВЦ и М14Б, менее | 11,5 | |
МС-20п, более | 24 | |
МС-20п, менее | 17 | |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, ниже | 170 | ГОСТ 4333-48 |
Диспергирующая способность по пятну (d/Д)_ср: | | Инструкция ЦТ/2635 п. 111 |
для масла М14ВЦ при температуре 260 °C, менее | 0,35 | |
масла М12Б, М14Б и МС-20п при температуре 180 °C, менее | 0,35 | |
Загрязненность масла для всех дизелей тепловозов | 650 | То же |
Наличие воды, %, более | 0,05 | ГОСТ 2477-65 |
Примечание: Нагрев пробы масел при определении диспергирующей способности методом пятна производят в том же приборе, что и температуры вспышки. После достижения заданной температуры при помощи палочки на бумажный фильтр наносят каплю масла (вторая капля стекающей с палочки жидкости). Затем фильтр помещают в сушильный шкаф с температурой 180 °C. Продолжительность сушки 15 минут. Общий порядок проведения анализов и расчетов подробно описан в инструкции ЦТ/2635 п. 111.