в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Опрос

Приходилось ли Вам участвовать в коррупции (брать или давать взятку) в этом месяце?

да

нет

Поиск

Иеринг (ihering) Рудольф

(1818- 1892) - один из самых выдающихся германских юристов, романист-историк, цивилист и философ права. Являлся основателем реалистической школы права. Творчество И. явилось переломным моментом в развитии западного правоведения, оно знаменовало переход от чисто юридического воззрения на общество к социологическому изучению права. Суть учения И. изложена в его главном неоконченном труде'Цель в праве' (1872) и в популярной брошюре 'Борьба за право'. По мнению И., право - это не механизм (продукт случая, общественного договора) и не организм (саморазвивающийся продукт начал, заложенных в человеке в готовом виде), а общественная функция (продукт цели, служащий общественным интересам). Ни юридические, ни нравственные понятия отнюдь не заложены, хотя бы в зачаточном виде, в душе индивида и отнюдь не имеют самостоятельной, независимой от общества природы. Вне понятия общественного интереса нет права и нравственности, 'общественно-полезное и нравственное - одно и то же'. Общественные интересы, находящиеся под защитой принуждения, исходящего от государства, и есть право. Последнее определяется то как 'система обеспеченных принуждением общественных целей', то как ' обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения'; много позже к защищенному интересу прибавился новый признак - наличие возможности у субъекта интереса самому защищать его судебным иском ('Дух римского права'). Субъект так понимаемого права - все общество, интересы целого. Вследствие этого личная автономия игнорируется, частные интересы принимаются в расчет лишь постольку, поскольку они соответствуют социальным целям. Оставаясь юристом, И. не решался довести эту мысль до конца, ограничив лишь права собственника и установив 'общественный характер всех частных прав'. Но продолженная и развитая, эта мысль означает, что ради общественной цели все может стать со временем предметом государственного принуждения. ' Лицо, общество, государство- такова историческая лестница человеческих целей... Государство поглощает в себе все общественные цели, и если правильно заключение от прошедшего к будущему, то в конце концов оно воспримет в себя все человечество'. Другим важным аспектом теории И. являлось полное отрицание возможности мирного, эволюционного развития права (на чем настаивали последователи исторической школы права). И. считал, что всякое право в мире может быть добыто только борьбой и реализуется через постоянную борьбу. Подчеркивание силовых моментов нередко принимало у И. агрессивно-апологетический характер. Делая право производным только от власти, силы, принуждения, И. скептически относился к идее правового государства, считая его совершенно нежизнеспособным. Соответственно, И. не проводил особого теоретического различия между правом и законом. Будучи суммой интересов по содержанию, по форме, право, согласно И., является суммой норм. установленных государством и обеспеченных его принуждением. Само государство И. рассматривал не иначе как организацию социального принуждения. Изложенное учение сам И. называл 'историко-реалистическим'. Идеи И. оказали влияние на формирование ряда западных правовых доктрин XX в. - 'юриспруденцию интересов' в Германии, юридический прагматизм в США и т.д.

Юридический словарь