Ипотека в ближайшие годы останется реальным драйвером роста жилищного строительства. Предложение Президента России об увеличении доступности жилья в нашей стране, озвученное им в ходе ежегодного послания Федеральному собранию, будет реализовано и за счет других структурных изменений на рынке ипотечного кредитования и жилищного строительства.
Правительством уже утвержден план перехода от долевого к проектному финансированию жилищного строительства. «Дорожная карта», разработанная совместно Минстроем, Минфином, Банком России и АИЖК, предусматривает на переходном этапе внедрение инструмента счетов-эскроу для расчета исключительно по договорам долевого участия в строительстве (ДДУ). По истечении трех лет в России должна сложиться практика финансирования проектов жилищного строительства, при которой уполномоченные банки будут инвестировать в проекты долевого строительства, неся до 80% затрат на их реализацию. Новая схема обеспечит стабильные объемы строительства при всеобъемлющем учете прав и интересов дольщиков.
Доступность новостроек для покупателей за счет снижения стоимости девелопмента поддержит АИЖК. Агентство управляет государственными земельными участками и осуществляет их вовлечение в строительство. Для того, чтобы девелоперы имели возможность оперативно приступить к освоению новых стройплощадок без дополнительных затрат на подготовку строительства и таким образом снизить его стоимость, АИЖК доводит уровень готовности участка до необходимого застройщикам. Вплоть до продажи или аренды «под ключ» с оформлением градостроительной документации и получением всех инженерных согласований. Таким образом, АИЖК помогает повысить инвестиционную привлекательность проектов строительства стандартного жилья. До 2020 года Агентство намерено использовать более 13 500 га земельных участков федеральной собственности, расположенных внутри городов с численностью населения более 250 тыс. человек. Потенциал их застройки составляет более 100 млн кв. м жилья.
Снижению стоимости качественного стандартного жилья и таким образом росту его доступности будет способствовать внедрение новых федеральных стандартов жилищного строительства и развития городских общественных пространств, которые весной 2018 года представят АИЖК и КБ «Стрелка». Разрабатываемые стандарты станут обязательным руководством для администраций городов и для проектировщиков по градостроительному освоению свободных территорий и развитию уже застроенных. Используемые при подготовке стандартов унифицированные архитектурные решения позволят создавать доступное высококачественное жилье, недорогое в строительстве и простое в эксплуатации.
Эти реалии рынков ипотечного кредитования и жилищного строительства уже учитывает новая стратегия АИЖК, рассчитанная до 2020 года. Агентство исходит из прогноза роста рынка ипотеки до 10 трлн руб. за счет ежегодного прироста объемов выдачи ипотечных кредитов на 15–20% и снижения их ставки до 7,5–8,0% к концу указанного периода.
Для того, чтобы сохранять возможность улучшения жилищных условий россиян, до 2020 года Агентство намерено расширять возможности доступного рефинансирования банковских фондов ипотечного кредитования через развитие ИЦБ, внедрять механизмы коллективных инвестиций на рынок арендного жилья, вовлекать в оборот и предоставлять земельные участки для жилищного строительства, продвигать универсальный ипотечно-строительный банк. Полноценная реализация этих мер позволит в рыночных условиях решить жилищную проблему, которая, как отметил Президент, стоит достаточно остро в России.
Весной 2018 года АИЖК и КБ «Стрелка»» представят федеральные стандарты жилищного строительства и развития городских общественных зон. Они будут являться руководством для администраций городов и для проектировщиков по градостроительному проектированию освоения свободных территорий и развития уже застроенных. Помимо унифицированных требований к формированию облика российских городов, стандарты будут содержать систему оценки качества городов - «Индекс качества городской среды», который уже доступен на сайте проекта по адресу www.Индекс-городов.рф
Необходимость пересмотра стандартов в сфере градостроительства назрела давно. Более 75% россиян проживают в 1112 российских городах, действующие строительные нормы и правила (СНиПы) для которых были разработаны еще в пятидесятых годах прошлого века! Отметим, что срок действия подобных документов в развитых зарубежных странах не превышает 10-15 лет.
Совместная работа АИЖК и КБ «Стрелка» над новыми стандартами создает основы для постиндустриальной трансформации городов России в рамках крупнейшей постсоветской федеральной градостроительной программы. Более трети российских городов преобразятся в ближайшие два года, 1900 гектаров будет благоустроено по всей стране.
Выбор партнера АИЖК неслучаен: КБ «Стрелка» наработало огромный опыт редизайна городских пространств в Москве. После принятия Мэрией столицы разработанного КБ стандарта, объем работ по благоустройству в городе увеличился в 2,5 раза. Количество ДТП на благоустроенных по этим стандартам московских улицах снизилось до 67%.
Сегодня КБ «Стрелка» является связующим звеном между городскими администрациями, предпринимателями и горожанами в решении вопросов развития городов, выполняя весь комплекс работ в рамках контракта по разработке стандартов развития качественной городской среды в российских городах.
Работа по созданию новых стандартов строится на 10 современных принципах формирования эффективной жилищной политики, которая, конечно же, должна осуществляться с учетом особенностей каждого конкретного региона нашей страны.Эти принципы объединяет не только рациональным подходом к решению жилищных вопросов на основе четких количественных и качественных ориентиров, но и понимание необходимости сохранения местного культурного, социального и экологического колорита. Они предусматривают справедливое распределение финансового бремени между государством и представителями бизнеса, разумный баланс между покупкой и арендой жилья, потребность в эффективных технологиях обслуживания и эксплуатации зданий.
Работа над стандартами с учетом этих принципов развивается по трем стратегическим направлениям: разработка стандартов комплексного развития территорий, программа развития городской среды и программа улучшения моногородов. В наших публикациях мы расскажем о каждом из них.